Программа Школы приёмных родителей материал по теме

Автор статьи: Юлия Кайсина Последнее изменение: Январь 2021 года 22527

В России большое количество детей-сирот, которые нуждаются в новой семье и любящих родителях. Многие бездетные пары принимают решение усыновить малыша и стать ему родными. Но важно помнить, что перед таким серьезным шагом необходима специальная психологическая помощь. Школа приемных родителей предназначена для подготовки кандидатов на усыновление к решению взять ребенка в семью и нести ответственность за его дальнейшую судьбу.

Кто должен пройти ШПР?

Все кандидаты, за исключением:

  • близких родственников ребенка (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами),
  • отчима и мачехи,
  • лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено,
  • лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

Как утверждают специалисты, ШПР желательно пройти всем кандидатам в том числе и тем, кто не обязан это делать по закону — это поможет справиться с трудностями при адаптации ребенка в семье и предотвратить возврат ребенка в детский дом.

Для кого предназначена школа приемных родителей

Курс обучения разработан для следующих категорий лиц:

  • Кандидатов в замещающие родители;
  • Будущих опекунов и усыновителей;
  • Волонтеров, планирующих работать в детских домах и приютах;
  • Семей, собирающихся брать детей в гостевом режиме;
  • Опекунов и усыновителей, которые ранее не проходили подобной подготовки.

Комментарий специалиста

Горчаков Владимир

Юрист

Школу приемных родителей могут посещать и те, кто взяв ребенка на воспитание, столкнулся с трудностями, с которыми не могут справиться самостоятельно. Курсы ведут психологи, психотерапевты, юристы, рассказывающие о тонкостях воспитания несовершеннолетнего в приемной семье. Для получения эффективного результата важен личный опыт, поэтому часто среди педагогов люди, имеющие положительный опыт воспитания приемных детей. В качестве преподавателя выступают и воспитатели, проработавшие несколько лет в приютах или детских домах.

Программа ШПР

Требования к содержанию программы утверждены Приказом Минобразования и науки № 623 от 20 августа 2012 года. В завершение подготовки родители должны пройти аттестацию для получения свидетельства.

Длительность обучения в ШПР должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов (из них не менее 70% академических часов практических занятий (тренинга), включая итоговую аттестацию (собеседование).

Субъекты РФ самостоятельно определяют условия прохождения подготовки по очно-заочной форме.

Чему учат в школе и как проходит обучение

Материал, предлагаемый к ознакомлению кандидатов, можно условно разделить на части:

  1. Юридическая часть. Включает в себя информацию о формах семейного устройства и разнице между ними, требованиях к приемным родителям. До сведения кандидатов доводится правовое положение ребенка, методы защиты его имущественных и личных прав. Усыновителям разъясняется, как оформить опекунство над ребенком, как сотрудниками опеки будет осуществляться контроль над содержанием ребенка.
  2. Социальная часть. Социальная адаптация ребенка, усвоение им модели поведения в семье и обществе, стабильные семейные взаимоотношения и гармоничное общение со сверстниками.
  3. Медицинская часть. Характеристика потребностей ребенка в безопасности и здоровье. Методы создания безопасной среды. Обучение уходу за ребенком в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.
  4. Психологическая часть. Рассматриваются чувства ребенка в период адаптации в семье, и ожидания родителей, столкнувшихся с трудностями и непредвиденными ситуациями. Даются рекомендации по поведению родителей в случаях «трудного» поведения ребенка, анализируются причины его возникновения и способы реагирования на стрессовые ситуации. Усыновители узнают, как на ребенка влияют пережитые эмоциональные травмы, и как семья способна выступить в качестве реабилитирующей среды.

Способы, применяемые преподавателями курсов, различны: лекции, тесты, упражнения. Происходит обмен опытом, приглашаются семьи, уже воспитывающие приемного ребенка. При желании, на занятиях могут присутствовать родственники усыновителей.

Как проходит процесс подготовки?

Разные ШПР предлагают свои расписания занятий несколько раз в неделю по вечерам или по выходным.

Численность групп 10-15 человек. По мнению специалистов, численность группы должна давать возможность для проведения практических занятий, на которых родители могут рассказать о своих проблемах и участвовать в обсуждении значимых для них вопросов.

В некоторых ШПР проводится предварительное собеседование. Для прохождения ШПР заключается договор между ШПР и слушателями.

Занятия проводятся в форме тренингов, лекций, практических занятий.

Цели Школы приемных родителей

Занятия в ШПР разработаны для реализации следующих задач:

  • Психологическая подготовка кандидатов на усыновление для принятия ребенка в семью;
  • Воспитание умения преодолевать возникающие трудности в воспитании несовершеннолетнего;
  • Уметь находить сильные и слабые стороны свои и своих родственников;
  • Знакомство с нормами семейного права;
  • Изучение психологических и физиологических особенностей ребенка в разные возрастные периоды.

Занятия проводятся в форме тренингов, практикумов, семинаров. Кандидатам в усыновители предоставляется возможность не только получить знания от специалистов, но и поделиться собственным опытом друг с другом. По окончанию курса будущие родители смогут определиться в правильности своего решения, делают осознанный выбор в отношении пола и возраста ребенка, которого хотят взять в семью.


Существующая практика показала, что некоторые кандидаты в усыновители после посещения занятий отказываются от этого статуса или берут время на раздумье перед тем, как взять малыша. Такое поведение гораздо менее травмирующее по отношению к несовершеннолетнему, чем когда неготовые к этому семьи берут ребенка, а затем возвращают его в казенное учреждение.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются усыновители, считаются сложности в поведении детей, которые провели несколько месяцев (а иногда лет) в детском доме или интернате. На курсах приемных родителей взрослых учат справляться с ними и сводить к минимуму появление возможных неприятностей. Кроме того, кандидатам в усыновители рассказывают сложности в адаптации ребенка в новых условиях и способы сделать ее легче.

Комментарий специалиста

Каменский Юрий

Юрист

Школу приемных родителей должны посещать не только те, кто хочет усыновить детей старшего возраста, но и те, кто планирует взять малыша из дома малютки. В такой ситуации основной акцент делается на готовности взрослых нести ответственность за будущее ребенка, его воспитание и социализацию в обществе.

Свидетельство о прохождении ШПР

По результатам подготовки в ШПР проводится аттестация, после чего выдается свидетельство о прохождении подготовки. Не выдается в случае пропусков в количестве, определенном требованиями о прохождении подготовки и договором со слушателем.

Осуществлять подготовку в ШПР и выдавать свидетельство о прохождении подготовки могут только уполномоченные организации, список которых по субъектам РФ размещен на сайте Министерства образования и науки РФ (Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей).

Свидетельства о прохождении подготовки бессрочны.

Что делать, если органы опеки неправомерно требуют пройти ШПР

Если кандидат уже проходил Школу, имеет соответствующий сертификат, то требование пройти обучение повторно, не имеет законных оснований. Если у кандидата отказываются принимать документы на усыновление, следует написать обращение в органы опеки, попросив разъяснить, на чем основано данное требование и отказ в приеме документов.
Обращение следует направить по почте заказным письмом, либо принести лично, попросив секретаря проставить регистрационный номер на своем экземпляре обращения. В месячный срок со дня регистрации обращение будет рассмотрено.

Если, по мнению заявителя, действия органов опеки неправомерны, он имеет право написать жалобу в прокуратуру.

Какие знания можно получить в ШПР?

Программа ШПР включает 13 разделов, направлена на

  • выявление и формирования воспитательных компетенций, родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей,
  • ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
  • формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
  • формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
  • ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
  • ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями
  • по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
  • ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей и др.

Содержание программы

Школы приемных родителей встречаются при органах опеки и попечительства, а также при Центрах психологической помощи. Знания, которые в них получают кандидаты в усыновители, условно делятся на 3 раздела: медицинские, юридические, психолого-педагогические.

Содержание курсов может незначительно различаться, но в обязательном порядке освещаются следующие вопросы:

  • Основы семейного законодательства России;
  • Психологическое и физиологическое развитие ребенка;
  • Трудности подросткового возраста;
  • Особенности родительских ролей;
  • Охрана здоровья несовершеннолетнего;
  • Последствия жестокого обращения в семье;
  • Адаптация ребенка в новой семье и др.

Единых требований к содержанию курсов в Школе приемных родителей законодательно не установлено. Поэтому в разных регионах знания, которые получат кандидаты в усыновители, могут различаться. Но основная задача курсов заключается в том, чтобы подготовить будущих родителей к ответственности и свести к минимуму возможность, что впоследствии от ребенка откажутся.

Не все люди, принявшие решение взять малыша в семью, до конца понимают всю ответственность этого шага.

Психолого-педагогическая подготовкаПсихолого-педагогическая подготовка предназначена для того, чтобы помочь взрослым осознать причины этого желания и свою готовность к воспитанию чужого ребенка. Взрослые знакомятся с основами возрастной психологии. Это позволяет кандидатам на усыновлении лучше понимать особенности развития малыша на различных этапах взросления
Правовой разделПравовой раздел курсов предусматривает знакомство с основами семейного права. Будущим родителям рассказывается об основных законодательных актах РФ, регулирующих отношения между детьми и взрослыми. При этом объясняется различие между опекунством, усыновлением и другими формами оформления прав на несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей
Физиологические особенности детейВ Школе приемных родителей знакомят и с физиологическими особенностями детей на разных этапах. Цель данного раздела заключается в просветительской и профилактической работе по развитию малыша

Принимаются ли свидетельства из других регионов и стран?

Свидетельства, выданные в разных субъектах Российской Федерации, действительны на всей территории страны.

Иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено указанными в абзаце втором настоящего пункта требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В случае, если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации.

Для того, чтобы лучше понять работу Школы приемных родителей, читайте интервью с Ириной Гарбузенко, психологом-консультантом и ведущей ШПР.

Узнать подробнее о том, как принять ребенка в семью вы можете в нашей инструкции.

Программа Школы приёмных родителей материал по теме

Программа Школы приемных родителей

Составители:

Пилютик В.В., социальный педагог, руководитель Школы приёмных родителей.

Кузьмина Е.А., педагог-психолог, системный семейный консультант, ведущий специалист Школы приёмных родителей.

Юраник В.Б., педагог-психолог, системный семейный консультант, ведущий специалист Школы приёмных родителей.

Пояснительная записка

В настоящее время общепризнанно, что для развития ребенка оптимальной формой его жизнеустройства является семья. Основными проблемными зонами семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, являются риск возврата ребенка, жестокое с ним обращение, эмоциональное отвержение ребенка, что приводит к отрицательным последствиям не только для ребенка, но и для семьи в целом. В связи с этим, актуальными являются разработка и внедрение различного рода комплексных программ обучения и сопровождения принимающих семей.

Опыт работы Школ по обучению кандидатов в приемные родители показывает, что подготовка и дальнейшее сопровождение приемных семей способствуют уменьшению числа отказов от приемного ребенка, возникает меньше проблем и осложнений в процессе вхождения ребенка в новую семью и его дальнейшего воспитания. Обучение в Школе для приёмных родителей – это, прежде всего, возможность оценить свой семейный ресурс, осознать собственную готовность к приему ребенка-сироты, принять взвешенное решение.

Появление ребенка в семье требует перестройки внутрисемейного взаимодействия. Чтобы преодолеть кризис, закономерно возникающий в этот период, семья должна выработать новые правила совместной жизни, структурно перестроиться. В силу неосведомленности многие семьи так и живут, накапливая один неразрешенный кризис за другим, что приводит к запутанному «клубку» проблем. Семье также необходимо уметь справляться с последствиями психотравматического опыта ребенка, который оказывает влияние на формирование у него привязанности к приёмной семье, на его развитие и поведение. Будущие родители должны обладать базовыми знаниями из области медицины, права, педагогики и психологии, т.е. знаниями об особенностях ребенка-сироты, специфике той или иной формы семейного жизнеустройства ребенка, способах эффективного воспитания и заботы о ребенке.

Исходя из вышеизложенного, была разработана данная программа, концептуальной основой которой является системный подход в работе с семьей. Программа написана в соответствии с Примерной программой подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах (утверждена Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 1681). При создании программы использовались методические рекомендации, разработанные Санкт-Петербургской общественной организацией «Врачи детям», материалы обучающей Программы Благотворительного Фонда «Семья», а также опыт и методические рекомендации Школ для приемных родителей г. Москвы.

Цель программы:

Повышение качества семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, посредством формирования у слушателей осознанного подхода в решении вопросов принятия, воспитания и развития ребенка-сироты.

Задачи:

  • помочь слушателям разобраться в своих мотивах, личных возможностях и психологической готовности к приему осиротевшего ребёнка;
  • дать слушателям необходимые знания, которые помогут им определиться с формой семейного устройства и выбором ребёнка, в соответствии с имеющимися ресурсами и ситуацией, в которой находится ребёнок и семья, его принимающая;
  • повысить уровень родительской компетентности в вопросах воспитания приемного ребенка и взаимоотношений с ним;
  • дать знания, необходимые для успешной взаимной адаптации семьи и ребенка;
  • предоставить информацию о возможных способах получения помощи и поддержки специалистов службы сопровождения Центра.

Категория слушателей:

граждане, обратившиеся в органы опеки и попечительства г. Москвы и Московской области, с целью взять в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

Срок обучения: 50,5 ч. 2 месяца, 8 недель.

Формы занятий: очная, практическая направленность курса обеспечивается проведением индивидуального предварительного собеседования с семьей (гражданином), групповых занятий в виде интерактивных лекций, упражнений, дискуссий, бесед, индивидуальных консультаций.

Режим занятий: 1 раз в неделю, по 6 академических часов в день.

В результате обучения слушатели Школы:

  • Получат информацию о существующих формах семейного жизнеустройства ребенка, оставшегося без попечения родителей;
  • Разберут правовые (юридические) аспекты при принятии ребенка-сироты в семью;
  • Проанализируют возможные мотивационные предпосылки и их последствия для семьи и приемного ребенка;
  • Получат необходимые знания из области педагогики, медицины и психологии;
  • Освоят способы эффективного взаимодействия с ребенком;
  • Познакомятся со специалистами и программой Службы сопровождения Центра;
  • Получат представления о том, как избежать трудностей во взаимодействии с социальным окружением ребенка: педагогами, социальными работниками, специалистами ООП, кровными родственниками, сверстниками.

Формы подведения итогов:

1. Вопросы для проверки и повторения (Приложение №1).

2. Анкетирование (Приложение №2).

3. Отзыв о работе Школы.

Учебно-тематический план

Заня-тие

п/п

Темы занятий Количество часов
всего в том числе
лекции семинары-тренинги индивидуальное

консультирование

Собеседование, анкетирование 1 1
1 1 Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители 3 1 2
2 Проблема подбора семьи и ребенка 3 1 2
2 3 Этапы развития ребенка. 3 1 2
4 Особенности развития и поведения ребёнка, оставшегося без попечения родителей. 3 1 2
3 5 Последствия от разрыва с кровной семьёй. 6 2 4
4 6 Семья как развивающаяся система 5 1 3 1
7 Адаптация семьи и ребенка 2 1 1
5 8 «Трудное» поведение приемного ребенка 4 1 3
9 Как проявить свою любовь к ребенку 2 1 1
6 10 Здоровье приемного ребенка. 2 2
11 Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка. 2 1 1
12 Особенности полового воспитания приемного ребенка. 2 1 1
7 13 Организационно-правовые основы создания и функционирования приемной семьи (юрист) 2 2
14 Роль семьи в обеспечении потребности развития и реабилитации ребенка 4 1 3
8 15 Взаимодействие приёмной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, представляющими услуги детям и семьям. 3 1 2
16 Подведение итогов освоения курса подготовки и итоговые рекомендации по приему ребенка в семью 3,5 3 0,5
Всего: 50,5 18 30 2,5

Содержание программы занятий

Тема 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.

Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Их отличия и особенности.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Права и обязанности специалистов органа опеки и попечительства, регионального и федерального операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организаций, на которые возложены полномочия по подбору и подготовке кандидатов в приемные родители.

Организация контроля за воспитанием ребенка в приемной семье.

Процесс и этапы подготовки кандидатов в приемные родители. Цели, задачи программы подготовки кандидатов в приемные родители.

Понятие обучающе-психологического тренинга. Приемы, используемые в процессе проведения обучающе-психологического тренинга.

Содержание обучающе-психологического тренинга. Знакомство участников тренинга. Правила работы участников тренинга в группе. Ожидания и опасения участников тренинга.

Тема 2. Проблема подбора семьи и ребенка.

Проблема подбора семьи и ребенка (чувства кандидатов в приемные родители и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи).

Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организацию для детей-сирот и знакомства с потенциальной приемной семьей.

Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация — усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания — санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.

Оценка кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовых условий, занятости, дохода) и особенностей семейной системы.

Компетенции кандидатов в приемные родители по воспитанию ребенка. Необходимость оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций. Поиски путей формирования и компенсации недостающих компетенций.

Мотивация приемных родителей.

Знания и умения, необходимые кандидату в приемные родители.

Психологический портрет приемного родителя и ребенка.

Тема 3. Этапы развития ребенка.

Психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей.

Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество). Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность. Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.

Тема 4. Особенности развития и поведения ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка. Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка. Дихотомия «жертва-агрессор».

Тема 5. Последствия от разрыва с кровной семьей.

Особенности психического состояния детей, попадающих в приют. Нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. «Фрагментарность» как специфика посттравматического сознания. Тайна усыновления. Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Возможные последствия сохранения (несохранения) тайны усыновления. Как сказать ребенку, что он приемный. Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития. Понятие о методике «Книга жизни ребенка» и ее составление приемными родителями (методика, позволяющая ребенку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать свое место в новой семье). Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в составлении «Книги жизни ребенка».

Тема 6. Семья как развивающая система.

Представление о семье как о развивающейся системе. Стадии и кризисы развития семьи. Мотивация приемного родительства.

Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.

Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители и возможность их развития. Семейная история и ее обсуждение. Построение семейной генограммы. Обсуждение с кандидатами в приемные родители распределения ролей в семье. Паттерны семейного взаимодействия.

Тема 7. Адаптация семьи и ребенка.

Как подготовиться к первой встрече с ребенком, к знакомству с ним. Интересы детей разного возраста. Прояснение чувств, которые могут возникнуть у ребенка при помещении в приемную семью; чувства других участников данного процесса. Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают приемные родители в связи с появлением в семье приемного ребенка. Особенности ожиданий приемных семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка. Типичные ошибки воспитания в приемной семье. Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в приемную семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми. Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей. Техники эмоциональной саморегуляции. Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в приемной семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации. Задачи приемной семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями приемной семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).

Тема 8. «Трудное» поведение приемного ребенка.

Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними. Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка. Критерии оценки методов воспитания ребенка. Формирование моральных норм у ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание приемными родителями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы. Понимание приемными родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

Тема 9. Как проявить свою любовь к ребёнку?

Способы выражения любви к ребенку. Особенности поощрения и наказания при воспитании приемных детей. Негативные последствия физического наказания ребенка. Взаимодействие между кровными и приемными детьми. Причины плохого поведения детей. Коррекция плохого поведения детей. Несоответствующая любовь к ребенку. Соответствующая любовь и принятие ребенка. Стили семейного воспитания. Нарушения семейного воспитания. Семейные границы и правила.

Тема 10. Здоровье приемного ребенка.

Необходимость проведения медицинской реабилитации ребенка, оказавшегося в интернатном учреждении.

Этапы медицинской реабилитации.

Состояние здоровья детей, находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Роль семьи в медицинской реабилитации ребенка. Нарушения психического развития детей.

Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка. Ответы на вопросы.

Тема 11. Обеспечение безопасной среды для ребенка.

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье родителей, бродяжничество). Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье. Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.

Тема 12. Особенности полового воспитания приемного ребенка.

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье. Половое воспитание в приемной семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте.

Защита ребенка от сексуального насилия.

Тема 13. Организационно-правовые основы создания и функционирования принимающей семьи.

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей. Правовые основания для устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства. Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители в зависимости от формы семейного устройства. Перечень документов, предоставляемых кандидатами в приемные родители для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, в зависимости от формы семейного устройства. Порядок и особенности подготовки документов кандидатами в приемные родители. Права и обязанности кандидатов в приемные родители. Порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Поиск и выбор ребенка для принятия в семью. Порядок взаимодействия с органами опеки и попечительства, региональным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, федеральным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, учреждениями для детей-сирот. Посещение учреждения для детей-сирот, обязанности администрации такого учреждения. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка. Порядок оформления органом опеки и попечительства и учреждением для детей-сирот документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства. Возмездные виды опеки: приемная и патронатная семья, их различия. Права приемного родителя, патронатного воспитателя, порядок заключения договора. Материальное обеспечение приемной и патронатной семьи, льготы. Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Подготовка и подача заявления в суд. Тайна усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения. Перечень документов, передаваемых приемной семье учреждением для детей-сирот, органом опеки и попечительства. Документы ребенка и порядок их оформления (переоформления) усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью. Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка. Порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок предоставления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом. Обязанности и права граждан, органов опеки и попечительства в процессе взаимодействия при наблюдении, осуществления помощи и контроля за воспитанием ребенка, переданного в приемную семью. Правовые последствия усыновления, опеки (попечительства) — имущественные и личные неимущественные права и обязанности усыновителей, опекунов (попечителей). Изменение прав и обязанностей родителей, детей, других родственников при усыновлении ребенка, передаче его под опеку (попечительство), в том числе на возмездные ее формы.

Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства. Ответственность приемных родителей. Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей — ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку. Информирование приемной семьи о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи. Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Тема 14. Роль семьи в обеспечении потребности развития и реабилитации ребенка.

Семья как реабилитирующая среда.

Особенности взаимодействия в семье (семейные границы, иерархия, семейные роли, мифы, правила, традиции). Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации.

Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации. Социальные связи семьи кандидата в приемные родители. «Система поддержки» и ресурсы семьи. Личная и семейная ситуация кандидатов в приемные родители в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью. Взаимодействие приемных семей с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям, а также между собой. Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции. Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон. Особенности организации развивающего пространства для ребёнка. Создание познавательной среды в семье.

Ознакомление с окружающим миром, прогулки и специально организованные экскурсии. Формирование позитивного взгляда на мир.

Игры детей в семье: от манипуляционной до сюжетно-ролевой. Усложнение игры с возрастом. Участие родителей в игре. Домашнее чтение. Развитие интересов и увлечений ребёнка, вовлечение в творческие кружки, секции, школы.

Тема 15. Взаимодействие приёмной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, представляющими услуги детям и семьям.

Родительские и профессиональные функции приемной семьи. Взаимодействие приёмной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, представляющими услуги детям и семьям.

Социальные гарантии и льготы для детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Услуги, предоставляемые организацией, осуществляющей во взаимодействии с органами опеки и попечительства медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных семей (презентация Службы сопровождения Центра). Основные требования к жилищно-бытовым условиям, организации быта и проживания ребенка в семье, к уходу за ребенком в приемной семье. Организация контроля за воспитанием ребенка в приемной семье. Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (родители и кровные родственники — сопровождающая организация — приемная семья).

Отношение приемной семьи к родителям и кровным родственникам приемного ребенка и их взаимодействие.

Тема 16. Подведение итогов освоения курса подготовки и итоговые рекомендации по приему ребенка в семью.

Встреча с успешной приемной семьей.

Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий, анкет, материалов для чтения, выдаваемых в ходе освоения курса. Оценка степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители. Самооценка кандидатов в приемные родители.

Итоговая аттестация и выдача сертификатов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]