Приказ о создании комиссии и организации работ по специальной оценке условий труда: форма документа, пояснения к заполнению, посмотреть образец


Что такое специальная оценка условий труда

До 2014 года применялось такое понятие, как аттестация рабочих мест. В конце 2013 года принят закон, заменяющий аттестацию новым явлением – специальной оценкой условий труда (СОУТ).

В ходе спецоценки выявляются вредные и опасные условия труда. С помощью мероприятий спецоценки складывается общая картина положения дел на предприятии. На основе её результатов разрабатывается комплекс мероприятий, которые создадут более благоприятные условия на рабочем месте.

Благодаря спецоценке можно:

  1. Составить оптимальные графики прохождения медосмотров
  2. Определить величину тарифа страховых взносов
  3. Оценить риски, возникающие в связи с выполнением должностных обязанностей
  4. Обосновать мероприятия по охране труда

Оценка проводится в плановом порядке или внепланово.

Плановая оценка. По общему правилу такая оценка проводится 1 раз в 5 лет. Поскольку спецоценка аналогична аттестации рабочего места, срок проведения оценки определяется исходя из срока проведения последней аттестации.

Внеплановая оценка. Такая спецоценка проводится по необходимости. Поводом для нее может стать:

  • Появление в организации новых рабочих мест. Это один из самых распространенных способов, когда назначается внеплановая спецоценка
  • Рекомендация трудовой инспекции. Иногда инспекция по труду по тем или иным причинам настоятельно рекомендует провести внеплановую оценку
  • Рекомендация профсроюза. Очень немногие организации имеют такой орган по защите прав работников, однако кое – где они еще сохранились. Так вот, по просьбе профсоюза в интересах работников может быть назначена оценка
  • Внеплановая спецоценка проводится, если изменилась технология производства или закуплено новое оборудование, которое может повлиять на условия труда
  • Кроме того, изменение состава сырья, из которого производится продукция, также служит основанием для проведения оценки
  • Даже изменение средств индивидуальной защиты требует проведения внеплановой оценки, поскольку может повлиять на условия труда работников

Внеплановая спецоценка проводится в том же порядке, что и плановая.

СОУТ не будет проводиться для таких работников, как:

  • Надомников, то есть тех, кто выполняет свои обязанности сидя дома
  • Тех, кто работает удаленно (дистанционно)
  • Самозанятых

Рассмотрим разделение условий труда по классам в зависимости от вредности в таблице.

Класс вредностиРасшифровка
1 классВ этом случае воздействия вредных факторов не наблюдается или они находятся в пределах нормы. Условия являются безопасными, что позволяет обеспечить хорошую работоспособность сотрудника.
2 классЕсли определен такой класс опасности, наблюдается небольшое вредное воздействие, которое, однако, не выходит за границы нормы. Урон для организма от воздействия таких факторов восстанавливается за время отдыха или до следующей смены.
3 классВ этом случае вредное воздействие превышает установленные нормы. Такие условия труда являются вредными. Класс детализируется по 4 подклассам.
4 классЭтот класс говорит о том, что условия труда опасны. Вредные факторы в процессе деятельности оказывают серьезное негативное воздействие на работника. Если сотрудник работает в таких условиях, то велик риск развития профессионального заболевания.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

– Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

– Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»

– Приказ Минтруда России от 20.02.2014 г. №103н «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации»

– Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (п.2, п.5 статьи 5.27_1, п. 23 статьи 19.5)

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНЫХ ПРОЦЕДУР ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

Приказы Минтруда России

– от 24 января 2014 г. № 33н (внесённые измениения см. в Приказе 24н от 20.01.2015 г.) «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»

– от 05 декабря 2014 г. № 976н «Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на работах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом»

– от 7 февраля 2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»

– от 03 ноября 2015 г. № 843н «Об утверждении Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учёта результатов проведения специальной оценки условий труда»

ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА МАТЕРИАЛОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

– Приказ Минтруда Россииот 12 августа 2014 г. № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда»

– Административный регламент предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда, утверждённый Приказом Министерства труда и социальной защиты от 8 июля 2021 года № 350н

– Порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда, утверждённый Приказом Минтруда России от 08.09.2016 г. №501н

– Приказ Минтруда России от 22 сентября 2014 г. № 652н «Об утверждении Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда» – утратил силу

– Приказ Минтруда России от 9 октября 2014 г. № 682н «Об утверждении методических рекомендаций по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда»

– Приказ Минтруда России от 05.12.2016 № 709н “Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда”

– Приказ Минтруда России от 21.04.2017 № 377н “Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда” (действует с 16.06.2017 г.)

УСТАНОВЛЕНИЕ ПОРЯДКА ДОПУСКА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

– Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № 599 «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда»

– Административный регламент предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по формированию и ведению реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 мая 2015 года № 304н

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА ЭКСПЕРТОВ

– Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. № 614 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования»

Приказы Минтруда России

– от 24 января 2014 г. № 32н «Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда»

– от 25 июля 2014 г. № 482 «Об организации работы по проведению дистанционного тестирования лиц, претендующих на получение сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда»

– от 29 апреля 2015 г. № 258н «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и выдаче в результате ее проведения сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда»

УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

– Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. № 290 «Об утверждении Перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей»

– Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 252 «Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъёмочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации”

Приказы Минтруда России

– от 14 ноября 2014 г. № 882н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, перечень профессий и должностей которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 252» (работники культуры)

– от 9 декабря 2014 г. № 996н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, занятых на подземных работах»

– от 27 января 2015 г. № 46н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений»

– от 18 февраля 2015 г. № 96н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водолазов, а также работников, непосредственно осуществляющих кессонные работы»

– от 19 февраля 2015 г. № 102н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых предусматривается пребывание работников в условиях повышенного давления газовой и воздушной среды»

– от 24 апреля 2015 № 250н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда»

– Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников, непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную) медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации, утв. Приказом Минтруда России от 24 апреля 2015 г. № 250н

– Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников, расположенных в помещениях, к которым нормативными правовыми актами Российской Федерации предъявляются требования, связанные с необходимостью поддержания особого микробиологического состояния среды и устойчивого режима функционирования медицинского оборудования отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные), утв. Приказом Минтруда России от 24апреля 2015 г. № 250н

– Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников, непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда, утв. Приказом Минтруда России от 24 апреля 2015 г. № 250н

– Перечень медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда, утв. Приказом Минтруда России от 24 апреля 2015 г. № 250н

– от 18 мая 2015 г. № 301н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов»

– от 01 июня 2015 г. № 335н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта»

– от 30 июня 2021 г. № 543н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования»

– от 28 июня 2021 г. № 433н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, на которых непосредственно осуществляются разработка, изготовление, переработка, испытание, утилизация, межоперационное хранение взрывчатых веществ, инициирующих составов и продуктов, транспортирование (транспортировка), уничтожение боеприпасов и взрывчатых веществ, пиротехнических составов, порохов, ракетных топлив, средств инициирования и изделий на их основе, в организациях, эксплуатирующих радиационно опасные и ядерно опасные производства (объекты), и организациях промышленности боеприпасов и спецхимии»

ФИНАНСИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

Приказы Минтруда России

– от 10 декабря 2012 г. № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»

– от 2 сентября 2014 г. № 598н «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»

Письма ФСС России

– от 02 июля 2015 г. № 02-09-11/16-10779 «О финансовом обеспечении предупредительных мер»

ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

Приказы Минтруда России

– от 12 августа 08.2014 № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда»

– от 22 сентября 2014 г. № 652н «Об утверждении Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда»

– от 09 ноября 2014 г. № 682н «Об утверждении методических рекомендаций по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда»

– от 08.07.2016 N 350н “Административный регламент предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда”

ТРЕБОВАНИЯ К ИЛ

Р 50.1.108-2016 Политика ИЛАК по прослеживаемости результатов измерений

Р 50.1.109-2016 Политика ИЛАК в отношении неопределённости при калибровках

ДРУГИЕ

СанПиН 2.1.3.2630-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность”

СП 1.3.3118-13 “Безопасность работы с микроорганизмами I – II групп патогенности (опасности)”

СП 1.2.036-95 “Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I – IV групп патогенности”

Приказ Федеральной службы государственной статистики от 06 августа 2021 г. №485 “Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников” (приложение №2)

Проводим спецоценку в ЯНАО, ХМАО-Югре, Тюменской обл. и по всей РФ

Информация актуализирована АНО «ТМЦОТ» 21.08.2018 г.

Вопросы задавайте по тел. или пишите на эл.почту

Консультирует Данюк Галина Владимировна эксперт СОУТ

Оформить заявку на проведение специальной оценки условий труда

Статьи по специальной оценке условий труда

Спасибо, что Вы посетили наш сайт!

Какие организации подлежат СОУТ

Согласно законодательству, любые предприятия и индивидуальные предприниматели должны проводить спецоценку. Исключение составляют 3 категории, указанные выше.

Рабочие места по любой должности подлежат спецоценке. Она проводится как в отношении рабочих профессий, так и в отношении работников офиса.

Кто проводит спецоценку условий труда

Спецоценка – процедура хлопотная, со множеством нюансов.

Поскольку СОУТ должны проводить эксперты в своем деле, то такую услугу оказывают специализированные организации, соответственно определенным требованиям.

Такая организация должна быть включена в реестр подобных организаций, иметь в штате экспертов и аккредитованную лабораторию.

Спецоценка проводится совместными усилиями работодателя и такой специализированной организации. Обычно работодатель предоставляет все необходимые для оценки документы и решает организационные моменты.

Коротко об условиях труда и их классах

По законодательству условия труда на производствах имеют определенный класс опасности, который присваивается рабочему месту в зависимости от того, какие потенциально небезопасные или вредные факторы имеют место на нем быть. Всего существуют четыре класса: первый, самый безопасный, т.е. трудящиеся могут осуществлять свои рабочие обязанности без какого-либо ущерба для здоровья. Второй – с минимальным отрицательным воздействием на организм, третий – уже достаточно вредный, когда негативное влияние на человека довольно ощутимо.

И наконец, четвертый класс опасности: высокий, когда условия труда характеризуются максимальной степенью угрозы для жизни и здоровья работника.

При третьем-четвертом классах, руководство предприятий должно обеспечивать подчиненных всеми необходимыми средствами защиты, кроме того, некоторым категориям персонала полагается компенсация за вредность, которая выдается либо в виде натуральных продуктов питания (например, молока и молочных изделий), либо же в виде дополнительной денежной надбавки.

Зачем издается приказ о проведении СОУТ

Все решения руководства закрепляются в приказах. Все они составляются в свободной форме.

После того, как директор принял решение о проведении спецоценки, он закрепляет это решение в приказе. Так же нужно создать приказ о назначении членов комиссии, которая будет участвовать в проведении оценки.

Эти 2 приказа могут быть объединены в один.

Приказ издается для упорядочения деятельности и определения круга лиц, участвующих в спецоценке. Согласно ч. 4 ст. 9 закона №426-ФЗ, директор является председателем такой комиссии. В состав комиссии вместе с директором должно входить не менее 3 человек, количество ее членов должно быть нечетным.

Приказ об утверждении положения СУОТ в ДОУ: обязательно ли нужно его составлять?

В августе 2021 года вступил в силу Приказ Минтруда РФ N 438Н, регламентирующий и определяющий содержание Типового положения о системе управления охраной труда. Для руководителей дошкольных образовательных учреждений Приказ стал основанием пересмотра разработанных систем управления охраной труда, а седьмой пункт Приказа обязал сформировать и выпустить приказ об утверждении положения СУОТ в ДОУ.

Обратите внимание, что

разработанное положение о СУОТ не является полноценной заменой системы управления охраной труда, как это полагают некоторые руководители образовательных учреждений. Чтобы выполнить требования ст. 212 Трудового кодекса РФ
«Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда»
, следует разработать не только положение о СУОТ, но и все сопутствующие положения и процедуры.

Как оформить приказ о проведении спецоценки

В приказе раскрываем следующую информацию:

  1. Определяем дату начала проведения спецоценки
  2. Состав комиссии для проведения спецоценки
  3. Утверждаем список мест работников, где нужно провести спецоценку
  4. Дается указание о составлении графика мероприятий спецоценки с указанием конкретных дат
  5. Назначается ответственный специалист, который будет хранить все документы по СОУТ

Приказ подписывает директор организации.

Отдельным приказом нужно утвердить план проведения мероприятий по спецоценке. В таком приказе указывается:

  • Проводится плановая или внеплановая проверка
  • Сколько рабочих мест будет подвергнуто проверке
  • На каких рабочих местах спецоценка будет проводиться в первую очередь
  • График проведения оценки выносится отдельным приложением к приказу
  • Назначается лицо, ответственное за подготовку и передачу специализированной организации пакета документов, необходимых для проведения спецоценки

Приказ подписывает руководитель предприятия и должностные лица, задействованные в проведении оценки.

Приведем сравнение приказов в таблице.

Приказ о проведении СОУТПриказ об утверждении графика мероприятий
Наименование организации
Номер и дата приказа

Наименование приказа

Преамбула приказа

Утверждает дату начала спецоценкиПлановая или внеплановая проверка проводится
Утверждает состав комиссииЗакрепляет количество рабочих мест, которые будут подвергнуты оценке
Указывается список рабочих мест для проведения оценкиОпределяются рабочие места, где оценка будет проведена в первую очередь
Указание о составление графика СОУТРазрабатывается график проведения спецоценки (в приложении)
Назначается ответственный специалист для хранения документовОпределяется ответственное лицо для передачи документов для специализированной организации
Подпись директора

Внеплановая СОУТ | основания | порядок проведения

Понятие СОУТ знакомо большинству работодателей, однако в этом материале мы рассмотрим особый вид мероприятий – внеплановую специальную оценку условий труда.

Из этой статьи вы узнаете:

  • в чем состоит отличие внеплановой специальной оценки условий труда от обычной СОУТ;
  • какие основания существуют для ВСОУТ и в каких случаях внеплановая спецоценка не нужна;
  • каков алгоритм проведения этого мероприятия.

Определение и нормативная база

Трудовое законодательство РФ предписывает раз в пять лет проводить оценку УТ на территории предприятий и учреждений. Для многих работодателей это уже привычное мероприятие. Спецоценка – это относительно недавно введенная процедура, поэтому правила ее проведения постоянно уточняются Минтрудом.

Существует и особая, внеплановая специальная оценка условий труда (ВСОУТ).

По сути, она тоже представляет собой опознание негативных факторов на рабочих местах, но у этой процедуры существуют свои особые основания: появление в штате новых должностей, переход на иной технологический процесс, использование новых материалов, выявление причин несчастных случаев. Более подробно основания для проведения ВСОУТ мы рассмотрим ниже.

При осуществлении внеплановой спецоценки следует руководствоваться уже знакомым перечнем нормативных документов:

Порядок проведения внеплановой СОУТ

В организационном плане внеплановая специальная оценка условий труда имеет такой же порядок, как и плановая.

Стандартный алгоритм таков:

  • Руководителем организации выпускается приказ о создании комиссии для проведения ВСОУТ.
  • Комиссия составляет список рабочих мест, для которых обязательна оценка УТ, после чего компания заключает договор с организацией, специализирующейся на проведении СОУТ. Реестр уполномоченных организаций можно найти на официальном сайте Министерства труда России.
  • Эксперт из этой организации проводит все требуемые мероприятия и подготавливает отчет, который подписывают члены комиссии и утверждает руководитель учреждения.
  • В дальнейшем администрация обязана ознакомить работников с результатами ВСОУТ, а также отправить уведомление об этих результатах в ФСС РФ, выложить итоги на своем сайте и, если факторов риска на рабочих местах не обнаружено, подать декларацию в ГИТ.

Основания для проведения внеплановой СОУТ

Главное отличие внеплановой специальной оценки УТ от стандартной кроется в том, каковы основания для ее проведения. К подобным основаниям можно отнести значимые изменения в организации производственного процесса, произошедшие в промежутке между двумя плановыми СОУТ.

Работодателю важно фиксировать такие изменения, чтобы определить, на каких рабочих местах нужно провести ВСОУТ. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

  • появились новые РМ;
  • получено предписание государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными нарушениями требований Закона «О специальной оценке условий труда» или государственных нормативных требований охраны труда, предусмотренных статьей 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
  • запущено новое производственное оборудование;
  • внедрен новый технологический процесс;
  • начали применяться новые материалы или сырье;
  • обновили средства индивидуальной защиты;
  • случился несчастный случай (не по вине третьих лиц);
  • у сотрудника было обнаружено профессиональное заболевание;
  • с предложением о ВСОУТ выступил профсоюз;
  • трудовая инспекция выдала предписание на проведение ВСОУТ.

Хорошими примерами ситуаций, когда нужно провести внеплановую специальную оценку условий труда, могут быть: установка нового широкоформатного плоттера в печатном цеху; переезд сотрудников в другое производственное помещение; несчастный случай на складе вследствие падения коробок с товарами при выгрузке из транспорта.

Кто принимает решение о проведении ВСОУТ

Решение о проведении внеплановой специальной оценки УТ принимает руководитель предприятия или учреждения. При этом решение не всегда может быть личной инициативой руководителя, иногда оно вынужденное.

Другой вариант: профсоюзная организация выступила с обоснованной инициативой о необходимости внеплановой СО.

Приказ о проведении ВСОУТ

Внеплановая специальная проверка условий труда начинается с приказа, который выпускает руководитель учреждения. Этим приказом из числа ответственных лиц организации учреждается комиссия для проведения спецоценки. Комиссии ставятся конкретные задачи.

Скачайте шаблоны приказов:

Сроки проведения ВСОУТ

Вопрос сроков часто является одним из самых проблемных, когда появляется необходимость во ВСОУТ. Можно выделить два установленных временных периода, в течение которых необходимо провести ВСОУТ: 6 и 12 месяцев.

Вам следует провести внеплановую спецоценку в течение 6 месяцев в следующих случаях:

  • ГИТ выдал предписание;
  • поступило соответствующее предложение от профсоюза;
  • обнаружен случай профессионального заболевания;
  • зафиксирован несчастный случай;
  • появились новые материалы или сырье;
  • используются новые СИЗ.

Внеплановую СО условий труда нужно провести в 12-месячный срок, если:

  • в строй введены новые РМ;
  • изменился технологическом процессе;
  • запущено новое оборудование.

Важно помнить

Отсчет срока начинается с момента, когда наступили основания для ВСОУТ. Например, при создании нового РМ срок отсчитывается с даты ввода его в штатное расписание, а при создании нового юридического лица – с даты его государственной регистрации.

Отличия от плановой СОУТ

Как мы установили, порядок проведения внеплановой спецоценки такой же, как и у плановой. Однако существуют некоторые особенности.

Например, при вводе нового оборудования, материалов, техпроцессов нужно сначала обустроить новые рабочие места и только потом начинать процедуру ВСОУТ. По законодательству нельзя проводить ВСОУТ на еще не готовых местах.

Внимание

Организация и проведение внеплановой проверки требует немало времени, поэтому стоит заранее подготовить план и рабочие места, для которых внеплановая ВСОУТ потребуется прежде всего.

Когда ВСОУТ проводить не требуется

Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией (ч. 4 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Помимо всего прочего, важно знать и те ситуации, при которых не понадобится внеплановая специальная оценка УТ. Так, если компания была реорганизована, но при этом не произошло перемен в техпроцессе и прочих условий труда, то необходимости в осуществлении ВСОУТ нет. Также не потребуется проведение СОУТ при переименовании должности.

Перечислим все обстоятельства, при которых внеплановую проверку условий труда проводить не требуется:

  • Произошла смена названия и реквизитов компании, но УТ не изменились, и профсоюз не требует внеплановой спецоценки.
  • Должность работника изменилась, однако рабочее место и его функционал остались прежними.
  • Произошел несчастный случай, но по вине третьих лиц.
  • НС имел место на территории работодателя, но не на рабочем месте пострадавшего сотрудника.
  • Новый работник занял место уволенного, и условия труда остались без изменения.

Читайте по теме:

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103389-qqq-17-m9-provedenie-vneplanovoy-spetsialnoy-otsenki-usloviy-truda

Завершение специальной оценки условий труда

Для того, чтобы завершить спецоценку и поставить финальную точку в этом мероприятии, необходимо издать соответствующий приказ. Он составляется в произвольной форме.

В приказе на завершение СОУТ указываем:

  • Распоряжение о том, что спецоценка завершена
  • Есть ли разногласия по результатам работы
  • Если нужно, определить мероприятия по доведению рабочих мест до соответствия результатам спецоценки. Или же разработать такие мероприятия

Кроме того, на заключительном этапе спецоценки нужно:

  1. Подписать отчет о проведении СОУТ
  2. Ознакомить работников с результатами проведенной оценки
  3. Если выявлено несоответствие, привести все документы в надлежащий вид в соответствии с законодательством

Ответственность в сфере проведения спецоценки

ВАЖНО! Величина штрафов для организаций, не прошедших СОУТ, не зависит от величины штата сотрудников. Об этом говорится в Письме Роструда №ПГ/31983-03-3 от 28.11.2016 года.

За непроведение специальной оценки или нарушения при ее проведении на компанию могут наложить огромные штрафы (КоАП ст. 5.27.1).

НарушениеШтраф
Нарушение первое, вред не причиненПредупреждение
Первичное нарушение60-80 тысяч рублей
Повторное нарушение100-200 тысяч рублей
Повторное нарушение, угроза жизниПриостановление деятельности до 90 суток, дисквалификация руководителя от 1 до 3 лет

Кроме того, после проведения спецоценки, нужно провести определенные мероприятия, за отсутствие которых также будет наложен штраф.

МероприятиеШтраф за отсутствие
Нужно дополнить трудовой договор существенным условием – результатами СОУТ. Составляется дополнительное соглашение.50-100 тысяч рублей
Утверждаем результаты оценки и предоставляем или отменяем компенсации за вредность. Не допускаем нецелевого расходования средств5-25% от суммы, использованной не по целевому назначению
Составляем список работников, которым необходимо проходить медосмотрыЕсли работник допускается к работе без проведения медосмотра, то штраф 110-130 тысяч рублей
Проверяем наличие средств индивидуальной защиты130-150 тысяч рублей

Контролирующие органы предполагают наказание работодателей, которые не проходят СОУТ.

Мнение эксперта

Начальник Управления по надзору за соблюдением трудового законодательства Роструда Е. Иванов утверждает, что в 2021 году ответственность может угрожать только тем, кого в 2021 году трудовая инспекция проверит планово или непланово. С 2021 года работодателей начнут штрафовать в массовом порядке.

Директор Департамента условий и охраны труда В.Корж поясняет:

Трудовая инспекция будет сравнивать базы налоговой инспекции, пенсионного фонда и ФГИС. Тем, кто не провел СОУТ направляется сначала предостережение.

Внеплановая спецоценка: условия и порядок проведения

Дополнено 22.04.2021

Новости с 2021 года

Оценка вредных и опасных производственных факторов, наличествующих на рабочем месте, и их возможного влияния на здоровье сотрудников может проводиться даже после того, как официальная СОУТ уже была проведена. В каких случаях необходимо проведение внеплановой специальной оценки условий труда, и что следует о ней знать?

Вопрос о том, как провести спецоценку, регулируется действующим с января 2014 года Федеральным законом № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013. Согласно этому документу, результаты СОУТ считаются действительными в течение 5 лет с момента проведения. Однако иногда может сложиться ситуация, когда нужно выполнить процедуру во внеплановом режиме. Рассмотрим эти случаи.

Когда проводить

Проверка специальной оценки условий труда во внеплановом режиме проводится в следующих случаях:

  1. Если на проведение СОУТ было выдано специальный приказ государственного инспекционного органа (Роструд);
  2. Если на предприятии произошел несчастный случай, приведший к производственным травмам или смертельному исходу;
  3. Если на рабочих местах были выявлены заболевания, являющиеся последствиями влияния на работников вредных или опасных производственных факторов (профессиональные заболевания);
  4. Если в организации были введены новые, еще не проверенные рабочие места (Это важно!
    Рабочие места должны быть уже организованы, как и штатный технологический процесс, который будет на них проходить. Для еще не обустроенных мест СОУТ не проводится, и законодательством не предусмотрена);
  5. Если технологические процессы, сырье или оборудование, используемые в работе предприятия, были изменены. Чтобы понять, когда проводится внеплановая спецоценка, следует выяснить, могут ли эти изменения спровоцировать появление неучтенных вредных и опасных факторов (изменилась температура в цехе, усилились промышленные вибрации, было введено в эксплуатацию новое оборудование и т. д.);
  6. Если для ограждения сотрудников от влияния вредных факторов стали использоваться новые средства индивидуальной защиты (в этот пункт также входит, к примеру, использование работниками теплой спецодежды в зимний период, если на момент проведения спецоценки летом этот фактор не учитывался);
  7. Если мотивированное предложение о реализации повторной спецоценки выдвигает представительный орган работников или профсоюзная организация.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: