Проверка трудовой инспекции в 2021 году: как подготовиться


Инструкция 1: виды проверок и сроки их проведения

Все проверки ГИТ делятся на 2 группы: плановые и внеплановые. У внеплановых проверок нет конкретной периодичности. Если в ГИТ поступит сигнал о том, что в вашей компании нарушается трудовое законодательство, инспектор в любое время может вас посетить. Подробнее о том, кто может спровоцировать внезапный приход инспектора ГИТ и по каким причинам, расскажем далее.

Что касается плановых проверок, здесь все регламентировано: их трудовая инспекция проводит тем чаще, чем выше присвоенная работодателю категория риска (ст.8.1 Закона от 26.12.2008 № 293-ФЗ «О внесении изменений…»):

Сроки проверки ГИТ

Согласно новому Регламенту, в 2021 г. период проверки ГИТ составляет 20 дней.

Если на предприятии есть филиалы или иные представительства, то сроки могут продлить максимум до 60 дней (п. 4 Регламента). Решение о продлении проверки принимается руководством инспекции.

Стоит обратить внимание, что сроки проверки рассчитываются исходя из времени, непосредственно проведенном инспекторами на предприятии. А время составления документов в эти сроки не входит.

Инструкция 2: как работодателю узнать присвоенную ему категорию риска

У компании (ИП) есть несколько способов узнать категорию риска, присвоенную ГИТ:

  • Способ 1. Обратиться в ГИТ с запросом.

Любой работодатель вправе обратиться в свою региональную трудовую инспекцию с запросом о присвоенной категории риска и получить ответ в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления запроса (п. 13 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806).

  • Способ 2. Рассчитать самостоятельно.

Технология определения категории риска по конкретному работодателю детально расписана в Правилах, утв. Постановлением № 806.

Упростить расчеты и сэкономить на них время поможет сервис «онлайн калькулятор категории риска» на сайте Роструда.

  • Способ 3. Узнать на сайте Роструда.

Этот способ самый простой ─ заглянуть на официальный сайт Роструда и без всяких запросов и вычислений получить необходимую информацию. Но подходит он не всем работодателям.

Дело в следующем: Роструд обязан размещать на своем официальном сайте только информацию о том, что работодатель отнесен к категории высокого или значительного риска (п. 12 Правил, утв. Постановлением № 806). Эти сведения должны размещаться на сайте до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок.

Если вашей компании присвоены другие категории риска, об этом вы информацию на сайте не найдете.

Можно ли как-то повлиять на присвоенную категория риска и уменьшить для своей компании частоту плановых проверок ГИТ? Об этом — в инструкции № 3.

Что проверяет ГИТ при плановой проверке?

Надзорная деятельность трудовой инспекции направлена на обнаружение любых нарушений законодательства о труде и привлечение виновных в них лиц к ответственности. Для этого законом как раз и предусмотрена такая форма надзора, как проведение плановых и внеплановых проверок (ст. 356 ТК РФ).

Методические рекомендации (подп. 2.6 п. 2) выделяют комплексные и тематические плановые проверки ГИТ. Предмет первых — соблюдение трудового законодательства в целом (по основным институтам трудового права). Тематические проверки могут касаться определенного аспекта трудовых отношений, например:

  • их надлежащего оформления;
  • оплаты труда;
  • заключения коллективного договора;
  • рабочего времени и времени отдыха;
  • предоставления гарантий и компенсаций;
  • обеспечения средствами индивидуальной защиты;
  • оформления и расследования несчастных случаев на производстве;
  • соблюдения трудовых прав женщин и т. д.

На практике в планах в качестве цели проверки указывается «соблюдение законодательства о труде и об охране труда». Предугадать заранее, что именно будет интересовать инспекторов, вряд ли возможно.

ГИТ также вправе проверять выполнение предписаний об устранении нарушений и проведении мероприятий по их предотвращению, выданных по результатам ранее проведенных проверок.

Соблюдение работодателем условий локальных нормативных актов (ЛНА), коллективных и трудовых договоров прямо не включено в предмет проверок ГИТ. Но обязанность по их исполнению установлена в ч. 2 ст. 22 ТК РФ. Поэтому проверки проводятся и в этой части.

Инструкция 3: как снизить категорию риска, чтобы проверок было меньше

Если работодатель не согласен с присвоенной ему категорией риска, он вправе подать в ГИТ заявление об ее изменении. Что указать в заявлении и в какие сроки оно рассматривается, пояснит наш рисунок:

Как выглядит решение об изменении ранее присвоенной категории риска на более низкую, смотрите по здесь.

Прежде чем вы обратитесь в ГИТ за снижением категории риска, оцените, насколько реальны ваши запросы. Только одного желания сократить для своей компании число плановых проверок трудовой инспекции явно недостаточно.

В первую очередь посмотрите на следующие показатели:

  • наличие несчастных случаев;
  • факты задолженности по зарплате;
  • имеющиеся административные наказания.

Данные по травматизму и выявленных ранее нарушениях берутся за 3 года, предшествующих текущему. А сведения о зарплатной задолженности используются за текущий год.

Инструкция 4: как узнать дату плановой проверки ГИТ

Узнать дату прихода ГИТ для проведения плановой проверки работодатель может еще задолго до начала этого мероприятия. Для этого не нужно посещать контролеров или звонить им телефону. График проверок на очередной период территориальные инспекции ГИТ публикуют на официальном сайте Роструда в открытом доступе:

Информация с названиями компаний и датами проверок представлена в отдельном XL-файле. Его можно свободно скачать с сайта. Кроме того, территориальные ГИТ обязаны предупреждать работодателей о предстоящем приходе контролеров, в том числе выкладывая на сайте уведомления о планируемых плановых проверках по конкретным компаниям и ИП.

Выездная проверка ГИТ

Если проверка плановая, то чаще она выездная. В обязанности инспекции входит обязательное оповещение работодателя минимум за 3 рабочих дня до проверки.

Уведомлением считается копия распоряжения (приказа), направленная одним из следующих способов:

  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • письмом по электронной почте на официальный адрес предприятия;
  • другим доступным способом передачи письма.

В уведомлении о проверке обязательно указываются номера проверочных листов, по которым будет проходить контроль, из Приказа Роструда № 655 от 10.11.2017 г.

Инструкция 5: схема плановой проверки

Все плановые проверки ГИТ проходят по единой процедуре, представленной на схеме:

Какие документы вправе запросить инспектор при проверке, закон не регламентирует. Обычно это трудовые договоры, трудовые книжки и реестры их учета, личные дела и личные карточки сотрудников, табели учета рабочего времени, штатное расписание, график отпусков, расчетные листки, ведомости начисления зарплаты, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор и иные локальные акты, другие документы.

Инспектор во время проверки не вправе изымать оригиналы документов и требовать предоставить ему информацию и бумаги, не относящиеся к теме проверки. Проверять больше, чем предусмотрено проверочными листами ему не позволяет закон.

Все ограничения, которые налагаются на инспектора во время проведения проверки, перечислены в ст. 15 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…».

Длительность проведения проверок

Если проверка занимает слишком много времени, это вредит бизнесу. Чтобы обезопасить предприятия от потерь из-за нерасторопности проверяющих органов, законодательство ввело ограничения. Теперь проверка не может длиться больше 20 рабочих дней (ст. 13 №294 ФЗ). Проверять малые предприятия можно не дольше 50 часов в год. Для микропредприятий действует ограничение в 15 часов в год.

Для предприятий с филиалами в нескольких субъектах РФ закон закрепляет срок проверки общей длительностью не более 60 рабочих дней (пп. 24 и 62 Регламента и ч. 4 ст. 13 № 294-ФЗ).

Если проверка требует длительных расследований, экспертиз и испытаний, срок её проведения могут увеличить не более, чем в 2 раза (п. 24 Регламента). Внеплановые проверки при этом не могут длиться более 20 дней (п. 107 Регламента).

Инструкция 6: как работодателю себя проверить перед приходом инспектора ГИТ

Каждый работодатель может провести самопроверку перед приходом трудового инспектора.

И снова на помощь приходят современные технологии ─ на сайте Роструда вы найдете бесплатный сервис «Электронный инспектор», с помощью которого любой работодатель сможет узнать, есть ли на его предприятии нарушения трудового законодательства:

В сервис заложено 200 листов самопроверки, после заполнения которых система выдаст вам заключение о наличии или отсутствии нарушений.

Система позволяет на основании данных по конкретным сотрудникам протестировать правильность оформления приема на работу, предоставления оплачиваемого ежегодного отпуска, оценить правомерность и соблюдение работодателем процедуры наложения на работника материальной ответственности и т. д.

Сервисом уже воспользовались более 500 000 работодателей, и выявленные ими нарушения помогли им уберечься от штрафов на общую сумму 10,8 млрд. руб.

Приведем наиболее часто выявляемые нарушения:


п/п
Вид нарушения Ссылка на

ТК РФ

1Сотрудники не ознакомлены с внутренними локальными актами, связанными с их трудовой деятельностьюч. 2 ст. 22, ч. 3 ст. 68
2В правилах внутреннего трудового распорядка и трудовых договорах не указаны дни выплаты заработной платыч. 6 ст. 136
3Работодатель не разработал порядок индексации зарплатст. 134
4В трудовых договорах отсутствуют необходимые сведения и условия (место работы, условия оплаты труда и др.)ч. 1 и ст. 57
5В трудовом договоре неверно указано место работы сотрудника обособленного подразделенияабз. 2 ч. 2 ст. 57
6В трудовом договоре не указан размер оклада сотрудникаст. 57
7График отпусков утвержден позднее, чем за 2 недели до наступления нового календарного года, на который он составленч. 1 ст. 123
8Отпуск сотрудника разделен на части, каждая из которых менее 14 днейст. 125
9Беременной сотруднице при трудоустройстве установлен испытательный срокч. 4 ст. 70
10Несовершеннолетнему работнику установлен ежегодный оплачиваемый отпуск 28 календарных днейст. 267
11Сотрудники своевременно не уведомляются о начале отпускач. 3 ст. 123
12Рабочее время сотрудников не оформляется табелемст. 91
13Заключен гражданско-правовой договор вместо трудовогост. 57
14Не утверждена форма расчетного листкач. 1 ст. 136
15В личных карточках и трудовых договорах нет подписей работниковст. 67

Акт проверки ГИТ

По окончании проверки организация получает следующие документы:

  1. Акт, в котором указываются объекты проверки.
  2. Предписание с описанием выявленных нарушений и сроками по их устранению.

Если в ходе проверки часть нарушений была устранена, то они все равно вносятся в Предписание с пометкой об их устранении. Сроки направления Акта работодателю – 3 рабочих дня. Получить документ можно сразу на месте проверки под расписку или в инспекции. В случае отказа от получения Акта представителями предприятия документ направляется в организацию заказным письмом с уведомлением в течение трех рабочих дней.

Сроки получения Предписания – через 3 рабочих дня после передачи Акта, если документы не выданы на месте сразу после проверки.

Если организация не успевает в срок устранить нарушения, то есть возможность подать запрос в трудинспекцию о продлении этого периода.

В новой редакции Регламента установлено время подачи прошения о продлении – не позднее чем за 5 рабочих дней до окончания срока выполнения предписания. В запросе нужно указать причины необходимости продления и приложить документы об уже устраненных нарушениях. На основании полученных данных инспекция решит, продлевать или нет сроки устранения нарушений.

Инструкция 7: как снизить риски внезапных проверок ГИТ

Инспектор ГИТ может появиться в компании вне плана. Такие посещения носят название внеплановых проверок: о своем приходе инспектор должен известить работодателя за 24 часа до своего появления. Кроме случаев, оговоренных в ст. 306 ТК РФ, когда предварительно уведомлять о внезапной проверке запрещено.

Внеплановые контрольные мероприятия проводятся при получении сигнала о возможных нарушениях требований трудового законодательства или с целью контроля за исполнением выданных ранее предписаний об устранении нарушений (если срок их устранения истек).

Кто может спровоцировать внеплановую проверку ГИТ?

Сам работодатель

Вы можете сами стать причиной внезапного прихода трудового инспектора, если, допустим, не проведете вовремя спецоценку или сдадите с опозданием декларацию по ее результатам.

Пример 1

В сентябре 2021 года госинспектором труда территориальной инспекции ГИТ по Республике Татарстан проведена внеплановая документарная проверка казанского работодателя с связи с нарушением сроков подачи декларации по результатам специальной оценки труда (п. 5 Приказа Минтруда России от 07.02.2014 № 80н). В результате и компанию, и руководителя привлекли к административной ответственности по п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Напомним, что наказание по этой норме: предупреждение или штраф для должностных лиц и ИП от 5 000 до 10 000 руб., для компании ─ от 60 000 до 80 000 руб.

Ваши работники

Поводом для внезапной проверки в большинстве случаев является жалоба сотрудника вашей компании. Причин для жалоб может быть предостаточно ─ не доплатили за вредные условия труда, не выдали положенные средства индивидуальной защиты, задержали зарплату или нарушили какой-то другой пункт трудового законодательства.

Пример 2

В сентябре 2021 года проведена внезапная проверка территориальным органом Роструда во Владимирской области по обращению работника акционерного общества, в ходе которой установлена задолженность работодателя на сумму 1 млн 345 тыс. руб. перед 149 работниками. После принятых мер зарплатный долг был погашен в полном объеме, а работодателя привлекли к административной ответственности.

Или другой характерный случай.

Пример 3

В ГИТ по Республике Татарстан машинист бульдозера пожаловался на то, что работодатель не выдал ему в составе СИЗ положенные по нормам резиновые сапоги. В ходе внеплановой проверки у работодателя выявили множество нарушений, в том числе не связанных с обеспечением работников СИЗ: неполное заполнение личных карточек и трудовых договоров, факты не прохождения водителями психиатрического освидетельствования и другие нарушения.

Иные лица

Спровоцировать внезапную проверку может, в частности, инспектор ГИБДД.

Пример 4

20.08.2019 в одной из московских транспортных компаний проведена внеплановая документарная проверка. Поводом для нее послужили поступившие в ГИТ материалы от отделения ОГИБДД об административном нарушении ─ несоблюдение режима труда и отдыха в отношении водителя.

Напомним, что с ноября 2021 года поводов для таких проверок станет еще больше. Законодатели откорректировали размеры штрафов по ст. 11.23 КоАП РФ. Для работодателей и водителей предусмотрены штрафы в новых размерах за отсутствие в автомобиле тахографа (его неисправность или неиспользование) и работу водителей в условиях нарушения режима труда и отдыха (Закон от 26.07.2019 № 216-ФЗ «О внесении изменений…»).

Новые размеры штрафов указаны в таблице:

Вид нарушенияКого накажутРазмер штрафа, руб.
Управление транспортным средством без тахографа (если его установка обязательна) либо с нарушением требований к его использованиюВодителя3 000-5 000
Выпуск на линию транспортного средства без тахографа (при его обязательной установке по закону) или с нарушением требований к его использованиюДолжностное лицо
ИП

Компании

7 000-10 000

15 000-25 000

20 000-50 000

Внеплановые проверки ГИТ часто проводятся по представлению органов прокуратуры или по инициативе инспектора ГИТ. В таком случае источником информации о том, что в компании не все благополучно в плане соблюдения трудового законодательства, являются ее работники, профсоюзные органы и другие лица, в том числе СМИ.

Снизить риск внеплановых проверок до нуля вряд ли получится ─ практически всегда находятся недовольные сотрудники, которые по поводу и без повода бегут в прокуратуру или ГИТ с жалобами на работодателя. Но все-таки существенно его уменьшить можно: нужно стремиться вовремя сдавать отчетность, без задержек расплачиваться с работниками, а также следить за выполнением иных норм трудового законодательства.

Проверки ГИТ: как подготовиться, чего ожидать, как себя правильно вести

Вероятно, каждому работодателю приходилось пережить такое малоприятное событие как инспекционная проверка, а тем, кто еще не знает всех нюансов, рано или поздно это предстоит. В помощь руководителям и HR-специалистам — консультация-памятка от Александра Южалина, консультанта Департамента трудового права «IPK Group».

Проверки органов государственного контроля могут быть инициированы по разным обстоятельствам, но требования и регламент всегда едины, и они установлены законодательством РФ.

Соответственно, результат проверки во многом зависит от того, насколько работодатель осведомлен о своих правах, насколько хорошо он владеет информацией о правилах, которые обязан соблюдать уполномоченный инспекционный орган.

В этой статье мы рассмотрим порядок прохождения проверки Государственной инспекции труда Российской Федерации (далее — ГИТ). Для начала определим ключевые требования, которые закон предъявляет к процедуре проверки организаций и инливидуальных предпринимателей государственными надзорными органами.

Вопросы, связанные с проверками трудовой инспекции регламентируются двумя основными нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Приказ Минтруда России от 30.10.2012 N 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Как известно, законодательство выделяет два вида проверок: плановая и внеплановая.

Плановая проверка

Такая проверка проводится в обязательном порядке государственными надзорными органами (в том числе ГИТ) с определенной периодичностью. Цель ее — выявить у юридического лица нарушения тех или иных требований закона. В рассматриваемом случае — несоблюдение норм трудового права.

Плановая проверка может быть как выездной, так и документарной. При документарной проверке организация или ИП должна направить проверяющему органу необходимый пакет документов по соответствующему распоряжению. Как правило, государственный орган ограничивается документарной проверкой.

Однако законом выделяются случаи, когда может быть инициирована выездная проверка. Так, согласно статье 12 Федерального закона N 294-ФЗ, выездная плановая проверка проводится в случаях, если при документарной проверке не представляется возможным:

  • удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и других документах юридического лица (индивидуального предпринимателя);
  • оценить соответствие деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) обязательным требованиям закона без подтверждения на месте.

В отличие от документарной проверки, выездная проверка — как плановая, так и внеплановая — проводится по месту нахождения юридического лица (ИП) и/или по месту их фактической деятельности.

Узнать, будут ли проверять вашу организацию в этом году, можно на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. Ежегодный сводный план плановых проверок утверждается Генпрокуратурой и публикуется в открытом доступе в срок до 31 декабря текущего календарного года. Чтобы найти свою компанию в едином реестре, достаточно набрать в поисковой форме ИНН, ОГРН или название (фамилию ИП).

Можно ли уйти от надзора

Необходимо помнить, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (за исключением отдельных случаев — например, проверки в сфере здравоохранения).

Однако мало кто из работодателей знает: даже если организация включена в ежегодный план контрольных мероприятий, обязательной проверки можно избежать. Такая льгота установлена статьей 26.1 Федерального закона N 294-ФЗ. С 1 января 2021 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц (ИП), отнесенных к субъектам малого предпринимательства в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Исключения составляют лишь частные случаи. Например, если ранее в отношении компании было вынесено и вступило в законную силу постановление об административном наказании за грубое нарушение.

В остальных случаях, обнаружив себя в едином реестре Генпрокуратуры, субъекты малого или среднего предпринимательства вправе подать в надзорный орган заявление с обоснованным требованием исключить компанию из плана проверок.

Внеплановые проверки

В отношении внеплановых проверок дела обстоят совсем иначе. Законным поводом для внеплановой проверки ГИТ могут стать практически любые выявленные факты несоблюдения работодателями положений трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе — нарушения требований по охране труда, повлекшие возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

Трудовая инспекция принимает во внимание:

  • сведения от органов государственной власти;
  • данные из средств массовой информации;
  • обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запросы работников о проверке условий и охраны труда на его рабочем месте.

Кроме того, обоснованием считаются:

  • приказы (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданные в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
  • требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законодательных норм по материалам и обращениям, поступившим в органы прокуратуры.

Как подтверждает практика, одним из самых распространённых поводов для внезапного визита трудовых инспекторов является жалоба работника о нарушении его трудовых прав. То есть, любое заявление работника, считающего, что его права были нарушены, поданное в соответствии с требованиями трудового законодательства, признается основанием для внеплановой проверки работодателя.

При этом необходимо учитывать, что анонимные заявления и обращения граждан не могут служить основанием для внеплановой проверки.

Полномочия инспекторов не безграничны

Важно знать об ограничениях и требованиях, которые закон устанавливает для надзорного органа при проведении всех видов проверок — как плановых, так и внеплановых.

Ограничения по продолжительности мероприятий. Любая проверка не может длиться больше 20 рабочих дней. В течение одного года общий срок проведения плановых выездных проверок в отношении одного субъекта малого предпринимательства не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Ограничения по срокам извещения о начале проверки. Орган муниципального контроля должен уведомить юридическое лицо или индивидуального предпринимателя о предстоящей плановой проверке не позднее, чем за 3 рабочих дня до ее начала. Копия распоряжения или приказа руководителя направляется заказным почтовым отправлением с обязательным уведомлением о вручении или иным доступным способом. О проведении внеплановой выездной проверки надзорные органы обязаны предупреждать не менее чем за 24 часа до ее начала, уведомление вручается любым доступным способом.

Проверяющий инспектор непременно запросит документы для анализа, по результатам которого будет сделан вывод, нарушает ли работодатель какие-либо нормы закона. При запросе тех или иных документов необходимо удостовериться, относятся ли они к предмету проверки. Закрытый перечень документов, которые инспектора имеют право запрашивать у работодателя, законом не установлен.

Что проверяют в первую очередь

На практике можно выделить основные документы, которые с большей долей вероятности запросит инспектор. Прежде всего, к ним относятся:

  • трудовые договоры и соглашения к ним;
  • трудовые книжки;
  • штатное расписание;
  • графики отпусков;
  • личные карточки работников;
  • табели учета рабочего времени;
  • книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • табели учета рабочего времени;
  • локальные нормативные акты (в первую очередь — Правила внутреннего трудового распорядка, локальный акт по оплате труда);
  • приказы по основной деятельности и по личному составу.

Но, как отмечалось ранее, данный перечень документов открыт. Это означает, что инспектор вправе потребовать и другой документ, относящийся к предмету проверки. Тем не менее, для минимизации рисков первым делом надо привести в соответствие с требованиями действующего законодательства вышеуказанные кадровые документы.

Как действовать во время проверки

Итак, вернемся непосредственно к самой процедуре проверки. Работодателю рекомендуется:

1) потребовать предъявления служебного удостоверения должностных лиц, которые прибыли с проверкой, и убедиться, что эти специалисты имеют право действовать от имени государственной трудовой инспекции;

2) получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки*.

*Напомним, что распоряжение (приказ) руководителя проверяющего государственного надзорного органа, является основанием к проведению проверки.

При предъявлении копии данного документа работодателю следует внимательно ознакомиться с его содержанием. В частности, важно изучить:

  • правовое обоснование самой проверки;
  • список непосредственных участников проверяющей бригады;
  • срок, в течение которого проводится проверка;
  • документы, которые будут анализироваться в процессе проверки.

Следует помнить, что проверка, инициированная в целях исполнения государственной функции, не может проводиться, а уже начатая должна быть прекращена, если установлено:

  • отсутствуют основания для проведения проверки;
  • предмет проверки не соответствует полномочиям Роструда и его территориальных органов.

3) непосредственно присутствовать во время проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к ее предмету;

4) знакомиться с результатами и подтверждать свою осведомленность в акте проверки: в частности, выражать согласие или несогласие с выводами инспектора и отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля;

5) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора) в административном и/или судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Проверка завершается: что важно помнить?

Не менее внимательно следует подойти к вопросу оформления документов по окончании проверки.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В акте указываются:

1) дата, время и место его составления;

2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) фамилии, имена, отчества и должности специалистов, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, о наличии их подписей или об отказе от подписи;

9) сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

Разумеется, контролируя составление итогового акта, крайне важно проявить предельную ответственность, и если возникнут замечания и возражения — непременно сделать отметку.

Где «спотыкаются» трудовые инспекторы

Проверяющие органы чаще всего допускают такие оплошности:

  • отсутствуют основания для проведения проверки;
  • нарушаются сроки начала или окончания проверки;
  • уведомление о начале проверки не поступает в установленный срок;
  • проверка начинается без распоряжения или приказа руководителя контролирующего органа;
  • запрашиваются документы, не относящиеся к предмету проверки;
  • не предоставляется для ознакомления акт проверки;
  • инициируется плановая проверка юридического лица (ИП), не включенного в ежегодный план.

Любая из вышеперечисленных ошибок инспектора будет основанием для того, чтобы признать недействительными результаты проверки.

Итак, учитывая судебную и инспекционную практику, можно сделать однозначный вывод. Результат каждой проверки в очень большой степени зависит от грамотного подхода проверяющего органа и корректного оформления всех необходимых документов. По большому счету, этот результат выражается в том, будет ли работодатель привлечен к административной ответственности или нет.

Соответственно, знание своих прав, тщательный контроль действий должностных лиц, правильное оформление документов многократно увеличивает шансы работодателя выйти победителем по окончании проверки. Ведь любое отступление проверяющего органа от буквы закона может сыграть ключевую роль в вопросе привлечения к административной ответственности — особенно если учесть, что в последнее время государственная инспекция по труду привлекает работодателей к ответственности за каждый отдельный случай нарушения трудового законодательства. Таким образом, возможность обжаловать действия инспектора, который сам не соблюдает требования закона, может помочь сэкономить сотни тысяч рублей.

Александр Южалин, консультант Департамента трудового права «IPKGroup», специалист по вопросам трудового законодательства

Что ожидать от ГИТ кроме проверок

Если вы нарушаете трудовое законодательство, задерживая зарплату своим сотрудникам, то рискуете попасть в список недобросовестных работодателей. Такие списки формирует каждая территориальная инспекция ГИТ и публикует на официальном сайте Роструда:

Списки недобросовестных работодателей публикуются в открытом доступе регулярно. И о том, что в вашей компании не все благополучно с зарплатными расчетами, узнают все и сразу: ваши контрагенты, контролирующие органы различных инстанций, потенциальные претенденты на вакантные должности и иные заинтересованные лица.

Это может иметь для компании печальные последствия:

  • Партнеры будут с опаской заключать с вами контракты и договоры, полагая, что существуют финансовые затруднения, способные повлиять на выполнение обязательств.
  • Контролеры получат дополнительное основание для проведения проверок (например, налоговая служба или прокуратура).
  • А на предложенные вакансии будет сложно отыскать достойных претендентов: зачем им соглашаться на работу в компании, где есть проблемы с выплатой зарплаты? Лучше поискать что-нибудь более достойное.

Подводим итоги

  • Проверки ГИТ бывают плановые и внеплановые.
  • Периодичность проведения плановых проверок зависит от категории риска работодателя (при высокой категории проверки самые частые: 1 раз в 2 года, при низкой категории риска проверки ГИТ не проводятся, есть еще проверки 1 раз в 3 года, а также не чаще чем 1 раз 5 или 6 лет).
  • Дату плановой проверки работодатель может узнать на сайте Роструда, а также ГИТ обязан уведомить о плановой проверке за 3 дня до прихода трудового инспектора.
  • В процессе плановой проверки контрольные процедуры проводятся по проверочным листам (спискам контрольных вопросов), сформированным по отдельным темам.
  • Внеплановая проверка проводится при поступлении в ГИТ сигнала о наличии в компании нарушений трудового законодательства, а также в других ситуациях (при несвоевременной сдаче работодателем необходимой отчетности, не проведении спецоценки и т. д.).
  • Подготовиться к проверкам ГИТ может помочь электронный сервис на сайте Роструда «Электронный инспектор».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вопросы проверки ГИТ

Чтобы подготовиться к проверке, нужно привести в соответствие требования проверочных листов и их исполнение на предприятии. Возможные вопросы инспектора:

  1. Наличие на предприятии ответственного за охрану труда.
  2. Своевременность проведения инструктажей и обучения сотрудников.
  3. Соответствие проводимых медосмотров требованиям законодательства.
  4. Обеспечение работников необходимыми СИЗ.
  5. Проведение на предприятии СОУТ – специальной оценки условий труда.

Факты несчастных случаев на предприятии и меры по устранению их причин.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]