Специальная оценка условий труда Пройди специальную оценку условий труда за 2 дня с внесением в реестр Минтруда. Цена от 1 700 рублей


СОУТ и охрана труда

Охрана труда (ОТ) — система сохранения жизни и здоровья людей в ходе осуществления ими трудовой деятельности.

Задачи по ОТ лежат в зоне ответственности административного аппарата компании, какова бы ни была ее отраслевая принадлежность, форма собственности и масштабы бизнеса.

С позиции законодательства регулирование ОТ предполагает:

  • формирование общих норм ОТ, правил техники безопасности и промсанитарии;
  • реализацию предупреждающих действий по предотвращению получения работниками травм на производстве и возникновения профзаболеваний;
  • поддержание на производствах нормальных условий труда, выполнение комплекса мероприятий по его охране, необходимого для нормального исполнения персоналом своих трудовых функций;
  • предоставление отдельным категориям персонала с более низкой трудоспособностью (в силу пола, возраста, различных обстоятельств) расширенных правовых гарантий по ОТ;
  • общественный и госконтроль рассматриваемой сферы.

Важнейшая роль в системе ОТ отведена СОУТ.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — это целостный комплекс поэтапно реализуемых мероприятий по идентификации вредных и/или опасных производственных факторов и оценке степени их влияния на работника с учетом отклонения наблюдаемых значений от нормативных.

Результаты спецоценки применимы в разных целях:

  • они оказывают влияние на исчисление страховых взносов во внебюджетные фонды;
  • работодатель учитывает их при определении гарантий и компенсаций, предоставляемых сотрудникам;
  • они требуются для правильного планирования и реализации различных мероприятий по ОТ (профосмотры, приобретение СИЗ).

Срок хранения материалов СОУТ

Срок действия материалов СОУТ в организации и их хранение в организации – это разные понятия. Данные требования определяются Перечнем хранения дел, с указанием периодичности уничтожения документов. Отражаются в номенклатуре, которая должна вестись в рамках делопроизводства.

Сначала напомним, сколько действует СОУТ – 5 лет, а период передачи документов в архив определяется с момента завершения действия СОУТ и вступления в силу новой оценки УТ.

Важным фактором, определяющим, сколько хранятся сведения по спецоценке, является как раз вредность и опасность условий труда. Согласно Перечню, документация по СОУТ, включая протоколы, заключения, предложения и т.п., подлежит уничтожению через 45 лет с момента завершения действия. Но, при высоком классе вредности, срок увеличивается до 75 лет. Это касается и ситуаций с несчастными случаями, вся документация автоматически пролонгируется на аналогичный срок хранения.

Что будет, если не проводить СОУТ в срок

Любое отступление от установленных законом норм грозит наказанием. Игнорирование спецоценки – не исключение. А в связи с тем, что речь идет о жизнях и здоровье многих людей, целых организаций, работодатель не сможет отделаться легким испугом.

Утвержденный отчет о проведенной спецоценке передается в экспертную организацию, которая проводила эту процедуру. Этот документ впоследствии вносится в единый реестр (информационную систему учета). Благодаря этому Минтруд сможет вычислить нарушителей и привлечь к ответственности.

Обратите внимание! Виды наказания — от предупреждения, штрафов (от 5 тыс. до 300 тыс. руб.) до полной дисквалификации предприятия.

СОУТ на любом предприятии выполняет функции осуществления требований ОТ. Периодичность проведения СОУТ зависит от возникновения профзаболеваний и несчастных случаев. Спецоценке подлежат только занятые должности. Это трудоемкий, затратный и длительный процесс, но он дает ряд преимуществ работодателю, включая снижение ставок страхования. Невыполнение требований влечет за собой наложение штрафов и прекращение деятельности юридического лица.

ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Существовавшую прежде аттестацию рабочих мест по условиям труда заменила спецоценка, представляющая собой значительно более прогрессивную технологию, приближенную к мировой практике.

1 января 2014 г. начал действовать Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон). Им регламентирован порядок проведения спецоценки, определены требования к проводящим ее организациям и специалистам, сформулированы критерии определения классов условий труда на рабочих местах, уровней профрисков.

Вступив в силу, Закон запустил обновленную механику формирования пакета гарантий и компенсаций для «вредников» и измененный алгоритм расчета отчислений в ПФР и ФСС.

Главное отличие спецоценки условий труда от предшествующей модели — отказ от «списочного» принципа предоставления гарантий и компенсаций персоналу на «вредных» производствах в пользу принятия в расчет фактического влияния различных негативных факторов на организм каждого сотрудника.

Среди важнейших преимуществ спецоценки над аттестацией эксперты отмечают снижение нагрузки на работодателей с нормальными условиями труда: для них отпала необходимость регулярных дорогостоящих аттестаций и отчисления страховых взносов за работников, занятых в благоприятных условиях. Применительно к владельцам «вредных» рабочих мест, напротив, произошло ужесточение требований и усиление контроля, которые в конечном итоге должны послужить мотиваторами для общего улучшения условий труда и максимального сокращения доли рабочих мест с неблагоприятной производственной обстановкой.

Сроки и периодичность проведения спецоценки рабочих мест СОУТ

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда при проведении СОУТ начиная с 2020 г. действительна в течение 5 (пяти) лет, срок исчисляется со дня размещения утверждённого отчета о проведении спецоценки условий труда специалистами СОУТ в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда. О дате размещения специалисты из СОУТ обязаны официально информировать в рок не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня размещения. До 2021 г. срок действия декларации исчислялся со дня утверждения отчета проведении спец.оценки условий труда.

В противном случае, декларация прекращает свое действие и возникает необходимость в проведении внеплановой спец.оценки условий труда. Помимо вышеуказанного внеплановая спец.оценка может проводиться и в других случаях (см. ст.17 закона № 426). Срок проведения внеплановой оценки определяется 6 месяцами со дня наступления вышеперечисленных случаев. В случае проведения организацией аттестации рабочих мест до вступления в силу закона «О специальной оценке условий труда», организация имеет право не проводить спец.оценку в течение 5 лет со дня завершения данной аттестации. Если же процедура аттестации рабочих мест была начата в 2013 году, но не доведена до конца к началу 2014 года, то ей необходимо заново начать процедуру спец.оценки.

Спец. оценку рабочих мест, причисленных к вредным необходимо завершить к окончанию 2014 года, что касается прочих рабочих мест, но законодательно разрешено проводить их поэтапно. Окончательный срок проведения спец.оценки таких мест – конец 2021 года.

Специальная оценка условий труда и аналогичные рабочие места

Когда на предприятии много одинаковых рабочих мест, проводить СОУТ на них по сплошному принципу нерационально. Такие места признают аналогичными, спецоценке подвергается лишь 20% от суммарного их числа (но минимум два), а итоговые результаты транслируются на всю совокупность рассматриваемых мест.

По Закону, признать аналогичными можно только те рабочие места, которым свойственны все перечисленные ниже признаки сразу:

  • одни профессионально-должностные наименования;
  • одинаковые обязанности исполнителей при ведении однотипного техпроцесса в одинаковом режиме;
  • использование однотипных средств и предметов труда;
  • работа в общем/нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных инженерных систем;
  • одинаковые организация рабочих мест и наличие на них средств защиты.

Выявление из ранее признанных аналогичными по меньшей мере одного рабочего места, не отвечающего всем условиям аналогичности, влечет за собой проведение спецоценки на всей совокупности мест, считавшихся до этого момента аналогичными.

Классы условий труда

2013 год принес изменения в процесс определения и классификации условий труда по принципу их сложности, напряженности и вреда, наносимого здоровью. Принятый закон определил, что с 01 января 2014 года работодатель обязан оценить условия, в которых трудятся члены его коллектива, и принять решение относительно их оптимизации или сведения к минимальному уровню их воздействие.

Согласно ст. 14 426-ФЗ есть такие классы условий труда: оптимальные, допустимые, вредные, опасные.

Допустимые

К первому, оптимальному, классу условий относится большинство профессий, специалисты которых заняты на административных и социальных должностях. Отличительной особенностью таких рабочих условий является то, что воздействие вредных факторов на людей либо отсутствует, либо ничтожно мало. Даже при незначительных усилиях со стороны работодателя устранить любое влияние на самочувствие и работоспособность работников будет нетрудно.

Вредные

Второй класс определяет круг специалистов, на которых влияние вредных факторов хоть и присутствует, но не носит стойкого характера и не превышает установленных норм. Вред от них, может быть и есть, но восстановление работника возможно в течение часов отдыха между отрезками рабочего времени. Такие условия эксперты относят к классу допустимых.

Опасные и их подклассы

Действительное и измеримое неблагоприятное влияние на физическое и психологическое состояние работников оказывают условия труда, начиная с третьего класса опасности. Такое воздействие, при проведении оценки условий труда, уже относят к вредному. По степени оно подразделяется еще на четыре подгруппы:

  • первая степень требует более длительного отдыха для восстановления сил;
  • вторая – может привести к ухудшению здоровья при длительном стаже работы в подобных условиях;
  • третья – грозит появлением легких и средней тяжести профессиональных заболеваний в процессе работы;
  • четвертая же — может вызвать уже тяжелые или необратимые изменения в связи с выполняемыми трудовыми обязанностями.

Самые опасные профессии отнесены к четвертому классу. Факторы труда, воздействующие на человека, способны не только привести к тяжелой профессиональной болезни, но и угрожать его жизни. Причем, работник вынужден находиться под их влиянием весь рабочий день или большую его часть.

Дополнительная оплата

Статья 147 ТК РФ обязывает нанимателя учитывать влияние негативных факторов еще и в финансовом выражении, то есть должны быть повышены условия оплаты труда на посредственном рабочем месте. Поскольку список и разнообразие профессий со специфическими условиями труда настолько обширен, что не может быть оговорен в тексте Трудового кодекса, законодатель ограничился указанием минимальной ставки повышения окладов – 4%. На практике этот уровень оплаты неблагоприятных условий труда значительно выше, потому что, при составлении локальных уставных документов на предприятии, собственникам и руководству компаний предписано учитывать мнение профсоюзов.

Льготы при специальных условиях труда

При утверждении окончательного размера доплат к существующим окладам принято также принимать во внимание старинные, но не утратившие актуальности с советских времен Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78.

Доплата за вредные и опасные условия труда рабочих в организации устанавливаются в коллективном договоре и обязательно указываются в трудовом договоре с каждым сотрудником.

Понятно, что рядовой рабочий, испытывающий на себе все тяготы неблагоприятных факторов, не сможет изучить все эти документы и правильно применить их нормы для защиты собственных интересов. Поэтому закон обязывает работодателя конкретизировать в трудовом договоре мельчайшие подробности относительно денежной компенсации негативного воздействия специальных условий труда и предоставления времени для отдыха и восстановления, ст. 57 ТК РФ. Проинформирован работник должен быть и о характере вредных и опасных условий труда, и о мерах защиты от них, и о порядке обеспечения индивидуальными средствами и приборами защиты, его периодичности.

Нарушение в сфере не обеспечения условий труда и способы защиты

К какому бы классу опасности не относились условия конкретной профессии или рабочей точки, работодатель на законодательном уровне обязан способствовать максимальному снижению их негативного влияния и обеспечению условий труда. Если эту обязанность руководство организации или производственного участка игнорирует, то работнику не остается ничего иного как прибегнуть к методам трудовой самозащиты или призвать на помощь Трудовую инспекцию. В особенно тяжелых случаях дело может дойти до прокуратуры или суда.

Оптимальный и допустимый классы опасности

Если специальные условия труда создают предпосылки к снижению работоспособности и даже стойкому ухудшению физического состояния, а начальство отказывается это замечать и принимать меры, работники могут попытаться привлечь внимание к данной проблеме и исправить ситуацию.

Первое, что нужно сделать, это составить письменное обращение к администрации с четким изложением проблемы, перечислив в нем все факторы, негативно влияющие на их состояние и мешающие им полноценно трудиться. Например, офисная работа чаще всего может быть отнесена исключительно к первому классу опасности, но это не значит, что условия организации труда сотрудников можно оставить без контроля. Самое часто встречающееся нарушение в этой сфере – неудовлетворительный микроклимат в помещениях и пренебрежение к организации рабочего места. Начальство забывает о существовании норм СанПиН 2.2.4.548-96, согласно которому поддерживать температурный режим такая же обязательная функция нанимателя, как и своевременная оплата труда. Также близоруко ведут себя и в отношении оборудования удобной мебелью и освещения в административных помещениях (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Что делать, если руководитель игнорирует?

Если руководитель делает вид, что работа, сидя на табуретке за мерцающим монитором в темном и холодном (или удушливом) полуподвальном помещении, не может сказаться на качестве выполнения трудовых функций, то стоит возразить ему в этом письменно. Ведь согласно ст. 211 и ст. 212 ТК РФ не делаются исключения для должностей оптимального класса опасности труда. Естественным следствием отказа работодателя реагировать на подобную просьбу станет обращение в органы санитарной службы с предложением провести измерения и оценку состояния микроклимата в офисе. К письму можно приложить акт, составленный в произвольной форме, в котором зафиксированы температурные показатели, уровень влажности или описание других отрицательно воздействующих факторов. Провести измерения можно с использованием бытовых приборов (термометров, влагомеров и прочего). Для большей убедительности лучше использовать несколько вариантов устройств, желательно, новых и без видимых повреждений. Возможно, купленных специально для такого случая (документы о приобретении и паспорта устройств тоже лучше иметь при себе). Не стоит обольщаться, что составленный на основании собственных измерений документ послужит доказательством при серьезном разбирательстве в суде. Но такой акт позволит санстанции провести широчайшую проверку показателей на предприятии, основываясь на данных самих работников.

Определение, вынесенное санитарным врачом, подлежит исполнению и, как следствие, исправлению ситуации на работе. Отказ от подчинения требованиям госорганов может привести не только к штрафу, СЭС может способствовать полной остановке трудового процесса на трехмесячный срок.

Сообщение работодателю о нарушении обеспечения условий труда и потенциальной угрозе здоровью трудящихся составляется в письменном виде и подписывается лицом или группой составившей его лиц. Анонимные обращения не могут быть рассмотрены.

Опасный и вредный классы опасности

Если небольшое повышение температуры в офисе лишь мешает умственному труду, то экстремально разогретый воздух и поверхности в производственном помещении (пекарни, места плавки стали и т.п.) создают непосредственную опасность для работников. Обязанностью работодателя в данном случае становится обеспечение максимально возможной вентиляции, выдача защитной спецодежды и сокращение продолжительности производственных смен или увеличение времени отдыха между ними. Несоблюдение этих норм может угрожать здоровью сотрудников и здесь вступает в силу статьи 352 и 379 ТК РФ, разрешающая работнику остановить работу, сообщив об этом начальству. Для обоснования своих требований нужно указать в обращении дату последней выдачи спецодежды или данные замеров температур, как повод для прекращения выполнения порученных ему обязанностей. Нужно помнить, что оставлять рабочее место при этом запрещено, возможно лишь прекратить работу до устранения нарушений. При этом размер оплаты за время вынужденного простоя будет сохранен.

Учитывать нужно и тот момент, что опасность здоровью в результате нарушения работодателем норм по обеспечению условий труда может носить и потенциальный характер. То есть рабочий может обоснованно полагать, что работа без защитных средств в условиях загазованности и повышенном содержании метана в воздухе повредит ему и будет угрожать его жизни, и поэтому отказаться от выполнения работы. Но о своих предположениях нужно предварительно сообщить начальству и потребовать принять меры к устранению опасности.

Как лучше оформить документы?

Традиционно, любое обращение составленное на бумаге и подписанное не единолично, а группой заинтересованных лиц, имеет на работодателя большее влияние.

Разобраться во всем многообразии положенных льгот, компенсаций и норм выдачи средств защиты и контрольных измерений сотруднику должны помочь в профсоюзной организации, ведь именно с ними работодатель и согласовывает большинство положений.

Если и такой способ воздействия не принес ожидаемого эффекта, то обращение можно направить в профсоюзную ячейку или трудовую инспекцию. И те, и другие могут инициировать проведение проверок по части соблюдения законодательства по охране труда, а также дальнейшее обращение в прокуратуру. Понятно, что последствия для работодателя будут самые неблагоприятные. Особенно, если на предприятии уже были зафиксированы факты травматизма или увечья.

Скачать образец жалобы в трудовую инспекцию

Права и обязанности участников трудовых отношений при специальной оценке условий труда

Работодатель имеет право:

  • организовать проведение спецоценки вне плана;
  • обращаться в проводящую СОУТ компанию с требованием предоставления документов о ее соответствии установленным критериям, а также за обоснованием итогов процедуры;
  • обращаться за обжалованием действий компании-исполнителя СОУТ.

Основные обязанности работодателя:

  • обеспечение условий для осуществления СОУТ;
  • подготовка и передача организации, проводящей СОУТ, запрашиваемой документации;
  • проведение ознакомления работника с итоговыми результатами в письменной форме;
  • выполнение разъяснительной работы с трудовым коллективом по вопросам СОУТ;
  • совершенствование условий труда.

Работник имеет право лично принимать участие в процессе спецоценки условий труда, запрашивать у работодателя пояснения по ходу данной процедуры, а также обращаться за обжалованием ее результатов.

Обязанностью работника является ознакомление с результатами СОУТ.

Мероприятия и сроки после завершения оценки

После утверждения отчета о специальной оценке у работодателя возникают обязательства по отношению к собственным сотрудникам и сторонним организациям. Организация, проводившая СОУТ, извещается об утверждении отчета в течение 3 дней.

Сотрудники должны быть ознакомлены с итогами спецоценки в течение 30 календарных дней, обязательна подпись каждого. В этот же срок — 30 календарных дней — итог СОУТ должен появиться на сайте в открытом доступе. Здесь указываются мероприятия, снижающие или устраняющие производственные вредности.

Как связаны взносы на страхование и специальная оценка условий труда?

Итоги СОУТ напрямую влияют на величину страховых взносов в ПФР по дополнительному тарифу за «вредников».

Напомним, в России действуют «вредные» списки:

  1. работники, занятые на подземных работах и иных, для которых характерны особо вредные/тяжелые условия труда;
  2. занятые во вредных и тяжелых условиях.

ФЗ «О специальной оценке условий труда» привел в действие механизм корреляции тарифа отчислений и условий труда: чем благоприятнее условия, тем «дешевле» тариф; и наоборот — чем хуже обстановка на производстве, тем выше процент отчислений. Когда условия безопасны, речь о доптарифе не идет вовсе; подтвердить безопасность должна СОУТ.

В современных условиях работодателям становится крайне невыгодно иметь «вредные» рабочие места: существующая нагрузка в виде допвзносов в будущем еще возрастет (повышение тарифов предусмотрено уже в 2015-2016 гг.). В совершенствовании условий, напротив, появляется материальная заинтересованность: если СОУТ покажет улучшение условий труда, сумма взносов по доптарифам уменьшится.

Условия труда по критерию вредности и опасности ранжируются по четырем классам:

  1. оптимальные,
  2. допустимые,
  3. вредные (есть четыре подкласса),
  4. опасные.

Опираясь на установленный класс/подкласс условий труда, исчисляют размер дополнительного страхового взноса: для вредных условий он лежит в пределах 2- 7%, для опасных — равен 8%.

Закон позволяет оптимизировать затраты на СОУТ, принимая к учету результаты исследований, проведенных в процессе производственного контроля.

Когда вредные/опасные факторы на рабочих местах не выявляются, в отношении этих мест проводится декларирование соответствия условий госнормативам. Условия труда признаются допустимыми, оформленная декларация действует пять лет; если за это время не будет фактов несчастных случаев или профзаболеваний, произойдет автоматическая пролонгация срока.

Как часто надо проводить СОУТ в учреждении

Отсчет срока действия начинается с даты, когда утвержден отчет по специальной оценке условий труда на конкретном месте работы. Ответ на вопрос, на сколько лет действует СОУТ, зависит от факторов риска. Вариантов два.

Факторы риска не установлены Место работы следует задекларировать в терорган службы занятости субъекта в связи с соответствием условий установленным нормам по охране труда. Декларация оформляется и подается в соответствии с требованиями 426-ФЗ. Предоставление документа является обязанностью работодателя. Форма и алгоритм подачи установлен Приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 № 80н, а разъяснения по ее заполнению — в Письме Минтруда РФ от 23.06.2014 № 15-1/В-724.

Следующие 5 лет работодатель может:

  • не осуществлять в отношении этого места внеплановую СОУТ;
  • по окончании периода не проводить повторную оценку, так как декларация автоматически продлит свое действие (если ничего не случилось и условия труда не поменялись).
Факторы риска определены и отнесены к конкретному классуСрок действия специальной оценки условий труда на рабочих местах — 5 лет. К окончанию этого периода организация должна иметь в наличии готовые результаты, то есть прерывание действия СОУТ не предусмотрено.

Кем проводится спецоценка?

СОУТ выполняет организация, отвечающая нескольким требованиям:

  • в ее уставе проведение спецоценки указано как основной/один из видов деятельности;
  • минимум пять экспертов компании, сотрудничающих с ней по трудовому договору, имеют сертификат на право проведения СОУТ, и при этом хотя бы один из их числа является дипломированным врачом по общей гигиене, гигиене труда либо санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в структуре организации присутствует аккредитованная испытательная лаборатория, область аккредитации которой — проведение исследований и измерений вредных/опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок проведения СОУТ

Закон устанавливает, что обязанность по организации СОУТ лежит на работодателе. С этой целью должна быть создана специальная комиссия (ст. 9 закона № 426-ФЗ).

Непосредственное проведение СОУТ осуществляют специализированные организации. Они должны отвечать требованиям закона – иметь аккредитованную лабораторию и не менее пяти аттестованных экспертов в штате (ст. 19 закона № 426-ФЗ).

Все специализированные организации заносятся в реестр, за ведение которого отвечает Минтруд. “Реестр специализированных организаций по СОУТ“.

Работодатель выбирает организацию из реестра и заключает с ней договор на проведение СОУТ. Заказчик обязан предоставить исполнителю все документы и другую информацию, необходимую для работы.

В первую очередь нужно выбрать рабочие места для проведения оценки и составить график, учитывая все особенности установления сроков проведения СОУТ, перечисленные в предыдущем разделе.

Кроме сроков, при составлении графика следует учитывать наличие аналогичных рабочих мест. Если такие места есть, то из каждой их группы можно оценивать только 20% (но не менее двух). Также см. “Аналогичные рабочие места при СОУТ – что это?“.

Сама спецоценка условий труда заключается в выявлении и измерении вредных и опасных производственных факторов. По ее итогам каждому проверенному рабочему месту присваивается один из четырех классов опасности. Выбор класса зависит от наличия и интенсивности влияния на работника указанных отрицательных факторов.

Результаты проведенной СОУТ оформляются в виде отчета, который должен быть подписан всеми членами комиссии.

Информация о результатах СОУТ:

  1. Должна быть доведена до работников и размещена на сайте компании в 30-дневный срок после подписания отчета (ст. 15 закона № 426-ФЗ).
  2. Включается в декларацию соответствия условий труда, предоставляемую в Минтруд.
  3. Направляется в подразделение ФСС РФ для принятия решения о корректировке страховых тарифов (подробнее – в следующем разделе).
  4. Размещается в государственной информационной системе (ст.18 закона № 426-ФЗ).

Последовательность проведения специальной оценки условий труда

1. Заключив договор с выбранной профильной организацией, работодатель формирует комиссию по проведению СОУТ, утверждает план-график реализации процесса спецоценки рабочих мест. Созданная из представителей работодателя комиссия обязательно должна иметь нечетное количество членов; в нее включают специалиста по ОТ, при наличии в компании профсоюза — его представителей.

Существуют особенности формирования комиссии работодателем-субъектом малого бизнеса. В таком случае в ее состав входят: сам частный предприниматель, руководитель фирмы, специалист по ОТ или лицо, привлеченное для выполнения данной функции по гражданско-правовому договору, члены представительного органа работников (когда такой существует).

2. На данном этапе происходит утверждение комиссией заранее подготовленного списка рабочих мест (с перечислением аналогичных), в отношении которых пройдет процедура СОУТ. Список составляет компания-исполнитель СОУТ, и обычно работа по формированию списка завершается еще до подписания договора.

3. Эксперт компании-исполнителя проводит идентификацию вредных/опасных факторов на рабочих местах, итоги утверждаются комиссией. В большинстве случаев эти факторы выявлены еще на стадии преддоговорной работы и уже включены общим перечнем в документ.

4. Если вредные/опасные факторы не идентифицированы, комиссия признает условия труда на данном рабочем месте допустимыми, никакие дальнейшие исследования не требуются. Оформляется декларация соответствия условий труда действующим нормативам и подается в соответствующий полномочный орган исполнительный власти.

Когда вредные/опасные факторы идентифицированы, комиссией выносится решение о проведении их исследования в указанном Законом порядке.

5. Выполняющая спецоценку компания анализирует рабочие места, делает запрос информации о предоставляемых персоналу компенсациях и льготах, медосмотрах, обеспеченности СИЗ и пр.

6. Измеряются и оцениваются уровни вредных факторов. Этап существенно затягивается по времени, если нужны инструментальные измерения параметров в разные времена года.

7. Формируется отчет о результатах СОУТ, включающий:

  • информацию об организации-исполнителе;
  • список рабочих мест, «попавших» под спецоценку, идентифицированные на них вредные/опасные факторы;
  • формы СОУТ с информацией о классе/подклассе условий труда на различных рабочих местах;
  • протоколы выполнения исследований, анализа эффективности СИЗ;
  • протокол комиссии с решением о невозможности проведения исследований по причине их опасности — если такая ситуация имеет место;
  • сводная ведомость СОУТ;
  • рекомендации по совершенствованию условий труда на исследованных местах;
  • заключения эксперта компании-исполнителя СОУТ.

8. Отчет подписывают участники комиссии, после чего его утверждает председатель. При несогласии кого-то из членов с изложенным, он вправе сформулировать свою позицию письменно, этот материал будет приобщен к отчету.

После добавления (когда нужно) уточняющей информации, данные вносятся в специальную информационную систему учета.

Как провести спецоценку условий труда (СОУТ)

Для организации проведения спец.оценки условий труда организации необходимо предпринять следующие шаги:

1 шаг. Выбрать организацию, которая занимается проведением СОУТ

Такая организация должна отвечать следующим требованиям:

  • в Уставе основной вид деятельности указана специальная оценка условий труда;
  • в штате работают не меньше пяти экспертов, у которых есть сертификаты на выполнение работ по спец.оценке. Один из них должен быть врачом по общей гигиене, гигиене труда или по санитарно-гигиеническим лабораторным исследования;
  • соответствующие организации и эксперты должны быть занесены в специальный реестр и иметь аккредитацию МинТруда;
  • наличие испытательной лаборатории, аккредитованной на измерение вредных и опасных факторов производственной среды.

2 шаг. Заключить договор — стоимость СОУТ

При заключении договора (пример договора СОУТ) с выбранной специализированной организацией необходимо отдельно оговорить порядок заключения договора, стоимость работ и сроки совершения специальной оценки. Обычно для заключения договора необходимо оформить заявку, на основании которой он заключается, и представить штатное расписание, на основании которого сообщается примерная цена процедуры СОУТ. Для проведения непосредственно процедуры СОУТ понадобятся многие другие документы, которые необходимо предоставить в оговоренный срок. Список документов приведен ниже.

Примерный перечень документов, которые могут потребоваться для проведении СОУТ:

  • приказ о назначении комиссии для проведения СОУТ (об этом расскажем в п.3)
  • штатное расписание организации
  • реквизиты юридического лица
  • коды статистики
  • список должностей и профессий, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам (при наличии)
  • результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда в виде сводной таблицы классов условий труда (при наличии)
  • результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии).
  • инструкции по охране труда
  • сведения о несчастных случаях за последние 5 лет (копия акта Н-1 или копия журнала регистрации несчастных случаев)
  • перечень должностей, работа на которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, сокращение продолжительности рабочей недели, предоставляется лечебно-профилактическое питание (при наличии)
  • перечень средств индивидуальной защиты (при наличии).
  • сертификаты на средства индивидуальной защиты работников (при наличии СИЗ).
  • письмо о наличии сотрудников в возрасте до 18 лет с указанием их должности
  • сведения о производственном оборудовании, материалах и сырье, документация на производственное оборудование, используемое на рабочих местах конкретных работников; технологическая документация, характеристики технологического процесса
  • схема расположения рабочих мест (можно использовать План эвакуации или Приложение к договору аренды помещения)
  • сведения о СНИЛС сотрудников
  • правила внутреннего трудового распорядка (количество регламентированных перерывов в работе и их продолжительность)
  • список автотранспортной техники организации с указанием количества водителей, работающих в каждом автомобиле, грузоподъемности и вида используемого топлива, марки и года выпуска

Сроки проведения СОУТ зависят от количества оцениваемых рабочих мест, наличия среди них аналогичных мест, наличия вредных условий труда и территориального расположения организации. Процедура специальной оценки проводится по фактическому местонахождению фирмы.

От вышеперечисленных факторов будет зависеть и стоимость СОУТ. Так, если оценить необходимо «обычное» рабочее место, то стоимость может варьироваться от 1200 до 1800, а за «вредные» рабочие места стоимость составит от 2500 руб. «Надбавки» к стоимости могут быть также начислены и за срочность заказа. Ниже приведен список некоторых организаций, предоставляющих услуги по СОУТ, которых мы нашли в поиске и обзвонили при подготовке данного материала

Стоимость СОУТ на 1 февраля 2021 таблица

НазваниеГородЦена за местоСрок исполнения
1Центр профессиолнальной поготовки кадровСмоленскот 1200 руб.2 недели
2Центр гигиеныСмоленскот 1500 руб.1 месяц
3ВВА ЭкспертСмоленскот 1500 руб.3 недели
4EcoStandard groupМосквадоговор от 9 500 руб.2 недели
5ПромМашТестМосквадоговор от 10 000 руб.2 недели
6ТехноПрогрессМосквадоговор от 25 000 руб.60 дней

После согласования всех вопросов можно подписывать договор и вносить предоплату за проведение спец.оценки.

3 шаг. Создать комиссию по оценке рабочих мест

Члены комиссии могут являться представители работодателя (в том числе специалист по охране труда) и представитель от работников. Возглавлять комиссию обязан работодатель. В случае отсутствия возможности у работодателей — субъектов малого бизнеса, которые отнесены к микропредприятиям, образовать комиссию, роль комиссии исполняет работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации или другой уполномоченный работодателем работник. Состав и обязанности комиссии устанавливаются приказом или распоряжением.

В обязанности комиссии по проведению спец.оценки условий труда входят:

  • установление графика проведения специальной оценки (приказами оформляются начало и окончание процедуры СОУТ);
  • установление списка рабочих мест, подлежащих оценке;
  • определение количества аналогичных рабочих мест;
  • подписание отчета о проведении спец.оценки.

Важно: аналогичные рабочие места оцениваются не все, а лишь 20% таких мест от общего числа, но не меньше двух, но результаты проверки применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Таким образом, организационный этап закончен. Далее специальную оценку условий труда проводит эксперт выбранной специализированной компании. Для этого проводится определенный ряд действий, которые приведены ниже.

4 шаг. Провести спецоценку условий труда

Включает в себя следующие этапы (подробно не останавливаемся):

  • изучение рабочих мест для выявления вредных факторов при их наличии. Если такие факторы не обнаружились, то второй этап пропускается;
  • измерение уровня вредных факторов;
  • распределение рабочих мест по классам условий труда;
  • оформление результатов спец.оценки условий труда.

5 шаг. Результаты проведения спецоценки

В случае обнаружения на рабочих местах вредных факторов, проводятся дополнительные испытания и измерения. По результатам измерений происходит распределение классов условий труда:

  1. оптимальный,
  2. допустимый,
  3. вредный
  4. опасный.

Исходя из принадлежности рабочего места к одному из этих классов, происходит расчет дополнительных тарифов или скидок в Пенсионном фонде и в Фонде социального страхования.

Декларация СОУТ

Рабочие места, на которых вредных факторов не обнаружено, подлежат декларированию. Декларация соответствия условий труда () государственным нормативным требованиям охраны труда должна быть предъявлена в трудовую инспекцию в 30 (тридцати) дневный срок со дня утверждения отчета спец.оценки условий труда. Помимо декларации работодатель предоставляет в Трудовую инспекцию заверенные копии следующих документов:

  1. Титульный лист утвержденного отчета по СОУТ;
  2. Заключение эксперта по результатам СОУТ;
  3. Сводная ведомость результатов проведения СОУТ.

Отчет СОУТ

По окончании проведения спец.оценки составляется отчет о проведении спец.оценки условий труда ().

В отчет СОУТ включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

  1. сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие требованиям;
  2. перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  3. карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  4. протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  5. протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);
  6. протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений;
  7. сводная ведомость специальной оценки условий труда;
  8. перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
  9. заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее 30 (тридцати) календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда.

В 30 (тридцати) дневный срок со дня со дня утверждения отчета работодатель должен ознакомить с отчетом каждого работника под роспись. В те же сроки сводные данные спец.оценки размещают на официальном сайте организации. Также не позднее 10 (десяти) дней со дня утверждения отчета данные о проведенной спец.оценке передаются в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спец.оценки условий труда.

СОУТ вне плана

Спецоценка может стать внеплановой. Провести процедуру работодатель обязан, если:

  • начинают эксплуатироваться вновь созданные рабочие места;
  • поступило предписание трудинспекции;
  • изменения претерпел техпроцесс, было заменено оборудование;
  • произошел переход на другое сырье, материалы;
  • изменились используемые СИЗ;
  • был несчастный случай (исключая происшествия, в которых виновны третьи лица) либо диагностировано профзаболевание, спровоцированное «вредностью»;
  • поступило предложение профсоюзной ячейки (любого другого органа, представляющего интересы сотрудников) о внеочередной СОУТ с подробным обоснованием ее необходимости.

Каковы последствия непроведения специальной оценки условий труда?

Отечественным законодательством установлена ответственность работодателя за связанные с СОУТ нарушения, включая непроведение спецоценки. Соответствующие положения внесены в КоАП РФ.

С начала 2015 г. применяется ст. 5.27.1 КоАП РФ, содержащая информацию о размерах налагаемых штрафов. Диапазон их таков:

  • 5-10 тыс. руб. для должностных лиц и ИП;
  • 60-80 тыс. руб. для организаций.

Выявление правонарушения во второй раз грозит применением более серьезных санкций: штраф для юридического лица будет исчисляться суммой в 100-200 тыс. руб. или возможно приостановление его работы на период до 90 дней.

Для должностных лиц, не выполнивших соответствующее предписание, выполнивших его ненадлежащим образом либо с нарушением сроков, предусматривается штрафование (30-50 тыс. руб.) или дисквалификация длительностью 1-3 года.

Таким образом, уклоняться от проведения спецоценки либо откладывать ее на далекое будущее не стоит: риски, возникающие при этом, достаточно велики. Целесообразнее не дожидаться поступления претензий от проверяющих органов и оперативно провести данное мероприятие по собственной инициативе.

Санкции за нарушения порядка проведения СОУТ

Административный кодекс предусматривает санкции за эти нарушения как для работодателей, так и для специализированных организаций, проводящих оценку.

Работодатели при первом нарушении законодательства о СОУТ получают предупреждение либо подвергаются следующим штрафным санкциям (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  1. Должностные лица и ИП – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
  2. Юридические лица – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей.

Повторное нарушение влечет за собой гораздо более серьезные последствия:

  1. Для должностных лиц – штраф от тридцати до сорока тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного до трех лет
  2. Для ИП – штраф от тридцати до сорока тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до девяноста суток.
  3. Для юридических лиц – штраф от ста до двухсот тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до девяноста суток.

Для специализированных организаций при первом нарушении предусмотрены штрафы (п. 1 ст. 14.54 КоАП РФ):

  1. Для должностных лиц – от двадцати до тридцати тысяч рублей.
  2. Для юридических лиц – от семидесяти до ста тысяч рублей

При повторном нарушении санкции также усиливаются (п. 2 ст. 14.54 КоАП РФ):

  1. Для должностных лиц – штраф от сорока до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного до трех лет.
  2. Для юридических лиц – штраф от ста до двухсот тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до девяноста суток.

Должностным лицом специализированной организации в данном случае считается эксперт, проводивший СОУТ.

Цена СОУТ в 2021 году: средняя стоимость оценки одного рабочего места в Москве и регионах

Стоимость специальной оценки условий труда

Определение стоимости специальной оценки условий труда в большинстве случаев должно проводиться в индивидуальном порядке. Цена СОУТ априори не может быть одинаковой для различных организаций, так как на ее значение существенно влияет целый комплекс факторов:

  • количество структурных подразделений Заказчика, их территориальное расположение (удаленность);
  • общее количество рабочих мест, подлежащих спецоценке условий труда (чем больше заявленный объем, тем ниже будет стоимость);
  • сложность и многообразие производственных процессов, определяющие в конечном итоге специфические особенности конкретных рабочих мест;
  • объем и качественные требования к лабораторным исследованиям, проведение которых необходимо для корректной экспертной оценки в рамках СОУТ;
  • количество и сложность требуемого специального оборудования;
  • заявленные сроки выполнения работ.

Важно: если на предприятии велика доля аналогичных рабочих мест, общий бюджет СОУТ будет значительно снижен, так как оценке подлежит лишь каждое пятое из таких рабочих мест.

Анализ ценового предложения на рынке профессиональных услуг по проведению СОУТ в Москве и регионах показывает, что стоимость спецоценки у крупных государственных организаций примерно в два раза выше средней по рынку. Большое влияние на наблюдаемую ценовую разницу оказывает фактор так называемого «государственного бренда», оправданность использования которого в настоящее время в условиях изменившегося законодательства, предъявляющего одинаково жесткие требования ко всем компаниям, проводящим работы по СОУТ, вне зависимости от их масштаба и формы собственности, становится довольно спорным вопросом.

По нашим собственным данным, заявляемая негосударственными компаниями стоимость услуг по СОУТ в Москве и регионах сегодня находится почти на одном уровне и укладывается в следующие диапазоны:

  • в офисных и образовательных учреждениях: 200 (>500 р.м.) — 700 (<10 р.м.) руб.
  • в медицинских учреждениях: 400 (>500 р.м.) — 900 (<10 р.м.) руб.
  • на транспорте и энергетике: 450 (>500 р.м.) — 1250 (<10 р.м.) руб.
  • в локальном производстве: 500 (>500 р.м.) — 1300 (<10 р.м.) руб.
  • в химической промышленности: 600 (>500 р.м.) — 1550 (<10 р.м.) руб.

Правовые последствия СОУТ

Итоги проведенной СОУТ влияют на трудовые отношения с работниками и на ставки взносов во внебюджетные фонды.

Работникам, чьи рабочие места признаны вредными или опасными (3-4 класс) полагаются различные гарантии и компенсации в соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами:

  1. Сокращенное рабочее время (ст. 92 ТК РФ).
  2. Повышенные тарифные ставки (ст. 146, 147 ТК РФ).
  3. Дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ).
  4. Досрочный выход на пенсию (ст. 27 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
  5. Ограничения для работы на таких местах женщин и несовершеннолетних (ст. 253, 265 ТК РФ).
  6. Регулярные медосмотры (ст. 213 ТК РФ).
  7. Предоставление средств индивидуальной защиты.
  8. Выдача молока и лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ).

Кроме того, по итогам СОУТ разрабатываются и внедряются мероприятия по охране труда и улучшению его условий.

ФСС РФ может предоставить компании скидки (или напротив – надбавки) к действующему тарифу на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Правила предоставления скидок (надбавок) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524. Решение ФСС по поводу тарифов зависит от состояния охраны труда на предприятии, одной из важнейших характеристик которого и является результат СОУТ.

Также оценка условий труда влияет и на начисление дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование (ст. 428 НК РФ). Определение конкретных классов и подклассов условий труда по рабочим местам позволяет начислять эти взносы более дифференцированно и в большинстве случаев – снизить суммы платежей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: