Для чего нужна анкета
Кадровики широко практикуют активный метод найма, когда привлекается как можно больше соискателей на одну должность. Чтобы из них выбрать подходящего работника, претендентам предлагают заполнить опросник. Анкета для соискателя при приеме на работу поможет кадровику проанализировать личностные и профессиональные качества претендентов, дать им общую оценку и выбрать кандидатов для тестирования и собеседования.
Обязательность применения
Анкета для трудоустройства на работу обязательна только для государственных и муниципальных служащих, сотрудников МВД, ФСБ, налоговых инспекторов, а также граждан-претендентов на участие в выборах. Прием документов от соискателей замещаемой должности невозможен без предоставления анкеты. Форма опросного листа утверждена Правительством.
Важно знать! Анкета при трудоустройстве прочих категорий граждан не может быть затребована в обязательном порядке среди остальных документов (статья 65 Трудового кодекса). Но многие организации, ИП или ООО разрабатывают свою версию опроса, предлагая работнику ответить на него добровольно.
Какие вопросы содержит анкета на государственную службу
Официальный образец анкеты кандидата на работу из Распоряжения Правительства содержит 23 пункта. Информации в таком объеме достаточно, чтобы составить общую характеристику о претенденте. Кроме формальных граф об имени, дате рождения, месте жительства, образовании, подробном трудовом опыте, бланк включает вопросы, которые позволяют оценивать благонадежность и вовлеченность соискателя в государственные дела:
- о смене фамилии;
- о гражданстве и причинах его перемены, если прежде было другое;
- о продвижениях на гражданской, государственной или военной службе, когда и кем присвоен классный чин, если он есть;
- о судимости;
- имеется ли допуск к государственным тайнам;
- о наличии государственных наград и знаков отличия;
- адреса, должности близких родственников, в том числе бывших;
- о пребывании за границей, с какой целью, а также о проживании за границей близких родственников, в том числе бывших.
Анкетирование при приеме на работу — взгляд со всех сторон
Такая бережность в словесном выражении необходима и при составлении анкеты. Несмотря на то, что помимо кадровой практики анкетный опрос широко используется в социологии, психологии и других науках, не стоит забывать, что полученные на его основе результаты, описывающие поведение, мнения и отношения опрашиваемых, требуют подтверждения другими методиками — только тогда выводы на основе полученной информации могут считаться надежными и достоверными.
В идеальном варианте анкета должна содержать вопросы, позволяющие оценить соискателя с точки зрения соответствия личностной спецификации (то есть описывать то, какими качествами должен обладать человек для успешного выполнения порученной ему работы). Естественно, не имеет смысла составлять анкету для каждой должности. В литературе по кадровому делопроизводству и управлению персоналом очень часто рекомендуется создавать, например, три формы анкеты: для рабочих и младшего обслуживающего персонала; для специалистов и технических исполнителей; для руководителей. Разработав достаточно большое количество разного рода анкет, я пришла к выводу, что гораздо удобнее пользоваться одной общей формой для всех категорий работников, но с несколькими «приложениями», о которых уже говорилось выше. Именно последние могут меняться в зависимости от должности или профессии, а следовательно, предоставлять необходимую информацию о профессионализме соискателя.
Как грамотно составить вопросы
Опросник должен помочь кадровику составить представление о профессиональных, деловых и личностных характеристиках кандидата, рассмотреть его пригодность для выполнения должностных обязанностей, умение работать в коллективе, способность учитывать не только свои интересы, но и общие.
Нужно выделить основные критерии для каждой вакансии, которые и будут основой требований при отборе кандидата. Вот модель эффективного отбора работников, разработанная по современным методикам.
С какими целями проводится анкетирование?
Как работники, так и будущие кандидаты часто недооценивают возможности, которые дает грамотное проведение анкетирования. Благодаря такой процедуре становится легче решать целый ряд вопросов со стратегическим значением.
Претенденты могут заранее узнать, в чём главные задачи и цели самого предприятия перед устройством на работу. Многие вопросы скрывают смысл конкретной должности, всего предприятия в целом.
Одним руководителям нравятся креативные люди и идеи. Другие стремятся найти хороших исполнителей, которые не привыкли отступать от предложенных нормативов.
Анкеты для самих руководителей и работников отдела кадров позволяют сразу получить всю важную информацию относительно кандидатов. Потом данные хранятся под рукой. Ответы на вопросы подскажут, какие моменты требуют уточнения.
На основе анкеты часто составляются личные дела, которые также облегчают ведение учета, систематизацию сведений.
Штатные психологи часто проводят дополнительный анализ на основе заполненных анкет. Они оценивают не только данные ответы, но и использованный почерк. Такой шаг оправдан, поскольку позволит оценить внутренние резервы, которыми обладают соискатели для решения тех или иных конкретных задач. Это облегчает выявление способности работать в одиночку либо в команде.
Образование
В сведениях об образовании следует указывать подробные данные об учебных заведениях, дате окончания, присвоенной квалификации. Важна информация о дополнительном образовании и о самообразовании кандидата. Например, о знании иностранных языков: какими и на каком уровне. Обязателен вопрос и о компьютерной грамотности.
Большинство организаций обращает внимание на базовое образование претендентов и отдает предпочтение выпускникам известных высших учебных заведений, но параллельно рассматриваются навыки и опыт. Современные работодатели рады видеть специалистов с опытом от трех до пяти лет.
VI. Информация о рекомендациях
В кадровой и иной специализированной литературе советов как подготовить рекомендации достаточно и соискатели изучают ее не менее тщательно, чем кадровики. От «профессионального соискателя», который проштудировал не одно пособие по трудоустройству и подбору персонала, скорее всего, следует ожидать папку с заготовленными рекомендательными письмами, заверенными наисолиднейшими гербами и подписями. Но не беда, если соискатель не «отрекомендован» как следует — вы всегда сами можете позвонить в фирму, где он ранее работал (кстати в моей практике не было ни одного случая, чтобы руководство компании отказывало в предоставлении рекомендации). Для этого нужно узнать к кому можно обратиться и кто, по мнению кандидата, сможет объективно ответить на ваши вопросы. Тот факт, что человек указывает своих потенциальных рекомендателей (он же еще не знает о чем вы спросите и что вам ответят), можно расценивать как умение «мирно» расставаться со своими бывшими коллегами и поддерживать деловые отношения и после увольнения.
Для этого читаем ответы на следующие вопросы:
- Кто из Ваших бывших коллег и руководителей может дать Вам устную рекомендацию или рекомендательное письмо?
- Адрес, телефон организации и должностного лица.
- Кто из сотрудников нашей компании может дать Вам рекомендацию?
Опыт и навыки
В хронологическом порядке предлагается указать предыдущие места работы и должностные обязанности. Профессиональные вопросы о знаниях и навыках не всегда можно включить в общую форму. Но в собственный образец анкеты для собеседования при приеме на работу удобно добавить вопрос, согласен ли претендент пройти тест на знания по профессии.
Работник может иметь профильное образование, но не иметь опыта, или наоборот — иметь подходящий опыт, но образование другое. Надо правильно оценить его потенциальные возможности. Претендент, не имеющий опыта, но обладающий деловыми качествами и энергичностью, начнет со временем работать эффективнее, чем работник с большим стажем.
Психологические приемы при приеме на работу
В наши дни очень распространенным является предложение кандидатам на вакансии выполнить задания, которые укажут на степень развития логического и пространственного мышления, на возможность запоминать несколько фактов одновременно, на умение сопоставлять и обобщать определенные знания. Наиболее известным и грамотно составленным является тест IQ, который был составлен Айзенком. Результат выполнения такого рода заданий даст более подробный ответ о сообразительности кандидата, в частности по сравнению с анкетированием, где испытуемый самостоятельно себя описывает.
Непосредственное общение руководителя компании с потенциальным тружеником также является важным этапом при оценке личности кандидата на вакансию. При беседе можно задать уточняющие вопросы, также оценить речевые навыки интервьюируемого, его самообладание, уверенность в себе, а также реакцию. В процессе общения можно узнать информацию как о личностных, так и о профессиональных характеристиках потенциальных работников.
Здоровье
Считается, что включать в образец анкеты соискателя при приеме на работу вопрос о здоровье — неуместно. В России, например, не допускается дискриминация по инвалидности — статья 3.1 ФЗ от 24.11.1995 № 181. Но когда речь идет о профессиональном отборе на должности, требующие большой физической выносливости, у кандидатов предполагается не только исключительное здоровье, но и наличие определенных спортивных навыков. Этапы отбора, например, пожарных и спасателей МЧС, включают и заключение психолога, и медицинское обследование. Физическое здоровье определяет также судьбу кандидатов многих рабочих профессий, особенно в тяжелой промышленности. Поэтому вопросы о здоровье должны быть обоснованы.
Как проходить психологические тесты на собеседовании при приеме на работу
- Придерживайтесь правила “Я плюс”. То есть, про себя чуть лучше, чем на самом деле. Но только чуть чуть.
- Старайтесь, чтобы в ваших ответах прослеживался положительный настрой, позитивное восприятие мира.
- Психологические тесты — вспомогательный инструмент при отборе.
В попытках представить себя рыцарем без страха и упрека важно не переусердствовать. Ваша задача — не запутаться самому. Иногда в таких тестах встречаются “ловушки”, например: один и тот же вопрос, с перестановкой слов, содержится в тесте несколько раз. Если ответы будут разными, вас могут заподозрить во вранье, либо в неадекватности.
Что не стоит спрашивать
При подборе кадров две стороны принимают активное участие: работодатель и кандидат в новые сотрудники. Надо постараться заинтересовать будущего работника, оставить хорошее впечатление об организации. Помешать способны вопросы о национальности, вероисповедании, семейном положении, условиях проживания.
Не стоит включать вопрос и о цели трудоустройства — он вызывает неловкость и недоверие к кадровой службе. Претенденты с высокой квалификацией знают себе цену и могут оценивать работу отдела персонала, а по ней делают представление и обо всем коллективе организации.
Выбор за кадровиками
Когда к кадровику приходит соискатель с хорошо проработанным резюме, то для него задача об изучении кандидата становится гораздо проще. И он может предложить анкету и выбор из 2 действий:
- сделать предложение пометить ответы, приведенные в резюме соответствующей пометкой;
- попросить перенести сведения из резюме в выданную анкету.
Безусловно, документы по отдельности создают некоторые сложности для кадровика, ведь возникает необходимость смотреть их поочередно. Именно потому, в случае если кадровик требует заполнить анкету, лучше подробно ответить на все вопросы вне зависимости от того насколько тщательно написано резюме. Помимо этого, резюме не несет никакой ценности — это презентация кандидата себя как работника, что необходим организации.
В то же время именно анкета признается документом, что вкладывается в личное дело каждого работника и после позиционируется как один из важнейших факторов для формирования решения о повышении сотрудника по карьерной лестнице.