Особенности ведения сводного исполнительного производства и его значение для практики
Опыт показывает, что взыскатели порой имеют весьма туманное представление о сводном исполнительном производстве. Это неудивительно, так как сводное исполнительное производство — объект весьма специфичный и лучше всего его можно понять, когда ведешь его сам.
Но поскольку не у всех есть возможность и необходимость вести сводное исполнительное производство лично, давайте разбираться вместе.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что наиболее распространенной ошибкой является понимание сводного исполнительного производства как некого нового исполнительного производства, которое возникает, вместо объединенных в него исполнительных производств. Из этой ошибки появляются требования в жалобах: «окончить сводное исполнительное производство» и т.п.
На самом деле, сводное исполнительное производство это не новое единое исполнительное производство. В сводном исполнительном производстве объединенные исполнительные производства по-прежнему остаются самостоятельными – они самостоятельно могут быть окончены,прекращены, приостановлены при наличии законных оснований.
К сводному исполнительному производству присоединяются новые исполнительные производства, из сводного исполнительного производства исключаются исполнительные производства, в случая их окончания или прекращения.
Если, например, по какому-то самостоятельному исполнительному производству отзывается взыскателем исполнительный документ, то данное исполнительное производство оканчивается и со сводным исполнительным производством ничего не происходит, никаких отдельных специальных постановлений не выносится.
Сложней ситуация, когда оспариваются действия и заявитель жалобы просит приостановить сводное исполнительное производство. Здесь много зависит от конкретных фактических обстоятельств дела. Если оспаривается арест имущества в пользу всех взыскателей, то возможно приостановление всего сводного исполнительного производства. Если же оспаривается что-то касающееся конкретного исполнительного производства (например – законность выдачи исполнительного документа, зачет встречных однородных требований между должником и взыскателем), то приостановление всего сводного исполнительного производства нарушит права других взыскателей на получение присужденного с должника.
В данном случае должно быть приостановлено конкретное исполнительное производство, в рамках которого оспариваются те или иные процессуальные действия. Причем исполнительное производство может также быть приостановлено как полностью, так и в части (например, в части передачи на реализацию арестованного имущества, оценка которого оспаривается). Приостановление исполнительного производства полностью или в части предусмотрено статьями 39 и 40 Закона об исполнительном производстве.
Статья 102. Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам
Комментарий к статье 102
1. Поскольку взыскание алиментов производится длительное время, возможны ситуации, когда повышается установленный законом прожиточный минимум. В этом случае судебный пристав-исполнитель и лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, производят индексацию алиментов <1>, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально увеличению установленного законом прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленного в соответствующем субъекте РФ по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте РФ денежных сумм указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума, установленного для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации <2>. О такой индексации лица, выплачивающие должнику-гражданину периодические платежи, обязаны издать приказ (распоряжение), а судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление. ——————————— <1> При индексации алиментов судебный пристав-исполнитель должен проверить ряд обстоятельств. Во-первых, необходимо установить величину прожиточного минимума по месту жительства лица, получающего алименты, с даты последнего увеличения прожиточного минимума. Во-вторых, судебный пристав-исполнитель определяет, какому количеству величин прожиточного минимума кратен размер алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме. Получившееся кратное число умножается на величину прожиточного минимума на момент расчета (п. 5.2 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утв. ФССП России 19 июня 2012 г. N 01-16). <2> Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в ее субъектах определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах таких цен, об уровне потребительских цен на непродовольственные товары и услуги и об уровне расходов по обязательным платежам и сборам. Порядок исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, в субъектах РФ — в порядке, установленном законами этих субъектов (ст. 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. от 3 декабря 2012 г.)).
Конституционный Суд РФ разъяснил, что индексация — гарантия обеспечения прав ребенка. При этом использование для индексации величины прожиточного минимума направлено на обеспечение баланса интересов несовершеннолетних детей и их родителей в рамках алиментных отношений, на сохранение как получателю, так и плательщику алиментов необходимого уровня жизни <1>. ——————————— <1> См. подробнее Определения КС РФ от 20 марта 2014 г. N 634-О, от 6 июня 2021 г. N 1417-О.
Индексация возможна, только если алименты взыскиваются в твердой денежной сумме, т.е. по алиментным обязательствам супругов и бывших супругов (ст. 91 СК), других членов семьи (например, дедушки и бабушки по содержанию внуков по ч. 2 ст. 98 СК). Также следует обратить внимание на то, что закон предусматривает индексацию лишь в случае увеличения размера установленного законом прожиточного минимума, таким образом, в случае уменьшения его величины индексация производиться не должна. Если говорить об алиментах, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, то в соответствии со ст. ст. 80, 81 СК размер определяется соглашением родителей об уплате алиментов либо, при его отсутствии, в судебном порядке по общему правилу в долях к заработку и иному доходу родителей. При этом ст. 83 СК предусматривает возможность взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, если: 1) родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход; 2) этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте; 3) у родителя отсутствуют заработок и (или) иной доход; 4) взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон. Размер твердой денежной суммы определяется судом исходя из максимально возможного сохранения для ребенка прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств. 2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает порядок определения размера задолженности по алиментам. Если алименты не уплачиваются должником своевременно, может образоваться задолженность. Согласно ст. 113 СК взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного документа к взысканию. Однако если удержание алиментов не производилось по вине лица, обязанного их уплачивать, взыскание алиментов производится за весь период задолженности. Судебный пристав-исполнитель своим постановлением определяет размер задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об их уплате. Постановление судебного пристава-исполнителя об определении задолженности по алиментам может быть обжаловано любой из сторон, не согласной с размером задолженности (ч. 5 ст. 113 СК). При этом сторона, не согласная с размером задолженности, установленным судебным приставом-исполнителем, вправе также защитить свои права в порядке, предусмотренном ч. 4 настоящей статьи <1>. ——————————— <1> См.: Определение ВС РФ от 20 мая 2015 г. N 24-КГ15-2.
3. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо судебному приставу-исполнителю не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации <1> на момент взыскания задолженности, т.е. на дату фактического погашения задолженности должником. ——————————— <1> При необходимости актуальная информация может быть получена в информационно-правовых системах или на официальном сайте Росстата (п. 5.1 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утв. ФССП России 19 июня 2012 г. N 01-16).
4. Согласно ч. 4 ст. 113 СК если определение задолженности по алиментам, произведенное в постановлении судебного пристава-исполнителя, существенно нарушает интересы одной из сторон исполнительного производства, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности. Суд может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств. Согласно ст. 114 СК при уплате алиментов по соглашению сторон (за исключением алиментов на содержание несовершеннолетних детей) по взаимному согласию сторон должник может быть освобожден от уплаты задолженности или ее размер может быть снижен. Должник также вправе обратиться в суд с иском об освобождении его полностью или частично от уплаты задолженности по алиментам. Суд вправе в данном случае удовлетворить требования, если установит, что неуплата алиментов имела место в связи с болезнью должника или по другим уважительным причинам и его материальное и семейное положение не дает возможности погасить образовавшуюся задолженность по алиментам. 5. Поскольку алименты представляют собой периодические платежи, взыскиваемые с должника, то за весь период взыскания алиментов возможно неоднократное образование задолженности. Своеобразной штрафной санкцией за неуплату алиментов является взыскание с должника исполнительского сбора, который исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности. 6. Законодательство РФ предусматривает меры ответственности должника, уклоняющегося от уплаты алиментов: 1) согласно ст. 115 СК при образовании задолженности по вине должника он уплачивает получателю алиментов неустойку в размере 0,1% суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки. Получатель алиментов вправе также взыскать с должника все причиненные просрочкой исполнения алиментных обязательств убытки в части, не покрытой неустойкой <1>; ——————————— <1> См. подробнее: Постановление КС РФ от 6 октября 2021 г. N 23-П.
2) неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства (если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния) влечет наказание в виде обязательных работ на срок до 150 часов либо административный арест на срок от 10 до 15 суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере 20 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП) <1>; ——————————— <1> С 10 ноября 2021 г. право принудительного препровождения физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, а также право административного задержания по административным правонарушениям, предусмотренным ст. 5.35.1 КоАП, предоставлено должностным лицам ФССП России.
3) в случае злостного уклонения от уплаты алиментов должник может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии со ст. 157 УК.
Зачем объединяют в сводное исполнительное производство?
Объединение производится в следующих целях:
(1) процессуальная экономия;
(2) Возможность обращения взыскания на имущество на общую сумму долга по всем исполнительным производствам в отношении одного должника или в пользу одного взыскателя с нескольких должников;
(3) распределение взысканных сумм между взыскателями разной очередности удовлетворения требований (статья 111 Закона об исполнительном производстве).
Рассмотрим каждую цель в отдельности.
Процессуальная экономия
В случае объединения исполнительных производств в сводное, нет необходимости в описательной части процессуальных документов (актов, постановлений и т.д.) перечислять все исполнительные производства и суммы взыскания по каждому исполнительному производству. В каждом процессуальном документе делается ссылка – по сводному исполнительному производству № 12525/45/-СД.
Иными словами, суть сводного исполнительного производства заключается в том, что при взыскании с одного должника в пользу нескольких взыскателей судебный пристав производит действия не по каждому исполнительному производству в отдельности, а по сводному исполнительному производству в целом.
Распределение взысканных сумм между взыскателями разной очередности удовлетворения требований
Статьей 111 Закона об исполнительном производстве установлена строгая очередность удовлетворения требований взыскателям, в случае если взысканной суммы с должника недостаточно для погашения всех требований взыскателей.
В первую очередь погашаются требования по взысканию алиментов, вторую – заработная плата, в третью – налоги и внебюджетные фонды, в четвертую – все остальные взыскатели (подробней см. статью закона).
Если в сводном исполнительном производстве находятся взыскатели одной очередности, например четвертой, то распределение взысканной суммы будет производиться пропорционально сумме долга. Например, у должника три взыскателя, у первого взыскателя требование 1000 руб., у второго 2000 руб., у третьего 7 000 руб. Общий долг 10 000 руб. С должника взыскано 100 руб. Первому взыскателю будет перечислено 10 руб., второму 20 руб., третьему 70 руб.
Сводные исполнительные производства не очень любят профессиональные взыскатели (коллекторы), так как они активно помогают судебному приставу-исполнителю в розыске и аресте имущества должника, и получаются, что они работают фактически на всех взыскателей.
Особенности ознакомления с материалами сводного исполнительного производства
На практике встречаются случаи отказа взыскателю ознакомиться со всеми материалами сводного исполнительного производства. При этом судебные приставы ссылаются на конфиденциальность данных по другим исполнительным производствам, где взыскатель не является стороной исполнительного производства.
Вопрос является весьма спорным, так как в соответствии со статьей 50 Закона об исполнительном производстве, только сторона имеет право знакомиться с материалами конкретного исполнительного производства. О сводном исполнительном производстве закон ничего не говорит.
Представляется, что взыскателю безоговорочно должен быть представлен доступ ко всем документам сводного исполнительного производства, которые затрагивают его права и законные интересы.
Например, это будут — акт описи и ареста имущества по сводному исполнительному производству, отчеты об оценке арестованного имущества и т.п. Что же касается персональных данных физических лиц взыскателей, то в представлении такой информации взыскателю по сводному исполнительному производству может быть отказано, так как данная информация никак не затрагивает его права законные интересы.
Несколько иного мнения придерживается судебная практика[1], из которой следует, что взыскатель может знакомиться с материалами всего сводного исполнительного производства без каких-либо ограничений. Суд кассационной инстанции указал, что отсутствие в Законе об исполнительном производстве прямого указания возможности ограничения прав взыскателя по ознакомлению с материалами исполнительного производства в полном объеме, независимо от того, является ли исполнительное производство сводным или нет, апелляционный суд пришел к выводу, что взыскатель имеет право на ознакомление со всеми материалами исполнительного производства. При этом судебный пристав-исполнитель не должен дублировать свои действия, направленные на установление имущества должника и исполнение исполнительных документов, объединенных в сводное исполнительное производство[2].
Подробнее об индексации
Сама индексация алиментов предусмотрена Семейным кодексом. Ее целью является защита алиментных выплат от процесса инфляции. Еще одна цель проведения индексации – это предотвращение повторных судебных обращений для пересчета размера алиментов, если они выплачиваются в твердой сумме. При этом индексация проводится как при удержании алиментов согласно постановлению суда, так и при заключении добровольного соглашения. Согласно новым законодательным нормам, такая индексация может проводиться не только судебным приставом, но и бухгалтерией или администрацией работодателя алиментоплательщика.
Стоит подчеркнуть, что практика взыскания алиментов в твердой сумме имеет место, если речь идет о выплатах на супругу или престарелых родителей (инвалидов или нетрудоспособных). Иногда применяется она и для взыскания средств на содержание детей, которые не достигли совершеннолетия:
- при нерегулярном доходе алиментоплательщика;
- в случае, когда алиментоплательщик получает часть дохода или полностью его в иностранной валюте или ее рублевом эквиваленте;
- если у алиментоплательщика дохода или заработка.
Также подобная практика применятся, если затруднительно ли невозможно взыскивать средства на содержание детей в долевом отношении (в виде процента от дохода либо заработка) или подобное отчисление нарушает интересы сторон.
Проблема множественности судебных приставов-исполнителей
Общей проблемой в службе судебных приставов является ведение в отношении одного и того же должника исполнительных производств разными судебными приставами-исполнителями. Исполнительные производства не объединяются в сводное исполнительное производство по разным объективным и субъективным причинам.
Например, должник ранее проживал по одному адресу, впоследствии переехал. Как результат исполнительные производства находятся на исполнении в разных отделах судебных приставов. Кроме того, исполнительное производство может быть возбуждено и месту нахождения имущества должника (часть 1 статьи 33 Закона об исполнительном производстве). Здесь активно могут воздействовать на ситуацию взыскатели , направляя главному судебному приставу ходатайства об объединении исполнительных производств в сводное исполнительное производства. Однако это не всегда выгодно взыскателю (подробней см. выше)
Какие документы нужно приложить?
К заявлению о возобновлении исполнительного производства по алиментам нужно приложить следующее:
- Документ, на основании которого выплаты удерживались до этого.
- Гражданский паспорт заявителя.
- Свидетельство о рождении ребенка.
- Доказательства того, что должник в состоянии уплачивать алименты – справка о доходах, платежные документы, выписки с банковских счетов и так далее.
Подать можно копии, но при себе обязательно нужно иметь оригиналы.
Как происходит рассмотрение обращения
Заявление вместе с документами подается в территориальное отделение ФССП по месту жительства должника. В течение 10 рабочих дней пристав должен рассмотреть заявление и принять по нему решение. Не позднее последующего дня после вынесения решения заявителю нужно направить письменное уведомление с описанием решения по его обращению.