Права ребенка — международное и российское законодательство
Международное законодательство о правах ребенка | Российское законодательство о правах ребенка |
«Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)«Европейская конвенция об осуществлении прав детей» (ETS N 160) [рус., англ.](Заключена в г. Страсбурге 25.01.1996)«Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей» (Заключена в г. Гааге 19.10.1996) на русском и английском языках /официальный перевод/.«Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей».(с изм. от 23.11.2007) Заключена в г. Гааге 24.10.1956.Статьи и полезная информация о правах несовершеннолетнего ребенка | Семейный Кодекс Российской ФедерацииФедеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации«.Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».Указ Президента РФ от 13.04.2011 N 444 (ред. от 29.06.2013) «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской«.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2021 г. N 16 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей».Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав«. |
Глава 11. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
(Извлечение из «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ)
Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье
1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.
Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками
1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.
2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом.
Статья 56. Право ребенка на защиту
1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.
Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию
1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.
2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.
3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.
4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.
5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия — по фамилии матери.
Международно-правовая защита прав детей
Страницы: 1
Оглавление
- Введение
- Глава 1. Понятие и развитие международно-правовой защиты прав детей
- 1.1. Понятие и особенности международно-правовой защиты прав детей
- 1.2. Становление и развитие международной защиты прав детей
- Глава 2. Правовой и институциональный механизм международно-правовой защиты прав детей
- 2.1. Международные акты как правовой механизм защиты прав детей
- 2.2. Институциональный механизм ООН по защите прав детей
- Глава 3. Актуальные проблемы специальной международно-правовой защиты прав детей
- 3.1. Защита прав детей от вредных традиционных практик в мире
- 3.2. Актуальные проблемы эксплуатации детского труда в мире
- 3. Международная защита детей от сексуальной эксплуатации
- 3.4. Проблемы защиты прав детей в вооруженных конфликтах
- Заключение
- Библиография
Введение
Организация Объединенных Наций в Декларации тысячелетия провозгласила, что международная защита прав детей является одной из шести глобальных проблем третьего тысячелетия.
В правовом положении детей больше двух тысячелетий единственной защитой были пережитки римского права «родительской власти отца». За продолжительное время мировое сообщество существенно усовершенствовало законодательство, но, тем не менее, оставляло ребенка без правовой защиты. Пробуждение совести международного сообщества в ХХ веке потребовало признания и защиты прав детей во всем мире.
«Ребенок – независимая личность, имеет свои интересы и права, которые должны соблюдаться». Главным сторонником новой концепции детства между мировыми войнами был гражданин Польши, доктор медицинских наук, писатель и философ Януш Корчак. Имея возможность спастись, он остался в нацистском концлагере Треблинки со своими воспитанниками-детьми и погиб в газовой камере в 1942 г. В 1978 г. Правительство Польши, стремясь популяризировать идеи Корчака и увековечить память о нем, инициировало процесс разработки Конвенции о правах ребенка.
В 1989 г. Организацией Объединенных наций была принята Конвенция о правах ребенка, которая получила беспрецедентное распространение по сравнению с другими международными актами. В 2015 г. к Конвенции о правах ребенка присоединились Южный Судан и Сомали. Можно констатировать, что в новом тысячелетии 195 стран мира, где проживают 97 % всех детей, ратифицировали Конвенцию о правах ребенка. Только одно государство, член ООН, — США подписали, но пока не ратифицировали Конвенцию о правах ребенка (82).
Все дети имеют право на защиту. Они имеют право на жизнь, чтобы быть в безопасности, иметь индивидуальность, быть услышанными, получить надлежащий уход и расти в безопасной среде. Семья является первой линией защиты для детей. Родители или другие лица несут ответственность за обеспечение защищенной и любящей домашней среды. Школы и сообщества несут ответственность за построение безопасной и благоприятной для детей обстановки за пределами дома ребенка. В семье, школе и обществе, дети должны быть полностью защищены, чтобы они могли выжить, расти, учиться и развиваться в самом полном объеме.
Мировое сообщество обеспокоенно реализацией правовых инструментов защиты прав детей в мире. Организация Объединенных Наций создала специальные органы для деятельности, направленной на обеспечение международно-правовой защиты прав детей: Комитет по правам ребенка ООН и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), защита осуществляется и другими институциональными механизмами ООН.
Однако миллионы детей в мире не полностью защищены. Многие из них встречаются с применением насилия, жестокого обращения, пренебрежения, эксплуатации, социальной изоляции и дискриминации каждый день. Такие нарушения ограничивают их шансы на выживание, рост, развитие.
Самое пристальное внимание международного сообщества направлено на закрепление и реализацию международных стандартов специальных мер защиты детей от вредных традиционных практик, сексуальной, трудовой эксплуатации, похищения, нарушения биоэтики, нарушения прав детей во время вооруженных действий.
Вызывает большое воодушевление объединение усилий всех стран в деле защиты прав детей под эгидой Конвенции о правах ребенка ООН. Однако подходы к проблеме международно-правовой защиты прав детей далеко не однозначные, во многих странах вызывает критику насаждение американо-европейского образа «идеального детства». Тем не менее, актуальность построения мира, пригодного для жизни детей бесспорна. Таким образом, выбор темы выпускного квалификационного исследования обусловлен необходимостью всестороннего исследования данной проблемы в современной науке международного права.
Несмотря на достаточно высокий интерес общественности к проблеме международно-правовой защиты прав детей следует отметить на современном этапе явную недостаточность разработки выбранной темы в российской науке международного права. Примечательно, что отдельные вопросы темы нашли освещение в России в диссертационных исследованиях соискателей из-за рубежа: Белоруссии, Монголии, Польши. Интерес также представляет работа по изучению реализации международных договоров Российской Федерации на примере взаимодействия со скандинавскими странами в сфере защиты прав ребенка, опубликованная в 2013 г. Данные работы, а также другие труды ученых, как в области науки международного права, так и смежных юридических наук, политологии и педагогики, посвященных международной защите прав ребенка, составили теоретическую основу выпускной квалификационной работы.
Объектом изучения послужил комплекс правоотношений, складывающийся в международной практике защиты прав детей. В качестве предмета — выступают нормы международного права в области международно-правовой защиты прав детей.
Целью выпускной квалификационной работы послужило всестороннее рассмотрение международно-правовой защиты прав детей. Задачи квалификационного исследования:
-изучить понятие международно-правовой защиты прав детей;
-осветить становление и развитие международной защиты прав детей;
-рассмотреть международные акты как правовой механизм защиты прав детей;
— изучить институциональный механизм международной защиты прав детей;
— рассмотреть проблемы международно-правовой защиты от вредных практик;
— осветить специальные меры защиты от трудовой эксплуатации детей;
-выделить проблемы международно-правовой защиты детей в вооруженных конфликтах.
В работе использовались всеобщий диалектический метод и методы логики. В качестве специальных методов исследования были применены: формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой методы. Кроме того, использовались конкретно-социологические и статистические методы.
Нормативную базу исследования составили международные правовые акты по правам ребенка и их защите универсального и регионального, общего и специального характера. Эмпирическая база работы основана на обобщении опыта деятельности: Организации Объединенных Наций и ее подразделений, в частности Комитета по правам ребенка, Детского фонда (ЮНИСЕФ), международных неправительственных правозащитных организаций.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно освещает одну из важнейших тем международного права и тем самым дополняет юридическую науку. Положения и рекомендации в исследовании могут быть использованы в работе практических работников, осуществляющих защиту прав детей. Работа также может стать основой для спецкурса в преподавании международного права.
Материалы исследования обсуждались на «Ежегодной научно-практической студенческой конференции БГУ -2016 г.».
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.
Глава 1. Понятие и развитие международно-правовой защиты прав детей
1.1. Понятие и особенности международно-правовой защиты прав детей
Мировым сообщество осознало планетарное значение проблемы защиты прав детей после второй мировой войны, а в конце ХХ веке международно-правовая защита прав человека самое интенсивное развитие. Из чисто национальной эта проблема стала превращаться в международную, в результате чего право всех стран постепенно начало подпадать под влияние международных стандартов. Теперь уже общепризнано, что права детей, в какой бы стране они ни жили, находятся под защитой не только конституции и всей правовой системы его страны, но и всего мирового сообщества.
Международная защита прав ребёнка является составной частью международной защиты прав человека, поэтому к ней применимы практически все её положения. При этом выделение вопросов, относящихся к правам ребёнка, в самостоятельный предмет в рамках международной защиты прав человека вызвано, прежде всего, причинами объективного характера: во-первых, в результате целого ряда исторических условий, социальный статус детей ниже, чем взрослых, и международная защита прав ребёнка направлена на обеспечение им равных прав и возможностей с взрослыми; во — вторых, в силу физической и умственной незрелости ребёнку необходимо представление особых прав и дополнительной защиты.
Общая направленность международных действий в интересах детей является моральным и юридическим признанием их эмоциональной, физической и психологической уязвимости, их потребности в особом уходе, а также признании обязательств уважать и обеспечивать соблюдение их прав, включая право на выражение своего мнения. Эти проблемы отражают ценность того, что общество ценит детей ради них самих, а не в качестве стартовой площадки для взрослой жизни. Одновременно мы должны признать, что все события в детстве очень влияют на взрослого человека и, следовательно, на общество в целом. Ключевой концепцией международно-правовой защиты прав детей является то, что дети — как отдельные лица — имеют права, и они должны быть перечислены, юридически обязательны и конкретизированы для развития ребенка.
Как обоснованно отмечает Т.А. Титова, разработка механизмов международно-правовой защиты детей не имела своих собственных глубоких философско-гуманитарных традиций. В последней четверти XX века в науке существовали лишь две противоположных теории относительно сущности прав ребенка- протекционизм и либерализм. Протекционизм или патернализм рассматривает детство как период полной зависимости и крайней беспомощности, либерализм, наоборот, — как период самостоятельности ребенка.
Современный международно-правовой механизм защиты детей отражает особую концепцию прав ребенка — либеральный патернализм. Либеральный патернализм рассматривает детство как поэтапный процесс развития ребенка от сильной зависимости (период младенчества) к самостоятельности (период взросления). Задача взрослого заключается в том, чтобы помочь ребенку постепенно обрести независимость в мыслях и поступках. Таким образом, власть родителей и лиц, осуществляющих заботу о ребенке, имеет целевой характер, то есть, направлена на развитие у него самосознания и способности к самоопределению, после чего они ее утрачивают.
Права детей как личности тесно связаны с правами других лиц. Большинство прав человека предоставляются взрослым и оцениваются на основе прав и обязанностей личности. Признавая и действительно подчеркивая, что дети, как отдельные лица являются субъектами права, следует также отметить, что права детей тесно связаны с правами других лиц, имеющих существенное значение для них. В широком смысле, это происходит двумя способами:
В основном защита прав взрослого человека основана на концепции обеспечения того, что взрослый человек имеет возможность принимать решения, которые будут влиять на защиту прав, или имеет возможность представлять свою точку зрения. Конвенция о беженцах, например, предусматривает, что каждый человек имеет право на возвращение в свою страну, однако, способность осуществлять это право зависит от беженца, имеющего всю необходимую информацию и необходимое понимание, чтобы принять данное решение. Ребенок, очевидно, не может принимать такие решения и зависит от старших людей. Дети более старшего возраста имеют различные возможности для принятия решений, в соответствии с их индивидуальными особенностями и в соответствии с их возрастом и также зависят от взрослых при защите своих прав, хотя и в разной степени. В более широком смысле, эффективная защита и поощрение прав ребенка часто может быть тесно связана с эффективной защиты и поощрения прав тех взрослых, от которых ребенок зависит. Например, когда взрослого беженца, который несет ответственность за 3-х детей, произвольно задерживали, то права 3 детей вполне могут быть нарушены как прямое следствие нарушения прав взрослого.
Дети пользуются многочисленными правами, которые одновременно сопровождаются правами родителей или других законных опекунов ребенка. Они могут включать в себя значительную роль для этих лиц в принятии решения в наилучших интересах ребенка. Нужно уметь уважать права ребенка и продвигать свои интересы без ущемления прав взрослых. В строгом юридическом смысле, права родителей и других опекунов над детьми ограничены наилучшими интересами ребенка.
Правам детей в отличие от взрослых одними и теми же нарушениями может быть причинен более существенный вред. Перерывы в развитии детей имеют более негативный потенциал, могут повлиять на них гораздо более серьезно, чем на взрослых. Взрослый человек, который живет в ситуации вооруженного конфликта, который перемещается из своего дома, который не может получить постоянную работу, и кто страдает от недоедания и жестокого обращения в течение 4-х лет, можно ожидать, что продолжит свою жизнь в обычном порядке после ликвидации причины его перемещения. Ребенок переживает в такой же ситуации: может на всю жизнь пострадать от задержки роста и умственного развития в результате недоедания и жестокого обращения; без доступа к школе во время перемещения может никогда не восстановить потерянные возможности для образования и, таким образом, быть лишен многих возможностей в будущем. Совершенно очевидно, что одни и те же угрозы одним и тем же правам взрослых людей и детей могут повлиять по-разному. Из этого следует, что дети требуют особых видов защиты и поощрения прав.
В соответствии с их возрастом, дети могут быть в меньшей степени способны защитить себя от нарушения их прав, или даже воспользоваться доступными защитными средствами. Кроме того, конкретные ситуации или обстоятельства могут быть более опасными для детей, чем для взрослых. В самом деле, с некоторыми нарушения сталкиваются только дети. Педофилия и использование детей в порнографии, например, акты, характерные для детей. Увечье женских половых органов, как правило, осуществляется в отношении девочек, чей молодой возраст препятствует принятию во внимание их мнения при принятии решений относительно того, следует или не следует проводить такие процедуры. Дети в определенных ситуациях могут оказаться подверженными уголовной ответственности, даже если они не совершили никакого преступления. Иногда это бывает, например, в отношении детей, живущих на городских улицах или на железнодорожных вокзалах.
Есть целый ряд факторов, которые, можно сказать значительно увеличивает уязвимость большинства детей к дополнительным нарушениям их прав. К ним относятся недостаточный доступ к образованию; затрудненный доступ к медицинскому обслуживанию; ситуации вооруженного конфликта в регионе, в котором живет ребенок; перемещение населения; распад семьи; и крайняя бедность. В частности, следует отметить, что часто комбинации или последовательность различных факторов, которые создают наибольшую уязвимость; например, сочетание плохого образования и перемещения населения могут быть факторами, которые усугубляют распространение ВИЧ / СПИДа, который в свою очередь, способствует распаду семьи (где родители болеют и умирают) и приводит к детской бедности.
Некоторые угрозы прав детей могут быть более вероятными для девочек, а не мальчиков, или наоборот. Например, мальчики чаще будут набраны в качестве детей-солдат, в то время как девочки чаще становятся жертвами сексуальной эксплуатации солдатами или вооруженными оппозиционными группировками. Девочки чаще становятся жертвами принудительных ранних браков. Тем не менее, важно проявлять осторожность при классификации рисков по половому признаку, ведь и девочек могут принудительно вербовать в качестве солдат и мальчики могут стать жертвами сексуальной эксплуатации.
Международно-правовая защита осуществляется именно для детей, мировое сообщество расширяет данный специальный правовой механизм. Признана необходимость специальных программ для удовлетворения особых потребностей детей как уязвимых сообществ.
Международно-правовая система защиты прав детей — это совокупность взаимосвязанных правовых механизмов (например, международных актов) и институциональных механизмов (например, международных организаций), направленных на предотвращение, реагирование при нарушении прав детей, отсутствия должного обеспечения, эксплуатации и других форм насилия в отношении детей.
1.2. Становление и развитие международной защиты прав детей
Представление о том, что дети имеют или должны иметь права, имеет относительно недавнее происхождение. Исторически сложилось так, что дети считались социально незначительными и были в униженном положении. Дети не получали никакого специального ухода или защиты со стороны государства. Использование детей в качестве политических заложников и в качестве обеспечения по долгам отражается еще в вавилонской истории. В древнем мире допускались такие явления как сексуальное насилие над детьми, жертвоприношения детьми и детоубийство женщинами внебрачных детей. Нежелательные или слабые детей, считалось, истощают семью, они были часто заброшены, продавались в рабство или для занятий проституцией. Детство считалось неважным переходным периодом физической и психической незрелости.
Родители пользовались абсолютным правом на своих детей, правом послушания, услуг и доходов, а также полного контроля над их личностью и имуществом до 19-го века, что было связано с всепроникающим и непреходящим влиянием доктрины римского права «Patria potestas» (отцовская власть). Эта латинская фраза обозначила совокупность этих полномочий и прав, которые, по римскому праву, принадлежали отцу, как главе семьи в отношении его жены и детей.
По мнению историков, понятие появление «детства» как отдельного этапа жизни произошло сравнительно недавно и является европейской социальной конструкцией. До этого было мало различия между детьми и взрослыми. Общественное мнение против жестокости по отношению к детям и забота об их физическом и эмоциональном благополучии усилились в конце 18-го века и 19-го века. Разработана концепция о детстве: детей все более отделяют от взрослого общества, дети более активно участвуют в системе формального образования и исключаются из производства.
19-ое столетие ознаменовало признание за детьми правового статуса. Важным условием принятия понятия, что дети обладают правами, а также обязанностями является усиление социального статуса детей. К зачаткам движения за права детей можно отнести середину 19-го века, когда Жан Валес пытался создать лигу для защиты прав детей в период после французской революции. В 1852 году в Нидерландах в журнале «Slogvolk» была опубликована статья под названием «Права детей».
Под влиянием растущего восприятия детей в качестве уязвимых и зависимых, государствами принимаются специальные законы, чтобы защитить физическое, психическое и нравственное благополучие детей. Ранее законодательство если и стремится защитить детей от суровости решения внешнего мира, но оно проводит политику минимального вмешательства в отношения родитель-ребенок.
Законодательство социальной поддержки детей, принятое в результате промышленной революции, предусмотрело введение уголовных санкций и лишение родительских прав в крайних случаях нарушения родительских обязанностей по отношению к детям. Законы об обязательном образовании были внесены, чтобы обеспечить детям основное общее образование и профессиональную подготовку. Детский труд ограничили по продолжительности рабочего дня и условиям труда.
Достижения в области медицины, питания и психологии во второй половине 19-го века вновь подтвердили мнение, что дети не были просто миниатюрными взрослыми, но имели свои особые характеристики и потребности их. К концу 19-го века в промышленно развитых странах, дети были удалены из взрослых тюрем, были основаны детские дома и для умственно отсталых детей обеспечено более качественное лечение. Государство же поставило себя, между ребенком и семьей и ограничило во многом неограниченную власть отца. Это стимулировало кончину понятия о том, что отец всегда должен иметь право опеки над своими детьми и появление неопределенного стандарта «наилучших интересов ребенка». Оба родителя приобрели общую обязанность воспитывать и защищать ребенка.
Международное движение в защиту прав детей началось в начале 20-го века. Оно характеризуется интернационализацией и институционализацией гуманитарных идеалов такими группами, как Международный комитет Красного Креста, Лигой Наций и Международной организации труда. Одним из первых договоров, где дети рассматриваются как группа, было Международное соглашение о борьбе с торговлей белыми рабынями, подписанное в Париже 18 мая 1904 года.
Международная защита прав детей получила дополнительный импульс в 1919 году после создания Лиги Наций и Международной организации труда. Версальский договор заключен 28 июня 1919 и в его преамбуле декларировал о защите детей и молодых людей. Международная конференция труда на ее первой сессия приняла конвенцию о минимальном возрасте в промышленности и с тех пор приняты многочисленные конвенции и рекомендации, касающиеся минимального возраста для приема на работу в различных видах деятельности, а также часы и условия работы. В течение десяти лет после своего основания, Лига Наций приняла Международную конвенцию о борьбе с торговлей женщинами и детьми 1921 г. и Конвенцию о рабстве 1926 г.
В 1923 году Эглантин Джебб, англичанка, создала фонд «Спасти Детей», инициировала идею хартии для детей. Первая Декларация о правах ребенка (обычно известная как Женевская декларация) была принята Лигой Наций 26 сентября 1924 года, помимо прочего, Декларация указывала, что ребенку должны быть предоставлены средства, необходимые для его нормального материального и духовного развития и дети должны быть защищены от любых форм эксплуатации.
Женевская декларация 1924 года не влекла за собой правовых обязательств государств. Это была декларация — набор моральных обязанностей. Это были по существу желательные стандарты. Лига Наций, пригласила государства-членов руководствоваться принципы проведения социальной защиты детей. Таким образом, было оставлено на усмотрение каждого государства-члена Лиги принять соответствующие меры в рамках своих ресурсов и конкретных обстоятельств.
Стремление к интернационализации и институционализации гуманитарных идеалов набирает обороты с созданием Организации Объединенных Наций в 1945 году. В 1946 году Экономический и Социальный Совет рекомендовал Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций создать чрезвычайный фонд Организации Объединенных Наций по международной защите детей (как правило, упоминается как ЮНИСЕФ), чтобы помочь исправить жизнь детей, чьи страны были опустошены Второй мировой войной. 11 декабря 1946 года Генеральная Ассамблея учредила ЮНИСЕФ в соответствии с резолюцией 57. В 1953 г. его сделали постоянным и переименовали в Детский фонд ООН, сохранив аббревиатуру. В 1961, ЮНИСЕФ было увеличен объем финансирования для помощи в образовании и профессиональном обучении, благополучия детей и планирование семьи. Хотя ЮНИСЕФ продолжает оказывать помощь детям, которые пострадали от войны, засухи, голода и других чрезвычайных ситуаций, его деятельность была расширена за счет включения программ в области здравоохранения и питания, предназначенных для борьбы с высокой младенческой смертность, плохим здоровьем и голодом среди детей развивающихся стран.
20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Декларацию правах ребенка. Декларация была первым международным документом, содержащим всеобъемлющий перечень прав детей. До Конвенции о правах ребенка 1989 года Декларация была воплощена как самое важное политическое заявление о детях и их правах.
В то время как Женевская декларация 1924 г. отражала заботу о материальных потребностях детей, страдающих от разрухи после Первой мировой войны, Декларация прав ребенка 1959 г. направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей в более широком контексте социального обеспечения, охватывающих такие области, как жилье, социальное обеспечение, здравоохранение и медицинское обслуживание, питание и питание, образование каждого ребенка, право от рождения независимо от национальности.
В качестве вида документа, декларация провозглашает ряд принципов или желательных идеалов, которые как правило, принимаются правительствами и международным сообществом, но не представляют собой конкретные юридические обязательства.
Таким образом, Декларация 1959 года лишь создает программные обязательства правительства обеспечить уход и защиту детей в рамках программ социального обеспечения детей и других законодательных и административных меры. Тем не менее, широкое признание в 1959 г. прав, признанных в декларациях о правах ребенка, отмечается существенный шаг к их юридическому признанию 30 лет спустя, в Конвенции о правах ребенка.
Исследования, проведенные ЮНИСЕФ в течение 1970-х годов, выявили, что нарушения прав детей были глобальным явлением, международные соглашения в значительной степени игнорировались. Выкристаллизовывается концепция, что детство является наиболее важным периодом в человеке развития и что дети требуют специальных гарантий, помимо тех, которые предоставляются как человеку как взрослому из-за их физической и умственной незрелости и, как следствие зависимости и уязвимости. Убеждение, что национальное законодательство недостаточно, чтобы иметь дело этой проблемой и признание того, что необходимо внешнее вмешательство через единые минимальные международные правовые нормы.
К 1976 году ЮНИСЕФ стал настолько обеспокоен ужасными условиями положения детей во всем мире, что его руководство ходатайствовал в Генеральную Ассамблею ООН объявить 1979 «Международным годом ребенка».
В качестве одного из вкладов в международный год ребенка, польское правительство представило Комиссии ООН по правам человека в начале 1978 предлагаемый текст проекта конвенции о правах ребенка с целью его принятия в 1979 году. Польская инициатива была навеяна желанием трансформировать желательные идеалы Декларации прав ребенок 1959 г. в международные обязательства, имеющие обязательную юридическую силу. В дополнение к этой инициативе, состоялась в Варшаве в 1979 г. конференция по вопросам правовой защиты прав ребенка, на которой присутствовали участники из 19 стран Западной и Восточной Европы. Участники единогласно приняли различные положения, касающиеся правовой защиты прав ребенка в таких областях, как образование, здравоохранение, отдых, детский труд, дети-беженцы и социальная защита.
Тот факт, что предложение поступило из Польши, в то время, когда железный занавес еще разделял Европу на два разных мира, часто связывают с жизнью и творчеством Януша Корчака, пионера социальной защиты детей, который в 1942 году умер с детьми-сиротами из Варшавского гетто. Польша также может претендовать на современного героя в сфере прав ребенка в лице Адама Лопатка, которого иногда называют «Отцом Конвенции о правах ребенка». Польский юрист-международник, дипломат, профессор Адам Лопатка стал Председателем Рабочей группы по разработке Конвенции о правах ребенка. Это собрание представителей правительств, которые ежегодно встречались в Женеве в период с 1979 по 1988 год, процесс разработки занял почти десятилетие из-за сильных социальных и правовых различий между государствами.
Новая идея, что ребенок признается в качестве полноправного члена общества, положила конец существующему на протяжении столетий положению о том, что дети принадлежат родителям. Поразительно насколько сильна была эта «установка». При создании одного из прав ребенка была предложена следующая формулировка: «ребенок имеет право с момента рождения знать своих родителей и принадлежать им». В процессе обсуждения она была отвергнута как не отвечающая основной идее Конвенции.
Становление и развитие международной защиты прав детей отражает постепенное признание мировым сообществом особенностей детей как таковых: с одной стороны, они по сути люди и им должны непосредственно принадлежать права; с другой стороны, они нуждаются в поддержке со стороны родителей или лиц их заменяющих, общества, государства, поскольку является социально уязвимыми и не обладает полной дееспособностью.
Страницы: 1