Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей

Примечание. Рассмотренный в данной статье порядок проведения предрейсового и предсменного контроля технического состояния транспортных средств утратил силу 1 января 2021 года. Заменяющий его документ пока что не выпущен.

Добрый день, уважаемый читатель.

С 21 декабря 2021 года действует новый нормативный документ, регламентирующий порядок проведения предрейсового и предсменного контроля технического состояния транспортных средств.

Напомню, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки, должны организовать проведение предрейсового или предсменного осмотра, а отметка о прохождении должна быть проставлена в путевом листе.

Приступим.

В каких случаях проводятся предрейсовый и предсменный контроль?

Предрейсовый контроль проводится, если длительность рейса равна длительности рабочего дня или превышает его. В этом случае автомобиль проходит контроль только один раз перед началом рейса.

Предсменный контроль проводится в том случае, если в течение дня автомобиль совершает несколько рейсов. В этом случае автомобиль проходит контроль только один раз перед началом смены.

В остальном процедуры предрейсового и предсменного контроля полностью совпадают.

Приказ № 835н о предрейсовых медосмотрах водителей

Главная особенность приказа Минздрава РФ № 835н в том, что он регламентирует проведение не только предрейсового, но и предсменного, послерейсового и послесменного осмотров сотрудников. Согласно этому приказу предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, кроме тех, которые работают на машинах экстренных служб — для них обязательны только те медосмотры, которые относятся к предсменным. В свою очередь, послерейсовые медосмотры обязательны для тех водителей, которые осуществляют перевозку пассажиров, а также опасных грузов. Минздрав также предписывает проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры ИП, которые самостоятельно оказывают услуги по перевозке.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли у вас проводится предрейсовый медосмотр. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Какие транспортные средства должны проходить контроль?

Пункт 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» говорит о том, что технический контроль должны проходить транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые перевозят пассажиров или грузы.

При этом речь необязательно идет о коммерческих перевозках. Если автомобиль перевозит груз для собственных нужд организации либо перевозит хотя бы одного человека кроме водителя, то он должен пройти предрейсовый или предсменный контроль.

Требование распространяется на все типы транспортных средств:

  • легковые автомобили (только при коммерческих перевозках),
  • грузовики (при коммерческих перевозках и перевозках для собственных нужд),
  • автобусы (при коммерческих перевозках и перевозках для собственных нужд).

Требования к проводящей осмотр организации

Медицинский осмотр водителей – это отдельный вид медицинской деятельности, который требует лицензирования. Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей?

Проводить осмотр может только медицинский персонал, который прошел специальный курс обучения и получил соответствующий сертификат/диплом.

Где можно получить необходимый сертификат? Во многих крупных городах есть учреждения, которые занимаются выдачей таких сертификатов. Например, факультеты медицинских университетов, медицинские училища, центры повышения квалификации для врачей.

Итак, предприятие может организовать предрейсовые медицинские осмотры водителей тремя вариантами:

  1. С помощью сертифицированного врача, который по трудовому договору работает в штате компании. В таком случае лицензия не потребуется.
  2. Благодаря привлеченной организации, которая имеет лицензию и работает по договору на проведение медицинских осмотров. Такими организациями могут выступать не только медучреждения в общепринятом смысле (поликлиника, больница), но и частная организация, которая занимается исключительно медицинскими осмотрами.
  3. С помощью самостоятельного получения предприятием лицензии на проведение медосмотров водителей. Это больше касается крупных автотранспортных предприятий, которые в любом случае несут определенные затраты из-за содержания медицинского кабинета и выплаты зарплаты сертифицированным специалистам. Благодаря приобретению лицензии они смогут оказывать услуги медицинского осмотра водителей для более мелких предприятий.

Видео: О лицензии на предрейсовый осмотр водителей

Осторожно, штрафы!

За нарушение правил проведения медосмотра водителей или за отсутствие осмотра предусмотрены следующие штрафы:

  • для водителя — 1000–1500 рублей;
  • для медработника, проводившего осмотр, — 2000–3000 рублей;
  • для индивидуального предпринимателя или юридического лица — 30 000–50 000 рублей.

Кто может проводить предрейсовый технический осмотр?

7. Контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее — контролер).

Технический контроль должен проводиться специальным сотрудником — контролером.

Подробные требования к контролерам приведены в отдельном нормативном документе (пункт 13.3), действующем с 1 января 2021 года:

ОбразованиеСпециальностьДиплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средствСтаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств
среднее профессиональное по профессии (училище)из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта3 года
среднее профессиональное по профессии (училище)любая специальность+3 года
среднее профессиональное по специальности (техникум)23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
среднее профессиональное по специальности (техникум)из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта1 год
среднее профессиональное по специальности (техникум)любая специальность+1 год
высшееиз группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта
высшеелюбая специальность+

Обратите внимание на последнюю строку таблицы. Любой сотрудник организации, имеющий высшее образование, может пройти профессиональную подготовку, после чего он сможет выполнять работу в качестве контролера.

Например, рассмотрим самый маленький вариант организации. Индивидуальный предприниматель занимается перевозками грузов, т.е. сам выступает в роли водителя. В этом случае он может пройти профессиональную переподготовку. После этого он получит право проверять автомобиль перед выездом и ставить отметку о прохождении контроля в путевой лист.

Тем не менее есть и другой вариант. Можно заключить договор с механиком, который будет ежедневно приходить в организацию, проверять транспортные средства, ставить отметки в путевые листы и заполнять соответствующий журнал.

При этом нужно учитывать следующий пункт:

5. Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств (далее — контроль) проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства (далее — парковка).

Так что проводить проверки автомобиля нужно там, где он находится на стоянке. То есть нельзя заключить договор, в соответствии с которым автомобили будут ездить в другую организацию для прохождения предрейсового контроля. Все проверки должны проходить на месте.

Если организация крупная и автомобилей много, то имеет смысл взять в штат отдельного работника, который будет заниматься предрейсовыми проверками.

Если же автомобилей, занимающихся перевозками, всего несколько, то дешевле окажется заключить договор со специализированной организацией, сотрудник которой будет приезжать и выпускать автомобили в рейс.

Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей

Кроме приказа № 835н сохраняет юридическую силу также письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. В нем указано, что работодатель для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей может утвердить отдельный локальный правовой акт — положение об организации соответствующих осмотров. Типовая форма данного положения утверждена в приложении 2 к указанному письму Минздрава. В таком положении предполагается регламентация:

  • организации предрейсовых медосмотров;
  • содержания медосмотров;
  • проведения отдельных процедур в рамках медосмотров;
  • условий проведения медосмотров;
  • критериев допуска водителей к работе после прохождения медосмотра;
  • обязанностей медучреждений, которые проводят медосмотры.

Структуру приказа о прохождении медосмотра сотрудниками предприятия смотрите здесь.

Можно ли взыскать штраф с водителя, который ему выписали за выход на линию без предрейсового медицинского осмотра? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Порядок проведения осмотра

Порядок проведения предсменного контроля содержит полный список элементов автомобиля, которые нужно проверить (нажмите на картинку для её увеличения):

Таким образом, ничего сверхъестественного при проверке делать не придется. Нужно просто проверить, что автомобиль находится в полностью работоспособном состоянии.

Если Вы работаете контролером, то рекомендую распечатать приведенную выше таблицу и проверять транспортные средства в соответствии с ней.

Отдельно хочу обратить внимание на то, что контролер должен в том числе проверить, что в конструкцию автомобиля не внесены изменения.

Например, что не установлено ГБО или не наращены борта грузовика.

Как часто проходить?

Даже из названия вытекает вывод, что предрейсовые медицинские осмотры требуется проводить перед каждой отправкой в путь. Исключение делают только для экстренных оперативных служб. У них нет времени на то, чтобы прерывать свою работу.

Мнение эксперта

Артемьев Дмитрий

Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.

Задать вопрос

Не стоит забывать о проверках медицинского характера, проводимых вне очереди. Они – для водителей с отклонениями, выявленными за время обязательных процедур. Организации имеют право нанять медицинского сотрудника в штат, чтобы проводить эту проверку. Нанятый специалист медицины обычно и разъясняет порядок прохождения.

Журнал регистрации результатов предрейсового контроля

Также отметка о прохождении контроля должна быть внесена в специальный журнал регистрации результатов предсменного контроля (нажмите на картинку для увеличения):

Журнал представляет собой обыкновенную таблицу, перечень столбцов которой приведен в нормативном документе. При желании Вы можете сделать такую таблицу самостоятельно. Также можете скачать следующий бланк и распечатать его в нужном количестве:

В 2021 году все поля журнала заполняются контролером. Подпись водителя при этом не требуется.

Примечание. Журнал регистрации результатов технического контроля может вестись и в электронном виде. В этом случае внесенная информация должна быть заверена усиленной квалифицированной электронной подписью.

Журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей

После того как был проведен медосмотр водителя перед выпуском на линию, необходимо оформить запись в журнале регистрации предрейсовых медосмотров.

Записываем следующее:

  • дату и время прохождения медосмотра;
  • ФИО водителя;
  • пол;
  • дату рождения;
  • результаты исследований;
  • заключение о результате медосмотра.

Далее, ставит подпись медработник и сотрудник.

Как и все журналы на предприятии, он должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью и подписью.

Результаты медосмотра

Требования законодательства к предрейсовому осмотру водителей с 1 января 2021 года не изменились. В ходе процедуры медработник:

  • устанавливает, что обследуемый находится под воздействием вредных, опасных факторов, состояний и заболеваний, которые не позволяют ему выполнять трудовые обязанности;
  • не обнаруживает признаков подобного.

В зависимости от вынесенного заключения медик допускает шофера к работе либо отстраняет от нее. Специалист со средним профессиональным образованием, если он выявил отклонения в состоянии водителя, обязан направить последнего за заключением в больницу. Результаты осмотра заносят в специальный журнал и сообщают начальству шофера.

Основания для отстранения водителя

По законодательству 2021 года водителя после предрейсового медицинского осмотра отстранят от работы:

  1. При симптомах острого или обострения хронического заболевания. Таких сотрудников не допускают к работе, после чего направляют в поликлинику к дежурному врачу. Если медик отстраняет водителя от выполнения обязанностей вечером или ночью, он оформляет об этом справку в произвольной форме за своей подписью, сам оказывает первую помощь, и предлагает больному на следующий день обратиться в больницу или вызвать врача на дом. Водитель, которого врач поликлиники признает временно нетрудоспособным, получает больничный лист.
  2. Когда показатели пульса и артериального давления водителя отклонились от привычных для него показателей.
  3. Если шофер пьян. В таком случае медработник обязан провести контроль трезвости и зафиксировать его в протоколе.

Важно! По смыслу ст. 54 закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ обследовать водителя на содержание в его организме наркотических веществ можно после того, как он подписал на это согласие (подобное волеизъявление можно закрепить в трудовом договоре).

Допуск водителя

Шофера допускают к работе при отсутствии:

  • жалоб;
  • объективных признаков заболеваний;
  • нарушений функционального состояния организма;
  • признаков употребления спиртных напитков, наркотических и иных психоактивных веществ;
  • нарушений режима труда и отдыха.

Медработник ставит в путевом листе такого водителя штамп, в который вносит:

  • дату, точное время медосмотра;
  • свои фамилию, инициалы и подпись.

Дежурный доктор поликлиники выдает ранее отстраненному работнику, которого он признал трудоспособным, справку об отсутствии противопоказаний для допуска к исполнению обязанностей. На шоферов, страдающих хроническими заболеваниями, медики заводят карту состояния здоровья водителя, куда заносят рекомендации лечащего врача.

Ведение журнала медосмотра

Закон предлагает два варианта оформления журнала регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров:

  1. На бумажном носителе. Его страницы нумеруют, прошивают и скрепляют печатью организации или учреждения здравоохранения.
  2. В электронном виде. При этом важно соблюсти требования законодательства о персональных данных, а также должна быть возможность распечатать любую страницу.

В журнал вносят следующие сведения о водителе:

  • фамилию;
  • имя;
  • отчество;
  • пол;
  • место работы;
  • дату и время осмотра;
  • заключение;
  • принятые меры;
  • фамилию, инициалы медика, проводившего обследование.

Образец заполнения журнала предрейсового медицинского осмотра водителей читатель найдет в другой нашей статье.

Послерейсовые медицинские осмотры

Зачем проводить послерейсовый медосмотр, если водителя уже осматривали перед выездом, и он сегодня больше не сядет за руль? Это помогает укрепить дисциплину и выявить кандидатов на увольнение. Если водитель знает, что после предрейсового осмотра его больше никто не станет проверять — что ему в принципе помешает принять алкоголь прямо на работе?

Послерейсовые медосмотры важны, если на предприятии работают люди с хроническими заболеваниями, пенсионеры.

Что говорит по этому поводу закон? Приказ Минтранса от 18.09.08 N152 прямо обязывает указывать время послерейсовых осмотров в путевых листах — а значит, процедура является обязательной.

Кто может проводить осмотр

Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей обязательно для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 20 закона № 196-ФЗ). Последние и сами проходят процедуру перед каждой сменой, если управляют служебным транспортом лично. Обследовать шоферов вправе только прошедший специальную подготовку медперсонал:

  • врачи;
  • фельдшеры;
  • медицинские сестры.

Закон позволяет работодателям:

  • привлекать сторонних медработников (п. 7 ст. 23 закона № 196-ФЗ);
  • создать медицинское подразделение у себя в организации и принять медработников в штат (ч. 4 ст. 24 закона № 323-ФЗ).

Удаленный предрейсовый медицинский осмотр водителей в настоящее время законодатель не допускает.

Важно! Согласно п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, как свой медпункт предприятия, так и медицинская организация, чьих работников привлекли для осуществления медосмотров, должны иметь лицензию на такой вид деятельности.

Ответственность (штрафы) за нарушение правил проведения предрейсовых осмотров

Если работник отправляется в поездку без заключения медиков, то всех организа-торов перевозки ждет административная или уголовная ответственность. В 2021 году были внесены поправки в приказ №152 об особенностях заполнения путевых листов.

Взыскания за нарушения в процедуре медицинского осмотра:

  • для водителя – 1–1,5 тысячи рублей;
  • для медицинских профессионалов или клиники – 2-3 тысячи рублей;
  • для транспортной компании или частного предпринимателя – от 30 до 50 тысяч рублей.

Важно! Оштрафовать причастных лиц к организации рейса могут уполномоченные контролирующие службы или дорожные проверки.

Если водитель попал в ДТП, и причиной этому послужило его неудовлетворительное физическое состояние, то граждане, причастные к медосмотру, штрафуются на 200 тысяч рублей.

Также в зависимости от исходов аварии назначаются исправительные работы на 2 года или ограничение свободы на 1 год. Если пострадавший в ДТП умер, то виновных посадят на 3 года.

Предрейсовый медосмотр. Необходимость, лицензия, кто имеет право проводить.

Предрейсовый медосмотр водителей был введен в отдельных ведомствах СССР еще в 1960-х годах и позволял выявить и отстранить от работы водителей, которые находились в состоянии разного рода опьянения, под воздействием лекарств, снижающих уровень реакции, были больны или просто устали.

Поскольку внедренная мера привела к снижению показателей травматизма, в 70-х годах медицинское освидетельствование водителей перед выездом стало практиковаться во всех крупных автохозяйствах. Например, благодаря проведению регулярных осмотров на транспортных предприятиях столицы в 1978 году количество ДТП, совершенных нетрезвыми водителями, снизилось почти на 58%.

В то время медицинское освидетельствование водителей перед рейсом могли проводить обученные инспекторы. Однако с 1999 года оно было поручено исключительно медработникам, получившим соответствующую подготовку.

Высокая интенсивность дорожного движения предъявляет к водителям повышенные требования в плане здоровья. При этом своевременно определить нарушения и отклонения в состоянии здоровья водителей можно лишь при регулярном прохождении ими медицинских осмотров.

Предрейсовый медицинский осмотр регламентируется рядом нормативно-правовых документов. В их числе:

Трудовой Кодекс (ст. 213 ТК РФ)

Кодекс об Административных правонарушениях

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. 20 п. 1)

Письмо Минздрава РФ от 21 августа 2003 г. №2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»

Письмо Минздрава и Минтранса РФ от 20.01.2002 г. «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения»

Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 г. №308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»

Приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. №835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

В общем случае рекомендован, но не является обязательным и послерейсовый осмотр, если его проведение считает уместным работодатель. Например, такой осмотр возможен в отношении сотрудников «группы риска» — часто болеющих или имеющих хронические заболевания, употребляющих алкоголь, работающих пенсионеров.

Но согласно законодательству водители, которые перевозят пассажиров и опасные грузы, должны проходить такой вид осмотра в обязательном порядке.

Послесменные и послерейсовые медосмотры проводят в целях выявления:

— признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников;

— острого профессионального заболевания или отравления;

— признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Основной задачей предрейсового осмотра является подтверждение нормального состояния здоровья водителя перед рейсом, чтобы исключить случаи физического переутомления и выявить состояние наркотического или алкогольного опьянения, которые могут повлиять на способность к вождению.

Если выявлен хотя бы один из перечисленных признаков, к работе в этот день водитель не допускается.

Обследование водителя на предмет содержания в организме наркотических веществ возможно только с его письменного согласия, которое обычно дается в рамках трудового договора, гражданско-правового договора или в отдельном документе.

Все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.

О результатах медосмотра информируется работодатель. Кроме того, о прохождении медосмотра должна стоять соответствующая отметка в путевом листе с указанием точного времени и даты, данных и подписи медицинского работника.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей, выявивший факт нахождения водителя в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, может послужить поводом для наложения на водителя взыскания в соответствии с трудовым законодательством. Отметим, что данный штраф накладывается не сотрудниками ГИБДД, а должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

Предусмотрена необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, кроме водителей машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).

Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.

Также Минздрав устанавливает следующее:

— предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;

— предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;

— предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.

В состав предрейсового осмотра входит:

— рассмотрение жалоб водителя;

— визуальный осмотр;

— измерение давления, пульса, температуры тела;

— выявление признаков опьянения;

— определение наличия психоактивных веществ;

— для определения процента алкоголя в крови применяют алкотестер.

Если у водителя наблюдается гипертония, то в его медицинской карте врач должен отмечать рамки нормального артериального давления, при котором он допускается к работе. Такие рамки определяются специалистом как среднее арифметическое зафиксированных показаний в течение десяти дней. Если прием алкоголя легко определить с помощью алкотестера, то для выявления наркотических и психотропных веществ требуется проведение лабораторного анализа мочи и крови.

Результаты предрейсового медосмотра дают основание врачу вынести заключение о наличии опасных и вредных факторов или состояния здоровья, которое препятствует выполнению водителем трудовой функции или об их отсутствии.

Способы организации предрейсовых медосмотров

Медицинский осмотр водителей – это отдельный вид медицинской деятельности, который требует лицензирования. Проводить осмотр может только медицинский персонал, который прошел специальный курс обучения и получил соответствующий сертификат или диплом.

Автотранспортное предприятие может организовать предрейсовые медицинские осмотры водителей тремя вариантами:

1. С помощью сертифицированного врача, который по трудовому договору работает в штате компании.

В этом случае медработник должен иметь квалификацию врача, фельдшера или медицинской сестры, а также сертификат, подтверждающий обучение по Программе подготовки проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, утвержденной Приказом Минздрава России от 14.07.2003 N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».

Вопрос же о том, необходима ли лицензия организации, проводящей предрейсовые медосмотры силами собственных медработников при условии наличия у них сертификатов, на сегодняшний день остается спорным.

До 2015 года многие автотранспортные предприятия избегали получения лицензии, принимая в штат врача с необходимой действующей лицензией. При возникновении споров суды, как правило, вставали на сторону организации (Постановление ФАС МО от 17.03.2010 г. № КА-А40/2021-1, ФАС СКО от 24.11.2010 г. № А53-6995/2010).

После вступления в силу Приказа № 835н правила проведения предрейсового медицинского осмотра водителей ужесточились. Теперь все работодатели, желающие проводить ПМО на своей территории, должны иметь лицензию (п. 8 Приказа от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»).

Осуществляет выдачу лицензий территориальный орган Росздравнадзора или органы исполнительной власти субъектов РФ. Сначала оплачивается государственная пошлина за выдачу медицинской лицензии, заполняется заявление на получение лицензии. Этот документ является бессрочным и, при необходимости, позволяет оказывать услуги по проведению ПМО сторонним организациям.

2. С помощью привлеченной организации, которая имеет лицензию и работает по договору на проведение медицинских осмотров. Такими организациями могут выступать не только медучреждения (поликлиника, больница), но и частная организация, которая занимается исключительно медицинскими осмотрами.

Этот способ подходит для организаций с малым числом водителей, т.к. создавать и обслуживать подразделения для проведения предрейсовых медосмотров будет дорого. Преимуществами является то, что не нужно тратить силы и средства на лицензию, помещения, приборы, оборудование и заработную плату медицинских работников.

Для проведения осмотров заключается договор с медицинской организацией, у которой есть лицензия на проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров (ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В договоре на оказание медицинских услуг необходимо зафиксировать режим работы медработника и обязанности медицинской организации:

— обеспечивать методическое руководство и контроль за деятельностью медработника, ответственного за медосмотры водителей;

— повышать квалификацию медработника;

— предоставлять отчеты по результатам медосмотров, в установленные сроки;

— заполнять журнал медосмотров.

При проведении предрейсовых осмотров вне своей организации работодатель создает условия для того, чтобы водители посещали медицинское учреждение. Время прохождения медосмотра, а также время в пути до пункта его проведения и обратно включают в рабочее время (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, подп. «г» п. 15 приказа Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей»).

3. С помощью самостоятельного получения предприятием лицензии на проведение медосмотров водителей. Это больше касается крупных автотранспортных предприятий, которые в любом случае несут определенные затраты из-за содержания медицинского кабинета и выплаты зарплаты сертифицированным специалистам. Благодаря приобретению лицензии они смогут оказывать услуги медицинского осмотра водителей для более мелких предприятий.

Предрейсовые медицинские осмотры относятся к медицинской деятельности, для которой необходима лицензия Росздравнадзора (постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). Поэтому для своего медицинского подразделения работодатель обязан получить лицензию на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.

Лицензия на осуществление медицинской деятельности действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности).

Оснащение кабинета для предрейсовых медосмотров на предприятии

Медицинский кабинет работодатель оборудует по требованиям законодательства (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»). Помещение должно состоять не менее чем из двух комнат: одна — для проведения осмотров, вторая — для отбора биологических сред.

Помещение оснащают медицинскими приборами, оборудованием и мебелью. В частности, должны быть:

  1. Медицинская кушетка.
  2. Письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф.
  3. Прибор для определения артериального давления (2 шт.), термометры (3 шт.), стетофонендоскопы (2 шт.).
  4. Прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе (2 шт.).
  5. Алкометры (2 шт.), экспресс-тесты на алкоголь и наркотики.
  6. Столик для медицинского оборудования.
  7. Шпатели медицинские.
  8. Сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи.

Кроме этого, помещение должно быть обеспечено отоплением, освещением, водоснабжением, оборудовано средствами связи, соответствовать санитарным нормам.

Ответственность за нарушение правил предресового медосмотра

Законодательство относит проведение таких медосмотров к мероприятиям из области охраны труда. Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей, являются нарушениями правил охраны труда. А это уже влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность. Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий.

Если водитель из-за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр. И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то будет заведено уголовное дело по статье 143 УК РФ. К ответственности будут привлечены все лица, ответственные за организацию и проведение предрейсовых медосмотров водителей на предприятии. Виновные могут быть приговорены к крупному штрафу (до 200 000 рублей либо в 18-кратном размере заработной платы осужденного). К тому же их могут отправить на исправительные работы на срок до двух лет, а то и вовсе лишить свободы на срок до года. Если же в результате ДТП погибнет человек, то виновники лишатся свободы на срок уже до трех лет. Причем иного, более мягкого наказания (например, в виде штрафа), закон за это преступление не предусматривает.

Важно помнить, что если уголовная ответственность за неподобающий либо не проведенный медосмотр грозит только после наступления тяжких последствий, то по административной статье санкции могут быть наложены в любое время, если контролирующие органы выявят какие-либо нарушения. При этом совершенно не важно, наступили какие-либо последствия или нет. Уже одного факта неправильной организации медосмотра водителей для контролирующих организаций будет достаточным основанием для вынесения постановления.

Согласно статье 11.32 КоАП РФ за нарушение правил проведения медосмотра водителей или за отсутствие осмотра предусмотрены следующие штрафы:

— для водителя — 1000–1500 рублей;

— для медработника, проводившего осмотр, — 2000–3000 рублей;

— для индивидуального предпринимателя или юридического лица — 30 000–50 000 рублей;

— для юридических лиц-организаций – от 110 до 130 тысяч рублей.

Следует отметить, что этот штраф должен быть наложен не инспектором ГИБДД, а должностным лицом, которое является сотрудником органов, осуществляющих надзор и контроль в здравоохранительной сфере.

Картинки по запросу медосмотр водителя
Вконтакте

Ответственность работодателя за выпуск водителя на линию без медосмотра

Допуск водителей к работе без проведения предрейсового или предсменного медосмотра является административным правонарушением. Ответственность за такое деяние предусмотрена частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Размер штрафа составляет:

  • на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 15 000 до 25 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.

За повторное нарушение должностное лицо или ИП заплатит штраф до 40 000 рублей, кроме того, может грозить дисквалификация на срок от года до трех. Организацию оштрафуют в размере до 200 000 рублей или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток. Об этом сказано в части 5 вышеупомянутой статьи.

Также можно получить штраф за нарушение порядка проведения обязательного освидетельствования водителей перед рейсом по статье 11.32 КоАП РФ. Размер штрафов составляет:

  • на должностных лиц — от 2000 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

Индивидуальные предприниматели в этой статье приравниваются к юридическим лицам с соответствующим размером штрафа. Кроме того, должностные лица, которые допустили выезд транспортного средства с нетрезвым шофером за рулем, могут быть также оштрафованы по статье 12.32 КоАП РФ. Размер штрафа составит до 20 000 рублей. Аналогично наказание могут понести организация и ИП. Их оштрафуют на 100 000 рублей.

Как проводится контроль трезвости и медосмотр водителя

Контроль состояния здоровья работников проводят непосредственно перед началом рабочей смены или выезда в рейс. Происходит предрейсовый медосмотр следующим образом.

  1. Визуальный осмотр сотрудника: походка, внешний вид, поведение.
  2. Опрос о состоянии здоровья.
  3. Медосмотр видимых слизистых и кожных покровов (наличие расчесов, следов от инъекций на руках, бледность или покраснение кожных покровов, состояние зрачков (сужены или расширены)).
  4. Измерение артериального давления и пульса (если выявлено отклонение от нормы, нужно провести повторное исследование не менее чем через 20 минут).
  5. Выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) или остаточных явлений опьянения.

Для последнего этапа медосмотра могут проводиться лабораторные и инструментальные исследования. Например, определение содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе или анализ мочи.

По результатам всех этих исследований уполномоченный медработник делает заключение о возможности выхода в рейс. Если допуск получен, то на путевом листе должен быть поставлен штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр» или запись от руки, заверенные подписью лица, которое проводило контроль. Если шофер контроль не прошел, об этом составляется протокол.

Требования к кабинету проведения процедуры

Предрейсовый технический осмотр транспортных средств

Независимо от того, где будет проводиться осмотр, требования к медицинскому кабинету для предрейсового осмотра едины для всех, как для предприятия, так и для лицензированной организации.


Стандарты СанПин предусматривают следующий список оборудования

Данный список минимальный. Как правило организации закупают половину списка оптовыми партиями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: