Представители работников и работодателей в социальном партнерстве


Статья 29. Представители работников

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

Главная Избранные Случайная статья Познавательные Новые добавления Обратная связь FAQ

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 9Следующая ⇒

Представителями работников в социальном партнерстве являются профсоюзы и их объединения иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляет первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. В свою очередь, представителями работодателя являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов В этих случаях интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей– некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законодательством.

Представителями работодателей – федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР, ЕГО СТОРОНЫ

Коллективный договор (КД)– правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

КД определяет организацию трудовых отношений, уровень притязаний работников, обоснованность их требований, тем самым защищая интересы работодателя.

Интересы же работника в договоре приобретают правовую форму, их можно защитить с помощью государственного регулирования.

Работники организации имеют право, но не обязаны заключить КД с работодателем. В свою очередь, работодатель обязан в недельный срок начать переговоры о заключении договора, если ему поступило такое предложение.

Инициатором разработки, заключения, изменения и прекращения КД может выступать любая из сторон – как работники, так и работодатель.

В КД запрещаетсявключать условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями. Такие КД признаются недействительными.

Сторонами КД выступают:

1) работники в лице одного или нескольких профсоюзных органов или иные уполномоченные работниками представительные органы;

2) работодатели в лице администрации организации, предприятия, учреждения, филиала или представительства, либо индивидуальные предприниматели.

Обязательные участники КД:

1) работодатель как собственник производства и сторона договора;

2) его представитель, администрация во главе с директором, управляющим, руководителем;

3) трудовой коллектив как сторона договора;

4) профсоюз как представитель трудового коллектива работников;

5) субъекты – исполнители по отдельным обязательствам.

Представителями работодателя являются руководители организаций или другие полномочные лица.

Работодатели, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, политические партии не могут создавать органы работников, которые будут представлять их при заключении договоров.

Лица, представляющие работодателей, не имеют права представлять работников.

Если переговоры по заключению КД ведет орган профсоюза, то работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить профсоюз представлять их интересы во время переговоров.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами, но в основном КД состоит из нескольких разделов и приложений: 1)вступительная часть. В ней формулируются основные направления развития организации; 2)права и обязанности администрации, работодателя; 3)права и обязанности работников организации и их представительных органов.

Разделы и приложения КД содержат нормативные положения и обязательства сторон. Нормативные положения КД не должны ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством.

Содержание КДопределяется его сторонами В него могут быть включены взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам :

• формы, системы и размеры оплаты труда;

• выплата пособий, компенсаций;

• механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных КД;

• занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

• рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

• улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

• соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;

• экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

• гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

• оздоровление и отдых работников и членов их семей;

• частичная или полная оплата питания работников;

• контроль за выполнением КД, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников.

В КД с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

В содержание договора обязательно включается указание о сроке действия, о порядке изменения договора, сроке отчета сторон о выполнении коллективного договора.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАНЯТОСТИ

Занятость– это не противоречащая законодательству деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход).

Виды занятости:

1) работа по найму в течение полного или неполного рабочего времени, включая временные и сезонные работы. Временное отсутствие на работе не прерывает состояния занятости;

2) предпринимательство, в том числе фермерство;

3) самостоятельное обеспечение себя работой (лица творческих профессий);

4) работа на основе членства в кооперативах и артелях;

5) выборная работа на оплачиваемых должностях, государственная служба;

6) военная и приравненная к ней служба

7) учеба в любых очных учебных заведениях, в том числе по направлению службы занятости;

8) работа по гражданско-правовым договорам;

9) подсобные промыслы и реализация продукции по договорам.

Занятость должна быть:

• полной, т. е. удовлетворять спрос на получение места;

• осуществлять достаточное обеспечение существования занятому и членам его семьи;

• свободно избранной.

Граждане выбирают вид деятельности самостоятельно через коммерческие службы занятости либо через государственную службу занятости с предоставлением в соответствующих случаях социально-правовых гарантий и компенсаций.

Федеральная служба по труду и занятости образована в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 156.

В службу занятости могут обращаться все граждане (занятые и незанятые). Государственная служба занятости оказывает гражданам услуги бесплатно.

Правовое регулирование занятости населения осуществляется:

• федеральными законами (ТК РФ, Закон «О статусе военнослужащих» и др.);

• ратифицированными государством международными правовыми актами о труде;

• указами Президента РФ («О дополнительных мерах по защите беременных женщин и женщин, имеющих детей до 3 лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, организаций» и др.);

• постановлениями Правительства РФ (Положение «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения работников» и др.);

• ведомственными актами (постановления Министерства труда и социального развития РФ);

• действующими актами упраздненной в августе 1996 г. Федеральной службы занятости;

• законами и иными актами субъектов РФ.

• актами органов местного самоуправления (они могут устанавливать иные критерии массового высвобождения работников);

• коллективными договорами и соглашениями.

⇐ Предыдущая2Следующая ⇒

Статья 30. Представление интересов работников первичными профсоюзными организациями

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, — интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.

Первичные профсоюзы

Отечественное законодательство разрешает членам различных профсоюзных организаций объединяться. Подобные объединения «первичными профсоюзами». Их целью является отстаивание интересов членов коллектива в случае подписания или разрыва коллективного договора, а также в коллективных переговорах.

Создать подобные объединение законодательство позволяет в компании с любой формой собственности. Работа этих профсоюзных организаций основывается на положениях, которые принимаются в соответствии с уставом. В других случаях за основание берется положения о профсоюзе.

Помощь первичной организации, как гласит ст. 30 ТК, могут получить также работники, которые не являются их членами. Закон №10-ФЗ от 12 января 1996 года обязывает оказывать правовую помощь для наемных сотрудников, не принимая во внимание принадлежность специалиста к профсоюзу. Чтобы получить защиту, гражданину требуется наделить такую организацию полномочиями на представительство.

Система социального партнерства в РФ

Статья 31. Иные представители работников

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

Итоги

Коллектив работников участвует в социальном партнерстве через своего представителя, который может быть либо выдвинут профсоюзным органом, либо избран на общем собрании членов трудового коллектива. Представители имеют право на ряд гарантий, связанных с порученными им функциями, и несут ответственность за их неисполнение.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Статья 33. Представители работодателей

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом.

Социальное партнерство как категория рыночного общества

Важность социального партнерства в сфере труда

Рыночное общество, в котором живем, строится по принципам свободного выбора в производственном процессе с опорой на личные интересы, которые в современной жизни являются главным побудителем и двигателем в экономике.

Коммерция, бизнес, разнообразные формы и виды собственности на совокупность средств и предметов труда, рыночное образование цен, отношения между хозяйствующими субъектами на основе договоров и незначительное государственное вмешательство в хозяйственную деятельность – характерные особенности нынешнего общественного устройства.

В организациях, на предприятиях, компаниях социальные и трудовые отношения регулируются правовым документом под названием коллективный договор, который разрабатывается и заключается представителями работодателей и работников.

Сотрудничество, контакты бизнеса и общества – ответ на вопрос, что такое социальное партнерство. Здесь имеется в виду тот факт, что для предпринимательского сообщества кроме получения прибыли существует человеческий показатель, что учитывается степень влияния хозяйственной деятельности на тружеников, градоформирующее значение предприятий и социальная значимость ассоциации вообще.

Важно! Социальному партнерству под силу справиться со многими конфликтами, несогласиями, временами возникающими в общественной или трудовой области. Но остается неразрешенным основное противоречие, которое существует между частной собственностью или капиталом и трудовой сферой.

Установился порядок деятельности соцпартнерства:

  • каждая группа-участница наделена равными правами на инициативу переговорных процессов;
  • в момент общения учитываются выгоды обеих сторон, проявляется почтительность ко всем участникам;
  • по установке законодательства страны-участники переговоров, учитывая заинтересованный подход к договорным отношениям, могут решать ряд существенных проблем;
  • для продвижения и упрочения партнерства как демократических основ созданы организующие ячейки, способствующие урегулированию общественных и трудовых связей;
  • участники должны соблюдать ТК РФ и другие документы, подписывая публичный договор, должны исполнять его условия;
  • представители партнерства компетентны в вопросах, подтвержденных протоколом собрания работников и приказом со стороны работодателя;
  • законодательством РФ дается возможность обеим сторонам самим избирать проблемные темы для разрешения;
  • обязательства принимаются участниками партнерства добровольно без давления и шантажа;
  • взятые обязанности должны быть реально исполнимыми и в обязательном порядке выполняться;
  • органами надзора осуществляется контроль претворения в жизнь утвержденных коллективных документов;
  • стороны и их представители несут административную ответственность за неисполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 34. Иные представители работодателей

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Представителями работодателей — федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Профессиональные союзы и их объединения

Профсоюзы относятся к добровольным объединениям граждан, связанных совместными интересами в силу рода собственной деятельности, которые создаются, чтобы защищать их трудовые права и интересы. Подобные структуры наделены одинаковыми правами.

Право образовывать профсоюзы можно использовать свободно, без получения дополнительных разрешений. Сделать это имеет возможность всякий человек, который достиг 14-летнего возраста и осуществляет трудовую деятельность в конкретной структуре.

В российских трудовых профсоюзах имеют право состоять:

  • граждане России;
  • иностранцы и особы, которые не имеют гражданства, однако проживают на территории РФ, исключение составляют ситуации, которые установлены законами федерального уровня или контрактами международного уровня.

Профсоюзы наделены правом в отношении создания своих объединений. Возникать они могут исходя из отраслевых, территориальных или иных признаков, которые учитывают профессиональную специфику.

Автор статьи

Определение

Социальное партнерство — это система взаимоотношений между наемными работниками (ли их представителями), работодателями (или их представителями), представителями органов государственной и муниципальной власти. Целью является учет и согласование интересов всех сторон трудового процесса в сфере регулирования трудовых отношений идругих сопутствующих вопросов.

Интересно, что у экспертов до сих пор не сложилось однозначного мнения относительно определения социального партнерства. Наибольшее часто встречаются такие основные версии:

  • специфический тип общественных взаимоотношений между социальными группами, структурами, классами, общностями;
  • механизм регулирования взаимоотношений между трудящимися, руководителями предприятий и органами власти;
  • социально-трудовые отношения, обеспечивающие равноправное сотрудничество трудящихся и работодателей с целью соблюдения их ключевых интересов.

Состояние вопроса в России

В России социальное партнерство является трипартистским (подразумевает три участника — работник, работодатель и государство). Можно сказать, что на данный момент оно находится на стадии развития и пока не функционирует в полной мере. В частности, не проработаны и не запущены механизмы, посредством которых могли бы реализовываться принятые решения. Тем не менее в некоторых отраслях отмечается значительный прогресс. Например, тарифные соглашения в угедобывающей отрасли привели к росту производства и улучшению материального положения рабочих.

По мнению исследователей, для активного развития социального партнерства необходимы разработка и внедрение системы государственной пропаганды. Она может реализовываться посредством социальной рекламы, интернет-сайтов, разъяснительных работ, семинаров, конференций и круглых столов. Важно достичь общей заинтересованности сторон в сотрудничестве.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]