Основные задачи и содержание работы кабинета охраны труда

Кабинет охраны труда – специально организованные квадратные метры, которые предназначены для обучения работников предприятия соблюдению техники безопасности, правилам предупреждения травматизма, принципам предоставления первой медицинской помощи. Законодательством РФ уделяется пристальное внимание к выполнению данного требования, предусмотрены санкции за его нарушение.

Правовые основы

Кабинет по охране труда должен быть оборудован на всех категориях предприятий. Это закреплено в Трудовом кодексе РФ. Но основным документом, на основании которого происходит оформление на предприятии кабинета по охране труда, является Постановление с рекомендациями касательно условий деятельности. В зависимости от численности фирмы и уровня опасности выполняемых работ, различают две разновидности организации:

  • если количество работников составляет менее 100 человек, а производство не относится к категории особо опасных, то организовываются уголки охраны труда;
  • в других ситуациях должен присутствовать кабинет охраны труда.

Это разделение условное, но руководство должно организовать на фирме кабинеты по изучению теоретических основ соблюдения безопасности. Административное право Российской Федерации предусматривает юридические санкции за уклонение от создания помещения в пределах учреждения. Если кабинет охраны труда отсутствует, к администрации фирмы будет применен штраф в размере 1-5 тысячи рублей. Дополнительно взимается сумма штрафа с предприятия, в том числе и с ТОВ, и в целом она будет варьироваться от 30 до 50 тысяч.

Кабинет охраны труда

Задачи кабинета по охране труда. Методические рекомендации по организации работы кабинета. Наполнение кабинета по охране труда.

***

Кабинет по охране труда рекомендуется организовывать в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 17 января 2001 г. N 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда». Имейте в виду, что это всего лишь рекомендации, а не закон.

Под кабинет охраны труда в организации рекомендуется выделять специальное помещение, состоящее из одной или нескольких комнат (кабинетов).

Уголок охраны труда оформляется в зависимости от площади, выделяемой для его размещения. Он может быть представлен в виде стенда, витрины или экрана компьютерной программы.

Решение о создании кабинета по охране труда принимает руководитель предприятия.

В организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью 100 и более работников, рекомендуется создание кабинета охраны труда.

В организациях с численностью менее 100 работников и в структурных подразделениях организаций — уголка охраны труда.

Размер кабинета по охране труда подбираются из расчета количества сотрудников, работающих в организации:

  • до 1000 человек — 24 кв.м;
  • свыше 1000 человек — добавляется 6 кв.м на каждую дополнительную тысячу человек.

При отсутствии помещения необходимой площади, разрешается оборудовать несколько помещений.

Наполнение кабинета по охране труда

Кабинет по охране труда предназначен для проведения инструктажей и занятий по охране труда с работниками. По этой причине кабинет должен быть оснащен рабочими местами для учеников и преподавателя (сотрудника, проводящего обучение или инструктаж). Рабочие места могут быть оборудованы компьютерами, а сам класс проектором.

Кабинет по ОТ часто используют для проведения занятий по пожарной безопасности, электробезопасности, гражданской обороне и др. Поэтому в кабинете размещаются наглядные пособия, литература и информационные материалы (плакаты, стенды) не только по охране труда, но и по всем этим тематикам.

В кабинете по охране труда можно установить стеллажи со средствами защиты для проведения занятий по их правильному использованию. Можно одеть в спецодежду манекен.

Иногда разумно изготовить макет вашего предприятия. Это поможет, не покидая кабинета рассказать о правилах безопасного поведения на территории или смоделировать развитие аварии.

Одним из самых важных элементов кабинета по охране труда является тренажер сердечно-легочной реанимации. Их существует достаточно большое количество вариантов. Начиная от просто подпружиненной грудной клетки до сложных компьютеризированных комплексов. Выбор тренажера зависит от стоящих перед вами задач и финансирования. Но однозначно можно сказать только одно, без него вам не удастся отработать приемы реанимации.

КАБИНЕТ ОХРАНЫ ТРУДА

Основные нормативы


Как организовать кабинет охраны труда, каждый руководитель решает сам, но законодательство РФ предлагает примерную схему, которая является наиболее удобной и эффективной. Требования оформлены в виде рекомендаций, и за самовольную смену некоторых положений дисциплинарная ответственность не наступает.

Параметры

Кабинеты охраны труда могут быть представлены одной или несколькими комнатами, каждая из которых предназначена для проведения занятий и проверки знаний. К размеру помещения выдвигаются требования:

  • минимальная квадратура помещения не должна быть меньше 24 м2, когда на предприятии трудоустроено менее 1000 работников;
  • рекомендуется создание кабинета охраны труда крупного размера при большей численности штата, где на каждую тысячу работников выделяются по 6 дополнительных квадратов.

Размеры комнат могут быть и другими: если на предприятии организованы рабочие подразделения, которые имеют разные специализации и несхожие производственные условия, возможно, занятия для каждой группы работников будут проводиться отдельно. Тогда и создавать более объемное помещение не следует.

Эксплуатация


Охрана труда в кабинете может осуществляться по нескольким важным направлениям:

  • ознакомление трудового коллектива с возможностями личной юридической защиты в вопросах, связанных с безопасностью на производстве;
  • доведение до всеобщего внимания изменений в действующем законодательстве касательно требования соблюдения трудовой дисциплины;
  • ответственный работник осуществляет помощь служащим при возникновении вопросов, связанных с соблюдением техники безопасности.

Примерный список мероприятий, который может быть организован для работающих на производстве:

  • ознакомление с теоретическими основами;
  • проведение инструктажей перед допуском к труду;
  • проверка знаний и навыков;
  • аналитическая деятельность вопросов, связанных с охраной труда.

Что обязательно должно быть в кабинете?

Должен содержать информацию по охране труда.

Если ориентироваться на тематики, то в структуре помещения кабинета труда должны присутствовать некоторые разделы. Например, общий раздел, в который входит:

  1. Законы, относящиеся к предмету охраны труда;
  2. Местные нормативные акты, действующие по предприятию;
  3. Информация о том, как происходит процесс управления охраны труда в компании;
  4. Полный перечень данных о том, какие существуют опасные, серьезные производственные моменты, и какие к ним должны приниматься меры защиты;
  5. Информация о том, как должны вести себя сотрудники в случае ЧП на производстве.

Кроме общего раздела также бывает и специальный. Его содержание должно определяться в зависимости от ситуации на конкретном предприятии:

  • особенности главных и дополнительных техногенных процессов производства;
  • вредные условия труда на данном конкретном предприятии;
  • средства массовой защиты и дополнительные меры на данном конкретном предприятии.

Говоря более простым языком, к данному разделу следует относить информацию об электрической безопасности, противопожарных мерах, опасностях в процессе работы и мерах оказания медицинской помощи.

Иная структура


Если нет возможности оборудовать отдельное помещение, можно организовать какой-либо уголок, который представляет собой оформленный методическими материалами общедоступный промежуток стены.

Важно! Допускается использование уголка охраны труда на всех предприятиях, даже с большой численностью работников и опасными условиями труда. Но пространство должно нести максимально полезную смысловую нагрузку для трудящихся.

Его положение не требует дополнительных квадратных метров. Это может быть как стационарный стенд, так и переносной, на котором располагаются основные методические материалы. Следует дополнять имеющиеся документы новыми изменениями и правилами.

Как оформить уголок охраны труда в организации

Если вы хотите привести в должный вид или только-только обустраиваете уголок по охране труда, то нужно разобраться, что в нем должно быть.

Если информацию правильно преподнести, то она достигнет таких целей, как:

  1. Информирование о правах и обязанностях в области охраны труда.
  2. Пропагандирование безопасности труда.
  3. Призыв соблюдать требования закона.

Рекомендованное содержание уголка по охране труда должно состоять из общего и специального разделов (п. 12 Рекомендаций), и чтобы они реально “работали” с работниками без вашего присутствия, нужно размещать на стенде:

Одни только внутренние локальные акты размещать не стоит, это скучно и на ваш стенд никто не будет обращать внимание, поэтому обязательно добавляйте различные яркие плакаты и полезные памятки.

И если у вас производственные цеха, то стендов может быть несколько и один из них должен больше конкретно информации по безопасности во время работы, например:

  • инструкции по охране труда;
  • инструкции по эксплуатации оборудования;
  • график проведения инструктажей, обучения по охране труда и первой помощи;
  • список лиц, подлежащих прохождению медосмотров;
  • перечень работ, выполняемых по наряду-допуску;
  • график стирки спецодежды.

За весь период своей практики по охране труда, собирала различные плакаты, памятки, схемы в виде инфографики и ярких картинок, которыми могу поделиться с вами, их можно размещать для пропаганды охраны труда, привлечения внимания работников и увеличения знаний требования безопасности.

Нормативно-правовые акты для стенда по охране труда

Ну и, чтобы работники были в курсе, на основании какого из НПА от них требуют выполнение конкретных требований охраны труда, можно разместить информационный лист с основными законами и подзаконными актами:

Информации много, которой следует поделиться с работниками, главное, не перестараться и доносить только самое важное и полезное, и чтобы органично все оформить, нужно с умом выбрать стенд по охране труда на предприятии.

Как должен выглядеть уголок охраны труда

В небольших организациях лишковать не стоит, достаточно и одного стенда для того, чтобы разместить всю необходимую информацию, а в более крупных – уже придется “раскошелиться” на несколько штук.

По количеству уголков по охране труда требований Минтруд не предъявляет, к внешнему виду тоже, поэтому если хотите изготовить и позволяют возможности, можно сделать силами работников.

В качестве основы можно использовать деревянные материалы, пластиковые или металлические листы с магнитами для крепления информации, и может не так эффектны, но удобны и более долговечны, доски с мягким покрытием.

Для документов на стенде располагают карманы А5, А4 или А3 для размещения вложений, перекидные системы (удобно для хранения инструкций, положений, локальных актов) и рамки для плакатов.

Размер стенда выбирается индивидуально, исходя из возможности размещения и габаритов помещений, “ходовой размер” – это 1000 х 600 мм. Хотите большие – ваше право.

Если стендов несколько штук, то логично их распределить с обязательным указанием заголовков, например “Важно” или “Новости охраны труда”, “Информация”, “Лучшие работники и злостные нарушители”, по тематикам:

  • с нормативной документацией;
  • с правилами оказаниями первой помощи и инструкциями;
  • приказами, распоряжениями, объявлениями и так далее.

На крупных предприятиях нужно для каждого подразделения размещать информацию, относящуюся только к специфике их работы.

Для обратной связи работников и работодателя или специалиста по охране труда, рядом со стендом размещают ящик “жалоб и предложений”.

Материалы

Действующие рекомендации требуют, чтобы уголок состоял из перечня информативных материалов, которые могут быть дополнены ведомственными документами и обучающими файлами. Типовая тематическая структура кабинета охраны труда подразумевает наличие следующих бумаг:

  • общие законы и ведомственные распорядительные акты;
  • обучающие материалы о порядке осуществления охранной деятельности;
  • предупреждение о возможных опасностях;
  • ознакомление со средствами и способами самозащиты.

Необходимость организации специального помещения с информативными материалами обусловлена и тем, что в случае производственной травмы служащих работодатель сможет доказать свое ответственное отношение к вопросам охраны труда работников, а также предъявить ведомость ознакомления служащих со всеми материалами и доказать факт регулярного обучения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: