Отдельного внимания заслуживает информация, которую мы подобрали о периодичности прохождения медицинских осмотров и освидетельствований для разных категорий лиц, которые управляют ТС (транспортными средствами). Кроме того следует коснуться прочих изменений Кодекса об Административных правонарушениях и ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Эти изменения начали действовать с 31.03.2014г. и незнание основных моментов не освобождает от ответственности за невыполнение новых требований. Разберем основные из них по порядку.
Виды медицинских освидетельствований и осмотров водителей
Рассмотрим цитату из закона «БДД» №196-ФЗ главы IV статьи 23 п.1:
Из цитаты видно, что существуют следующие виды медицинских освидетельствований и осмотров для водителей ТС:
- Освидетельствование, которое обязательно проводится для людей, получающих права впервые.
- Освидетельствование, которое обязательно проводится при замене ВУ (водительского удостоверения).
- Освидетельствование, которое обязательно проводится при возвращении ВУ после лишения (в случае, если это предусмотрено КоАП).
- Внеочередное освидетельствование, которое обязательно проводится, если периодический медосмотр (п.6) выявил существенное ухудшение состояния здоровья водителя.
- Обязательный предварительный медицинский осмотр.
- Обязательный медосмотр, который проводится с периодичностью 1 раз в 2 года.
- Обязательный медосмотр предрейсовый.
- Обязательный медосмотр послерейсовый.
Вполне ясно, что далеко не все вышеперечисленные виды медицинских осмотров обязательно нужно проходить каждому человеку для управлениия ТС.
Цена на предрейсовые медосмотры?
Если возникает необходимость заключить договор на проведение медосмотров водителей, то возникает закономерный вопрос: сколько стоит проведение предрейсовых медосмотров? Большинство интернет-ресурсов ответ на этот вопрос не дает. А почему? Честно говоря, я (главный врач ООО «Аспект С») и сам не знаю. Также, честно признаюсь: мы (организации, оказывающие услуги по проведению предрейсовых медосмотров) постоянно звоним друг-другу, чтобы понять коньюнктуру рынка. Мною было принято решение разместить на сайте относительно фиксированную стоимость предрейсовых медосмотров. Ознакомиться с нашими ценами Вы можете ТУТ.
Обязательные медицинские осмотры
Рассмотрим случаи, когда потребуется прохождение обязательных медицинских осмотров:
Отдельного внимания заслуживают такие моменты:
- Из приведенного выше списка обязательные медосмотры (п.п.1-3) нужны для всех водителей;
- Из приведенного выше списка обязательные медосмотры (п.п.5-8) нужны лишь тем, кто управляет ТС, как индивидуальный предприниматель, а также работают водителями на ТС. Таким образом, водитель, который использует свой автомобиль, к примеру, для поездки на природу или к родственникам, проходить данные виды медосмотров не должен;
- В момент приема на работу человека в качестве водителя, от него потребуется пройти 1 раз предварительный медицинский осмотр;
- Если человек работает водителем, то он обязан проходить периодические медицинские осмотры каждые 2 года;
- Если человек работает водителем, то перед каждым рейсом он обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр. Исключением здесь является работа в оперативных службах, когда на прохождение подобного осмотра может просто не быть времени;
- Если человек работает водителем ТС, который осуществляет пассажироперевозки либо перевозки грузов, относящихся к категории опасных, то он должен проходить послерейсовый медицинский осмотр.
Нужно отметить, что любой из видов обязательных медосмотров согласно п.5 статьи 23 «БДД»проводится за счет работодателей.
Для водителей, которые работают на ТС предназначено и внеочередное обязательное освидетельствование. Его проводят, если в ходе обязательного периодичного медосмотра отмечено ухудшения состоянии здоровья человека.
Из предоставленной выше информации можно сделать следующие выводы:
- Для водителя, который использует в личных целях свой автомобиль, обязательным считается прохождение медицинского освидетельствования 1 раз в 10 лет (перед проведением замены прав на новые);
- Если человек работает водителем, то ему необходимо проходить медосвидетельствование 1 раз в 10 лет, а кроме того 4 типа медосмотров (с различной периодичностью).
Нужно ли заключать договор на предрейсовые медосмотры водителям такси?
Начнем с того, что с марта 2012 года «охота» за таксистами-нелегалами существенно усилилась. В соответствии с Законом №69-ФЗ от 21.04.2011 года «О внесении изменений в законодательные акты РФ» с 1 сентября 2011 года все водители такси обязаны иметь лицензию на осуществление пассажирских перевозок. Таким образом, чтобы работать легально, необходимо зарегистрировать ИП или ООО и получить лицензию. А если есть ООО или ИП, и транспорт, перевозящий пасажиров (такси), то в соответствии с Законом № 196-ФЗ от 10.12.1995, должен быть договор на проведение предрейсовых и послерейсовых и текущих медосмотров (см. ответ на вопрос №1).
Где проходить медицинские освидетельствования и медицинские осмотры?
Согласно того же закона «О безопасности дорожного движения» статьи 23 п.7:
Итак, разберем по порядку для каждого типа обследований:
- Медицинские освидетельствования, которые описаны в п.п.1-4, можно проходить в клиниках, как государственных, так и частных. Следует отметить, что осмотры таких специалистов, как психиатр-нарколог и психиатр, нужно проходить исключительно в госучреждениях здравоохранения.
- Периодические, а также предварительные медосмотры, которые описаны в п.п.5-6, можно проходить у специалистов частных и государственных учреждений.
- Медосмотры пред- и послерейсовые проводятся медработником (штатным либо привлекаемым) непосредственно в организации, которая выступает работодателем.
Теперь самые важные изменения, касающиеся водителей ТС, в рамках этой статьи разобраны. И все же предлагаем Вам ознакомиться с полным текстом обновленного закона «О безопасности дорожного движения«.
Сложно ли получить лицензию на проведение предрейсовых осмотров?
К сожалению, Сложно, Дорого и Хлопотно! Став, помимо основной деятельности, еще и медицинской организацией готовьтесь к найму, не только медсестер, но и главного врача, санитарок, а также к проверкам лицензионного комитета и Роспотребнадзора (СЭС). Внимательно изучите требования к медицинскому кабинету: две комнаты, одна из которых должна быть оборудована умывальником, медицинская мебель (имеющая сертификаты соответствия), освещение и т.д. Одним словом, если у Вас меньше 100 единиц транспорта, лучше заключить договор с медицинской организацией, которая возьмет на себя ответвственность за медосмотры, избавив Вас таким образом от головной боли. Выйдет дешевле.
Можно ли проводить предрейсовые медосмотры не по адресу, указанному в лицензии?
Надзорные органы трактуют Федеральный Закон 99-ФЗ от 04.05.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановление Правительства РФ от 16.04.2012г. «О лицензировании медицинской деятельности…» однозначно — оказывать медицински услуги не по адресу, указанному в лицензии НЕЛЬЗЯ!
Однако, возникает вопрос: «А на каком основании лечащий врач приходит к пациенту на дом?»
На основании Статьи 32, п3.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (главный «медицинский» Закон страны) медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: — амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; …
Предрейсовые медосмотры относятся к первичной медико-санитарной помощи (иное не подходит), а в соответствии со Статьей 33 п.6 того же Закона первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях…
Таким образом, руководствуясь 323-ФЗ, можно предположить, что право проводить предрейсовые медосмотры не по адресу, указанному в лицензии у медработника такое же, какое имеется и у участкового терапевта, вызванного на дом. Тем не менее, доказать это надзорным органам, будет крайне затруднительно. Однако, как сказано в предыдущем посте, все риски, в том числе и за соответствие помещения, берёт на себя именно медицинская организация, и она (медицинская организация) знает, на что идёт!
И всё же, чтобы не привлекать внимание разных прокуратур и проч., в договоре между медицинской организацией и Заказчиком медицинских услуг целесообразно указывать, либо, исключительно адрес медицинской организации проводящей предрейсовые медосмотры, либо, вторым адресом можно указать альтернативный адрес: адрес Заказчика. Но еще лучше адрес оказания услуг спрятать в доп…
Актуальные изменения законодательства
Изменения в законодательстве коснулись прежде всего:
- состава медкомиссии. Он будет зависеть от категории водительских прав;
- визирования итогового документа после окончания освидетельствования. Медицинское заключение оформляет терапевт или семейный врач;
- осмотра наркологом. Место медосмотра ограничено исключительно государственным психиатрическим диспансером по месту постоянной или временной регистрации пациента. Здесь же при наличии показаний психиатр может проверить пациента на наличие психотропных веществ в организме (анализ мочи) или хронический алкоголизм (анализ крови на CDT);
- формы и заполнения медсправки (на основании медкарты водителя);
- хранения водительских медкарт в поликлинике, где проходило освидетельствование. Тепер они сохраняются в течение 10 лет.
Зачем необходимо прохождение водителями медкомиссии
Минздрав РФ своим Приказом № 344н от 15.06.2015 отменил старые правила прохождения медкомиссии и установил новый порядок, согласно которому для всех водителей и кандидатов в водители вводится регулярное обязательное медицинское освидетельствование.
Нововведения вступили в действие в марте 2021 года. Некоторые изменения вводятся и с 22.11.19. После прохождения осмотра медкомиссии водителям выдается официальное заключение (новая форма справки с усиленной защитой от подделки). Все эти меры имеют целью:
- быстро и надежно оценить состояние здоровья;
- выявить наличие или отсутствие медицинских противопоказаний к вождению мотоциклов и автотранспорта;
- устранить возможности для коррупционных схем, связанных с незаконным оборотом медсправок.
Все результаты после прохождения водителем медкомиссии поступают в ГИБДД автоматически.
Интересный факт. В Российской империи с появлением «самодвижущихся экипажей» в 1896 г. появились первые правила перевозки в них грузов и пассажиров. В 1900 г. Дума Санкт-Петербурга приняла постановление, согласно которому управлять авто могли лица с 17 лет. Водителям предписывалось зарегистрировать свою машину, не превышать скорость в городе (13 км в час), раз в год проходить медобследование, а машине устраивать техосмотр.
Когда придется доплачивать
Суды признают факт совмещения профессий и право работника на доплату в случаях, когда:
<�или> в должностные обязанности работника по основной должности не входили обязанности, которые он выполнял дополнительно по другой должности, для которой в организации была предусмотрена единица в штатном расписании, а также своя должностная инструкция <7>;