Как изменить госконтракты на строительные работы
С 01.07.2019 в 44-ФЗ появились новые основания для изменения существенных условий в госконтрактах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. Собрали новые основания в таблицу.
- контракт заключен на год и более;
- цена госконтракта равна или превышает 100 млн руб. Это закреплено в п. 1(1) Постановления Правительства № 1186 от 19.12.2013;
- работы не выполняются по не зависящим от сторон обстоятельствам;
- изменение не приведет к увеличению срока исполнения или цены более чем на 30%.
Как изменить ставку НДС в контракте
С 01.01.2019 ставка НДС увеличилась с 18% до 20%, и в законе о контрактной системе появилось новое основание для изменения существенных условий. Изменение условий проекта контракта по 44 ФЗ из-за корректировки ставки НДС происходит на основании ч. 54 ст. 112 Закона о контрактной системе.
До 01.10.2019 по соглашению сторон цена госконтракта в рамках срока его исполнения увеличивается в пределах увеличенной ставки НДС, если выполняются следующие условия:
- контракт заключен до 01.01.2019;
- условиями госконтракта (в том числе при обосновании НМЦК) не предусмотрена увеличенная с 01.01.2019 ставка НДС;
- приемка и оплата товаров (работ, услуг) производится после 01.01.2019.
Как улучшить предмет контракта
Цену госконтракта или цену единицы товара (работы, услуги) в этом случае изменять нельзя.
Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы “Азбука тендеров”! В этой статье мы с вами рассмотрим какие условия контракта по 44-ФЗ относятся к существенным, а также можно ли их изменить в случае необходимости. Этот вопрос волнует, как поставщиков, так и Заказчиков, поэтому данная статья будет одинаково полезна обеим сторонам.
- Что относится к существенным условиям контракта по 44-ФЗ?
- Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ
- Нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ
Как улучшить предмет договора?
44-ФЗ разрешает поставку другого товара по соглашению заказчика и исполнителя, если качество и характеристики данного товара лучше, чем у предмета договора (ч.7 ст. 95 44-ФЗ) указано, что по согласованию сторон можно поставить другой товар.
Изменение суммы договора или цены единицы ТРУ в данном случае не допускается.
Сторонам не разрешается использовать это основание для изменения страны происхождения товара. Такой запрет должен быть определен НПА, принятыми в рамках ч.3 и 4 ст.14 44-ФЗ, о национальном режиме.
Что относится к существенным условиям контракта по 44-ФЗ?
Если обратиться к 44-ФЗ, то в нем отсутствует четкое указание на то, какие условия контракта могут считаться существенными. Эта информация содержится лишь в Гражданском кодексе РФ.
Согласно ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом существенными условиями контракта (сокращенно СУК) являются такие условия, без которых документ считается недействительным, а также в отношении которых должно быть достигнуто соглашение.
Что можно отнести к таким условиям?
- Цена;
- Срок действия контракта;
- Срок выполнения обязательств;
- Предмет контракта (наименование товаров, работ или услуг);
- Количество товара, объем работ (услуг);
- Порядок и сроки оплаты;
- Ответственность поставщика и Заказчика (размер штрафных санкций);
- Иные требования, имеющие существенное значение в контексте заключенного договора.
В ч.1 ст.34 44-ФЗ сказано, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением (приглашением принять участие в закупке), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки. Соответственно, условия указанные во всех этих документах также относятся к СУК.
Также в п.2 письма МЭР № Д28и-2286 от 03.08.2015 года по поводу СУК сказано следующее:
Мнение эксперта
Кузьмин Максим Петрович
Юрист с 8-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Признанный эксперт права.
“Закон № 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия “существенные условия контракта”. Вместе с тем в статье 34 Закона № 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта.
Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона № 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона № 44-ФЗ, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.”
Для того, чтобы в дальнейшем избежать спорных ситуаций с поставщиками некоторые Заказчики прямо прописывают в договоре, какие условия являются существенными и не подлежат изменению.
Изменение несущественных условий контракта по 44-ФЗ
Ни гражданское законодательство, ни 44-ФЗ не дают определения несущественных условий. Однако, опираясь на гл.28 ГК РФ, можно сказать, что несущественные условия — это положения договора, которые не являются существенными для данной сделки и не требуют согласия каждой из сторон. Изменение несущественных условий по 44-ФЗ не влияет на результат исполнения обязательств.
Что можно изменить в договоре, не меняя ключевые положения?
- Платежные реквизиты. В ходе работ стороны вправе корректировать расчетные и корреспондентские счета, менять банк для перечисления денег.
- Местонахождение компаний. Адрес, контактные данные (телефон, электронная почта) можно менять, не уведомляя другую сторону.
- Арифметические и орфографические ошибки: опечатки в названии организации, в ФИО сторон, ошибочные расчеты в спецификации, не совпадающие с суммой договора.
Для разных этапов закупки (заключение и исполнение) характерны свои особенности внесения изменений.
7.1 Как изменить контракт на этапе заключения?
Исполнитель готовит и отправляет заказчику протокол разногласий с указанием намерения изменить несущественные условия и причины такого решения. Например, в связи со сменой фактического адреса компании просит раздел «Реквизиты» смотреть в новой редакции. При проведении электронной закупки протокол направляется с помощью функционала ЭТП.
Если заказчику требуется корректировка несущественных положений, то функциональные возможности ЭТП позволяют отозвать контракт на доработку и повторно отправить участнику измененный вариант.
Протокол разногласий или доработанный договор изучаются на предмет того, существенные исправления или нет.
В случае изменения несущественных условий контракт подписывается. Если исполнитель отправлял протокол разногласий, то заказчик изменяет контракт и измененный вариант повторно направляет победителю на подпись.
Изменять контракт из-за технической ошибки 44-ФЗ разрешается, только если договор подписали обе стороны и разместили его в Единой информационной системе в первоначальной версии. Коррективы в договор вносятся только после его размещения в ЕИС.
При этом если ошибка несущественная, то сторонам логично будет проигнорировать ее и подписать контракт. Если же ошибка существенно отразится на результате обязательств и может повлечь штрафы, то сторонам следует подготовить протокол разногласий и исправить ее.
Например, изменение условий в спецификации на этапе заключения договора (техническая ошибка при расчетах и др.) осуществляется после внесения договора в реестр контрактов. После выявления ошибки и регистрации в ЕИС сведений о договоре стороны составляют допсоглашение, которым вносят правки в договорные условия на стадии заключения обязательств.
7.2 Как изменить контракт на этапе исполнения?
Законодательство разрешает корректировать несущественные условия по взаимной договоренности сторон еще на этапе исполнения. Схема действий такая же, как была описана выше, повторяются этапы уведомления и анализа предложений по внесению изменений, а третьим шагом является подготовка допсоглашения с указанием всех нужных критериев.
От заказчика потребуется потом отразить все внесенные изменения в ЕИС, разместив акт корректировки.
Образец дополнительного соглашения:
Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ
По общему правилу изменение СУК по 44-ФЗ не допустимо. Однако в ст.95 44-ФЗ перечислены случаи, в которых допускается изменение таких условий по соглашению сторон. Главное, чтобы такая возможность была предусмотрена Заказчиком в документации о закупке и самом договоре.
Итак, что же можно изменить?
- Цену договора по соглашению сторон без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий договора;
- Цену договора, если не более чем на 10% изменяется количество товара, объем работы или услуги;
- Цену договора, если изменились регулируемые тарифы (газ, свет, вода, теплоснабжение);
- Цену, количество товара (объем работы или услуги), сроки выполнения, если казенному учреждению уменьшили лимиты;
- Цену договора при изменении перечня услуг при лечении гражданина РФ за границей;
- Количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право Заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе.
- Качество, технические и функциональные характеристики товара в сторону их улучшения.
Важный момент! Нельзя вносить изменения в договор на стадии его подписания. Такие изменения вносятся лишь на стадии его исполнения путем подписания сторонами дополнительного соглашения.
Подпункт «б» пункта 1 части 1 ст. 95
«… если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, проведению работ по сохранению ОКН) количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально доп. количеству товара, доп. объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара…».
№ | Условие | Как применять |
1 | Предмет контракта | Любые товары, работы, услуги, кроме выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. |
2 | Способ определения поставщика |
|
3 | Этап закупки | При исполнении контракта |
4 | Какие условия контракта можно менять |
|
5 | Величина изменения количества/ объема |
|
6 | Если в одном контракте закупается несколько видов товаров, работ, услуг или закупаются работы по смете |
|
7 | Изменение цены контракта |
|
8 | Иные условия контракта |
|
9 | Порядок изменения условий контракта |
|
10 | Когда нельзя применять данное условие об изменении объема/количества |
|
11 | Сколько раз можно вносить такие изменения в контракт | Ограничений нет. Но изменение объемов/количества по отношению к первоначальному не должно быть более 10%. Т.е. можно поменять объем/количество сразу один раз на 10% или вносить изменения несколько раз (оформить несколько дополнительных соглашений) пока не достигнем максимально допустимого предела изменений в 10% от первоначального. |
Нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ
Как для поставщика, так и для Заказчика нарушение СУК может обернуться штрафными санкциями (штрафы и пени), либо может и вовсе привести к расторжению договора. Штрафы и пени для Заказчиков и поставщиков рассчитываются в соответствии с требованиями ПП РФ № 1042 от 30.08.2017 г.
Для поставщика одностороннее расторжение договора по инициативе Заказчика может привести еще к более серьёзным последствиям — включению информации о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Согласно ч.5 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.
Как вы понимаете, изменение и нарушение условий, указанных в договоре, дело очень серьезное. Поэтому к решению таких вопросов нужно подходить с большой ответственностью.
На этом наша статья подошла к концу. Если информация была для вас полезной, ставьте лайки, делайте репосты и делитесь этой информацией со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.
Остались вопросы? Тогда задавайте их ниже в комментариях, мы с радостью на них ответим.
Административная ответственность за незаконное изменение условий контракта:
Состав административного правонарушения | Размер ответственности | Норма КоАП РФ |
Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок | Административный штраф:
| статья 7.32 часть 4 |
Изменение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок | Административный штраф:
| статья 7.32 часть 4.1 |
Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд | Административный штраф:
| статья 7.32 часть 5 |
[1] Ч.1 ст.95 Закона 44-ФЗ
[2] Письмо Минфина России от 01.12.2017 N 24-03-07/79960, от 09.11.2017 N 24-03-07/73936
[3] Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2021 N 301-ЭС20-21798 по делу N А31-15420/2018.
[4] Ст.19 Закона 44-ФЗ
[5] Письма Минэкономразвития России от 31.12.14 №Д28и-2884, от 21.09.16 №Д28и-2476, от 21.02.2017 N ОГ-Д28-1836, письма Минфина России от 10.09.19 N24-03-07/69644, от 21.11.19 N24-03-07/90275
[6] Письмо Минфина России от 03.11.2020 N 24-03-06/95838.
[7] Письмо Минэкономразвития России от 27.11.2015 N Д28и-3532
[8] Письмо Минфина России от 24.10.2017 N 24-03-08/69599, письмо Минэкономразвития России от 13.01.2017 N Д28и-166
[9] Постановление Семнадцатого ААС от 08.05.2019 N 17АП-4606/19, постановление Десятого ААС от 20.03.2019 N 10АП-2567/19, постановление Восьмого ААС от 13.12.2018 N 08АП-12392/18, письмо Минфина России от 21.01.2020 N 24-03-07/3057, письмо Минэкономразвития России от 12.12.2016 N Д28и-3400
[10] Постановление Двадцать первого ААС от 20.01.2020 N 21АП-3841/19, постановление АС Северо-Западного округа от 20.06.2019 N Ф07-6981/19 по делу N А56-40368/2017, постановление Тринадцатого ААС от 15.01.2019 N 13АП-31249/18
[11] Ч.3 ст.103 Закона 44-ФЗ
[12] Письмо Минфина России от 05.03.2020 N 24-03-07/16668.
Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ
- Цену договора по соглашению сторон без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий договора;
- Цену договора, если не более чем на 10% изменяется количество товара, объем работы или услуги;
- Цену договора, если изменились регулируемые тарифы (газ, свет, вода, теплоснабжение);
- Цену, количество товара (объем работы или услуги), сроки выполнения, если казенному учреждению уменьшили лимиты;
- Цену договора при изменении перечня услуг при лечении гражданина РФ за границей;
- Количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право Заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе.
- Качество, технические и функциональные характеристики товара в сторону их улучшения.
Контракт по 44-ФЗ: возможно ли изменение цены?
автор ответа,
Вопрос
Мы бюджетное Учреждение и, соответственно, работаем по Федеральному закону 44-ФЗ. Год назад был заключен контракт сроком на 3 года о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на одну сумму. В этом году Исполнитель в одностороннем порядке на основании Прейскуранта изменил стоимость Контракта, подготовив дополнительное соглашение. Можем ли мы подписывать это соглашение?
Ответ
Для описанной ситуации Законом № 44-ФЗ не предусмотрено возможности изменения цены контракта, поэтому подписание соглашения нарушит положения ст. 34 и ст.95 Закона № 44-ФЗ и повлечет для сторон административную ответственность в виде наложения административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.
Обоснование
По общему правилу недопустимо изменять условия контракта при его заключении и исполнении (ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ). Исключение составляют случаи, установленные в ст. 34 (при заключении контракта) и ст. 95 (при исполнении контракта) Закона N 44-ФЗ.
При исполнении контракта его изменение возможно в случае, если меняются существенные условия контракта в соответствии с ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а)
при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б)
если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186);
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186);
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации (Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186);
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги (Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186);
6) в случаях, предусмотренных п. 6 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
При этом, Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186 (ред. от 19.05.2015) «Об установлении размера цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно» установлены следующие размеры цены контракта, заключенного на срок не менее чем 3 года для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и на срок не менее чем 1 год для обеспечения муниципальных нужд, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно:
10 млрд. рублей — для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, за исключением контракта, включающего выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения;
1 млрд. рублей — для контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
500 млн. рублей — для контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд;
40 млн. рублей — для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, включающего выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения.
Изменение существенных условий контракта возможно так же в случаях, если:
-осуществляется поставка товара (выполнение работы, оказание услуги), качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого улучшены по сравнению с указанными в контракте (ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
— изменились стороны контракта (ч. 5, 6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Если стороны изменяют условия контракта при отсутствии оснований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, то в этом случае стороны могут быть привлечены к административной ответственности в виде наложения административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ. Признаки указанного административного правонарушения могут усматриваться в действиях как заказчика (Решение Краснодарского УФАС России от 09.07.2015 по делу N ВП-26/2015), так и поставщика (подрядчика, исполнителя) (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2015 N Ф09-5428/15).
На вопрос отвечала: В.А. Лексина, консультант ИПЦ «Консультант+Аскон» |
Изменение ставки НДС
Ввиду изменений НДС с 01.01.2020 с 18 до 20% закон предусматривает изменение цены госконтракта в обозначенные сроки его исполнения по соглашению сторон в пределах возросшей ставки НДС при соответствии ситуации следующим условиям:
- контракт заключён до 01.01.2020;
- при обосновании НМЦК, а также иными условиями контракта увеличенная ставка не предусмотрена;
- приёмка и оплата ТРУ производится после 01.01.2020.
Таким образом в 2021 участники госзакупок получили новую возможность для изменения существенных условий заключённого контракта.
Улучшение предмета контракта
Мнение эксперта
Кузьмин Максим Петрович
Юрист с 8-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Признанный эксперт права.
При этом цена единицы ТРУ и стоимость контракта в целом изменению не подлежат. А также невозможно изменить таким образом страну происхождения товара.
Изменения возможно производить только на этапе исполнения. Во время заключения такие поправки недопустимы.
В случае если поставщик заведомо знает, что не сможет поставить необходимый товар, но при этом всё равно заключает контракт, он подлежит административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ. Это же касается и заказчика, в случае, если он также был осведомлен об этом и заключал контракт с целью изменить его предмет в дальнейшем.
Изменение товара в лучшую сторону допустимо лишь в отношении обозначенных в контракте характеристик. Таким образом, если новый товар отличается от изначального в лучшую сторону, например, габаритами, но в контракте изначально габариты не закреплены как характеристика товара, а по остальным характеристикам товары равны, изменение предмета контракта недопустимо, так как не соблюдается условие об улучшении характеристик.
Важно, что и прочие параметры при этом также не должны меняться в худшую сторону.
То есть если изначально вы заказываете принтер, печатающий со скоростью 15 страниц в минуту, но имеющий и цветную, и чёрно-белую печать, а исполнитель предлагает заменить его на устройство со скоростью 20 страниц в секунду, но только с чёрно-белой печатью, то, в случае, если условие о возможность цветной печати было указано в контракте, изменение предмета невозможно.
А также изменить предмет контракта нельзя, если в отношении предмета закупки действует нормативно-правовой акт, определяющий его обязательные характеристики для осуществления госзакупок, за которые заказчик не имеет права выходить.
Какие условия можно и нельзя изменять в ходе исполнения контракта
Многих участников государственной закупки интересует, что можно и что нельзя изменять при исполнении уже заключенного контракта. Этот вопрос будет рассмотрен в данной статье.
Заказчиком проведена конкурентная процедура, определен победитель и заключен контракт, однако что-то идет не по плану. Например, поставщик хочет привезти другой товар или даже заявить заказчику, что контракт исполнять будет другое лицо.
Каким образом возможно изменение количества товара, а также его цены по контракту
Цена и количество товара – существенные условия контракта, поэтому по соглашению сторон их можно изменить только в некоторых случаях. К примеру, цену контракта можно снизить. Это сделать можно, не изменяя при этом количества товара, его качества и других условий контракта. Вот второй вариант: нужно увеличить либо уменьшить количество товара на 15 процентов, но не более. В этом случае возможно пропорциональное увеличение цены контракта. В случае уменьшения количества товара цена контракта уменьшается из расчета цены единицы товара. Изменение количества товара и снижение цены контракта возможно при условии, если это оговорено контрактом и указано в закупочной документации. Если закупка проводится у единственного поставщика, подобная возможность должна быть прописана в условиях контракта.
Стоит учесть следующие моменты.
- Бюджетные либо казенные учреждения, не имеющие лимитов, чтобы можно было увеличить цену, не имеют права увеличить количество товара и его цену по контракту на 15 процентов.
- Если проводится запрос котировок, увеличение контрактной цены на 15 процентов не допускается, поскольку изменение цены контракта возможно, только если это оговорено в закупочной документации. При запросе котировок документация не формируется (письмо МЭР № ОГ-Д28-12811 от 2.10.2015).
Как должен поступать заказчик, если поставщик привозит не тот товар, который указал в своей заявке?
Если поставщик предлагает не тот товар, который указан в контракте, заказчик не всегда обязан отказать в его приеме. Если поставленный товар оказался лучше, чем было изначально прописано в контракте, то его можно принять. В ходе исполнения контракта законом разрешено улучшение качественных характеристик. Желательно составить дополнительное соглашение к контракту, в котором следует указать, на основании каких именно характеристик товар принят как улучшенный. Этот документ позволит в случае проведения проверок избежать лишних вопрос как к заказчику, так и к поставщику. Но помните, что приемка товара с улучшенными характеристиками является правом, а не обязанностью заказчика. Однако если поставщиком привезен совершенно не такой товар, который оговорен контрактом, заказчик может отказаться от его приемки и начать процедуру одностороннего расторжения контракта. А это грозит поставщику внесением его в РНП сроком на 2 года.
Допускается ли в контракте менять исполнителя
В контракте исполнителя менять нельзя, поскольку он должен исполняться победителем закупки. Однако одно исключение все же есть: если при участии в закупке у ее победителя прошла реорганизация. В этом случае победитель имеет право уступить обязательство исполнить контракт своему правопреемнику. При переуступке исполнителем права требования оплаты вносить изменения в контракт не требуется. Меняется лишь получатель оплаты, а исполнитель контракта остается прежним.
Может ли получить оплату по контракту не исполнитель, а другое лицо?
Такая ситуация возможна в ситуации, если контракт полностью исполнен, но заказчик еще не оплачивал за его выполнение. При переуступке исполнителем контракта права требования оплаты вносить изменения в контракт не требуется, но следует соблюсти процедуру уведомления об этом заказчика. Меняется лишь получатель оплаты, а исполнитель контракта остается прежним.
Теги: изменение условий,
01 октября 2017
Количество просмотров: 2117
Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал.
Рейтинг: 0/5 — 0 голосов
Похожие статьи:
- Утвержден регламент проведения проверки поставленных товаров с использованием и видео и фототехники на соответствие информации по контракту (147)
- Суд: в извещении о государственной закупке можно указывать информацию в виде отсылки к документации (132)
- ФАС РФ: при проведении повторной закупки в области строительства участнику будет достаточно подать «согласие» на участие (115)
Комментарии ()
Написать комментарий
Расторжение и отказ
При условии, что это было предусмотрено договором, заказчик может отказаться от контракта в одностороннем порядке в соответствии с положениями ГК РФ о некоторых видах обязательств. В течение трёх дней после отказа решение об этом должно быть размещено в ЕИС, а также направлено исполнителю.
При этом если исполнитель добросовестно исполнил свои обязательства, заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на то существенной причины. Таким образом, исполнители защищены от ситуаций, при которых заказчик мог бы отказаться от оплаты качественно оказанных работ или услуг, либо товара, поставленного в соответствии с требованиями контракта.
Существует перечень случаев, в которых заказчик обязан отказаться от контракта:
- предоставление поставщиком недостоверной информации о товаре, в частности, если это позволило ему стать победителем торгов;
- инвестиционное производство предмета заключённого контракта было освоено, создано или модернизировано на территории РФ.
Если расторжение контракта производится в связи с ненадлежащим поведением исполнителя, он вносится в реестр недобросовестных поставщиков.
Поставщик также имеет право на односторонний отказ.
В случае расторжения договора в одностороннем порядке, другая сторона должна быть немедленно уведомлена об этом с указанием причины. Если в течение 10 дней нарушения будут устранены, решение о расторжении подлежит отмене.
Если нарушения устранены не были, решение о расторжении договора вступает в силу. Таким образом, контракт считается расторгнутым через десять дней после принятия решения.
Причиной расторжения договора может быть существенное нарушение условий. Например, поставка товара с грубыми несоответствиями или задержка сроков, повлёкшая существенные убытки одной из сторон (речь может идти как о задержке поставки, так и о задержке приёмки).
Обязательным условием расторжения договора наличие в заключённом договоре мер ответственности для виновной стороны. Таким образом пострадавший от недобросовестности контрагента может рассчитывать на возмещение ущерба.
После принятия решения о расторжении контракта заказчиком в одностороннем порядке и надлежащего уведомления поставщика у последнего есть 10 дней на исправление нарушений, после чего договор будет расторгнут, а сведения об исполнителе будут внесены в РНП.
Экспертиза
Заказчик имеет право производить экспертизу в отношении результатов исполнения контракта. Если по результатам экспертизы окажется, что ТРУ не соответствуют условиям контракта, заказчик может отказаться от исполнения своих обязательств в одностороннем порядке.
Закон не предусматривает, каким образом должна проводиться проверка в конкретном случае.
Предполагается, что экспертиза может быть как сплошной, то есть касаться всего объёма поставки, так и выборочной, то есть результаты проверки части товара будут распространяться на всю партию. А также проверяется не только само качество, но и при необходимости — комплектность, соответствие ГОСТам, ТУ, регламентам.
Проверяется в том числе и подлинность предоставляемых поставщиком сопутствующих документов.
Некоторые предметы поставок могут быть корректно оценены только после их окончательной реализации (например, топливо). В таком случае эксперт имеет право опираться на отзывы потребителей.