При поступлении ребенка в дошкольное учебное заведение оформляется его личное дело. В случае необходимости на ребенка могут быть выписаны характеристики. Такой вид документа указывает всю исчерпывающую информацию и выдается в обязательном порядке после выпуска из детского садика.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону. Это быстро и бесплатно!
Характеристика на воспитанника детского сада от воспитателя может потребоваться при поступлении ребенка в начальную школу и требует соблюдения определенных правил составления.
Зачем необходима характеристика на воспитанника детского сада от воспитателя?
Характеристика на воспитанника детского сада необходима в следующих ситуациях:
- при дальнейшем поступлении в учебные заведения для личного дела учащегося;
- при необходимости посещения психиатра;
- для органов опеки, если возникает необходимость в решении вопросов, которые затрагивают интересы ребенка;
- в случае если родители оформляют бракоразводный процесс и решают через суд с кем останется несовершеннолетний;
- для перевода в другое дошкольное заведение при переезде;
- в случае если поступает заявление в милицию.
Полезно знать! Такой вид документа может понадобиться в любой ситуации, очень часто характеристика необходима для детей инвалидов, которые оформляются на дополнительные занятия со специалистами.
Кто составляет характеристику?
Такой вид документа является комплексным, поэтому в процессе его составления участвуют следующие лица:
- психолог;
- воспитатель группы;
- логопед.
Примечание! Для случаев если таких специалистов не имеется в детском саду, общую информацию указывает воспитатель.
Какие данные содержит?
В документе должны указываться следующие данные:
- наименование дошкольного учреждения;
- фамилия, имя ребенка, на которого оформляется характеристика;
- дата и место рождения;
- общие сведения о родителях и месте их работы;
- информация о навыках несовершеннолетнего, какие курсы посещал и какие специалисты проводили с ним работу;
- развитие моторики и наличие психических отклонений от нормы;
- информация о развитии речи, наличие аномалий в развитии;
- оценка развития способностей ребенка и склонности к определенным видам деятельности;
- активность и пассивность воспитанника;
- умение использовать учебные навыки в чтении и устном изложении текста;
- характеристика здоровья воспитанника;
- дата составления;
- инициалы воспитателя, предоставляющего такую информацию.
Примечание! В характеристике в обязательном порядке должны поставить свою подпись родители, которые таким образом подтверждают, что не имеют претензий к воспитателю и согласны с предоставленной информацией.
Если ребенок имеет какие-либо отклонения и занимается в специальных группах, необходимо указать информацию по состоянию ребенка на момент составления характеристики.
А также указать сравнительные сведения состояния ребенка на момент поступления в дошкольное заведение и на момент составления документа.
Характеристика для соцзащиты на дошкольника
9.У Алисии в соответствии с ее возрастом (4 года), развито внимание, слуховая и зрительная память, воображение. Достаточно хорошо развито наглядно-образное и элементы логического мышления. Ребенок отличается хорошим развитием речи, словарным запасом. В игровой деятельности проявляет активность, чаще всего является инициатором игр и распределением ролей. В игровой, учебной, элементах трудовой деятельности: старательна, собрана, уверенна в себе. Хорошо запоминает песенки, сказки и стихи. Любит слушать музыку, рисовать, общаться с детьми.
Рекомендуем прочесть: Можно ли материнский капитал использовать если ребенку нет 3 лет
5. Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.
Методические рекомендации по составлению характеристики
При составлении характеристики необходимо как можно полнее указать сведения о воспитаннике. Этот документ будет основанием для дальнейшей работы с ребенком специалистов. Неполная информация может во многом снизить положительные качества.
Для составления документа можно воспользоваться следующими рекомендациями:
- Социальная информация о несовершеннолетнем. В данном пункте следует осветить все сведения о семье ребенка. По возможности указать отношения в семье. В случае если имеются заболевания среди родственников, которые могут нести генетическую предрасположенность, такой вид сведений также указывается. Материальная оценка семьи, в которой проживает воспитанник.
- Особенности педагогической оценки воспитанника. В данном пункте указывается информация на освоение воспитанником всех основ бытовых действий. Указывается предрасположенность и навыки несовершеннолетнего в каком-либо определенном направлении. Степень восприятия информации, которая поступает воспитаннику в период проведения занятий. Усидчивость и умение слушать воспитателя.
- Игровая деятельность воспитанника также имеет роль при составлении документа, так как ребенок особенно в первые годы жизни большинство своих эмоция проявляет в игровой форме. В данном пункте следует описать, как ребенок проявляет себя в логических играх. Насколько дружелюбно может проявляться себя в групповых играх. Стремление воспитанника проявлять лидирующие способности.
Советы специалистов для составления полной характеристики на воспитанника:
- провести наблюдение за воспитанником в естественной среде его проживания;
- провести тестирования в различных сферах деятельности, что позволит выявить предрасположенность к определенному занятию;
- не следует при составлении документа указывать сведения без основательных причин. В таком виде документа не могут быть использованы предположения воспитателей;
- с помощью общения с родителями и близкими воспитанника узнать, кто является приоритетом для ребенка;
- с помощью психологических тестов и проведения бесед выявить состояние атмосферы в семейном кругу и как она сказывается на воспитаннике.
Для каждого учащего детского сада подбирается определенная методика, позволяющая изучить общее состояние ребенка.
Характеристика не может быть составлены только на простом наблюдении, для снижения вероятности отсутствия каких –либо важных сведений следует получить экспертную оценку нескольких специалистов и совместить ее в характеристике.
Правильно составленная характеристика служит дальнейшим основанием для наблюдения и работы с несовершеннолетним ребенком.
Примечание! Во многих ситуациях могут быть использованы общие шаблоны, с помощью которых воспитатели составляют документ. Однако такие действия считаются ошибочными и могут скрывать индивидуальные особенности ребенка и препятствовать дальнейшему развитию в определенных направлениях.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (Москва)+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург) Это быстро и бесплатно!
Форма заполнения
Характеристика заполняется в определенной последовательности, соответствуя общепринятому плану. Ориентироваться можно на информацию, приведенную в таблице:
№ | Раздел | Описание |
1 | Общая информация о воспитаннике | Имя, фамилия, отчество. Диагноз (если есть заболевания или пороки развития). День, месяц и год рождения. Дата начала учебы и предыдущее место обучения (при наличии). Место проживания. Если были длительные промежутки времени, когда ребенок не посещал занятия, то подробно указать причины. |
2 | Описание семьи | Имя, фамилия, отчество (мамы и папы). Место работы родителей. Прочие члены семьи. Кто больше занимается воспитанием малыша (забирает и приводит в детский сад)? Есть ли претензии к воспитанию ребенка родителями (недостаточно времени уделяют, вообще не занимаются)? |
3 | Здоровье воспитанника | Часто ли более ребенок? Хороший ли аппетит? Есть ли проблемы со сном? Описать хронические патологии (при их наличии). |
4 | Знания, умения и выработанные во время учебы навыки | Описание знаний: — Познания в математике: Может отличить понятие «один» от «много»? Умеет считать по порядку? Если да, то указать интервал. Способен ли сопоставить с соответствующей картинкой, названное преподавателем число? Сравнивает путем наложения картинок или знает состав? Умеет решать примеры в определенных пределах? Самостоятельно решает задачи, ориентируясь на приведенные примеры? — Знание цветов: Общие понятия. Указывает на нужные и группирует их? — Форма: Общее понятие. Группирует ли различные виды? Сможет ли по велению преподавателя соотнести предмет с геометрической фигурой? Величина: Общее понятие. Сможет определить вещи по размеру и сгруппировать их по убыванию (возрастанию)? Применяет в своем лексиконе слова, характеризующие понятие? — Ориентация во времени: Знает, что подразумевается под временем? Ориентируется ли? Сумеет назвать по порядку дни недели? Определяет значение день, месяц, год? Ориентация в пространстве: Понимает, что это такое и как в нем ориентироваться? Научился определять положение игрушек по отношению к себе? Описание речи: — Словарь: Хороший ли словарный запас? Если ограничен, то насколько и какими частями речи? Имеются слоговые дефекты при воспроизведении простых или многосложных слов? — Грамматический строй: Что знает ребенок о грамматике? Сумеет ли самостоятельно определить число и род приведенных педагогом слов и найти основные члены предложения? — Произношение: Описание отклонений при выговаривании слов: — во время роста нагрузки речь смазывается; — наблюдается пропуск, смещение, замена и искажение звуков при разговоре. Хорошо ли распознает слова воспитателя? — Речь: Соответствует возрастным критериям? Какие предложения использует во время разговора (простые, сложные)? Может отвечать на поставленные вопросы? В какой мере? Умеет создавать свои собственные предложения по примеру воспитателя? — Умения, характеризующие степень усвоения грамоты: Способен ли полноценно находить части речи в предложении и выполнять звуковой анализ? Сумеет найти слова, которые загадал воспитатель по названным звукам? Сможет читать отдельные слоги? |
5 | Особенности моторики | Описать особенности общей моторики. Если есть отклонения в темпе или ритме движений, то указать какие именно. Охарактеризовать ручную моторику воспитанника: — объем движений; — темп движений; — недостаточность моторики (если есть); — точность или неточность координации движений. Указать в характеристике ведущую рука ребенка. |
6 | Описания деятельности | Описать навыки самообслуживания: — Умеет самостоятельно ходить в туалет? — Насколько хорошо соблюдает гигиену? — Способен ли одеться, обуться (завязать шнурки) и причесаться? — Сумеет поесть? — Научен ли пользоваться столовыми приборами? — Убирает за собой (раскладывает игрушки и книжки по местам, заправляет постель)? Поведать об игровом процессе: — Какие игры нравятся и как много времени им уделяется? — Нравится ли играть определенные роли? — Доводит ли до конца? — Любит следовать правилам? — Как относиться к своим сверстникам в ходе? — Проявляет ли воображение и сообразительность во время процесса? — Насколько хорошо решает конфликтные ситуации? — Использует ли свой опыт, полученный в предыдущих играх? — Может нарушить игру других детей? Оценить творчество: — Правильно ли складывает предметы (матрешку, пирамидку, фигурки)? — Составляет из спичек и прочего материала определенные цифры или фигуры? — Способен ли рисовать? Оценить сложность рисунков. — Умеет лепить из глины, пластилина и прочих материалов? — Может срисовать предмет с образца? Рассказать об отношение к обучению: — Как ведет себя на занятиях? — Мешает ли своим сверстникам и преподавателю? — Как быстро истощается (устает)? — Каков темп работы (быстрый, медленный, хаотичный)? — Способен ли принимать помощь посторонних? Если да, то какую именно (словесную, практичную, обучающую)? — Насколько хорошо преодолевает трудности во время обучения? бросает начатое сразу; не опускает руки до последнего; подсматривает, как делают другие; нервничает; идет за помощью к педагогу или сверстникам; самостоятельно ищет выход из ситуации. |
7 | Личностные качества | Насколько адекватны реакции на окружающую действительность? Активен или пассивен при выполнении определенных действий? Проявляет инициативу (в играх, на учебе)? Насколько уступчив, капризен, плаксив, навязчив или застенчив ребенок? Часто ли проявляет излишнюю раздражительность и агрессивность по отношению к воспитателям или сверстникам? Обманывает своих педагогов? Есть ли в стремление приходить на помощь, говорить правду и защищать других? Хорошо переносит критику? |
8 | Описание нюансов связанных с эмоционально-волевой сферой | Охарактеризовать преобладающее настроение воспитанника: — эмоционально подавленный; — излишне агрессивный; — мрачный; — замкнутый; — озлобленный; — доброжелательный; — спокойный; — пассивный; — легковозбудимый; — постоянно боится потерпеть неудачу; — стеснительный; — пассивный при общении; — неинициативный; — уступчивый; — плаксивый; — капризный; — сразу отказывается от предложений; — склонен к проявлению гнева; — оживляется при выполнении ответственных задач; — проявляет смелость, решительность и настойчивость во время занятий. — легко внушаемый. |
9 | Динамика развития | Ориентируясь на приведенную характеристику, подробно описать насколько быстро развивается ребенок. Желательно упомянуть сильные личностные качества и учебные навыки. |
10 | Рекомендации | Привести рекомендации по коррекции имеющихся отклонений. Важно услышать мнение воспитателя, директора дошкольного образовательного учреждения и учителя–дефектолога. |