Законодательное регулирование вопроса
Права ребенка в семье регламентированы следующими нормативно-правовыми актами:
- Всеобщая декларация прав человека 1948 год.
- Декларация прав ребенка 1959 год.
- Конвенция ООН о правах ребенка 1989 год.
- Конституция РФ от 1993 года.
- ФЗ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998.
- ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012.
- ФЗ №48 «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008.
- Семейный кодекс РФ.
- Гражданский кодекс РФ.
- Кодекс об административных правонарушениях РФ.
- Уголовный кодекс РФ.
- Нормативные акты по вопросам защиты детей в конкретных субъектах РФ.
- Уставы школ и детских дошкольных организаций.
Понятие малолетний ребенок
Анализируя правовое положение детей в нашей стране, особый интерес вызывает понимание того, что включает в себя понятие малолетний ребенок. На данный момент понятие малолетний ребенок закреплено как в отечественной правовой базе, так и в международной.
В 1989 году была принята Конвенция о правах ребенка. Наша страна официально присоединилась к ней 15 сентября 1990 года. Конвенция представляет собой свод основных положений, которые тем или иным образом затрагивают права детей и ограничивают возможности взрослых влиять на судьбу маленьких граждан.
Отечественная законодательная база при внедрении международной практики, так и не выработала собственного определения понятия «ребенок», и потому использует во внутреннем законодательстве понятие, полностью идентичное тому, которое указано в Конвенции, а именно:
«Ребенком признается особа, которая не достигла 18-летнего возраста».
Наряду с этим понятием, в нашей стране используется множество наименований, которые также относятся к лицам, не переступившим порог совершеннолетия: подросток, несовершеннолетний, малолетний и т.д. Как правило, каждое из этих терминов применяется в зависимости от ситуации и с оглядкой на возраст ребенка. Так, к примеру, малолетними считаются дети, которым еще не выполнилось 10 лет, подростковая категория находится в пределах 10-14 лет. Что касается термина «несовершеннолетний», то тут все куда сложнее, и зачастую это понятие может применяться при любой ситуации.
Когда у ребенка появляются права
Согласно Семейному кодексу РФ, у малыша появляются права с момента рождения. При достижении несовершеннолетним определенного возраста, количество его интересов и обязанностей будет увеличиваться.
Малыш имеет следующие права при рождении:
- Получение имени, фамилии, отчества, а также гражданства.
- Получение воспитания в семье.
- Уважение своего человеческого достоинства.
- Всестороннее развитие.
- Получение государственных пособий и льгот.
- Обладание правами собственности.
Чем больше у малыша появляется прав, тем больше у него обязанностей. Если гражданин не будет соблюдать законы, то он понесет административную, гражданскую или уголовную ответственность.
Право на жизнь
Неотъемлемая гарантия существования человечества закреплена в Конвенции. Всестороннее общее развитие учеников (как в плане интеллекта, так и здоровья вообще) считается важнейшей задачей ДОУ. Для этого в садике должны быть обеспечены все условия.
Санитарное состояние помещений контролируется персоналом и государственными специализированными инспекциями. Для развития маленьких необходимо обеспечить наличие полностью укомплектованных игровых комнат. Образовательный процесс в садике строится так, чтобы дети стремились познавать новое и понимали, что учеба – это для них первая задача.
Соблюдение условий доступа ребенка с ограниченными физическими возможностями в садик – обязанность администрации. Инвалид не виноват, что он не ходит, но он ничем не хуже других детей. Таких малышей нельзя обижать, потому что это будет считаться ущемлением прав ребенка в детском саду.
Перечень семейных прав ребенка
- Жизнь и воспитание в семье. Личность формируется именно в семейном кругу. У каждого малыша есть право на семью, в которой его будут любить. Семейная обстановка ни в коем случае не должна вредить малолетнему, угрожать его психологическому и физиологическому здоровью.
Если у малыша нет отца и матери, то он определяется в специальное учреждение, где о нем будут заботиться и искать семью.
- Получение имени, фамилии, отчества. Согласно действующему законодательству РФ:
- выбором имени для малыша занимаются его родители;
- малыш получает фамилию одного из своих биологических родителей;
- отчество малыша образуется от имени отца.
Если между матерью и отцом возникают разногласия по поводу ФИО отпрыска, то решением данного вопроса будут заниматься органы опеки и попечительства.
- Беспрепятственное общение с родственниками. Если супруги развелись, то не нужно запрещать чаду видеться с родителем, проживающим отдельно. Если же права отца или матери на общение с отпрыском ущемляются, то необходимо подавать исковое заявление в суд, чтобы защитить свои интересы. Виновное лицо понесет административное наказание.
- Выражение собственного мнения. Если какая-либо проблема касается несовершеннолетнего, то он может выразить свое мнение. Оно обязательно должно быть учтено. Когда малыш достигает возраста 10 лет, он получает частичную дееспособность. Его мнение будет решающим при решении судом следующих вопросов:
- усыновление или его отмена;
- смена ФИО;
- восстановление родительских прав;
- назначение опекунства.
- Собственные доходы. Малолетний может распоряжаться денежными суммами, которые он заработал.
- Право собственности на вещи, движимое и недвижимое имущество. В качестве основного материального права малолетнего можно выделить получение алиментов. Данные выплаты осуществляет родитель, который проживает отдельно от отпрыска.
- Право знать людей, которые приходятся малышу биологическими родителями.
- Получение материального содержания от своей семьи.
- Владение имущественными ценностями своих родителей.
Статья 12. Право ребенка на необходимый уровень жизни
1. Каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, психического, нравственного и духовного развития.
2. Государство обеспечивает создание этих условий через систему социальных и экономических мер.
Статья 13. Имущественные права ребенка
1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и размерах, установленных законом. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пособий и других социальных выплат, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка.
2. Каждый ребенок в установленном законодательством порядке вправе самостоятельно или через своих законных представителей совершать сделки, иметь вклады в банках и распоряжаться заработком, стипендией или иными доходами и объектами права интеллектуальной собственности, приобретать и осуществлять иные имущественные права. Родители или законные представители вправе вносить на имя ребенка в банки денежные средства, выделяемые государством в качестве детского пособия или материальной помощи.
3. Каждый ребенок имеет право собственности на полученные им доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Ребенок, получающий доходы с собственного труда, вправе участвовать в расходах по содержанию семьи, если он проживает у родителей. Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется гражданским законодательством Республики Казахстан.
Статья 14. Право ребенка на жилище
1. Каждый ребенок имеет право на жилище в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан.
2. Ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей и находящийся в воспитательных, лечебных и других учреждениях, сохраняют право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а при его отсутствии имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан.
3. Дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети-сироты, не могут быть выселены из занимаемого ими жилища без предоставления другого жилого помещения.
Статья 15. Право ребенка на образование1. Каждый ребенок имеет право на образование и ему гарантируется получение бесплатного начального, основного среднего и общего среднего образования и на конкурсной основе — бесплатного технического и профессионального, послесреднего и высшего образования в соответствии с законодательством Республики Казахстан об образовании.
Статья 16. Право ребенка на свободу труда
1. Каждый ребенок имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. 2. Дети с четырнадцатилетнего возраста вправе по разрешению родителей в свободное от учебы время участвовать в общественно-полезном труде, доступном им по состоянию здоровья и развитию, не наносящем вреда физическому, нравственному и психическому состоянию ребенка, а также имеют право на получение профессии. Это право обеспечивается службой занятости населения и органами местного государственного управления. Выполнение работ не должно нарушать процесс обучения.
Статья 17. Право ребенка на государственную помощь
1. Государственная помощь назначается каждому ребенку, имеющему право на ее получение. Размер, условия и порядок оказания государственной помощи устанавливаются законодательством Республики Казахстан.
Статья 19. Право ребенка на отдых и досуг1. Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, соответствующие его возрасту, здоровью и потребностям. 2. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают в соответствии со своими способностями и возможностями условия жизни, необходимые для содержания и всестороннего развития ребенка.
Статья 20. Обязанности ребенкаКаждый ребенок обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц, государственные символы Республики, заботиться о нетрудоспособных родителях, сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.
Права и обязанности родителей.Родители обязаны .Заботиться о здоровье детей: кормить, одевать, лечить, создавать нормальные условия для их жизни и развития.Обеспечить детям возможность получения среднего образования, а также профессии или специальности.Формировать личность детей на основе общечеловеческих ценностей, учить жить в обществе, уважать законы государства
Родители вправе .Защищать интересы детей, личные и имущественные, определять их местожительство, гражданство. Выбрать по своему усмотрению, в соответствии со своими материальными возможностями и желанием, то или иное учебное заведение. Воспитывать с учетом национальных обычаев и традиций.
64. USINOVLENIE ILI UDO4ERENIE. Статья 76. Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)1. Усыновление или удочерение допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. 2. Дети, являющиеся гражданами Республики Казахстан, могут быть переданы на усыновление (удочерение) иностранцам только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание гражданам Республики Казахстан, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан, либо на усыновление (удочерение) родственникам детей, независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Дети могут быть переданы на усыновление (удочерение) гражданам Республики Казахстан, постоянно проживающим за пределами территории Республики Казахстан, иностранцам, не являющимся родственниками детей, по истечении трех месяцев со дня постановки указанных детей на централизованный учет в соответствии с пунктом 3 статьи 101 настоящего Закона. Иностранцы, претендующие на усыновление (удочерение) ребенка, обязаны лично выбрать ребенка, иметь с ним непосредственные контакты не менее двух недель, подать письменное заявление о желании усыновить (удочерить) ребенка, а также справку о финансовой состоятельности, семейном положении, состоянии здоровья, личных нравственных качествах потенциальных родителей, выдаваемую агентствами, осуществляющими такие услуги на основании государственных лицензий, в орган опеки и попечительства.
OPEKA I POPE4ITELSTVO. PON9TIE I HARAKTERISTIKA.
Опека, охрана прав и имущества лица, не могущего по каким-либо причинам осуществлять свои права и разумно оберегать свои интересы. Различают О.: 1) над малолетними, 2) душевнобольными, 3) глухонемыми и немыми и 4) расточителями и безвестно отсутствующими лицами. Существует три способа определения опекуна: по завещанию, по закону и по назначению. Родители имеют право назначить в духовном завещании опекунов к остающимся после них малолетним детям и имуществу.(ДО 14 ЛЕТ)
POPECHITELSTVO-Защита прав личности и имущественных интересов несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет, оставшихся без родительского попечения; над совершеннолетними, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности; над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
ALIMENTNYE OTNOWENI9.
(от лат. alimentum — питание, содержание) — в семейном праве — средства, которые одни лица должны предоставлять другим в силу существующих между ними семейных или брачных отношений: средства на содержание ребенка, супруги, родителей и др. Право на А. имеют несовершеннолетние дети, а в ряде случаев нетрудоспособные взрослые члены семьи. В соответствии с новым Семейным кодексом РK родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов), а судам предоставляется возможность увеличивать или уменьшать размеры алиментов. Алименты могут взыскиваться в фиксированном денежном выражении. Основой алиментного обязательства являются семейные отношения — брак, усыновление (удочерение) детей и др.
67. PON9TIE I METOD FINANSOVOGO PRAVA.
Ф.П— самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, юридических и физических лиц Большое место в Ф.п. занимает регулирование формирования и исполнения государственного бюджета, доходов, расходов и бюджетного финансирования, кредитования, расчетов и денежного обращения и т.д. Предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.
Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных соответствующими полномочиями. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды. Финансово-правовому регулированию свойственны и другие методы: рекомендации, согласование.
68. Система и источники финансового права. Финансовая система — это совокупность входящих в состав финансов РK звеньев (институтов) в их взаимосвязи. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА. Как уже отмечалось, финансовые системы различных государств могут существенно различаться в силу особенностей строения этих систем. Соответственно могут различаться и построения особенной части финансового права. Так, если страховое дело в стране полностью осуществляется частными страховыми компаниями и отсутствует страхование имущественных интересов государства, то в финансовом праве будет отсутствовать институт «Финансово-страховое право». Наличие внебюджетных специальных фондов порождает институт «Правовое регулирование внебюджетных фондов». Надо сказать, что такие фонды (а соответственно, и такой правовой институт) существовали и в Казахстане. Однако в настоящее время они консолидированы с бюджетом, что повлекло поглощение данного института бюджетным правовом.
69. . Понятие, задачи, виды и методы финансового контроля. Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Задачи по проверке соблюдения законодательных и иных нормативных актов различного уровня
11. Проверка соблюдения финансовой дисциплины, в том числе кассовой.
12. Проверка пределов полномочий должностных лиц при принятии решений; выявление случаев превышения полномочий, в том числе злоупотребление ими в корыстных целях.
13. Проверка соответствия совершённых хозяйственных операций требованиям законодательства.
14. Контроль соблюдения установленных бюджетов и лимитов по статьям затрат.
15. Проверка правильности документального оформления хозяйственных операций.
16. Проверка правильности ведения бухгалтерского учёта; причём не только финансового, но и управленческого, если его ведение предусмотрено локальными нормативными актами.
17. Проверка правильности и своевременности расчётов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
18. Проверка целевого использования целевых средств, в том числе заёмных и бюджетных.
19. Контроль ценообразования в областях, где оно регулируется государством.
20. Определение и (в ряде случаев) применение мер ответственности лиц, допустивших нарушения финансово-экономического законодательства.
Защита прав несовершеннолетних
Права несовершеннолетних детей в семье подлежат защите. В первую очередь этим должны заниматься родители отпрыска. Однако есть случаи, когда именно они нарушают интересы своего чада.
Следующие органы уполномочены защищать права несовершеннолетних граждан:
- Органы правопорядка. Сюда можно отнести прокуратуру, комиссию по делам несовершеннолетних и органы внутренних дел.
- Органы опеки и попечительства. Это главное учреждение, которое занимается защитой прав и интересов малолетних.
Любую из этих инстанций может посетить гражданин, который стал свидетелем нарушения прав несовершеннолетнего, родитель или же сам несовершеннолетний.
Право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК)
Ребенок вправе жить вместе со своими родителями. При отсутствии на то установленных законом оснований ни один государственный орган не вправе разлучить ребенка с родителями. Так, ребенок может быть передан на воспитание другим лицам или помещен в детское учреждение против воли родителей лишь в тех случаях, когда последние лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, поскольку суд пришел к выводу, что оставление ребенка у родителей опасно для него.
Местом жительства детей в возрасте до 14 лет является место жительства их родителей (ст. 20 Гражданского кодекса (ГК)). При раздельном проживании родителей они сами определяют, с кем из них будет проживать ребенок, а в случае спора это решает суд исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения (п. 3 ст. 65 СК). Несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет, могут выбрать место своего жительства с согласия их родителей.
Дети, оставшиеся по каким-либо причинам без родительского попечения, утратившие возможность жить в своей собственной семье, передаются на попечение органов опеки и попечительства, которые определяют их последующую судьбу. При устройстве таких детей законодательство исходит из приоритета их семейного воспитания (ст. 1 СК). Только в случаях, когда устроить ребенка в семью невозможно, предусмотрено помещение его на воспитание и содержание в соответствующее детское учреждение (ст. 123 СК).
Какие обязанности у ребенка перед родителями
По отношению к своим родителям отпрыск тоже имеет ряд обязанностей. Главное из них – несовершеннолетний не должен нарушать права общества и остальных членов семьи.
Семейным кодексом РФ определены обязанности совершеннолетних граждан по содержанию родителей:
- Трудоспособные совершеннолетние граждане должны содержать своих нетрудоспособных родителей, которым требуется помощь.
- Если между сторонами не было заключено соглашение об уплате алиментов на нетрудоспособных родителей, нуждающихся в помощи, то денежные средства будут взысканы в судебном порядке.
- Размер алиментов будет определен судом, исходя из материального положения сторон.
- Граждане освобождаются от необходимости содержать своих нетрудоспособных родителей в следующих случаях:
- мать с отцом были лишены прав на детей;
- суд установил, что родители уклонялись от выполнения своих обязанностей по отношению к детям.
Можно сделать вывод, что по отношению к родителям дети обязаны не нарушать их гражданские права и свободу.
Родительские права гражданского супруга
Отец, признавший ребенка, рожденного в гражданском браке, обладает всеми правами, предусмотренными семейным законодательством.
Отец имеет право:
- Воспитывать и содержать ребенка;
- Дать свою фамилию и отчество;
- Быть законным представителем несовершеннолетнего лица в различных инстанциях;
- Давать разрешение на вывоз ребенка за границу (или запретить выезд).
Если отец не проживает с матерью и детьми, он имеет право на встречи с детьми, общение. В случае возникновения спора – порядок общения с детьми определяет суд.
Бывают ситуации, когда мать не исполняет свои обязанности по воспитанию детей: не принимает участия в жизни детей, злоупотребляет алкоголем, совершает насилие над ребенком и т.д.
Отец имеет право обратиться в судебные органы и лишить ее родительских прав.
Права и обязанности ребенка в приемной семье
У детей, находящихся на воспитании в приемной семье, есть следующие права:
- Получение воспитания в семье опекуна (попечителя).
- Получение заботы со стороны опекуна (попечителя).
- Совместно проживание с опекуном (попечителем). В исключение попадают случаи, предусмотренные статьей №36 Гражданского кодекса РФ.
- Получение алиментов, пенсий, пособий и иных выплат, причитающихся детям, оставшимся без биологических родителей.
- Сохранение права собственности на жилое помещение.
- Защита от жестокого обращения со стороны опекуна (попечителя).
- Общение с биологическими отцом и матерью, а также с другими родственниками.
- Выражение мнения при решении вопросов, затрагивающих интересы несовершеннолетнего. Если малыш достиг возраста 10 лет, то его мнение обязательно будет учтено. Исключением являются случаи, когда это противоречит интересам несовершеннолетнего.
Перечень обязанностей приемного малыша практически ничем не отличается от обязанностей любого несовершеннолетнего гражданина, проживающего в России:
- Слушаться своего опекуна (попечителя).
- С уважением относится к своему опекуну (попечителю).
- Принимать внимание и заботу со стороны приемных родителей. Исключением являются случаи, когда взрослые ведут себя грубо или унизительно по отношению к несовершеннолетнему.
- Получить общее образование.
- Соблюдать правила поведения.
- Соблюдать уставы школы и детских общественных объединений.