В начале ХХI века эта привычка признана глобальной табачной эпидемией. В России в 2001 году вступил в силу закон 87-ФЗ от 10.07.2001, который прямо запрещает курить на рабочем месте. Затем акценты были смещены с запретительных мер на стимулирующие. В 2008 году страна присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака с целью уменьшения смертности населения. Был принят новый закон. Он закрепил полный запрет на курение во всех закрытых общественных местах и до минимума ограничил свободу курильщиков вне помещений общего пользования. Миссия ФЗ-15 от 23.02.2013 хорошо считывается из его названия — «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Не изменилась позиция законодателя и на настоящий момент. Несмотря на многочисленные инициативы, в 2021 году правительство отказалось вводить отдельное регулирование для популярных электронных сигарет и вейпов. Было принято решение оставить все альтернативные «устройства» для курения в зоне прямого регулирования 15-ФЗ. Действующее законодательство ведет борьбу не с курильщиками, а с курением.
Законодательство и курение: что можно и что нельзя
Если вы являетесь работодателем, то, независимо от масштабов вашего предприятия, полезно знать основные правила взаимодействия с курящими работниками, права и обязанности сторон.
В законе и подзаконных актах различных ведомств детально прописаны требования к местам для курения на предприятии. Последнее вас будет интересовать, если вы решили таковое организовать и это прямо не запрещено законодательством. Согласно действующему закону, зонами, где нельзя курить на основании положений 15-ФЗ, являются:
- территории и здания всех учреждений, предоставляющих образовательные услуги;
- территории и строения учреждений культуры, спорта и молодежных организаций;
- строения и территории сферы медицины, санаторно-курортных комплексов;
- все виды общественного транспорта и его инфраструктура внутри помещений и на открытых площадках менее 15 метров от входа (вокзалы, аэропорты, станции метро, порты);
- помещения, предназначенные для временного пребывания людей (гостиницы, хостелы, общежития);
- помещения и территории всех видов точек сферы торговли;
- помещения органов государственной и муниципальной власти, различных ведомств;
- детские площадки, пляжи, пассажирские платформы, автозаправки, предприятия общепита;
- места общего пользования многоквартирных домов.
ВАЖНО!
Права некурящих защищены здесь и штрафами. Их размер — от 500 до 3000 рублей.
Руководителю предприятия, на территории и в местах, где нет прямого запрета курить, важно помнить:
- Если на вашем предприятии работают более 200 человек, место для курения вам оборудовать придется.
- Скорее всего, мест будет несколько: в помещении и на открытом воздухе.
- В остальных случаях руководитель может запретить курить на территории предприятия своим единоличным решением.
- ТК запрещает отказывать курильщикам в приеме на работу. Мотивированный таким образом отказ легко обжалуется в суде.
Ответственность работодателя и работника
Ответственность за нарушение требований законодательства, касающихся употребления табачной продукции, регламентируется Административным Кодексом (ст. 6.24). Для курильщиков в нем предусмотрены следующие штрафные санкции:
- за курение в неположенном месте – 500 – 1 500 рублей;
- за курение на детской площадке – от 2 000 до 3 000 рублей;
- если в процесс курения вовлекаются лица, не достигшие совершеннолетия – от 1 000 до 2 000 рублей;
- если ребенок закурил по инициативе родителей, им придется заплатить от 2 000 до 3 000 рублей.
В статье 6.25 КоАП предусмотрено наказание и для тех, кто обязан следить за соблюдением законных требований относительно употребления табачной продукции (в том числе и для руководителей предприятий):
- за неисполнение требования о размещении специальных запрещающих знаков или за обнаруженные нарушения, допущенные при их размещении, руководство организации заплатит штраф 10 000 – 20 000 рублей, а сама организация – от 30 000 до 60 000 рублей;
- если место, выделенное для курения, не оснащено надлежащим образом, штраф для руководителей 20 000 – 30 000 рублей, для юридических – от 50 000 до 80 000 рублей;
- если не осуществляется надзор за исполнением закона о запрете курения в общественных местах, ИП заплатит 30 000 – 40 000 рублей, юридическое лицо от 60 000 до 90 000 рублей.
Места для курения: нормативы и требования
Работодателю при организации мест для курения на предприятии следует руководствоваться законом и действующими нормативными актами ведомств. Перечислим основные:
- Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
- Приказ Минстроя РФ № 756 от 28.11.2014 «О требованиях к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака».
- Приказ Минздрава РФ № 786Н от 28.11.2014 «О требованиях к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака».
- Действующие СанПиНы, СП (своды правил) контролирующих ведомств.
Для места для курения на предприятии требования предъявляются как общие, так и специальные. Рассмотрим их.
Курение на работе: новые обязанности работодателя
Курение на работе не приветствуется, но зачастую позволяется. Однако новые изменения в законодательстве заставляют многих работодателей иначе взглянуть на проблему.
Вступивший с 01.06.2013 в законную силу (за исключением некоторых положений) Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон N 15-ФЗ) ввел много новых запретов и требований, в том числе и для работодателей. Рассмотрим принципиальные отличия, которые их коснулись .
В ч. 2 ст. 10 Закона N 15-ФЗ для работодателя (индивидуального предпринимателя или юридического лица) установлен целый спектр обязанностей, связанных с охраной здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака:
— соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (нормы о запрете курения);
— осуществлять контроль за соблюдением норм о запрете курения на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;
— обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
— предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, направленных на реализацию норм о запрете курения.
Теперь в законодательстве прописан перечень объектов, на которых запрещено курение табака (ст. 12 Закона N 15-ФЗ):
1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;
2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;
3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);
4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;
5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);
6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);
7) в помещениях социальных служб;
в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;
11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;
12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);
13) на автозаправочных станциях.
Вопрос. Означает ли новый закон полный запрет на курение на территории работодателя? Действительно ли работодатель не вправе разрешить своим работникам курить на своей территории?
Часть 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ допускает по решению собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, курение табака:
1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.
Таким образом, работодатель, если он является собственником здания, помещения, вправе разрешить курение сотрудникам, но только в специально выделенных местах.
Здесь, пожалуй, у работодателя возникает новый вопрос: «Где такое место найти и как оно должно быть оборудовано?» Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе или изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 3 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). В настоящее время (очевидно, по причине недавнего вступления в силу самих новых запретов) нормативные акты, устанавливающие подобные правила, еще не приняты.
Отметим, что в законе сделана оговорка: требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством РФ гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий. Однако данных норм так много и они имеют такой специфический характер, что работодатель в период отсутствия нормативного регулирования требований к оснащению мест для курения и если его должностные лица не имеют специального образования в сфере медицины и эпидемиологии, не сможет самостоятельно и полно обеспечить выполнение всех СанПиНов.
Таким образом, поскольку нормативного регулирования требований к оснащению мест для курения не имеется, работодатель, выделяя и оснащая место для курения на открытом воздухе, должен обеспечить соблюдение всех существующих санитарных правил и норм, которые устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе (ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Вопрос. Что делать, если работодатель не является собственником здания и помещений? Вправе ли он разрешить своим сотрудникам курить в специально выделенном месте?
Право выделить место на открытом воздухе для курения имеет только собственник имущества (в нашем случае — недвижимого). Если у работодателя помещения находятся в аренде, но им не получено решение собственника на оборудование специального места для курения или на разрешение всем сотрудникам арендаторов курить в уже выделенном самим собственником месте, позволить сотрудникам курить на арендуемой территории работодатель не вправе.
Пример 1
Банк по договору долгосрочной аренды арендует офисные помещения у ФГУП, владеющего зданием на праве хозяйственного ведения. От лица собственника выступает (и подписал договор аренды) комитет по управлению имуществом. Рядом с крыльцом здания у заднего входа на огороженной территории ранее самим банком было оборудовано место для курения с металлической урной, освещением, знаком, обозначающим место для курения. Со вступлением в силу Закона N 15-ФЗ для сохранения права пользования уже оборудованным местом для курения банк должен запросить соответствующее разрешение у собственника, то есть в нашем случае — распоряжение/решение комитета по управлению имуществом. До получения данного решения работодатель обязан запретить своим сотрудникам использовать вышеописанное место для курения. На практике от комитета по управлению имуществом такое разрешение получить весьма непросто, так как общая политика государственных органов и структур в настоящее время состоит в активной реализации цели снижения популярности курения среди населения.
На деле же требования закона уже начали реализовываться на местах.
Пример 2
Распоряжением администрации муниципального района «Печора» (МР «Печора») от 31.05.2013 N 470-р «О запрете курения табака в помещениях администрации МР «Печора» запрещено с 01.06.2013 курение табака в помещениях, находящихся в здании администрации муниципального района «Печора», с одновременным разрешением курения табака в специально выделенных местах на открытом воздухе. Руководителям отраслевых органов администрации муниципального района «Печора» дано распоряжение принять локальные акты о запрете курения табака в помещениях подведомственных зданий и учреждений. С распоряжением администрации подлежали ознакомлению не только сотрудники секторов администрации, но и руководители служб арендуемых помещений в здании администрации района. То есть собственник высказал мнение о разрешении курения в специальных местах и распространил свое разрешение в том числе на арендаторов помещений.
Статья 10 Закона N 15-ФЗ предоставляет индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам право устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.
Как видите, работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории.
Теперь положение курящих работников полностью зависит от работодателя, а потому возможны два варианта реализации положений нового закона.
Поскольку не все работники являются просвещенными в правовой сфере гражданами, для доведения до коллектива своего решения, основанного на праве, предоставленном ему Законом N 15-ФЗ, о введении полного запрета на курение в здании, работодатель должен:
— издать соответствующий приказ/распоряжение о полном запрете курения;
— ознакомить с ним под личную подпись всех сотрудников (и курящих, и некурящих);
— провести мониторинг состояния должностных инструкций, правил внутреннего трудового распорядка и прочих документов на предмет наличия в них отсылочной нормы об обязанности работника исполнять локальные нормативные акты, распоряжения и приказы;
— обозначить территорию, здание и объекты, где курение табака запрещено, размещением знака о запрете курения (ч. 5 ст. 12 ФЗ N 15-ФЗ);
— при выявлении факта нарушения запрета — наказывать в пределах мер ответственности, предусмотренных ст. 192 ТК РФ (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).
В распоряжении работодателя есть и ряд мер воздействия рублем:
— в случае привлечения работника к дисциплинарной ответственности и наличия на предприятии системы премирования возможна невыплата нарушителю премии. Для применения такого вида воздействия в соответствующих локальных нормативных актах работодателя, регулирующих порядок премирования, должен быть предусмотрен порядок уменьшения премии или ее невыплата вовсе (например, в случае наличия неснятых дисциплинарных взысканий за отчетный период начисления премии);
— чтобы соблюсти баланс «кнута и пряника», при реализации полного запрета курения на территории работодателя можно ввести систему доплат для некурящих, тем самым стимулируя курящего сотрудника бросить курить и примкнуть к счастливым некурящим получателям доплаты. Для введения системы доплат необходимо будет не только увеличить фонд оплаты труда, но и внести соответствующие изменения в порядок оплаты труда, премирования, выплаты надбавок и пр.
Вопрос. В ситуации полного запрета на курение курящие работники стали каждый час выбегать на улицу за угол здания, чтобы покурить. Может ли работодатель наказать их за это, если они избрали стихийным местом для курения угол соседнего здания?
Несмотря на то что работники избрали местом для курения территорию на открытом воздухе, специальным оснащенным местом для курения она не является, если место не относится ни к одному из объектов, перечисленных в ст. 12 Закона N 15-ФЗ. Работники закон не нарушают и к административной ответственности привлечены быть не могут. Если работники курят за углом здания, принадлежащего работодателю и все еще на его территории (прилегающая к зданию территория), то он вправе привлечь их к дисциплинарной ответственности за нарушение приказа о запрете курения, должностных инструкций и пр.
Если же работники курят не на территории работодателя, их наказать также можно, но уже за отсутствие на рабочем месте. Однако даже если работник будет отсутствовать на рабочем месте по 10 минут каждый час, состава прогула такое отсутствие хоть и не сформирует, но квалифицироваться как неисполнение своих должностных обязанностей уже может. Безусловно, уволить такого работника за подобное нарушение сразу будет нельзя, но, если он накопит определенное количество взысканий за пару месяцев, с работником можно будет расстаться по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).
Для реализации данной задачи работодателю придется предпринять намного больше действий, чем при наложении полного запрета на курение, в том числе:
— испросить разрешение у собственника здания, помещений (если работодатель не является собственником) о выделении места для курения. Независимо от решения на здании следует установить знак о запрете курения (ч. 5 ст. 12 N 15-ФЗ);
— после получения разрешения собственника — выделить и оснастить место для курения на открытом воздухе: повесить табличку, обозначающую данную территорию как место для курения, поставить урну и пр. При получении отказа собственника выделить место для курения становится невозможно;
— издать приказ о запрете курения на всей территории работодателя, кроме специальных мест (перечислить их расположение), предупредить работников об ответственности за нарушение приказа;
— ознакомить всех работников с приказом под личную подпись;
— применять наказания к тем сотрудникам, кто курит в неположенном месте. В данном случае дисциплинарная ответственность будет наступать только за нарушение запретов, установленных организационно- распорядительными документами работодателя (а именно — приказом о выделении специальных мест для курения и должностной инструкцией конкретного работника, предусматривающей обязанность работника выполнять приказы и распоряжения руководства).
Вопрос. Здание работодателя расположено в центральной части города, главный вход находится со стороны большой площади, задний ход имеется, но закрывается в целях безопасности от незаконного проникновения. Вправе ли работодатель, следуя требованиям Закона N 15-ФЗ, выделить место на крыльце своего здания прямо перед входом?
Анализ норм закона приводит к отрицательному ответу на поставленный вопрос по следующим основаниям. Да, место на крыльце находится на свежем воздухе. Однако, учитывая вход в здание основного потока граждан именно через центральный вход, выделение здесь места для курения не будет соответствовать цели данного закона — ограждению граждан от вредного воздействия табачного дыма. То есть вопреки обязанности, возложенной на работодателя Законом N 15-ФЗ, он не сможет обеспечить права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Следовательно, крыльцо не может стать специальным местом для курения. Как альтернатива, таким местом может оказаться, например, территория в 10-15 м от крыльца (при условии ненарушения остальных требований).
Статьей 23 Закона N 15-ФЗ перечислены виды ответственности, которые могут последовать за нарушение нового закона об ограничении курения:
— дисциплинарная;
— гражданско-правовая;
— административная.
Дисциплинарная ответственность может быть предусмотрена только для самих работников организаций. Для обеспечения возможности привлечения к дисциплинарной ответственности в локальных актах работодателя, с которыми должны быть ознакомлены все работники (в том числе нарушители), должно быть указано о полном запрете курения на территории работодателя или разрешении курения в специально выделенном месте. При этом данное место к моменту издания указанного приказа должно быть уже фактически выделено и оснащено.
Гражданско-правовая ответственность подразумевает возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако вероятность наступления такого вида ответственности как для работодателя (за разрешение курения), так и для его работников (непосредственно за само курение) крайне мала.
Для граждан административная ответственность установлена только за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов. Поскольку указанные транспортные средства могут являться местом работы для очень ограниченной категории лиц (машинист, проводник, капитан судна, пилот, стюардесса и пр.), только эти лица как работники могут быть привлечены к ответственности по ст. 11.17 КоАП РФ. На практике же в числе нарушителей чаще всего оказываются граждане — пассажиры. Однако, учитывая размер установленного штрафа — всего 100 рублей, такая ответственность мало кого пугает.
Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает общую ответственность работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Так, за данное нарушение нарушителей ждет штраф:
— должностных лиц — в размере от 1000 до 5000 руб. (повторное аналогичное правонарушение уже повлечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет);
— предпринимателей — от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Применение указанной статьи за нарушение работодателем запретов Закона N 15-ФЗ пока сомнительно в силу того, что в ТК РФ не было внесено никаких поправок (например, в раздел 10 (ст. 212 ТК РФ) в области регулирования вопросов охраны труда) относительно обязанности работодателя не только обеспечить безопасные и здоровые условия труда, но и ограждать работников от воздействия табачного дыма и т.д. Хотя отсутствие в КоАП РФ иных норм об ответственности работодателя в сфере организации труда предполагает ответственность только по ст. 5.27 КоАП РФ. Таким образом, теоретическая вероятность привлечения работодателя за ненадлежащую реализацию требований закона о запрете курения все же есть.
Учитывая «молодость» рассматриваемого нормативного акта, практики привлечения кого бы то ни было к ответственности за его нарушение еще не сложилось.
Нельзя не отметить, что сейчас наступило время «безответственности», как это обычно бывает при принятии актов, вводящих новые запреты или ужесточенные требования: запрет уже действует, а ответственность за его нарушение либо не предусмотрена вовсе, либо слишком мала, либо слишком общая и требует детализации на законодательном уровне. Так, в настоящее время КоАП РФ не содержит норм об административной ответственности гражданина за курение в местах, где это запрещено. Ответственность установлена только за курение в транспорте. Да и то сумма штрафа не выполняет даже функции устрашения, сравнима со стоимостью проезда на самом транспорте (некоторых его видах).
Не установлена также ответственность работодателя за нарушение требований именно Закона N 15-ФЗ, а привлечение работодателя к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за ненадлежащую организацию мест для курения сотрудников сомнительно .
Таким образом, для полной реализации норм Закона N 15-ФЗ необходимо не только установить и детализировать ответственность работника и работодателя, но и весьма ужесточить санкции. Например, установить ответственность гражданина (в том числе как работника) за курение в неположенном месте на уровне 2000-3000 руб. А ответственность работодателя за отсутствие знака о запрете курения в здании, за разрешение курения на всей своей территории, а не в отведенных местах установить на уровне 50 000 рублей или даже выше.
Только в этом случае можно будет достичь приемлемого уровня выполнения требований и запретов нового закона. В настоящее время в прессе уже встречаются упоминания о различных законопроектах (пока не рассматриваемых) в области детализации правонарушений и усилении санкций в сфере действия нового закона о запрете курения.
Подводя итог рассмотренному вопросу о новых запретах и требованиях в области употребления табака, можно выделить несколько отличий старого закона «Об ограничении курения табака» и нового «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (см. Таблицу).
Старый закон (утратил силу с 01.06.2013) | Новый закон (вступил в силу с 01.06.2013) |
Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» | Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» |
Запрещено курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака | Запрещено курение на рабочих местах. Перечень видов иных мест, где курение запрещено, значительно дополнен |
Работодатель обязан был оснастить специально отведенные места для курения табака | Работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории |
Разрешения кого бы то ни было на оснащение места для курения не требовалось | Работодатель вправе выделить и оснастить места для курения только с разрешения собственника здания, помещения |
Работодатель, оснащая место для курения, вправе был делать это в любом месте на своей территории | Место для курения может быть только на свежем воздухе (для зданий) |
Ответственность предполагалась только для граждан за курение на транспорте (ст. 11.17 КоАП РФ) | Для граждан ответственность не поменялась. Теоретически теперь можно наказать и работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда по ст. 5.27 КоАП РФ |
Теперь работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории. Причем только собственнику здания, помещений позволено разрешать курение на своей территории. Работодатель, не будучи собственником здания, помещения, может организовать место для курения на территории, где он осуществляет свою деятельность, исключительно с разрешения собственника.
Разрешать курение на территории можно, лишь выделив для этого специальное место; оно должно быть на свежем воздухе или в специально отведенном помещении. Особых требований к оснащению места для курения пока не установлено, но оно должно соответствовать санитарным правилам и нормам. Исходя из анализа всех норм Закона N 15-ФЗ можно сделать следующий вывод: место для курения должно быть расположено на свежем воздухе таким образом, чтобы дым от курения не оказывал вредного воздействия на некурящих, то есть должно быть достаточно удалено от входа в здание, окон здания.
Пока меры ответственности за нарушение нового закона слишком мягки, чтобы все работодатели начали точно и немедленно реализовывать нормы данного закона.
Работнику за курение почти ничего не грозит со стороны государства: штраф в 100 руб. незаметен и налагается только за курение в транспорте. Дисциплинарная ответственность может применяться вплоть до увольнения, если работника за курение накажут несколько раз подряд.
Пока не сложилась практика привлечения к ответственности за нарушение требований нового закона, говорить о наступившей реакции работодателей на него еще рано.
Работодателю, учитывая сложные, во многом непонятные требования по оснащению места для курения, проще полностью запретить курение на своей территории, чем организовывать места для курения, а потом содержать их в надлежащем санитарном состоянии.
Общие требования к курилкам
Курительные комнаты и площадки не могут быть организованы в столовых, медпунктах, общественных санузлах и санитарно-бытовых местах. Они не должны находиться в комнатах, предназначенных для отдыха работников. Лучше, если они не будут с ними даже соседствовать. Сигаретные испарения не должны проникать на соседние территории — бытовые и промышленные.
«Курилки» запрещено приближать к производственной зоне ближе 5 метров.
Для экономии рабочего времени их рекомендовано размещать на разумном расстоянии:
- до 75 м в офисных, производственных помещениях от рабочего места;
- до 150 м на прилегающих к рабочей зоне, уличных территориях.
Размеры и конструктивные особенности
Возможно создание павильонов двух типов:
- Закрытые (с крышей и отдельным входом/дверью).
- Открытые (с крышей и ограждениями с 3 сторон).
По вместительности конструкции могут быть предназначены для 1-2 человек (малой вместимости), 2-4 (средние) и более 4 (большой вместительности).
Размеры конструкций обычно составляют от 1×1 метра и более (однако возможно создание кабинок меньших габаритов, так как по нормативам площадь должна составлять от 0,2 квадратов, других требований не указано).
Отдельной разновидностью курительных павильонов можно назвать беседки. Они имеют самую простую конструкцию, однако также способны в полной мере выполнять функции курилки. Главная особенность – отсутствие защитных ограждений по периметру, за счёт чего изделие становится более экономичным и простым в производстве.
Изготовление и выполнение монтажа
Курилки создаются на основе металлического каркаса, обшиваются сотовым или монолитным поликарбонатом толщиной 4-6 мм. Обычно внутри сразу же устанавливаются скамейки, по пожеланию заказчика – урны и стенды для размещения информационных материалов.
В процессе производства основное внимание уделяется пожаробезопасности конструкций, однако для уличных павильонов не потребуется установка дополнительной системы вентиляции. Отделка всех поверхностей производится с использованием негорючих материалов, все лакокрасочные составы обрабатываются специальным огнезащитным слоем.
Во время монтажа учитывается удалённость конструкции от зданий и рабочих объектов. В нормативных документах есть ограничения по отдалённости построек: не более 75 метров от самого здания и не более 150 метров от рабочих мест на производственной площадке.
Плюс павильонов, расположенных на улице, в том, что не потребуется дополнительный фундамент – сборка изделия происходит на любой ровной площадке.
Так как конструкции в большинстве являются сборно-разборными, удаётся обеспечить замену отдельных элементов и возможную транспортировку на новый объект.
Изготовление курилки требует комплексного подхода, так как изделие состоит из множества компонентов и каждый из них должен отвечать требованиям определённых нормативов. Оптимальным вариантом является создание подобных конструкций «под ключ» – это исключает риск неправильной установки и позволяет увеличить срок службы готового объекта.
Специальные требования
Место для курения на предприятии, требования 2021 года санитарные и пожарные таковы. Основное требование служб санитарного надзора — помещения и открытые места должны хорошо проветриваться. Если есть риск проникновения табачного дыма в соседствующие помещения, «курилки» следует оборудовать встроенной системой вентиляции. Для мощности вентиляционных систем, работающих в выделенных комнатах, предписаны специальные санитарные нормы (СНиП № 31-05-2003):
- нормативный воздухообмен — 10 и более куб.м./час;
- температура в прохладное время года — не менее +16 *С.
На открытое место и помещение для курения требования предъявляют и органы пожнадзора:
- стены, потолок и пол в курительной комнате выполнены из негорючих материалов;
- все легковоспламеняемые предметы и поверхности обрабатываются специальными, устойчивыми к огню, составами;
- урны сделаны из металла;
- в помещении должна быть табличка «Место для курения». Она изготавливается по ГОСТу Р 12.4.016-2001. Это знак размером 200×200 мм из термоустойчивого пластика.
Места для курения на открытом воздухе и в изолированных помещениях
Возможность курить необходима тем, кто имеет такую привычку. Однако делать это позволено только там, где это разрешено. Нужно помнить, что возможность курить — это не только необходимость для курильщиков, но и вред здоровью для тех, кто их окружает.
Чтобы снизить возможный ущерб здоровью, курить необходимо в особых местах. Существует два вида таких площадок: специальное помещение или площадка на открытом воздухе.
Если на работе имеется такая возможность, для табакокурения должно быть выделено отдельное помещение. Законодательство требует, чтобы оно было оборудовано следующим образом:
- Дверь в этом помещении должна быть настолько плотной, чтобы, если она закрыта, то через нее не проникал табачный дым или запах.
- Отделка комнаты должна быть пожаробезопасной. Это необходимо, чтобы исключить возгорание из-за не полностью потушенного окурка.
- В помещении должны иметься пепельницы.
- Необходимо наличие искусственного освещения.
- Здесь должен быть огнетушитель. Необходимо контролировать его исправность и срок годности.
- Для качественного устранения дыма должна быть предусмотрена приточно-вытяжная вентиляция. Важно, чтобы дым вообще не проникал в другие помещения. К техническому состоянию вентиляционной системы предъявляются требования, обусловленные СанПиН 2.1.6.1032-01.
- В месте, где сотрудники будут курить необходимо разместить агитационные материалы, которые предназначены для борьбы с табакокурением.
Для оборудования места на открытом воздухе предъявляется меньше требований. Они состоят в следующем:
- должен быть установлен знак «Место для курения»;
- необходимо наличие металлических урн или пепельниц;
- если площадкой пользуются в тёмное время суток, то необходимо, чтобы было искусственное освещение;
- в этом месте необходим стенд, который содержит материалы о вреде курения.
Требования для изолированных «курилок»
Количество мест для курения на предприятии определяется численностью работающих и производственной целесообразностью. Все закрытые площадки должны быть оснащены:
- искусственным освещением;
- системой принудительной вентиляции;
- работающим огнетушителем;
- пепельницами и урнами;
- знаком, табличкой «Зона (место) для курения»;
- плотной дверью, препятствующей задымлению соседних помещений;
- плакатами и печатной продукцией, разъясняющей вред курения и пропагандирующей здоровый образ жизни.
Общие требования
Согласно законодательству, специальное место для курения потребуется около офисного или производственного здания, в котором работает большое количество людей (свыше 100–200 человек). Существует два варианта создания подобных зон – внутри и снаружи помещений. Мы подробнее рассмотрим, как правильно оборудуются уличные курилки, так как их изготовление и установка достаточно простые, за счёт чего они повсеместно используются на различных предприятиях. Кроме того, такой уличный павильон не является капитальным сооружением, поэтому не потребует дополнительных разрешений на установку.
Как часто можно ходить на перекур
ТК РФ прямо никак не регулирует время, которое должно или может быть выделено работнику при выполнении его производственных или служебных обязанностей. Курение на рабочем месте контролируется только статьей 10 15-ФЗ. Эта статья разрешает вообще запретить курить на территории и в помещениях работодателя. Законодатель также приветствует использование мер, поощряющих отказ курящих работников от сигарет. Если курить не запрещено внутренним актом, то работники могут использовать на него время коротких перерывов и обеда. Все перекуры имеет смысл умещать в нормативное время отдыха, предусмотренное законодательством в течение рабочего дня — 2 часа.
Требования к знаку о запрете курения и к порядку его размещения
Требования правил охраны труда при несении караульной службы
Запрет курения обозначается стандартным знаком, который размещается у каждого входа на территории и в помещении. Например, «место для курения» табличка, может быть установлена возле специально оборудованного павильона.
Общие требования включают:
- изготавливается знак по требованиям ГОСТ, как правило, из пластика или оцинкованного материала;
- значок находиться в зоне прямой видимости для прохожих и посетителей учреждения;
- векторный знак выполняется в виде круга с каймой красного цвета (диаметр круга не менее 200 мм, размер ширины — не менее 13,7 см);
- в центре знака размещается изображение сигареты, пересекающегося красной поперечной полосой (такой знак выполняется из графического изображения, представляющего три прямоугольника, размещающихся слева на право);
- изображение знака должно наноситься с использованием различных технологий;
- с правилами закона, табличка курение запрещено, может дополняться различными надписями, по типу — «Не курить», «Курить запрещено» или информацией о штрафе.
Законом установлено, табличка курение запрещено, должна размещаться у каждого входа на территории, здания и объекты, иные общественные места, где курение запрещено. Так, ГОСТ 12.4.026-2015 предусматривает требования к знаку «Курить здесь».
Юридические лица и предприниматели вправе устанавливать таблички в дополнительных помещениях, помимо указанных в законе.
Беседка для курения: основные параметры и особенности конструкции
Специальная беседка для курения конструкцию имеет более простую, чем павильон, но предназначение у неё то же самое. Одинаков и перечень материалов, применяемых для изготовления беседки, с той лишь разницей, что по периметру она не закрывается стеклом.
Беседки – более экономичный вариант, а следовательно, и более популярный.
Если павильон чаще всего имеет довольно строгие и простые формы конструкции, то беседка зачастую выполняется в более оригинальном дизайне и кроме основного предназначения еще и украшает участок, где устанавливается.
Фото 4 «Павильон для курения К-1»