Образец приказа на ответственного по охране труда и порядок его составления


Что входит в понятие «охрана труда»

Под этим термином понимается целый комплекс мер, направленных на безопасную трудовую деятельность персонала предприятия, охрану здоровья и жизни работников. В частности это подготовка специальной документации, а также фактическое осуществление всех необходимых действий (например, установка пожарной и охранной сигнализации, предоставление специальных средств защиты, установка режима труда и отдыха, обеспечение персонала лечебно-профилактическим питанием и т.д.).

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ

С какой целью составляется приказ

охрана труда
Охрана труда является важным условием деятельность любой организации. Она включает в себя комплекс мероприятий, которые необходимо проводить, чтобы обеспечить защиту и сохранение жизни и здоровья сотрудников фирмы.
Также охрана труда требует разработки локальных нормативных актов. Основной из них – инструкция по охране труда, важный документ, с которым под роспись должен ознакомиться каждый работник предприятия независимо от его квалификации, образования и т.д.

Требования охраны труда определяются законодательными нормативными актами России. Они включают в себя:

  • Специальную оценку труда и контроль за состоянием условий труда на конкретном месте работы;
  • Создание системы управления по охране труда;
  • Организацию режима работы и отдыха в соответствии с нормами;
  • Обеспечение работников средствами защиты и специализированной одеждой, имеющими сертификаты;
  • Обязательное обучение сотрудников на всех этапах работы, особенно, связанной с эксплуатацией сложного оборудования;
  • Недопущение к работе сотрудников, не прошедших инструктажа, обучения, проверку знаний по охране труда, а также неправильно применяющих индивидуальные средства защиты;
  • Информирование сотрудников об существующих условиях труда, риске их здоровью и т.д.

Чтобы контролировать эти процессы, организовывать их, необходимо обозначить ответственных лиц на предприятии, разработать план их проведения.

Кроме этого, издание приказа необходимо для облегчения процедуры расследования, когда в компании происходят несчастные случаи. Также данный документ запрашивается при проверках предприятия компетентными органами.

Стоит отметить, что в настоящее время при наличии в организации работников, даже выполняющих офисные задачи, необходимо проводить специальную оценку условий труда (ранее такое мероприятие носило название аттестация рабочих мест).. Если ее не проводить на организацию могут наложить существенные штрафы.

На кого чаще всего возлагается ответственность

Обычно ответственным по охране труда назначается сотрудник, имеющий нужные знания, опыт и прошедший специальную подготовку. Если такового на предприятии нет, то кто-либо из работников отправляется на обучение и после его прохождения приступает к данным обязанностям.

Следует отметить, что не все организации должны вводить в штатное расписание должность ответственного за охрану труда. Но такой специалист должен наличествовать в тех компаниях, штат которых превышает 100 человек (если речь идет о производственных фирмах) или 200 человек (если деятельность предприятия осуществляется в любой другой области). Иногда за охраной труда следит целый отдел или служба, состоящая из нескольких работников.

Кто может стать ответственным за охрану труда на предприятии

Работодатель и работник должны соблюдать требования охраны труда, установленные стандартами безопасности труда, правилами и инструкциями (ч. 10 ст. 209, ст. 212, ст. 214 ТК РФ).

При этом каждый работодатель, занимающийся производством, численность сотрудников которого более 50 человек, в обязательном порядке должен создать службу охраны труда или ввести должность соответствующего специалиста, имеющего специальную подготовку или опыт работы (ст. 217 ТК РФ). Остальные работодатели делают это в зависимости от специфики своей деятельности.

Если в штате компании не предусмотрен специалист, «охраняющий труд», его обязанности возлагают на руководителя или другое уполномоченное лицо (ч. 2 ст. 217 ТК РФ).

Допускается также привлечение стороннего специалиста охраны труда по договору ГПХ или аккредитованной специализированной организации.

Чем должен заниматься ответственный за безопасность сотрудник

Перечень обязанностей работника предприятия, назначенного ответственным за охрану труда в разных компаниях может различаться.

Но, как правило, это ознакомление персонала организации с соответствующими инструкциями, проверка работы оповещающих систем, а также технических устройств и оборудования, различного рода конструкций, представляющих определенную опасность, контроль за соблюдением защитных мер на производственных линиях, своевременное направление работников на медицинские осмотры и освидетельствования и прочие мероприятия.

Как выбрать ответственное лицо?

охрана труда1
Специалист по охране труда должен обладать необходимыми для этого знаниями. Прежде чем назначить ответственного по охране труда, надо у него проверить наличие свидетельства об обучении по программам охраны труда в организации, техники безопасности.
Это документ действует пять лет. Поэтому кандидаты и назначенные ответственные лица должны периодически получать данное образование в специальных центрах. Обучение платное, его необходимо проводить за счет компании. При выборе данного лица, нужно учесть специфику деятельности фирмы и объем работы. В связи с этим такую работу можно предложить по совместительству уже работающему сотруднику, или принять на должность инженера по охране труда, отдельное лицо. В больших фирмах существуют целые отделы, занимающиеся данными функциями. На малых предприятиях руководитель компании может взять эту обязанность на себя.

Кто должен расписаться в документе

В приказе должно быть несколько подписей. В первую очередь – директора компании, поскольку все подобные распоряжения выпускаются от его имени (если руководителя нет на месте, приказ может подписать сотрудник, временно его замещающий).

Кроме того, в документе должны стоять автографы работников, которых непосредственно касается приказ, а также тех лиц, которые назначены ответственными за его исполнение.

Надо сказать, что если в документе не будет подписей директора или работников, в отношении которых он издан, его легко можно будет оспорить в дальнейшем в судебной инстанции, именно поэтому этот пункт должен соблюдаться неукоснительно.

Как составить приказ

[ads-pc-3] [ads-mob-3]


Приказ составляется в вольной форме, но при этом лучше использовать фирменный бланк организации. Срок действия приказа ограничивается одним годом, а по истечении этого периода составляется новый экземпляр.

Структура такого документа должна включать:

  • дату и место составления;
  • заголовок;
  • преамбулу, содержащую ссылку на актуальный нормативный документ;
  • текст приказа о назначении ответственных лиц с указанием их фамилий и должностей.

В тексте также указываются лица, которые могут замещать ответственных при необходимости, оговариваются все функции упомянутых сотрудников и отображается план мероприятий на ближайший год, в течение которого приказ будет действителен. Дополнительно можно утвердить внутренние документы, которыми сотрудники должны руководствоваться для соблюдения всех требований по охране труда.

Документ визируется подписью руководителя, после чего фиксируется в книге учета приказов и получает порядковый номер. Указанные в приказе сотрудники должны с ним ознакомиться и поставить свои подписи в документе, после чего бумага официально вступает в силу.

Образец приказа о назначении ответственного по охране труда

Если перед вами поставлена задача по созданию приказа о назначении ответственного за охрану труда сотрудника, посмотрите его пример и возьмите на заметку рекомендации и комментарии к нему.

  1. Первым делом укажите в бланке наименование компании (полное или сокращенное – значения не имеет), затем напишите название документа, поставьте его номер и дату составления. Далее начинайте формулировать основной блок.
  2. Сначала дайте обоснование распоряжению, т.е. обозначьте причину, в связи с которой оно пишется, затем внесите ссылки на номера и даты законодательных актов или внутренних документов компании, которые имеют к данному приказу непосредственное отношение.
  3. Ниже, после слова «приказываю» включите должность и ФИО работника, который назначается ответственным за охрану труда, а также того человека, который будет исполнять эти обязанности в период его отсутствия на работе.
  4. После этого укажите требование об ознакомлении данных лиц с должностной инструкцией ответственного и впишите сведения о сотруднике предприятия, который обязан проконтролировать выполнение этого начальственного распоряжения.
  5. В заключение соберите все необходимые подписи.

Как утвердить ответственное лицо

После того как кандидат определен, его необходимо оформить и утвердить. В зависимости от выбранного варианта с ним заключается дополнительное соглашение (работа по совместительству) или составляется новый трудовой договор. Далее руководитель издает приказ о назначении ответственного по охране труда.

Выбрав инженера по охране труда, надо закрепить ответственных лиц за соблюдение требований на каждом участке, которые будут организовывать инструктажи по охране труда на конкретном месте работника.

Руководители структурных подразделений могут брать данную обязанность на себя или выбирать компетентных должностных лиц. Все эти ответственные также закрепляются в приказе о назначении. Далее им выдаются должностные инструкции, в которых описывается что именно они должны делать.

Форма документа

Обязательная форма приказа о назначении специалиста по охране труда Министерством труда РФ не разработана. Рекомендованного этим ведомством бланка приказа тоже не существует. Поэтому при его издании необходимо руководствоваться общими правилами оформления подобных распоряжений, принятыми на предприятии.

Учтите, что за отсутствие на предприятии приказа о назначении руководителя по охране труда грозит административный штраф. Это подтверждает и судебная практика (например, постановление 13-го арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 по делу № А56-75790/2014).

Далее показан примерный образец приказа о назначении уполномоченного по охране труда, который при необходимости можно переделать под нужды конкретной организации:

Общество с ограниченной ответственностью «Гуру» (ООО «Гуру»)
ПРИКАЗ 18.09.2017 № 19-к Москва О назначении ответственного за организацию работы по охране труда На основании ст. 217 ТК РФ и в целях выполнения государственных стандартов безопасности труда, соблюдения норм и правил техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарно-гигиенических требований ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Назначить инженера по охране труда Ю.М. Васькова ответственным за организацию работы по охране труда, соблюдение техники безопасности и пожарной безопасности. 2. Инженеру по охране труда Ю.М. Васькову в срок до 26.09.2017 подготовить (разработать): 2.1. Проекты внутренних нормативных актов по охране труда в соответствии с действующим законодательством. 2.2. Направления работы по охране труда и предложения по распределению обязанностей по их выполнению между руководителями структурных подразделений и их работниками. 2.3. Проекты приказов о назначении лиц, ответственных за охрану труда в структурных подразделениях по следующим видам работ: • за охрану труда; • за противопожарную безопасность; • за вводный инструктаж. 2.4. Планы мероприятий по охране труда на конец 2017 года и 2021 год. 3. Разработанные и согласованные проекты внутренних нормативных актов и иных документов, предусмотренных п. п. 2.2 — 2.4 настоящего Приказа, представить на утверждение в срок до 28.09.2017 включительно. 4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя генерального директора А.А. Бабурина. Генеральный директор____________Краснов____________/В.В. Краснов/ С приказом ознакомлены: инженер по охране труда____________Васьков____________/Ю.М. Васьков/ 18.09.2017 заместитель генерального директора____________Бабурин____________/А.А. Бабурин/ 18.09.2017

Также см. «Образец приказа о создании комиссии по охране труда».

Читать также

07.09.2017

Для чего оформляется?

Оформление приказа о назначении и возложении функций должно служить сразу нескольким целям:

  • Юридическое закрепление обязанностей по реализации норм охраны труда за определенным специалистом. При проведении проверки государственной инспекцией по труду, в первую очередь, проверяются нормативные акты касательно компетенции специалиста по ОТ, в том числе и приказ о его назначении, а также основания данного назначения.
  • Наделение специалиста правами и обязанностями в области реализации комплекса мер по охране труда. Без документального подтверждения своего статуса специалист по ОТ не обладает соответствующими распорядительными полномочиями по отношению к сотрудникам организации и не имеет права привлекать их на законных основаниях к мероприятиям по безопасности.
  • В случае возникновения совмещения изменяется и порядок оплаты у работника. Данный факт также должен найти отражение в соответствующем приказе. В случае если работник, помимо выполнения своих основных производственных функций, в рамках рабочего времени занимается мероприятиями по соблюдению норм охраны труда, должна производиться соответствующая доплата.

Также предлагаем приказа о:

  • распределении обязанностей по ОТ между должностными лицами.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: