Необходимость в регламентированных паузах
В процессе работы человек должен сохранять повышенное внимание, быстро перерабатывать полученную информацию, иметь определенную скорость при выполнении той или иной операции, обладать точной координацией движения и т. д. В течение дня все это может привести к перегрузкам и переутомлению организма.
Неблагоприятно воздействует на работоспособность человека и выполнение однообразных и упрощенных операций на заводских конвейерах. Такой производственный процесс длится в принудительном режиме и требует от сотрудника сохранения заданной позы, что и приводит к утомлению. А это грозит:
— ухудшением сопротивляемости иммунитета инфекциям;
— появлением повышенной раздражительности;
— возникновению патологий сосудов и сердца.
Снижению утомления способствует правильная организация режима труда и отдыха на предприятии. При его разработке необходимо учесть научно обоснованное положение о правильном ритмическом чередовании труда и покоя. Разработано оно было еще в 1904 г. И. М. Сеченовым.
Рациональный режим
Чередование выполнения должностных обязанностей и перерывов должно быть разработано таким образом, чтобы можно было сохранить активность человека и хорошее состояние его здоровья. Все это и подразумевает рациональный режим труда и отдыха. Он возможен при создании:
— перерывов для приема пищи, охлаждения или обогрева;
— пауз в течение трудового дня;
— сменой форм деятельности (физической и умственной);
— переменой факторов окружающей среды (работа при низких, а затем при нормальных температурах);
— минимальной монотонности операций производственного процесса;
— условий для отдыха (в специально оборудованных помещениях) и т. д.
Рациональный режим труда и отдыха разрабатывается с учетом колебаний работоспособности человека. Основная задача такого распорядка состоит в увеличении того периода, когда работник показывает высокие производственные результаты, а также в сокращении фазы утомления.
Продолжительность еженедельного отдыха
26. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.
Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом. … 19. Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.
С одной стороны, длительность еженедельного отдыха водителя увеличена с 42 до 45 часов.
С другой стороны, раньше еженедельный отдых должен был назначаться совместно с ежедневным отдыхом (перед или после него). С учетом того, что в самом плохом случае ежедневный отдых составлял 9 часов, общая продолжительность отдыха была не меньше 51 часа.
С 1 января 2021 года общая продолжительность отдыха может составлять 45 часов, т.к. еженедельный отдых будет перекрывать ежедневный отдых. С одной стороны, это хорошо для работодателей, которые могут более гибко составлять графики работы. С другой стороны, это не очень хорошо для водителей, т.к. длительность отдыха может стать меньше.
Перерывы на отдых
Для того чтобы сохранить устойчивую работоспособность человека, режим труда и отдыха должен предусматривать микропаузы. По действующим нормативам они не должны быть менее 9-15 % производственного времени. Режим труда и отдыха предприятия обязательно включает в себя регламентированные паузы не только для отдыха, но и для личных надобностей человека. Их количество и длительность напрямую зависят от специфики труда.
Так, важно давать сотрудникам небольшой отдых за час до обеда и за такое же время до окончания трудового дня. Продолжительность таких регламентированных пауз равна, как правило, 10-15 минутам. Также в период наибольшего спада работоспособности, человек должен сделать десятиминутный перерыв на личные надобности. Режим труда и отдыха для людей, выполняющих тяжелые работы, должен предусматривать ежечасные пятиминутные паузы.
Что касается обеденного перерыва, то его следует устраивать таким образом, чтобы рабочий день делился пополам. Длительность отдыха для приема пищи находится в пределах от 40 до 60 минут. За это время человек полностью восстанавливает свои физиологические функции. Все предусмотренные руководством предприятия перерывы должны быть закреплены в графике работы. При этом необходимо придерживаться определенных правил. Так, суммарное время, отводимое для отдыха при выполнении тяжелых работ, может находиться в пределах от 4 до 20 процентов. Если работник вынужден находиться в нервном напряжении, то этот показатель увеличивается до 14-25 %. Людям умственных профессий предоставляются перерывы в пределах 10 % времени всего трудового дня.
Стоит сказать о том, что регламентированный отдых является наиболее эффективным. Нерегулярно возникающие перерывы, а также случайно возникающие простои только нарушают нормальный ритм работы.
Обязательный одновременный отдых для водителей экипажа
Водители, работающие в составе группы водителей (далее — экипаж), обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых не менее 9 часов до завершения ежедневного периода, который для экипажа допускается увеличить до 30 часов.
С 1 января 2021 года вводятся новые требования для водителей, которые находятся в автомобиле одновременно (в составе экипажа). Оно заключается в том, что все водители экипажа должны одновременно использовать отдых в размере не менее 9 часов.
Таким образом, получается, что даже при наличии нескольких водителей в одном автомобиле этот автомобиль не может постоянно находиться в движении. До 31 декабря 2021 года теоретически можно было составить графики работы трех водителей экипажа так, чтобы водители сменяли друг-друга и автомобиль все время находился в движении.
Разновидности отдыха
Перерыв в работе может быть как пассивным, так и активным. Первый из них важен в том случае, когда человек занят на выполнении тяжелых физических действий. Это работы, в процессе которых возникает необходимость в постепенных переходах или в нахождении в положении стоя. Во время пассивной паузы человек сидит или лежит.
Активный отдых рекомендуют на тех работах, которые протекают в наиболее благоприятных условиях. При этом человеку предлагается выполнение производственной гимнастики, состоящей из специального комплекса упражнений. Активный отдых способствует наиболее быстрому восстановлению жизненных сил. Это происходит благодаря смене деятельности. При этом та энергия, которая была затрачена работающим органом, восстанавливается за короткий промежуток времени.
В любом случае режим труда и отдыха должен иметь такие паузы, характер которых контрастен характеру трудовой деятельности сотрудника. Ведь чередование умственных и физических нагрузок крайне важно для здоровья.
Виды времени отдыха
Время для отдыха — тот период, на протяжении которого сотрудник не занят выполнением трудовых функций.
Включает:
- перерыв в период рабочего дня или смены;
- ежедневный отдых;
- выходные;
- нерабочие праздничные дни;
- отпуска.
Эффективность труда зависит от качества отдыха трудящихся, поскольку напряженность и усталость понижают уровень работоспособности.
Таким образом, основной задачей организации режимов времени работы являются уменьшение простоев, потерь времени работы, оптимизация труда, повышение эффективности при наличии роста удовлетворенности работников организацией трудовых процессов, в результате — повышение работоспособности каждого трудящегося в организации.
>
Внутрисменный режим
Задача оптимального использования трудового времени решается с учетом специфики предприятия. При этом могут быть разработаны разные виды режимов труда и отдыха. Среди них: сменный и месячный, суточный и недельный, а также самый длительный — годовой. Рассмотрим первый из них.
Внутрисменный режим труда и отдыха работников имеет четкий регламент. При этом он ограничивается временем начала и окончания выполнения должностных обязанностей. В графике работы смены указывается точное время перерыва на обед, а также периодичность и продолжительность пауз на отдых.
Режим дня труда и отдыха зависит от специфики выполняемых работ. Так, если профессия человека требует от него приложения небольших физических усилий и малого нервного напряжения, то в течение смены устраивается два перерыва. Один из них начинается через 2 ч после начала работы и длится пять минут. Второй перерыв устраивается перед окончанием работы (за час-полтора). Длительность его также составляет 5 мин.
Режим дня труда и отдыха на работах с необходимостью приложения средних физических усилий или при средних нервных напряжениях несколько иной. Перерывов в этом случае также два, только их длительность составляет по 10 мин. Один из них устраивается после того, как работник выполнял свои обязанности в течение первых одного-полутора часов. На второй перерыв человек может пойти не ранее, чем за два часа до окончания смены.
Более щадящий режим труда и отдыха предусмотрен для тех, кто работает с приложением больших физических усилий (это касается, например, уборки сельхоз культур) или в условиях нервных перегрузок. В таких случаях пятиминутные перерывы для людей устраиваются после первого и второго часа работы. Время для приема пищи начинается уже через 2,5 часа после начала трудовой деятельности. Для таких работ предусмотрен четвертый перерыв. Он длится пять минут и начинается через час после обеда. Пятый перерыв более длительный. После 2,5 ч, прошедших со времени приема пищи, человек может отдохнуть 30 минут. Также такой режим труда и отдыха включает в себя время для ужина. Этот перерыв длится 30 мин. Седьмая пауза в работе для людей, прилагающих большие физические усилия, предусматривается за час до окончания смены. Длится она 10 мин.
Особую специфику имеет режим труда и отдыха водителей. Людям этой профессии для приема пищи предоставляется двухчасовой перерыв в середине рабочего дня, который должен начаться не позднее чем через 4 ч после начала трудовой деятельности.
Стоит иметь в виду, что график работ нарушаться не должен. Не разрешен перенос всех предусмотренных перерывов на конец смены, и в связи с этим более ранний уход работника. Также следует помнить о том, что чересчур длительные паузы в течение трудового дня, находящиеся в пределах 30-40 минут, нарушают рабочую обстановку. После них потребуется дополнительное время, чтобы человек «включился» в производственный процесс.
Что такое режим рабочего времени
В процессе трудовых отношений между работодателем и тружеником возникают определенные взаимные обязательства, длительность которых регулируется на законодательном уровне.
Тут разделяют два понятия:
- Рабочее время. Это продолжительность времени, которую труженик должен потратить на полезные действия, а работодатель обеспечить выплату за это заработной платы. Классически – это 40 часов еженедельно. В зависимости от категорий граждан и условий выполнения рабочих функций может уменьшаться.
- Режим рабочего времени. Здесь следует понимать термин как распределение полезной деятельности по конкретным периодам в пределах нормы рабочего времени. Как пример, наиболее распространенный режим рабочего времени это пятидневная неделя с началом рабочего дня в 9 часов утра и окончанием в 18 часов вечера с часовым обеденным перерывом.
Следует обозначить, что понятие режима трудового времени тесно связано не только с нормативными документами в области организации труда, но и другой не менее важной отраслью – охраной труда. Он устанавливается с учетом физиологических потребностей человеческого организма. Тут же учитывается необходимость полного восстановления организма после выполненной деятельности.
Помните, в случае нарушения режима труда вы попадаете под нарушение не только организации, но и охраны труда со всеми возможными юридическими последствиями.
Суточный режим
Многосменный режим труда и отдыха работающих людей используют предприятия с длительным производственным циклом. Это производства, которые выпускают продукцию в течение всех суток. Порой длительность технологического цикла составляет время, равное продолжительности двух смен.
На таких предприятиях режим труда и отдыха человека составляется с учетом суточных изменений его физиологических функций. Наиболее эффективной считается работа, выполняемая в первую смену. Именно поэтому ночью человек должен трудиться меньше. Ведь известно, что в это время его работоспособность резко уменьшается, да и согласно проведенным исследованиям, количество ошибок в этот период возрастает практически в два раза.
На таких предприятиях составляются специальные графики сменности. Они должны соответствовать естественному суточному режиму. Между сменами работнику положен отдых. Его длительность должна быть равной двукратному времени предшествующей этому периоду работы. Так, при восьмичасовых сменах перерывы между ними составят не менее шестнадцати часов.
Учет времени охраны груза и времени присутствия второго водителя в автомобиле
21. Время охраны груза и автомобиля (подпункт «з» пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя и более водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.
22. Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей (подпункт «и» пункта 15 Положения) засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. За указанное время выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
До 31 декабря 2021 года в рабочее время водителя включались в том числе:
- время охраны автомобиля и груза (в размере не менее 30 процентов);
- время присутствия на рабочем месте второго водителя, если в экипаж одновременно входят два водителя (в размере не менее 50 процентов).
С 1 января 2021 года ни время охраны, ни время присутствия на месте второго водителя в рабочее время не включаются. То есть они никак не влияют на продолжительность рабочего времени водителя.
Недельный режим
Такой регламент предусматривает:
— разработку графиков работы;
— количество выходных дней;
— порядок чередования смен;
— выход на работу в выходные дни и в дни государственных праздников.
При составлении недельного режима следует помнить о том, что работоспособность человека – это величина отнюдь не стабильная. В течение всей недели она подвергается определенным изменениям. Так, после выходных работоспособность начинает постепенно нарастать. Всем нам известно, что понедельник — день самый тяжелый. Это говорит о том, что человек начинает врабатываться в режим труда и отдыха. Наивысшего уровня работоспособность достигает к среде. Это время, когда следует принимать особенно важные решения. Затем работоспособность снижается. Это связано с накоплением усталости у человека. Далее, к пятнице, работоспособность резко падает. Восстановить ее человек может только за выходные дни.
На предприятии может быть предусмотрен один из двух типов недельных режимов. Согласно действующему законодательству график работы составляется с учетом пяти рабочих и двух выходных дней. Существует и шестидневная рабочая неделя, в которой предусмотрен перерыв не менее 42 часов.
Максимальная продолжительность времени управления автомобилем
16. Время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд — 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).
10. Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее — ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.
При выборе времени управления автомобилем нужно учитывать 2 важные особенности:
- С 1 января 2021 года отменяется ограничение 8 часов, которое применялось для автобусов длиннее 9,5 метров в горной местности и для грузовиков, перевозящих тяжеловесные, длинномерные и крупногабаритные грузы.
- До 31 декабря 2021 года увеличение времени за рулем до 9 (10) часов допускалось только при суммированном учете рабочего времени. С 2021 года это возможно при любом учете, в том числе и при 40-часовой рабочей неделе.
Месячный режим
Этот график имеет огромное значение в вопросах рациональной организации всего процесса производства.. Соблюдение режима труда и отдыха в течение месяца предусматривает определенное количество смен и часов работы. Помимо рациональной организации человеческих ресурсов, месячные графики оказывают влияние на степень использования станков и различного оборудования.
А вот режим труда и отдыха водителей имеет свои особенности. У людей этой профессии количество отработанных часов в течение дня может превышать или, наоборот, быть меньше планового. Но при этом суммарное время за месяц не должно отличаться от того значения, которое установлено законодательством.
Так же, как и при недельном режиме, здесь важно учитывать динамику работоспособности человека. Однако при этом имеют в виду месяц не календарный, а лунный, равный 29,53 суткам. Дело в том, что научно доказано влияние этой планеты на физиологические циклы человека. Так, в полнолуние мы подвержены особому возбуждению. Этот период является опасным для совершения сложной работы, которая требует особой концентрации внимания. В новолуние напротив, физиологические функции организма заметно ослабляются. В это время наблюдается рост числа несчастных случаев на производстве.
Перерывы между длительными сменами в режиме труда
Обеспечить восстановление водителя после управления ТС призваны не только перерывы в ходе самой смены. Важно соблюдать также продолжительность периодов отдыха между длительными интервалами вождения.
При ежедневном учете рабочего времени минимальная продолжительность такого периода должна быть в 2 раза больше продолжительности самой смены. В это время включается также время обеда. При стандартном 8-чаосвом рабочем режиме это дает возможность начинать смену каждый день в одно и то же время, не нарушая требования законодательства.
Для суммированного учета рабочего времени действуют другие правила:
- 12 часов — минимальная стандартная продолжительность перерыва между рабочими сменами.
- 9 часов — минимум для регулярных городских/пригородных маршрутов. Сокращение перерыва до 9 часов возможно только тогда, если после второй смены продолжительность отдыха составит не менее 2 суток.
- 11 часов (не чаще 3 раз в неделю до деваете часов) на междугородных маршрутах. При сокращении периодов междусменного отдыха на следующей неделе водителю обязательно предоставляется перерыв для потерянного времени.
- Возможно деление времени междусменного отдыха на части (минимальная продолжительность одной из частей — 8 часов).
В течение недели водителю также предоставляется непрерывный отдых, составляющий минимум 42 часа + время на междусменный отдых. Количество выходных не должно быть меньше, чем число недель в месяце, потому в течение недели сотрудник должен получать минимум один выходной день.
Как и перерывы в ходе самого рейса, длительные интервалы, в течение которых водитель отдыхая, тоже фиксируются тахографом.
Ответственность за неисполнение требований по режиму труда
Ответственность за несоблюдение указанных в статье норм регламентируется КоАП РФ (ст. 11.23). Пункт 3 этой статьи в качестве основного наказания за превышение времени управления автомобилем устанавливает штраф, максимальная сумма которого составляет:
- 2 тыс. рублей для водителя ТС.
- 10 тыс. для должностного лица.
- 25 тыс. рублей для предпринимателя.
- До 50 тыс. для юрлица.
При этом для юридических лиц ответственность наступает только в том случае, если получится доказать, что водитель превысил время управления ТС не самовольно, а в результате соблюдения официально установленного не предприятия режима работы.
Кроме того, административным штрафом наказывают за выпуск на линию ТС, не оборудованных тахографом или оснащенных прибором несоответствующего образца.
Требования по соблюдению водителями и предпринимателями режима работы/отдыха у контролируются все строже. Чтобы избежать штрафов, а также эффективно бороться с переутомлением, которое может быть весьма опасным, и самим сотрудникам, и должностным лицам нужно изучить нормативы и придерживаться их как можно точнее.
Годовой режим
Этот график предусматривает общее количество рабочих дней, смен и часов в течение всех двенадцати месяцев. Кроме того, годовым режимом предусматривается длительность и периодичность как основных, так и дополнительных отпусков. Учитываются при этом и дни государственных праздников.
Для того чтобы правильно организовать годовой режим труда и отдыха, важно своевременно составить график отпусков. Их следует распределить таким образом, чтобы не сорвать нормальное функционирование организации.
Гибкий график
Какие еще бывают виды режимов труда и отдыха? Некоторые предприятия применяют системы гибкого рабочего времени. При ее использовании сотруднику позволяется производить саморегулирование начала, общей продолжительности и окончания трудового дня. В чем состоит основная сущность данного режима? При гибком графике рабочий день на предприятии делится на 2 части. Одна из них – это фиксированное время. В этот период человек обязан находиться на своем трудовом месте. Вторая часть является гибким рабочим временем. В рамках этого периода сотрудник имеет право самостоятельно выбирать для себя начало и окончание трудового дня, но при условии обязательной отработки часов, использованных для личных нужд.