Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


Формы устройств детей, оставшихся без попечения

Защита детей, которые остались без родительского попечения, является обязанностью государства. Одним из ее проявления является устройство детей. Законодателем определены три формы, в рамках которых сироты и дети, лишенные родительской опеки, могут быть устроены.

Одной из таких форм является усыновление. Под усыновлением необходимо понимать принятие ребенка, признанного сиротой, в семью, где он будет считаться кровным родственником, являться носителем прав и обязанностей, вытекающих из такого принятия. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в форме усыновления, является для государства приоритетным. После прохождения процедуры усыновления, родители, принявшие ребенка, являются носителями обязанности по его воспитанию, развитию и содержанию. Существует ряд ограничений в отношении детей, которые не могут быть усыновлены.

Установление опеки и попечительства означает передачу ребенка в семью на праве воспитанника. Детям, которые не достигли 14 лет, назначается воспитатель – опекун. Попечитель назначается детям, возраст которых находится в пределах 14 – 18 лет. Лицо, принявшее на себя опеку над несовершеннолетним, наделяется практически полным спектром прав, которые были бы присущи родителю по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетнего. Такие лица принимают на себя ответственность за действия ребенка, принятого под опеку. Обязанностью органов опеки является осуществления регулярного контроля за условиями, в которых проживает ребенок, его воспитанием и обучением. Назначение опеки может быть осуществлено с установлением ее срока или без него. Статистика показывает, что опека нередко выступает в виде промежуточной формы, используемой на пути усыновления ребенка.

Дети, которые не имеют опеки со стороны биологических родителей, могут быть устроены в приемную семью. Пребывание ребенка в приемной семье осуществляется в договорном порядке. Над ребенком, который передается на воспитание приемной семье, устанавливается опека или попечительство, в зависимости от его возраста. Договор о передаче ребенка в приемную семью является срочным. Сторонами его заключения выступают приемные родители или родитель, а также орган опеки и попечительства. Как правило, сирот передают на воспитание приемной семьи в том случае, если усыновить или взять под опеку такого ребенка невозможно. Примером может послужить фактическое воспитание в одной приемной семье нескольких братьев и сестер. Таким образом, при помощи домашнего воспитания обеспечивается процесс развития детей, их обучения и содержания.

Данные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, имеют различные основания, среди которых судебное решение и договор, но все они направлены на удовлетворение интересов ребенка.

Оперативная помощь специалиста по усыновлению

Запишитесь на консультацию к руководителю практики

+7

Формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Опека и попечительство над детьми

Опека и попечительство — самая распространенная в России форма устройства ребенка в семью. (Статьи 31, 32, 35, 36 Гражданского кодекса РФ и статья 2 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Опека – принятие ребенка в семью на правах воспитанника. Опекун, имеет все права родителей в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, несет ответственность за него до 18 лет.

Опека и попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 31—33 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Опека над несовершеннолетним автоматически прекращается по достижении им возраста четырнадцати лет. При этом гражданин, осуществляющий обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над ребенком.

Процедура установления опеки

Устанавливается распоряжением администрации района и не требует судебной процедуры. Гражданин Российской Федерации, желающий принять под опеку (попечительство) ребенка, подает в орган опеки и попечительства заявление о назначении его опекуном (попечителем). К заявлению, в соответствии с нормами семейного законодательства, должны быть приложены определенные документы

В соответствии с правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 4. гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства либо в организацию, оказывающую социальные услуги и осуществляющую указанные полномочия органов опеки и попечительства следующие документы:

а) заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее — заявление);

б) справка с места работы лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги);

в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;

г) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости или факта уголовного преследования за преступления, предусмотренные пунктом 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации;

д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации (Постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 N 117 утвержден перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью).

е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

и) копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей). Форма свидетельства утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации;

к) автобиография;

л) копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Документы могут быть поданы гражданином в орган опеки и попечительства лично, либо через должностных лиц Бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям «Вега» (г. Ханты-Мансийск, ул. Светлая, 65, 356331)

В случае личного обращения в орган опеки и попечительства гражданин при подаче заявления должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность.

Документы, предусмотренные подпунктами «б» — «г» и «з» пункта 4 настоящих Правил, принимаются органом опеки и попечительства в течение года со дня их выдачи, документ, предусмотренный подпунктом «д», — в течение 3 месяцев со дня его выдачи.

У ребенка, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один или в исключительных случаях несколько опекунов. В случае назначения ему нескольких опекунов указанные граждане, в частности супруги, подают заявление совместно.

В целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет орган опеки и попечительства в течение 7 дней со дня представления документов производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.

При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя.

Отсутствие в органе опеки и попечительства оригиналов документов, на момент вынесения решения о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном) является основанием для отказа в назначении опекуна (в выдаче заключения о возможности гражданина быть опекуном).

Орган опеки и попечительства в течение 15 дней со дня представления на основании указанных документов и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

На основании заявления об осуществлении опеки на возмездной основе орган опеки и попечительства принимает решение о назначении опекуна, исполняющего свои обязанности возмездно, и заключает договор об осуществлении опеки в порядке.

Статус ребенка и его возраст

Как правило, под опеку и попечительство могут быть переданы дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 0 до 18 лет.

Требования к опекунам

Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав.

Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие межу ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно — и желание подопечного.

Не назначаются опекунами или попечителями лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов или попечителей, лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка, (ст. 146 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 35 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Очень часто опекунами становятся родственники ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Права и обязанности опекунов

Опекун принимает в семью ребенка на правах воспитуемого, беря на себя обязанности по его содержанию, воспитанию и образованию. При этом ребенок сохраняет свою фамилию, имя, отчество. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания и ответственности за ребенка. Опекун (попечитель) имеет право (ст. 150 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 37, ст. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации):

• самостоятельно определять способы воспитания, выбирать образовательное

учреждение и формы обучения подопечного;

• требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований,

в том числе от близких родственников ребенка;

• без предварительного согласия органов опеки и попечительства производить расходы на повседневные нужды и потребности подопечного за счет сумм, причитающихся ему в качестве дохода;

• при наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного

положения, отсутствие взаимоотношения с подопечным и т.п.) просить об освобождении его от обязанности опекуна (попечителя).

Опекун (попечитель), а также их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

В случаях ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечение виновного гражданина к установленным законом ответственности (ст. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации

Опекуны (попечители) обязаны (ст. 36, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 150 Семейного кодекса Российской Федерации):

• исполнять свои обязанности безвозмездно;

• проживать совместно со своим подопечным, извещать органы опеки и попечительства об изменении места жительства;

• заботиться о содержании и воспитании своего подопечного, об обеспечении

его уходом и лечением, защищать его права и интересы;

• обеспечить получение подопечным основного общего образования;

• не причинять вред психическому и физическому здоровью и нравственному

развитию подопечного;

• не допускать пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения с подопечным, его оскорбления и эксплуатации;

• не препятствовать общению подопечного с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка;

• расходовать доходы подопечного исключительно в его интересах;

Опекун (попечитель) обязан получить разрешение органов опеки и попечительства в следующих случаях:

• при расходовании средств подопечного;

• при совершении любых сделок по отчуждению имущества подопечного (обмен, дарение, сдача в наем, в безвозмездное пользование, в залог, раздел имущества, выдел из него долей или любое другое уменьшение имущества).

Для назначения и выплаты денежных средств на содержание ребенка опекун (попечитель) представляет в управление опеки и попечительства по месту жительства ребенка заявление с приложением документов, перечень которых определен Законом Ханты-Мансийского АО-Югры от 09.06.2009 № 86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей, патронатных воспитателей и воспитателей детских домов семейного типа в ХМАО-Югре».

Опекунам (попечителям) производится ежемесячная выплата денежных средств на содержание одного ребенка в следующих размерах:

• до 6 лет — 1, 73 прожиточных минимума, установленных для детей в АО

• от 6 до 14 лет — 2,31 прожиточных минимума, установленных для детей в АО

• от 14 до 16 лет — 2,89 прожиточных минимума, установленных для детей в АО

• от 16 до 18 лет — 2,5 прожиточных минимума, установленных для трудоспособного населения в АО

Ежегодно до первого февраля последующего года опекунам и, в управление опеки и попечительства, предоставляется отчет об использовании денежных средств, согласно действующему законодательству.

Имущественные права подопечных (глава 4 статья 17 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительству»

• Подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов (попечителей), а опекуны (попечители) не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и др. социальных выплат;

• Имущество может принадлежать опекунам (попечителям) на праве общей собственности по основаниям предусмотренным Гражданским кодексом;

• Подопечные вправе пользоваться имуществом своих опекунов (попечителей) с их согласия;

• Опекуны (попечители) не вправе пользоваться имуществом подопечных в своих интересах, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.

Специалисты управления опеки и попечительства обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка, содействовать организации его обучения, отдыха и лечения и другие социальные гарантии определенные законодательством для данной категории детей. Одно из которых — право ребенка на получение жилья после достижения 18-летия в случае его отсутствия.

Дальнейшее устройство ребенка

По достижении ребенком 14-летнего возраста опека автоматически трансформируется в попечительство, которое, в свою очередь, прекращается при достижении совершеннолетия или при вступлении в брак до 18 лет. При появлении кандидата, желающего его усыновить, ребенок, может быть оставлен, в этой семье, но уже в качестве усыновленного ребенка или по решению суда может быть передан в другую семью, также в качестве усыновленного ребенка.

Основания установления опеки и попечительства

Детьми, оставшимися без родительского попечения, считают тех детей, у которых умерли родители или имеют статус недееспособных, а также тех, у которых родителей лишили или ограничили в их правах. Такие дети нуждаются в социальной защите, которую обеспечивается государство в лице органов опеки и попечительства.

Единственной причиной, по которой в отношении детей устанавливается опека или попечительство, является утрата родительского попечения в их отношении. Установление такого правового положения ребенка осуществляется с целью воспитания данной категории детей, а также защиты тех прав и интересов, которыми они наделены. Данное положение законодательно закреплено в ст. 45 СК и 31 ГК РФ.

В отношении малолетнего ребенка, который не достиг 14-летнего возраста, устанавливается опека. Попечитель назначается детям, находящимся в возрасте 14 – 18 лет.

Оба понятия не имеют существенных различий в разрезе воспитательного и образовательного направления. Отличие понятий имеет важность в сфере осуществления имущественных прав детей. Здесь большое значение придается именно возрастному критерию ребенка.

С точки зрения гражданско-правовых норм, опека и попечительство есть способом восполнения объема дееспособности. Малолетние дети, возраст которых находится в промежутке 6 – 14 лет, имеют право на самостоятельное совершение ограниченного круга сделок, среди которых: мелкие бытовые сделки; действия, результат которых направлен на безвозмездное достижение выгода; сделки, которые не требуют нотариальных и регистрационных процедур; сделки, связанные со свободным распоряжением средствами, которые предоставлены законными представителями.

Иные виды сделок совершаются в интересах малолетнего опекуном или лицом, выступающим его законным представителем. Участие опекуна позволяет малолетнему ребенку являться участником любых гражданских правоотношений.

Наибольшим кругом прав обладают несовершеннолетние дети, возраст которых находится в границах 14 – 18 лет. Они являются практически полноправными участниками гражданско-правовых отношений.

Такие дети имеют право на самостоятельное совершение сделок, которые предусмотрены для лиц, находящихся в возрасте с 6 до 14 лет. Также, закон позволяет им: осуществлять распоряжение собственным заработком, стипендией и иным доходом; нести авторские права, права изобретателя, а также иные права, связанные с интеллектуальной деятельностью; вкладывать средства в учреждения кредитной сферы, а также осуществлять распоряжение ими.

Иные виды сделок могут быть совершены только при наличии письменного согласия попечителя или законного представителя, что является проявлением защиты прав несовершеннолетнего в гражданско-правовом обороте.

Процедура установления опекунства и попечительства, равно, как и их прекращение, регламентируется нормами гражданского права. ГК наделяет органы опеки и попечительства всем спектром прав и функциональных обязанностей по установлению данной формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения.

Статья 123 СК РФ. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей (действующая редакция)

1. В п. 1 комментируемой статьи установлен перечень форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. На федеральном уровне этот перечень носит исчерпывающий характер, однако на уровне субъектов Федерации может быть использована такая форма, как патронатная семья.

Патронатное воспитание является новой, современной формой семейного устройства детей. При такой форме законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства. Это является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостерные семьи, благодаря которой во всем мире дети получили возможность воспитываться в семье, а не в детском доме. Фостерная семья — альтернативная форма устройства, применяемая в случаях, когда ввиду объективных причин невозможно применение таких приоритетных форм устройства детей, как усыновление или опека. В фостерную семью ребенок передается на основании гражданско-правового договора, в некоторых странах дополнительно заключается и трудовой договор между фостерным воспитателем и службой по устройству детей. Патронатное воспитание пока что не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов.

При выборе формы для защиты интересов конкретного ребенка необходимо учитывать ряд обстоятельств, таких как причина утраты родительского попечения, состояние физического и духовного развития ребенка, наличие лица, желающего взять ребенка в семью на воспитание.

До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Согласно ст. 4 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Так, Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 172 утверждена федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 — 2010 годы.

Кроме того, абзац 4 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (см. комментарий к п. 1 ст. 54 СК РФ), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет.

2. Пока не избрана форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности опекуна (попечителя) возложены на эти органы. При этом они вправе поместить ребенка (временно) в социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, другие специализированные учреждения для детей, нуждающихся в социальной реабилитации.

В тех случаях, когда не соблюдается установленный порядок возникает ответственность. В частности, ответственность в виде административного штрафа, накладываемого на граждан, установлена ст. 5.37 КоАП РФ за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью. Согласно указанной статье незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Источник комментария:

«ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К СЕМЕЙНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» АКТУАЛИЗАЦИЯ

С.П. Гришаев, 2017

Порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Определить порядок действий, необходимый для устройства ребенка, не имеющего родительского попечения, можно исходя из формы, в рамках которой он передается на воспитание в новую семью.

При усыновлении, подразумевающим принятие детей в семью на правах кровных, потребуется прохождение судебной процедуры, результатом которой станет решение суда об усыновлении. Дата вступления решения суда в силу является день, с которого у ребенка появляются новые родители, а у родителей – круг прав и обязанностей в отношении несовершеннолетнего. Усыновление не имеет сроков, что говорит о продолжении существования взаимных прав и обязанностей, определенных законодателем среди родителей и их детей.

Установление опеки или попечительства, являющееся принятием ребенка на воспитание в семью, осуществляется на основании приказа органа опеки и попечительства. Основное предназначение такой формы устройства ребенка относится к защите прав и интересов ребенка, без порождения родительских правоотношений. Такой вид устройства является срочным. Опека прекращается с момента наступления 14-летия ребенка, а попечительство датой совершеннолетия.

Договорную основу имеет устройство детей оставшихся без попечения родителей в виде передачи на воспитание в приемные семьи. Права, возникающие у приемных родителей, не ограничиваются только полномочиями опекуна или попечителя.

Такие лица являются законными представителями несовершеннолетнего. Передача ребенка происходит на основании договора, который подписывается между приемными родителями или отдельным гражданином и органами опеки. Срок действия такого договора устанавливается соглашением обеих сторон.

Формы семейного устройства

Усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается вотношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

Опека (до 14 лет) и попечительство (с 14 до 18 лет) устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей. Опекун становится законным представителем ребенка и получает ежемесячное пособие на его содержание, контролирует сохранение и использование его имущества. Ребенок сохраняет свою фамилию, имя, отчество, право на получение жилплощади, социальные льготы. Органы опеки контролируют условия содержания, воспитания и образования ребенка. Эта форма подходит для семей, где воспитание детей берут на себя бабушки, дедушки или другие родственники.

Приемная семья подразумевает устройство детей на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью между органом опеки и приемными родителями. Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка. Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Родители получают пособие на содержание ребенка и льготы для семьи. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения имеет право на предоставлениеему жилого помещения в соответствии с действующим законодательством. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации. Органы опеки осуществляют регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка, атакже за расходованием средств.

Патронатная семья – опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о патронатной семье на основе разграничения прав и обязанностей по защите прав ребенка между службой по устройству (уполномоченным учреждением органа опеки) и патронатным воспитателем (не все права передаются семье, за часть вопросов отвечает служба органа опеки). Родитель становится «внештатным» сотрудником детского дома или другого учреждения опеки, с ним заключается трудовой договор, платится зарплата, засчитывается трудовой стаж и предоставляется отпуск. В любое время родитель может обратиться за консультациями к команде профессионалов: врачам, психологам, педагогам, социальным работникам. Как и выпускники детского дома, воспитанники патронатных семей имеют право на жилплощадь, льготы на медицинское обслуживание и дополнительные права при получении высшего образования. Патронат используется в случаях, когда ребенок не может быть официально признан сиротой. Часто эта форма становится переходной к опеке или усыновлению.

Временная передача детей в семьи не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития. Ребенок проводит в семье лишь часть своего времени – выходные, праздники или каникулы. Срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать 1 месяца. Эта форма предназначена для воспитания и гармоничного развития детей и зачастую используется как переходная будущими опекунами или приемными родителями.

Передача в семью на воспитание (усыновление, удочерение)

Наиболее и длительной и процессуально сложной формой устройства ребенка является усыновлением. Дети, являющиеся сиротами, передаются в семью в порядке усыновительной процедуры, в качестве кровного ребенка. Такая передача порождает у усыновивших весь спектр прав и обязанностей родителя, а у ребенка те права и обязанности, которые присущи родным детям.

Усыновление происходит в судебном порядке. В некоторых случаях, мнение ребенка о своем усыновлении, может быть принято судом во внимание. Судебное решение об усыновлении дает возможность новым родителям изменить личные данные ребенка: его имя, отчество, фамилию.

В большинстве случаев, процедуре усыновления предшествует опека или попечительство над ребенком.

После того, как усыновленный ребенок передан на воспитание усыновителям, орган опеки и попечительства контролируют жизнь ребенка в новой семье, при обязательном соблюдении тайны усыновления.

Такие проверки осуществляются по истечении 6 месяцев, со дня передачи ребенка, через год и на протяжении последующих двух лет, по одному разу в год. При наличии необходимости, такие обследования могут быть продолжены.

Передача в организацию для детей-сирот

Формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, включают в себя их помещение в организации, предусмотренные для детей сирот. В качестве таких организаций могут выступать образовательные, медицинские, социальные и некоммерческие организации, форма деятельности которых соответствует цели размещения и воспитания сирот и детей, не имеющих родительского попечения.

Контроль за условиями пребывания несовершеннолетних детей, равно как и процедура их помещения в такие учреждения, возложена на органы опеки и попечительства.

Передача ребенка в организацию, предусмотренную для воспитания сирот, не требует установления опеки или попечительства в отношении ребенка. Она характеризуется критерием срочности, что говорит о завершении пребывания ребенка в учреждении с момента совершеннолетия.

Автор статьи

§ 4. Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Помимо рассмотренных выше форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 123 СК РФ предусматривает и возможность пребывания детей в учреждениях для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов, а также устройство ребенка в какой-либо форме, определенной законом субъекта Российской Федерации. Помещение ребенка в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, будучи «неиндивидуальной» и временной формой устройства ребенка, для него нежелательно. Пребывание в детском учреждении не создает даже суррогатной семьи (как это имеет место при передаче ребенка приемным родителям). Учреждение, в котором пребывает ребенок, оставшийся без попечения родителей, выполняет функции его опекуна (попечителя) (ст. 35 ГК; ст. 147 СК). Ребенок обладает всем комплексом прав детей, находящихся под опекой и попечительством (ст. 149 СК). Таким образом, правовое отличие пребывания ребенка в учреждении от опеки (попечительства) состоит только в одном: учреждение является юридическим лицом, а опекун (попечитель) — лицо физическое. Законы многих субъектов РФ предусматривают «альтернативные» федеральным формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: патронат (Московская, Оренбургская области), семейный детский дом (Белгородская область) и пр. Все «региональные» формы устройства детей объединяет один общий признак: в соответствии с этими формами ребенок временно передается в семью, которая получает за исполнение обязанностей по его воспитанию вознаграждение. Можно выделить несколько разновидностей патронатного устройства детей, которые различаются в зависимости от размера вознаграждения или от того, какой орган или учреждение занимается устройством детей на патронатное воспитание. Однако во всех случаях предусмотренные законами субъектов РФ формы устройства детей являются индивидуальными и временными. Причислить эти формы к разновидностям опеки (попечительства) в настоящее время невозможно по причине юридического характера. Дело в том, что отношения опеки (попечительства) как разновидности законного представительства входят в круг отношений, регулируемых гражданским законодательством, а значит, могут быть урегулированы только федеральным законодательством (ст. 71 Конституции РФ; ст. 3 ГК). Вместе с тем распространение названных форм на практике свидетельствует об их востребованности и требует упорядочения возникающих при этом отношений. Такое упорядочение возможно, если в соответствии с федеральным законом к договорным разновидностям опеки и попечительства будут отнесены не только приемная семья, но и иные правовые конструкции, в том числе и те из них, особенности правового регулирования которых определяются законами субъектов РФ.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: