Положение об охране труда, его необходимость и содержание


Для чего нужно положение об охране труда

Работа предприятий тесно связана с охраной труда (ОТ) и техникой безопасности (ТБ). На основании требований трудового законодательства необходимо закрепить действующие нормы относительно ОТ и ТБ распорядительными документами. Нормативный акт следует согласовывать с органом профсоюза. В документе указываются мероприятия, реализующиеся администрацией структуры для обеспечения безопасности работающих.

В документе прописываются мероприятия следующего характера:

  • Как организована работа в сфере ОТ.
  • Правовые нормы.
  • Техническое обеспечение.
  • Перечень социального обеспечения сотрудников.
  • Как реализуется реабилитационная программа.
  • Меры профилактики.
  • В положении излагаются:
  • Обязанности руководства по выполнению требований по ОТ.
  • Как должен работать ответственный за ОТ, а также его обязанности .
  • О порядке проведения работы службой по ТБ, в том числе планировании.
  • Как защищены права сотрудников, непосредственно работающих на производстве.
  • Обеспечение выполнения норм.
  • Соблюдение регламентов и правил.
  • Наступление ответственности за невыполнение или несоблюдение требований.
  • Как утверждается состав из числа работников в комиссию по спецоценке.
  • Формирование неприкосновенного запаса по реализации мер по ОТ.
  • Как осуществляется обучение сотрудников в области ОТ и ТБ.
  • Организация и функционирование службы, выполняющей задачи по безопасности.

Все перечисленные мероприятия могут быть сформированы в отдельных положениях.

Руководство предприятия может дополнительно указать, какие задачи требуется выполнять и изложить их содержание в распорядительных документах предприятия.

Ответственное лицо за разработку положения

В организационных структурах назначается ответственные лица за разработку данного документа, как правило, это главный инженер предприятия. Издается приказ, и устанавливаются сроки выполнения. Участие в разработке проекта принимают:

  1. Представители службы по ОТ.
  2. Кадровики.
  3. Иные руководители отдельных участков и служб.

После того как проект положения сформирован, он должен пройти юридическую экспертизу. Для этого он передается в юротдел.

Порядок утверждения

Документ утверждается в следующей последовательности:

  1. Главным инженером или лицом, уполномоченным по приказу, издается проект.
  2. Проект распорядительного акта рассматривается на комиссии на ОТ. При наличии замечаний или предложений последние вносятся в содержательную часть.
  3. Далее проект передается ответственному за разработку локальных актов юристу.
  4. После проведения экспертной оценки и устранения недочетов, проект необходимо согласовать с лицами, которые присутствовали на совещании.
  5. После проведения согласования необходимо утвердить локальный акт руководителем предприятия.

Законодательная база

Все локальные акты, касающиеся ОТ, разрабатываются с учетом особенностей деятельности каждого предприятия (Письмо Минтруда от 30.06.2016 № 15-2/ООГ-2373).

С 28 октября 2021 года действует «Типовое положение о СУОТ» (Приказ № 438н). В данном документе установлены основные нормы о СУОТ, которыми должны руководствоваться работодатели при разработке локальных актов в части ОТ.

При разработке положений об охране труда необходимо принимать к руководству Методические рекомендации (утверждены Минтруда РФ 13.05.2004).

Разрабатывая перечень мероприятий по ОТ, следует руководствоваться Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 N 181н.

Структура типового положения

Для разработки проекта и издания соответствующего нормам документа предлагается придерживаться структуры:

  1. Общие положения. Описывается краткое содержание, цели и задачи разработки документа, а также указывается список нормативных актов, которые необходимо использовать при подготовке.
  2. Об обязанностях. Какие функциональные обязанности возложены на представителей от администрации предприятия и рабочих в области ОТ, в том числе как регулируются взаимоотношения между этими двумя категориями.
  3. О правах. Какими правами обладает каждый сотрудник, независимо от статуса и должности.
  4. Как финансируются мероприятия по ОТ, в том числе как приобретается спецодежда, обувь и СИЗ. Обеспечение выполнения мер, требующих вложений. Данные мероприятия формируются на основании выданных замечаний комиссией по спецоценке и иными проверками специалистами предприятия и органами надзора.
  5. На кого конкретно возлагается ответственность за несоблюдение норм, как поступить в случае, если допущено нарушение.
  6. Устанавливается порядок расследования нештатной ситуации, в том числе несчастного случая или предпосылок к нему.
  7. В приложения к положению можно прописать, как оказывается первая помощь, правила работы с техническими устройствами и оборудованием, задействованным при выполнении технологического процесса.

На что следует обратить внимание

Важно, что затраты на осуществление мероприятий по ОТ правомерно учитывать в расходах при исчислении налога на прибыль (Письмо № 03-03-06/4/95 р) в размере не более 0,2 % затрат на производство. Разрабатывать перечень таких мероприятий нужно в соответствии с Приказом № 181н, в котором перечислены более 30 позиций, расходы на которые будут признаны в уменьшении налога на прибыль.

Однако следует учитывать, что перечень мероприятий зависит от специфики деятельности каждого предприятия (Письмо № 03-03-06/2/12697). При этом есть ряд обязательных для всех организаций мер по ОТ, например:

  • обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ);
  • выдача молока и лечебно-профилактического питания на работах с вредными условиями труда (ст. 222 ТК РФ);
  • санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников (ст. 223 ТК РФ);
  • обучение и профессиональная подготовка в области ОТ (ст. 225 ТК РФ).

Итак, мероприятия по ОТ являются обязательной составляющей любого предприятия. Правильная их организация позволит снизить расходы на организацию ОТ, а на произведенные расходы уменьшить налогооблагаемую прибыль.

Типовой перечень мероприятий

Чтобы снизить риск развития профзаболеваний и улучшить условия труда, рекомендуется обеспечить выполнение мероприятий:

  1. Своевременно проводить спецоценку условий, заключать договора со специализированными организациями и приглашать экспертов на проведение работ.
  2. Поэтапно улучшать условия труда на основании действующих норм и выданных замечаний.
  3. Для безопасности деятельности трудящихся автоматизировать технологические процессы, приобретать новую оснастку и программы для выполнения задач.
  4. Если техническое устройство сломалось, то в целях недопущения травматизма следует производить установку блокировочных устройств.
  5. Обеспечивать защиту оборудования, задействованного в технологических процессах от возможных поломок и повреждений, в том числе работник должен быть защищен от воздействия движущихся механизмов.
  6. Защитные средства модернизировать от негативных факторов окружения.
  7. Обеспечение покраски оборудования в защитные тона, чтобы можно было определить, какие функции оно выполняет.
  8. Во избежание воздействия вредных факторов предполагается устройство газоанализаторов для контроля превышения загазованности в воздухе.
  9. Внедрение в производство оборудования для обеспечения защиты от тока.
  10. Установка блокировочных устройств для защиты от открытых движущихся механизмов.
  11. Проектирование автоматизированных процессов по защите работников при обращении с опасными веществами.
  12. Защита работников, связанных с хранением и перевозкой вредных компонентов.
  13. Устройство автоматики безопасности при хранении отходов.
  14. Механизация работ во время уборки помещений, очистке вентсистем, дверей и оконных проемов, а также фонарей.
  15. Внедрение новых технологий при совершенствовании механического оборудования в целях снижения загазованности, уменьшении уровня шума, вибраций и электромагнитных излучений.
  16. Усовершенствование отопительной системы в рабочих корпусах.
  17. Наладочные работы по освещенности в соответствии с нормативами безопасности.
  18. Обустройство комнат для отдыха, в том числе модернизация бытовых помещений.
  19. Устройство питьевых установок на рабочих местах и в бытовках.
  20. Обеспечение сотрудников спецодеждой и СИЗ.
  21. Покупка тренажеров для обучения по оказанию первой помощи.
  22. Оснащение помещений работников стендами по ОТ и ТБ.
  23. Организация проведения инструктажа.
  24. Проведение обучения в области ОТ и ПБ.
  25. Приобретение новых аптечек в соответствии с регламентирующими документами.

Кто отвечает за безопасность работников?

Среди поверхностно ознакомленных с требованиями ОТ работников бытует мнение, что за их безопасность отвечает инженер по технике безопасности и охране труда. На самом деле это не так. За безопасность конкретных работников отвечает их непосредственный руководитель. За охрану труда и технику безопасности на производстве в целом отвечают руководители: предприятия, подразделений, отделений и т. д.

Ответственность за выполнение требований охраны труда и техники безопасности на предприятии также делится по направлениям надзора и возлагается на работников соответствующей компетенции. Например, ответственность за электробезопасность несут назначенные приказами работники энергетической службы, за организацию системы инструктажей по охране труда и технике безопасности на рабочих местах и ее качественное функционирование – непосредственные руководители работ.

Заботиться о собственной безопасности обязаны и сами трудящиеся. Это – требование не только здравого смысла, но и ст. 214 ТК РФ. Чтобы остаться здоровыми и сохранить работоспособность, трудящимся необходимо:

• четко знать и постоянно соблюдать требования инструкций по технике безопасности и охране труда; • вовремя проходить обучение и медосмотры; • использовать СИЗ; • уметь оказывать первую помощь; • внимательно наблюдать за окружающей обстановкой, анализировать производственные ситуации и немедленно сообщать руководителю работ о возможной или существующей опасности.

На время прохождения обучения, медосмотра, остановки работ из-за создавшейся опасной ситуации за трудящимся сохраняется средний заработок. Если же он уклоняется от ответственности за собственное здоровье – не является на инструктажи по охране труда и технике безопасности, не проходит медосмотры, регулярно нарушает требования ОТ, – представители работодателя имеют право в соответствующем порядке отстранить его от выполнения работ. При этом заработная плата за это время не начисляется.

Образец положения об охране труда на предприятии

Типовой документ, принятый на предприятии, должен иметь следующую структуру:

  1. Общие положения. В нем описывается содержание документа кратко, лаконично, по теме. Задачи и цели в нем расписываются, указываются нормативные акты, на основании которых разрабатывалось положение.
  2. Какие обязанности возлагаются на работников и представителей администрации предприятия, что должны выполнять сотрудники, входящие в состав службы по ОТ, а также перечисляются их права.
  3. Меры по безопасности по время трудовой деятельности, как они финансируются. В разделе перечисляются мероприятия, предлагаемые для обеспечения безопасных условий.
  4. Каковы меры ответственности в случае несоблюдения требований правил и иных регламентирующих норм. Подробно привлечение виновные на основании законодательных актов.
  5. Алгоритмы расследования травматизма и возникновения иных нештатных ситуаций.
  6. В приложениях указываются действия по порядку оказания первой помощи, что должно входить в состав аптечки, как осуществляется работа с технологическим оборудованием.

Что еще включает положение

Подготовка документа возлагается на инженера по ОТ или главного инженера, но осуществляет контроль за разработкой руководитель объекта. В этом случае важно, чтобы у этих сотрудников было достаточно опыта работы в этой сфере. Администрация предприятия может обратиться к иным организациям для подготовки проекта.

В положение включаются все действующие нормативы, а также дополнительно соблюдаются следующие правила:

  • Можно составлять документ с группой лиц на совещании, при этом привлечь представителя от профсоюза либо комитета по труду.
  • Созданная система по ТБ должна четко соответствовать нормам и правилам, а также процедурам по управлению структурой.
  • Необходимо учесть направление деятельности организации, в том числе законодательные акты, российские стандарты.
  • Прописываются принципы международной безопасности граждан.
  • Достижения по научным работам также отражаются в документе.
  • Указать, когда введен в действие локальный акт на предприятии.
  • Ознакомление все работающих в организации обязательно.

Подготовка документа должна длиться в сроки, указанные в приказе.

Как утвердить

Чтобы документ начал действовать, необходим приказ об утверждении положения службы охраны труда. В нем нужно обосновать необходимость введения его в действие и указать, с какой даты оно имеет силу. В этом же приказе может содержаться информация:

  • о создании самой СОТ;
  • ее руководителе и сотрудниках;
  • их должностных окладах.

Подписывает его руководитель организации. Обычно он назначает ответственного за ознакомление персонала с принятым документом. После этого в верхнем правом углу ПоСОТ можно ставить гриф «Утверждаю» с датой и подписью руководителя.

Если вводится в действие новое Положение о службе охраны труда в организации, в распоряжении необходимо обозначить прекращение старого.

Положение о службе охраны труда в школе

Приказ

Применение положения об охране труда

Положение об охране труда, разработанное на предприятии, применяется в следующих целях:

  • При подготовке инструкций по ОТ.
  • Если требуется решить спорные вопросы между руководством и сотрудниками в области ТБ.
  • При регулировании решения вопроса о травмировании.
  • При проведении медосвидетельствования сотрудников.
  • Во время эксплуатации технологического оборудования.
  • При проведении спецоценки по условиям труда.
  • По оказанию первой помощи.
  • Составлении локальных актов по ОТ.
  • Иных случаях.

С документов должны быть ознакомлены все работающие в организации, чтобы не получилось такого, что кто-то из них не выполняет законодательных норм по причине незнания.

Продление и пересмотр

В соответствии с Рекомендациями, по истечении 5 лет инструкции должны пересматриваться. Если за этот срок условия деятельности работников и/или межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда не изменялись, срок их действия может быть продлен.

Продление оформляется приказом. На первой странице уже утвержденного Положения ставится текущая дата, о и подпись лица, ответственного за пересмотр, с указанием должности и расшифровкой подписи. Указывается срок, на который продлевается документ.

Досрочное (до истечения 5 лет) изменение инструкций производится в случаях:

  • изменения условий труда;
  • изменения правил ОТ в соответствующей отрасли;
  • изменения типовых инструкций по ОТ;
  • внедрения новой техники и технологии.

Также они могут быть пересмотрены:

  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • по требованию представителей ГИТ.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]