Куда жаловаться на работодателя? Что написать в заявление? Что нужно знать?

Очень часто работники терпят нарушение своих прав по причине не желания терять работу, так как надо платить кредиты и кормить семью. Но иногда действия работодателя становятся невыносимыми для работника, и человек обращается за защитой своих прав.

Работодателя к ответственности вправе привлечь исключительно государство. И в практике много примеров привлечения к ответственности работодателя и обязания восстановить нарушенные права работников.

Что может считается нарушением трудовых прав работника?

Нарушением трудовых прав работника со стороны работодателя могут считаться:

  • превышение своими должностными полномочиями, которое может выражаться, например, в принуждении работника к выполнению работы, которую не входит в перечень его должностных обязанностей;

Сюда может также относиться неуважительная манера общения, крики, оказывание психологического давления, принуждение к сверхурочной работе и т.д.

  • неуважительное отношение к труду работника («затяжная» стажировка без оплаты труда, беспричинное отстранение от работы, штрафы);
  • беспричинное увольнение;

О том, что делать, если вас хотят уволить, читайте здесь.

  • нерегулярная оплата труда;

Сюда также можно отнести постоянные задержки по зарплате, не доплаты, вычитания, штрафы, лишение заслуженных премий.

  • бездоговорная форма сотрудничества;

Когда работодатель взял на работу сотрудника сначала в качестве стажера, обещая в последствие заключить трудовой договор. Однако, этого так и не произошло.

  • отказ предоставлять больничный, отпуск или отгул;
  • другие неправомерные действия или бездействия работодателя, создающие негативную рабочую атмосферу для трудовой деятельности работника;

Отдых

Каждый работодатель обязан составить график отпусков на следующий календарный год. График должен быть утверждён до 15 декабря текущего года на следующий. Но не каждый работодатель придерживается этого правила. Когда составляется график, начальство должно учитывать такой фактор, как взаимозаменяемость работников. То есть пока один находится в отпуске, другой может выполнять его работу. На практике ситуация несколько иная. График составляется «задним числом», сотрудник уходит в отпуск в удобное ему время, заменить его некем. Получается, что летом начальство начинает лишать других сотрудников отдыха.

Это приводит к тому, что работодатель ещё раз нарушает условия трудового договора и положения трудового кодекса. В ТК РФ чётко сказано, что каждый работник имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

Минимальная продолжительность отпуска – 28 календарных дней. Некоторые категории работников имеют право на удлинённый отпуск.

Как показывает практика, не все сотрудники гуляют свои отпуска. Начальство просто не разрешает им уходить в отпуск, мотивируя это тем, что «тебя некем заменить» и «сейчас слишком много работы». Это грубое нарушение!

Работник имеет право уйти в полный оплачиваемый отпуск спустя полгода работы у одного работодателя. Препятствовать этому руководство не имеет права. Отпуск предоставляется по заявлению работника.

Нередко руководство пользуется такой формулировкой, как «производственная необходимость» для того, чтобы сотрудник вовсе не уходил в отпуск или использовал только несколько дней. Но не каждый работодатель понимает, что «производственная необходимость» должна быть правильно оформлена. Если сотрудник не смог уйти в отпуск по этой причине, то теперь он сможет взять свои дни в любое удобное для него время.

Куда обращаться?

При нарушении работодателем трудовых прав работника обращаться следует в одну из следующих инстанций:

  • Трудовая инспекция;
  • Правоохранительные органы (прокуратура);
  • Судебная инстанция;

При обращении в одну из перечисленных инстанций, работник должен подать жалобу на работодателя, составленную в произвольной форме или по образцу установленной формы.

Наиболее результативными считаются коллективные (поданные группой сотрудников), а не индивидуальные жалобы.

О порядке разрешения коллективных трудовых споров читайте здесь.

Рассмотрим обращение в каждую из инстанций по отдельности.

Трудовая инспекция

Если работнику не удается урегулировать возникшее нарушение своих трудовых прав в ходе мирных переговоров с работодателем, то следующих шагом будет обращение в Трудовую инспекцию.

В обязанности работников трудовой инспекции входит:

  • Контроль за соблюдением действующих норм Трудового Кодекса РФ;
  • Назначение ответственности за нарушение действующих норм Трудового Кодекса РФ;

При обращении в Трудовую инспекцию работнику необходимо составить письменную жалобу.

Составить жалобу можно как в произвольной форме, так и по образцу установленной формы, скачав его в интернете.

Образец жалобы в Трудовую инспекцию.doc

Обратиться в Трудовую инспекцию можно как лично, составив письменную жалобу, так и через официальный сайт территориального подразделения Инспекции. Кроме того, в ТИ можно позвонить по телефону горячей линии, указанному на сайте.

Составленную жалобу можно доставить в Трудовую инспекцию одним из следующих способов:

  • Лично;

Личное обращение в Инспекцию не ускорит процесс рассмотрения жалобы. Поэтому выбирать этот способ доставки заявления стоит только в том случае, если вы хотите проконсультироваться с работниками Трудовой инспекции по каким-то трудовым вопросам.

  • Почтовым отправлением;

К жалобе в обязательном порядке должны быть приложены документы, подтверждающие перечисленные в жалобе трудовые нарушения. В противном случае рассматриваться жалоба не будет.

Срок изучения жалобы составляет тридцати дней (начиная со дня получения заявления).

Жалоба должна содержать следующую информацию:

  • Наименование организации, руководителя которого уличают в нарушении трудовых прав ;
  • Реквизиты самого руководителя (ФИО, занимаемая должность);
  • Реквизиты заявителя (ФИО, должность);
  • Описание причины подачи жалобы с законодательными ссылками (статьями Трудового и Гражданского Кодекса);
  • Опись прилагаемых к жалобе документов, подтверждающих описанные нарушения;

Если работники утвердят жалобу, организацию, на которую она была подана, подвергнется внезапной проверке. В случае выявления указанных в жалобе нарушений, к работодателю будут применены такие «карательные мера» как временное отстранение от исполнения своих должностных обязанностей, административный штраф и т.д. Права работника, наоборот, будут восстановлены.

Работники Трудовой инспекции не часто берутся «вершить правосудие» и в случае неоднозначности ситуации перенаправляют дело в суд.

Однако, в случае отказа Трудовой инспекции не стоит сразу же обращаться в суд. Перед этим стоит обратиться в правоохранительный орган — прокуратуру.

Как правильно составить жалобу

Независимо от того, куда планируется обратиться с жалобой на работодателя, необходимо грамотно составить жалобу или исковое заявление. Помимо данных заявителя в этих документах необходимо подробно изложить в чем, по мнению заявителя, выразилось нарушение его прав со стороны работодателя, какие статьи Трудового кодекса при этом были нарушены. Изложенные факты должны иметь подтверждение, документы перечисляются в жалобе, а их копии прилагаются к ней в качестве доказательств.

Обращение или заявление можно составить самостоятельно, используя образцы на официальных сайтах государственных органов или в справочно-правовых системах. При сомнениях в уровне собственных знаний целесообразно использовать помощь профессиональных юристов, специалистов в области трудового права.

Обращение в прокуратуру

Прокуратура, также как Трудовая инспекция, занимается контролем соблюдения трудовых прав работника работодателем.

В прокуратуру подать жалобу на работодателя можно как индивидуальную (от лица одного работника), так и коллективную (от лица группы работников).

Образец индивидуальной жалобы на работодателя в прокуратуру.doc Образец коллективной жалобы на работодателя в прокуратуру.doc

После подачи жалобы с материалами, подтверждающими трудовые правонарушения, работники правоохранительных органов занимаются их изучением в течение тридцати дней и после выносят решение.

Как следствие, работодателя могут ожидать следующие меры наказания:

  • Привлечение к административной ответственности;
  • Привлечение к дисциплинарной ответственности;

В случае, если трудовой спор придется решать в судебном порядке, сотрудник прокуратуры может (на свое усмотрение) заняться представлением интересов работника.

Судебная инстанция

Суд — последняя и самая действенная инстанция обращения по вопросам урегулирования трудовых нарушений.

Важно учитывать срок исковой давности, который составляет 3 месяца с момента, когда было зафиксировано трудовое нарушение прав работника работодателем. «Фиксацией» может считаться момент, когда работник узнал, что его трудовые права нарушили.

Если нарушение прав является незаконное увольнение работника, срок исковой давности в этом случае составляет тридцати дней с момента издания приказа об увольнении работника или проставления соответствующей отметки в трудовой книжке.

Если срок исковой давности истек, работник может подать иск только при предъявлении уважительной причины, объясняющей, почему иск не мог податься в установленные для подачи сроки.

При подаче иска о нарушении трудовых прав работника нужно учитывать следующую информацию:

  • Подавать исковое заявление нужно по адресу фирмы, где работает заявитель, в районный суд;
  • Составление иска происходит в соответствии с требованиями, представленными в статье 131 Гражданско-процессуального Кодекса;

В случае, если иск будет составлен без учета требований 131 статьи Гражданско-процессуального Кодекса, он может быть не принят к рассмотрению.

  • Если на руках у работника нет достаточной доказательной базы трудового нарушения в силу отсутствия доступа к подобной информации на работе, в иске можно указать требование о запросе необходимого перечня документов у работодателя работниками суда. Отказать им в предоставлении необходимых документов работодатель точно не откажется;
  • Срок изучения иска составляет пять суток. После чего работник получает уведомление об его удовлетворении или отказе. В случае удовлетворения иска будет назначена дата слушания;

Многие трудовые споры заканчиваются на стадии подачи и удовлетворения иска, когда работодатель понимает, что «правда» не на его стороне.

Нюансы реализации самозащиты

В рамках реализации права на самозащиту возникает несколько вопросов:

  • Нужно ли выплачивать зарплату в тот период, когда сотрудник не выполняет свои обязанности?
  • Должен ли сотрудник присутствовать на рабочем месте?

Итак, нужно ли платить зарплату? По сути, самозащита – это фактически простой по вине работодателя. Согласно части 1 статьи 157 ТК РФ, в данном случае сотрудник получает зарплату, так как простой возник не по его вине. Однако существуют исключения:

  • Рассматриваемый порядок не применяется в том случае, если сотрудник отказывается от перевода на другую должность. В этом случае он не имеет возможности работать. В данной ситуации имеет смысл оплачивать период как вынужденный прогул (статьи 72 и 394 ТК РФ).
  • Если работа приостановлена в связи с задержкой зарплаты, никакие выплаты не гарантированы.

Должен ли сотрудник оставаться на рабочем месте? Закон никак не разъясняет этот вопрос. Поэтому решение принимается в индивидуальном порядке. Сотрудник должен ориентироваться или на рекомендации работодателя, или на внутренний распорядок в компании.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: