Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей.

Права и обязанности супругов принято делить на две группы – это личные неимущественные и имущественные права и обязанности. При их реализации важную роль играет принцип равенства супругов в семье.

Среди личных прав и обязанностей одним из первых после заключения брака супруги используют свое право на выбор фамилии. Они могут выбрать фамилию одного из супругов в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга.

К данной группе прав относится также право супругов выбирать род занятий, профессию. Супруги сами определяют, будут ли они работать, или кто-то из них будет занят ведением домашнего хозяйства. Эти вопросы решаются на основе взаимного согласия супругов.

Также супруги могут выбирать место пребывания и жительства. Если по каким-либо обстоятельствам супругам необходимо проживание в разных городах или даже странах – закон этому не препятствует. Однако нужно помнить, что в подобной ситуации гораздо сложнее реализовать задачи, непосредственно стоящие перед семьей. Воспитание детей, оказание взаимной поддержки супругов друг другу все же предполагает совместное проживание.

Супруги не просто могут, а обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Имущественные отношения между супругами могут регулироваться либо брачным договором, либо законом, если брачный договор отсутствует. Несмотря на то что возможность заключения брачного договора предоставляется в Российской Федерации уже в течение длительного времени, большая часть российских семей не использует это право и строит свои имущественные отношения на основе законного режима имущества супругов.

Законным режимом имущества супругов

является режим их
совместной собственности.
Это означает, что имущество, нажитое во время брака, принадлежит обоим супругам, вне зависимости о того, на чье имя оно было приобретено. К такому имуществу относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности. Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады и любое другое нажитое супругами в период брака имущество.

Право на общее имущество имеет и тот супруг, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода. Из этих норм семейного права видно, что общество придает большое значение домашнему труду и важности воспитания детей в семье, что создает предпосылки для укрепления семьи, в чем заинтересованы как ее члены, так и общество в целом [1] .

Так как перечисленное выше имущество является совместной собственностью супругов, то владение, пользование и распоряжение этим имуществом может осуществляться только по обоюдному согласию супругов.

При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга. В противном случае сделка может быть признана судом недействительной.

Для совершения сделок по распоряжению недвижимостью и сделок, требующих нотариального удостоверения и (или) регистрации, требуется получение нотариально удостоверенного согласия второго супруга. Если такое согласие не было получено, второй супруг вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке.

Взаимные права и обязанности супругов

Личные и имущественные права и обязанности супругов воз­никают со дня государственной регистрации заключения брака.

Личные неимущественные права и обязанности возникают на основе нематериальных благ и подвержены правовому регу­лированию в минимальной степени, что не умаляет их значи­мости для брачно-семейных правоотношений.

Основополагающими для личных прав супругов являются конституционные положения, определяющие основы правового статуса личности (гл. 2 Конституции РФ).

Первостепенным для личных прав и обязанностей является принцип равенства супругов в семье (ст. 31 Семейного кодекса РФ). Ни один из супругов не может пользоваться какими-либо преимуществами или навязывать свою волю другому супругу. Все вопросы жизни семьи должны решаться совместно на осно­ве взаимного уважения, исходя из интересов семьи.

Семейный кодекс закрепляет право супругов на выбор заня­тий, профессии, места пребывания и жительства. Например, каждый из супругов может самостоятельно определять место жительства. Хотя приоритетным является совместное прожи­вание, супруги вправе принять решение о раздельном прожива­нии. При смене места жительства одним супругом нельзя при­нудить другого последовать за ним. Супруги имеют право на выбор фамилии (ст. 32 Семейного кодекса). При заключении брака супруги могут выбрать общую фамилию одного из супругов, сохранить добрачную фамилию или присоединить к своей фамилии фамилию супруга. В случае расторжения брака супруги по своему усмотрению вправе со­хранить фамилию, приобретенную при заключении брака, или восстановить свою добрачную фамилию. Если брак признан не­действительным, суд возвращает добрачные фамилии лицам, состоявшим в таком браке. Хотя добросовестный супруг может сохранить фамилию, избранную при заключении брака. Пере­мена фамилии не влияет на права и обязанности граждан, не влечет их изменения или прекращения.

Устанавливаются равные права супругов в решении вопро­сов семейной жизни: воспитания и образования детей, отцов­ства и материнства. В то же время супруги обязаны строить свои отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Воспитание и образование детей является важнейшей функ­цией семьи. Благополучие и будущее детей напрямую зависит от взаимного согласия родителей, учета интересов и мнения детей при решении важных семейных вопросов. В случае возникнове­ния непреодолимых разногласий между родителями, они могут обратиться в органы опеки и попечительства или в суд. Напри­мер, вопросы об имени и фамилии ребенка при отсутствии дого­воренности между его родителями рассматриваются органами опеки и попечительства. При раздельном проживании родите­лей спор о месте жительства ребенка и об участии в его воспита­нии решается всудебном порядке.

Это интересно: Наследование пенсионных накоплений умершего

Имущественные права и обязанности супругов возникают на основе материальных благ: имущества, нажитого в браке, и средств материального содержания, которые одни члены семьи должны предоставить другим членам семьи (алиментные обяза­тельства).

Действующее законодательство предоставило супругам пра­во самостоятельно определять свои имущественные правоотно­шения. Семейный кодекс, решая вопрос об отношениях собствен­ности, устанавливает два режима имущества супругов — закон­ный и договорной.

Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности(гл. 7Семейного кодекса РФ, гл. 16 Гражданского кодекса РФ). Он действует при отсутствии брачного договора и по сути является основным.

Режим совместной собственности распространяется на иму­щество, нажитое супругами в период брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено и кем из суп­ругов внесены денежные средства. К такому имуществу отно­сят:

1)доходы каждого из супругов от трудовой, предпринима­тельской или интеллектуальной деятельности;

2)полученные пенсии, пособия и иные денежные выплаты нецелевого назначения;

3) движимое и недвижимое имущество, приобретенное за счет общих доходов;

4)ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в коммерческие организации, а также любое другое имущество.

Право на общее имущество принадлежит не только супругу, непосредственно участвовавшему в его приобретении, но и тому супругу, который в период брака по уважительным причинам не имел самостоятельного дохода. Например, вел домашнее хо­зяйство, осуществлял уход за детьми, получал образование, бо­лел или находился на инвалидности.

Российское законодательство не признает право собственно­сти детей на имущество, принадлежащее их родителям.

Фактические брачные отношения не создают совместной собственности на имущество. Споры о разделе имущества лиц, проживавших совместно без регистрации брака, решаются на основе Гражданского кодекса с учетом степени участия этих лиц в приобретении собственности. Признание брака недействи­тельным аннулирует правоотношения совместной собственнос­ти.

Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по их обоюдному согласию. Граждан­ский кодекс (ч. 2 ст. 253) и Семейный кодекс (ч. 2 ст. 35) исхо­дят из презумпции, что супруг, совершающий сделку по распо­ряжению совместной собственностью, действует с согласия дру­гого супруга. При совершении сделок с движимым имуществом не требуется доверенности или иных доказательств согласия дру­гого супруга. Недействительной такая сделка может быть при­знана по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать о несогласии супруга. Такая нор­ма установлена в интересах стабильности гражданского оборо­та. Для совершения сделок с недвижимым имуществом и сде­лок, требующих нотариального удостоверения и государствен­ной регистрации необходимо нотариально удостоверенное со­гласие другого супруга. При его отсутствии сделка признается недействительной. Срок исковой давности устанавливается в один год с момента, когда супруг узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.

Добрачное имущество, принадлежавшее супругам до вступ­ления в брак, а также имущество, полученное каждым из суп­ругов во время брака в дар или по наследству, находится враз­дельной собственности супругов.Вещи индивидуального пользования (например, одежда, обувь), исключая предметы роскоши, признаются собственностью пользовавшегося ими супруга. В отношении предметов профессиональной деятельности супругов (музыкальных инструментов, медицинского оборудо­вания, компьютерной техники) установлен дифференцирован­ный подход. Они могут быть отнесены к вещам индивидуально­го пользования, если их стоимость невелика. Дорогостоящие предметы, приобретенные на общие средства, как правило, при­знаются совместной собственностью, но при разделе имущества профессиональные интересы супругов учитываются. При разде­ле общей собственности предметы, необходимые для професси­ональной деятельности, получает тот супруг, который ими пользуется (например, компьютер будет принадлежать програм­мисту, медицинское оборудование — врачу). Если же стоимость таких предметов очень высока и превышает долю, причитаю­щуюся одному из супругов, то другому супругу присуждается компенсация.

Раздельное имущество супругов может быть признано совме­стной собственностью в том случае, если установлено, что в пе­риод брака стоимость имущества одного супруга значительно увеличилась за счет общего имущества или за счет труда и средств другого супруга. Это относится к вещам совместного пользования (домам, дачам, автомашинам), подвергшимся ка­питальному ремонту, реконструкции или переоборудованию.

Совместная собственность супругов может быть разделена в период брака или после его расторжения. Раздел регулируется диспозитивными нормами, т. е. он применяется только по ре­шению супругов. В спорных случаях раздел общей собствен­ности и определение долей супругов производится в судебном порядке.

Во время брака соглашение о разделе имущества произво­дится добровольно и распространяется только на уже приобре­тенное имущество. Имущество, которое супруги приобретают после соглашения о разделе, вновь будет относятся к совмест­ной собственности. Соглашение о разделе оформляется в пись­менной форме, его нотариальное удостоверение не является обя­зательным и осуществляется по желанию супругов. Необходи­мость в таком разделе может быть обусловлена обращением взыс­кания на имущество одного из супругов или желанием супруга подарить часть своего имущества. Не подлежат разделу вещи, приобретенные для несовершеннолетних детей, и вклады, вне­сенные на имя общих несовершеннолетних детей.

Требования супругов о разделе общей собственности после расторжения брака рассматриваются в течение трехлетнего сро­ка исковой давности.

Законодательство устанавливает равенство долей супру­гов в общем имуществе.В случае, когда одному из супругов передается имущество, стоимость которого превышает установ­ленную долю, другой супруг вправе претендовать на компенса­цию. Суд может отступить от принципа равенства долей, учи­тывая интересы несовершеннолетних детей или заслуживаю­щих внимания интересов супруга (например, если другой суп­руг расходовал общее имущество в ущерб семье). В ситуации, когда фактические семейные отношения прекратились задолго до юридического расторжения брака (супруги проживали от­дельно и вели раздельное хозяйство), суд может признать на­житое за это время имущество собственностью каждого из суп­ругов.

Таким образом, действующий Семейный кодекс РФ значи­тельно расширил вещные права супругов. Он позволил супру­гам самостоятельно определять режим собственности с учетом сложной структуры имущества супругов в новых экономичес­ких условиях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей.

Вступившие в брачный союз мужчина и женщина обладают как личными неимущественными, так и имущественными правами и обязанностями.

Это интересно: Как подать жалобу в фас

Личные права и обязанности супругов следующие.

Вступая в брак, супруги могут по своему желанию избрать фамилию одного из супругов в качестве общей или сохранить добрачную фамилию, возможно также их соединение (двойная фамилия). Супруги свободны в принятии решений по вопросам выбора профессии, рода занятий, места жительства. К личным неимущественным правам относятся также права:

на совместное решение вопросов жизни семьи;

дачу согласия на усыновление ребенка другим супругом;

расторжение брака и др.

Данные права одного из супругов предполагают соответственно наличие обязанности у другого (обязанность получить согласие на усыновление ребенка, обязанность не препятствовать выбору занятия, профессии и т. д.).

Рассмотрим имущественные права и обязанности супругов. Закон различает добрачное имущество, принадлежавшее мужу (жене) до вступления в брак, и имущество, приобретенное во время брака.

Имущественные правоотношения между супругами включают:

алиментные отношения (отношения по взаимному содержанию супругов)

Права и обязанности родителей, при удостоверении происхождения ребенка от данных лиц, возникают с момента рождения ребенка и прекращаются по достижении им 18 лет, а также при вступлении несовершеннолетнего в брак или его эмансипации. Родительское правоотношение — это урегулированная нормами семейного законодательства совокупность личных и имущественных отношений между родителем и ребенком.

Содержание родительского правоотношения образуют права и обязанности родителя и его ребенка в отношении друг друга.

  • 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). Приемы и способы воспитания выбирают сами родители.
  • 2. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, включая и близких родственников ребенка (п. 1 ст. 63 СК РФ).
  • 3. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). При этом родители не вправе причинять вред психическому и физическому здоровью своих детей и их нравственному развитию ( п. 1 ст. 65 СК РФ).
  • 4. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).
  • 5. Родители, с учетом мнения детей, имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).
  • 6. Родители имеют право и обязаны защищать интересы своих детей без специальных на то полномочий (п. 1 ст. 64 СК РФ).
  • 7. Родители имеют право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основаниях закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ).
  • 8. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 СК РФ), а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать реализации этого права.
  • 9. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о нем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других (п. 4 ст. 66 СК РФ).

Права ребенка и соблюдение их в семье

«ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»

Основные международные документы, касающиеся прав детей.

Декларация прав ребенка (1959).

Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.

Семейный Кодекс РФ (1996).

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Закон «Об образовании».

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правами и свободами в области семейных отношений:

— жить и воспитываться в семье;

— знать, кто является его родителями;

— на проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его интересам) и на заботу с их стороны;

— на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением;

— на всестороннее развитие;

— на уважение человеческого достоинства;

— на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками; сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации, то есть попавшим в следственный изолятор, больницу и т.д.;

— на защиту;

— на выражение собственного мнения;

— на получение фамилии, имени, отчества;

— на получение средств, к существованию и на собственные доходы.

Советы родителям.

Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.

Ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт присутствия в семье.

Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.

Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Ребенок учится тому, чему его учит жизнь

(Барбара Л.Вульф)

Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.

Если к ребенку относиться враждебно, он учится драться.

Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.

Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.

Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.

Если ребенка хвалят, он учится благодарности.

Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.

Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.

Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.

Четыре заповеди мудрого родителя.

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность, не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась. Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это неспособны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие! Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей воспринимайте как информацию. Если разговор о том, что «Миша из второго подъезда непревзойденно играет на скрипке», происходит в присутствии вашего ребенка, вам в ответ тоже нужно что-то сказать. Важно, чтобы ваш ребенок знал: вы любите его таким, какой он есть!Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот, я старалась, а ты …», «Я вот лежу, болею, а ты …», «Я тебя растила, а ты …». Это, граждане родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая нечестная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут призвать малыша к стыду вполне уместно. Ведь на определенном этапе жизни эта эмоция играет важную и полезную роль тормоза, не позволяющего совершать неблаговидные поступки. Главное — не забывать, что у всего должна быть мера.

Права ребенка в семье

Какие права в семье есть у ребенка?

Каждый родившийся ребенок имеет следующие права:

жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;

на общение с родителями и другими родственниками, когда ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;

на воссоединение с семьей (в случае необходимости ребенок имеет право получить разрешение на въезд в страну и выезд из нее);

на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; при этом средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка;

на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства (в том случае, если ребенок остается без попечения родителей);

на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

Имею ли я право на совместное проживание с родителями?

Да. Совместное проживание со своими родителями является правом ребенка (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам), в том числе и в случае, когда родители и ребенок проживают на территории различных государств. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства родителей.

С какого возраста я вправе выражать свое мнение?

Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение. Если вы способны сформулировать свои собственные взгляды на вопросы, касающиеся ваших законных интересов, то родители и любые другие взрослые должны не только уважать ваше право свободно выражать их, но уделять им внимание и принимать решение в отношении вас с учетом вашего мнения.

Могу ли я выражать свое мнение при решении в семье какого-то вопроса?

Да можете, но при решении не любого вопроса, а только того, который затрагивает ваши жизненные интересы (например, в какой школе вам учиться).

Вправе ли родители заставлять меня менять мое мнение?

С одной стороны, ни родители, ни кто-либо иной не вправе «давить» на вас, чтобы вы изменили свое мнение или высказывали его против вашей воли. Вы вправе выражать свое мнение свободно. Но, с другой стороны, «давление» со стороны родителей не следует смешивать с советами и рекомендациями, которые вам дают родители из лучших побуждений, с разъяснением ваших прав. Это – право и обязанность родителей.

В каких случаях решения взрослых должны приниматься только с моего согласия?

Если вам исполнилось 10 лет, то ваше согласие обязательно для решения таких вопросов, как:

— изменение имени и фамилии;

— усыновление;

— восстановление родителей в родительских правах;

— в ряде вопросов, связанных с усыновлением.

Если вы станете возражать против решения вопроса по указанным выше проблемам, то решение не может быть принято против вашей воли.

Мои родители решили развестись и не могут договориться, с кем я останусь жить. Будут ли в суде спрашивать меня о том, с кем я хочу остаться? Могу ли я выразить свое желание после развода родителей проживать с отцом?

Да. Вы обладаете правом быть заслушанным в ходе любого судебного, а также и административного разбирательства. Поэтому вы можете присутствовать на суде и выразить свое желание после развода родителей проживать с папой. Если вам исполнилось 10 лет, то учет вашего мнения обязателен. Но если ваше желание проживать с отцом противоречит вашим жизненным интересам (например, у вашего отца плохие жилищные условия или ваше общение с ним повредит вашему развитию), то суд вправе и не учесть ваше мнение.

Кто обязан осуществлять защиту моих прав и законных интересов?

Защита прав и законных интересов детей возлагается на родителей, орган опеки и попечительства, а также на прокуратуру и суд. Следует отметить, что если вы признаны в соответствии с законом полностью дееспособным, то есть как бы взрослым, то имеете право самостоятельно защищать свои права и интересы. Право обратиться в суд возникает у вас с 14 лет.

Мои родители часто меня наказывают: ругают, не пускают гулять, запрещают встречаться с друзьями, иногда даже бьют. Что мне делать в этой ситуации?

Каждый ребенок имеет право на защиту от неправомерных действий своих родителей по отношению к нему. К неправомерным действиям относятся не только действия, о которых вы спрашиваете, но и случаи, когда родители не выполняют свои обязанности по вашему воспитанию. Вы вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства. Работники органов опеки и попечительства обязаны выслушать вас, ознакомиться с просьбой и принять необходимые меры для помощи. Можно обратиться к социальному педагогу школы; в социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; центр экстренной психологической помощи – по телефону.

Я живу в семье с родителями и другими родственниками. Какие обязанности я должен выполнять? Закреплены ли они в законах?

Отношения в семье складываются на основе общего согласия, с учетом традиций, справедливого распределения обязанностей, на основе уважения друг друга. Хорошо, когда в семье принято уважительно относиться к своим родителям, родным и близким, помогать им. При этом ребенок должен уметь управлять своими поступками и поведением в семье, в кругу друзей и в обществе, нести моральную и нравственную ответственность за свои действия; заниматься самовоспитанием и самообразованием; развивать свои лучшие природные задатки, учиться применять их в жизни; овладевать знаниями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: