Госинспекция труда: функции, полномочия, как обратиться


Полномочия государственной инспекции труда

В соответствии со ст. 356 ТК РФ, все полномочия федеральной инспекции труда сводятся к следующему:

  • выполнение надзора за соблюдением работодателем трудового законодательства;
  • предъявление работодателю обязательных для выполнения предписаний о восстановлении нарушенных трудовых прав работника;
  • выдача предписаний об отстранении от работы лиц, которые не ознакомлены с инструкцией по технике безопасности и не смогли подтвердить свои знания по охране труда;
  • привлечение к административной ответственности;
  • расследование обстоятельств несчастных случаев на производстве;
  • инициирование судебных разбирательств по факту нарушения законодательства;
  • приостановление деятельности организации или ее подразделений.

Трудовая инспекция — что это такое и, что она проверяет?

Согласно тексту этого документа ГТИ может прийти в следующих случаях:

  1. При поступлении заявлений от сотрудников предприятия, свидетельствующих о фактах нарушения нанимателем основных правовых актов трудового законодательства.
  2. При наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права.
  3. При поступлении от сотрудника предприятия просьбы, заключающейся в проверке условий места, за которым он работает, на соответствие требованиям Охраны труда.
  4. По окончании срока, назначенного работодателю для устранения нарушений, связанных с исполнением трудового законодательства.

Это важно знать: Нормативно-правовые акты, регламентирующие трудовую деятельность инвалидов

В том случае, если работник считает, что его трудовые права нарушаются работодателем в какой-либо мере, он вправе .

Это можно сделать в следующих случаях:

Согласно трудовому законодательству заработная плата должна выплачиваться два раза в месяц.

Права

Для того, чтобы выполнялись основные полномочия федеральной инспекции труда, в ст. 357 ТК РФ закреплены права контролирующего органа. Инспектор по труду может:

  • беспрепятственно и в любое время суток посещать организации с целью проведения проверки (при наличии удостоверения). Если речь идет о плановой проверке, то инспектор должен уведомить руководство организации не позднее, чем за три рабочих дня до ее начала;
  • запрашивать документы и информацию, связанную с соблюдением работодателем прав и законных интересов работников;
  • изымать для анализа образцы веществ и материалов, которые используются на предприятии.

Однако, в соответствии со ст. 360 ТК РФ, инспектор по труду не имеет права проводить плановую проверку в отсутствие должностного лица или работников проверяемых юридических лиц.

Трудовая инспекция

проводит проверки в следующих случаях: — при поступлении заявлений от сотрудников организации о фактах нарушения работодателем трудового законодательства; — при наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права. К таким нарушениям, например, относятся: — задержка выплаты или невыплата заработной платы; — неверный расчет компенсаций при увольнении; — невыплата пособий или оплаты за сверхурочную работу; — отсутствие желания работодателя заключать трудовой договор; — некорректно оформленный трудовой договор, влекущий за собой нарушение прав работника; — несоответствие фактических условий труда формулировкам трудового договора.

Обязательства инспектора

В инспекцию можно обратиться лично или отправить жалобу по почте. Во время личного приема заявитель может согласовать правовые позиции своего обращения. Также в полномочия государственных инспекторов труда входит предоставление юридической консультации обратившимся гражданам.

Независимо от способа подачи жалобы, инспектор обязан зафиксировать факт обращения работника в государственную инспекцию и провести проверку по данному обращению. Не позднее, чем через 30 дней, трудовой инспектор должен сообщить о результатах проведенной проверки.

Также существуют специальные сроки, согласно которым жалобы о нарушениях, связанных с увольнением работников, рассматриваются в течение 10-дневного срока с момента их получения (ст. 373 ТК РФ).

Нормативные акты, регламентирующие деятельность инспекции

Деятельность трудовой инспекции определяется и регламентируется:

  • частью 1 статьи №353 Трудового Кодекса (ТК) РФ,
  • Положением о Федеральной службе по труду и занятости №324 от 30.06.2004 года,
  • Постановлением Правительства №156 от 06.04.2004 года,
  • Типовым Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом №678н от 01.07.2009 года,
  • Регламентом Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом Роструда №211 от 11.09.2007 года,
  • Женевской Конвенцией №81 от 11.07.1947 года, ратифицированной в России Федеральным Законом (ФЗ) №58 от 11.04.1998 года,
  • ФЗ №294 от 26.12.2008 года,
  • ФЗ №59 от 02.05.2006 года.

Трудовая инспекция – централизованная система, состоящая из федерального органа и его региональных подразделений, иначе называемых государственными инспекциями. Деятельностью инспекции на федеральном уровне руководит главный государственный инспектор труда РФ. Полномочия главного федерального инспектора регламентируются ст. 353 ТК , также как и деятельность всей системы инспекций.

Структура

Федеральная инспекция труда представляет собой особую централизованную систему. Во главе данной системы стоит федеральный орган исполнительной власти. Его основной задачей является постоянное осуществление контроля над соблюдением действующих норм трудового законодательства в нашей стране. Речь в данном случае может идти как о положениях действующего ТК РФ, так и о других нормативно-правовых актах, которые регулярно принимаются уполномоченными органами.

Основные задачи по осуществлению контроля над соблюдением положений современного трудового законодательства при этом возлагаются на Федеральную службу по труду. Сокращенно данную инстанцию называют Роструд. Для выполнения всех важных задач Роструд был наделен самыми разнообразными и многочисленными полномочиями. Руководителем Роструда при этом является главный государственный инспектор по труду в РФ. Его назначение на данную должность, как и последующее снятие, осуществляется по официальному распоряжению Правительства РФ.

Следует отметить, что регулярный контроль над соблюдением установленных законодательством трудовых норм отнюдь не является единственной задачей Роструда. В процессе его деятельности на него возлагаются и другие, самые разнообразные обязательства. К наиболее распространенным и важным из них можно отнести:

  1. Осуществление контроля над постоянным повышением уровня занятости населения. Для этого Рострудом могут быть разработаны и утверждены отдельные дополнительные акты для взаимодействия с такими организациями, как центры занятости в нашей стране.
  2. Принятие активного участия в процессах урегулирования современных трудовых споров. Как показывает существующая практика, конфликты между сотрудниками и их работодателями возникают регулярно по самым различным обстоятельствам. Сюда можно отнести, например, нарушение прав работников за нерегулярное получение заработной платы, несоблюдение установленных правил в отношении предоставления оплачиваемых отпусков подчиненным и т.д.
  3. Осуществление постоянного контроля над трудовой миграцией в нашей стране. Ведение надлежащего учета и статистики.
  4. Выполнение иных регулярных задач, непосредственно связанных с профессиональными отношениями.

Основы деятельности

Деятельность Федеральной инспекции труда целиком и полностью должна подчиняться существующим в нашей стране законодательным нормам. Главной из них, безусловно, является Конституция РФ. Помимо этого, в своей деятельности Инспекция должна учитывать действующие положения трудового законодательства, Постановления Правительства РФ, международные договоры, а также иные нормативно-правовые акты.

Если говорить об основных задачах данной инстанции, к ним можно отнести:

  1. Обеспечение надлежащей защиты трудовых прав и свобод, которые предоставляются гражданам в нашем государстве. Сюда можно отнести, например, право на безопасный труд, на свободный выбор профессии, на отсутствие дискриминации со стороны работодателей по личным и иным признакам и т.д.
  2. Обеспечение соблюдения современными начальниками действующих положений трудового законодательства. Как показывает существующая практика, регулярно работодателем совершаются самые различные нарушения. Они, в свою очередь, могут быть выражены в определенных запрещенных действиях начальника либо проявленном с его стороны бездействии. Главным их признаком всегда будет являться нарушение положений ТК РФ, а также иных нормативно-правовых актов в современном трудовом законодательстве.
  3. Своевременное предоставление работодателям и их подчиненным актуальной информации относительно наиболее эффективных и максимально легких способов соблюдения современных положений законодательства.
  4. Предоставление органам власти своевременной информации относительно различных трудовых нарушений, которые были зафиксированы уполномоченной инстанцией в официальном порядке.

Для выполнения всех вышеуказанных задач Инспекция была наделена самыми различными полномочиями. В ее законные права входит и возможность установления официальных наказаний для виновных лиц. В случае фиксирования действительно серьезных нарушений со стороны работодателя, уполномоченной инстанцией могут быть подготовлены все необходимые материалы для их последующего направления в судебное учреждение.

Полномочия

К наиболее важным полномочиям, которые регулярно используются в деятельности Инспекции по труду, можно отнести следующие:

  1. Осуществление постоянного контроля на предмет законности деятельности современных работодателей в нашей стране. Как известно, работа абсолютно каждой организации должна подчиняться всем действующим правилам трудового законодательства. В частности, во время трудоустройства руководитель должен заключить с новым служащим официальный договор, каждый год директор обязан предоставлять подчиненному оплачиваемый отпуск и т.д. Несоблюдение хотя бы одного правила будет являться серьезным нарушением со стороны работодателя. За это в его отношении могут быть установлены предусмотренные законом меры ответственности.
  2. Проведение постоянного анализа причин и различных важных обстоятельств, при которых произошло серьезное нарушение прав подчиненных. Такое наблюдение требуется, прежде всего, для того, чтобы предотвратить подобные нарушения в будущем и сделать работу Инспекции по труду максимально эффективной.
  3. Принятие активного участия в рассмотрении дел о гражданских нарушениях, которые были совершены работодателем. Подобные нарушения могут быть выявлены в ходе проверки, которая была инициирована уполномоченным органом. Например, сотрудник, считающий, что работодатель нарушил его права и интересы, будет обладать полноценной возможностью для обращения в Трудовую инспекцию. Делается это путем подачи письменного заявления в уполномоченную инстанцию. После получения такого документа Инспекция, в свою очередь, будет вправе принять решение о назначении внеплановой проверки деятельности организации.
  4. Сбор всей необходимой информации для последующего направления документов в органы исполнительной власти. Как правило, такой вариант используется в случае фиксации серьезного нарушения со стороны работодателя. В подобной ситуации собранные материалы могут быть направлены не только в судебное учреждение, но и, например, в прокуратуру для дальнейшего разбирательства. В данном случае работодателю могут грозить действительно серьезные меры ответственности за допущенные нарушения, включая и уголовное наказание.
  5. Осуществление постоянного контроля над грамотным проведением расследования несчастных случаев работодателем. Любой несчастный случай на производстве представляет собой неординарную ситуацию, при которой на уполномоченное лицо будут возложены некоторые важные обязательства. В частности, руководитель компании будет обязан надлежащим образом провести внутреннее расследование произошедшего. Для этого создается специальная комиссия, которая и займется выяснением всех важных фактов и обстоятельств. По окончании своей деятельности комиссия будет обязана составить официальный акт. В нем указываются непосредственные причины аварии, а также иные важные сведения. Нарушение установленного регламента процедуры расследования будет являться серьезным преступлением со стороны работодателя.
  6. Проведение постоянного анализа производственного травматизма в нашей стране. Разработка максимально эффективных методов для снижения текущих показателей получения травм до возможного минимума. Утверждение отдельных федеральных актов по вопросу повышения уровня безопасности сотрудников на различных предприятиях нашей страны.
  7. Осуществление постоянного контроля над правильностью и грамотностью реализации основных прав сотрудников, которые гарантируются им действующими законодательными нормами. Сюда можно отнести, например, оформление обязательного социального страхования, работу в официальном порядке с предварительным заключением договора и внесением соответствующей записи в трудовую книжку подчиненного и т.д.
  8. Оформление официальных запросов в органы исполнительной власти, а также в иные различные инстанции, при условии, что полученная информация требуется Инспекции для выполнения текущих задач в области трудового права.

Существующие нормы устанавливают, что в своей деятельности Трудовая инспекция не должна превышать имеющиеся у нее полномочия. В противном случае установленные ею меры ответственности будут признаны неправомерными. Это, в свою очередь, станет полноценным основанием для их полного аннулирования.

Стандартные методы, используемые в работе

Основными методами деятельности инспекции по труду являются плановые и внеплановые проверки различных организаций. Плановый надзор – это инспекции, проводимые 1 раз в 2 года. Исключения составляют только что образованные компании, они не подлежат проверке первые 3 года деятельности. Внеплановые ревизии проводятся на основании заявлений граждан.

Поэтому трудовые инспекторы, как правило, назначают комплексные проверки и запрашивают всю документацию, которая так или иначе связана с соблюдением работодателем прав и законных интересов работников.

После проведение проверки любого типа инспекторами составляется акт. Данный документ должен содержать:

  • наименование проверяемой организации,
  • выявленные нарушения трудового законодательства (или указание на их отсутствие),
  • меры, которые необходимо предпринять для устранения допущенных отступлений от установленных норм,
  • сведения о мерах наказания при имеющихся нарушениях (предупреждение, штраф),
  • сведения об инспекторах, проводивших проверку,
  • даты начала и окончания инспекции.

Статья 360. Порядок организации и проведения проверок работодателей

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Части третья — пятая утратили силу с 1 августа 2011 года.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

поступление в федеральную инспекцию труда:

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;

обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;

наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, не допускается.

Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

назад к оглавлению

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: