Конкурентные торги
Конкурентные торги — это закупки, при которых используется состязательность предложений среди участников. Существуют следующие виды торгов:
- аукционы;
- конкурсы;
- запрос котировок;
- запрос предложений.
У каждого вида свои условия проведения и участия.
Аукцион
Способ отбора, где заказчик указывает характеристики договора: сроки поставки и начальную максимальную сумму. Аукцион проходит в установленное заказчиком время на электронной торговой площадке. Участники отправляют ценовые предложения понижая или повышая ставку от 0,5% до 5% от начальной цены контракта, в зависимости от типа аукциона. Контракт заключается с тем, чью ставку не превзошли в течение десяти минут.
Также существуют открытые аукционы без использования электронных площадок, которые проводятся в присутствии заказчика, членов комиссии и участников или их представителей.
Конкурс
Способ закупки где заказчик уделяет внимание не только цене, но и стажу компании, технической оснащённости, качеству и срокам выполнения, гарантии и прочим параметрам. Минимум двум критериям оценки. Проходит в открытой или закрытой форме. Поставщики подают заявку с ценовыми предложениями один раз без возможности поменять цену. Критерии участников скрыты друг от друга. Заказчик выбирает участников и оценивает заявки. Конкурс выигрывает компания, предложившая самые выгодные условия реализации услуг для клиента.
Существуют виды конкурса, с ограниченным участием или проходящие в два этапа. В первом случае у участников есть возможность подать улучшенные предложения на втором этапе. Во втором — участники проходят предквалификационный отбор, где оценивается соответствие поставщика требованиям.
Запрос котировок
Используется для закупки одного вида продукции. Максимальная стоимость заказа не должна превышать 500 тысяч рублей. Заявки подаются с ценовыми предложениями. Побеждает участник, предложивший самую низкую цену. При равенстве ценовых предложений победителем признаётся участник, который подал заявку раньше других.
Запрос предложений
Заказчик описывает требования к объекту закупки и выбирает наиболее подходящее предложение исходя из своих нужд. Участники регистрируются на специальной электронной площадке (ЭТП), где проводят торги и в единой информационной системе.
Запрос цен
Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признаётся участник, чья заявка поступила ранее других.
Конкурентные переговоры (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
Если предмет закупки требует консультаций и обсуждений, организатор проводит переговоры с участниками в соответствии с запросами. Заказчик определяет квалифицированного участника, предложившего наилучшие условия сделки и заключает с ним договор.
Как подвести итоги
После публикации двух протоколов рассмотрения заявок оператор ЭП направляет заказчику ценовые предложения от участников открытого конкурса. Комиссия еще раз тщательно анализирует все запросы, сверяет их с установленными требованиями и критериями оценки и принимает решение.
В аукционных процедурах победителем является участник с наименьшим ценовым предложением — вот чем отличается открытый аукцион от открытого конкурса. В конкурсных процедурах побеждает тот участник, который предложил заказчику наиболее выгодные условия исполнения контракта (ч. 14 ст. 54.7 44-ФЗ).
Решение комиссии оформляется в итоговом протоколе. Окончательный протокол содержит следующую информацию:
- дату, время и место формирования документа;
- допуск или отказ по каждому участнику;
- соответствие предложений требованиям, установленным конкурсной документацией;
- регламент оценки запросов от исполнителей;
- идентификационные и порядковые номера предложений.
Идентификационные номера формируются автоматически на торговой площадке, а вот порядковые номера присваивают члены конкурсной комиссии. Ранжирование производится по уровню выгодности каждого предложения: первый номер (он же победитель) получает то предложение, которое полностью соответствует всем требованиям, критериям оценки и является самым выгодным. Каждый последующий запрос получает второй, третий и последующие номера.
Несостоявшиеся поставщики вправе требовать от заказчика разъяснений результатов открытого конкурса в электронной форме. Если вам поступил запрос на разъяснение, ответить придется в течение двух рабочих дней (ч. 16 ст. 54.7 44-ФЗ). Ответ публикуйте в ЕИС.
Закупки у единственного поставщика
Происходят в особых случаях, когда конкуренция отсутствует. Заказчик обязан обосновать, почему использование других способов определения подрядчика невозможно. Стоимость такого тендера не превышает трёхсот тысяч рублей, и классифицируется как «Закупки в малых объёмах». По распоряжению правительства РФ торги проходят на электронной площадке «Берёзка».
В отличие от конкурентных закупок, сначала поставщики размещают в каталог сервисасвои товары и услуги. Если условия подходят заказчику, то между структурами заключается контракт и исполнитель становится участником неконкурентной закупки.
Что это за процедура
Федеральная контрактная система предусматривает особый конкурентный способ заказа, когда заказчики руководствуются не ценовыми, а качественными критериями (ст. 54.1-54.7 44-ФЗ). Объявляя закупку, контрактный управляющий (закупочная комиссия) устанавливает критерии оценки. По сути, эти критерии — это показатели качества, которыми руководствуются члены комиссии при определении победителя. Вот что такое открытый конкурс — процедура, призванная выявить того поставщика, который предложит наилучший вариант исполнения контракта по указанным в документации условиям. Конкурс проводят, если необходимо закупить специфические товары, работы и услуги, требующие особые характеристики и детальное изучение.
Как стать участником торгов и закупок
В закупках могут быть задействованы юрлица и ИП, бюджетные и иностранные компании, самозанятые и физлица. Дата создания фирмы, система налогообложения и наличие товара на момент подачи заявки не влияют на участие, главное — подходящие критерии. Торги проводятся практически во всех сферах предпринимательской деятельности.
Круг участников ограничивается, если проводятся закупки:
- с информацией, которая является государственной тайной;
- технически сложных товаров, работ или услуг с высокой НМЦ, где требуется специальная квалификация сотрудников;
- среди субъектов малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций;
- на лицензируемые виды деятельности где требуются специальные разрешения;
- с российским происхождением товаров.
Государственные учреждения могут работать только на федеральных порталах.
Какие сведения должны быть в извещении о проведении открытого конкурса
В извещении и документации по закупке, которую заказчик размещает в ЕИС, должны быть следующие сведения:
- данные о заказчике, условия контракта, идентификационный код закупки, размер обеспечения заявки и обеспечения контракта;
- требования к участникам и исчерпывающий перечень документов, которые они обязаны предоставить;
- способы получения документов (почтовая или курьерская доставка, электронная почта), сроки, место и порядок их предоставления;
- место, дата и время вскрытия конвертов с заявками;
- преимущества, предусмотренные для отдельных категорий участников (например, для субъектов малого предпринимательства, организаций инвалидов и проч.);
- запреты и ограничения по допуску товаров;
- реквизиты счета для перечисления обеспечительных платежей.
Если вы впервые участвуете в торгах
Необходимо получить специализированную электронную подпись. Их выпускают только в аккредитованных удостоверяющих центрах. Потом зарегистрироваться в Единой информационной системе в сфере закупок для работы на федеральных электронных площадках. Срок аккредитации составляет 3 года. Схему регистрации, необходимый пакет документов для каждого вида участников и настройку рабочего места можно получить на сайте портала в разделе документы.
Федеральные электронные площадки:
- Национальная электронная площадка;
- Единая электронная торговая площадка;
- Общероссийская система электронной торговли;
- Российский аукционный дом;
- ТЭК-Торг;
- РТС-Тендер
- ЭТП Газпромбанк.
- Сбербанк-АСТ
Участник, победивший в торгах, платит комиссию оператору портала.
На площадках, которые не являются федеральными, понадобится отдельная регистрация. Их список обширен. Условия работы на коммерческих сервисах отличаются и могут быть платными.
После регистрации на торговой площадке пользователь подаёт заявку для участия в выбранных электронных торгах, выполняя условия в зависимости типа или вида торгов. Заявка на участие подписывается электронной подписью. Вместе с тем, для некоторых аукционов необходимо иметь обеспечение заявки. Это значит, что на спецсчете, открытому для этих целей должна быть сумма обеспечения, указанная в документации к закупке. Она блокируется после того, как вы подали заявку и наступил крайний срок ее подачи. Сумма разблокируется после полного окончания тендера.
Заявка на участие не принимается, если:
- в ней есть ошибки или опечатки;
- она не подписана электронной подписью;
- срок подачи документов истёк;
- срок аккредитации на портале истекает меньше, чем через 3 месяца;
- от участника подано более одной заявки;
- не предоставлено обеспечение заявки.
Оператор электронной площадки подтверждает заявку и присваивает ей порядковый номер. Самостоятельно заявку можно отозвать, написав соответствующее уведомление оператору.
Конкурсная документация и запрос на разъяснение
Если у участников возникают какие-либо вопросы по конкурсной документации, они могут направить запрос на разъяснение положений оператору электронной площадки, но не позднее, чем за 5 дней до срока окончания подачи заявок. Таких запросов каждый поставщик может подать не более 3-х.
Заказчик отвечает на такой запрос в течение 2-х рабочих дней.
Заказчик вправе внести изменения в конкурсную документацию не позднее 5 дней до окончания срока подачи заявок. При этом он должен продлить срок приема заявок таким образом, чтобы оставалось не менее 10 рабочих дней.
Важно: изменение объекта закупки и увеличение обеспечения заявки не допускается.
Какие сервисы понадобятся
Чтобы принимать участие в электронных торгах, помимо электронной подписи, понадобится необходимое программное обеспечение:
- браузер с поддержкой Transport Layer Security TLS v. 1.0, RFC 5246 с использованием российских криптографических стандартов;
- Криптопровайдер «КриптоПро CSP» с поддержкой актуальных требований утверждёнными приказом ФСБ России от 27 декабря 2011 г. № 796 и Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;
- Приложение «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in».
Актуальные версии программ лучше приобретать у официального дилера продукции торговой марки «КриптоПро». Или воспользоваться услугой по настройке рабочего места для работы на электронных площадках.
Госзакупка и изменения 2021 года
Изменения в закон о госзакупках вносят регулярно. Нововведения на 2021 год были опубликованы 27.12.2019. Новый федеральный закон №449-ФЗ содержит большое количество изменений, поэтому поставщикам и заказчикам нужно внимательно с ними ознакомиться, чтобы не допускать нарушений.
Правила осуществления
Некоторые изменения коснулись общих правил осуществления закупок:
- С 1.01.2020 обязательным условием подачи заявки на торги является указание страны, в которой произведен предлагаемый товар. Незаполненные данные о производителе – прямой путь к автоматическому отклонению заявки. Соответственно и заказчик должен обязательно предусмотреть в форме заявки графу, в которой потенциальный поставщик мог бы указать страну, откуда поступил товар. Сведения о стране-производителе теперь должны обязательно указываться в контракте, который заказчик направляет победителю торгов.
- С 8.01.2020 разрешена закупка оборудования и машин при заключении контракта жизненного цикла, путем проведения электронного аукциона или конкурса в электронной форме. Если ранее контракты жизненного цикла заключались только в случаях, оговоренных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 (в редакции от 29.06.2019), то сейчас разрешено их подписание при любой госзакупке нового оборудования и машин.
- С 8.01.2020 введены новые требования к поставщикам, предлагающим закупку и обслуживание медицинской техники при условии, что стоимость превышает 10 млн рублей. Участниками сделки могут быть организации, у которых либо уже есть контракты, заключенные согласно № 44-ФЗ, по обслуживанию медтехники, либо имеется опыт исполнения подобных работ за последние три года до даты подачи заявки.
- Условия проведения госзакупок для безопасности и обороны страны, установленные в ПП РФ от 27.11.2017 № 1428, продлены без изменений до 1.07.2020.
- До 1.07.2020 отсрочено начало действия нового Положения об условиях проведения закрытых электронных процедур и порядка аккредитации на электронных площадках. Перенесен срок на год (до 1.01.2021) вступления в действие обязательства операторов электронных площадок сообщать о том, что поставщики привлекались к ответственности за экономические преступления. Проверка этих данных продолжает оставаться обязанностью заказчика.
Внесены изменения в использование КРТУ (Каталога товаров, работ и услуг) при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Теперь заказчик может использовать КТРУ только при проведении закупок, но не при их планировании. А поставщик получает право в документации о закупках внести дополнительные сведения о товаре, которые не указываются в КТРУ.
Закупка у единственного поставщика (исполнителя)
Одним из способов госзакупок является быстрое приобретение товаров или услуг без проведения конкурентных торгов. Изменения в законе № 44-ФЗ действуют с 8.01.2020.
- Новая редакция п. 32 ч. 1 ст. 93 в список объектов недвижимого имущества включает земельные участки. Это означает, что теперь можно заключать контракты на аренду участков земли без проведения конкурса поставщиков.
- Изменения в п. 23 ч. 1 ст. 93 разрешают заказчику заключать контракт с единственным исполнителем, если требуются услуги по техническому и эксплуатационному контролю и обслуживанию здания, по ремонту и содержанию общего имущества в нежилых помещениях, принадлежащих заказчику.
Обязательное условие для заключения договора на обслуживание здания с единственным исполнителем – он уже оказывает услуги другим лицам, которые пользуются этим же помещением.
Национальный режим закупок
С начала этого года Минпромторг РФ обязан вести в электронном виде Единый реестр радиоэлектронной продукции российского производства. Установлен запрет на использование систем хранения иностранного производства. На практике это означает, что участник должен предоставить сведения о нахождении оборудования в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции.
Постановлением Правительства от 14.12.2019 № 1675 с 25.12.2019 расширен список исключений из запрета на отдельные виды товаров из отрасли машиностроения. Заказчикам разрешено закупать автотранспортные средства иностранного производства, если:
- они соответствуют требованиям к продукции, нужной для обеспечения работы муниципальных или государственных предприятий;
- выпускаются производителями, осуществляющими поставку деталей, узлов и агрегатов для сборки транспортных средств на предприятиях на территории РФ.
Поставки могут осуществляться при условии соблюдения соглашений, заключенных с Минэкономразвития России.
Субсидии регионам из федерального бюджета
Согласно ПП № 1803 от 24.12.2019 с 1 января 2021 года вступают в силу поправки в реализацию федерального бюджета. Новым является механизм регулирования суммы субсидий регионам. Чем выше экономия при заключении регионом контрактов за счет федеральных средств, тем меньше будет размер субсидии. Экономия в этом случае образуется за счет разницы между НМЦК (начальной максимальной ценой) и ценой, указанной в заключенном контракте.
Регионы должны будут отчитываться перед Министерством финансов 4 раза в год. Сэкономленные средства будут изыматься и направляться для помощи другим субъектам.
В сфере строительства
С 8.01.2020 года вступили в действие изменения в области закупок в сфере строительства и реконструкции капитальных объектов.
В новой редакции ч. 2 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ Правительством установлены объемы и виды строительно-ремонтных работ, которые подрядчик должен выполнять самостоятельно, не привлекая сторонние организации за исключением дочерних. Отменены типовые контракты на проведение проектно-изыскательных и строительных работ.
Из сферы деятельности закона о государственных закупках выведены сделки, связанные с соглашениями об установлении сервитута в случаях, предусмотренных земельным законодательством.
Закупка лекарственных препаратов
С 1.01.2020 года расширен Перечень важных и жизненно необходимых лекарств, а также список препаратов, используемых для оказания неотложной медицинской помощи. В перечень включено 758 наименований, что на 24 препарата больше, чем в 2021 году.
С 4.01.2020 вступили в действие новые правила поставки лекарств, утвержден порядок определения начальной максимальной цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком. По сравнению с ранее действующими правилами введены такие изменения:
- заказчик обязан перед заключением контракта проводить анализ рынка и направлять запросы потенциальным поставщикам;
- установлены значения, которые не учитываются заказчиком при установлении цены на каждую единицу препарата;
- при проведении закупки у единственного поставщика заказчик определяет цены методом анализа рынка.
Если при установке начальной минимальной цены контракта (НМЦК), на конкурс не было подано ни одной заявки, то организовывается следующая закупка. При этом устанавливается значение НМЦК, следующее после предыдущей начальной цены контракта.
Приказом Минсельхоза России № 501 от 26.08.2019 с 6.01.2020 года вводится обязательное использование типовых условий контрактов на поставку лекарственных препаратов и средств для использования в ветеринарной практике.
Порядок планирования и проведения закупок
ПП РФ от 30.09.2019 года была отменена принятая ранее двухуровневая система планирования закупок. Начиная с 2021 года, при планировании используется новая схема – план-график. Формируется он в электронном виде, при необходимости может быть изменен в любое время, но не позднее, чем за 24 часа до начала закупки.
С 1.01.2020 постановлением Правительства увеличен минимальный объем закупок, которые осуществляются у субъектов среднего и малого бизнеса (СМСП). Общий объект закупок у СМСП составляет не менее 20%.
Срок оплаты договоров
ПП № 1205 от 18.09.2019 сокращает срок оплаты договоров, заключенных с участниками системы государственных закупок. С 1.01.2020 года заказчик обязан оплатить указанную в контракте сумму в течение 15 рабочих дней.
Правила заключения и исполнения контрактов
Существенные изменения внесены в свод правил заключения и исполнения контрактов:
- П. 8.1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ введено определение контракта. Этим была поставлена точка в длительном юридическом споре о том, распространяется ли контрактная система на покупку недвижимого имущества. В статье указано, что под контрактом понимается гражданско-правовой договор, предметом которого является поставка товаров, выполнение работы, оказание услуг. В том числе покупка и аренда недвижимого имущества.
- В п. 8.2 той же статьи определено понятие «контракта жизненного цикла». Это контракт, который предусматривает выполнение работы или поставку товара, его последующее эксплуатационное обслуживание и ремонт на протяжении всего срока использования, а также утилизацию поставленного или созданного в результате выполненных работ товара или объекта. Под это понятие попадает проектирование объектов капитального строительства и конструирование товаров, которые будут созданы при выполнении указанных работ.
- С декабря 2021 года запущен функционал в ЕИС, позволяющий активировать акт приемки товаров, услуг, работ в электронном виде. Для подписания используется ЭП. В качестве первичных учетных документов при поставке товаров используются электронные счета-фактуры и корректировочные документы к ним.
С начала года Федеральное казначейство при ведении Реестра контрактов проверяет документацию, предоставляемую заказчиком при заключении, исполнении и расторжении контрактов. Проверка проводится на предмет соответствия данных об исполнении контракта или его этапов, об изменении условий или расторжении контракта. При проверке не должны быть выявлены противоречия в документах об исполнении или расторжении контракта условиям принятого к учету бюджетного обязательства.
Контроль закупок
Государственные органы осуществляют обязательный контроль закупок, проводимых на бюджетные средства. С начала 2021 года предусмотрены следующие изменения:
- муниципальный контроль осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством;
- существенно расширены полномочия Федерального казначейства по проведению проверок.
27.12.2019 были изменены Правила ведения Реестра недобросовестных поставщиков (РНП). Теперь сведения о поставщике могут быть исключены из РНП на основании решения суда, признавшего недействительным решение уполномоченного органа о внесении в Реестр. Установлен срок (3 рабочих дня), в течение которого контрольный орган должен отправить копию решения об исключении или включении поставщика в РНП заинтересованным лицам.
Общественные слушания
С 1 января 2021 года были внесен и ряд других изменений в Закон № 44-ФЗ. Введены новые правила обязательного общественного обсуждения государственных закупок. Они упрощают порядок их проведения:
- общественное обсуждение автоматически начинается с момента размещения в ЕИС плана-графика закупки;
- процедура проводится в один этап;
- не требуется проведение очных публичных слушаний.
Кроме того, в правилах четко определены критерии, когда общественные обсуждения не проводятся:
- максимальная цена контракта менее 1 млрд рублей, а при проведении работ по строительству, реконструкции или сносу капитального объекта – менее 2 млрд;
- при использовании закрытого способа определения подрядчиков (исполнителей);
- при исполнении контрактов в рамках оборонного государственного заказа;
- если тендер проводится повторно;
- если конкурс, проведенный ранее в отношении того же объекта, был признан несостоявшимся.
Регистрация в ЕИС
С 1 января 2021 года поставщики обязаны зарегистрироваться в ЕИС в сфере закупок. Без регистрации и внесения в Единый реестр участников закупок подрядчики не могут принимать участия в электронных процедурах торгов.
Зарегистрироваться и принимать участие в закупках могут субъекты среднего и малого бизнеса, а также ИП.
Доступ к функционалам ЕИС получают только участники, имеющие сертификаты ключей проверки электронных подписей по ГОСТ Р 34.10-2012. Сертификаты ключей по ГОСТ Р 34.10-2001 с января 2020 года являются недействительными.
Система «Независимый регистратор»
С начала 2021 года все действия, а равно и бездействие участников контрактной системы в системе государственных закупок, проводимые через ЕИС, фиксируются в системе «Независимый регистратор».
ГИС «Независимый регистратор» работает автономно, вмешательство участников контрактных механизмов в функционал этой системы категорически исключается. ГИС «Независимый регистратор» использует видеофиксацию путем использования специального программного модуля. Цель ее создания – обеспечение прав и законных интересов участников торгов.
Что делать после победы на торгах
Для заключения контракта необходимо перечислить на счёт заказчика 30% от начальной максимальной цены контракта или предоставить банковскую гарантию.
После выполнения контракта средства будут возвращены участнику.
Участие в торгах сложный процесс, который требует помощи экспертов. Всегда можно воспользоваться комплексом от ГК «Астрал». Специалисты компании зарегистрируют ваш бизнес на электронных площадках и примут участие в торгах за клиента. Или проведут обучение руководителей и сотрудников для самостоятельной работы в государственных и коммерческих закупках.
Как рассмотреть вторые части заявок
Со вторыми частями комиссия поступает аналогично. Если начальная (максимальная) цена больше одного миллиона, то заявки изучают в течение трех рабочих дней. Если НМЦК — один миллион и ниже, то порядок проведения открытого конкурса в электронной форме по 44 ФЗ обязывает заказчика проанализировать запрос от исполнителя за один рабочий день. Результаты работы комиссии отражают в протоколе.
В протоколе рассмотрения вторых частей указывают:
- сведения о потенциальных поставщиках, участвующих в открытом конкурсе в электронной форме;
- дату (с точным временем) и место оценки;
- правила анализа, совпадающие с теми, что указаны в закупочной документации.
Отдельно отмечается соответствие (или несоответствие) потенциальных исполнителей требованиям открытого конкурса, установленным в документах заказа и извещении. Отказ в допуске возможен по тем же причинам — несоответствие требованиям конкурса, предоставление недостоверной информации или отсутствие необходимых документов в случае применения правил национального режима по ст. 14 44-ФЗ (п. 1-3, 7 ч. 6 ст. 54.4, ч. 1, 1.1 ст. 31, п. 5 ч. 6 ст. 54.4 44-ФЗ).
Нюансы обеспечения
Для участия в конкурсе каждый поставщик должен предоставить обеспечение по открытому конкурсу. ФЗ №44 содержит информацию о том, что для этого могут перечисляться средства на специальный счет, открытый заказчиком, а также допускается применение банковской гарантии.
Использование обеспечения гарантирует, что участник не откажется от своих обязательств, если он будет выбран победителем. Остальные компании, с которыми не составляется контракт, смогут получить свои средства обратно.
В каких случаях открытый конкурс признают несостоявшимся
Открытый конкурс считается несостоявшимся в двух случаях. Первый случай — когда на торги не подано ни одной заявки. Тогда заказчик должен провести повторный конкурс, и если заявок снова не будет, проводят другой вид торгов — запрос котировок (предложений).
Второй случай — когда в конкурсе был всего один участник, заявка которого соответствовала всем требованиям. В такой ситуации конкурс признают несостоявшимся, а вместо него применяют другой способ — закупку у единственного поставщика.
По каким критериям заказчик оценивает заявки
В отличие от большинства других способов проведения закупок, на открытом конкурсе заказчик имеет возможность выбрать победителя исходя не только из цены, но и из других критериев. Правила оценки заявок утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.13 № 1085 (далее — Правила оценки).
Основными критериями, по которым оцениваются заявки, являются:
- цена контракта;
- свойства или качественные характеристики товара;
- качество работ, услуг или квалификация участника;
- расходы на эксплуатацию товара;
- расходы на техническое обслуживание товара;
- любые другие разумные критерии, позволяющие оценить заявку.
Заказчик обязан использовать не меньше двух критериев, одним из которых обязательно должна быть цена контракта. В документации по закупке заказчик перечисляет критерии и указывает значимость каждого критерия. При этом минимально возможная значимость стоимостных критериев и максимально возможная значимость нестоимостных критериев приведена в Правилах оценки. Суммарная значимость всех критериев должна равняться 100%.
Оценивая каждую заявку по тому или иному критерию, заказчик определяет ее рейтинг, то есть выставляет оценку в баллах с учетом значимости данного критерия. Оценка в баллах рассчитывается по формулам, приведенным в Правилах оценки. В частности, оценка по критерию цены контракта определяется так: берется наименьшая из цен, предложенных всеми участниками, и делится на цену, предложенную данным участником. Полученное значение умножается на 100.
Далее оценка в баллах корректируется исходя из значимости критерия. Если значимость равна, например, 10%, то оценку необходимо умножить на 0,1, если значимость равна 20%, то оценку нужно умножить на 0,2 и т.д.
После того, как рейтинги участника по каждому критерию определены, их складывают и выводят итоговую сумму баллов. Участник, набравший больше всех баллов, становится победителем.
Пример
В открытом конкурсе на оказание аудиторских услуг два участника: Компания 1 и Компания 2. При оценке заявок использовались два критерия: цена контракта и квалификация участника.
Компания 1 предложила цену контракта 40 000 руб., а Компания 2 предложила цену контракта 55 000 руб. Значимость критерия цены контракта, указанная заказчиком — 60%. Заказчик составил рейтинг обеих компаний по данному критерию: Компания 1 получила 60 баллов (40 000 руб./ 40 000 руб. з 100% х 0,6); Компания 2 получила 43,64 балла (40 000 руб. / 55 000 руб. х 100% х 0,6). По критерию квалификации участника Компания 1 получила 25 баллов, а Компания 2 получила 45 баллов.
Итоговый рейтинг выглядит так: Компания 1 набрала 85 баллов (60 + 25), Компания 2 набрала 88,64 балла (43,64 + 45).
Победителем открытого конкурса объявлена Компания 2.