22.01.2020 г. Плановая проверка не включена в ежегодный план – основание для признания ее незаконной

О том, что изменится в правилах проведения контрольных мероприятий и как подготовиться к визиту ревизоров, в интервью журналу «Расчет» рассказала Валентина Митрофанова, специалист по трудовому праву, основатель и руководитель Института профессионального кадровика.

Меняется сам принцип контрольных мероприятий. Если раньше инспектор приходил к работодателю, смотрел документы, мог побеседовать с сотрудниками и найти нарушение и в результате этого оформить постановление о привлечении к ответственности, то сейчас проверки могут стать совсем иными. Ранее основной смысл проверок был в наказании за нарушение требований законодательства, метод кнута. Теперь же цель контролеров – вести профилактическую работу, иначе говоря, не допускать нарушений.

Подпишитесь на журнал «Расчёт» или «Расчёт. Премиум» на 2-е полугодие 2021 года!

Если организация попала в список плановых проверок этого года, ее будут проверять по-новому?

Все зависит от того, когда именно начнется проверка. Если ревизоры придут до 1 июля этого года, то контрольное мероприятие будет проходить по старым правилам. А вот если организация попала в план уже после 1 июля, то выездная проверка может быть заменена на профилактическое контрольное мероприятие.

Виды проверок

Можно перечислить новые виды ревизий?

Все контрольные мероприятия разделены на две большие группы: контролирующие проверки и профилактические. Внутри каждой группы собрано несколько видов ревизий.

Например, теперь к профилактическим мероприятиям контроля относится новый вид проверок: мониторинг безопасности. Хотелось бы остановиться на этом виде ревизий подробнее, так как именно с ним, на мой взгляд, столкнется большинство предприятий, если не все.

Мониторинг безопасности

– это фактически бесконтактный вид контроля, ревизоры без посещения работодателя смогут провести проверки соблюдения законодательства, используя для этого только лишь государственные базы данных и межведомственное взаимодействие. Это тот вид контроля, с которым ранее никто из нас не сталкивался.

Как может выглядеть такая проверка?

В этом году уже было несколько прецедентов, когда компании столкнулись с такой ситуацией.

Не так давно мне позвонил клиент и сказал, что ему пришло уведомление из военкомата, в котором организации сообщили о пропущенном сроке уведомления о трудоустройстве военнообязанного сотрудника.

Я начала задавать уточняющие вопросы, и оказалось, что компания действительно нарушила требования закона и отправила соответствующие уведомление.

Вопрос заключается в том, как военный комиссариат узнал о трудоустройстве такого сотрудника.

Все очень просто: контролирующие органы начали использовать единую базу данных, теперь вся эта информация аккумулирована в единой цифровой платформе, что позволяет довольно быстро сверять поступающие сведения

Вернемся к ситуации с военкоматом – компания приняла на работу специалиста и подала сведения в ПФР. Фонд отразил данные в базе данных, и через некоторое время учетные системы военкомата сообщили о нарушении. Как результат, организация получила сообщение о нарушении и просьбу ревизоров предоставить пояснения, почему кадровая служба предприятия не направила сведения о новом сотруднике в военкомат.

Таким образом, мы видим взаимосвязь всех контролирующих органов между собой.

В военкомате же физически сотрудники не сверяли данные, скорее всего, информацию проверяют алгоритмы.

Да, все верно, расхождения находят не люди, это важно понять.

Сверка происходит с помощью искусственного интеллекта, который проверяет сведения. Когда он находит нарушение, то информирует об этом инспектора.

Конечно, как практик могу сказать, что одна из основных проблем заключается в том, что люди привыкли недооценивать серьезность нарушений. Логика такая: если к нам придет инспектор и найдет нарушения, то мы с ним договоримся. Эта, можно сказать, традиция формировалась годами. Многие компании абсолютно не готовы к объективному контролю, который будет проводить искусственный интеллект. Как можно договориться с письмом об уже выявленном нарушении?

Более того, само письмо, скорее всего, отправляет не человек, конечно, его подписывает инспектор, но это происходит автоматически.

К тому же можно предположить, что если какой-то инспектор не допустит отправки письма, об этом станет известно его руководителю, поэтому, если нарушение выявлено, компания получит свое уведомление.

Цифровые инструменты позволяют сделать контрольную работу абсолютно прозрачной, человеческий фактор полностью исключается.

Продолжим пример с военкоматом. Компания получила уведомление, формально ревизоры уже могут ее оштрафовать?

Военкомат, как и другой контролирующий орган, имеет полное право инициировать внеплановую проверку.

Она может быть начата как на основании жалобы, так и по «мотивированному решению контрольного органа», есть такая формулировка в законодательстве. То есть, по сути, любой ревизор может самостоятельно объяснить, почему нужно провести внеплановую проверку.

В нашем примере ситуация может развиваться следующим образом: военкомат запрашивает объяснения. Факт нарушения уже зафиксирован. Нельзя исключить вероятность того, что произошла техническая ошибка, например, в ПФР отправлены некорректные данные.

После этого, если сотрудника все-таки взяли на работу, военный комиссариат может начать внеплановую проверку, результатом которой будет наказание.

Как много примеров нарушений «по забывчивости» можно привести?

Очень много. У нас действуют требования по публичному размещению информации, самое, наверное, распространенное нарушение – отсутствие размещенных данных о проведении специальной оценки условий труда и плана профилактических мероприятий, которые некоторые категории работодателей должны публиковать на сайте.

Куда большее число предприятий обязаны разместить на своих сайтах политику по обработке персональных данных. Если этой информации нет, Роскомнадзор может оштрафовать предприятие.

И мы понимаем, что, когда речь заходит о наличии на сайте той или иной информации, ее отсутствие выявляет не человек, а алгоритм.

Хочу заметить, что Пенсионный фонд РФ административные штрафы выносит едва ли не автоматически – что мешает рассылать уведомления о нарушении и требования об устранении нарушения Роскомнадзору?

Ничего. Факт нарушения доказан.

Правила проведения плановых проверок

  • Плановые проверки юридического лица (ЮЛ) проводит территориальный орган РПН, если ЮЛ находится на учете в федеральном реестре ОНВОС ( см. свидетельство о постановке на учет (актуализации) ОНВОС). Если ЮЛ постановлено на учет в региональный реестр — то в таком случае плановую проверку проводит орган исполнительной власти субъекта РФ ( обычно это региональные министерства).
  • Плановая проверка ЮЛ проводится только после согласования с прокуратурой, поэтому информация о проведении в отношении Вашего ЮЛ плановой проверки должна быть в Едином реестре проверок. Данный реестр находится в свободном доступе. В реестре будет размещена вся информация, относящаяся к проверке: нарушения, предписания, привлечение к ответственности ЮЛ, должностных лиц, выполнение предписаний, суммы и оплата наложенных штрафов.
  • Плановая проверка не может проводиться чаще, чем 1 раз в три года. Если Ваше ЮЛ оказалось в Едином реестре проверок — значит это условие соблюдено, так как прокуратура следит за законностью проведения проверок.
  • Плановая проверка с 2021 года проводится с использованием проверочных листов. Экземпляры проверочных листов вместе с актом обязательно должны выдаваться представителю ЮЛ.
  • О начале проведения плановой проверки ЮЛ обязательно должно быть уведомлено за три раб. дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа о проведении проверки. У надзорного органа должно быть подтверждение этого факта: уведомление об отправке заказного письма с датой получения ( заказное письмо должно быть направлено по юридическому адресу ЮЛ), либо копия сопроводительного письма со входящим штампом ЮЛ и проставленной датой получения.
  • Сроки проведения проверки — не более 20 рабочих дней. Если подписание акта проверки состоялось на 21 рабочий день — это грубое нарушение проведения проверки, результаты которой вы сможете оспорить в судебном порядке. Поэтому никогда не подписывайте акт о проведении проверки «вчерашним числом». Для субъектом МСП установлены другие сроки: для малого предприятия — не более 50 часов, для микропредприятия — не более 15 часов. Надо сказать, что для субъектов МСП время проверки в часах учитывает только время пребывания инспектора на территории предприятия. Сама проверка будет проводиться также в течении 20 рабочих дней.
  • Основание для проведения плановой проверки — изданный приказ органа исполнительной власти о проведении проверки. В приказе в обязательном порядке должны быть указаны:сроки проведения проверки (дата начала и дата окончания проверки), —ФИО должностных лиц и экспертов, участвующих в проведении проверки. Проверку может проводить только то лицо, которое указано в приказе. Участвовать в качестве экспертов при проведении инструментальных замеров могут участвовать только эксперты, указанные в приказе на проверку. Если в акте (протоколе) отбора проб вы увидите ФИО человека, которого нет в приказе на проверку — вы сможете оспорить результаты проведенных замеров ( причем даже не в судебном порядке, а у вышестоящего должностного лица, проводившего проверку), -наименование ЮЛ, —места осуществления фактической деятельности. Причем, если ЮЛ осуществляет свою деятельность по нескольким адресам, а в приказе на проверку указан только один адрес (два адреса) — проверка должны быть проведена только по тому месту (местам) осуществления фактической деятельности, который ( которые) указаны в приказе на проверку. Инспектор не имеет права ни зайти на площадку, не указанную в приказе на проверку, ни запросить по этой площадке документов! В приказе будет и другая информация по проверке, но то что написано выше — самое важное и должно быть соблюдено!
  • Законный представитель ЮЛ в обязательном порядке должен быть ознакомлен с приказом о проведении проверки, копия приказа о проведении проверки ему должны быть вручена. О чем должна быть сделана запись в приказе законным представителем ЮЛ.

Карательные и профилактические меры

Как же в этом контексте можно говорить о том, что это профилактический надзор, если ревизоры, используя цифровые инструменты, выявляют уже совершенные нарушения, а значит, компании могут быть оштрафованы? Это не предупредительная функция, а карательная.

В случае с получением штрафа от Пенсионного фонда РФ речь идет, конечно, о карательной функции, это контрольное мероприятие.

А вот мониторинг безопасности отнесен к профилактическким мероприятиям, возможно, ведомства не будут наказывать предприятия, есть шанс, что сначала бизнесу предложат исправить недочет, санкции же будут применять только в отношении злостных нарушителей.

Сколько всего видов контрольных мероприятий предусматривает новое законодательство?

Кроме мониторинга безопасности появляются также и такие профилактические меры, как, например, информирование, предостережение, профилактические визиты, мониторинговая закупка, рейдовый осмотр, выездное обследование и другие.

Список видов проверок, как я говорила ранее, значительно увеличен, каждое имеет свою специфику и особенности.

Нам еще предстоит детально разобраться в каждом из таких видов контроля, оценить их сильные и слабые стороны. На данный момент остается больше вопросов по новым видам ревизий.

Вот пример: инспекционный визит, в этом году компании, которые попали под плановую проверку, могут столкнуться именно с этим видом контрольных мероприятий: инспектор может принять решение заменить плановую проверку на инспекционный визит.

Что собой представляет такой вид ревизии? В первую очередь, инспекционный визит короче – если плановая проверка длится 20 дней, то визит ревизора продолжается один день.

При этом о плановой проверке компанию должны предупредить за три дня, а при инспекционном визите уведомление работодателя не производится. При этом сам перечень того, что инспектор имеет право делать, когда придет на территорию предприятия, значительно шире: это и осмотр, и опрос работников, и получение письменных объяснений, и истребование документов, и инструментальное обследование.

То есть, по сути, ревизор может прийти и начать изучение любой части деятельности компании. При этом ревизору нужно уложиться в один день. Что и насколько детально можно изучить за восемь часов? Думаю, что намного меньше, чем за 20 дней.

Насколько точно новые виды проверок описаны в законодательстве, все ли детали были учтены, на ваш взгляд?

Пробелы в законодательстве есть. В будущем они должны быть устранены за счет регламентов, которые создадут сами ведомства. Почему вообще есть пробелы, которые заметны уже сейчас? Дело в том, что закон един для всех контролирующих ведомств. И для Роструда, и для Ростехнадзора. С другой стороны, у каждого ведомства свои тонкости работы, закон не может быть подстроен под каждого контролера, норма регулирует принцип проверок, наделяет ревизоров инструментами для работы. И уже в соответствии с законом ведомства конкретизируют действия и инструменты своих ревизоров в административных регламентах.

Правовые основания проведения проверок


Основополагающим нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере организации и осуществления государственного контроля и защиты прав медицинских и (или) фармацевтических организаций при осуществлении контроля является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ). В данной статье периодичность проведения проверок будет рассмотрена в соответствии с данным законом.

Действие данного закона не распространяется на определенные виды контроля (ч. 3, 3.1. ст. 1 Закона № 294-ФЗ). Отдельными федеральными законами может устанавливаться иная периодичность проведения проверок по определенным видам контроля (надзора). Необходимо обратить внимание, что периодичность проведения проверок может быть изменена именно на федеральном уровне. Таким образом, не допускается устанавливать иную периодичность для проведения проверок в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций на региональном уровне.

Выявление нарушений

Реформа контрольно-надзорной деятельности задумывалась в том числе для создания более комфортных условий работы бизнеса, но то, о чем мы сейчас с вами говорим, создает совсем другую картину.

Подпишитесь на журнал «Расчёт» или «Расчёт. Премиум» на 2-е полугодие 2021 года!

Теперь, после появления огромного количества самых разных проверок, подготовиться к ревизии фактически невозможно.

Есть очень простой рецепт, как подготовиться к проверке – нужно соблюдать законодательство. Одновременно с этим, после вступления в 2018 году риск-ориентированного подхода, у нас снижается количество проверок, это объективно.

Этот подход поделил работодателей на категории, сейчас их пять – от самой низкой категории риска до высокой. Так вот, в первую группу попало 80% всех юридических лиц, зарегистрированных в стране.

Что это значит? Значит, в таких компаниях плановых проверок не может быть вообще.

Да, подавляющее большинство компаний из этого списка – это ИП и микропредприятия. Таким образом, государство расставило акценты, решив проверять компании, нарушения которых могут принести негативные последствия для большого количества людей.

Кажется, крупные компании уже пристально следят за соблюдением законодательства, как трудового, так и фискального и других, при этом малый бизнес, как вы сказали, почти не проверяют. Таким образом, получается, что в зоне наибольшего риска средние компании.

Все самые грубые ошибки, которые только могут быть, происходят исключительно на небольших предприятиях: и черные выплаты заработной платы, и неоформление трудовых договоров, и непредоставление отпусков. То есть то, что казалось давно ушедшим в прошлое, малый бизнес активно практикует и сегодня.

Не все, разумеется. Чем крупнее компания, чем она публичнее, тем больше внимания там уделяется выполнению требований закона и совсем грубых нарушений, как, например, принудительно отправлять людей в отпуск без сохранения заработной платы, не допускают.

Но, поверьте, у крупных работодателей, к сожалению, нарушения тоже есть. Они есть у всех. Но если крупная компания допускает просрочку по оплате зарплаты или не оплачивает работу в выходные, то последствия таких действий гораздо критичнее, потому что страдает от этого сразу 5000 человек. Поэтому государство и ориентируется на крупные компании, чтобы они соблюдали нормы закона, в таком случае права будут защищены у гораздо большего количества людей.

Средний бизнес подвержен проверкам значительно меньше, чем крупный. С другой стороны, есть отрасли, для которых создано множество законов, регламентов, требований.

И такие компании просто вынуждены находиться в правовом поле, им просто не дают возможности нарушать нормы.

Давайте поговорим о таких видах нарушений, которые необратимы, то есть законодательство сформировано таким образом, что компании вынуждены нарушать требования нормативных актов. Что делать в этом случае?

Таких ситуаций очень много. На сегодняшний день в России действует 462 нормативно-правовых акта, которые должен знать работодатель. Как может человек запомнить 462 закона? Как ему выполнить все требования, если между нормами бывают противоречия? Как провести анализ норм и найти наиболее безопасное решение и с точки зрения интересов работников, и с позиции соблюдения требований закона, при этом соблюсти бизнес-интересы, все-таки компании создаются и работают для получения прибыли? Ответ на все эти вопросы: никак.

Регистрация

Чаще всего проведение внеплановой проверки инспекторы должны согласовать с прокуратурой.

О проведении внеплановой выездной проверки фирма (предприниматель) уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения.

Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в пункте 10 «Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875). С учетом дополнения, внесенного Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2021 № 1213, основаниями к внеплановой проверке служат следующие.

1. Истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

2. Поступление в федеральную инспекцию труда:

а) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной, местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок зарплаты, а также других выплат, причитающихся работнику;
  • установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;

б) обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

в) запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.

3. Наличие приказа руководства Роструда или территориальной инспекции о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Напомним, что своевременная выплата заработной платы является требованием статьи 136 Трудового кодекса, а установление ее в размере не меньше федерального МРОТ – статьи 129 Трудового кодекса.

Необходимым условием для внеплановой проверки фирмы (предпринимателя) является угроза причинения вреда жизни и здоровью сотрудников, вред окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. При таких обстоятельствах уведомлять о проверке прокуратуру Роструд не должен.

Самостоятельным основанием для внеплановой проверки (независимо от наличия угрозы) с 11 января 2021 года стало сообщение любого лица (юридического лица и гражданина, включая ИП), а также информация от органов государственной власти, местного самоуправления, профсоюзов, СМИ в Роструд о том, что работодатель:

  • не оформляет с работниками трудовые отношения;
  • заключает гражданско-правовые договоры вместо трудовых.

Федеральный закон от 31 декабря 2021 года № 502-ФЗ внес в статью 360 Трудового кодекса новый абзац 5, устанавливающий это дополнительное основание для внеплановой проверки Роструда. После сообщения проверка последует незамедлительно. Согласования с прокуратурой в связи с такой проверкой не требуется, хотя обязанность известить ее остается.

А вот работодатель, на которого пожаловались, никакого уведомления о проверке не получит — к нему комиссия придет без предупреждения.

Пункт 4 статьи 5.27 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Это штрафы в размере:

  • на должностных лиц — от 10 000 рублей до 20 000 рублей;
  • на ИП — от 5000 рублей до 10 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 50 000 рублей до 100 000 рублей.

Даже если разногласия работодателя и жалобщика урегулированы после подачи жалобы, трудовая инспекция все равно ее рассмотрит и может прийти в компанию с внеплановой проверкой. Законодательство о труде не предусматривает отзыв жалобы.

Обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению (ст. 7 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

В обращении гражданин в обязательном порядке указывает:

  • свои фамилию, имя, при наличии – отчество;
  • адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа;
  • почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Результаты рассмотрения жалобы направляются заявителю.

Периодичность проведения внеплановых проверок


Действующее законодательство, как уже отмечалось ранее, не предусматривает периодичность проведения внеплановых проверок. Иными словами, внеплановая проверка проводится в отношении медицинской и (или) фармацевтической организации всякий раз при возникновении оснований для проведения проверки, указанных в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ:

  • Истечение срока исполнения медицинской (фармацевтической) организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений;
  • Приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • Выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с проверяемым лицом при осуществлении видов государственного контроля (надзора) в рамках риск — ориентированного подхода, параметров деятельности проверяемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки;
  • Поступление в контролирующие органы заявления от медицинской организации о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки такой организации предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  • Мотивированное представление должностного лица контролирующего органа по результатам анализа мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом, рассмотрения или предварительной проверки поступившей в контролирующие органы информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде…, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, …возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • нарушение прав потребителей (в случае обращения в органы Роспотребнадзора граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к проверяемому лицу и такое обращение не было рассмотрено либо его требования не были удовлетворены).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]