Новое в проведении государственной кадастровой оценки


Понятие и сущность

инженер

Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости представляет собой очень важное для формирования необходимых сведений реестра мероприятие. Но что такое кадастровая оценка, и каким образом она осуществляется? Данное действие направлено на установление и утверждение той цены, которую имеет объект недвижимости. При этом происходит оно за счёт работы группы специалистов, которые и оценивают стоимость недвижимости.

Оценщиками проводится рассматриваемая деятельность в отношении разных объектов. Выделяют такие виды мероприятий, как кадастровая оценка квартиры, кадастровая оценка земельного участка и иных объектов. При этом такое мероприятие имеет значение и для налогообложения, с конкретной стоимости определяются налоги и сборы, которые будут уплачиваться на имущество в итоге.

Кадастровая оценка земельных участков должна быть чётко отграничена от процедуры инвентаризации, которая направлена лишь на то, чтобы определить, какие расходы необходимо понести для возведения конкретно-определённого здания.

Кадастровая оценка недвижимости в первую очередь осуществляется с учётом тех показателей, которые бы отражали необходимость возведения того или иного объекта, нуждаемость в нём населения и показателей цены рынка. Всё это и будет формировать стоимость по кадастру. Деятельность оценочного характера позволяет также выявить сведения, которые позволят совершать с недвижимостью сделки и ставить её на учёт, что является обязанностью каждого собственника.

Кадастровая оценка земли или иного подобного имущества это своеобразная экспертиза, которая проводится с учётом конкретно-определённых факторов, от которых напрямую зависит:

  • количество этажей в возведённом доме;
  • срок существования постройки;
  • престижность жилья;
  • характеристики дома;
  • популярность района, где возведён дом;
  • расположение и развитость инфраструктуры.

Такая оценка, опираясь на предложенные критерии, позволяет ответить на вопрос, как узнать кадастровую цену недвижимости. При этом на практике данную процедуру могут реализовать только уполномоченные лица.

Государственная кадастровая оценка земель, или ГКОЗ, не сильно отличается в проведении от той, что направлена на установление стоимости дома. Точно так же будут учитываться характеристики объекта, его расположение, удобство и иные факторы, влияющие на ценовые показатели. При этом нередко идёт сравнение с ценами рынка жилья и земель, однако обычно кадастровые показатели существенно отличаются от стоимости на рынке.

Все результаты, которые получаются после проведения кадастровой оценки земель и жилья, необходимы для изучения собственниками. Выделяют реестры, где посмотреть цены, полученные в итоге исследования, возможно для любого заинтересованного лица.

Государственная кадастровая оценка земель или жилого дома позволяет также сравнивать ранее установленные показатели и характеристики, обновляя их и изменяя в случае допущения ошибок.

Кто в России определяет кадастровую стоимость

Работы по кадастровой оценке земель начали проводить с 2001 года, тогда как налог за землю на основании кадастровой стоимости рассчитывается только с 2006 года. С конца первого десятилетия 2000-х проведение кадастровой оценки регулировалось нормами 135-ФЗ «Об оценочной деятельности». В 2021 году был принят 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»: это было сделано, чтобы усовершенствовать процедуры определения кадастровой стоимости. Новый закон, в числе прочего, усилил ответственность исполнителя работ по оценке за полученный результат.

В настоящее время продолжается переход от действия закона об оценочной деятельности, в соответствии с которым кадастровая стоимость определялась независимыми оценщиками, к закону о государственной кадастровой оценке, согласно которому кадастровая стоимость рассчитывается специально созданными государственными бюджетными учреждениями при субъекте РФ. На сегодня в ряде регионов уже созданы ГБУ, которые работают по новым правилам. Примечательно, что работники бюджетных учреждений, непосредственно определяющие кадастровую стоимость, не в праве заниматься расчетом рыночной стоимости недвижимости для оспаривания ее кадастровой стоимости.

Субъекты и методы оценки

Кто проводит рассматриваемый вид деятельности? Государственная кадастровая оценка земель проводится исключительно профессионалами. Формируется специальная уполномоченная группа, которой осуществляется оценка земельного участка. При этом возможно применение различных подходов.

Эксперты нередко применяют индивидуальные методы работы, но по общему правилу выделяют следующие способы, позволяющие осуществить кадастровую оценку:

  • сравнительный метод;
  • затратный метод;
  • доходный метод.

Способы, которыми осуществляется государственная кадастровая оценка земель, не применяются совместно, они выбираются с учётом особенностей конкретного объекта.

Специалисты чаще всего используют именно сравнительные методы, так как они направлены на получение максимально достоверных сведений. Однако их проведение возможно только при наличии достаточных для этого средств и данных.

Рекомендуем ознакомиться:

Как проводится оценка кадастровой стоимости недвижимости и как оспорить результат

Говоря об иных методах оценки, следует отметить, что доходный метод является самым ненадёжным. Он опирается на исследование той прибыли, которая может быть получена после возведения конкретного дома или формирования земельных участков. Расходный же метод направляется на изучение не получаемых средств, а тех, что были потрачены на осуществление строительства. При этом применять любой из предложенных методов можно как для оценки дома, так и для исследования участков.

Государственная оценка земель профессионалами также может осуществляться за счёт использования индивидуального к ней похода. Чтобы быть субъектом подобной деятельности необходимо вступить в саморегулируемую организацию и обязательно застраховать осуществляемую работу. Но при этом подобная независимая оценка не зависит от других субъектов подобных отношений, вмешиваться в неё не допускается так же, как и влиять на результат.

Проведением оценки и фиксацией получаемых результатов деятельность экспертов не прекращается, так как необходимо помимо исследования самого объекта недвижимости провести ещё и оценку результатов. Этим занимается специальная комиссия, в которую обязательно должны входить эксперты, проводящие независимую оценку и зарегистрированные в саморегулируемых организациях.

Только после этого получаемые сведения можно вносить в реестры и использовать для дальнейших кадастровых нужд.

Что такое кадастровая стоимость

Кадастровая стоимость недвижимости – это стоимость, установленная в процессе государственной кадастровой оценки. Важно понимать, что кадастровая стоимость объекта недвижимости не является константой: она может изменяться, так как ее расчет основан на широком спектре характеристик объекта недвижимости – это его технические параметры, местоположение, развитость инфраструктуры, наличие коммуникаций и так далее. Соответственно, изменение каких-либо характеристик объекта влияет на его кадастровую стоимость.

Порядок оценки

Законодатель чётко регламентирует процедуру по кадастровой оценке любого вида недвижимого имущества. В первую очередь следует ответить на вопрос, как часто подобные мероприятия должны осуществляться? Закон говорит, что не реже, чем один раз в пять лет. Однако также допускается проведение дополнительных оценок, в том числе, по инициативе собственников.

Проведение оценки контролируется специальной федеральной службой, занимающейся вопросами кадастра. Собственники должны обращаться с заявлениями на осуществление оценки и переоценки в их территориальные отделения. Кроме того, возможно привлечение специалистов, которые обладают разрешением на проведение оценочной деятельности.

Кадастровая оценка осуществляется массово, то есть её проводят централизованно на территориях всего города или населённого пункта, за исключением случаев, когда собственники самостоятельно направляют заявление на проведение данных мероприятий.

При принятии решения об осуществлении оценки необходимо опираться на такие моменты, как наличие какого-либо ограничения на пользование участком, это может быть сервитут или иной подобный вид правомочия. Данные факты должны устанавливаться и представляться не только собственниками, а также службой по кадастру и даже судом, если этого требует рассмотрение дела.

Сам порядок осуществления оценки включает в себя несколько обязательных этапов, которые должны проходить в строго установленной последовательности:

  1. Подготовка информации. Речь идёт о сборе тех сведений, которые включает в себя как рыночная, так и информативная база. Этап важен в случае, когда инициатива исходит от собственников. Без соответствующей документации оценка по инициативе гражданина проводиться не будет. Относят к необходимым бумагам документы, удостоверяющие личность заявителя и его право на участок, а также иные бумаги, содержащие в себе сведения о самом объекте оценки и его технических характеристиках.
  2. Подготовка территорий. Для этого специалисты должны произвести её разметку, определить зоны исследования и установить кадастровые кварталы.
  3. Определение стоимости. Этот этап осуществляется экспертами на основании показателей, полученных в результате проведения исследования участка. Именно они и проходят оценку. Причём данное действие будет одинаково независимо от того, кто именно является инициатором проведения оценки. На данном этапе также необходимо привести обоснование определённым ценам.
  4. Установление стоимостных зон. Территория конкретного региона должна быть разделена, в соответствии с выделенными кварталами будут определяться и цены, так как на каждой отдельной территории могут быть свои показатели, обосновывающие установленную стоимость.
  5. Оформление и утверждение результатов. Это происходит путём формирования графиков и схем, а также сводов данных, которые в итоге будут вноситься в реестры.

Данные этапы выполняются исключительно уполномоченным органом в лице специально обученных людей – экспертов. Исходить от заинтересованных граждан может только инициатива проведения оценки или же переоценки участка.

Если рынок уже установил цену на участок, то процедура определения кадастровых показателей может быть упрощена. Достаточно установить процент и рассчитать его от суммы, предложенной на рынке недвижимости.

Следует отметить, что при определении некоторых категорий земель будут наблюдаться особенности в проведении их оценки. Например, когда речь идёт о территориях, предназначенных для ведения сада или огорода, то эксперты могут использовать только сравнительный метод, так как требуется максимальное количество информации для анализа и установления показателей цены. То же самое можно наблюдать при исследовании участков, имеющих отношение исключительно к городскому или же сельскому поселению.

Рекомендуем ознакомиться:

Оценка квартиры для вступления в наследство

Кроме того, прежде чем приступать к процедуре оценки участка, необходимо получить некоторые сведения и заранее их подготовить. Речь идёт об интегральных показателях. Они отражают, насколько почва на выбранной местности плодородна, удобно ли расположение объекта, а также его свойства технологичного характера. Всё это говорит о том, что деятельность экспертов также ограничивается некоторыми исключениями.

Новое в проведении государственной кадастровой оценки

В целях развития института государственной кадастровой оценки в Российской Федерации, 31 июля 2021 года принят Федеральный закон № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 269-ФЗ). Его нормы предусматривают совершенствование государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

Блок поправок, внесенных Законом № 269-ФЗ, касается основных понятий, периодичности проведения государственной кадастровой оценки, сроков применения кадастровой стоимости. В законе уточняется понятие кадастровой стоимости объекта недвижимости, вводится понятие «кадастровая стоимость единого недвижимого комплекса», а также обозначается применение индексов рынка недвижимости.

Объекты государственной кадастровой оценки

Объекты, в отношении которых проводится, и объекты, в отношении которых не проводится государственная кадастровая оценка, определены в статье 11 Закона о государственной кадастровой оценке (в редакции Закона № 269-ФЗ).

Их перечень приведён в таблице ниже.

Таблица 1. Перечень объектов государственной кадастровой оценки

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА
ПРОВОДИТСЯ НЕ ПРОВОДИТСЯ
одновременно в отношении всех учтенных в ЕГРН на территории субъекта РФ: в отношении:
  • ОБЪЕКТОВ:

• зданий

• помещений

• сооружений

• объектов незавершенного строительства

• машино-мест

  • Объекта недвижимости, если по состоянию на 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, в ЕГРН отсутствуют определенные сведения (1), об этом объекте недвижимости
  • ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
  • Единых недвижимых комплексов
Х
  • Предприятий как имущественных комплексов (1)

(1) определенные сведения об объекте недвижимости, которые должны содержаться в ЕГРН на момент проведения кадастровой оценки, утверждены Приказом Росреестра от 06.08.2020 № П/0283 «Об утверждении Порядка формирования и предоставления перечней объектов недвижимости» и соответствуют основным и дополнительным сведениям об объекте, содержащимся в кадастре недвижимости.

Кадастровая оценка единого недвижимого комплекса, для определения кадастровой стоимости комплекса единой величиной, проводиться не будет. Это касается и имущества предприятий, числящихся в ЕГРН как имущественные комплексы.

Из определения, данного в законе, следует, что кадастровая стоимость единого недвижимого комплекса, будет определяться как сумма кадастровых стоимостей объектов недвижимости, объединенных в такой единый недвижимый комплекс, с учетом функционирования в составе единого комплекса.

Периодичность проведения государственной кадастровой оценки

Новациями, внесенными в Закон о государственной кадастровой оценке, являются установленные сроки для проведения государственной кадастровой оценки (далее — ГКО). Очередную ГКО будут проводить с периодичностью, приведённой в таблице 2:

Таблица 2. Периодичность проведения государственной кадастровой оценки (ГКО)

Категория Срок Периодичность Особенности
В отношении земельных участков С 1 января 2022 года через 4 года с года проведения последней ГКО в городах федерального значения через 2 года с года проведения последней ГКО
В отношении зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест С 1 января 2023 года через 4 года с года проведения последней ГКО в городах федерального значения через 2 года с года проведения последней ГКО

Ранее очередную государственную кадастровую оценку по общему правилу проводили не чаще одного раза в три года, но не реже одного раза в пять лет. В городах федерального значения нельзя было переоценивать недвижимость чаще одного раза в 2 года. При этом срок принятия решения о проведении кадастровой оценки в регионе законом установлен не был. Теперь для уполномоченных органов субъектов Российской Федерации установлен срок принятия такого решения.

Решение о проведении государственной кадастровой оценки должно приниматься, не позднее, чем за шесть месяцев до 1 января года проведения государственной кадастровой оценки

В таком решении должны быть указаны следующие сведения:

  • год проведения государственной кадастровой оценки;
  • наименование субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится государственная кадастровая оценка;
  • виды объектов недвижимости, в отношении которых проводится государственная кадастровая оценка.

После принятия решения о проведении очередной кадастровой оценки, с 1 января 2021 года территориальные подразделения Федеральной кадастровой палаты, будут формировать и бесплатно предоставлять в уполномоченные органы субъекта Российской Федерации предварительные перечни объектов недвижимости, предусмотренные вышеуказанным решением.

Сроки применения кадастровой стоимости

В силу новаций введенных Законом № 269-ФЗ изменились и сроки применения кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости, которые внесены в ЕГРН, теперь применяются:

1) с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости;

2) с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта о внесении изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону увеличения;

3) со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости, изменяемых по причине:

  • исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН, послужившего основанием для такого изменения;
  • внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения;
  • исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в сторону уменьшения кадастровой стоимости объекта недвижимости;

4) со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости;

5) со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с исправлением ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в сторону ее увеличения;

6) с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение было подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, и на основании которого принято соответствующее решение;

7) с 1 января года, по состоянию на который рассчитан соответствующий индекс рынка недвижимости.

Ранее сведения о кадастровой стоимости применялись со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. Согласно новым правилам акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости начинает действовать по истечении месяца после дня его обнародования. Кроме того, поправками в Закон о государственной кадастровой оценке определено правило о ретроспективном применении кадастровой стоимости объекта недвижимости (в том числе используемой для налогообложения). Если исправление ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, привело к ее уменьшению, то новое значение будет распространено на весь период со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости.

Индекс рынка недвижимости

В Закон о государственной кадастровой оценке введена новая статья 19.1. «Индексы рынка недвижимости». Индексы рынка недвижимости будут рассчитываться ежегодно по состоянию на 1 января, по каждому субъекту Российской Федерации отдельно для каждого вида объектов недвижимости, каждой категории земель, каждого назначения зданий и помещений и размещаться в фонде данных государственной кадастровой оценки.

В случае изменения величины индекса рынка недвижимости, в сторону уменьшения более чем на 30 процентов, по сравнению с величиной индекса года, следующего за годом проведения последней государственной кадастровой оценки, будет изменяться и актуальная кадастровая стоимость объектов недвижимости. Действующая кадастровая стоимость будет изменяться, путем умножения на индекс рынка недвижимости, за исключением случаев, если такая стоимость была установлена в размере рыночной.

В соответствии с этим, в измененной редакции Закона о государственной кадастровой оценке, статья 19 Закона № 269-ФЗ о необходимости проведения внеочередной государственной кадастровой оценки, прекратила свое действие.

Расширение полномочий Федеральной кадастровой палаты

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» планируется наделить дополнительными полномочиями, предусмотренными Законом о государственной кадастровой оценке. Ведомством подготовлен соответствующий проект ведомственного приказа «Об осуществлении отдельных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 3 июля 2021 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Согласно проекту документа, опубликованному на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Федеральной кадастровой палате добавляются новые полномочия. Их перечень приведён в таблице 3.

Таблица 3. Перечень дополнительных полномочий Федеральной кадастровой палаты, предусмотренных проектом приказа Росреестра «Об осуществлении отдельных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 3 июля 2021 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (ID проекта 01/02/09-20/00108088)

Дополнительные полномочия Федеральной кадастровой палаты
1. Формирование и представление в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

• предварительного перечня объектов недвижимости, предусмотренных решением о проведении государственной кадастровой оценки;

• сведений реестра границ;

• сведений о сделках с объектами недвижимости, включая цены таких сделок, содержащихся в ЕГРН;

• перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.

2. Формирование и предоставление в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости:

• перечня вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости, числящихся в ЕГРН и объектов, в сведения о которых, внесены изменения;

• сведений, которые влекут за собой изменение кадастровой стоимости.

3. Расчет кадастровой стоимости единого недвижимого комплекса (в случае его образования, изменения состава объектов недвижимости, объединенных в комплекс, изменения кадастровой стоимости объектов недвижимости, объединенных в единый недвижимый комплекс).
4. Расчет индексов рынка недвижимости.
5. Изменение актуальной кадастровой стоимости объектов недвижимости (в случае, изменения величины индекса рынка недвижимости).

Кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости

Законом о государственной кадастровой оценке, в числе прочего, определено, что в случае, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности физических или юридических лиц — правообладателей объектов, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена в размере рыночной стоимости.

Устанавливать кадастровую стоимость в размере рыночной, по заявлению заинтересованных лиц, с 2023 года будут бюджетные учреждения. Заявление (по форме) об установлении рыночной стоимости может быть подано в бюджетное учреждение субъекта Российской Федерации или в МФЦ, в течение шести месяцев с даты, с дата проведения рыночной оценки объекта недвижимости. Решение бюджетного учреждения можно будет обжаловать в суде. Одновременно с этим у заинтересованного лица будет право подать в суд заявление об установлении кадастровой стоимости недвижимости в размере рыночной. Таким образом, устанавливается обязательный досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости.

Перейти на работу по новым правилам субъект Российской Федерации вправе и до 1 января 2023 года. Однако пока данное решение в регионе не будет принято, действуют старые положения. По ним соблюдать досудебный порядок не нужно. Споры о результатах определения кадастровой стоимости рассматривают специальная комиссия в субъекте Российской Федерации или суд.

Контрольно-надзорные функции Росреестра

Для повышения качества государственной кадастровой оценки, Росреестр наделяется контрольно-надзорными функциями в отношении проведения государственной кадастровой оценки. Проект приказа Росреестра «Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии федерального государственного надзора за проведением государственной кадастровой оценки» опубликован на сайте https://regulation.gov.ru по состоянию на 21.08.2020 (ID проекта 01/02/08-20/00107462).

При этом подразумевается не только контроль за соблюдением действующего законодательства, но и за следованием методическим указаниям о государственной кадастровой оценке. Это позволит снизить негативный эффект от нарушений и ошибок, допускаемых при проведении оценки.

Заключение

Кадастровая стоимость объектов является основополагающим фактором при налогообложении, поэтому владельцы объектов недвижимости, уделяют процедуре государственной кадастровой оценки особое внимание.

Законом № 269-ФЗ внесены существенные поправки в ранее действующие нормы о государственной кадастровой оценке. Нововведения расширяют полномочия государственных бюджетных учреждений, занимающихся государственной кадастровой оценкой, в области сбора информации об объектах для формирования кадастровой стоимости, увеличивают ответственность государственных оценщиков, и устанавливают:

  • режим непрерывного надзора за проведением государственной кадастровой оценки, в том числе на предмет ее соответствия методическим указаниям о государственной кадастровой оценке;
  • персональную ответственность руководителей государственных бюджетных учреждений, за качество принимаемых решений по заявлениям заинтересованных лиц об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
  • возможность подачи заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в течение пяти лет со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о соответствующей кадастровой стоимости.

Изменения и дополнения, внесенные в Закон о государственной кадастровой оценке, прежде всего, направлены на совершенствование процедур и повышение качества государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

Мы готовы в любое удобное для Вас время предоставить более подробную консультацию по данной тематике. По всем интересующим вопросам Вы можете обратиться к экспертам Компании БФТ , тел. +7 (495) 784-70-00.

Результаты оценки

Результаты проводимой оценки всегда необходимо отражать и утверждать. Однако для начала нужно понять, что вообще может являться итогом такого рода деятельности. В данном случае результатом может быть показатель цены, который выводится после проведения соответствующих работ. Именно такая стоимость и будет основой при взыскании налогов и совершения сделок с недвижимостью. Кроме того, все полученные результаты, как и ход работы специалистов, должны быть закреплены в кадастровом паспорте.

Собственник должен следить за актуальностью информации. Сведения о стоимости необходимо обновлять. Если объектом является участок, то один раз в пять лет, если жильё, то рекомендуется один раз в год.

Помимо закрепления полученных результатов, необходимо провести их утверждение. Оно осуществляется в течение двадцати дней после того, как работа была завершена. Производится утверждение за счёт составления специального акта, занимаются этим непосредственно оценщики. Соответственно, те показатели, что были получены, вступят в силу вместе с этим актом. Кроме того, данный документ должен быть направлен не позднее чем в течение трёх дней заказчику работ, которым является орган кадастра, а в некоторых случаях — заинтересованный гражданин.

Любое решение можно обжаловать, такое же правило относится и к акту, утверждающему результаты проведённых работ.

Оспаривание при этом возможно лишь в некоторых случаях:

  • если произошло изменение границ или площади территории;
  • если был изменён вид пользования, допустимого на участке;
  • если произошла перемена категории надела;
  • если произошли какие-либо изменения надела объективного характера;
  • если были найдены ошибки в документации, полученной по итогу работы;
  • если сразу после оценки произошло падение цены рынка, что сделало кадастровые показатели значительно выше.

Любое изменение документов или даже полное их обжалование можно осуществляться в различных порядках, от рабочего до судебного.

Однако чаще всего достаточно обратиться в орган кадастра, который на основании заявления изменит при подтверждении такой необходимости конкретно-определённые сведения.

Кто проводит?

Кем осуществляется проведение КО объектов недвижимости? Оценочная группа в соответствии с массовой моделью оценивания, иногда применяется индивидуальный подход.

В первом случае выстраивается модель с учетом всех ценообразующих факторов, а также рыночной аналитики. Эксперт осуществляет это с помощью следующих методов:

  • сравнительного;
  • затратного (применяется для строящихся зданий);
  • доходного.

Сравнительный метод используется, если у эксперта большая база информации по сделкам с такого рода недвижимостью, которая подпадает под установленную модель.

При использовании доходного метода специалист опирается на арендную ставку, эксплуатационные расходы, обслуживание недвижимого имущества, другие данные рынка.

Если же рыночной информации явно недостаточно, оценщик может применить индивидуальные критерии.

Эксперт, занимающийся таким делом, обязан состоять в саморегулируемой организации оценщиков, а итоги его работы страхуются.

Вмешаться в независимое оценивание и повлиять на его методы невозможно никому.

Итоговые данные оценки оцениваются экспертной комиссией специального института экспертизы результатов — в нее обязательно входят члены указанной саморегулируемой организации.

Если комиссия не обнаружит никаких отклонений, данные передаются в базу Росреестра и Фонда данных КО.

Читайте о методике определения цены объектов по кадастру ФСО №4 на нашем сайте. Узнайте также о том, можно ли рассчитать кадастровую цену недвижимого имущества по специальной формуле.

Переоценка

Изменение цены, которая была ранее установлена экспертом, нередко происходит по инициативе собственника. Эта процедура допускается раньше, чем раз в пять лет или один раз в год, когда пересмотры должны быть осуществлены обязательно. Чаще всего причиной проведения повторной оценки, а не просто обжалования вынесенных актов или изменения сведений в документах, является тот факт, что заинтересованное лицо недовольно установленной стоимостью.

Предусматривается, что инициатива пересмотра может исходить от нескольких субъектов разной категории:

  • граждан, которые выступают владельцами участка;
  • организаций, которые могут быть участниками сделки с соответствующим объектом;
  • органа власти как государственный, так и муниципальный, если объектом является участок, находящийся в их собственности.

Заявление всегда подаётся заинтересованным субъектом в одну из предлагаемых законом инстанций, а вопрос рассматривается в порядке разрешения возникающих споров об имуществе. Допускается при этом обращение либо в специально создаваемые комиссии, либо в судебные органы.

При пересмотре результатов оценки нет необходимости сначала направлять заявление в комиссию, а потом в суд. Допускается обращение сразу в судебную инстанцию.

Основаниями такого решения всегда выступают либо недостоверные сведения в документах, либо несоответствие цены рынка, установленной методом оценки, цене кадастра. При этом достаточно направить заявление в любую выбранную инстанцию, приложить к нему документы, содержащие в себе сведения об объекте, в том числе технического характера, и подтвердить факт выявленного нарушения. После чего будет принято решение о повторной переоценке или оставлении информации без изменений.

Таким образом, государственная кадастровая оценка объектов недвижимости осуществляется с целью сформировать необходимую техническую документацию, которая послужит основой для определения цены имущества, совершения с ним сделок и постановки на учёт в службу кадастра.

Любые нарушения и несоответствия всегда возможно оспорить и изменить, если будут предложены достаточные и достоверные подтверждения.

Понятие

КО объектов недвижимости — что это такое и кто делает?

Это утвержденная оценочной группой в соответствии с государственными критериями стоимость той или иной площади на рынке недвижимости.

Государственная КО сооружений — это оценивание всех зданий, представленных в базе ГКН, а также отсутствующих.

По Федеральному стандарту оценка должна проводиться группой экспертов при использовании методов массового оценивания, а если это по каким-либо причинам невозможно, оценщик может использовать индивидуальный критерий.

Оцениванием такой цены зданий занимаются люди из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Методики, которые используются экспертами, утверждены Министерством экономического развития РФ. Там же утверждается база документов и нормативов. Все это также должно быть согласовано с органами исполнительной власти.

Не следует путать эту оценку с инвентаризационной, которая отражает исключительно то, какие расходы потребуются при возведении аналогичного здания.

КО же по сути отражает стоимость сооружения с учетом его соответствия нуждам населения и в настоящее время максимально приближена к рыночной.

О том, как поставить объект на учет в кадастре, какие документы для этого потребуются, а также о том, как получить кадастровый паспорт недвижимого имущества или внести в него изменения, вы можете узнать из наших статей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: