Статья 216 ТК РФ. Государственное управление охраной труда


Госуправление: что оно предполагает

Госуправление предполагает соответствующую деятельность со стороны органов, которые уполномочены исполнять специальные функции разрешения, контроля и надзора, направленные на осуществление общегосударственной политики. Также уполномоченные инстанции могут заниматься реализацией гарантирующих безопасность сотрудников норм закона, проводить профилактику вероятных нарушений и устранять обнаруженные недочеты.

Инструкция по охране труда – нормативный документ для всех предприятий РФ

В чем суть системы

Цели реализации госполитики в сфере охраны труда:

  • создание должных, не несущих опасности здоровью, жизни условий трудовой деятельности на предприятиях разных форм;
  • защита прав, интересов работников;
  • предотвращение непредвиденных ситуаций, несчастных случаев, производственных травм.

Также централизованное урегулирование гарантирует эффективное взаимодействие, плодотворное сотрудничество объектов социальных и трудовых отношений.

Госуправление на федеральном уровне

Своего рода высшим уровнем власти в трудовой области признано Правительство РФ. И в частности, Минтруд. Он обладает следующим набором полномочий:

  • разрабатывает основные принципы управления;
  • готовит федеральные целевые программы;
  • создает и внедряет правила безопасности на промышленных объектах;
  • контролирует реализацию общероссийских программ на уровне отдельных регионов.

Все госорганы федерального уровня обязаны координировать свои действия в трудовой сфере с Минтрудом. Именно этот орган государственной власти принимает итоговые решения и определяет политику государства в данной области.

Кто осуществляет

Управление охраной труда на предприятии и в организации

Кем осуществляется государственное управление охраной труда в соответствии с ТК? Статья 216 определяет, что все полномочия выполняет Правительство и уполномоченные органы по его поручению. При этом Федеральные органы власти должны координировать все действия с вышестоящими.

Важно! Некоторые должностные полномочия по вопросам госуправления могут передаваться в органы (субъекты) на местах на тех условиях, которые прописаны законодательно.

Госуправление осуществляется в пределах текущих должностных полномочий властными структурами федерального уровня и на местах. Дальше будет дано описание функций обоих подразделений.

Федеральное госуправление

Государственное управление охраной труда осуществляется, как было сказано выше, в первую очередь на федеральном уровне. Эти структуры отвечают за:

  • разработку нормативных актов, в которых прописываются основы работы отрасли;
  • разработку целевых программ федерального значения, направленных на улучшение условий труда и охраны здоровья сотрудников на производстве;
  • определение порядка обучения, инструктажа;
  • установление схемы проведения государственной экспертизы текущих условий труда;
  • разработку мер, направленных на экономическое стимулирование деятельности для обеспечения безопасных условий труда;
  • организацию взаимодействия федеральных и субъектных исполнительных органов власти с профсоюзами, объединениями работодателей для реализации программ развития и контроля совместными усилиями;
  • координирование научно-исследовательской профильной деятельности, внедрение передового мирового опыта;
  • организацию систем международного сотрудничества по вопросам трудоохранного законодательства.


Задачи, которые решает управление государственной охраной труда: схема

Могут структуры федеральной власти исполнять и другие функции в области госуправления охраной труда согласно положениям ФЗ и другим нормативным актам РФ.

Региональный уровень контроля

Исполнительные субъекты органов власти на местах РФ отвечают за:

  • реализацию положений госполитики, целевых программ, направленных на улучшение условий охраны труда;
  • разработку, утверждение целевых программ территориального уровня, контроль;
  • координацию проведения процесса обучения работников на местах, включая работодателей, руководство организаций;
  • осуществление госэкспертизы условий ведения трудовой деятельности;
  • сбор, обработку информационных данных по состоянию условий, качеству охраны в организациях, находящихся в ведомстве субъекта.

Отдельные полномочия можно направлять в местное самоуправление.

Государственное управление охраной труда — кем осуществляется

— Организация бизнеса — Кадры — Государственное управление охраной труда

Одним из основных методов обеспечения конституционного права на безопасный труд является государственное управление охраной труда.

О том, кто осуществляет государственное управление охраной труда, и что это такое, следует знать каждому сотруднику и работодателю.

Несоблюдение требований законодательства в данной сфере может повлечь за собой как нарушение интересов работников, так и непосредственное привлечение работодателя к ответственности.

Государственное управление охраной труда – основные сведения

Государственное управление охраной труда – это собрание мероприятий, правовых нормативов и соответствующих служб, которые занимаются защитой прав сотрудников и контролем над исполнением указаний законодательства. Так, регулируется данный вопрос в первую очередь следующими положениями статьи 216 ТК РФ, которая прямо посвящена вопросам обеспечения юридического базиса рассматриваемого аспекта трудовой деятельности.

Основными задачами госуправления охраной труда являются:

  1. Принятие мер государственной поддержки для увеличения и оптимизации механизмов, гарантирующих безопасность рабочей деятельности.
  2. Составление, актуализация и принятие документов и актов, которые бы регулировали безопасность трудовой деятельности.
  3. Установка нормативных требований к видам производства и отраслям хозяйствования, техническим устройствам, средствам труда и защиты.
  4. Обеспечение профилактики, исправления имеющих место нарушений, каковые выявляются на действующих в пределах РФ предприятиях.

Цели государственного управления охраной труда

Основные цели госуправления охраной труда являются следующими:

  • Сохранение физического и ментального здоровья трудящихся граждан Российской Федерации и иностранцев, работающих в РФ.
  • Проверка соблюдения предписаний в сфере охраны труда.
  • Ведение процедур оценки наличествующей окружающей среды на производствах.
  • Проведение и принятие нормативов по процедурам специальной оценки условий труда.
  • Профилактика аварийных ситуаций, а также несчастных случаев на производстве.
  • Внедрение мер поддержки работников и членов их семей, которые пострадали от негативных факторов труда.
  • Учёт несчастных происшествий иных фактов нанесения урона физическому и ментальному здравию и благополучию трудящихся.
  • Финансовая поддержка различных мероприятий охраны рабочей деятельности.
  • Проведение аттестации и обучения сотрудников системы государственного управления охраны труда.
  • Ведение статистики по всем основным аспектам деятельности госуправления охраны труда.
  • Систематизация и обеспечение свободного доступа к информации, касающейся охраны труда
  • Введение и контроль механизмов налогов и сборов, призванных обеспечивать безопасность труда.
  • Обеспечение строгих стандартов по санитарно-гигиеническим нормам, медобслуживанию трудящихся и СИЗ.
  • Усвоение и имплементация положительного международного опыта в рамках охраны труда.
  • Разработка и внедрение инноваций в сферу охраны труда.

Кто осуществляет государственное управление охраной труда

Так как рассматриваемая сфера деятельности является комплексной и достаточно широкой, вопрос того, кто осуществляет государственное управление охраной труда также не имеет однозначного и единственного ответа. Так, данная система предусматривает от её участников обязательное обеспечение следующих основных функций:

  • Разрешительная.
  • Надзорная.
  • Исполнительная.
  • Контролирующая.
  • Законодательная.
  • Координирующая.

Кроме этого, данная система имеет несколько уровней в зависимости от спектра ее практического применения и объема правоотношений, на которые она воздействует:

  • Федеральный. На таковом уровне основным органом, обеспечивающим государственное управление охраной труда, является Минтруд. Действует данный орган на основании Постановления Правительства №636 от 21.05.2012.
  • Региональный. Региональные власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять отдельные нормативы в сфере охраны труда, если они не противоречат федеральным требованиям.
  • Муниципальный. Муниципальные власти занимаются непосредственной имплементацией и обеспечением исполнения требований госуправления охраной труда.
  • Корпоративный. На означенном уровне также осуществляются отдельные меры охраны труда, внедряемые локально-нормативными актами организаций или иной внутренней документацией.

В целом, в России госуправление рассматриваемой системой осуществляется следующими державными органами:

  • Прокуратура РФ. Прокуратура в полной мере принимает жалобы трудящихся на несправедливые действия относительно них работодателя. Кроме этого, в сфере государственной службы работы в правоохранительных органах и госбезопасности, сотрудники часто могут иметь право обращаться исключительно в прокуратуру для защиты их прав.
  • Минтруд. Он является основным органом, который регламентирует конкретные принципы всей державной политики в области взаимоотношений и нормативов охраны труда.
  • Роструд. В данном случае эта структура является основным исполнительным органом, обеспечивающим практическое выполнение функций надзора и контроля за исполнением трудового законодательства.
  • Инспекция по труду. Прямое выполнение требований системы госуправления охраной труда обеспечивается региональными и муниципальными представительствами Роструда в виде отдельных инспекций по труду.
  • Правительство. Юридическая база, необходимая для обеспечения деятельности всей государственной системы управления, частично устанавливается Правительством РФ при участии Минтруда.
  • Госдума РФ. Нормативы законодательства в виде Федеральных законов, влияющих на трудовую деятельность, а также внесение изменений в действующие законы, обеспечивается непосредственно Государственной Думой, как основным законодательным органом.

(24 голос., 4,90 из 5) Загрузка…

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/gosudarstvennoe-upravlenie-ohranoj-truda.html

Когда нужна экспертиза

Госэкспертиза условий на производстве осуществляется уполномоченным субъектом исполнительной власти или органом федерального значения в установленном законом порядке.

Как осуществляется финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Экспертиза нужна для:

  • аттестации рабочих мест в соответствии с установленными правилами;
  • предоставления работниками денежных компенсаций за выполнение опасных работ, деятельности на вредных производствах;
  • оценки степени соответствия проектов по реконструкции, строительству, техническому переоснащению производственных объектов действующим нормам;
  • анализа условий ведения трудовой деятельности, в том числе в предшествовавший уже случившейся аварии период.

Основания для госэкспертизы – обращения органов власти, работодателей, работников, профсоюзов, страховых фондов, определения суда.

Важно! Наличие законных оснований для проверки обязательно – просто так, на словах, экспертиза проведена быть не может.

Зачем державе руководить трудоохранными процессами

Стремление к реализации в рамках государственной деятельности системы по охране труда, или же, другими словами, цель законодательства о труде – обеспечение соблюдения прав трудящихся граждан на возможность осуществлять трудовые функции в безопасности, а также защита интересов нанимателей и персонала. Она реализуется в таких задачах:

  • обеспечение преимущественного значения сбережения жизни и сохранности здоровья работающих граждан;
  • разработка, принятие и введение в силу нормативных актов и целевых программ, направленных на усовершенствование условий и оптимизацию охраны труда;
  • проверки соблюдения принятых правил, законов и предписаний по охране труда;
  • экспертная оценка производственной среды;
  • принятие процедур оценивания рабочей обстановки;
  • способствование профилактике аварийных ситуаций и несчастных случаев на работе;
  • помощь наемным работникам и членам их семей, чье здоровье пострадало в процессе профессиональной занятости;
  • выяснение обстоятельств и ведение учета фактов нанесения урона здоровью на производстве;
  • финансовая поддержка трудоохранных мероприятий;
  • обучение и аттестация инспекторов по охране труда;
  • работа со статистикой по несчастным производственным случаям, профзаболеваниям и выплаченным по ним компенсациям;
  • систематизация информации, касающейся оптимизации производственной среды и ее охраны;
  • введение эффективных налоговых практик, призванных обеспечить максимальные усилия нанимателей по созданию и поддержке безопасной трудовой среды;
  • установление стандартов относительно обеспечения работников защитными и профилактическими средствами, медицинским обслуживанием, соответствующими санитарно-бытовыми условиями и др.;
  • усвоение положительного международного опыта в трудоохранной сфере.

Какие объекты проверяются

СУОТ: система управления охраной труда

Госэкспертиза проводится для любых производственных объектов, если нужно провести оценку реальных условий труда. Также необходима она для промышленных производств повышенной опасности и других предприятий, где работают люди.

С учетом целей проверки различаются возможные действия уполномоченных органов, должностных лиц, которые их представляют.


Ответственный инженер проводит экспертизу объекта

Типы нарушений

Виды ответственности за факты нарушений требований по охране труда устанавливаются в статье 419 ТК РФ. Обо всех видах ответственности далее.

Последствия нарушений правил охраны труда

За нарушение правил охраны труда предусмотрено несколько видов ответственности:

  • Дисциплинарная – ее назначают работнику, не выполняющими действующие требования по охране труда. Виды ответственности – увольнение, выговор, замечание.
  • Материальная – такая ответственность предусматривается условиями конкретного контракта, если соответствующего пункта нет, привлекаться работник не может. Материальная ответственность назначается в том случае, если действия служащего носят противоправный характер, есть выраженные действия или бездействия, которые привели к нежелательным последствиям.
  • Административная – тоже налагается за игнорирование правил охраны труда. Привлекаются руководители, ИП (если в штате есть сотрудники), руководители предприятий. Наличие умышленной вины обязательно.
  • Уголовная – привлекаются только физлица, независимо от занимаемой должности.

Важно! Работник несет материальную ответственность в размерах месячного заработка. Исключение – случаи выплаты третьим лицам, пострадавшим в результате противоправных действий, компенсацией со стороны работодателя.


Схематическое отражение видов ответственности за нарушения

СУОТ в России: государственный надзор и контроль

В силу многочисленности требований трудового законодательства требуется контроль за их исполнением. Так, СУОТ в России, согласно ст. 353-354 Трудового кодекса РФ, подразумевает контроль выполнения работодателем нормативных требований по охране труда посредством:

  • Генерального прокурора Российской Федерации и подчинёнными ему нижестоящими прокурорами;
  • Федеральной инспекции труда, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

Законы

Порядок регулирования работы области охраны труда определяет статья 216 ТК РФ. Если есть разногласия по вопросам проведения, оценки результатов экспертизы, уполномоченные специалисты обращаются к требованиям ФЗ «О предоставлении государственных, муниципальных услуг». Все заявления относительно разногласий рассматриваются бесплатно.

Решением вопросов, связанных с охраной труда на производствах РФ, занимаются федеральные органы и структуры регионального масштаба. При аттестации работников, в рамках расследования несчастных случаев на производстве нужна экспертиза. За нарушение требований к охране труда предусмотрена материальная, дисциплинарная, административная, уголовная ответственность.

Кто осуществляет государственному управлению охраной труда

  • Стандарты безопасности.
  • Типовые инструкции и правила по ОТ.
  • Санитарно-эпидемиологические стандарты и нормы, предусматривающие требования к производственным факторам.
  • Проекты актов по ОТ Они разрабатываются:
  1. Ассоциациями, предприятиями, учреждениями, внебюджетными госфондами, объединениями.
  2. Федеральными институтами исполнительной власти, реализующими функции, связанные с выработкой госполитики и нормативно-правовым регулированием в предусмотренной сфере деятельности. При этом в разработке участвуют представители отраслевых объединений нанимателей и профсоюзов.

Проекты актов, включающие в себя требования по ОТ, направляются учреждениями, предприятиями, ассоциациями, внебюджетными госфондами, объединениями в федеральный исполнительный орган, реализующий функции госуправления охраной труда.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]