В соответствии с приказом Минтранса РФ № 59 от 11 марта 2021 года:
3.1. Стажировка водителей включает инструктаж и практику.
3.2. Инструктаж проводится с целью предоставления водителю информации о специфике выполнения трудовых функций, связанных с перевозкой пассажиров и грузов. Инструктаж совмещается с дополнительной проверкой знаний и умений водителей на соответствие квалификационным требованиям.
3.3. Практика проводится с целью подтверждения соответствия умений водителя квалификационным требованиям при самостоятельном управлении конкретным транспортным средством под контролем водителя-наставника и включает управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования.
3.4. Для водителей маршрутных транспортных средств практическое управление транспортным средством с выездом на дороги общего пользования, включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.
3.5. Количество часов стажировки устанавливается работодателем
Кто подлежит стажировке, и каковы её цели
Приказ о допуске к самостоятельной работе
Водители, не имеющие опыта работы, переведённые с одного вида транспорта на другой, либо если их трудовая деятельность в данной должности имела перерыв более двенадцати месяцев, обязаны проходить стажировку. Целью данной процедуры является усовершенствование приобретённых знаний и навыков, обеспечивающих безопасное вождение на дорогах, умение их применять в конкретных условиях. Приказ Минтранса № 59 возлагает на работодателя проведение стажировки, последний издаёт приказ по предприятию, назначает наставника и необходимое число часов.
Программа стажировки водителей.
5.1. Инструктаж. Теоретическая часть стажировки. Проверка знаний по профессии.
5.1.1. Повторение и самостоятельное обучение.
Для всех категорий водителей, подлежащих стажировке, работодателем предоставляется возможность:
— повторить правила дорожного движения;
— изучить руководства по эксплуатации транспортных средств, в том числе особенности тормозных систем и рулевого управления;
— изучить руководства по устройству и эксплуатации установленного на автомобилях специального оборудования (если водитель будет обслуживать это оборудование);
— изучить правила эксплуатации шин и аккумуляторных батарей;
— изучить правила размещения и крепления груза;
— изучить правила перевозки пассажиров в легковых автомобилях, автобусах, троллейбусах и трамваях;
— изучить правила перевозки слесарей – ремонтников в кузовах – фургонов;
— изучить правила пожарной безопасности на транспортных средствах;
— заучить, что нельзя во время движения пользоваться телефоном держа его в руке.
Рекомендация ознакомиться с описанием технических средств, позволяющим вести переговоры по телефону без использования рук.
5.1.2. Проверку знаний по теоретической части стажировки водителей после повторения и обучения осуществляет специалист субъекта транспортной деятельности, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения.
5.1.3. Продолжительность стажировки ее теоретической части вместе с проверкой знаний практически может составлять от одной до трех рабочих смен.
Практическая часть стажировки.
6.1. Стажировка выпускников водительских курсов и действующих водителей осуществляется под непосредственным руководством водителя — наставника.
Водитель — наставник может назначаться как из штата юридического лица или индивидуального предпринимателя, так и привлекаться со стороны.
Требования к водителю наставнику изложены в пункте 16 приказа Минтранса Рф № 59 от 11 марта 2021 года и они таковы:
— не иметь за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
— иметь стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);
— иметь стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).
Водитель – наставник постоянно должен находиться в транспортном средстве рядом со стажером.
6.2. Управление транспортными средствами без выезда на дороги общего пользования.
На территориях субъектов транспортной деятельности (внутрипарковые зоны) стажеры под руководством водителя – наставника осуществляют следующие действия:
а) изучают на практике органы управления и особенности устройства и эксплуатации транспортного средства, а также установленного на нем специального оборудования;
б) изучают схему движения по территории субъектов транспортной деятельности;
в) дублируют применение практических приемов, применяющихся при управлении, обслуживании и эксплуатации транспортного средства;
г) управляют на внутренних территориях легковыми и грузовыми (специальными) автомобилями и транспортными средствами для перевозки пассажиров (автобусы, троллейбусы и трамваи) без пассажиров.
Продолжительность внутрипарковочной стажировки – одна рабочая смена (рекомендация).
6.3. Стажировка на легковых и грузовых автомобилях на дорогах общего пользования.
Сохранить ссылку в:
Добавлю свою ложку дёгтя по программам: В теме 2 «Законодательство по охране труда» отражен лишь один документ из всего комплекса законодательных актов – это Трудовой кодекс РФ. Поэтому все содержание раздела относится только к нему. В теме 3 «Нормативные документы по охране труда» правила, нормы, типовые инструкции являются нормативными правовыми актами по охране труда, устанавливающими государственные нормативные требования по охране труда, в отличие от остальных. И эти НПА следует рассматривать вместе с разделом 2 о ТК РФ, так как многие из них относятся к тематике этого раздела: Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты. Порядок выдачи работникам молока или других равноценных пищевых продуктов. Режим рабочего времени и время отдыха. Продолжительность рабочей недели, ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней. Сменная работа. Сверхурочная работа и ее ограничение. Виды времени отдыха. Перерывы для отдыха и питания. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха. Ежегодные оплачиваемые отпуска и их продолжительность. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, Специальная оценка условий труда. В теме 4 указывается государственное управление охраной труда, но даже не упоминается о СУОТ в организации, что в настоящее время является особенно актуальной задачей. В теме 5: — повторный инструктаж правильно называть повторный на рабочем месте; т. е. лучше написать первичный и повторные инструктажи на рабочем месте; — обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте проводится для всех работников, с кем проводят первичный инструктаж на рабочем месте, а не только лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а вот проверка знаний в первом случае проводится в форме опроса инструктируемого инструктирующим, а во втором – в форме экзамена; соответственно и формы обучения у них различны;
Ты хочешь получать информацию, но ты делаешь это без уважения
Приветствую, уважаемые друзья! Первый весенний день на Блоге открою мощной, как «гелендваген» от Мерседес-Бенц, заметкой с бесплатным материалом — программами обучения по охране труда с экзаменационными билетами для водителей управляющих разными видами транспортных средств!
- Проверку теоретических знаний, которыми обладает водитель-стажер. Вопросы задаются как по правилам эксплуатации и устройству вида автотранспорта, на котором он будет работать, так и по общим правилам вождения, поведения на дороге и т. д. Всего задается не менее 20 вопросов.
- Вождение машины на специальной площадке. Здесь стажер должен продемонстрировать, что способен хотя бы по минимуму управлять новым для него транспортным средством. Если он не справится на этом этапе, он отстраняется, считается не прошедшим стажировку и к самостоятельной работе допущен быть не может.
- Поездку по будущему маршруту (для маршрутного транспорта) либо просто по городу вместе с водителем-наставником. За рулем должен сидеть стажер, однако наставник вправе отстранить его от вождения на сложных участках. Об отстранении делается отметка в карточке стажировки.
- Контрольный рейс по маршруту с грузом или пассажирами под руководством наставника. Это своего рода выпускной экзамен, в ходе которого водитель-наставник не вмешивается в вождение, а лишь отмечает поведение и навыки стажера.
Вторая норма имеет несколько необычный статус. Это руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, принятый министерством автотранспорта РСФСР еще в 1986 году. Формально он не имеет обязательной силы, поскольку не был официально опубликован, однако в этом документе подробно описаны правила, по которым проводится водительская стажировка, поэтому на многих предприятиях предпочитают им пользоваться. Правда, для того чтобы РД мог применяться, либо его нормы должны быть закреплены внутренними актами организации, либо в этих актах должна быть ссылка на РД.
Это интересно: Возможны ли выплаты ммм 2021 год
Нормативные акты о стажировке для водителей
Для того чтобы правильно и законно провести стажировку, необходимо руководствоваться рядом нормативных актов. Первым из них является Трудовой кодекс. К стажировке имеют отношение те его нормы, которые касаются испытательного срока при заключении трудового контракта. Дело в том, что проведение стажировки оформляется именно как испытание. При этом она должна быть указана и в тексте трудового договора — в противном случае работнику, неудовлетворительно прошедшему стажировку, нельзя будет отказать в приеме.
Контрольная проверка необходима, чтобы оценить профессиональное мастерство водителя, она проводится с помощью тестовых вопросов из программы стажировки. Практическую часть стажировки оценивают путем контрольной проверки навыков управления транспортным средством. Работника тестируют в реальных условиях движения по маршруту и фиксируют малейшие нарушения, которые потом суммируют и делают выводы о пригодности работника. По окончании стажирования, водителю выдают заключение, допускающее его к работе, где указан тип транспортного средства, маршрут. Заключение должно храниться в личном деле работника.
1.2. Приказ Министерства транспорта РФ № 59 от 11 марта 2016 года «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Автотранспорт — правила, нормы, положения
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.
Положение о стажировке и допуске к самостоятельной работе водителей автомобилей содержит нормы длительности прохождения стажировки на реальных маршрутах перевозки пассажиров в зависимости от присвоенной им категории.
Стажировка водителей автобусов – это отдельный разговор, так как такая работа связана с риском для жизни пассажиров, от шофера зависит не только его жизнь, но также жизни многих людей. Стажер начинает водить автобус по установленному маршруту, закрепленному за его транспортным средством и обязательно под руководством наставника.
При приеме на автобусный маршрут
Бывает так, что допуск не выдается. Тогда человек переводится по его согласию на другие виды работ. При нежелании или не возможности перевода на другую работу, работника увольняют по соответствующей статье Трудового кодекса. К ежедневной работе допускаются водители, прошедшие предрейсовый осмотр у врача. Перед выездом обязательно осматривают автобус, проверяют исправность узлов, обеспечивающих безопасность движения. Затем получают путевые документы и выезжают по маршруту, согласно установленному графику.
Как правило, компания (в лице директора) может вносить поправки в существующее положение, если организация претерпела изменение технологического процесса (либо сферы деятельности), но оно всегда содержит основные пункты:
Кто стажер?
- Например, стажировка водителя легкового авто проводится в течение 1 дня, а водителя грузового – 2 дня.
- Новичкам срок может быть продлен до месяца.
- Особое внимание уделено водителям автобусов, поскольку им доверены на маршруте человеческие жизни. Стажировка разбита на предмаршрутную и маршрутную части. Самое большое количество часов стажируются новички в вождении — более двухсот.
- Лица, имеющие незначительный перерыв в работе, а также переведенные с одного автобуса на другой, стажируются в интервале от 30 до 50 часов общего времени.
- Водителям на горных маршрутах может быть назначена стажировка и до трех месяцев.
Этапы стажировки
- Водитель впервые садится за руль транспортного средства данного типа;
- Начинает работать на новом маршруте движения;
- Больше одного года не работал водителем;
- Не имеет водительского стажа, только что окончил обучение;
- Собирается работать в сложных горных условиях, на дорогах с повышенной опасностью.
Ознакомление работника с функциональной структурой подразделения, характером и особенностями предстоящей работы, производственно-технологическими процессами. Практическое освоение приемов и методов трудовой деятельности.
- инструкции по охране труда по основной и смежным профессиями, видам работ;
- требования к правильной организации и содержанию рабочего места, транспортного средства;
- порядок проверки исправности оборудования, безопасной подготовки и пуска в работу транспортного средства;
- назначение контрольно-измерительных приборов, а также блокировочных, сигнализирующих, предохранительных и защитных средств, и приспособлений, используемых при эксплуатации транспортного средства;
- меры противопожарной безопасности, расположение и принципы действия противопожарных средств, и т. п.;
- способы предупреждения и устранения аварийных ситуаций, действия при тушении пожаров, загораний, загазованности;
- порядок применения средств коллективной и индивидуальной защиты (СИЗ) и предохранительных приспособлений, требования к спецодежде, специальной обуви;
- правила оказания доврачебной помощи при ДТП, ожогах, отравлениях, поражениях электрическим током и других несчастных случаев.
Это интересно: Имущественный налоговый вычет на работе с какого месяца в 2020
Охрана Труда
Если результаты стажировки как минимум удовлетворительны, об этом выносится соответствующее решение, закрепляемое подписью руководителя организации, и водитель допускается к самостоятельному управлению машиной. В том же случае, если окажется, что водитель недостаточно хорошо прошел стажировку, может приниматься одно из 2 решений:
Покупая автомобиль, все будущие владельцы рассчитывают использовать ее, не имея при этом никаких проблем с законом. Самым первым шагом на пути к заветной мечте становится: обучение вождению и получение прав. В России, водительские удостоверения 2011 года поменяли свою форму и получили дополнительные подкатегории. На разговорном сленге их назвали — «права нового образца».
Дополнительная информация! Для предприятий с высоким классом опасности: химической промышленности, строительные, инженерно-изыскательные и др. компании, подведомственных Минстрою России, не прошедшие процедуру перерегистрации, где Ростехнадзор ежегодно контролирует сферу деятельности на соответствие установленным требованиям, алгоритм положения о стажировке не меняется.
Кто подлежит стажировке, и каковы её цели
При отрицательном результате работы работника в период испытательного срока работодатель вправе расторгнуть с ним трудовой договор , уведомив его в письменной форме, с указанием причин, послуживших основанием для расторжения трудового договора (п. 1 ст. 37 ТК РК).
*(3) Зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111, с изменениями внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970), от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848).
12. В случае подтверждения по итогам собеседования соответствия работников требованиям, указанным в пунктах 5 — 8 настоящего Порядка, а также выполнения иных требований, установленных в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, работники принимаются на работу юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Приказ Министерства транспорта РФ от 11 марта 2021 г. № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”
В соответствии с подпунктом 5.2.10.(3) Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395 (Собрание законодательства Российской Федерации 2004, № 32, ст. 3342; 2006, № 15, ст. 1612, № 24, ст. 2601, № 52 (ч. 3), ст. 5587; 2008, № 8, ст. 740, № 11 (ч. 1), ст. 1029, № 17, ст. 1883, № 18, ст. 2060, № 22, ст. 2576, № 42, ст. 4825, № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378, № 4, ст. 506, № 6, ст. 738, № 13, ст. 1558, № 18 (ч. 2), ст. 2249, № 32, ст. 4046, № 33, ст. 4088, № 36, ст. 4361, № 51, ст. 6332; 2010, № 6, ст. 650, ст. 652, № 11, ст. 1222, № 12, ст. 1348, № 13, ст. 1502, № 15, ст. 1805, № 25, ст. 3172, № 26, ст. 3350, № 31, ст. 4251; 2011, № 14, ст. 1935, № 26, ст. 3801, ст. 3804, № 32, ст. 4832, № 38, ст. 5389, № 46, ст. 6526, № 47, ст. 6660, № 48, ст. 6922; 2012, № 6, ст. 686, № 14, ст. 1630, № 19, ст. 2439, № 44, ст. 6029, № 49, ст. 6881; 2013, № 5, ст. 388, № 12, ст. 1322, № 26, ст. 3343, № 33, ст. 4386, № 38, ст. 4821, № 45, ст. 5822; 2014, № 12, ст. 1286, № 18 (ч. 4), ст. 2177, № 30 (ч. 2), ст. 4311, № 30 (ч. 2) ст. 325, № 37, ст. 4974, № 42, ст. 5736, № 43, ст. 5901, ст. 5926; 2015, № 2, ст. 491, № 16, ст. 2394, № 17 (ч. 4), ст. 2571, № 20, ст. 2925, № 38, ст. 5300), № 47, ст. 6605, № 49, ст. 6976; 2021, № 1 (ч. 2), ст. 242, № 2 (ч. 1), ст. 325, № 7, ст. 996, 997), приказываю:
представленная работа заслуживает внимания и соответствующей оценки. К сожалению, не учтены ряд положений в подготовке водителей по вопросам охраны труда, имеющихся в прилагаемых же «Межотраслевых правилах по охране труда на автомобильном транспорте». На примере программы для водителя легкового автомобиля добавил недостающие позиции, что выделено желтым цветом, в т.ч. дополнительный экзаменационный билет. Безопасность при обращении с незамерзающими жидкостями актуальна для всех водителей, работающих на транспортных средствах с ДВС независимо от их тоннажа, конструктивных особенностей и назначения. К сожалению, приходилось неоднократно расследовать лично или знакомиться с материалами расследований несчастных случаев с водителями при их неправильной работе с охлаждающими жидкостями — антифризами. Нарушение прямого запрета в «Межотраслевых правилах по охране труда на автомобильном транспорте» — переливать антифриз через шланг путем засасывания ртом, заканчиваются острыми химическими отравлениями, химическими ожогами пищеводов, квалификации нахождения пострадавших от отравления как находящихся под воздействием алкоголя и соответствующим лишением «прав» вплоть до увольнения. Первые признаки отравления этилекнгликолем и этиловым спиртом практически неотличимы. Последствия разные — вплоть до летальных после нечаянного приема антифриза. Знакомство с материалами по обучению пострадавших показывают, что они, как правило, не обучены правилам работы с тосолами и т.п. жидкостями, в т.ч. и стеклоомывающими. Работодатели ссылаются на то, что их (водителей) этому учат в автошколах. Увы. знакомство с программами подготовки водителей в ряде образовательных организаций по подготовке водителей различного уровня, вплоть до вузов, в различных регионах страны (от Дальнего Востока до Северо-Западного ФО), в том числе и непосредственно в Новосибирской области, показывают, что в них отсутствует это требование. Поэтому не смог пройти и мимо этой работы по подготовке обучающих программ. Считаю необходимым разработчику — специалисту по охране труда И.О. Трудникову, доработать с учетом внесенных поправок в программу для водителя легкового автомобиля остальные программы в целях реализации поставленной глобальной задачи — обучения по вопросам охраны труда такой массовой рабочей профессии, как водители автотранспортных средств. А до проведения этой работы рекомендую модераторам сайта временно снять публикацию, так как в таком виде она может принести вред как недоученным водителям, так и специалистам охраны труда, организующих обучение и контроль. главный технический инспектор труда Общероссийского Профсоюза образования, Иллиев Сергей Петрович. Редакция упомянутой программы https://bi-file.ru/archive/ga1lazh/
Это интересно: Золотые медалисты льготы
Каковы сроки стажировки
Ниже представлены сроки стажировки в зависимости от разных ситуаций:
- для водителей без опыта работы, либо имеющих рабочий стаж менее одного года, стажировка длится не менее 35 часов;
- если перерыв в водительском стаже составляет один год и более, рабочий должен стажироваться не менее 20 часов;
- в случаях, когда автомобильный транспорт требует вождения другой категории, длительность стажировки составляет не менее 20 часов;
- при переводе работника с одной марки грузового автотранспорта (автобуса) на другую, или допущенного к перевозке опасных грузов, срок стажировки не может устанавливаться менее 8 часов.
Важно! В других случаях необходимость стажировки водителей автотранспортных средств и её сроки назначаются специальной комиссией, чьей задачей является определение профессионализма и допуск к самостоятельной работе.
Для чего нужна программа по ОТ
Нужное число водителей-наставников назначается руководителем предприятия и излагается в приказном порядке. Наставники подбираются из числа опытных работников организации, имеющих достаточный водительский стаж и обладающих навыками воспитательной работы. Закрепляются на весь период стажировки. Оплата их труда производится в установленном порядке, согласно % тарифной ставки. Другие требования, предъявляемые к водителям-наставникам:
Стажировка водителей: приказ Минтранса, кто проводит
Обратить внимание! Если в штате предприятия нет водителя, соответствующего всем вышеизложенным требованиям, то стажировка может осуществляться лицом, привлечённым со стороны, чего не запрещает приказ Минтранса № 59. С образовательной организацией (физическим лицом или ИП), имеющей подтверждающие сертификаты и лицензию, дающую право на этот вид деятельности, заключается гражданско-правовой договор, на основании которого проводится обучение водителей нужной категории.
- Проверку теоретических знаний, которыми обладает водитель-стажер. Вопросы задаются как по правилам эксплуатации и устройству вида автотранспорта, на котором он будет работать, так и по общим правилам вождения, поведения на дороге и т. д. Всего задается не менее 20 вопросов.
- Вождение машины на специальной площадке. Здесь стажер должен продемонстрировать, что способен хотя бы по минимуму управлять новым для него транспортным средством. Если он не справится на этом этапе, он отстраняется, считается не прошедшим стажировку и к самостоятельной работе допущен быть не может.
- Поездку по будущему маршруту (для маршрутного транспорта) либо просто по городу вместе с водителем-наставником. За рулем должен сидеть стажер, однако наставник вправе отстранить его от вождения на сложных участках. Об отстранении делается отметка в карточке стажировки.
- Контрольный рейс по маршруту с грузом или пассажирами под руководством наставника. Это своего рода выпускной экзамен, в ходе которого водитель-наставник не вмешивается в вождение, а лишь отмечает поведение и навыки стажера.
Под стажировкой понимается период, когда работник либо приобретает необходимый опыт, повышая свою квалификацию, либо проходит испытательный срок перед приемом на работу. В первом случае стажировка обычно касается студентов, курсантов и других учащихся профессиональных учебных заведений, которые на практике закрепляют знания и навыки, которые получили во время обучения. Во втором же она проводится, если работник: