Водителю важно соблюдать режим труда и отдыха (РТО), не только потому что за нарушения положен штраф. Последствия нарушений режима — переутомление и невнимательность — часто приводят к авариям на дорогах. «Известия» приводят такую статистику: больше половины всех ДТП связаны именно с усталостью водителя. В статье расскажем:
- По какому графику может работать водитель
- Учет рабочего времени водителя: сколько часов в день он может работать
- Что входит в рабочее время водителя
- Какие виды отдыха водителя существуют
- Чем отличаются режимы труда и отдыха водителей автобусов, грузовиков и такси
- Кто и как контролирует режим труда и отдыха водителя
- Штрафы за нарушения режима труда и отдыха водителей
- Как оплатить штраф за нарушение РТО
Для каких водителей можно вводить ненормированное время
Рабочий режим, время перерывов и отдыха сотрудников, управляющих транспортными средствами, до 2021 года регулирует приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15. В этом документе предусмотрен ряд ограничений, из-за которых к ним не всегда можно применить ненормированный рабочий день для организации работы.
Важно
Приказ Минтранса от 20.08.2004 № 15 отменяется с 01.01.2021 в рамках т. н. регуляторной гильотины (постановление Правительства РФ от 26.10.2020 № 1742). Новый приказ Минтранса с 2021 г. утвердил Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей.
В п. 14 старого приказа Минтранса и п. 8 нового документа чётко определен перечень водителей, для который может быть установлен ненормированный рабочий режим (т. е. изменений в перечне с 2021 г. нет). Это:
- трудящиеся, занятые управлением легкового автомобиля (кроме такси);
- водители в рамках геологоразведочных, изыскательских, топографо-геодезических работ в полевых условиях.
Чередование и длительность рабочих дней при ненормированном режиме водителей устанавливают на основании продолжительности недели по производственному календарю, а время отдыха предоставляют на общих основаниях.
Таким образом, для водителей грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники, если они не участвуют в экспедициях или геологических изысканиях, такой режим работы установлен быть не может.
Общая таблица труда и перерывов для отдыха водителей для 2021 года
Хотя в каждой компании составляется свой режим работы, есть некоторые общие правила. В сбалансированном рабочем дне перевозчика должны быть такие периоды:
Вид деятельности | Рабочее время |
Ежедневный медосмотр | 15 минут |
Вождение | 4 часа |
Обед | не засчитывается |
Вождение | 2 часа |
Специальный перерыв | 15 минут |
Вождение | 90 минут |
Итог | 8 часов |
Особенности составления графика работы водителя автобуса
График составляется работодателем ежемесячно. В расписание должно вноситься время начала и конца смены, перерывы на обед и дни еженедельных выходных. В графике должна учитываться длительность смены, потому что от этого зависит количество времени отдыха для каждого сотрудника.
Действия водителя | Общее время | Рабочее время |
Вождение | 4 часа | 4 часа |
Перерыв | 2 часа | |
Обед | 2 часа | |
Вождение | 4 часа | 4 часа |
Итого | 12 часов | 8 часов |
Стоит заметить, что нормы для графика будут отличаться у перевозчиков разных категорий, например, пригородных и городских маршрутов, и в разных климатических условиях, но важно, чтобы перерыв был не позже, чем через 5 часов с начала работы.
Сложности ненормированного режима водителей
В длительность рабочего дня водителя входит:
- продолжительность управления автомобилем;
- подготовительно-заключительное время;
- время специальных перерывов для отдыха;
- время устранения неисправностей;
- время простоев не по вине работника;
- иные категории времени.
Сложность в части применения ненормированного режима водителей заключается в жестком ограничении времени непрерывного вождения. Так, согласно пп. 10-14[/cplink] нового приказа Минтранса, с 2021 года можно заниматься непосредственным движением на машине:
- не более 9 часов в течение рабочего дня при ежедневном режиме;
- повышение длительности управления до 10 часов возможно при суммированном учете времени работы, но не более 2 раз в неделю;
- при достижении максимального времени управления автомобилем, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и/или следования к месту стоянки;
- время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель – 90 часов.
Есть и другие нюансы касаемо специальных перерывов.
В законодательстве нет каких-либо оговорок в части длительности периода непосредственного вождения при ненормированном рабочем дне. Следовательно, несмотря на возможность увеличения общей продолжительности работы при таком режиме, длительность управления не должна превышать установленные ограничения.
За нарушение указанных ограничений в п. 3 ст. 11.23 КоАП РФ предусмотрен штраф:
- для должностных лиц – от 7000 до 10 000 руб.;
- для ИП – от 15 000 до 20 000 руб.;
- для организаций – от 20 000 руб. до 50 000 руб.
Важно
Выходные дни предоставляют водителям на общих основаниях – согласно введенному для них графику работы. Если нет каких-либо оговорок на этот счет в коллективных или трудовых договорах, привлечение сотрудника к труду в нерабочие дни оплачивают по повышенным тарифам на условиях ст. 153 ТК РФ.
Для трудящихся на ненормированном режиме действует общий режим работы в компании: длительность рабочего дня, время перерывов для отдыха и питания, время междусменного отдыха, количество и очередность предоставления выходных дней, закрепленных в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном или трудовом договоре.
Периодическое разовое привлечение к труду за пределами рабочей смены оплате не подлежит, но его компенсируют предоставлением дополнительного отпуска (ст. 101 ТК РФ). Длительность такого периода дополнительного отдыха не может быть менее 3-х дней (ст. 119 ТК РФ).
Новые требования к организации труда и отдыха водителей 2021 года по приказу Минтранса
Рабочие отношения граждан России с их работодателями установлены в Трудовом кодексе. В 4 разделе данного документа можно ознакомится с нормами, которые касаются организации временных рамок труда. Все, что касается условий работы перевозчиков, можно узнать в 51 главе Трудового кодекса.
Именно в этой главе написано, что вносить коррективы в правила организации труда водителей может Минтранс, потому что оно является федеральным органом власти.
В целом правила составления рабочего графика работников сферы перевозок регулируются в приказе №15, который Минтранс выдал в 2004 году. Однако 03.05.2018 г. появились правки, которые вышли под номером 170.
К главе о категориях шоферов, режим которых может отличаться, добавили работников пожарных и спасательных служб. Также уточнили, что 12-часовая рабочая смена может назначаться только в том случае, если в целом число рабочего времени в неделю не превышает допустимые нормы труда.
Порядок оформления ненормированного рабочего дня водителя
Существенных отличий в процедуре документального оформления ненормированного режима водителей с 2021 года нет. До его ведения работодатель обязан закрепить в локальном акте перечень должностей, для которых он возможен. Ненормированное время может быть введено как при приеме на работу, так и впоследствии – для уже трудящегося сотрудника.
Поскольку режим труда и отдыха – это обязательное условие трудового договора, оно должно быть включено в его текст при приеме. Если сотрудник уже трудится в компании, подобное обстоятельство указывают в дополнительном соглашении к трудовому договору.
Виды водительских дополнительных допотпусков
Рассмотрим особенности дополнительного оплачиваемого времени для отдыха водителей по различным основаниям.
ВАЖНЫЙ МОМЕНТ! Так как должность водителя подпадает сразу под несколько оснований, то для определения отпуска выбирается одно, по которому положено наибольшее количество дней.
Дополнительные дни «за вредность»
Работа водителя, к сожалению, предусматривает много факторов отрицательного воздействия на здоровье труженика:
- физические нагрузки (на мышцы и органы восприятия);
- эмоциональные стрессы;
- дыхание загазованным воздухом;
- вибрация;
- тяжелый микроклимат на рабочем месте – за рулем и др.
Все это позволяет отнести эту профессию к вредным, тяжелым и опасным видам занятости, она входит в упоминающийся выше Список. А таким категориям работников гарантируется дополнительный отпуск. Закон устанавливает его минимальную длительность в 7 рабочих дней, но работодатель может по своему усмотрению увеличить этот срок.
Условие о данном виде добавочных отпускных дней должно быть внесено в трудовой договор водителя при трудоустройстве, а также отмечено в коллективном договоре, отраслевом соглашении.
Допотпуск за ненормированность рабочего дня
Данный режим может быть в ряде случаев установлен:
- водителям легковых авто (кроме таксистов);
- водителям экспедиций в полевых условиях.
Если водитель получил в трудовой договор такую характеристику режиму своего труда, ему гарантирован дополнительный отпуск не менее 3 дней, если большее количество не предусмотрено локальными актами. Причем эти дни он вправе отгулять, даже если в течение рабочего года ему ни разу так и не привелось превысить обычный режим занятости.
В отпуск, потому что особенные
Установлен ряд профессий «с особенными условиями труда», к ним относится и водительская. Этой категории выделят еще 3 дополнительных дня «от щедрот» государства, если перед этим в данной отрасли отработано непрерывно 3 и более года.
Водители на Севере
Эта категория тружеников также имеет право на дни отдыха в плюс к основному отпуску. Закон добавляет 24 рабочих дня для водителей Крайнего Севера и 16 дней – для шоферов, работающих в приравненных к нему районах.
Итоги
С 01.01.2021 вступает в силу новый приказ Минтранса, регулирующий в том числе правила применения режима ненормированного дня для водителей.
Устанавливать ненормированный день допустимо только водителям легковых авто, используемым для служебных задач. Также может не нормироваться рабочий день водителей, занятых в сфере геологоразведки и изысканий. Для всех прочих категорий водителей ненормированный режим недопустим.
Нанимателю также следует помнить, что он может продлевать рабочий день водителя (с соблюдением установленных ограничений), но не может увеличивать максимально допустимое время непосредственно пребывания за рулем, установленное Минтрансом с 2021 года.
Читать также
23.04.2020
Режим работы и отдыха водителя грузового авто по тахографу и штрафы
Тахограф – это специальный прибор, который должен устанавливаться в автотранспорте для контроля времени работы водителя. Его применение регулируется Приказами Минтранса №36 от 30.01.2013 и №273 от 21.08.2013, а также поправками от 2 марта 2018 года.
Отсутствие тахографа в транспортном средстве или его неисправность повлечет за собой штраф для водителя в размере 1-3 тысяч рублей. Такой же штраф он должен заплатить за нарушение графика. Руководство правонарушителя должно будет заплатить 5-10 тысяч рублей.
Устройство ведет контроль над тем, чтобы перевозчик не был за рулем больше положенного времени. Кроме этого, тахограф может отслеживать маршрут и скорость передвижения автомобиля.
Чтобы отследить конкретного водителя, нужно изготовить для него специальную карту. Каждый раз, когда он начинает или заканчивает работу, то должен вставлять или вынимать ее из прибора. Таким образом, на тахометре должно быть видно, что водитель проводит за рулем не больше 10 часов, в течение дня у него был перерыв как минимум полчаса, а отдых между сменами составил не меньше 11.
Руководство для водителя