Немного истории
Профессия супервайзер начала свое стремительное развитие еще со второй половины 20 века в США, где вместе с ростом количества компаний выделялись те или иные должностные обязанности супервайзера. В подчинении у данного представителя компании находится своя группа промоутеров, менеджеров, продавцов-консультантов, мерчендайзеров и иных специалистов.
Директора компаний возлагают большие надежды на супервайзеров, так как именно они руководят всем коллективом, находятся в поисках новых клиентов, места для работы своих подчиненных, исследуют каждую торговую точку и ищут пути для совершенствования бизнеса, увеличения продаж и повышения конкурентоспособности. В зависимости от того, в какой сфере деятельности будет работать представитель компании, он будет выполнять конкретные должностные обязанности, которые включают в себя несколько пунктов, выполнение которых влияет на всю работу в целом.
Классификация
В торговой сфере выделяют следующие виды супервайзеров:
- Супервайзер в торговой сети. Обеспечивает в супермаркетах и крупных магазинах эффективную работу консультантов, продавцов в группах по 10–15 работников. За каждой группой закрепляется супервайзер, отвечающий за эффективность своего коллектива. Супервайзер формирует для сотрудников наилучший график смен, обучает их и контролирует уровень дисциплины;
- Супервайзер мерчандайзеров. Специалисты по мерчандайзингу налаживают выкладку товаров на магазинных полках, отслеживают наличие продукции, правильность ценников, объёмы продаж. Супервайзер в свою очередь берёт под контроль работу своих подчиненных, оценивая эффективность выкладки и достижение в продажах плановых показателей;
- Супервайзер промоутеров. В обязанности промоутеров входят демонстрация товаров и их преимуществ, раздача образцов товаров, проведение дегустационных мероприятий и прочих стимулирующих акций. Супервайзер же организует обучение промоутеров, согласовывает с руководителем торговой компании график стимулирующих мероприятий, распределяет промоутеров по торговым точкам и выдаёт им все нужные материалы.
- Супервайзер торговых представитель. Торговый представитель или агент – специалист оптовой компании, отвечающий за составление договора с магазинами. А супервайзер проводит обучающие мероприятия для торговых агентов, назначает обязанности, обеспечивает персонал нужными материалами, предоставляет руководству отчетность о продажах.
Отличия супервайзера от менеджера
В структуре компании менеджер осуществляет руководство подразделением или отделом. Специалист выполняет следующие функции – планирует и организует работу коллектива, мотивирует сотрудников и контролирует их эффективность.
Выделяют менеджеров различного уровня:
- младшее звено – менеджеры руководят складскими комплексами, отделами магазина;
- среднее звено – менеджеры организуют деятельность сотрудников младшего звена и стоят во главе департаментов, цехов;
- высшее звено – занимают должности управляющих, генеральных директоров, топ-менеджеров.
Таким образом, менеджеры являются управленцами на разных уровнях. Они несут ответственность за различные процессы в компании – от финансовой части и управления производством до операционной работы и развития фирмы.
В свою очередь супервайзер – это менеджер, относящийся к младшему звену и отвечающий за планирование работы, организацию бизнес-процессов и контроль над ними. Однако его зона ответственности – исключительно продажи, а значит выполняет супервайзер только ограниченный ряд задач.
Основные обязанности супервайзера
Список обязанностей, возлагаемых на супервайзера, может постоянно корректироваться и изменяться, но только если это предусмотрено в соответствующем пункте трудового договора. Специфика деятельности конкретной компании формирует основные должностные обязанности супервайзера, куда входят следующие пункты:
- беседа с кандидатами на конкретную должность для формирования коллектива;
- проведение тренингов и обучающих программ;
- мотивирование сотрудников компании;
- осуществление переговоров с постоянными и потенциальными клиентами;
- обеспечение торговых точек необходимой рекламной продукцией;
- поиск выгодных мест для проведения промо-акций и работы самих промоутеров;
- несение ответственности за каждого работника, находящегося в подчинении;
- грамотная работа с каждым новичком, помощь в его адаптации, знакомство с коллективом, работой в целом, понимание своих обязанностей и так далее;
- внесение всевозможных новшеств для продуктивной работы всего коллектива, постоянный настрой и формирование позитивной атмосферы, мотивирующей на успех;
- объективная оценка каждого подчиненного, индивидуальная беседа, помощь в развитии, увольнение или повышение;
- построение графика режима работы, отпусков, больничных;
- проведение обучающих курсов;
- подготовка отчетов для руководства, где будет грамотно отражен результат проведенной работы, ее качество, выполненные задачи и многое другое.
Супервайзер
Щур Д.Л.
,
начальник юридического отдела Издательско-консультационного
Опубликовано в номере: Кадры предприятия №7 / 2002
Сфера работы
Должность «супервайзер
» — американское изобретение начала 70-х годов теперь уже прошлого века. Само слово имеет английские корни —
supervisor
(«надсмотрщик», «надзирающий»). Появление такой должности в американских компаниях вызвано развитием технологий и необходимостью усиления контроля за персоналом. С приходом западных технологий в России появилась и «прижилась» должность «
супервайзера
». Однако как всегда, в условиях национальной специфики ведения бизнеса, зачастую звучным иностранным словом назывались и должности руководителей любого ранга, и специалистов, а также профессии рабочих. Но мода на все иностранное проходит, остается голый практицизм. Что же собой представляет должность
супервайзера
? Есть ли у нее какой-нибудь российский аналог?