Подросток и закон. методическая разработка (8 класс) на тему


Право и правовой статус подростка

По «Толковому словарю современного русского языка» Дмитрия Николаевича Ушакова: «Право — это совокупность общеобязательных правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством». Соблюдение этих норм обеспечивается принудительной силой государства. Юридическое право дифференцировано по отраслям: семейное, гражданское, уголовное и другие.

Право — это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Правовой статус ребенка — его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия. Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.

Что молодые люди знают о своих правах, ответственности перед законом? Известный французский писатель Оноре де Бальзак о. Замечание это актуально и по сей день, особенно по отношению к молодежи. Далеко не каждый ребенок может сказать, как он в случае необходимости защитит себя от чьих-либо неправомерных действий.

Впервые подросток рассматривается не как объект правовой деятельности, за которого все решают взрослые, но и как субъект, имеющий собственные интересы и взгляды.

Многие школьники имеют недостаточный уровень правовых знаний, умений, опыта правопослушного поведения, правовой компетентности.

Рассмотрим несколько определений «прав человека»:

С. Сироткин в своей работе «Старшеклассникам о праве и правах человека» ссылается на следующее определение «прав человека» – это признаваемые обществом и международным сообществом определённые реальные социальные возможности для отдельных лиц, их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе правовых отношениях».

«Право – внешняя свобода, представленная и ограниченная нормой».

Данные определения отражают главную суть: права человека – инструмент, который позволяет противостоять давлению, насилию и это механизм, который не позволяет государству «проглотить» каждого отдельного человека.

Мы можем сказать, что права человека – это способ разрешения неизбежно возникающих в обществе конфликтов, это те правила отношений, которые обязательны и для государства и для отдельной личности.

Документы, отражающие права подростка

Права и свободы человека и гражданина нашли закрепление в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.), в конституциях государств и внутренних законодательных и иных нормативных актах. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию.

Основными международными документами по защите прав ребенка являются:

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Декларация прав ребёнка;
  • Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Права и обязанности ребенка отражены в следующих нормативных документах федерального уровня:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский кодекс;
  • Семейный кодекс РФ
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
  • Закон РФ «Об образовании».

В течение 10 лет (с 1979г. по 1989г.) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.

Главная цель Конвенции – максимальная защита интересов ребенка. Если будут соблюдаться все потребности и права ребенка, то мы получим счастливого, здорового, умного, образованного, талантливого гражданина.

В соответствии с этими принципами:

  1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
  2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
  3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
  4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
  5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
  6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
  7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.
  8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
  9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
  10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
  11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
  12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм эксплуатации и совращения.
  13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
  14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
  15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Общество меняется и развивается, будет меняться и развиваться, а, следовательно, меняются и представления людей о своих правах.

Конвенция о правах ребёнка утвердила ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание ребёнка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как «придаток» своих родителей, опекунов или попечителей.

Статья «Подросток и закон»

ПОДРОСТОК И ЗАКОН

Особенности правового статуса несовершеннолетних

Человеку исполнилось 14 лет. Кончилось детство. 14 лет – это как бы преддверие самостоятельности. Вступление в юность совпадает с официальным признанием девочки и мальчика гражданами страны. Им вручают паспорта. Получение паспорта – большое событие, и важно, чтобы память сохранила этот день как значительный и радостный. Сам документ – паспорт – заполняется заранее в паспортном столе местного отделения милиции с соблюдением установленного законом порядка.

Наличие прав и обязанностей свидетельствует о том, что каждый возраст

– это не только физическая или социальная, но еще и
юридическаяхарактеристика человека
. Иными словами, в каждом возрасте вы выполняете совершенно разный круг обязанностей по отношению к своему государству. Так, например, служить в армии юноши будут обязаны только по достижении 18 лет.

В нашей стране в подростковый возраст включают две категории людей – малолетних и несовершеннолетних.

Малолетними

наш закон называет детей в возрасте
от 6 до 14 лет
. Такие ребята имеют право совершать мелкие бытовые сделки, например, покупать игрушки. С 10 лет мнению ребенка придается юридический смысл. Например, выбрать школу для ребенка или сменить его фамилию родители не могут без учета мнения ребенка. С 14 лет за защитой своего права можно обратиться в суд.

Несовершеннолетние

– это лица в возрасте
от 14 до 18 лет
. Этот термин чаще всего используется в области юриспруденции. Несовершеннолетние – лица, не достигшие возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности. Законные интересы несовершеннолетних (полностью или частично) осуществляют их родители, иные законные представители, опекуны, попечители. Закон предусматривает меры, охраняющие трудовые, гражданские и другие права этой возрастной категории. В Уголовном кодексе РФ установлен особый порядок рассмотрения дел о несовершеннолетних, обеспечивающий наиболее тщательное их расследование и рассмотрение.

Несовершеннолетние могут самостоятельно распоряжаться заработком или стипендией. С 16 лет можно заниматься предпринимательской деятельностью и даже быть признанным безработным. По нашему законодательству иску (заявления) ребенка рассматриваются в органах опеки и попечительства, а при достижении 14 лет ребенок может обратиться в суд.

Уголовная ответственность в нашей стране наступает с 16 лет. Но это не означает, что преступление, совершенное более молодыми людьми, остается безнаказанными. С 14 лет наступает ответственность за отдельные проступки, перечень которых приведен в Уголовном кодексе РФ.

Арест как мера наказания от 1 до 4 месяцев применяется к тем, кому уже исполнилось 16 лет. Административная ответственность наступает также с 16 лет. За правонарушения комиссии по делам несовершеннолетних и защите
их прав
могут направить дети от 11 до 14 лет в спецшколу лечебно-воспитательного характера.

Обратимся к закону

Гражданский кодек РФ. Извлечение

За несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки…могут совершать их родители, усыновители или опекуны…

Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать: мелкие бытовые сделки…

Имущественную ответственность по сделкам малолетнего…несут его родители…

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно без согласия родителей…:

  1. распоряжаться своими заработками, стипендией и иными доходами;
  2. осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения…;
  3. …вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  4. совершать мелкие бытовые сделки…

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность…

При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей…может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами…

После наступления совершеннолетия подростку дается право голоса, он становится полноправным и политически активным гражданином. С этого момента с юридической точки зрения подросток переходит в категорию взрослых.

Таким образом, возраст как юридическое понятие связан с тем, что человек наделяется известными правами и несет перед обществом определенную, соразмерную его возрасту и проступку, ответственность.

Под защитой права

Слово «право» получило свое название от лат. «justitia» (правда, справедливость), ибо право понималось в древности как искусство творить доброе и справедливое дело. С тех пор ни одно общество не может обойтись без права: оно помогает им разрешить конфликты, устанавливая четкие правила поведения. Право встает на защиту рядовых граждан.

Жил в Древней Греции философ и общественный деятель Платон.

Однажды, потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа, он решил разработать проект такого государственного устройства, которое было бы справедливым и сделало людей счастливыми. Он считал, что каждый человек должен заниматься своим делом и делать это мастерски. «Мера всех вещей – человек», — считали наши предки, полагая, что люди от природы равны.

Сегодня мы знаем, что ни один человек полностью не похож на другого и каждый из нас индивидуален. Люди отличаются внешностью, полом, возрастом, образованностью, материальным положением, характером и т.д. Живя в одном коллективе, они подчиняются, тем не менее, единым, одинаковым для всех выработанным правилам поведения, которые нужны для существования спокойного и стабильного общества.

Много лет назад люди убедились в том, что государство, объединяя их, должно гарантировать права и защищать интересы каждого. Только в этом случае между государством и человеком будут достигнуты хорошие отношения.

С первых шагов юный человек находится под защитой законов. Самый главный из них – Конвенция о правах ребенка

(1989), принятая Организацией Объединенных Наций (ООН). Почти все страны на нашей планете решили соблюдать статьи Конвенции. Это значит, что образование, полноценное развитие, поддержка в трудных ситуациях, защита от насилия гарантированы детям взрослыми. Ведь дети во многом зависят от тех, кто старше, умнее и опытнее их.

В современных законах нашей страны закрепился важный принцип совместной жизни людей: все равны в своих правах. При этом абсолютно не важно, кто ты: мужчина или женщина, больной или здоровый человек, умный или глупый, сильный или слабый, работающий или нет.

Согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ право подать иск в суд с целью защиты своих прав, а также поручать ведение своего дела своему представителю (адвокату, например) наступает в полной мере с 18 лет. Это называется гражданско-процессуальная дееспособность.

До 18 лет интересы ребенка защищают его законные представители

(родители или те, кто их заменяет), т.е. ребенок действует с их согласия (объективно говоря – родители действуют непосредственно вместе с ребенком). Однако в Семейном кодексе РФ есть статья 56, которая дает возможность ребенку, уже начиная с 14 лет, обратиться в суд за защитой своих законных интересов.

Общество устроено таким образом, что права одного человека оборачиваются обязанностями для другого. Это примерно так же, как происходит в природе по известному закону сохранения вещества, открытого в 18 веке великим М.В. Ломоносовым. Он писал: если в одном месте материи прибавилось, то это значит, что в каком-то другом её убавилось.

Так и с правами гражданина. Ваше право

накладывает на государство
обязанность
. Что вам дается, у него как бы отнимается. Для того граждане и платят налоги, чтобы государство, которое существует для них, занималось реальной защитой их безопасности. Оно – гарант безопасности человеческой жизни. Иными словами, пообещав беречь жизнь своих граждан, оно несет за это перед ними же ответственность.

В нашей стране за убийство человека, а также любое другое причинение вреда его жизни наступает суровое наказание, которое выносится судом. Самосуд, т.е. решение, как поступить с человеком собственными силами, без участия правоохранительных органов государства, запрещается.

Никто в нашей стране не должен подвергаться пыткам, насилию или жестокому, унижающему человека обращению. Так велит поступать Конституция РФ. Разновидностью насилия могут стать принудительные медицинские, научные опыты над людьми. Подобные поступки запрещены. Даже небольшое медицинское вмешательство, например, обычный укол, допускается только с согласия пациента. А если человеку не исполнилось и лет, решение принимают родители и те, кто их заменяют.

Правда, прежде, чем отказываться от каких – либо прививок, следует подумать: а стоит ли подвергать себя опасности заболеть какой – либо болезнью, против которой организм не сможет справиться?

В современной России приостановлено применение смертной казни, которое осуществлялось методом расстрела в отношении некоторых преступников. Каждый человек должен свою и чужую жизнь, понимая, что она дается лишь раз и не следует делать в отношении другого то, что ты не хотел бы, чтобы делали в отношении тебя.

Юридические правила современной России устанавливают уголовную ответственность за убийства, неоказание помощи больному. Юридическая ответственность –

это те неблагоприятные последствия, которые применяются к нарушителям права. Главная их цель – изменить человека, заставив никогда не нарушать закон, искупить свою вину, предупредить опасность. К сожалению, в практике встречались случаи, когда в результате стечения совершенно случайных обстоятельств человек оказывается на скамье подсудимых. Все факты свидетельствовали о его причастности к преступлению, и он нес наказание. Лишь спустя многие годы выяснялось, что на самом деле он ничего противоправного не совершал. Вот почему важно, чтобы служители закона – судьи, прокуроры, следователи – были профессиональными людьми, умели грамотно разобраться в том, что случилось, и вынести правильное решение. А в этом немалую роль играет образование, которое получил прежде специалист.

Гражданин и гражданство

В 14 лет граждане страны получают паспорт.

Он выдается местным отделением милиции. Это юридический документ, который удостоверяет личность человека. В нем записывается фамилия, имя и отчество гражданина. Обязательно указывается место его регистрации – там, где он проживает. Однако человеку не возбраняется проживать в связи с различными обстоятельствами в любом другом месте. Для того чтобы поехать за границу – оформляют заграничный паспорт. Если человек потерял паспорт или его украли, то нужно обязательно сообщить об этом в милицию.

Подросток – это не только любимый сын или любимая дочь своих родителей, старательный ученик, приятель в подростковой группе, потребитель в экономике, но также гражданин своего государства.

Гражданином можно родиться, а можно им стать. Если ваши родители имеют российское гражданство, то вы автоматически становитесь гражданином Российской Федерации.

Гражданство –

принадлежность лица к данному государству – это наследуемая черта и вместе с тем приобретаемая. Гражданство своей страны можно сменить, но только во взрослом возрасте – когда вы получите паспорт, сможете самостоятельно решать свою судьбу и быть экономически независимым человеком. Гражданство – это еще известные права, которыми наделяется человек в обществе и которые оберегает государство ( органы правопорядка, законодатели, министерства, учреждения, фонды и т.д.). если вы живете в стране и не имеете гражданства, то многих благ можете лишиться. У вас не будет постоянной работы и постоянного места жительства. С вами может случиться несчастье, но государство не будет решать ваши проблемы – ведь вы не являетесь его гражданином.

За получение гражданских прав люди начали бороться еще 2500 лет тому назад. В античной Греции и Риме гражданами считались только свободные жители. Права голосовать были лишены рабы, иностранцы, женщины и малоимущие.

В настоящее время человек начинает пользоваться полным перечнем прав человека и гражданина с момента обретения гражданства. Дети и подростки не имеют полного статуса гражданства, поскольку не имеют права голосовать на выборах и не обладают некоторыми другими, доступными только взрослым, правами. Осужденные во многих странах обычно теряют гражданские права. Они не могут голосовать и быть избираемыми в органы власти.

Гражданин

признает Конституцию данной страны, пользуется предоставленными ему правами и выполняет конституционные обязанности. Но и государство обязуется охранять жизнь, имущество, безопасность, труд и отдых своих граждан.

Согласно Всеобщей декларации прав человека, Международным пактам о правах человека, Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен гражданства или права на его изменение. Каждому гражданину государство гарантирует правовую защиту, где бы он ни находился.

Вот почему права и свободы человека и гражданина

– высшее завоевание человечества за последние 5-6 тысяч лет существования письменной цивилизации. Каковы они, эти гражданские завоевания?

Права человека закреплены в ряде международных документов: Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международных пактах о правах человека 1966 года,

а также
конституциях
и
законах
государств.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Гражданские (личные) права и свободы

Гражданские права связаны
с личностью человека, принадлежат каждому от рождения
, поэтому их называют личными. Они необходимы для обеспечения жизни и деятельности человека.

К гражданским или личным правам человека относят:

  • право на жизнь;
  • право на свободу и личную неприкосновенность;
  • право на неприкосновенность жилища;
  • право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров;
  • право на свободу передвижения и выбор места жительства для каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации.

Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Политические права

Политические права – это права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни государства.

В Конституции РФ к политическим правам граждан относятся:

  • право на объединение для защиты своих интересов;
  • право на мирные собрания, митинги, шествия;
  • право на участие в управлении делами государства;
  • право избирать и быть избранными;
  • право обращаться лично и направлять коллективные обращения в государственные органы и органы самоуправления.

Граждане страны могут проводить собрания, митинги или демонстрации мирно, без оружия, организованно, не нарушая прав других людей. На таких мероприятиях люди отстаивают свои интересы, позицию по какому-то вопросу, активно влияя на политическую жизнь страны.

Право на проведение подобных мероприятий принадлежат только гражданам страны. Но есть определенные правила, как их готовить. О публичном мероприятии необходимо предупредить местную власть не позднее, чем за 10 дней. А при его проведении надо соблюдать закон и не нарушать порядок. Если возникла опасность для здоровья граждан, их жизни, нравственности, то представители власти могут запретить эти мероприятия.

Граждане нашей страны имеют право участвовать в управлении делами государства. Они могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, местного самоуправления. Самой массовой Фомой участия граждан в управлении делами общества, государства являются выборы.

Гражданин может избирать депутатов Государственной Думы, Президента, представителей местных органов власти. Это право наступает с 18 лет.

В современном обществе гражданин участвует в выборах кандидата в депутаты на государственной пост, путем тайного голосования

, опуская специальные бюллетени в урну.

Участвовать в общественных молодежных организациях по закону разрешено с 14 лет, а быть членами детских организаций с 10 лет.

Обязанности граждан Российской Федерации

К числу важнейших обязанностей граждан Конституция Российской Федерации относит следующие:

  1. Гражданин обязан соблюдать законы государства. Если есть юридическое правило, предписывающее поступать в конкретной ситуации именно таким способом, ему следует подчиняться.
  2. Гражданин должен поступать в бюджет государства, а затем распределяются на благо самих же граждан (обеспечение детей, выплата пенсий и т.д.)
  3. Гражданин должен защищать Отечество. Эта обязанность важна для поддержания безопасности страны и людей, которые в ней живут.
  4. Гражданин должен сохранять природу. Эта обязанность взаимосвязана с его правом на охрану здоровья. Ведь окружающая природа, загубленная человеком, пагубно отражается на его организме.
  5. Гражданин должен заботиться о детях и нетрудоспособных родителях. Нормы семейного права подробно регулируют такие вопросы.
  6. Гражданин должен беречь памятники культуры.

Если на гражданина возлагаются дополнительные обязанности – это нарушение его прав.

Гражданские (личные) права ребенка

Самым важным и неотъемлемым правом для каждого человека является его право на жизнь.

Разумеется, человек ни у кого не спрашивает разрешения, появляться ему на свет или нет. И никто не вправе запретить ему это сделать, как никто не может запретить женщине рожать детей. Право не надо понимать как разрешение или запрет. Право на жизнь означает, что государство, вся система институтов, учреждений и организаций направлена на защиту жизни ребенка.

Право человека –

это возможность что – либо делать, поступать определенным образом, иметь что – то. Каждый ребенок рождается, чтобы быть счастливым. С равными для всех правами на жизнь, развитие, любовь и заботу. Права – это не подарок за хорошее поведение и не привилегия, а такая же необходимость, как воздух и солнце. Кроме права на жизнь, у человека, в том числе, разумеется, у подростка, существует множество других прав и свобод, о которых он в повседневной жизни не всегда вспоминает. Жизнь ребенку дают родители, а право на жизнь гарантирует ему государство. Оно предоставляет и другие жизненно важные для подростка права.

В Конвенции о правах ребенка, принятой ООН в 1989 году, сказано, что каждый ребенок имеет право знать своих родителей.

Они несут ответственность за ребенка и должны обеспечить ему нормальные условия жизни. Хорошо, если вы не представляете себе, что может быть иначе. Но так часто это право нарушается взрослыми, родителями.

Помимо права на жизнь у каждого человека есть то, что называют личной жизнью. Это та сфера, в которую государство не имеет права и которая не подлежит контролю с его стороны. Более того, эта сфера его деятельности охраняется законом. Человек может самостоятельно решать, с кем дружить, а с кем нет, как вести переписку со своим адресатом – по почте или разговаривать по телефону.

Жилище, как и личная жизнь человека, неприкосновенно.

Это значит, что войти в квартиру помимо воли тех, кто там проживает, нельзя. Правда, в некоторых случаях – при пожарах, землетрясениях, непредвиденных обстоятельствах или при защите правопорядка – допускается отступление от этого правила. Гражданин нашей страны сам
выбирает место своего жительства, сожжет свободно передвигаться по стране и выезжать за ее пределы.
Социально – экономические и культурные права ребенка

К экономическим и социальным правам относят право на труд и свободный выбор профессии.

Сегодня многие подростки хотят помогать своим родителям, чувствуют ответственность перед семьей. Кроме того, всегда приятно осознавать, что можешь сам заработать на карманные расходы. Лучше, когда ты делаешь такой шаг при поддержке и под защитой государственных организаций.

Защита от экономической эксплуатации –

одно из важнейших прав гражданина. Вам уже известно, что государство устанавливает минимальный возраст для приема на работу ( 16 лет) и предоставляет льготы несовершеннолетним работникам. Законом предусмотрены средства защиты от безработицы.

У каждого гражданина есть право на отдых.

Государство гарантирует его путем предоставления отпуска всем работающим, поощряя создание пансионатов, домов отдыха. Детство и материнство тоже защищает государство. По случаю рождения ребенка родителям предоставляется отпуск ( одному из родителей), выплачиваются денежные компенсации. Граждане имеют право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сейчас в Российской Федерации действует страховая медицина. Лечение граждан оплачивают страховые компании. Если гражданин достиг преклонного возраста или стал нетрудоспособным – действует
право на социальное обеспечение.
Культурные права –

это права, призванные обеспечить доступность образования, свободу творчества и преподавания, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры. Очень важным правом гражданина является право на образование.
Право на образование –
это в первую очередь возможность получать знания, навыки, необходимые для жизни. Без хорошего образования человек не сможет найти интересное, важное дело, добиться успеха. Перед школьниками должны быть открыты двери библиотек, театров, музеев. Развитие творческих способностей детей – одна из главных целей образования. Тысячи ребят уже в юном возрасте совершают открытия, изобретают новое, становятся лауреатами и дипломатами конкурсов, фестивалей, добиваются признания.

В настоящее время в стране действует Федеральный закон» Об образовании». В нем и других документах устанавливается порядок получения образования в стране, которое может осуществляться в разных формах: обучение в школе, дома, в форме экстерната и т. д.

Главная мысль Конвенции о правах ребенка: ребенок – полноценная личность. Он имеет свои права и обязанности. « Плохих детей не бывает»! бывают дети с проблемами, бывают ребята, которые совершили ошибку. Но взрослые не должны быть жестокими по отношению к детям.

Что такое преступление?

Подростковый возраст – чуть ли не самый страшный активный период жизни человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, кажется, что он все может. Однако недостаток жизненного опыта, незнание уголовных законов, а часто и просто неумение себя контролировать приводят порой к печальным последствиям.

О том, почему человек совершает противоправные поступки, стали задумываться очень давно. Одни специалисты считали, что некоторые люди от природы всегда имеют желание навредить, а потому их надо строго наказывать, «изолируя всех навсегда». Но причины, толкавшие людей на путь преступной жизни, были разнообразными: кому-то было, нечего есть, и потому он воровал у других, другой хотел обогатиться легким путем или кому-то отомстить.

Вам уже известно, что уголовная ответственность

в нашей стране по общему правилу наступает
с16 лет
в том случае, когда человек совершил преступление, однако за совершение некоторых из них –
с 14 лет
. К ним относят: убийство, похищение человека, причинение вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, угон автомобиля или другого транспортного средства без цели хищения, умышленное уничтожение имущества, терроризм, захват заложника, ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, наркотиков, психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств.

Виды наказания несовершеннолетних

Обратимся к закону

Уголовный кодекс РФ.

Извлечения

Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 18 лет.

Несовершеннолетним, совершившим преступления, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия.

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

  • Штраф;
  • Лишение права заниматься определенной деятельностью;
  • Обязательные работы;
  • Исправительные работы;
  • Арест;
  • Лишение свободы на определенный срок.

При назначении наказания несовершеннолетнему…учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц…

Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

  • Предупреждение;
  • Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
  • Возложение обязанности загладить причиненный вред;
  • Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего…

Ответственность за совершенные преступления несет только человек. Значит, никакие животные или неодушевленные предметы, а также фирмы или организации не могут нести уголовное наказание. При этом человек должен быть вменяемым, т.е. осознающим то, что он делает. Одним из признаков преступления является вина человека. Например, кто-то умышленно решил угнать машину. Он должен понимать, что его поступок опасен и противоправен.

Но многое в жизни совершается и в результате неосторожности. Водитель автомобиля, привыкший к лихой езде, может наехать на пешехода, который не успел перейти улицу. И в том и в другом случае совершено преступление, за которое придется отвечать. Иногда обычная шалость может привести к опасным последствиям, а потому, принимая решение что-либо сделать, следует подумать о том, что может произойти. Кто-то пошутил и позвонил в милицию с сообщением о бомбе, которая якобы заложена в здание школы. Такие действия приводят к денежным расходам спецслужб, спешащих на помощь людям. Поведение «шутника» является преступлением, и за него придется отвечать. По решению суда человек может быть лишен свободы, да еще будет обязан возместить материальный ущерб.

Другие проступки могут быть не такими опасными, но совершать их запрещено, и об этом сказано в законе. К ним относят, например, проезд в общественном транспорте без билета, повреждение телефонов-автоматов на улице и в общественных местах, злостное неповиновение законному требованию милиционера, появление в пьяном виде в общественном месте и т.д. В этих случаях возникает административная ответственность:

штраф, лишение специального права (например, права управлять автомобилем) и т.д.

Многие преступления совершаются группой людей. Так появляется организованная преступность. Преступления, совершенные организованной группой, влекут за собой более строгие наказания. Все соучастники преступления несут ответственность: и те, кто организовывает мероприятие, и те, кто непосредственно его исполняет.

Как вести себя несовершеннолетнему при задержании сотрудниками милиции

Правоохранительные органы страны призваны обеспечивать защиту права, порядка, безопасности в стране. В этой связи любой человек, в том числе и ребенок, могут быть задержаны сотрудниками милиции для выяснения их личности. Однако это нельзя делать на срок более трех часов. Юристы советуют гражданам носить с собой документы, которые бы могли удостоверить личность человека. Например, паспорт, свидетельство о рождении (если паспорт ещё не получен) или даже страховой полис. В них записано имя, отчество и фамилия, а в паспорте также место жительство человека. Задержать человека могут и в связи с совершением преступления или подозрением в совершении преступления. В этой ситуации не следует паниковать, ведь органы государства обязаны охранять порядок предотвращать опасные поступки. Несовершеннолетнего в таких случаях разрешается задержать и на 72 часа. Таковы правила закона. Несмотря на то, что подобные встречи с милицией могут и не произойти, нужно знать, что:

  • Следует немедленно сообщить о том, что произошло, родителям, родственникам (с этой целью необходимо иметь при себе записную книжку с номерами телефонов)
  • Каждый человек, в том числе и ребенок, имеет право на защиту, а потому с момента задержания можно пригласить адвоката (юриста, который осуществляет защиту интересов и прав своего клиента);
  • Несовершеннолетние дают объяснения только в присутствии своих законных представителей (родителей, например), а потому до их приезда можно молчать и ничего не рассказывать, за исключением данных о себе (фамилия, имя, отчество, место проживания);
  • При личном досмотре, который может осуществляться при задержании, должны присутствовать посторонние люди – понятые

    . Лучше вывернуть карманы, чтобы избежать фальсификаций, обманов со стороны правоохранительных органов. При личном досмотре сразу составляется протокол;

  • Нельзя подписывать незаполненный протокол задержания, ведь в него потом могут быть вписаны любые сведения, которые не соответствуют действительности. Вообще следует быть очень внимательным при знакомстве с конкретными документами и в разговоре с сотрудниками милиции. Если задержанный не согласен с записями протокола, надо об этом написать. Прежде чем ставить на документе подпись, необходимо очень внимательно прочитать изложенное на бумаге. В статье 51 Конституции РФ говорится о том, что «…никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников…». А поэтому в этом случае можно не давать никаких объяснений.

Задержанный имеет право подавать жалобы на действия тех, кто произвел задержание. В случае если производилось насилие, следует сообщить об этом родителям, адвокату.

Юристы советуют вести себя вежливо при задержании, подчиняться законным требованиям сотрудников правоохранительных органов. Важно помнить, что спокойное состояние человека способно смягчить неприятие противоположной стороны.

По уголовным делам несовершеннолетних юридическая помощь может оказываться бесплатно.

Каждый человек – творец своей судьбы, и, выбирая преступный образ жизни, он обедняет себя духовно, наносит вред окружающим людям и вынужден жить в условиях постоянного страха и ненависти. На проявление его силы всегда есть другая сила, а в мире криминала действуют жесткие правила. Живя в обществе, уважая правила совместной жизни и не нарушая закон, люди испокон веков добивались успеха. «Закон суров, но это закон», — говорили римляне, соблюдая его установки.

Подведем итоги

Чрезмерные амбиции подростка, отсутствие самоконтроля могут привести к печальным последствиям. Если произошло правонарушение, за содеянное придется отвечать. Вне зависимости от обстоятельств несовершеннолетний имеет соответствующие права при задержании.

Уважая чужие права, человек не встанет на путь преступления.

Права ребенка в сфере образования

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан, в том числе ребёнка в Российской Федерации.
Каждый ребёнок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в области образования: на уважение своего человеческого достоинства; на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования; выражать своё мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения; на уважение и свободное выражение своих мнений и убеждений; на перевод в другое образовательное учреждение; на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей.

Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения.

Также следует отметить, что в образовании и образовательном процессе важны не только гарантии на самообразование, но и соблюдение в рамках образовательного процесса и других прав ребёнка.

Исследование уровня правовых знаний обучающихся 7 -8 классов

Цель опроса — выявить степень осведомленности обучающихся об их правах и обязанностях, провести сравнительный анализ уровня правовой грамотности среди обучающихся 7 и 8 классов ; проверить знание ребятами документов , отражающих их права и обязанности,; исполнение ребятами своих обязанностей, соблюдение прав ребенка в данном учебном учреждении.

Итоги анкетирования

Для выяснения осведомленности моих сверстников о своих правах и обязанностях , нами была проведен анкета. в которых приняли обучающиеся 7-8 классов.(см. приложение)

С целью определения потребностей детей и родителей в правовом просвещении проведено анкетирование «Твои права и обязанности».

75% детей знают свои основные права и обязанности, оставшиеся 25% детей, знают свои права и обязанности недостаточно.90% процентов считают , что исполнение своих обязанностей и требование соблюдения своих прав одинаково важно. На вопрос «Считаете ли вы, что вам необходимо знать о своих правах?» — все респонденты ответили «да».

84%ребят ответили положительно на вопрос об уважении их прав как ребенка дома , в семье. 76% в анкете заявили, что узнают о своих правах и обязанностях от родителей и учителей. Только 50 % респондентов смогли назвать документ, защищающий права ребенка. На вопрос о соблюдении прав ребенка в школе 76% ребят ответили положительно, 24 % испытывали затруднение при ответе на данный вопрос

По результатам анкетирования родителей мы выяснили, что взрослые считают, что правовые знания нужны детям.

Во время работы над проектом с обучающимися были проведены познавательная игра «Правовой лабиринт» и час правовых знаний «Знать, чтобы не оступиться». Был проведен интернет-урок «Имею право знать».

Заключение

Участники получили необходимые знания, умения, навыки в области прав и свобод человека, познакомились с правозащитными организациями (адресами и направлениями их деятельности в области защиты прав и свобод человека). Данный проект дал возможность подросткам получить базовые знания в области правовой самозащиты.

Реализация проекта «Права подростка в современном обществе» позволила: расширить у подростков область правовых знаний и навыков и умение применять их в различных жизненных ситуациях; приобрести практический опыт применения своих прав; помочь в самостоятельном решении конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка.

Познакомившись со своими правами и некоторыми обязанностями, мы предлагаем выработать свой Кодекс класса, выбрав только те предложения, которые приемлемы для вашего класса:

  • Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
  • Быть лично ответственным за свои слова и поступки.
  • В классе должна существовать дружба между мальчиками и девочками .
  • В классе все равны независимо от национальности, пола и убеждений.
  • Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
  • Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи.
  • Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать других.
  • Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее.
  • Нужно быть лично ответственным за свои слова и поступки.
  • Следить за порядком и чистотой не только на своей парте, а в классе и школе.

Работа над проектом протекала интересно и увлекательно.

Тема эта достаточно актуальна и не нова, однако, я надеюсь, что своим проектом я помогу тем, кто только начинает углубляться в эту тему. Эта работа призвана помочь подросткам в самостоятельном решении конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка

Список используемых источников

  1. Абрамов В.И. Соотношение понятий «охрана», «защита», «гарантированность», «обеспечение» прав ребенка» Государство и право. 2006. №6.
  2. Абрамов В.И. Правовой статус ребенка Современное право. 2005. №9.
  3. Всеобщая декларация прав человека
  4. Декларация прав ребенка
  5. Конвенция о правах ребенка
  6. Конституция РФ
  7. Лебедев О.Е., О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации. 2011
  8. Мастыкина И. Проблемы защиты прав детей в Poccии 2004 г
  9. Немытина М.В. Защита прав несовершеннолетних в России: системный подход // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 2
  10. Д.Н. Ушаков Словарь современного русского языка 2013
  11. Федеральный закон «Об образовании»

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Открытый урок на тему «Права подростка»

МБОУ Индустриальная СОШ

Открытый урок по теме:

«Права подростка»

Классный руководитель 7 класса: Апрыщенко В.А.

Ноябрь 2021 год

Сценарий

Подросток – уже не ребенок, а относительно взрослый человек. У него есть права, присущие всем людям, в том числе детям, и чем старше он становится, тем шире становится круг его возможностей, предоставляемых законом.

Как часто мы слышим о несоблюдении прав подростков, но почему-то об их защите начинают вспоминать только после очередного громкого дела. Но ведь подросток должен знать, какие права он имеет и в семье, и в школе, нельзя вспоминать о необходимости просвещения в этой области только в моменты разоблачения очередного их вопиющего нарушения. Иначе, о какой защите и соблюдении прав детей и несовершеннолетних подростков можно говорить, если сами дети не имеют о своих правах никакого понятия? Кстати, а мы взрослые, кроме невнятного бормотания о праве на жизнь, можем сказать, какие права имеет подросток? Видимо, нет, потому что на каждом шагу они нарушаются, особенно это касается моментов трудоустройства и прав работающих подростков. Так какие же права имеет подросток?

Права подростка в школе

Права ребенка в школе не ограничиваются правом получения бесплатного образования. Подросток также имеет право на:

  • обеспечение литературой из библиотечных фондов школы;
  • выбор образовательного учреждения и программы образования;
  • педагогическую и психологическую помощь;
  • перевод в другое образовательное учреждение;
  • свободное выражение своего мнения и уважение своих убеждений;
  • оставление учебного учреждения до получения полного среднего образования при достижении 15 лет, при наличии согласия родителей;
  • обучение в условиях, которые гарантируют его безопасность, а также соответствуют современным требованиям и стандартам обучения;
  • добровольное участие в деятельности по благоустройству школы;
  • проводить собрания и митинги во внеучебное время при подозрении нарушения их прав;
  • создавать общественные организации в школе, начиная с возраста 8 лет.

Права подростка в семье

Без согласия родителей дети в возрасте 6-14 лет имеют право на совершение мелких бытовых сделок, на распоряжение средствами, предоставленными опекунами или родителями и на совершение сделок, должных принести выгоду без затраты средств.

После достижения 14 лет права подростка расширяются. Теперь он имеет право распоряжаться своими денежными средствами (стипендия, заработок или другие доходы); пользоваться всеми правами авторов произведений искусства, науки, литературы или изобретения; вкладывать деньги на счета в банке, и распоряжаться ими по собственному усмотрению.

Трудовые права подростка

Прием на работу возможен с 14 лет при наличии согласия родителей и профсоюза организации. Работодатель при наличии рабочих мест обязан принять несовершеннолетнего на работу. Несовершеннолетний подросток имеет право на признание его безработным при достижении 16 лет. С несовершеннолетними не заключается договор о полной материальной ответственности, и им не имеют права назначать испытания при приеме на работу. Также подросток не может быть принят на работу с испытательным сроком более 3 месяцев, при согласовании с профсоюзом испытательный срок может быть продлен до 6 месяцев. Запрещено принимать несовершеннолетних на работу, связанную с вредными и опасными условиями труда, подземную работу и работу, связанную с поднятием тяжестей выше норм. Подростки в возрасте от 16 до 18 лет не могут заниматься переноской тяжестей больше 2 кг, перенос груза тяжелее 4,1 кг допускается в течение трети рабочего времени. Рабочее время не может быть больше 5 часов в день у подростков в возрасте 15-16 лет, и 7 часов при возрасте с 16 до 18 лет. При прохождении обучения и совмещения учебы с работой рабочий день должен быть не более 2,5 часов при возрасте работника 14-16 лет, и не более 3,5 часов при возрасте 16-18 лет. Увольнение допускается только по согласованию с Комиссией по делам несовершеннолетних и Гос. Инспекции труда или при предоставлении другой работы.

Имеет подросток и имущественные права. Причем он не только может быть собственником имущества, но и вправе совершить некрупные сделки. Например, он может дать товарищу покататься свой новенький велосипед, обменять на коллекцию наклеек, и даже если сделка окажется невыгодной, родители не должны его в этом упрекать – ведь велосипед был его, они сами сконцентрировали на этом внимание, делая такой подарок ко дню рождения. Другое дело, что спешить покупать своему чаду новое транспортное средство не стоит: пусть у него будет возможность осмыслить свой поступок и понести ответственность за свое решение.

Пусть родители уверены, что они лучше всех знают, что для их мальчика иди девочки лучше. Пускай они желают ему только добра и обладают эксклюзивным знанием, в чем именно это добро состоит. Допустим, они на самом деле беспокоятся, как бы их «малыш» не наделал ошибку и не попал бы в плохую историю, ведь «он такой доверчивый и неопытный». Пора понять, что мир перевернулся: перед ними не мальчик и девочка, я юноша и девушка. Никто, кроме самого подростка, не может знать лучше, чего жаждет душа, с кем из друзей хорошо и комфортно, а с кем общение в тягость. Он желает получить ценный опыт, которого, по мнению родителей, ему недостает, но, не прислушиваясь к советам старших, а реализовав свои права: сначала на выбор, потом на ошибку и, наконец, на изменение мнения. И как бы ни было страшно отпустить свое «дитятко» в мир взрослых, это придется сделать, иначе их чадо так и останется недорослем, не умеющим постоять за себя и ответить за свои действия. Вчера было добром вести ребенка за руку, сегодня добром стало отпустить ее. Просто надо это понять – и станет легче: и маме с папой, и подростку.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: