Приказ об утверждении правил внутреннего трудового распорядка на 2021 год


Для чего нужны Правила

Данный нормативный документ устанавливает:

  • порядок устройства на работу и увольнения сотрудников,
  • режим труда и отдыха на предприятии,
  • условия предоставления премий, льгот, материальной помощи,
  • порядок отправки работников в отпуски, командировки,
  • обязанности и права сторон и т.д.

Документ пишется исходя из потребностей и возможностей организации с учетом нормативно-правовой законодательной базы на основе статей Трудового кодекса РФ и государственных стандартов и может содержать сколько угодно пунктов.

Основная задача Правил: способствовать грамотному распределению и использованию рабочего времени, укреплять дисциплину труда, повышать эффективность производственного процесса и т.д.

Следует отметить, что не все предприятия коммерческого сектора используют Правила в своем кадровом учете, что на сегодняшний день не является нарушением закона. Важное условие лишь одно: отношения между работодателем и подчиненными должны укладываться в рамки действующего законодательства. А вот государственные бюджетные учреждения обязаны использовать в своей работе данные Правила, при этом их составление отрегулировано до мелочей.

Правила внутреннего распорядка распространяются на весь персонал организации, независимо от должности того или иного работника, поэтому каждого нужно ознакомить с ними под роспись.

К составлению Правил нужно относиться предельно внимательно, поскольку в некоторых случаях они могут стать доказательством в суде при решении трудовых конфликтов и разногласий, причем как со стороны работодателя, так и со стороны подчиненного.

Для того, чтобы ввести Правила в действие, на предприятии должен выйти приказ от лица руководителя. При этом, если в компании действует профсоюзная организация, ее представители обязательно должны быть ознакомлены с Правилами еще до их утверждения.

Порядок применения приказа


Правила внутреннего распорядка — это специальный нормативный акт, разработанный субъектом бизнеса, в котором устанавливается, в какие периоды времени сотрудники должны выполнять свои обязанности, а в какие — отдыхать.
Помимо этого, в данном документе могут быть рассмотрены и любые другие особенности работы, которые появляются между работниками и администрацией в процессе ведения деятельности.

Для разработки документа могут приглашаться сотрудники разных профессий. При этом на окончательной версии они должны будут проставить свои личные данные, а также гриф «Согласовано».

После того, как документ разработан, его необходимо ввести в действие. Обычно для этих целей издается специальный приказ.
Внимание: если в компании есть действующий орган профсоюза, то составленные Правила обязательно должно быть направлено туда на согласование. В противном случае данный шаг можно будет пропустить.
Правила внутреннего распорядка могут функционировать и как самостоятельный документ, и быть приложением к другому внутреннему нормативному акту — к примеру, к Коллективному соглашению. В такой ситуации составлять отдельный приказ для начала его использования нет необходимости.

Чаще всего обязанность оформления приказа ложиться на кадровый отдел либо отдел делопроизводства. Они должны составить проект распоряжения и передать его на подпись руководящему лицу.

Нужно помнить, что ввести Правила в действие имеет право только лица, которые наделены этим Уставом. Обычно, в его качестве выступает директор.

Внимание: если Правила вводятся в действие приказом, то они должны идти к нему в качестве приложения.

После утверждения на документе проставляют специальную о и указывают реквизиты распоряжения, которым это было сделано.

Приказ, которым правила были введены в действие, может храниться вместе с ними, либо рядом с другими приказами по основной деятельности, а к правилам прикрепляется его копия.

Непосредственный оформитель приказа

Приказ об утверждении Правил может писать любой работник организации, в чьи должностные обязанности входит данная функция или уполномоченный на формирование приказов отдельным распоряжением руководителя сотрудник. Им может быть:

  • юрисконсульт,
  • начальник или специалист отдела кадров,
  • секретарь и т.д.

После составления бланк следует отдать директору организации для визирования – без его подписи он не будет считаться действительным и его без труда можно будет оспорить через суд или трудовую инспекцию.

Приказ на утверждение Правил внутреннего трудового распорядка должен составляться как при первичном формировании документа, так и в тех случаях, когда в Правила вносились какие-либо изменения или они были полностью «переформатированы».

Кто составляет

Составлением правил может заниматься любой работник, который числится в штабе организации и в его обязанности входит формирование приказов. Среди таких работников могут быть:

  • секретарь;
  • сотрудник отдела кадров;
  • юрисконсульт и другие.

После того как правила будут сформированы, документ необходимо передать директору организации, который должен подтвердить действительность приказа своей подписью. Если же на предприятии подобный документ не имеет заверения директора, то считается, что определенного трудового распорядка в компании не существует.

Передача документа на подпись должна совершаться не только при составлении приказа, но и при внесении изменений любого масштаба.

Обоснование и основание для создания приказа

Как любой другой распорядительный документ, этот приказ должен иметь под собой какую-то почву, т.е. обоснование и основание.

Обосновывающим моментом в данном случае выступает причина создания приказа, т.е. потребность компании, которую решает документ (например, для организации деятельности рабочего коллектива, предупреждения трудовых конфликтов и споров и т.д.).

В качестве основания можно сослаться на пункт закона РФ, который регламентирует создание Правил внутреннего трудового распорядка.

Обязательны ли Правила для всех предприятий

Разработать и принять Правила необходимы в соответствии со ст. 189 ТК РФ, однако это обязательно не для всех предприятий.

Согласно ст. 309.2 ТК РФ, работодатели, в соответствии с ФЗ-209 от 24.07.2007г.

являющиеся субъектами малого предпринимательства, отнесенные к микропредприятиям, могут не принимать их. При этом на основании ст.

4 этого закона, к таковым можно отнести достаточно крупные предприятия с численностью персонала до 100 человек и с доходом до 2 миллиардов рублей в год. В этом случае все важные моменты организации труда должны быть отражены в трудовом договоре с работником.

Почему должны быть поправлены правила внутреннего трудового распорядка в 2021 году, образец для ООО уточнен, разберемся далее.

Правила внутреннего трудового распорядка, в соответствии с ТК РФ, отражают порядок приема на должность, порядок увольнения, основные права сторон. То есть, они регулируют и делопроизводство, в котором сейчас законодатель реализует принцип отказа от бумажных документов.

В этой связи правила внутреннего трудового распорядка в 2020 году (образец для ООО) необходимо уточнить.

Нюансы составления документа

Приказ не имеет единого унифицированного образца, утвержденного на законодательном уровне. Так что предприятия и организации могут писать его в свободной форме или по шаблону, утвержденному внутри фирмы. При этом существует ряд сведений, которые необходимо указывать в документе в обязательном порядке:

  • номер, дата,
  • место составления,
  • полное название компании,
  • основание для формирования.

В приказе также нужно дать конкретное распоряжение, оформляемое обычно в виде отдельных пунктов. В этой части следует непременно поставить номер и дату составления утверждаемых Правил внутреннего трудового распорядка, а также дату введения их в действие. Вся прочая информация прописывается исходя из потребностей предприятия.

Необходимо отметить ответственных за его исполнение работников (данные вопросы обычно контролирует кадровик), а в качестве приложения обозначить сами правила и при необходимости другие прикладываемые документы.

Как правильно составить приказ об утверждении правил внутреннего трудового распорядка

Рассмотрим пример составления приказа на утверждение правил.

Закон для него не определяет какую-либо специальную форму. Поэтому, организации могут оформлять его в произвольном виде, в том числе с применением фирменного бланка.

Обычно, составление приказа необходимо начинать с проставления полного названия субъекта бизнеса, адреса нахождения, регистрационных кодов.

Затем записывается наименование документа и его порядковый номер. Под этими данными документ необходимо будет зафиксировать в журнале регистрации приказов по предприятию.

Следующим этапом записываются место составления распоряжения и дата, когда это было сделано.

Далее на новой строке записывается название приказа. Затем идет текст приказа. Сначала необходимо обосновать причину, по которой принято решение составить и начать использование Правил.

К примеру, можно записать следующую строку: «Для целей регулирования вопросов организации условий труда, и соблюдения дисциплины в труде и на производстве». Здесь же желательно привести ссылки на статьи из ТК, которые регулируют данные действия администрации.

Далее отдельно на новой строке нужно проставить слово «Приказываю», после чего в виде списка перечислить распоряжения руководителя.

Здесь можно проставить следующее:

  • Утвердить разработанные правила и ввести их в действие с определенного числа.
  • Когда происходит замена одних правил новой версией, необходимо в приказе признать недействующим старый аналогичный локальный акт.
  • Установить, что данный документ должен использоваться в повседневной работе, регулируя режим работы сотрудников.
  • Установить ответственное лицо, которому будет поручен контроль за соблюдением правил и процедура ознакомления с данным локальным актом. При этом важно помнить, что ознакомление должно производиться под роспись руководителя.
  • Отдельно нужно доводить нормы данного акта до сведения поступающих новых сотрудников. Здесь также рекомендуется определить ответственного работника.
  • Назначить ответственного, который будет осуществлять контроль за исполнением данного распоряжения руководителя.

В приказе на утверждение можно установить период, в течение которого данные правила внутреннего распорядка будут действовать в компании. Однако, если это сделать, то по истечению данного срока нужно будет разработать и ввести в действие новые правила.

Внимание: если Правила вводятся приказом в действие, то они идут к нему приложением. Поэтому в тексте самого распоряжение нужно обозначить, что к нему идет приложение и зафиксировать количество листов Правил.

Распоряжение должно быть заверено руководителем, который проставляет свою визу, должность, а также личные данные.

Все лица, которые были обозначены в распоряжении в качестве ответственных, должны также проставить свои подписи и расшифровать свои Ф.И.О., а также указать дату ознакомления с данным документом.

На что обратить внимание при оформлении приказа

К оформлению приказа, равно как и к его содержанию, нет никаких особенных требований: его можно писать от руки (шариковой ручкой любого цвета, но не карандашом) или печатать на компьютере. Для создания документа подходит как фирменный бланк организации, так и простой чистый лист бумаги.

Только одно условие надо соблюдать обязательно: приказ должен быть подписан руководителем фирмы или его представителем и ответственными за его выполнение сотрудниками.

Удостоверять бланк с помощью печати или штампа на сегодняшний день не требуется, поскольку использование штемпельных изделий теперь не является нормой, прописанной в законе даже для юридических лиц (исключение составляют те организации, в которых обязанность по применению печатей и штампов утверждена во внутренних актах).

Для чего нужны правила внутреннего распорядка

Их функции на предприятии заключаются в регулировании таких моментов:

  • алгоритм оформления приема граждан;
  • режим трудовой деятельности и отдыха сотрудников;
  • расчет и условия начисления вознаграждений, премий, материальной поддержки и других денежных выплат;
  • обязанности и права работодателя и сотрудников по соблюдению трудовой дисциплины;
  • учет нормированного рабочего времени и сверхурочных часов.

Документ составляется исходя из возможностей и требований организации с соблюдением норм ТК и других законодательных актов. Некоторые его пункты могут дублировать соответствующие положения в договорах, где они касаются только одного сотрудника. Отличительная черта режима работы, прописанного в локальном нормативном акте, заключается в том, что он распространяется на всех сотрудников компании, в том числе и на руководящие должности.

Какие правки нужно внести

Внесение изменений в ПВТР связано не только с электронной трудовой книжкой, но и с отменой СНИЛС, если этого еще не сделано, так как этот документ обычно также фигурирует в Правилах в разделах о порядке оформления трудоустройства.

Какие изменения и в какие пункты в связи с этим необходимо вносить:

  • в пунктах, где упоминается трудовая, желательно добавить следующую формулировку «… и установленные законом сведения о трудовой деятельности». Она упоминается, как правило, в таких разделах, как «Прием сотрудника на работу», «Прекращение контракта», «Перевод на другую работу», «Поощрение сотрудников и порядок наложения дисциплинарного взыскания»;
  • там, где упоминается СНИЛ, необходимо добавить текст «или справка ПФР»;
  • если это необходимо, стоит определить в Правилах порядок электронного взаимодействия администрации с трудящимися.

Важный «дисциплинарный» раздел

Соблюдение трудовой дисциплины — один из важнейших и требующих скрупулезной проработки вопросов. Без этого правила ВТР будут недостаточными и неполными. Дисциплинарному вопросу уделяют особое внимание, а в отдельных отраслях не ограничиваются разделом правил ВТР, а разрабатывают отдельные положения или дисциплинарные уставы.

Дисциплинарный раздел состоит из 2 частей: о взысканиях и поощрениях. В основе раздела о наказаниях лежит ст. 192 ТК РФ, в которой дисциплинарный проступок определен как неисполнение или ненадлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, за которое может последовать 3 вида взысканий (замечание, выговор и увольнение). Никаких иных наказаний трудовым законодательством не предусмотрено.

Подробнее о дисциплинарных взысканиях, предусмотренных ТК РФ, читайте в материале «Виды дисциплинарных взысканий по ТК РФ».

О дополнительных взысканиях речь может идти только в случаях наложения на сотрудника специальной дисциплинарной ответственности. Они указываются в федеральном законодательстве или дисциплинарных уставах для отдельных категорий работников (ч. 2 ст. 192 ТК РФ). Примером может служить закон «О государственной гражданской службе» от 27.07.

ВАЖНО! Согласно ст. 193 ТК РФ дисциплинарное взыскание будет законным, если работодатель будет соблюдать определенную процедуру (затребует у работника письменное объяснение, составит акт, оформит приказ и др.).

В правилах ВТР необходимо также предусмотреть все случаи, когда дисциплинарное взыскание снимается (ст. 194 ТК РФ).

Правила ВТР могут не содержать раздел, посвященный поощрениям, если данный вопрос уже нашел отражение в иных локальных актах работодателя.

Если этот вопрос нигде не затрагивается, в правилах ВТР должна отразиться как минимум информация о видах поощрений (благодарность, премия и др.) и причинах материального или морального стимулирования (за работу без брака и т.д.).

ВАЖНО! Раздел правил внутреннего трудового распорядка, посвященный поощрениям, позволяет безбоязненно учитывать премии и стимулирующие надбавки в составе зарплатных расходов при расчете налога на прибыль (ч. 1 ст. 255, п. 21 ст. 270 НК РФ).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]