Как выглядит форма расчетного листка по заработной плате – заполнение, бланк и образец для скачивания


Для чего нужен расчетный листок по заработной плате?

В соответствии с положениями ст. 136 ТК РФ работодатель обязан письменно информировать работника о том, каким образом рассчитана его заработная плата. А именно о том, как учтены при ее исчислении оклад, надбавки, различные удержания и прочие показатели.

На уровне федеральных нормативных актов не определено, каким образом должно осуществляться такое информирование (за исключением указанного предписания предоставлять информацию работнику в письменном виде). На практике это происходит посредством предоставления работнику расчетного листка по зарплате. В нем отражаются все необходимые сведения.

Листок может быть представлен в бумажном или электронном виде (письмо Минтруда России от 21.02.2017 № 14-1/ООГ-1560). При этом порядок применения электронного способа выдачи листков (например, посредством отправки на корпоративный e-mail сотрудника) должен быть закреплен в трудовом договоре или локальном нормативе.

Выдавать листок достаточно при выплате последней части зарплаты (после всех выплаченных авансов). Отдельный расчетный лист оформляется при увольнении.

Статья 136. Трудового кодекса РФ

Обязанность информирования сотрудников о начисленной заработной плате возложена на работодателей статьей 136. Трудового кодекса РФ «Порядок, место и сроки выплаты заработной платы»:

При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника: 1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; 2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; 3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний; 4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Обратите внимание на фрагмент из первого предложения цитаты: «… обязан извещать…», и это говорит о том, что извещение работника (выдача расчетного листка) – не право, а прямая обязанность работодателя.

Порядок выдачи расчетных листков и их форму необходимо прописать в локальном нормативном акте:

Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Расчетный лист и персональные данные

В расчетном листе по заработной плате отражаются данные о доходах физического лица. Такие данные относятся к персональным и не могут быть разглашены без разрешения гражданина (ст. 7 закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Таким образом, бухгалтер или другой ответственный сотрудник, предоставляющий (рассылающий) работникам расчетные листы, будет лицом, ответственным за неразглашение сведений, отражаемых в таких листах. Данная функция ответственного сотрудника может быть закреплена в локальном положении о персональных данных.

Безопасная с точки зрения закона 152-ФЗ передача расчетных листов по заработной плате может быть осуществлена:

  • если листки бумажные — в отдельном кабинете (в бухгалтерии) при поочередном его посещении сотрудниками;
  • если листки электронные — посредством их отправки на e-mail, принадлежность которого конкретному лицу достоверно установлена.

Не лишним будет запросить у работника отдельное разрешение на обработку персональных данных, представленных сведениями о доходах — несмотря на то, что в соответствии с подп. 2.3 п. 2 ст. 10 закона 152-ФЗ работодателям можно не запрашивать разрешение на обработку персональных данных наемных работников. Дело в том, что доступ работодателя к таким данным может потребоваться и после увольнения работника (например, при подготовке запрошенной им справки об удержаниях).

Организовать оборот расчетных листков на предприятии с учетом требований законодательства о защите персональных данных и иных норм — ответственная задача. Изучим, на что предприятию имеет смысл обратить внимание при ее решении.

Когда следует формировать документ

Чтобы не наступила ответственность за неисполнение норм законодательства, необходимо выдавать листы учета заработной платы в тот момент, когда осуществляется перечисление каждой части дохода.

Передача денежных средств подтверждается документально, поскольку в ином случае у директора компании будет отсутствовать доказательство того, что зарплата была перечислена.

Зафиксировать факт передачи можно разными способами:

  1. Отправка электронного документа по локальной почте. Данный способ является наиболее удобным и не требует затрат, однако, использовать его могут не все компании.
  2. Выдача расчетного листа под роспись.

Основная обязанность работодателя – дать сотруднику разъяснения, касающиеся расчета суммы дохода по листу. Работник должен четко понимать, какие суммы приведены в документе и что они обозначают.

Основным составляющим является срок хранения документа и расшифровка кодов. Так, в документе могут содержаться следующие обозначения:

2400Чистая прибыль
1210Полный размер полученного дохода
2330Выплаты с учетом процентов

Все коды, используемые в бухгалтерии, могут быть отражены в интернете. В случае, если сотруднику что – либо непонятно, он может получить необходимую информацию у бухгалтера.

Общий срок хранения листов о сумме дохода не определен, однако, очень важно своевременно предоставить его сотруднику и убедиться в том, что он был получен. Для учета данных нужно вести специальный бухгалтерский журнал, в котором отражается факт получения работником листка

Для учета данных нужно вести специальный бухгалтерский журнал, в котором отражается факт получения работником листка.

Если данное требование не соблюдается, то работодатель должен хранить документы у себя в течение долгого времени.

Порядок оборота расчетных листков в организации: нюансы

Внимания заслуживают следующие обстоятельства:

1. Расчетные листки хранятся не менее 6 лет, а при отсутствии лицевых счетов (ст. 295 Перечня Росархива):

  • 50 лет — если документы окончены делопроизводством после 01.01.2003;
  • 75 лет — если документы окончены делопроизводством до 01.01.2003.

2. Учет выдачи листков можно вести, используя отдельный журнал. В нем работники могут удостоверять факт получения расчетного документа своей подписью.

Однако при рассылке расчетных листов в электронном виде их получение может подтверждаться только при использовании квалифицированной ЭЦП — как аналога собственноручной подписи (п. 1 ст. 6 закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ).

На практике это может означать отправление работником бухгалтеру копии файла расчетного листа, которая подписывается применяемой в фирме криптографической программой.

Порядок применения ЭЦП, как мы отметили выше, закрепляется в отдельных положениях трудового договора или локального норматива, регламентирующего оплату труда на предприятии. В частности, в таких положениях может быть указано, что при неиспользовании ЭЦП работнику следует явиться в бухгалтерию и получить бумажный вариант листка.

3. Форму расчетного листа работодатель утверждает:

  • с учетом мнения профсоюза, если он учрежден;
  • в соответствии с локальными нормативами, регулирующими оборот кадровых документов.

Важно! «КонсультантПлюс» предупреждает Применение не утвержденной работодателем формы расчетного листка является нарушением трудового законодательства и может повлечь ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (аналогичное мнение высказано Верховным Судом РФ в Постановлении от 23.12.2010 N 75-АД10-3), а в случае совершения такого нарушения повторно — по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ. Подробнее смотрите в К+.

Нарушения при выдаче расчетных листков: какие санкции получит работодатель

Если работодатель не выдаст расчетный лист в установленный срок, то Трудинспекция получит право оштрафовать (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • должностное лицо работодателя — на 1000–5000 руб.;
  • работодателя как юрлицо — на 30 000–50 000 руб.

Если работодатель допустит нарушения в части обеспечения законного оборота персональных данных (представленных в данном случае сведениями о доходах сотрудников), то инспекторы ФСТЭК могут оштрафовать работодателя по различным основаниям, прописанным в ст. 13.11 КоАП РФ. Например, если они решат, что работодатель использовал персональные данные работника в неустановленных целях, то могут применить санкции по п. 1 ст. 13.11 КоАП РФ в виде:

  • штрафа на должностное лицо — в сумме 5000–10 000 руб.;
  • штрафа на юридическое лицо — в сумме 30 000–50 000 руб.

Как мы уже отметили выше, применение неустановленной формы расчетного листка приравнивается к его неприменению. Но как должен выглядеть документ? На какие форматы ориентироваться работодателю?

Как выглядит расчетный листок и где можно ?

Унифицированной формы документа, о котором идет речь, федеральным законодательством не утверждено. В целях включения данной формы в кадровый документооборот работодатель вправе задействовать собственные бланки. При этом их нужно составлять, учитывая тот факт, что в нем должен приводиться перечень сведений, поименованных в ст. 136 ТК РФ.

Внимание! Образец от «КонсультанПлюс» Смотрите образец приказа об утверждении формы расчетного листка с его образцом в приложении.

Общераспространенным можно назвать формат расчетного листка, в котором указываются:

1. Расчетный месяц.

2. Ф. И. О., должность получателя зарплаты, подразделение, в котором он работает.

3. Сведения о суммах, из которых складывается зарплата. Например:

  • об окладе;
  • о надбавках;
  • о премиях.

4. Сведения об НДФЛ.

5. Сведения об удержаниях (например, алиментах по исполнительному листу).

6. Сведения о выданных авансах.

7. Сведения о сумме, которая подлежит выплате по состоянию на конец расчетного месяца (с учетом аванса и удержаний).

Отметим, что в отношении расчетного листка законом не установлено требований по его заверению подписью какого-либо из ответственных лиц фирмы-работодателя или печатью. Но документироваться могут, как мы уже знаем, факты получения расчетных листов работниками.

расчетного листка по заработной плате вы можете на нашем сайте — по ссылке ниже.

Образец расчётного листка

С 2013 года стандартные унифицированные формы большинства первичных бухгалтерских документов отменены, как и обязанность по их использованию. Теперь представители предприятий и организаций имеют право разрабатывать собственные бланки документов, утверждаемые в их учетной политике, или использовать ранее общеупотребимые шаблоны.

Вне зависимости от того, какой именно вариант будет выбран работодателем, документ по своей структуре должен соответствовать нормам делопроизводства, а по тексту – правилам русского языка.

Порядок оформления

  1. Вначале листка записывают:
      название предприятия,
  2. должность,
  3. ФИО работника,
  4. период, за который составляется документ (обычно это один месяц),
  5. подразделение, в котором трудится работник,
  6. его табельный номер.
  7. Далее идет основная часть, которая выглядит в виде таблицы из нескольких разделов.
      В первый вносятся все виды начислений за период (оклад, премия, компенсации, проценты и т.д.). Все данные сюда вписываются с указанием количества дней и часов, подлежащих к оплате по тому или иному виду начислений.
  8. Во второй раздел включается все, что касается налоговых удержаний.
  9. В третий – информация о взносах во внебюджетные фонды.
  10. Далее указывается сумма выданного аванса и сведения о дополнительных страховых взносах.
  11. После всех подсчетов, в завершении документа пишется общий размер удержаний и зарплата, подлежащая к выплате. Если у предприятия перед работником есть долг или наоборот — работник должен работодателю, сведения об этом также нужно внести в расчетный листок.

При необходимости бланк можно дополнить и другой информацией, например, сведениями о ведомости, по которой будет производиться выплата, дате выдачи заработной платы и т.п.

Tags: Бланк, бухгалтер, дистанционный, кадр, кредит, налог, приказ, средство

Итоги

Расчетный листок при выплате зарплаты выдается каждому работнику — в бумажном или электронном виде. Использование листков бухгалтерией регламентируется законодательством о защите персональных данных. За невыдачу листков и за нарушения конфиденциальности отражаемых в них сведений предусмотрены штрафы.

Узнать больше о применении расчетных листков вы можете в статьях:

  • «Унифицированная форма № Т-51 — расчетный лист»;
  • «Расчет зарплаты работникам — порядок и формула».

Источники:

  • Трудовой кодекс РФ
  • Кодекс об административных правонарушениях РФ
  • Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ
  • Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Порядок выдачи документов и ответственность работодателя

Следует помнить, что расчетный билет содержит персональную информацию о сотруднике, которая не подлежит разглашению. Таким образом, этот документ необходимо предоставлять конкретному работнику, с целью недопущения утечки данных.

Выдачу данных документов чаще всего проводит бухгалтер-расчетчик, который располагает информацией обо всех средствах начисляемых работникам. По этой причине, работодатель обязан ознакомить уполномоченных сотрудников, которые имеют доступ к личным данным с положением о конфиденциальности. Оно отражено в статье 86 и 88 Трудового кодекса РФ. За нарушение положения о неразглашении персональной информации, виновному могут угрожать штрафы, а также, согласно статье 90 Трудового кодекса РФ, уголовная ответственность. Размер штрафов варьируется в зависимости от виновного лица. Для простых граждан сумма штрафа составляет от 300 до 500 рублей, для должностных лиц – тысячу рублей, и для юридических лиц сумма будет составлять от 5000 до 10 000 рублей.

В случае, когда работодатель принимает решение о выдаче расчетных листков с помощью электронной почты, необходимо закрепить данное положение в локальном акте (ЛНА) организации или предприятия. Однако оптимальным вариантом будет выдача бумажных документов, поскольку это позволит избежать лишних споров с трудовой инспекцией.

В случае судебных разбирательств, компанию может обезопасить журнал выдачи расчетных листков. В нем, сотрудники будут ставить подпись о получении соответствующего документа. Также, можно предусмотреть отрывную часть расчетного листка, на котором будет стоять подпись подтверждающая факт выдачи. Каким образом будет подтверждаться выдача расчетного листка, работодатель может выбирать самостоятельно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]