Трудовой договор: понятие, стороны, содержание, виды

Главная / Трудовое право / Трудоустройство / Трудовой договор

Назад

Опубликовано: 15.07.2016

Время на чтение: 11 мин

0

810

В 56 статье ТК РФ понятие трудового договора определяется как двустороннее соглашение между работодателем и работником, подразумевающее взаимное исполнение обязанностей и условий и получение определённых прав.

Работодатель должен предоставлять работу и условия труда, отвечающие нормам трудового законодательства и иным правовым актам (соглашениям, локальным правовым актам, коллективному договору, настоящему договору), и своевременно выплачивать работнику заработную плату.

Работник должен выполнять эту работу и соблюдать все правила трудового распорядка.

Законодательством запрещено включать в трудовой договор условия, которые могут ухудшить положение работника.

  • Особенности трудового договора
  • Основные виды договоров Срок
  • Характер отношений и объем работ
  • Вид работодателя
  • Условия работы
  • Порядок заключения
  • Порядок внесения изменений
  • Особенности трудового договора

    Несмотря на внешнее сходство с другими договорами, связанными с трудом (договор подряда, поручения и др.), они различаются, и их нельзя путать.

    Отличительными чертами трудового договора являются:

    порядок приема на работу

    • Его предметом является непосредственно трудовая деятельность работника, а не конечный результат.
    • Он предполагает личное выполнение работы конкретным лицом, без возможности его замены.
    • Одним из его условий является соблюдение сотрудником внутреннего распорядка, установленного работодателем.
    • Обязанностью работодателя является организация труда работника с предоставлением безопасных условий.

    Содержанием договора является перечисление условий, которые можно разделить на две большие группы:

    • обязательные. Без них трудовой договор не будет иметь юридической силы. Это условия о самой работе, должности, объёме обязанностей, о месте осуществления работником трудовой деятельности, о сроке действия договора;
    • дополнительные.

    Могут оговариваться некоторые условия бытовой жизни работника, например, предоставление ему жилья, питания, устройство ребёнка в ДОУ и т. д.

    Если такие условия не оговорены, договор всё равно будет считаться заключенным и иметь юридическую силу.

    Требования к письменной форме договора

    Все трудовые контракты в обязательном порядке должны содержать следующие данные:

    • сведения о сторонах договора;
    • условия контракта;
    • реквизиты и/или контакты.

    Контракт составляется в двух экземплярах, один из которых отдается работнику, а второй остается у руководителя. Работник обязательно должен оставить свою подпись в экземпляре руководителя, это будет подтверждением того, что вторая копия контракта находится у сотрудника. Если сотруднику на момент заключения контракта меньше 14 лет, то подпись должен оставить один из его законных представителей (родители, опекуны).

    По правилам, установленным в трудовом кодексе РФ, трудовой контракт должен заключаться именно в письменном виде.

    Если руководитель не имеет статуса индивидуального предпринимателя, то ему необходимо зарегистрировать соглашение с работником в органах местного самоуправления. Это требование опубликовано в статье 303 ТК РФ. Но последствия для руководителя в случае невыполнения этого условия не описаны нигде.

    Трудовой договор заключается в письменной форме, но есть некоторые различия в последовательности оформления трудоустройства. Фактическое допущение к работе. Работник может приступить к выполнению своих обязанностей с ведома руководителя. В этом случае особая форма трудового договора должна быть оформлена в письменном виде не позднее чем через три дня после начала сотрудничества. При этом в договоре может указываться принцип начала осуществления деятельности «с ведома» или «по поручению». «с ведома» означает, что руководитель не противится трудоустройству работника и проявляет его, как пассивную сторону договора.

    Формулировка «по поручению» подразумевает активную позицию руководителя в отношении работника.

    Понимать разницу в этих терминах следует так: если работник приступил к работе по поручению руководителя, то он может требовать от руководителя полной оплаты своего труда и дальнейшего заключения трудового контракта именно с момента фактического начала работы. Если работник приступил к работе с ведома руководителя, то требовать каких-либо поощрений от руководителя он не может, т.к. работать он начал по собственному желанию, но с уведомлением руководства. Руководитель же может в этом случае заключить договор «сегодняшним числом».

    Официальное допущение к работе. Эта форма трудового контракта подразумевает трудоустройство в «правильном» порядке: сначала трудовой договор в письменном виде, а затем начало работы. То есть руководитель заключает с сотрудником трудовой контракт, и только после этого сотрудник начинает выполнять свои обязанности. При этом сотрудник может приступить к выполнению своих обязанностей либо на следующий день после заключения договора, либо в день, указанные в договоре.

    Основные виды договоров

    Трудовые договоры подразделяются на несколько видов в зависимости от объединяющих их признаков.

    Срок

    В зависимости от срока, на который договор был заключён, они бывают следующих видов:

    печать на документе

    • с неопределённым сроком действия. Это основная разновидность заключаемых договоров.
    • с определённым сроком до пяти лет. Он заключается в том случае, если не может быть подписан на неопределённый срок, например, если характер выполняемой работы временный или сезонный, есть определённый объём работы, который необходимо выполнить, или же если он заключается для замещения женщины в декретном отпуске.

    Такая разновидность называется срочным трудовым договором.

    Если по окончании установленного срока стороны не расторгают договор, он становится заключённым на неопределённый срок.

    Характер отношений и объем работ

    В зависимости от характера трудовых отношений и объёма выполняемых работ это могут быть следующие договоры:

    • по основному месту. Работник постоянно осуществляет трудовую деятельность у данного работодателя в установленные им часы. Такой вид договора предполагает хранение трудовой книжки у работодателя;
    • по совместительству. Работник выполняет определённый объём работы, обычно пропорциональный количеству рабочих часов, в свободное от основной работы время. Это может быть как внутреннее (у одного и того же работодателя), так и внешнее совместительство;
    • о сезонной работе. Заключается для выполнения определённого рода работы, которую можно выполнять в ограниченное время, например, сбор урожая или гостиничный бизнес;
    • о временной работе. Заключается сроком до двух месяцев, например, для замещения больного сотрудника;
    • о работе на дому. Сотрудник выполняет определённый объём работ без предоставления работодателем рабочего места.

    Вид работодателя

    В зависимости от вида работодателя, договоры могут быть:

    • с организациями. Заключаются работником с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом;
    • с физическими лицами, не имеющими статус ИП, например, работа няней или иного обслуживающего персонала у частных лиц.

    Условия работы

    В зависимости от характера условий, в которых сотрудник выполняет работу, договор может быть:

    заключение трудового договора

    • с нормальными условиями. Обычно это дневная смена с восьмичасовым рабочим днём (работа в офисе);
    • с условием выполнения работы в ночное время (заводы, магазины);
    • с вредными и опасными условиями (подземные, спасательные работы, работы с химическими веществами и др.);
    • с условием выполнения работы в климатических зонах с тяжёлым климатом (районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним).

    Как написать курсовую работу по логопедии

    07.09.2010 199465

    Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

    Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

    Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

    Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

    Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

    Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

    Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

    Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

    Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

    Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

    Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

    Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

    Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

    Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

    Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

    В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

    Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

    Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

    Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

    Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

    Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

    Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

    – Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

    – Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

    – Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

    Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

    Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

    Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

    При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

    – Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

    – Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

    – Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

    – Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

    – Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

    Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

    При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

    Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

    При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

    Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

    Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

    При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

    – Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

    – Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

    – Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

    Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

    В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

    Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

    В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

    В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

    Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

    В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

    О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

    Литература:

    1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

    2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

    Приказ об увольнении, запись в трудовую книжку

    В приказ обязательно внести следующие пункты:

    • Номер приказа, дата
    • Фамилия, имя, отчество сотрудника
    • Номер трудового договора и срок действия
    • Указать дату увольнения
    • Основание по которому произошло расторжение трудового договора

    Запись в трудовую книжку оформляется в день увольнения, указывается статья основание.

    №записиДатаСведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона)Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись
    Общество с ограниченной ответственностью «Меркурий» (ООО «Меркурий»)
    101.06.2011Принят на должность ведущего специалиста в отдел учетаПриказ от 01.01.2015 №3
    210.06.2016Трудовой договор прекращен в связи с истечением срока трудового договора, пункт 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской ФедерацииПриказ от 01.01.2015 №8
    Бухгалтер Сафонова О.В.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: