Акт сдачи-приемки


Об общих условиях и порядке приемки работ

Приемка работ по договору строительного подряда должна производиться в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), а именно – статьями 720 и 753. В соответствии со статьей 720 ГК РФ, заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 753 ГК РФ, заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда, обязан немедленно приступить к его приемке. Приемку работ заказчик организует и осуществляет за свой счет, если иное не предусмотрено договором.

Пунктом 4 статьи 753 ГК РФ предусмотрено оформление сдачи-приемки работ, выполненных по договору строительного подряда, подписанным обеими сторонами актом. Если одна из сторон отказывается подписывать акт, то в нем ставят отметку об этом, и акт подписывается другой стороной.

Из каких этапов состоит приемка работ по договору строительного подряда?

  1. уведомление заказчика подрядчиком о готовности результата работ к приемке;
  2. непосредственно приемка работ, т.е. осмотр их результата представителями сторон;
  3. оформление документа о приемке (подписание сторонами акта сдачи-приемки работ либо оформление одностороннего акта в случае необоснованного отказа заказчика от его подписания).

Из положений статьи 711 ГК РФ следует, что акт сдачи-приемки работявляется основанием для их оплаты.
Практика применения судами статьи 753 ГК РФ исходит из того, что подрядчик при предъявлении иска о взыскании цены выполненных работ должен доказать факт их выполнения и сдачи заказчику. В частности, в пункте 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 г. № 51 (далее – Обзор от 24.01.2000 г.) указано, что основанием для возникновения обязательства по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику. При этом подрядчик не вправе ссылаться на односторонний акт приемки работ, если установлено, что он не известил заказчика о завершении работ по договору и не вызвал его для участия в приемке результата работ.

Аналогичный вывод содержит и Определение Верховного Суда РФ от 24.08.2015 г. № 302-ЭС15-8288, согласно которому подрядчик в подтверждение факта выполнения и сдачи работ должен представить суду доказательства уведомления истца о готовности сдать результат работ, а также акт приема-передачи.

В то же время суды, исходя из обстоятельств дела, могут принимать в качестве надлежащего доказательства выполнения работ и иные документы. В частности, в Определении от 30.07.2015 г. № 305-ЭС15-3990 Верховный Суд РФ указал, что акты выполненных работ не являются единственным средством доказывания соответствующих обстоятельств, и принял в качестве доказательства выполнения работ акт приемки, подписанный заказчиком и генеральным подрядчиком, в котором отражались выполненные истцом работы.

Необходимые бланки можно разработать самим

Отдельных типовых форм для промежуточной сдачи-приемки работ и для сдачи-приемки окончательного результата работ (либо результата этапа работ, предусмотренного договором) не существует. В гражданском законодательстве форма акта сдачи результата работ подрядчиком и приемки его заказчиком не регламентирована.

Читать дальше: Возврат ндфл по уведомлению на имущественный вычет

Из этого следует, что стороны договора строительного подряда вправе не только установить порядок передачи результата работ подрядчиком заказчику, но и согласовать формы документов, которыми они будут оформлять передачу результата выполненных работ. Как правило, на практике для этих целей используют формы № КС-2 и № КС-3.

Но при необходимости «окончательные» формы документов, отражающие полную стоимость работ, можно разработать самостоятельно и согласовать их применение в договоре. При этом рекомендуем для акта использовать формулировки, позволяющие однозначно определить, что он подтверждает именно приемку заказчиком результата работ по договору в целом (либо этапу, предусмотренному договором). Например, «Акт сдачи-приемки результата выполненных работ по договору».

Это позволит правильно квалифицировать операции для целей налогового учета.

Сентябрь 2015 г.

Главная » Предпринимателю » Требования к актам выполненных работ в 2021 году

Об оформлении приемки работ по утвержденным формам

Как правило, при оформлении сдачи-приемки работ стороны используют унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом РФ (постановление от 11.11.1999 г. № 100).
В составе этих форм – акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-11), который по своему содержанию и является актом, подтверждающим выполнение работ по договору в целом.

Согласно вышеуказанному постановлению Госкомстата РФ, акт формы КС-11 является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором.

Несмотря на указанную форму, большинство участников подрядных отношений при приемке работ ограничиваются применением актов формы КС-2. Данный подход вполне объясним – в частности, применение актов КС-2 оправдано в случае выполнения отдельным подрядчиком части работ, по завершении которых не происходит приемка объекта строительства в целом.

Кроме того, акты формы КС-2, а также справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) зачастую стороны договора подряда оформляют ежемесячно, чтобы фиксировать объем и стоимость работ, выполненных за соответствующий период. При этом если договор подряда не предусматривает поэтапную приемку работ, ежемесячное оформление таких актов не является доказательством выполнения соответствующих работ. Данный подход подтверждается, в частности, пунктом 18 Обзора от 24.01.2000 г., согласно которому промежуточные акты приемки подтверждают лишь выполнение промежуточных работ для проведения расчетов. Они не являются актом предварительной приемки результата отдельного этапа работ, с которыми закон связывает переход риска на заказчика.

В то же время суды, как правило, принимают формы КС-2 именно как акты сдачи-приемки выполненных работ, т.е. как доказательства их выполнения и сдачи заказчику.

Инструкция по оформлению акта сдачи-приемки выполненных работ

  • В первую часть акта включаются сведения о том, к какому именно документу он является приложением (номер приложения, дата, номер договора). Затем посередине пишется слово «акт» и коротко обозначается его суть (в данном случае, «сдача-приемка работ»).
  • Вторая часть включает в себя таблицу, но сначала фиксируется сам факт сдачи-приемки работ, а также тот документ, на основании которого он состоялся (его наименование, например, «Договор», номер и дата его составления).
  • Затем в таблицу по порядку вносятся все виды выполненных работ, с указанием сроков сдачи, стоимости, качества, и замечаний заказчика.

Колонки о наименовании работ, качеству и замечаниям следует заполнять особенно тщательно, поскольку именно эти сведения в случае возникновения судебных споров будут являться основными аргументами в суде.

О приемке работ в одностороннем порядке

Как указано выше, пункт 4 статьи 753 ГК РФ предусматривает возможность оформления одностороннего акта приемки работ в случае отказа другой стороны от его подписания.
В пункте 8 Обзора от 24.01.2000 г., также приведенном выше, ВАС РФ отметил, что названная норма защищает интересы подрядчика, если заказчик необоснованно отказался от надлежащего оформления документов, удостоверяющих приемку. Соответственно подрядчик не вправе ссылаться на односторонний акт в случае отсутствия приемки как таковой, т.е. при отсутствии уведомления заказчика подрядчиком о готовности результата работ к приемке.

Согласно абзацу 2 статьи 753 ГК РФ односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Комментируя указанную норму, ВАС РФ в пункте 14 Обзора от 24.01.2000 г. указал, что оформленный в таком порядке акт является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ.

В то же время при наличии доказательств выполнения работ и фактического принятия их результата заказчиком, неподписание акта приемки работ само по себе не является основанием для освобождения заказчика от оплаты стоимости выполненных работ (определение Верховного суда РФ от 26 января 2021 г. № 70-КГ15-14).

Об отказе от приемки и ее оспаривании

Согласно пункту 6 статьи 753 ГК РФ, заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.
Из указанной нормы следует, что сам факт наличия некоторых недостатков в выполненных работах не может являться безусловным основанием для отказа от подписания актов и оплаты работ. Такой вывод подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 27.03.2012 г. № 12888/1, согласно которому заказчик должен представить доказательства обоснованного отказа от подписания актов выполненных работ.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 720 ГК РФ заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении. Заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на ее недостатки, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки), кроме случаев, предусмотренных договором.

Таким образом, законом установлено общее правило, согласно которому заказчик не вправе ссылаться на явные недостатки работы, если о них не было заявлено при приемке и если они не зафиксированы в соответствующем акте.

В то же время пункт 13 Обзора от 24.01.2000 г. предусматривает возможность заявления заказчиком возражений по качеству работ, несмотря на наличие подписанного сторонами акта приемки, при наличии доказательств обоснованности таких возражений. Однако данный пункт касается дела, в котором требования подрядчика об оплате работ основывались на промежуточных актах приемки формы КС-2 (договор подряда предусматривал проведение ежемесячных платежей на основании указанных актов).

При указанных обстоятельствах наиболее верной представляется позиция, согласно которой правила о невозможности заявления о явных недостатках, не зафиксированных в акте, применяются при приемке результата работы в целом. Отступление же от таких правил допустимо в случае предъявления подрядчиком требований об оплате работ на основании промежуточных актов формы КС-2, когда работы в целом не завершены и их результат заказчику не передан.

Требования к актам выполненных работ в 2018 году

Вернуться назад на Акт выполненных работ 2018

Акт выполненных работ (услуг) составляется с учетом требований по обязательному составу реквизитов, перечень которых не содержит требований об обязательном отражении детализации выполненных работ (услуг).

По договору возмездного оказания услуг исполнитель берет на себя обязательства предоставить услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность) по заданию заказчика, который, в свою очередь, обязуется их оплатить (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Согласно статье 783 Гражданского кодекса РФ, к упомянутому договору, как правило, применяются общие положения о подряде. Они приведены в статьях 702-729 Гражданского кодекса РФ. Так по пункту 1 статьи 720 Гражданского кодекса РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, принять выполненную работу (ее результат). При этом приемка оказанных услуг (выполненных работ) оформляется соответствующим актом.

Согласно разъяснениям Минфина России в опубликованном письме, в соответствии с действующим законодательством акт выполненных работ (услуг) составляется в произвольной форме с отражением всех необходимых реквизитов.

Обязательные реквизиты первичного учетного документа перечислены в пункте 2 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ, это:

• наименование документа и дата его составления;

• наименование экономического субъекта, составившего документ;

• содержание факта хозяйственной жизни, величина его натурального и (или) денежного измерения с указанием единиц измерения;

• наименование должностей лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за ее оформление, либо наименование должностей лиц, ответственных за оформление свершившегося события;

• подписи упомянутых лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Как видим, данный перечень не содержит требований об обязательном отражении детализации выполненных работ (оказанных услуг). На это и указало финансовое ведомство в комментируемом документе.

Вместе с тем на практике налоговые службы требуют более подробного уточнения в акте совершенных действий, в том числе и наличия информации о периоде их осуществления.

О том, что налоговые органы предъявляют претензии к недостаточной детализации видов оказанных услуг в акте, свидетельствует обширная судебная практика. При этом в большинстве случаев арбитры считают такие требования необоснованными.

Ведь в правовых нормах отсутствует указание на то, с какой степенью детализации должно быть отражено содержание услуги. Об этом свидетельствуют, например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-22191, а также ФАС Поволжского округа по делу № А55-40076, ФАС Московского округа № КА-А40/6672-10 и № КА-А40/7049-09, ФАС Поволжского округа № А55-9765.

Детализация оказанных услуг может подтверждать экономическую обоснованность расходов, понесенных заказчиком на ее приобретение, а также связь конкретной услуги с деятельностью, направленной на получение дохода.

Однако есть судебные решения в пользу налоговых органов. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа № А55-12359 арбитры пришли к выводу, что налогоплательщиком не были представлены все необходимые документы для налогового вычета.

Дело в том, что представленный отчет об оказании консультационных услуг не детализирован, не содержит данных о фактически выполненных работах (оказанных услугах), их объеме и характере, сроках их выполнения и результатах проведенных работ.

А в постановлениях ФАС Поволжского округа по делу № А55-12359, Восьмого арбитражного апелляционного суда № 08АП-7994 суды отметили следующее. Если акт приема-передачи не раскрывает содержания оказанных услуг, то фирма в подтверждение факта реального выполнения услуг может представить документы, свидетельствующие о выполнении исполнителем конкретных видов услуг и результат выполнения каждой услуги в виде отчета, заключения и т. д.

Читать дальше: Карточка эксплуатации аккумуляторной батареи мчс

Аналогичные выводы приведены в постановлениях АС Архангельской области по делу № А05-4792/, по делу № А05-7717, АС Самарской области по делу № А55-17531, АС Ямало-Ненецкого автономного округа по делу № А81-2271.

Таким образом, детализация оказанных услуг может подтверждать экономическую обоснованность расходов, понесенных заказчиком на ее приобретение, а также связь конкретной услуги с деятельностью, направленной на получение дохода.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: