Адаптация персонала: программа, примеры, внедрение


Главная / Трудовое право / Трудоустройство / Адаптация персонала

Назад

Опубликовано: 22.07.2016

Время на чтение: 9 мин

0

1776

Эффективная, успешная адаптация принятого или перемещенного работника к новым для него условиям труда — один из важнейших показателей эффективности кадрового менеджмента организации.

Реализация адаптивных программ призвана облегчить психологическое, психофизическое, профессиональное, социально-экономическое привыкание, интеграцию новичка к сложившейся производственной среде.

  • Цель адаптации персонала
  • Ответственные за адаптацию
  • Этапы разработки программы адаптации
  • Структура программы
  • Советы по составлению
  • Примеры программ адаптации Для продавцов сетевого магазина Первый день
  • 2-7 день
  • 8-10 день
  • 11-14 день
  • 15-21 день
  • 22-30 день
  • Для ведущего радиостанции
      1-я неделя
  • 2-я неделя
  • 3-я неделя
  • 4-я неделя
  • 2-й месяц
  • Что такое адаптация персонала

    Каждый сталкивается с необходимостью устраиваться на новую работу, влиться в коллектив. Этот процесс на языке трудового законодательства называется трудовая адаптация.
    Чем быстрее пройдет процесс адаптации персонала, тем проще и логичнее новый человек включится в трудовую деятельность. В противном случае задержавшийся в фазе привыкания человек не сможет наладить отношения с трудовым коллективом и в дальнейшем станет изгоем среди коллег. Ситуация, конечно, зависит и от самого работника, от его умения находить общий язык с другими людьми, выстраивать взаимоотношения с коллегами, от его профессиональных знаний и умений, уровня его психологической подготовки.

    Успешно пройденная профессиональная адаптация персонала говорит о высоком уровне его морального и материального вознаграждения в дальнейшем, получении социального признания и прочих благах.

    Цели и задачи адаптации персонала в организации

    Организация управления профориентацией и адаптацией персонала — это работа кадровой службы и руководителя того подразделения, где работает новый сотрудник.

    Адаптация — это в управлении персоналом важный момент, от которого зависит, какие кадры будут работать в организации, какой психологический климат в коллективе и насколько хорошо и производительно работники будут выполнять обязанности.

    Целями работы по адаптации новых сотрудников являются:

    • ускорение процесса введения нового работника в курс дела, ознакомление с его трудовыми обязанностями;
    • полное устранение или снижение уровня текучести кадров в организации;
    • мотивация работников на заинтересованность в результате, настрой на более качественное выполнение своих трудовых обязанностей, максимальную отдачу своему делу;
    • увеличение производительности труда;
    • оздоровление психологического климата в коллективе.

    Только учет всех перечисленных факторов и работа в этом направлении даст наилучший результат.

    Этапы разработки программы адаптации

    Разработка программы адаптации персонала предполагает прохождение следующих этапов:

    обучение персонала

    1. сбор информации о вакансиях, квалификационных требованиях к кандидатам;
    2. изучение конъюнктуры, состояния, перспективы развития рынка труда, работы учебных заведений, готовящих необходимые предприятию профессиональные кадры, предложений службы занятости, бирж труда, кадровых агентств;
    3. анализ действующей системы адаптации в организации, ее результативности;
    4. ознакомление с законами и нормативными документами регламентирующими адаптивный процесс (положения об испытательном сроке и адаптации сотрудников, внутренние инструкции о наставничестве, инструкции о проведении собеседования);
    5. разработка адаптационных мероприятий, опросников для интервьюирования, собеседований, подбор инструментария для психологического и профессионального тестирования,
    6. определение сроков действия программы (краткосрочная, длительностью до 1 года, до 3 лет);
    7. выбор категории сотрудников (молодые специалисты, квалифицированные кадры, руководители среднего звена, топ-менеджеры), структуры программы, непосредственных участников адаптации конкретного сотрудника;
    8. знакомство с новым сотрудником, сбор сведений;
    9. разработка критериев оценки успешности адаптивной программы и возможности ее коррекции.

    Этапы адаптации персонала

    Адаптация персонала на предприятии — процесс тонкий и многоэтапный. В каждой организации есть программа и собственные выработанные подходы к решению данного вопроса.

    Но все возможные этапы адаптации персонала можно подразделить на:

    1. Начальный (подготовительный). После приема нового работника руководитель представляет его остальным членам коллектива. Знакомит самого работника с его новым рабочим местом, назначает куратора (более опытного сотрудника, который будет помогать новичку на первых порах работы), заканчивает оформление всех необходимых документов. В этот этап может входить знакомство с историей предприятия, его структурой, миссией, продукцией, порядками, правилами корпоративной этики.
    2. Теоретический (обучение). На этом этапе работника знакомят с теоретической частью его основной работы, функциональными обязанностями и требованиями к дальнейшему выполнению работы.
    3. Практический (применение знаний). Непосредственно выполнение каких-то практических заданий: сначала под наблюдением наставника, потом самостоятельно.
    4. Заключительный (прохождение испытательного срока). Заключается в подведении итогов работы нового работника. Оценивается, насколько успешно он освоился в новом коллективе, сумел освоить новые для него навыки, влился в коллектив. На этом этапе уже видны сильные и слабые стороны работника, его успехи и неудачи. На основании всего в совокупности руководство принимает решение о его дальнейшей судьбе. Прошел ли он испытание и продолжит ли работать либо нет, и компания в его услугах больше не нуждается.

    Исходя из изложенного, можно понять, насколько трудовая адаптация персонала — вещь важная и серьезная, и о том, что это один из показателей, на основании которого принимается решение, останется ли претендент в организации либо будет искать работу в другом месте.

    Обратная связь один на один по временным блокам

    Рассмотрим ее подробнее — каждый временной блок по отдельности.

    Первая неделя. Личная оценка и цели

    Две оценки
    . После первой недели работы предоставьте две оценки: свою личную, как непосредственного руководителя, и наставника. Говорите обо всем, что нравится и не нравится в процессе прохождения чек-листа и выполнении первичных работ.

    Всем новичкам, которые приходят в мои команды, я даю простую установку: хороший новичок «бомбит» всех вопросами.

    Новичок, который не задает вопросы, в лучшем случае не делает ничего, в худшем — делает что-то не то. В этот момент я лишний раз проговариваю, чтобы он как можно чаще адресовал вопросы наставнику, руководителю и коллегам, потому что это будет вовлекать в процесс адаптации еще сильнее.
    Цели

    . Вспомните цели, которые нужно выполнить, чтобы успешно пройти испытательный срок. Если на испытательном сроке будут четко сформулированные
    цели и критерии их выполнения
    , то уровень стресса нового сотрудника будет на порядок ниже, чем в ситуации, когда он до последнего дня не понимает — прошел он испытательный срок или нет?

    Проговаривайте цели и критерии на первой установочной встрече

    , но не в первый день работы. В первый день новичка интересуют вопросы уровня: «Где столовая, где уборная, как попасть в трекер?». После того, как новичок отдышался неделю, проговорите цели, чтобы он понимал куда идет, сколько впереди «уровней» и «боссов».

    Вторая неделя. Оценка подразделения

    Обратная связь от подразделения
    . Вы оцениваете сотрудника и даете ему обратную связь не только от себя лично, как наставника или руководителя, но и собираете материал от подразделения, в котором он работает.

    Не отделяйте себя от коллектива

    . Это особенно важно. Как руководитель подразделения, сообщайте новости исключительно в установке «Мы считаем, что ты работаешь хорошо (или плохо)». Подход, когда руководитель выдает свое мнение, а потом отдельно упоминает, что в коллективе так не считают, создаёт впечатление, что начальник хороший, а кто-то в коллективе строит козни.

    Когда будете собирать обратную связь от сотрудников внутри подразделения, выбирайте один из двух вариантов. В первом варианте вы принимаете сторону коллектива — собираете негативные отзывы вместе с аргументами. Во втором — разбиваете негатив, если не согласны с мнением коллектива и объясняете почему. Но не отделяйтесь от команды, приходите к общему мнению.

    Первый месяц. Оценка коллег из других отделов и движение к целям

    Оценка от других подразделений
    . Логично предположить, что в первые 2-3 недели человек будет больше работать внутри собственной команды на маленьких рутинных операциях, которые позволяют вовлечь в работу внутри своего подразделения. К концу первого месяца он будет плотнее интегрирован с внешними командами. В это время у других команд и подразделений сформируется мнение о новом сотруднике, которое вы можете собрать.

    Защищайте интересы своего сотрудника

    . Нельзя противопоставлять себя другим командам: «Мы, в тестировании считаем, что ты классный, но разработка — нет». Это создает плохую атмосферу между командами. Ситуация аналогична со сбором обратной связи внутри собственного подразделения: либо соглашаетесь с тезисом, который принесли извне, либо оспариваете его. Нельзя разделяться и межевать ответственность за обратную связь.

    Цели

    . На первом месяце вы возвращаетесь к целям испытательного срока и помогаете выставить конкретные ближайшие шаги для их выполнения. Именно в этот момент человек максимально готов освоить основные инструменты, получить доступы, выполнить типовые операции, интегрироваться в команды, познакомиться с нужными людьми. Он может начинать «зажигать» именно на месячной отметке.

    Второй месяц. Оценка тимлидов других отделов, первое предупреждение

    Обратная связь от тимлидов соседних команд
    . Новичок уже поработал с целыми группами. Скорее всего, у тимлидов сформировалось какое-то представление о нем. Важно собрать мнения тимлидов о сотруднике и дать возможность человеку почувствовать, что в компании его появление заметно и вызывает реакцию: положительную или отрицательную.

    Второй месяц и встреча с обратной связью — идеальный момент для «последнего китайского предупреждения»

    . Сообщите сотруднику о его «косяках»: «Если продолжишь делать А, В и С и не начнешь делать 1, 2, 3, то не пройдешь испытательный срок». Если правильно с ним поговорите, под конец третьего месяца у человека не будет вопросов, прошел он испытательный срок или нет.

    Прозрачность, которая достигается за счет чек-листа, в том числе, позволяет сотруднику снизить уровень стресса в момент адаптации.

    Третий месяц. Итоги испытательного срока и выполнения целей

    Подведение итогов
    . Новичок проходит испытательный срок, вы подводите итоги, разговариваете о целях. Здорово, если цели не шаблонные, а сформулированные по SMART: конкретные, ограниченные во времени, измеряемые и релевантные.

    Расскажите о хорошем

    . Как руководитель, транслируйте позитив от лица компании. Когда человек приходит к кульминации испытательного срока, обозначьте это одобрением и позитивом. Расскажите, где человек показал себя успешно, сколько и какие задачи за время испытательного срока сделал, подведите итоги.

    Похвала

    . После прохождения испытательного срока обязательно похвалите сотрудника. В русской культуре с этим большие проблемы. У меня складывается впечатление, что когда мы все рождаемся, нам отгружают 3 товарных поезда критики, а похвалы стакан. Поэтому мы думаем — похвалить или нет? Потратить сегодня капельку похвалы или сэкономить на следующий год?

    Удачный пример адаптации

    Адаптация персонала в организации, на примере одной из компаний, происходила следующим образом. Более опытным работникам отводилась роль наставников. Работник, отвечающий за систему приспосабливаемости новичков, ежедневно выгружал из учетной системы данные о людях, которым нужно скоро выходить на работу. Вручную назначали для каждого своего наставника. Они должны были работать парно. Наставники выбирались из любого подразделения, кроме того, где будет в дальнейшем работать новичок. Попарно работать удобнее с учетом разного графика загруженности и проще общаться с незнакомыми людьми. После утверждения наставников им направлялись автоматические уведомления, в календарь добавлялось напоминание о дне выхода нового сотрудника.

    За день до этого новичку звонил наставник для заочного знакомства и чтобы в дальнейшем новичок связался с ним по приходу в офис для встречи и обсуждения рабочих моментов. Наставник должен проверить, все ли готово для приема нового сотрудника, убедиться в организации рабочего места, напомнить начальнику отдела, куда устраивается новичок, о выходе нового сотрудника.

    В первый день пара наставников встречает новичка утром, рассказывая о доступной информации на корпоративном портале. На это уходит пара часов. Эта встреча дает понять сотруднику, что его ждали. Во все остальные дни при возникновении вопросов он может связываться со своими наставниками, задавать им вопросы для решения любой ситуации, от поломки стула до конфликтной ситуации с другим коллегой, и они помогают их решить. По окончанию испытательного срока сотрудник должен оценить работу наставников и их помощь. Наставникам за это начисляются баллы, которые в дальнейшем влияют на их материальное поощрение.

    Краеугольные камни чек-листа

    Это моменты, которые определяют его структуру: публичность, временные блоки, понятные критерии выполнения, наставник и обратная связь.

    Наставник

    К чек-листу прилагается наставник
    . Это проводник нового сотрудника в компании, без него никуда. Иногда бывает, что наставником становится непосредственный руководитель. Но когда в команду выходит 10-15 человек, руководитель будет тратить на наставничество чрезмерно большое количество ресурсов.

    Руководителю не обязательно становиться наставником новичка.

    Наставничество не требует компетенций руководителя. Достаточно базовых представлений о том, что и как устроено в компании.
    Если вы руководитель — делегируйте наставничество

    . Найдите внутри команды эмпатичных людей, которые заинтересованы в появлении дополнительных людей и ресурсов и вовлекайте их. Они справятся лучше вас. Например, как в Mail.ru Group. В компании есть целый институт наставников — отдельная каста со своими тренингами. Там звание «наставника» почетное.

    Публичность

    Чек-лист публичен
    . Представьте несчастного новичка: он в стрессе, пытается понять, что происходит, не понимает куда ему расти и что делать внутри компании. Вокруг него ходит HR или тимлид, косятся и проставляют галочки в каком-то «чек-листе». Абсурдно? Конечно, поэтому чек-лист доступен как наставнику, так и сотруднику. Сейчас в FunCorp мы используем практику, когда чек-лист публичен и по отношению к команде.

    Публичный доступ повышает уровень ответственности наставника и новичка

    . Когда вся команда видит прогресс нового сотрудника и его путь по чек-листу, ответственность наставника вырастает на порядок.

    Вовлекает наставника и команду в прохождение

    . Здесь команда не надзиратель, а помощник. Если кто-то видит, что в чек-листе нет вопроса о традициях, кто-нибудь из коллег может об этом сказать: «У нас есть традиция — каждый новенький по пятницам проставляется пивом!» Возможно, это выдумка, но так он участвует в адаптации нового сотрудника.

    Так вовлекается не только один наставник и непосредственный руководитель, но и вся команда. Это хорошая психологическая поддержка для новенького. Он понимает, что это не разрозненные люди, которые смотрят искоса и какие-то галочки ставят, а команда, которая его поддерживает.

    Временные блоки

    Декомпозируй и властвуй
    . Чек-лист разбит на блоки: первая неделя, вторая, первый месяц, второй и третий. Внутри чек-листа эти временные шкалы позволяют разбить портянку на список задач. Будет странно, если человек в рамках адаптации в первую же неделю пытается разобраться в сложном инструменте, который пригодится только на третий месяц работы.

    Наоборот тоже работает — зачем откладывать до третьего месяца ознакомление с уборными в офисе? Хотя я сталкивался пару раз с такой ситуацией, когда это было только под запрос. Вопрос уборной был тайной за семью печатями: никто не показывал и не рассказывал, дома ходишь в туалет перед работой и после, а на работе терпишь, либо пытаешься у кого-то узнать, где же этот «кабинет».

    Понятная хронология адаптации

    . Новичок идет от простого к сложному: сначала традиции и продукт, дальше знакомится со своей продуктовой командой, потом получает необходимые доступы. Когда все пройдено — готов полноценный сотрудник, который выполняет определенный пласт работы.

    Definition of Done

    Очевидные и доступные для понимания критерии выполнения задачи
    . Это важно — помогает оценить, что пункт действительно выполнен и галочка не поставлена «ради галочки».

    Иногда между наставником и новичком возникает соблазн вступить в «преступный сговор», отметить пункт в чек-листе без проверки.

    — Нужно ознакомится с какими-то регламентами — я видел где-то в Confluence список регламентов. Наверное, я с ними ознакомился.

    Наставник тоже думает:

    — Ну, ознакомился, значит, ознакомился.

    Не стоит так делать.

    Во время встречи один на один и сбора обратной связи я рекомендую проводить диагональный просев по пунктам чек-листа

    . Например, если сотрудник разобрался с тикетами в трекинговой системе, спросите его о ключевых статусах. Если установил и настроил инструмент для работы, убедитесь, что это действительно так. Просев помогает уточнить реальность выполнения пунктов.

    Не рекомендую устраивать проверки как на экзаменационной комиссии

    . Можно дойти до маразма: «Давай сядем и ты медленно покажешь, как разобрался с пунктом похода в уборную». Будьте мягче, помните, что вы взяли не джуниора, а профессионала. Он отдает себе отчет, что чек-лист это «путеводная карта». Сотрудник понимает, что от честности выполнения зависит его собственная успешность в компании. Если он слукавит, то обманет самого себя, а не работодателя.

    Обратная связь один на один

    В конце каждого блока
    мы проводим встречи один на один, чтобы получить обратную связь.

    Проверяем чек-лист — выясняем какие пункты выполнены

    . В идеале, к концу отчетного периода, должны быть выполнены все пункты. Это показатель того, что новый участник команды получил необходимый багаж знаний, навыков и компетенций.

    Также это хорошая возможность поговорить с человеком

    о том, что ему нравится или не нравится в работе, команде и компании. По моему опыту, когда новички приходят в компанию они все говорят, что им все нравится. Иногда это эйфория, розовые очки, но часто это опасения за свою дальнейшую судьбу. Человек думает, что его уволят, если скажет, что Петя плохой менеджер. Поэтому молчит, страдает, уходит во время испытательного срока, а Петя остается. Только на exit-интервью мы узнаем, что новичок не хотел работать с менеджером.

    Обязательно собирайте «негатив»

    . Во время сбора обратной связи углубляйтесь, предлагайте варианты: «Может тебе не нравится процесс или что-то в офисе. Возможно, не устраивают наши порядки и традиции?» Именно у «свежих» людей в компании незамыленный взгляд. Они подсветят проблемы, которые вы уже не видите, потому что привыкли или так «исторически сложилось».

    Предоставляйте обратную связь

    . Вы тоже должны это делать — указать, что у человека получается хорошо, а что нет, с чем проблемы, как скорректировать свое поведение или квалификацию.

    Методы адаптации персонала

    Программа исследования системы адаптации персонала выделяет следующие формы адаптации персонала:

    • наставничество (оказание помощи на начальном этапе работы более опытным сотрудником путем консультирования, ввода в курс дела, помощь в знакомстве с коллективом);
    • посещение тренингов и семинаров (обучение и развитие определенных навыков работника, например, коммуникативных, навыков ораторского мастерства, подготовка презентаций, развитие стрессоустойчивости и прочее);
    • беседа (ознакомительная беседа новичка с менеджером по персоналу, руководителем, сотрудником отдела кадров, при которой сотрудник получает ответы на имеющиеся у него вопросы);
    • специализированная программа (например, обучающие фильмы или командные ролевые игры, направленные на сплочение коллектива);
    • экскурсия (обзорная экскурсия по организации, ее структурным подразделениям, территории, ознакомление с историей компании, сотрудниками, корпоративной культурой);
    • запрос обратной связи (по завершению периода привыкания и прохождения испытательного срока работнику предлагают заполнить анкету-отзыв);
    • прочие методы (корпоративные мероприятия, аттестации, тестирования, обучения и т. д.).

    Структура программы

    Программа призвана подробно описать цели и задачи адаптационного периода. Указать продолжительность и ответственных лиц, последовательность мероприятий, формы и методы воздействия, предполагаемый результат, формы контроля.

    Программ адаптации имеет свои особенности в зависимости от статуса, ранга, степени ответственности работника, его индивидуальных психологических и физиологических (состояние здоровья, порог утомляемости) особенностей, специфики и содержания производства, сложившихся внутрипроизводственных отношений и традиций и включает в себя обязательный и вариативный разделы.

    К обязательным пунктам относятся:

    занятый работник

    • Знакомство с сотрудником (собеседование, интервью, тестирование).
    • Ознакомление с должностными инструкциями, положениями о внутреннем распорядке, социальных льготах, оплате труда, системе штрафов, видах страхования, возможностях карьерного роста, сроках и условиях найма.
    • Инструктаж по технике безопасности, противопожарной безопасности, знакомство со схемами эвакуации, местонахождением медицинского пункта, столовой, бытовых, санитарно-гигиенических помещений, парковки личного автотранспорта, средств коммуникации.
    • Представление новичка коллективу, руководству, куратору.
    • Оценка работника, утверждение в должности или увольнение по результатам прохождения испытательного срока.

    Вариативная часть может включать:

    1. Планы первого рабочего дня, недели, месяца. Ежедневное общение с целью выяснения и устранения возникающих проблем, непонимания специфики, поощрения и мотивации успехов в течение недели, месяца.
    2. Знакомство с организацией в форме приветственной речи, церемонии представления, экскурсии, welcome-тренинга,информационных буклетов, фильмов, дающих представление о продукции, назначении фирмы, перспективах ее развития, истории, корпоративном уставе, приоритетах, структуре, фирменном сленге, традициях, дресс-коде, «неписанных» законах, сложившихся коллективных взаимоотношениях.
    3. Помощь в организации рабочего места.
    4. Оценку профессиональной компетенции.
    5. Организацию обратной связи с новым сотрудником (опросники, индивидуальные беседы, сбор отзывов от коллег, руководителей, наставника, индивидуальные карточки прохождения адаптации, персонограммы).
    6. Тренинги, ролевые игры на сплочение коллектива, формирование групповых взаимоотношений, динамики.
    7. Участие в общественной жизни коллектива, неформальном общении, выполнение разовых общественных поручений, участие в руководстве работой коллектива, профсоюзной работе, знакомство с семьей новичка.
    8. Дополнительное обучение, стажировку, промежуточные инструктажи, вовлечение в производственное соревнование, коррекционные мероприятия и процедуры, постепенное усложнение профессиональных задач.
    9. Промежуточный контроль за прохождением адаптационного периода, предварительный анализ, личностную характеристику.

    Виды адаптации персонала

    Адаптация бывает следующих видов:

    • профессиональная предусматривает обучение новым специальным навыкам, получение нового или повышение уже имеющегося умения или профессионального навыка. Этот вид зависит от желания и умения новичка обучаться, стремления к новым знаниям, его обучаемости. Сюда же входит подготовка рабочего места и обеспечение всеми необходимыми материалами;
    • социально-психологическая подразумевает приспосабливаемость человека к работе в новом коллективе, под руководством нового начальника, подчинение сложившимся в организации традициям, нормам и правилам поведения;
    • организационная основывается на понимании работником того, что от него требуется, работе с должностными инструкциями, определении его места в структуре предприятия, участии в производственном процессе.

    Только комплексный подход к профессиональной и психологической адаптации ведет к успешному прохождению испытательного срока работником и экономии затрат компании на поиск, обучение и оценку персонала.

    Ключевые элементы системы привыкания персонала

    Вебинар «Добро пожаловать!»

    Регулярная онлайн-презентация, обеспечивающая первоначальное ознакомление сотрудника с общими сведениями о Компании, с ее историей, продуктами, услугами, структурой и культурой.

    Матрица вводного обучения

    Разработанный на основе обобщения лучшего опыта набор обучающих программ и материалов для определенной группы должностей.

    Программа привыкания к рабочему месту

    Структурированный план мероприятий, помогающий работнику адаптироваться в коллективе, и определяющий, чему и в какой последовательности будет обучаться сотрудник, какие обязанности начинает выполнять в первую очередь.

    Система наставничества

    Комплекс процедур отбора из числа опытных работников и назначения наставника для оказания всесторонней помощи новичку, приступившему к профессиональному становлению в новой должности, в новой компании, в период прохождения им обучения.

    Цели системы наставничества:

    • обеспечить скорейшее приспособление новичка на новом рабочем месте и достижение им оптимальных рабочих показателей для занимаемой должности;
    • оптимизировать расходы Компании на подбор и обучение персонала;
    • снизить текучести кадров за счет уменьшения количества сотрудников, покинувших компанию во время и сразу после испытательного срока;
    • оптимизировать временные затраты руководителей подразделений на обучение и оценку новых сотрудников.

    HR-сопровождение

    Система взаимодействия HR-партнера и сотрудника, направленная на оказание социально-психологической поддержки сотруднику, организационное сопровождение программы адаптации.

    Контроль эффективности процесса адаптации

    • Выполняемые с установленной периодичностью или в установленные сроки;
    • Процедуры контроля над прохождением стажировки;
    • Измерения и оценки результатов, показанных новичком;
    • Получения от работника обратной связи.

    Текущий контроль — периодическая проверка выполнения мероприятий, предусмотренных Программой адаптации. Выполняется HR-партнером не менее 2-х раз в первый месяц и 1-го раза в последующие месяцы периода адаптации.

    Оценка результатов — условия и процедуры, обеспечивающие четкие и понятные сотруднику критерии и порядок оценки прохождения адаптационных мероприятий сотрудником.

    Обратная связь — Инструменты и процедуры, обеспечивающие документирование удовлетворенности сотрудника качеством адаптации, выявление и анализ причин возникновения проблем в процессах адаптации персонала.

    Из чего состоит программа по адаптации

    Адаптационная программа для сотрудников представляет собой план введения работника в должность. Этот документ нужен для применения единообразного подхода к процедуре адаптации в подразделениях организации. Документ является обширным списком действий для адаптирующегося работника и для его куратора, который будет помогать приспособиться к новым трудовым условиям.

    Для работника наиболее сложным периодом становятся первые два-три месяца, совпадающие, как правило, с его испытательным сроком. Часто длительность программы равна по продолжительности этому периоду.

    Для оптимально сформированной программы характерны следующие признаки:

    • четкое планирование;
    • ясное содержание;
    • строгое распределение ролей и задач.

    Документ состоит из двух частей: общей и индивидуальной.

    Примерная структура следующая:

    1. Общая часть, которая помогает формированию общего представления о предприятии, его особенностях, иерархии, установленных взаимоотношениях между подразделениями, распределении функционала, трудовых условиях и т. п.

    Состоит из:

    • ориентирующей вводной беседы;
    • личного ознакомления с предприятием и персоналом;
    • знакомства с местом осуществления трудовых обязанностей;
    • ориентирующей беседы с руководителем, возглавляющим структурное подразделение.

    2. Индивидуальная часть, которая формируется непосредственным руководителем, курирующим введение в должность работника. Она согласовывается с руководителем по направлению деятельности и начальником отдела кадров. Эта составляющая помогает работнику получить подробные сведения о деятельности организации и о прямых функциональных обязанностях сотрудника.

    Состоит из:

    • плана вступления в должность;
    • плана оценки этапов вступления;
    • определения куратора-наставника;
    • отчета сотрудника по результатам выполненной работы, информации об оценках и отзывах наставников и руководителя.

    Цели внедрения

    Программы адаптации в различных фирмах составляются и внедряются с учетом специфики конкретной компании.

    Их главная цель – обеспечение внимательного подхода к новому работнику, создание максимально комфортных и в то же время эффективных условий вступления в должность.

    Программа адаптации персонала нужна для того, чтобы в организации была цельная, отработанная процедура приема работников.

    Ее основная задача – быстрое и простое введение новичка в курс дела, знакомство с коллективом и должностными обязанностями.

    План введения в должность способствует минимизации ошибок, снижает изначальный дискомфорт и повышает уровень квалификации работника уже с первых дней.

    Как выглядит план

    Единый установленный алгоритм разработки документа отсутствует. Причина — необходимость ориентировать документ на конкретные условия в организации.

    Однако есть ряд признаков, общих для разных программ:

    • включают несколько этапов;
    • имеют похожие цели.

    План включает позиции:

    Срок Действия Привлекаемый персонал
    День адаптации № 1
    1. Сообщить коллективу об обновлении состава и приходе нового работника.
    2. Обеспечить наличие информации для нового работника — сведения, которые будут представлены работнику в первый день, включая контактные телефоны сотрудников, удостоверение, пропуск, ПК, телефон, оргтехнику.
    3. Подготовить набор необходимых канцелярских принадлежностей.
    4. Познакомить с организацией, целями, задачами деятельности, историей.
    5. Выдать путеводитель для новичка, находящегося в периоде адаптации (при наличии).
    6. Оформить и заполнить требующиеся кадровые документы.
    7. Представить нового работника.
    8. Познакомить с местом работы, необходимым ПО, подключенным сетям коммуникации, паролями доступов.
    9. Провести инструктаж по соблюдению требований ОТ.
    10. Проинформировать об общем рабочем графике.
    Отдел кадров

    Специалист по охране труда

    Неделя адаптации персонала № 1
    1. Закрепить наставника, подробно познакомить с работниками подразделения.
    2. Изучить терминологию, применяемую в организации.
    3. Изучить положение о подразделении.
    4. Изучить документы, необходимые в трудовой деятельности.
    5. Изучить должностные обязанности.
    6. Изучить алгоритм взаимодействия с иными подразделениями.
    7. Ознакомиться с правилами документооборота организации.
    8. Разработать план работы на период адаптации.
    9. Ознакомиться с критериями оценки эффективности деятельности.
    10. Сформировать график обучения в течение срока адаптации.
    11. Подключиться к обучающим тренингам в учреждении.
    Руководитель подразделения, наставник
    Месяц адаптации № 1
    1. Выполнить запланированные для адаптирующегося сотрудника задачи.
    2. Предоставить отчет об исполнении.
    3. Сдать экзамен по основным приобретенным умениям и навыкам.
    4. Провести анализ результатов трудовой деятельности адаптирующегося работника.
    5. Сформировать список задач на остальной период адаптации.
    Руководитель подразделения, наставник
    Месяцы адаптации № 2-3
    1. Выполнять поставленные задачи.
    2. Скорректировать при необходимости план задач на период адаптации.
    3. Провести анализ работы по результатам адаптации.
    4. Подвести итоги периода адаптации сотрудника.
    5. Оценить результаты пройденного периода адаптации.
    Руководитель подразделения, наставник

    Результатом успешно реализованной программы адаптации станет показатель длительности работы сотрудника в конкретном учреждении. Успех адаптационной процедуры во многом зависит и от второй стороны, участвующей в процессе, — руководителя или наставника. их желание помочь новичку поможет последнему освоиться в организации как можно быстрее.

    Организация процесса адаптации

    Настоящий раздел описывает подходы к организации, типовые состав и содержание процесса адаптации. Периодичность или сроки выполнения отдельных мероприятий, ответственность участников, другие подробности определены в Приложении 1 «Процедура адаптации персонала»

    Структурно, программа адаптации включает три обязательных блока:

    • Обучающие мероприятия и материалы, предусмотренные для данной должности;
    • Задания и тесты на закрепление знаний и навыков, полученных сотрудником в ходе обучения;
    • Практические задачи на период адаптации.

    Первичная и вторичная адаптация. Предусмотрено два вида процедуры адаптации персонала:

    • Первичная адаптация выполняется при приеме на работу нового сотрудника.
    • Вторичная адаптация выполняется при переводе сотрудника на новую должность, со сменой профессии или без таковой.
    • Вид адаптации учитывается при разработке программы адаптации сотрудника.

    Продолжительность программы адаптации и испытательного срока

    Программа адаптации разрабатывается на весь период испытательного срока, предусмотренного для должности адаптируемого сотрудника. Продолжительность испытательного срока оговаривается соглашением сторон при заключении трудового договора с сотрудником или при переводе сотрудника на новую должность. Срок испытания не может превышать:

    • шести месяцев — для должностей руководителей и главных бухгалтеров организаций (филиалов и иных обособленных структурных подразделений) и их заместителей;
    • трех месяцев — для прочих должностей.

    В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда человек фактически отсутствовал на работе по уважительным причинам. Испытательный срок может быть сокращен, по представлению непосредственного руководителя, до продолжительности не менее одного месяца при условии полного прохождения обучения и достижения им установленного минимального порога результативности. Не достижение работником минимального порога результативности, установленного для программы адаптации или ее этапа может являться основанием для увольнения сотрудника до истечения срока испытания. В этом случае администрация компании должна известить работника об увольнении в письменной форме не позднее, чем за три дня до даты увольнения, с указанием результатов прохождения программы адаптации и/или иных причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Таким образом, результаты оценки прохождения сотрудником программы адаптации являются основанием для принятия решения:

    • о прохождении новичком испытательного срока («прошел испытание»)
    • о досрочном прохождении новичком испытательного срока («прошел испытание досрочно»)
    • о неудовлетворительном прохождении новичком испытательного срока («не прошел испытание»)
    • Решение принимает непосредственный руководитель
    • обязательного согласования с наставником и HR-партнером.
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: