Основания для обращения
Пожаловаться в Департамент образования г. Москвы можно в таких случаях:
- Возникновение конфликтных ситуаций с руководством учебного учреждения.
- Предвзятое отношение к ребенку.
- Ненадлежащий присмотр за ребенком, что стало причиной травм и увечий.
- Моральное или физическое насилие.
- Некомпетентность педагога.
- Проблемы с записью ребенка в детский сад, первый класс и т. д.
- Сложности с продвижением в электронной очереди.
- Несправедливое оценивание знаний учащихся.
- Неправомерные поборы.
Формы обращения
Допускаются такие способы обращения в Департамент образования Москвы:
- Письменная жалоба.
- Телефонный звонок.
- Запись на личный прием уполномоченного лица.
- Через официальный сайт
Письмо
Жалобу на нарушения прав в образовательных учреждениях следует направлять одним из следующих способов:
- Заказным письмом с уведомлением о вручении корреспонденции по адресу: 129090, г. Москва, ул. Большая Спасская, д.15, стр. 1.
- На электронный адрес (для юридических лиц).
- Лично подать в приемную ДО по адресу: г. Москва, ул. Набережная Академика Туполева, д.15, корп. 4.
График работы общественной приемной:
- Понедельник-пятница: с 8.00 до 20.00;
- Суббота: с 9.00 до 15.00.
Полезно! Каких ошибок следует избегать при составлении письменной жалобы, читайте в статье «Как правильно написать жалобу»
Телефонный звонок
В Департаменте образования Москвы предусмотрено несколько телефонных линий для приема звонков от населения:
- Для ответов на вопросы граждан и обращений круглосуточно работает единая справочная служба города Москвы: +7 (495) 777-77-77.
- Для решения вопросов, связанных с регистрацией корреспонденции, следует звонить по номеру или +7 (495) 366-66-80.
- По вопросам приема корреспонденции от юридических лиц звонки принимаются на номер.
Личный прием
Прием граждан проводит руководитель Департамента образования Калина Исаак Иосифович, первый заместитель и заместители руководителя. График приема населения:
Более детальная информация предоставлена на официальном сайте ДО по адресу: https://dogm.mos.ru/guidelines/documents/4314199/.
Чтобы записаться на прием, следует заполнить специальный бланк:
Заявления граждан принимаются с понедельника по субботу в приемной Департамента.
Обратите внимание! Неправильно составленное обращение может стать основанием для отказа в записи на прием. Документ должен содержать контактные данные заявителя, дату, подпись и кратко изложенную суть обращения.
На личный прием нужно взять с собой документ, удостоверяющий личность.
Алгоритм подачи заявления через Интернет
В настоящее время данный способ пользуется особой популярностью. Приведем последовательность действий для тех, кто решил подать жалобу в Департамент образования Москвы:
- Сначала необходимо выбрать в меню «Обращения граждан» пункт «Электронная приемная» на официальном сайте ДО.
- Изучить основные правила подачи электронного обращения.
- Отметить свои ФИО, указать контактные данные, коротко изложить суть жалобы.
- Выбрать вариант обращения: от юридического либо физического лица.
- Отметить вариант получения ответа: почтовый, электронный адрес.
- Набрать текст обращения.
- Добавить (при необходимости) дополнительные материалы (письма, ответы от администрации образовательного учреждения) и т. д.).
Интернет-обращение
Предусмотрено два способа направления жалобы в электронном формате:
- Через электронную приемную по адресу: https://dogm.mos.ru/obr/ep.php.
- С помощью ресурса «Обращения к руководителю департамента» по адресу: https://ask.educom.ru/.
Этапы подачи заявления через Интернет:
- Выбрать пункт «Электронная приемная» в меню «Обращения граждан» на сайте Департамента образования или воспользоваться прямой ссылкой https://dogm.mos.ru/obr/ep.php.
- Ознакомиться с основными правилами подачи электронных обращений.
- Указать ФИО заявителя, контактные данные, кратко изложить содержание жалобы.
- Выбрать тип обращения – от физического или юридического лица.
- Указать желаемый способ предоставления ответа – на электронный или почтовый адрес.
- Ввести текст обращения.
- При необходимости прикрепить дополнительные файлы.
- Отправить обращение.
Форма для обращения граждан на сайте ДО Москвы выглядит таким образом:
Форма жалобы Форма жалобы Форма жалобы
Чтобы обратиться к руководителю Департамента образования города Москва нужно выполнить такие действия:
- Перейти по адресу https://ask.educom.ru/.
- Изучить правила подачи обращений и ознакомиться с порядком их рассмотрения.
- Указать тему обращения.
- Заполнить в соответствующих полях ФИО, телефон, e-mail, учебное учреждение.
- Написать текст жалобы.
- Прикрепить дополнительные файлы размером не более 5 Мб.
- Отправить письмо.
Обратите внимание! Все заявления проходят проверку и в случае соответствия требованиям законодательства публикуются на официальном сайте ДО в разделе «Обращения граждан». Также в открытом доступе будут размещены фамилия, имя, отчество автора и название организации, указанное при заполнении формы.
Контактные данные заявителя не разглашаются в соответствии с ФЗ № 152 «О защите персональных данных».
В ряде случаев заявление остается без рассмотрения и публикации, в частности:
- При отсутствии персональной информации заявителя.
- При наличии оскорблений (Как написать жалобу на оскорбление) или угроз жизни чиновнику или членам его семьи.
- Если по данному вопросу ранее уже предоставлялся официальный ответ.
- По вопросу, указанному в заявлении, имеется вступившее в силу судебное решение.
- Ответ на обращение требует разглашения государственной или охраняемой законом тайны.
Такой порядок предусмотрен ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Важно! Уведомления о ходе рассмотрения жалобы будут направлены по адресу электронной почты, указанной при подаче заявления.
Дополнительные вопросы
Можно ли пожаловаться анонимно
Закон устанавливает в обязательном порядке указание в претензии персональных данных заявителя, адреса проживания. Также необходимо заверение текста жалобы личной подписью с указанием даты составления. Прямого запрета на обращение неустановленного лица в законодательстве не существует.
Допускается обращение посредством телефонного звонка в уполномоченный орган или направление заявления без указания персональных данных. Но такая форма обращения не соответствует требованиям законодательства по части наличия обязательных реквизитов. Поэтому должностные лица Департамента образования вправе не рассматривать анонимки.
Рассмотрение жалобы без указания личности заявителя, а также принятие мер, учитывая обстоятельства нарушения, осуществляется по усмотрению сотрудников.
В завершение необходимо запомнить следующее: анонимную жалобу на педагога заявитель может направить в любую инстанцию, но сотрудники не обязаны как принимать претензию к рассмотрению, так и реагировать на факты нарушения, которые содержатся в ней.
Анонимка является сомнительным вариантом решения проблемы в взаимоотношениях учителя и ученика. Большую часть таких жалоб игнорируют.
Когда могут отказать в рассмотрении документа
Управление образования отказывает в рассмотрении претензии в следующих ситуациях:
Бесплатная консультация юриста
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Звоните: 8 800 511-39-66
Задать вопрос
- рассмотрение жалобы связано с разглашением государственной тайны;
- заявление содержит данные несуществующего человека;
- жалоба составлена на иностранном языке, или текст невозможно прочесть;
- при содержании рекламы или угроз;
- в изложении жалобы присутствуют оскорбления в адрес сотрудника учебного заведения;
- когда заявление подается повторно, если по ней уже было вынесено решение.
Если ответ вас не устраивает
Если на вашу жалобу был дан ответ, который вас не устраивает и который вы считаете неправомерным, имеет смысл обращаться в Министерство образования и науки РФ для обжалования принятого решения. Основанием для того, чтобы пожаловаться в вышестоящую структуру может быть фактически что угодно, например отсутствие наказания виновных после проверки и разбирательства или применение слишком мягкого наказания.
В компетенции Минобразования — контроль над всеми Департаментами образования и дошкольными, образовательными, досуговыми заведениями на территории Российской Федерации. Им проводятся независимые проверки и расследования, которые основываются на действующих законах, нормативных актах и внутренних стандартах организаций.
Внеплановые проверки могут проводиться лишь по факту получения жалоб. Более эффективны коллективные претензии.
Так же, как и при обращении в территориальный Департамент образования, учитывая Федеральный закон от 2 мая 2006 года No 59, Минобразования не станет рассматривать жалобу, когда:
- Невозможно дать на неё ответ без разглашения информации закрытого доступа;
- К заявлению прилагается продукция рекламного характера;
- Текст обращения написан некорректно, непонятно, в письме отсутствует официальность;
- Приложены копии документов, которые должны быть заверены нотариально, но не заверены;
- Жалоба анонимная или отправлена с адреса, которого не существует;
- Ответ был дан заявителю ранее и новых доказательств по делу не предоставлено.
Если ответа на претензию не поступило
При отсутствии ответа или реакции на заявление необходимо обратиться с претензией в правоохранительные органы.
Заявление первично подается в полицию или прокуратуру в ситуации, когда по отношению к ребенку оказывают любые действия насильственного характера: физического или психологического. При этом можно не подавать претензию в Департамент.
Как пожаловаться на школу в департамент образования
В Департамент Родитель вправе подать жалобу на заведующую детским садом в порядке подчиненности в департамент образования по местожительству. То же касается жалобы на директора школы. Законодатель допускает ее подачу в режиме онлайн через сайты уполномоченных органов. В ней указываются:
- персональные данные обратившегося с жалобой лица;
- суть требований, описываются предъявляемые претензии;
- адрес электронной почты.
Это тоже важно знать:
Как и куда жаловаться на врачей: все что нужно знать
Жители столицы могут подать жалобу через официальный сайт Департамента образования города Москвы.
Пользователь должен зарегистрироваться на сайте, получить доступ в личный кабинет. Мера позволяет заполнить специальную форму, размещенную в нем. Как правило, ответ направляется на электронную почту, который указан в жалобе.
К ней прилагаются документы, подтверждающие неправомерность действий образовательного учреждения.
Как правильно написать жалобу на учителя
Закон не предусматривает строгой формы для подачи заявления в официальные учреждения, но устанавливает наличие в обязательном порядке следующих реквизитов:
- наименование органа, куда направляется жалоба;
- персональные данные ответственного сотрудника с указанием занимаемой должности;
- данные лица, которое обращается с заявлением;
- адрес, по которому проживает заявитель;
- суть претензии;
- жалоба заверяется подписью;
- дата составления.
Если лицо располагает материалами, которые выступают в качестве доказательства, то их перечень указывается в заявлении вместе с обязательным прикреплением копий.
В ситуации когда лицо подает претензию при помощи ресурсов интернета, необходимо дополнительно указать адрес почтового ящика. Если заявитель хочет получить стандартный ответ в письменной форме через почтовую службу, то указывается только адрес проживания.
Подтверждающие факты материалы предоставляются в электронной форме.
Заявление состоит из 3 частей:
- вступление. Эта часть содержит данные о сторонах, которые выступают в качестве отправителя и получателя. Помимо места жительства, заявителю желательно указать номер телефона, чтобы при необходимости с ним можно было быстро связаться. Документ обязательно должен иметь название: жалоба, заявление. Существует множество вариантов наименования, на основе которых осуществляется выбор;
- основной текст. В этой части необходимо изложить суть претензии с перечислением конкретных фактов. Также указывается образовательное учреждение, в котором произошло нарушение, данные должностного лица, превышающего полномочия, и обстоятельства дела. При написании текста следует избегать оскорбительных словесных оборотов. Желательно сухо, без эмоций изложить события, которые спровоцировали обращение, и подробно перечислить обстоятельства, имеющие отношение к делу. Далее необходимо указать меры, которые необходимо предпринять. К примеру, потребовать проведения проверки на соответствие занимаемой должности. Но заявитель должен привести веские аргументы в обоснование своей позиции;
- заключение. Итогом обращения служит перечень материалов, которые прикрепляются к заявлению и выступают доказательством изложенных фактов. Дополнительно необходимо документально подтвердить права на представление интересов ребенка, по отношению к которому было допущено нарушение. В качестве доказательной базы можно использовать: показания свидетелей, фотографии, запись разговора, видеосъемку и другие, которые допускаются законодательством. Затем ставится подпись и дата.
Важно
До подачи жалобы родителям следует обратиться к психологу, который специализируется на работе с детьми. Особенно при предполагаемом нарушении прав ученика младших классов.
Поскольку ребенок в силу возраста склонен преувеличивать или, наоборот, скрывать обстоятельства дела, консультация грамотного специалиста позволит выяснить суть произошедшего.
Вывод психолога о нарушении и последствиях его воздействия на психику обязательно необходимо подать вместе с жалобой.
Пример жалобы на классного руководителя
В случае оказания на ученика школы давления со стороны классного руководителя или администрации школы (Как написать жалобу на школу, учителя, директора) в связи с низкой успеваемостью и снижением высоких статистических показателей учебного заведения, следует подавать жалобу в ДО по такому образцу:
Жалоба на классного руководителя