Сирота – это ребёнок, у которого один или оба родителя умерли, пропали без вести, бросили и отказались от него. Воспитывать сироту могут оставшиеся члены семьи, а в их отсутствии сироту помещают в детский дом или в приёмную семью. Сиротой также обычно называют человека, который не имеет поддержки и помощи со стороны семьи и друзей, брошен ими.
Если человек в зрелом возрасте теряет родителей, то такого человека уже нельзя назвать сиротой. И наоборот, родители, потерявшие ребёнка, называются родителями-сиротами.
В последние годы количество социальных сирот растёт по разным социально-экономическим причинам. В связи с этим вопрос о детях-сиротах и процессе их воспитания, а также психолого-педагогического сопровождения актуален в психологии, педагогике (общей, социальной и специальной), социологии и в других науках.
Типы сиротства
На сегодняшний день нет устоявшихся определений и суждений относительно этой категории детей. В средствах массовой информации, психологической и образовательной работе, а также в социальных опросах используются следующие термины:
- беспризорные дети;
- социальные сироты;
- несовершеннолетние группы риска;
- полный сирота (два умерших родителя);
- полусирота (один умерший родитель) и т. д.
Причинами, по которым дети могут попасть в детский дом (помимо отказа родителей от детей), могут быть войны, катастрофы, аварии, террористические акты, эпидемии и пр.
ЮНИСЕФ и многочисленные международные организации (например, ЮНЭЙДС) пересмотрели определение сирот в середине 1990-х гг., когда пандемия СПИДа привела к смерти миллионов родителей во всём мире. Тогда всё больше и больше детей росли без одного или нескольких родителей.
После этого были введены термины «полусирота» или «сирота-одиночка» – потеря одного из родителей, а также «полная сирота» или «двойная сирота» – потеря обоих родителей. С тех пор ЮНИСЕФ и глобальные партнёры определяют сироту как ребёнка в возрасте до 18 лет, потерявшего одного или обоих родителей из-за смерти.
Это определение контрастирует с концепцией сирот в некоторых промышленно развитых странах, в которых ребёнок должен потерять обоих родителей, чтобы быть признанным сиротой.
Льготы детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей
По закону, таким детям полагается пенсионное пособие до исполнения им 18 лет. Трудовая пенсия предоставляется, если родители ребенка имели определенный трудовой стаж, а социальная полагается во всех остальных ситуациях и выплачивается в виде фиксированной суммы. Данные выплаты рассматриваются как пособие на содержание ребенка.
- Паспорт лица, выполняющего функции законного представителя несовершеннолетнего гражданина.
- Акт о рождении ребенка.
- Реквизиты банка для перечисления денежных выплат.
- Документ, который позволяет считать ребенка сиротой официально.
Вас может заинтересовать :: Можно Ли Продлить Договор Аренды Без Кадастрового Номера
Подобные нарушения вызываются дефицитом общения и недостаточностью физической стимуляции в раннем возрасте. Так как корнем проблемы является отсутствие полноценной связи с матерью и должного ухода, проявления нарушений возникают у социальных сирот дошкольного возраста любой группы.
В младшем школьном возрасте к проявлениям расстройств реактивной привязанности добавляется неразборчивость в общении. Дети не разделяют своих и посторонних, «плохих» и «хороших», поэтому с легкостью общаются даже с социально неблагополучными лицами. В этот период к социальной дизадаптации добавляется школьная, выражающаяся нарушениями обучения и поведения.Из-за отсутствия семейных связей возникают сложности с самоидентификацией. Здесь изъятые дети находятся в более выигрышной позиции по отношению к «отказникам», поскольку обладают воспоминаниями о кровных родственниках.
Социальные сироты
Социальный сирота – это ребёнок, у которого есть родитель или родители, отказавшиеся от него, или лишённые родительских прав. Это ребёнок, о котором не заботятся ни родители, ни родственники.
Социальные сироты теряют своих родителей в результате различных социальных, экономических, моральных и психологических причин и становятся сиротами с биологическими родителями, которые ещё живы.
Сегодня социальные сироты составляют 80% детей-сирот. Только оставшийся процент – это дети-сироты, у которых нет живых родителей.
К числу социальных сирот ЮНИСЕФ относит следующие группы:
- дети, которые потеряли связь со своими семьями и живут в убежищах;
- дети, поддерживающие связь со своими семьями и живущие на улице днём и ночью из-за бедности, эксплуатации и жестокого обращения в семье;
- дети, выросшие в семьях, бросившие их по многим причинам и живущие на улице.
Резкое увеличение числа социальных сирот наблюдается во многих странах. Без защиты социальные сироты подвергаются насилию, сексуальной эксплуатации и ВИЧ-инфицированию.
Количество сирот в мире намного выше в слаборазвитых странах и странах, находящихся в состоянии войны, чем в развитых странах.
Родители оставляют своих детей в детском доме из-за нужды или безнадёжности.
Право и социальное сиротство
К сожалению, в законодательстве не раскрыто понятие сиротства. В действующих нормативных актах присутствуют перечни признаков, по которым ребенок считается сиротой. Главными критериями являются несовершеннолетие и отсутствие родителей. Прочих детей, не достигших 18 лет, родители которых признаны пропавшими без вести или недееспособными, лишены прав, закон относит к категории лиц, оставшихся без родительского попечения. Соответствующие положения закреплены в 159-ФЗ. Между тем статус и тех и других детей, по сути, одинаков.
Сирота СПИДа
Сирота СПИДа – это ребёнок, который стал сиротой после смерти одного или обоих родителей от болезни ВИЧ или СПИД.
Ежегодно около 70 000 детей остаются сиротами из-за СПИДа. В 2004 году число сирот из-за СПИДа во всём мире выросло до 15 миллионов. Во всём мире большинство сирот из-за СПИДа проживает в Азии, хотя число известных случаев заболевания с 1990 года сокращается. За азиатскими странами следуют Африка и Латинская Америка (даже в странах, где сейчас успешно борются с иммунодефицитом).
Согласно докладу Организации Объединенных Наций «Дети на краю пропасти», представленному на Всемирной конференции по СПИДу в Бангкоке, гораздо больше детей и подростков живут с больными или умирающими родителями. Они более восприимчивы к заражению вирусом СПИДа».
Выплаты сиротам
Действующее законодательство предусматривает несколько видов пособий для несовершеннолетних, оставшихся без родительской заботы. В числе основных из них:
- Пенсии по потере кормильца. При их расчете учитывается трудовой стаж родителя.
- Алименты. Их назначает суд в случае, когда родители живы, но были лишены своих прав по отношению к ребенку.
- Компенсационные выплаты на покупку предметов первой необходимости: одежды, предметов быта, обуви и пр.
- Ежегодное пособие на приобретение школьных принадлежностей.
- Повышенная стипендия.
- Региональные выплаты. Их виды и размеры устанавливаются властью соответствующего субъекта РФ.
Статистические данные о количестве детей-сирот в мире
Согласно классическому определению сиротства, в 2015 году во всём мире было почти 140 миллионов сирот (по данным ЮНИСЕФ), в том числе:
- 61 миллион в Азии;
- 52 миллиона в Африке;
- 10 миллионов в Латинской Америке;
- 7,3 миллиона в Европе.
Учитывались дети, потерявшие обоих родителей, и дети, у которых один из родителей был ещё жив. Из почти 140 миллионов детей-сирот примерно 15,1 миллиона детей потеряли обоих родителей. 95% всех детей-сирот – старше пяти лет.
Нет достоверных данных об общем количестве сирот в мире. В качестве приблизительного ориентира ЮНИСЕФ называет 163 миллиона детей сиротами.
В России количество детей-сирот, зарегистрированных Министерством образования, снизилось с 115 600 в 2008 году до 47 800 в 2021 году.
Голикова рассказала, сколько детей-сирот проживает в России
13 ноября в Доме Правительства Московской области состоялись пленарное заседание и совещание VII Всероссийского Съезда руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан. В мероприятии приняли участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгина, члены Правительства Московской области.
24-25 апреля в Томске состоится окружное совещание, посвящённое вопросам совершенствования деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мероприятие организует Министерство просвещения Российской Федерации, его посетят более 200 руководителей организаций для детей-сирот Сибирского федерального округа.
20-21 марта в Архангельске прошло окружное совещание руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа.
5–6 марта в Хабаровске состоялось окружное совещание руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (организации для детей-сирот), и руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Физические и психические последствия сиротства
Сиротство имеет глубокие негативные последствия как в физическом, так и психическом плане:
- общее психическое состояние детей, потерявших родителей и находящихся в интернатах, снижено;
- нарушена саморегуляция;
- наблюдается хронически подавленное настроение;
- подавляющее большинство детей теряют волю к жизни, их уверенность в себе падает, они начинают всего бояться;
- эмоциональные и когнитивные стремления снижаются, а интеллектуальное развитие замедляется;
- часто наблюдаются агрессия, тревожность, расстройства личности ребёнка-сироты.
Большинство детей-сирот воспитываются в интернатах органов образования и социальной защиты. После выпуска из детского дома сирота не может решать различные проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться каждый день, без помощи взрослых.
Среди выпускников детских домов гораздо больше преступников и жертв преступлений, они чаще теряют работу, свой дом, они чаще становятся зависимыми от наркотиков или алкоголя, гораздо реже создают семью, также среди сирот чаще распространены самоубийства.
Доля сирот широко и серьёзно описывается в народных пословицах и поговорках («когда сирота ест – каждый видит, но, когда он плачет – никто не видит»; «кто сироту пожалеет, того Бог обогреет», «в сиротстве жить – слёзы лить»). Это свидетельствует об особо трепетном и сочувствующем отношении к детям-сиротам в народе.
Социальное сиротство
В научной литературе этот термин используется для обозначения жизни несовершеннолетних, оставшихся без родительской заботы при живых родителях. Такая ситуация возможна, если родители:
- Были лишены прав на ребенка судом.
- Отказались от ребенка при его рождении.
- Признаны судом без вести отсутствующими или недееспособными.
- Без уважительных причин не исполняют свои обязанности перед ребенком.
Безусловно, это далеко не все обстоятельства возникновения социального сиротства. Это явление обуславливается также падением нравственности, распространением наркомании и алкоголизма, отсутствием надлежащей господдержки и пр.
К группе социальных сирот относятся также так называемые скрытые сироты. Такие дети формально не лишены родительской заботы, но получают ее из-за равнодушия, незаинтересованности взрослых, живущих вместе с ними.
Социальное сиротство и безнадзорность – тесно связанные явления. Отсутствие надлежащей заботы приводит к семейным конфликтам, асоциальному поведению несовершеннолетних. В России социальное сиротство имеет большие масштабы, чем биологическое. Оно распространено среди 85 % несовершеннолетних. Именно из-за таких огромных масштабов перед государством стоит задача выявить и устранить причины социального сиротства.
Психосоциальные последствия сиротства
Психосоциальные последствия, которые испытывает ребёнок в результате взросления без одного из родителей, оцениваются по-разному и также сильно зависят от других факторов. Конкретный эффект безотцовщины или материнства зависит от общей психологической устойчивости ребёнка и более широкого окружения фиксированных опорных лиц.
Личность воспитывающего родителя также играет центральную роль. Безотцовщина или материнство рассматривается как проблема развития половой идентичности.
Сироты в учреждениях (подкидыши, детские дома, дома престарелых) страдают от последствий госпитализма и психологической депривации.
В исследовании 2011 года во Франции изучалось школьное, социальное, профессиональное и эмоциональное положение 500 000 детей-сирот в возрасте до 21 года. Исследование показало, сколько детей-сирот действительно страдают от травм и социально-психологических расстройств:
- спустя годы только 50% из них могли без проблем говорить о том, что произошло;
- 18% не смогли подобрать слов;
- 76% заявили, что потеря одного или обоих родителей привела к нарушению семейных отношений;
- 63% заявили, что это имело негативные последствия для их эмоциональной жизни;
- 52% отметили трудности в образовании и карьере.
Сироты реже идут на контакт со своими приёмными собратьями, отстраняются или переключаются в режим психологической защиты.
Если один из родителей умирает, риск самоубийства ребёнка значительно увеличивается. Это подтверждается исследованием датского исследователя Мэй-Бритт Гулдин. Всего были включены данные 7,3 миллиона человек из Дании, Швеции и Финляндии. Учитывались дети и молодые люди, потерявшие родителей до достижения 18-летнего возраста. Контрольная группа использовалась для сравнения с детьми, родители которых ещё не умерли.
Исследователи обнаружили, что потеря родителя в детстве увеличивает риск совершения самоубийства ребёнком. Этот эффект длился до 25 лет после смерти родителя.
Другое наблюдение заключалось в том, что мальчики в два раза чаще совершали самоубийства, чем девочки. Чаще всего страдали мальчики, матери которых покончили жизнь самоубийством, и первенцы, у которых один из родителей умер в возрасте до шести лет.
Раннее вмешательство
Оно предполагает поддержку семей, в которых существует потенциальный социальный риск. Речь о семьях малообеспеченных, в которых один или оба родителя являются безработными, взрослые практикую жестокое обращение с детьми и пр. Органы попечительства и опеки достаточно тесно работают с ними, реализуют меры по предотвращению семейного неблагополучия и социального сиротства.
Деятельность социальных работников включает в себя индивидуальное консультирование родителей, посещение семей на дому для проведения бесед, привлечение психологов, педагогов, врачей, проведение воспитательных и образовательных тренингов и пр.
Если приведенные мероприятия не дают положительного эффекта, а несовершеннолетние не получают необходимой поддержки, органы попечительства и опеки поднимают вопрос об изъятии детей из неблагополучных семей и передаче их в специализированное учреждение либо приемную семью.
Результаты деятельности социальных работников фиксируются в отчете. Эти сведения используются для определения положительной динамики и учета эффекта от применяемых методик в будущем.
Последствия сиротства в сфере получения образования
По статистике, у любого, кто теряет мать или отца, меньше шансов получить высшее образование или квалифицированную подготовку. Об этом свидетельствует исследование Института развития человека Макса Планка в Берлине.
Даже если умирает только один родитель, это имеет далеко идущие последствия для детей. Помимо горя по поводу утраты, детям приходится справляться с тем фактом, что они могут рассчитывать на меньшую поддержку в процессе обучения (с точки зрения эмоциональных и когнитивных, социальных и финансовых аспектов).
В Институте человеческого развития им. Макса Планка были изучены образовательные успехи полусирот, родившихся между 1950 и 1978 годами. Их сравнили с образовательными успехами людей, которые могли вырасти в полных семьях до достижения совершеннолетия.
Дети, потерявшие родителей в возрасте до десяти лет, имели меньше шансов окончить среднюю школу, чем дети, осиротевшие несколькими годами позже. В обеих группах (дети-сироты до и после 10 лет) процент окончания средней школы был значительно ниже по сравнению с детьми из полных семей.
Если родитель умер после десяти лет, то большая часть детей осталась в средней школе, несмотря на особые стрессы и напряжения. Ранняя смерть одного из родителей снижает шансы ребёнка на окончание средней школы почти на две трети. Это означает, что если десять детей заканчивают среднюю школу в сопоставимой социальной группе детей из полных семей, то в такой же большой группе сирот остается только три-четыре ребёнка.
Нимб несчастья цепляется за сирот, поэтому многие люди испытывают глубокое сострадание к осиротевшим и брошенным детям и желание что-то сделать для них. Социальное восприятие и стереотипы о том, что сироты никуда не денутся и не справятся со своей жизнью, тем не менее, пагубно сказываются на общей социальной ответственности за них.
Недостаток внимания, недостаточный уход, невежество и дискриминация могут резко усилить травмы сирот и, в конечном итоге, привести их к неудачам. В настоящее время необходимо обратить внимание на воспитание детей-сирот с точки зрения национального воспитания и их личностного становления.
Существует особенность социального становления отдельного ребёнка в детском доме. Его действия полностью дисциплинированы, что приводит к задержкам в развитии, ожирению, низкому уровню личной организованности. В то же время, в научно-педагогической литературе по социализации различаются уровни и факторы социализации, а также понятия «социализация» и «адаптация».
Патронат
Возможность применения этой формы устройства в семью предусматривается, согласно положениям 14 статьи 48-ФЗ, в каждом субъекте РФ региональными нормативными актами. В настоящее время патронат существует практически во всех регионах.
Эта форма устройства предполагает передачу несовершеннолетнего в семью на воспитание на основании социального договора, заключаемого органами попечительства и опеки с заявителем. В качестве него, кстати, может выступать и сторонний субъект, и биологический родитель.
Как и при обычной опеке, между несовершеннолетним и его воспитателями не устанавливаются официальные родственные отношения. Зачастую при патронате ребенок сохраняет контакты с биологическими родителями. При этом права на получение льгот и выплат, гарантированных несовершеннолетнему как сироте, сохраняются. Воспитатель, в свою очередь, получает вознаграждение, величина которого определена региональными нормативными актами.
Социализация детей-сирот
Пробуждение у ребёнка желания социализироваться и получать радость от жизни зависит от окружающей среды: родителей, воспитателей, сверстников и их повседневной деятельности. Семья – это социальный институт, призванный воспроизводить поколения, в котором удовлетворяются потребности детей, происходит первичная социализация и их комплексная подготовка к жизни.
Для государства очень важно, чтобы каждый ребёнок, лишённый родительской опеки, воспитывался в семье. Причина в том, что тогда дети обязательно повторят жизнь своих родителей и в будущем они тоже станут родителями.
Социализация – это естественный процесс личностного развития ребёнка. Основной задачей любого детского дома или школы-интерната для детей-сирот является социализация детей, их интеграция в современное общество, активное участие ребёнка в процессе воспитания и образования, формирование духовно-нравственных ценностей.
Теоретическое и практическое описание проблемы социализации детей-сирот, основанное на исследованиях и опыте зарубежных и отечественных учёных, поможет решить столь актуальную проблему современной педагогики.
При анализе множества теоретических данных можно выделить несколько направлений работы в системе помощи детям-сиротам в сложившейся ситуации:
- социальное;
- медицинское;
- психологическое;
- организационное;
- образовательное.
Адаптация школьников к социальной среде не соответствует социальному статусу ребёнка. С медицинской точки зрения, этот тип детей является наследственным, раздражительным. Всё это, в свою очередь, мешает их социализации и снижает её эффективность. Это значит, что дети не подготовлены к реальной жизни.
Готовя их к общественной жизни, взрослые должны сопровождать их. Этим занимаются, прежде всего, социальные педагоги, психологи, воспитатели и обычные учителя. Их задача состоит в оказании социально-педагогической помощи детям-сиротам, обучению их жизненным навыкам, сопровождению их даже в первые годы взрослой жизни.
Сопровождение детей-сирот зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Актуальным вопросом является создание и педагогическая систематизация методов, направленных на личностную социализацию детей-сирот, чёткий методологический подход.
Дети в детских домах живут в замкнутой системе социальных отношений в рамках ограниченных отношений. Социализирующий эффект семьи и системы образования сводится к минимуму, сужается круг общения с друзьями и сверстниками.
Общество исключает ребёнка из системы социальных институтов, а ребёнок дистанцируется от культурных ценностей и законов. В условиях социальной изоляции сложно передать социокультурный опыт ребёнку. Этот опыт остаётся невосполнимым дефицитом даже во взрослом возрасте.
Позитивным и внушающим надежду остаётся процедура усыновления. Снова и снова сенсацию вызывает усыновление детей-сирот различными мировыми знаменитостями. Процедуры усыновления детей-сирот в настоящее время регулируются по-разному в отдельных странах или иногда могут применяться произвольно.
Вторичное сиротство
Об этом явлении говорят в том случае, когда несовершеннолетний, утративший по каким-то причинам своих родителей или не получающий от них необходимого воспитания, устраивается в приемную семью, но и там не чувствует себя комфортно. Причины возникновения вторичного социального сиротства – это:
- Недостаточный уровень психолого-педагогической готовности приемных родителей.
- Несогласованность интересов ребенка и взрослых.
- Отсутствие взаимной симпатии и невербального контакта.
- Проявление наследственных или иных болезней.
- Корыстные мотивы усыновления (установления опеки).
Все эти факторы возникают вследствие недостаточного внимания государства и общества к вопросам профилактики социального сиротства и семейных конфликтов. Для решения существующих проблем необходимо повысить эффективность деятельности структур, занимающихся подбором, подготовкой, контролем и сопровождением приемных семей.
Основные факторы социализации детей-сирот
Фактор отсутствия семейного опыта
Отношения ребёнка со взрослыми в соответствии с его возрастом – ключевое условие его полноценного умственного развития. В основе этих отношений лежит система личных взаимоотношений, складывающихся в первые месяцы жизни.
Отсутствие опыта семейной социализации препятствует личностному и психическому развитию ребёнка из-за фрустрации накопленных потребностей (психологической реакции), возникающих из условий жизни в образовательных учреждениях.
Фактор социализации в детском доме
Это одна из основных причин социальных нарушений у подростков, воспитывающихся в интернатах. В силу особенностей детских домов свободное и широкое взаимодействие детей-сирот с социальной средой ограничено.
Как результат, воспитанники детских домов ещё не сформировались как субъект социальной активности. Их отношения со взрослыми и сверстниками характеризуются недостатком конструктивности, неумением сочетать свои взгляды с мнением других. Их сознание часто играет защитную роль в процессе общения.
Фактор ограниченного общения
Поскольку общение является механизмом социального и личностного развития в подростковом возрасте, его распад также является фактором повторения трудностей. Для сирот характерны умственная отсталость, эмоциональные и произвольные расстройства.
У сирот больше всего возможностей для общения со своими сверстниками, что не является основой для конструктивных отношений. Принудительное общение со «всеми» в повседневной жизни снижает шансы на формирование равноправных стабильных отношений.
Эмоционально-позитивные, эмоционально-неприятные отношения часто складываются как чрезмерные. Сироты-подростки злы и сварливы. Между ними часто возникают сложные и противоречивые конфликты.
Предпосылки к возникновению
Социальное сиротство детей получило широкое распространение в период распада института крепкой семьи. Совместное ведение хозяйства представителями разных поколений, привлечение старших детей к уходу за младшими исключали риск оставления несовершеннолетних без ухода в случае утраты родителей. В этом контексте в научной литературе выделяют две ключевые причины социального сиротства: кризис института семьи в целом и проблемы непосредственно в российских семьях.
Первый фактор характерен для большинства западных государств. Его проявления весьма многосторонни и выражены в:
- Увеличении среднего возраста лиц, регистрирующих брак.
- Уменьшении рождаемости.
- Старении населения.
- Увеличении числа так называемых гражданских браков.
- Повышении количества разводов.
- Распространение однополых отношений.
- Повышении количества внебрачных детей.
Вторая причина весьма специфична и распространена в российских семьях. Социальное сиротство и беспризорность детей обуславливается:
- Сложным экономическим положением. Множество семей с детьми испытывают финансовые трудности.
- Жестоким обращением с несовершеннолетними. Семейная жестокость является одной из основных причин лишения родителей их прав.
- Отсутствием эффективных государственных программ. Социальное сиротство возникает при отсутствии господдержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
- Распространением наркомании, алкоголизма и других вредных привычек.
- Неготовностью многих взрослых к воспитанию детей, педагогическая несостоятельность работников дошкольных и школьных учреждений.
- Чрезмерной занятостью взрослых, мешающей нормальному общению и воспитанию ребенка.
Эти и другие факторы в комплексе вызывают негативные отклонения в поведении родителей. Они выражаются в безразличии к состоянию и судьбе ребенка, пристрастии к вредным привычкам, асоциальных действиях, отказе от выполнения своих родительских обязанностей. Именно такие родители, как правило, лишаются своих прав на ребенка, делая его социальной сиротой.
Права и обязанности ребёнка и приёмного родителя при усыновлении
К основным правам и обязанностям приёмного родителя относятся:
- приёмный родитель обязан воспитывать ребёнка, заботиться о его здоровье, физическом, умственном, нравственном и духовном развитии;
- приёмный родитель вправе самостоятельно воспитывать ребёнка с учётом мнения ребёнка и указаний уполномоченных органов опеки и попечительства (конечно, если это противоречит закону);
- усыновитель с учётом взглядов ребёнка вправе выбирать учебное заведение и обязан обеспечить обязательное среднее образование ребёнка;
- иностранные усыновители сообщают в дипломатические представительства и консульские учреждения страны о состоянии здоровья усыновлённого ребёнка.
Статья О Состоянии Сиротства В России На 2021 2021 Г
Опека и попечительство применяется в отношении родственников, которые готовы взять на себя воспитание детей сирот. Опекуны обретают родительские права и становятся распорядителями имущества подопечных. Их обязанности – защита жизни и здоровья сирот, обеспечение их безопасности.
При обращении граждан в возрасте 14–18 лет в службу занятости населения, изначально выясняется их профпригодность и рассматриваются варианты трудоустройства. Пособие по безработице выплачивается несовершеннолетним лицам на протяжении полугода в размере среднего заработка.
Когда я работал в Финляндии, я увидел, какие механизмы есть там. Ребенок не живет где-то отдельно, он находится в ближнем окружении семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Никто его никуда не помещает. Он находится либо в семье родственников, либо в социальной гостинице, и каждую субботу специалисты собираются на конференцию, где обсуждают, как помочь этой семье.
Что касается озвученных цифр по поводу детей-инвалидов, то тут могу сказать следующее. Действительно, детей-инвалидов стали гораздо чаще брать в семьи, чем раньше, так как улучшили меры поддержки для приемных родителей. Но этих мер по-прежнему недостаточно.
На площадке Московского государственного психолого-педагогического университета прошёл VIII Всероссийский съезд руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Съезд объединил делегатов из всех регионов России, руководителей профильных федеральных и региональных структур.
Государственную политику в сфере обеспечения качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обсудили в Московском государственном психолого-педагогическом университете. На Всероссийском совещании с руководителями органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан приняли участие статс-секретарь – заместитель Министра просвещения России Андрей Корнеев и директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Лариса Фальковская.
27 и 28 октября Министерство просвещения в онлайн-формате проводит два масштабных мероприятия, объединённых общей темой, – ежегодное Всероссийское совещание руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, и VIII Всероссийский Съезд руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Примечания[ | ]
- Сиротство как социальная проблема (неопр.)
. Министерство образования Оренбургской области. Дата обращения: 17 мая 2021. - Этимологический словарь Крылова (неопр.)
. Словари и энциклопедии. Дата обращения: 20 июня 2021. - Древний Новгород становится ближе. Лекция академика А. А. Зализняка о берестяных грамотах — 2021 (неопр.)
. Троицкий вариант (01-11-2016). Дата обращения: 20 июня 2019. - Угрюмова, 2013, с. 833—836.
- ↑ 123
Боенкина, 2013. - Лилия Овчарова.
Сиротство в России: как сся с наследием Сталина
(неопр.)
. Forbes. Дата обращения: 2 мая 2021. - Анастасия Егорова.
Дети наши
(неопр.)
. Новые Ведомости (14 ноября 2017). Дата обращения: 2 мая 2019. - Ирина Левина, 2009.
- Фонд «Нужна помощь» проанализировал масштабы сиротства в России (неопр.)
. Такие дела (12 ноября 2018). Дата обращения: 17 мая 2021. - В России растет преступность среди детей-сирот (неопр.)
. Иzвестия. Дата обращения: 21 июня 2021. - Болотников, 2009.
- ↑ 12Игорь Антонов.
Социальное сиротство в России: виды, причины, профилактика проблемы
(неопр.)
. Zakon7ya. Дата обращения: 2 мая 2021. - 14 детей ежедневно возвращаются в детские дома из приемных семей (неопр.)
. Милосердие.ru (20 сентября 2018). Дата обращения: 26 июня 2019. - ↑ 12
Андреева, 2021, с. 49—56. - ↑ 123
Гончарова, 2012, с. 290—293. - Тамара Ляленкова.
Ненужные люди
(неопр.)
. Радио Свобода (11 июня 2017). Дата обращения: 2 мая 2021. - Левина, 2013, с. 3—25.
- ↑ 12345
Сиротство в России, 2011, с. 38—44. - Формы семейного устройства (неопр.)
. Дети ждут. Дата обращения: 27 сентября 2021. - Статья 38 (неопр.)
. Конституция и законы. Дата обращения: 18 июня 2021. - Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ (последняя редакция) (неопр.)
. КонсультантПлюс. Дата обращения: 18 июня 2021. - «Семейный екс Российской Федерации» от 29.12.1995 (неопр.)
. КонсультантПлюс. Дата обращения: 18 июня 2021. - Обзор законодательства в области защиты прав детей — сирот (неопр.)
. Управления министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю. Дата обращения: 19 июня 2021. - Гражданский екс Российской Федерации (неопр.)
. КонсультантПлюс. Дата обращения: 19 июня 2021. - Нинель Карасева, Анна Чупракова.
Социальное сиротство в России: тенденции и факты
(неопр.)
. Помоги сейчас (17 января 2019). Дата обращения: 17 мая 2019. - На 46% уменьшилось количество детей-сирот в России (неопр.)
. Regnum. Дата обращения: 17 мая 2021. - Количество сирот в России снизилось до рекордно низкого уровня (неопр.)
. Известия (5 сентября 2018). Дата обращения: 17 мая 2021. - Число детей-сирот в России сокращается (неопр.)
. Национальная служба новостей (1 февраля 2019). Дата обращения: 17 мая 2021. - Радослав Руднев.
«Закон Димы Яковлева»: шесть лет спустя
(неопр.)
. РАПСИ. Российское агентство правовой и судебной информации (19 марта 2019). Дата обращения: 17 июня 2021. - Сиротство в регионах РФ (неопр.)
. Нужна помощь (12 ноября 2018). Дата обращения: 20 июня 2019. - Концепция модели профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве (неопр.)
. Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы. Дата обращения: 17 мая 2021. - ↑ 12Арчакова Т. О.
Профилактика отказов от новорожденных: современные тенденции
(неопр.)
. Портал Психологических Изданий. Дата обращения: 18 мая 2019. - ↑ 12
Профилактика отказов, 2011, с. 1—25. - ↑ 12
Базарова, 2015, с. 62—67.