Общие требования к созданию и функционированию специальной комиссии по закупкам по 223-ФЗ

Главная / Госзакупки / 223 федеральный закон

Назад

Опубликовано: 20.09.2018

Время на чтение: 8 мин

0

574

Закупочная комиссия представляет собой коллегию специалистов, созданную заказчиками по ФЗ-223 в целях решения определенных задач. Напрямую вопрос формирования, порядка работы комиссии по закупкам, ее функций и зоны ответственности не предусмотрен.

  • Комиссия по закупкам: как назначается
  • Состав комиссии и полномочия ее участников
  • Функции и порядок работы закупочной комиссии, ее права и обязанности
  • Документальное оформление работы закупочной комиссии
  • Ответственность членов комиссии

Для чего нужна

На практике часто возникают спорные ситуации, когда работники и работодатели по-разному трактуют нормы права и порядок их применения. Достаточно часто такие разногласия перетекают в конфликт. Создание КТС позволяет их разрешить внутри предприятия, без привлечения третьих лиц. Исключения составляют случаи, когда разрешение разногласий допускается по закону только в судебном порядке по ст. 391 ТК РФ: например, о восстановлении, о переводе, об отказе в приеме на работу и т. д. Это и есть ответ на вопрос, для чего образовываются комиссии по трудовым спорам, — для разрешения конфликтов коллектива трудящихся или его членов и администрации организации. По сути это орган на предприятии, к помощи которого работник прибегает, если считает, что его права нарушены.

Функции и порядок работы закупочной комиссии, ее права и обязанности

Положение о работе закупочной комиссии должно содержать ее определение, перечень решаемых задач, поставленные перед ней цели и функции.

Цель формирования закупочной комиссии состоит в определении победителя закупки, с которым в дальнейшем будет подписан договор заказчиком.

ФЗ 44

Для реализации данной цели на закупочную комиссию возложен следующий функционал:

  1. Проверка заявок от участников на соответствие требованиям по извещению и документации.
  2. Выбор победителя закупки в соответствии с порядком, который указан в закупочной документации.

Базовый принцип работы комиссии: коллегиальность. Он позволяет повысить объективность принимаемых решений.

Закупочная комиссия может быть наделена заказчиком следующими правами:

  1. Принимать решение о переносе сроков проведения процедуры.
  2. Отвечать на поступившие от участников закупки вопросы по закупочной документации.
  3. Запрашивать разъяснения относительно положений заявок от участников.
  4. Привлекать экспертов для оценки и выбора победителя.
  5. Принимать решение о допуске или отказе в допуске участника.
  6. Исправлять ошибки в заявках от участников в установленном порядке.
  7. Проводить переговоры с участниками.
  8. Принимать решения о переторжке.
  9. Анализировать полученные экспертные заключения и оценки от участников.
  10. Принимать решение о выборе победителя закупки, об отказе в проведении закупки, об отстранении участника от участия в закупке.
  11. Согласовывать изменения в договорах, заключенных по результатам закупок.
  12. Предварительно согласовывать извещения и документацию по закупкам.
  13. Принимать решение о завершении процедуры без выбора победителя.
  14. Осуществлять иные функции, предусмотренные нормативно-правовыми актами и организационными документами.

Этапы создания

Шаг 1. Инициатива

Проявить инициативу вправе как отдельный сотрудник, так и представительный орган (ст. 384 ТК РФ). Представительный орган или руководитель, получившие письменное заявление о создании КТС, обязаны в течение 10 дней направить своих представителей для согласования всех вопросов с инициатором. Эта обязанность указана в ст. 384 ТК РФ. Для начала процедур необходимо письменное предложение, на основании которого создается приказ. Со стороны работодателя КТС может быть образована на основании служебной записки, например.

Шаг 2. Определение состава

Количество членов законодательно не определено, указано только, что их количество от обеих сторон должно быть равным. Кроме того, администрация обязана обеспечить материально-техническую базу деятельности. Таким образом, комиссии по трудовым спорам состоят из представителей администрации и представительского органа коллектива в равных долях (ст. 384 ТК РФ). Конкретный состав определяется решением работодателя и профсоюзной организации. В приказе о создании необходимо обязательно указать состав комиссии по трудовым спорам поименно.

Шаг 3. Издание приказа

Приказ издается по форме, утвержденной в организации, унифицированный бланк на такой случай не предусмотрен. В текст приказа включите все обязательные для распорядительного документа реквизиты:

  • место и дату составления;
  • наименование, указание на причину издания;
  • утвержденные решения: о создании, назначении состава, выделении помещения и иных материальных ресурсов;
  • состав поименно с указанием, от кого действует конкретный член;
  • подпись руководителя;
  • отметку о письменном ознакомлении всех членов.
Общество с ограниченной ответственностью «Статус» (ООО «Статус»)

640000, г. Курган, ул. Красномаячная, 7

ПРИКАЗ № 11

о создании комиссии по трудовым спорам

В связи с поступлением от представительного органа работников (профкома) ООО «Статус» письменного предложения от 10 января 2020 года о создании КТС, во исполнение положений ст. 384 ТК РФ

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать КТС ООО «Статус» в количестве шести человек. Направить от лица работодателя в КТС:

  • заместителя директора по коммерческим вопросам Трунова В.В.;
  • заместителя главного бухгалтера Осину И.И.;
  • начальника отдела делопроизводства Турину И.Н.

2. Остальной состав комиссии определить с учетом мнения представительного органа работников.

3. Предоставить помещение актового зала для проведения заседаний. Предоставлять комиссии всю необходимую информацию в течение одного рабочего дня.

4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

От работников:

  • Минина Г.И., инженер, зам. председателя профкома;
  • Кирсанов А.Т., кладовщик, член профкома;
  • Тарасюк С.С., продавец, член профкома.

Директор ООО «Статус» Климов А.А. (подпись)

С приказом ознакомлены (подписи членов КТС)

Комиссия по закупкам: как назначается

Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ-223, при закупках товаров и услуг заказчики должны руководствоваться не только данным законом, но и другими нормативно-правовыми актами: Конституцией, Гражданским кодексом и иными федеральными законами.

Напрямую указания на необходимость создания комиссии по закупкам в 223-ФЗ нет. Но в Гражданском кодексе есть соответствующая статья (447), в которой указано на то, что победителем конкурса может стать участник, выбранный по решению комиссии. Поэтому как минимум при проведении закупочных мероприятий через конкурс такая комиссия должна быть создана.

Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ-223 положение о закупке выступает документом, регламентирующим закупки заказчика, и в котором должны содержаться требования к закупке, порядок подготовки и проведения закупочных процедур и условия их применения.

Таким образом, именно Положение заказчика должно содержать регламент закупочных мероприятий, порядок создания комиссии и требования к ее членам (в частности, в отношении образования и количеству членов).

Комиссия может создаваться по разным признакам. Например, с позиции предмета закупки допускается создание отдельной комиссии по закупкам товарно-материальных ценностей или научно-исследовательских работ. С точки зрения процедуры закупки, различают: конкурсную, котировочную, аукционную и прочие виды комиссии. С позиции сроков действия комиссии различают постоянно функционирующие и временные, созданные под конкретную закупку.

Порядок рассмотрения

В ТК РФ отдельно не урегулирована компетенция комиссии по трудовым спорам (в общих чертах указана в ст. 385 ТК РФ). Но так как она рассматривает индивидуальные споры, то полномочна выносить решения по следующим вопросам:

  • своевременность получения вознаграждения за труд;
  • выплата заработка в полном объеме;
  • привлечение к материальной ответственности;
  • составление графика отпусков и т. д.

КТС не принимает решения по вопросам, по которым установлен иной порядок рассмотрения (судебный — по ст. 391 ТК РФ).

Разногласия рассматриваются в короткие сроки: в течение 10 дней, в присутствии работника (ст. 387 ТК РФ). КТС вправе вызывать свидетелей, экспертов и т. д. Она правомочна, ее решения имеют законную силу, если присутствуют не менее половины состава (ст. 387 ТК РФ).

Состав комиссии и полномочия ее участников

Заказчик может создавать закупочную комиссию по 223-ФЗ по правилам, указанным в 44-ФЗ.

В состав комиссии могут входить не только сотрудники компании, но и сторонние лица. При этом привлекать независимых экспертов допускается исключительно по договору с указанием прав, обязанностей и ответственности привлекаемых лиц.

Традиционно выделяются следующие группы участников в составе комиссии:

  1. Председатель закупочной комиссии. Он осуществляет общее руководство комиссией, ведет ее заседания, назначает ответственных членов комиссии (например, за вскрытие конвертов), оглашает обязательные к объявлению сведения, проводит переторжку, определяет порядок рассмотрения поступивших вопросов, выносит на обсуждение вопрос о привлечении к работе экспертов.
  2. Заместитель председателя, который выполняет функции председателя при его отсутствии.
  3. Рядовые члены комиссии. В их задачи входят ознакомление с материалами проводимой закупки, принятие решения о ее соответствии правилам и Положению о закупке, формирование мнения относительно допуска или отказа в допуске участника закупки, проведение оценки и сопоставление заявок от участников закупки.
  4. Секретарь комиссии. Он ведет протоколы проводимых заседаний, информирует членов о повестке дня, организует техническое обеспечение заседаний, информирует о необходимости замены членов комиссии, своевременно направляет членам комиссии материалы по вопросам повестки заседания.

Численность и состав комиссии определяется на усмотрение заказчика. Рекомендуется не слишком сильно расширять состав комиссии и формировать ее на условиях нечетного числа участников с правом голоса (например, 3 или 5 человек). Это может иметь смысл при необходимости принятия коллегиальных решений большинством голосов.

При определении состава стоит включать в члены комиссии лиц с адекватным проводимой закупке профилем (например, со специальным образованием или навыками).

Также заказчику стоит заблаговременно позаботиться о резервном составе комиссии. Здесь должны быть указаны лица, которые получают права и обязанности членов комиссии при отсутствии основного состава.

Вынесение решения комиссией

Принимается тайно простым большинством присутствующих, по ст. 388 ТК РФ. Подготовленное по итогам рассмотрения вопросов решение комиссии по трудовым спорам должно содержать:

  • наименование компании и структурного подразделения;
  • существо спора и дату обращения в орган;
  • поименный перечень членов;
  • сущность вынесенного решения и обоснование;
  • результаты проведенного голосования.

Правовые документы

  • Трудовом кодексе
  • ст. 391 ТК РФ
  • ст. 386 ТК РФ
  • ст. 384 ТК РФ
  • ст. 385 ТК РФ
  • ст. 391 ТК РФ
  • ст. 387 ТК РФ
  • ст. 388 ТК РФ

Какие разногласия должна рассматривать?

Комиссия обязана рассмотреть следующие виды споров:

  • правомерно ли были внедрены изменения, прописанные в трудовом договоре;
  • неправомерное внесение изменений и дополнений договор, принятие решения об их аннулировании;
  • условия гарантированной оплаты труда, выплата премиальных, дополнительные выплаты за совместительство, оплата ночных и сверхурочных часов;
  • выплата дополнительных надбавочных сумм за выслугу лет;
  • об определении рабочей нормы времени, и дополнительно отдыха;
  • о нарушении законных прав сотрудников на очередной трудовой отпуск;
  • о нарушении предоставления дополнительных льгот, предусмотренных законом, трудовым или коллективным договором;
  • о незаконности денежных взысканий за допущенные дисциплинарные нарушения;
  • выявление уважительности причин прогулов, при отстранении сотрудника от работы.

Примеры прений, которые орган может разрешить

Какие же примерно случаи конфликтов на рабочем месте могут до вести до возникновения спора?

Пример. Сотрудник не являлся на работу определенное время, по уважительной причине, имея подтверждающий документ. Но в связи с некоторыми причинами, он не смог вовремя уведомить руководство о причине своего отсутствия на рабочем месте.

Руководитель, собрав дисциплинарную комиссию, вынес решение о его увольнении, в связи с прогулами. На основании акта комиссии, был составлен приказ. Данный приказ не был подписан сотрудником с целью ознакомления, на что руководитель не обратил внимания. Уволенный сотрудник вышел с обращением создать КТС для решения его конфликта. Решением комиссии было принято восстановить его на рабочее место с выплатой денежных средств за дни его отсутствия по причине увольнения.

Еще один пример. Работодатель, в связи со снижением финансовых показателей предприятия, принимает решение сократить рабочий день, исходя из этого уменьшается плата труда персонала. Данные изменения не предусмотрены в трудовом договоре. Коллектив, при получении очередной оплаты труда, увидев изменения, обращается в КТС. Члены комиссии принимают решение восстановить прежнюю оплату труда сотрудникам, и оплатить недостающие денежные средства, при ранее полученной ими заработной плате.

Состав коллегиального органа

Каким образом формируется административная комиссия района? Чтобы принимать участие в деятельности обсуждаемого органа, необходимо достичь 18-летнего возраста. Включение в состав допускается при наличии письменного согласия человека. Такой юный возраст разрешен по причине того, что в состав входят не только должностные лица органов местной власти и депутаты. Принято приглашать для работы и представителей общественности.

Ее представителям нельзя иметь иностранного гражданства, вида на жительства или аналогичного документа, дающего право постоянного проживания на территории иностранного государства.

Состав коллегиальных структур не ограничивается только муниципальными или региональными государственными служащими. По согласованию с федеральными органами в комиссии могут включаться и их представители. Чиновники в комиссии по административным делам не могут составлять более половины от числа участников.

Границы компетенции

В законодательных актах регионов прописывается правило о создании не более чем одной комиссии в пределах района или города, в зависимости от того, о какой территориально-административной единице идет речь. То есть нельзя создавать одновременно два органа, обслуживающих одну территорию и с одинаковой компетенцией.

комиссия по административным делам

Относительно обслуживаемой территории: есть административные комиссии города, района (подразумевается и городской район). Если в пределах города или района действует несколько комиссий, пересечение сфер их компетенции не допускается.

Кто входит в состав

В состав включается группа компетентных и представительных лиц из числа персонала. Из них выбираются председатель и его заместитель. Созданная тарифно-квалификационная комиссия на предприятии может включать:

  • начальников цеха или участка и других руководителей; технологов;
  • высококвалифицированных рабочих;
  • представителей службы технического контроля;
  • сотрудников отдела производственного обучения;
  • работников отдела кадров;
  • специалистов отдела оплаты труда и др.

Кроме специалистов, в состав квалификационной комиссии входят представитель профсоюзной организации работников и секретарь, который ведет всю документацию.

Правила составления акта приемочной комиссии

Приемочный акт комиссии заказчика, если только речь не идет об акте по приемке строительных и монтажных работ, может быть составлен в свободной форме. Однако есть ряд требований к содержанию данного документа, которые должны быть обязательно соблюдены. Это, в первую очередь, требования к содержанию документа. В числе сведений, которые необходимо оформить в обязательном порядке, рассматриваются такие:

  • номер контракта, а в случае наличия информации о присвоенном идентификационном коде закупки – и этот код (необходимо для облегчения идентификации проведенной закупки и более быстрой проверки обозначенных обязательных условий исполнения контракта);
  • сведения о предмете закупки, в отношении которой проводилась такая закупка. Должно быть представлено описание предмета закупки с четкой идентификацией по наименованиям, сформированное таким же образом, как и содержится в тексте контракта или договора либо в ведомости поставки или спецификации, оформленных в качестве приложения к контракту. Если речь идет о выполнении работ или оказании услуг, то описание в тексте акта приемочной комиссии должно строиться таким же образом, как и в соответствующем приложении к контракту, а также в документации о проводимой закупке (в рамках технического задания к такой закупке);
  • данные о том, какой является цена заключенного контракта (та цена, которая указана в тексте контракта в разделе, посвященном стоимости возникающих обязательств), а также цена фактического исполнения (в том случае, если она по каким-то причинам была изменена). Если имеются дополнительные соглашения, изменяющие стоимость контракта, необходимо указывать значения на основании этих дополнительных соглашений;
  • в том случае, если сторонами были нарушены условия исполнения взятых на себя обязательств, необходимо указать количество таких нарушений, их типологию (просрочки исполнения обязательств, ненадлежащее исполнение), а также применение различных видов штрафных санкций;
  • в случае проведения экспертизы вне зависимости от того, идет ли речь о внешней или внутренней экспертизе, потребуется дать ссылку на заключение такой экспертизы либо указать, что в соответствии с положениями статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ заказчик в рамках своих обязанностей провел экспертизу результатов исполнения контракта или договора;
  • решение заказчика принять или не принять результаты исполнения контракта или договора на основании всех имеющихся фактических данных относительно соблюдения исполнителем взятых на себя обязательств;
  • дата составления акта приемочной комиссии и подписи всех членов такой комиссии, которые присутствовали на заседании и участвовали в вынесении решения.

Составление акта приемки результатов исполнения контракта обозначает решение заказчика принять или не принять фактические результаты работы исполнителя по контракту. В том случае, если заказчик обозначает в таком акте сведения о том, что он принимает результаты, у него есть не менее пятнадцати и не более тридцати дней для осуществления оплаты. Конкретный срок зависит от того, идет ли речь об исполнителе из разряда субъектов малого предпринимательства, или исполнитель к таким субъектам не относится.

Если результаты не принимаются, заказчик имеет право оформить односторонний отказ от исполнения, что чревато для контрагента включением в Реестр недобросовестных поставщиков.

Если речь идет о приемке строительных или монтажных работ, то происходит использование формы акта КС-14. В таком акте, кроме сведений, перечисленных выше для общей формы акта приемки, указываются также данные о следующем:

  • о тех разрешениях на выполнение различных видов работ, которые были выданы исполнителю по контракту лицензирующими органами;
  • о том, кем именно выполнялись те или иные работы (были ли привлечены субподрядчики, о каких организациях идет речь, какой объем работ был выполнен ими);
  • о том, кто выдавал начальные данные для осуществления проектирования, а также о том, кем утверждалась сформированная проектно-сметная документация;
  • о сроках проведения всех видов работ;
  • о соответствии всех результатов запланированным (отдельно оформляются документы для объектов капитального строительства, которые относятся к нежилому фонду, и отдельно для относящихся к жилому фонду);
  • о наличии установленного оборудования либо отсутствии того оборудования, которое должно было быть установлено исполнителем по контракту;
  • о наличии проведенных дополнительных работ по благоустройству территории, находящейся вокруг объекта капитального строительства (если такие работы предусмотрены подготовленной проектно-сметной документацией);
  • о стоимости объекта на основании сформированной проектно-сметной документации;
  • о фактической итоговой стоимости;
  • о наличии дополнительных условий.

Исполнитель по контракту или договору имеет право подать протокол разногласий в том случае, если у него имеются какие-либо претензии в отношении вынесенного решения заказчиком.

Однако позиция, обозначенная в данном протоколе, должна быть обоснована, с фактической и юридической точек зрения, с предоставлением доказательств неправоты заказчика в вынесенном им решении.

Генерируемые документы по результатам приемки исполнения контракта

Все решения, которые принимает приемочный коллегиальный орган государственного или муниципального заказчика, оформляется с помощью специальных документов. В правоприменительной практике для объединения всех таких документов применяется термин «генерируемые». Приемочной комиссией оформляются следующие документы:

  • протокол. В данном документе отражается весь ход заседания коллегиального органа от момента объявления тех вопросов, которые лежат на повестке дня, до момента подписания приемочного акта. В тексте протокола обязательно указываются сведения о том, кто присутствовал на заседании, а также в случае замены кого-то из членов дается указание на осуществление такой замены и описание ее причины. Кроме того, именно в тексте протокола указываются вопросы, вынесенные на голосование (в случае его проведения), а также результаты такого голосования. Также в тексте протокола указываются сведения о том, были ли члены комиссии, чья позиция не совпадает с позицией большинства членов, а в приложении к такому протоколу указываются сведения о содержании позиции несогласного члена и о ее обосновании;
  • акт приемки результатов исполнения контракта. Данный документ нельзя путать с актом приема-передачи или иным передаточным документом. Это связано с тем фактом, что по передаточному документу происходит передача товара в рамках исполнения контракта или товарно-материальных ценностей от старого владельца (в случае с госзакупками – от поставщика) к новому владельцу (государственному или муниципальному заказчику). Акт приемки результатов исполнения контракта – это документ, в котором обосновывается позиция заказчика о возможности или невозможности принять результат выполненных работ. В том случае, если заказчик проводил внутреннюю экспертизу результатов исполнения контракта, итоги такой экспертизы также должны найти отражение в тексте составляемого акта приемки результатов исполнения контракта или договора. В том случае, если речь идет о внешней экспертизе, в акте приемки результатов заказчик указывает, что в ходе принятия решения были учтены результаты проведенной экспертизы с привлечением сторонних организаций или специально нанятых экспертов;
  • акт по форме КС-14. Данный документ выделяется отдельным видом, так как в настоящее время не является обязательным для заполнения: отмена обязательности заполнения данного документа при осуществлении приемки строительных и монтажных работ в рамках государственных и муниципальных закупок произошла в 2013 году. Однако, несмотря на такую отмену, его подготовка входит в приемочные мероприятия до настоящего времени, так как его содержание позволяет понять, насколько четко выполнены сметные требования госзаказчика. Он оформляется в тех случаях, когда речь идет о приемке выполненных строительных работ. На основании данного документа заказчик принимает или не принимает отремонтированные или построенные здания, сооружения и иные объекты капитального строительства.

Образцы документов: акт приемки товара, акт КС-14, акт приема-передачи товара, акт о приемке выполненных работ.

Деятельность врачебной комиссии

Базовой формой осуществление комиссией своих функций является заседание, которые могут проводиться как в плановом порядке, так и внепланово. План-график заседаний утверждается руководителем медицинской организации комиссии с учетом установления периодичности заседаний не реже одного раза в неделю. Нарушение минимально периодичности плановых заседании, даже если иной график предусмотрен в локальном акте медицинской организации, расценивается как нарушение лицензионных требований и влечет привлечение к административной ответственности. (Постановление Кимрского городского суда Тверской области от 25 июня 2021 г. по делу № 5-61/2019)

Внеплановое заседание в ситуациях, требующих принятия срочного решения, проводится на основании решения руководителя по мере необходимости.

По итогам заседания принимается решение, оформляемое в виде протокола. Подробнее о протоколе заседания врачебной комиссии рассказывается в статье «Требования к оформлению решения врачебной комиссии (протоколу врачебной комиссии)».

Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии).

Председатель врачебной комиссии обязан предоставлять письменные отчеты о ее деятельности руководителю медицинской организации. Периодичность отчетов – ежеквартально и ежегодно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: