Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда


Понятие контроля и надзора

Что такое надзор и контроль в области охраны труда?

Разграничение понятий «контроль» и «надзор» и их функций все еще остается одним из наиболее дискуссионных вопросов.

Это обусловлено наличием различных подходов к определению их сущности и недостаточным нормативным регулированием аспектов соотношения соответствующей компетенции по проведению контрольно-надзорной деятельности.

Законодатель при разработке новых или изменении существующих правовых актов по вопросам надзора и контроля практически не берет во внимание научные разработки по этим аспектам.

Поэтому иногда при определении тех или иных полномочий конкретного органа идентичные функции обозначаются или как наблюдательные, или как контрольные.

Если говорить об отличительных чертах, то следует вспомнить, что надзор носит внешнюю направленность в отношении поднадзорных объектов, а контроль может проводиться и «внутри» системы (ведомственный или внутриведомственный контроль).

Суть контроля и надзора в области охраны труда

Важно следить за правильным исполнением норм охраны труда.

Суть надзора заключается в исполнении наблюдения за соблюдением установленных законодательством по ОТ и ТК РФ норм, правил, приказов.

Определенное внимание вопросам контроля и надзора за выполнением закона в области трудовых и тесно связанных с ними отношений много раз уделялось со стороны представителей науки трудового права.

Они главным образом освещают данные вопросы в прикладном аспекте, не вдаваясь в глубокий анализ указанных понятий.

Контроль — не только способ выявления совершенных правонарушений, но и очень важное средство их предупреждения. Контроль осуществляется не только относительно подчиненных в административном порядке организаций и руководящих лиц (внутриведомственный контроль), но и не подчиненных органов (внешний вневедомственный контроль).

Органы госконтроля обычно реагируют на такие нарушения принятием организационно-исполнительных актов, направленных на осуществление помощи подконтрольным органам в реализации управленческой деятельности, предоставлением рекомендаций по ее совершенствованию.

Государственный надзор – правоохранительная деятельность по выявлению правонарушений в области ОТ, и принятию актов, обязывающих устранение этих нарушений. Этот правоустанавливающий акт может быть принят специально уполномоченным органом, не наделенным организационно-исполнительными правами по отношению к подназорному объекту.

Акт выполняет правоустанавливающую функцию лишь в том случае, если он устраняет правонарушения подконтрольного органа.

Ответственность за нарушение требований охраны труда

Направления ответственности прописаны в ст. 417 ТК РФ. Виновные в нарушениях привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной и даже уголовной ответственности.

Инспекция по охране труда: полномочия и обязанности

Первый вид ответственности включает: замечание, выговор, увольнение в зависимости от тяжести нарушения. За один проступок полагается только один вид наказания.

Материальная ответственность предполагает возмещение ущерба с использованием денежных средств. Договор о матответственности должен быть заключен заранее с соответствующим сотрудником. При возникновении ущерба любого характера в рамках данного договора, сотрудник будет обязан возместить его.

Важно! Работник несет ответственность в рамках своей зарплаты за месяц за исключением случаев, когда пострадали люди.

Административная ответственность прописана в ст. 5.27 КоАП. Данный вид наказания применим только при умышленной вине нарушителя.

Уголовная ответственность регулируется разными статьями УК РФ. К ней могут быть привлечены только физлица.

Выбор способа наказания напрямую зависит от тяжести нанесенного ущерба лицом, виновного в нарушении.


Предусмотрена жесткая ответственность за нарушение охраны труда

Понятие контроля в сфере охраны труда

Контроль за охраной труда на производстве.

Большое значение при осуществлении контроля за ОТ объясняется тем, что с каждым годом, несмотря на принимаемые меры, уровень травматизма на производстве, а также и летальных случаев растет.

Определение понятия государственный надзор в сфере ОТ на законодательном уровне не закреплено, однако, его можно определить как метод обеспечения соблюдения законодательных и прочих нормативных актов по ОТ.

Что же касается общественного контроля, то ученые указывают на правильность позиции законодателя относительно наделения определенных представителей трудового коллектива контролирующими полномочиями в сфере ОТ, поскольку сегодня профсоюзы переживают не лучшие свои времена, учитывая то, что в большинстве случаев на производстве они вообще отсутствуют.

В РФ на сегодня традиции общественного контроля почти отсутствуют и большой интерес представляет позитивный зарубежный опыт осуществления различных форм общественного контроля, особенно в тех областях, где нарушение прав и интересов людей являются наиболее распространенными.

К этим сферам относятся и охрана труда, особенно вопросы ОТ на производстве. В развитых странах контроль рассматривают как функцию управления и указывают, что он является самостоятельной функцией, которая не поглощается другими и не является второстепенной, а пронизывает все другие, активно влияет на них, корректирует и даже формирует новые функции и направления управленческой деятельности.

Что нового во внеплановых проверках

Основания для проведения внеплановой проверки приведены в ст. 10 Закона № 294-ФЗ, ст. 360 ТК РФ. Ими являются:

1) истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в федеральную инспекцию труда:

  • информации о фактах нарушения работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок зарплаты, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению зарплаты в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте согласно ст. 219 ТК РФ;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Роструда или госинспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Далее к вышесказанному необходимо отметить, что в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2017 № 502-ФЗ в ст. 360 ТК РФ, основанием для проведения внеплановой проверки будет являться, в частности, поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах:

  • уклонения от оформления трудового договора;
  • ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Закон вступил в силу 11.01.2018.

Внеплановая выездная проверка Роструда по введенному вновь основанию может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры (ст. 360 ТК РФ в редакции Федерального закона № 502-ФЗ).

Виды контроля в сфере охраны труда

Несколько видов контроля.

На практике основными видами контроля за состоянием ОТ, есть такие:

  1. Трехстепенный контроль. Формирование «трехстепенного контроля» является распространенным в практике ОТ и закреплен нормативными актами;
  2. Оперативный контроль управляющими за другими ответственными лицами предприятия (например, службой ОТ). Оперативный контроль целесообразно проводить на предприятиях, производствах, которые относятся к высокой степени риска;
  3. Контроль вышестоящей организацией (четвертый или пятый степень контроля);
  4. Контроль местными органами власти;
  5. Ведомственный контроль.

Методы контроля в области охраны труда

Различные методы осуществления контроля.

Методы контроля должны соответствовать определенным требованиям для выполнения соответствующей контрольной функции государственного органа, а также обеспечивать соответствующее влияние на объект контроля.

Методы государственного контроля осуществляются через государственно-властные отношения. Методам, которые применяются в общественном контроле, должно соответствовать определенное правовое сопровождение.

Должностное лицо в рамках предоставленных полномочий принимает решение об осуществлении контроля с помощью мер и способов, которые обычно предусматриваются для проведения данного вида контроля.

Субъекты госконтроля в сфере ОТ осуществляют свои контрольные функции посредством разнообразных методов и форм, которые являются элементами механизма государственного контроля.

Формой госконтроля в сфере ОТ является выполнение плановой и внеплановой проверки Гострудинспекцией.

Уполномоченные лица Гострудинспекции наделены достаточными полномочиями для того, чтобы отреагировать на выявленные на производстве в процессе проверки нарушения нормативных и правовых предписания по ОТ.

Какие органы осуществляют государственный надзор за охраной труда

Трехступенчатый контроль по охране труда

Федеральная инспекция труда (в соответствии со ст. 3535 ТК РФ) является главным органом, осуществляющим надзорные функции.

Федеральная инспекция труда

Настоящий орган власти представляет собой организованную централизованную систему, ответственную за госнадзор по части соблюдения трудового законодательства. Служба осуществляет контроль по вопросам безопасности ведения профессиональной деятельности.

Основные функции инспекции:

  • обеспечение безопасности профессиональной деятельности на рабочих местах и контроль за ее исполнением;
  • проверка соблюдения применяемых норм трудового законодательства;
  • передача сотрудникам данных о методах и возможностях применения норм трудового права;
  • выявление нарушений и уведомления о методах борьбы с ними в вышестоящие органы.


Функция инспекции заключается в надзоре за соблюдением законов по труду

Полномочия службы:

  • аудит в области соблюдения права в сфере труда;
  • расследование выявленных правонарушений и их последствий;
  • изучение и анализ нарушений со стороны руководства компаний;
  • направление сводных данных о состоянии дел в вышестоящие органы;
  • ведение аналитической и практической деятельности по нарушениям и причинам их появления;
  • аналитика травматизма на производстве;
  • ведение работы с жалобами, прочей корреспонденцией;
  • информационная и консультационная работа среди руководителей предприятий;
  • подготовка и публикация отчетов о состоянии сферы трудовой деятельности.

Государственные инспекторы труда

Сотрудник инспекции является должностным лицом, которое уполномочено контролировать соблюдение трудового законодательства и других законов по безопасности труда.

Важно! Основные полномочия инспекторов закреплены в ТК РФ, постановлении №. 875 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012.

Основные права:

  • посещение организаций различных видов и форм хозяйствования с целью проведения проверок;
  • запрос у работодателей необходимой информации и данных о состоянии безопасности труда;
  • проведение расследований несчастных случаев и ситуаций, связанных с травматизмом в компаниях;
  • предъявление предписаний по устранению выявленных нарушений;
  • возможность участвовать в судебных процессах при необходимости;
  • запрет на применение СИЗ в случае, если последние не соответствуют установленным стандартам и нормативам.

Основные обязанности:

  • соблюдение законов РФ;
  • хранение государственной тайны.

Основная задача инспектора – проверочная деятельность, по плану и вне его, на предприятиях.

Важно! В процессе проверки инспектор исследует состояние вопросов техники безопасности, выявляет отклонения от нормы (если они есть), выдает предписания об исправлении имеющихся недочетов.

Функции и полномочия Ростехнадзора

Ростехнадзор – это орган власти, который осуществляет функции по принятию законодательных актов, аудиту в следующих областях:

  • охрана окружающей среды;
  • безопасность использования атомной энергии;
  • охрана недр;
  • промышленная безопасность;
  • безопасность сетей и установок;
  • безопасность при работе со взрывчатыми веществами.


Деятельность Ростребтехнадзора связана с промышленной безопасностью

Основные функции Ростехнадзора:

  • разработка политики и нормативной документации по части технологического, атомного контроля;
  • контроль и аудит в вышеуказанных сферах.

Полномочия службы – это контроль следующих параметров:

  • соответствие нормативам в области атомной промышленности, ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности;
  • защита ядерных объектов;
  • соблюдение требований промышленности безопасности;
  • соблюдение требований безопасности в энергетике.

Основные права службы:

  • запрашивать и получать требуемую информацию;
  • проводить расследования по вопросам сферы регулирования;
  • вести разъяснительную работу с физлицами и юрлицами;
  • проводить профилактические мероприятия.

Функции и полномочия Роспотребнадзора

Основные функции Роспотребнадзора:

  • эпидемиологический и санитарный контроль;
  • защита прав потребителей;
  • научные исследования;
  • разрешение вопросов госслужбы.

Основные полномочия:

  • контроль выполнения требований законодательства;
  • лицензирование определенных видов деятельности;
  • определение причин эпидемий и инфекций массового характера;
  • предоставление органам госвласти информации об эпидемиологической обстановке;
  • введение карантина или его отмена в случае необходимости;
  • мониторинг ситуации по санитарному и эпидемиологическому состоянию в РФ.

Важно! Таким образом, для каждого вида надзора и контроля за безопасностью труда создана своя служба.

Надзорные органы

Некоторые полномочия надзорных органов.

Специалистами в области права высказывалась мысль, что надзорные органы, в отличие от органов контроля, не могут вмешиваться в административную деятельность исследуемых объектов.

Однако эта мысль, с нашей точки зрения, требует уточнения. Такое утверждение верно лишь в отношении органов прокурорского надзора.

В отношении прочих надзорных органов, надо указать на наличие у них определенного комплекса административно-властных средств с помощью которых происходит соответствующее влияние на деятельность поднадзорного объекта.

Действительно, невозможно не увидеть вмешательство в организационно-хозяйственную деятельность собственника со стороны структурных подразделений государственного надзора по ОТ в процессе реализации ими таких надзорных полномочий, как:

  • организация и управление работой комиссии по расследованию несчастных и смертельных случаев;
  • принятие мер по предотвращению травматизма и аварий на производстве;
  • принятие участия в деятельности комиссий по приему в использование завершенных строительных объектов;
  • отработка мероприятий по улучшению на предприятии работы по вопросам ОТ и предупреждения несчастных случаев, профзаболеваний и аварийности.

Административно-властный характер этих мероприятий очевиден и обусловлен тесной связью органов, осуществляющих административный надзор, с оперативным управлением. Здесь надзор выступает как своеобразное выявление управленческой функции на предприятии или организации. Также понятие “контроль” надо отличать от понятия “проверка исполнения”.

Последнее понятие имеет более узкий характер, и его можно определить как часть контроля.

Наличие большого количества различных органов, которые регулируют соблюдение ТК РФ, а также систематическое увеличение показателей нарушения трудовых прав сотрудников и персонала вызывают необходимость тщательного исследования этого вопроса.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: