Особенности приема на работу бывших муниципальных служащих


СУТЬ ВОПРОСА

Статья 64.1 ТК РФ обязывает работодателя в течение 10 дней сообщить о заключении трудового договора с лицами, ранее состоявшими на государственной или муниципальной службе, по их последнему месту работы или службы. Однако делать это нужно, если должность, которую замещал бывший госслужащий, включена в особый список, а с момента его увольнения не прошло два года.

Аналогичное требование содержит п. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ). При этом требования Трудового кодекса РФ расширяются: уведомлять надо и о заключении гражданско-правовых договоров, если выплаты по ним превышают 100 000 руб. в месяц[1].

Обратите внимание, что ни срок трудового договора, ни размер ежемесячной заработной платы в данном случае значения не имеют[2]. Не оговаривается даже, идет ли речь об основной работе или о работе по совместительству. Формально, даже если организация принимает такого работника на один час в месяц с оплатой 1000 руб., нужно сообщать о факте заключения трудового договора. В отношении же гражданско-правовых договоров действует условие о минимальном пороге оплаты. Это выглядит несколько странно.

Законодатель, устанавливая данные требования, по сути возложил на работодателя контрольную функцию за бывшими служащими. Ведь эти требования дублируют требования о получении бывшим служащим в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов разрешения на работу1.

Нюансы

Существует ряд моментов, которые необходимо учитывать при найме сотрудника на работу. Так, уведомление отправляется, если:

  • было произведено заключение официального трудового договора;
  • оклад на новом рабочем месте превышает 100 тысяч рублей;
  • трудоустройство осуществляется в течение 2-х лет с момента ухода из госструктур. Если срок более 2-х лет, то составление уведомления не требуется.

Стоит учесть, что бывший госслужащий может быть принят на работу в учреждения, с которыми контактировал во время исполнения своих служебных обязанностей, но для этого требуется разрешение специальной комиссии.

Ее цель – предотвращение коррупционных действий. Еще одним условием для принятия в такую организацию, является сумма оклада, она не должна превышать 100 000 рублей. Если сумма будет больше, то дело рассматривается с помощью комиссии.

Для муниципального служащего

Если новый работник ранее занимал должность муниципального служащего, то на него распространяются те же правила, что и при приеме на работу госслужащего. В такой ситуации отправление уведомления на бывшее место работы строго обязательно.

Совместительство

Человек, занимающий место на муниципальной или государственной должности, не может быть дополнительно трудоустроен. Данное правило предотвращает вероятность злоупотребления полномочиями со стороны госслужащего.

Также стоит учесть, что:

  • на законодательном уровне запрещено получение прибыли из иных источников;
  • люди, находящиеся на госслужбе или приравненной к ней, не могут пойти работать по совместительству в другую организацию;
  • все граждане, занимающие госдолжности, обязаны предоставлять полную информацию о доходах и источниках их получения. Данная информация подлежит тщательной проверки, что позволяет избежать сокрытия.

Руководителя, принявшие на работу такого человека, могут по своему усмотрению решать вопрос об отправлении уведомления. Данное требование вступает в силу только, если найм осуществляется после увольнения с занимаемой ранее должности.

Гражданско-правовой договор

Заключение не трудового, а договора ГПХ не снимает с руководителя обязательства по отправке оповещения.

Однако, при таком виде договора оповещение отправляется только при соблюдении определенных условий:

стоимость работ или услуг по одному или нескольким договорамбудет превышать 100 тысяч рублей
стоимость проводимых работ или услуг по заколоченному договорупревышает 100 тысяч рублей, но срок действия договора не превышает 1 месяца

В таких ситуациях отправка уведомления строго обязательна. В остальных случаях отправка оповещения прежнему руководителю не требуется.

Каждый работодатель обязан тщательно следить за людьми, которые будут приняты на работу в его организацию. Особенно, если в роле кандидата выступает бывший госслужащий.

В такой ситуации при заключении официального договора необходимо отправить уведомление на прежнее место работы. При несоблюдении установленных на законодательном уровне норм, руководитель будет привлечен к ответственности.

О КОМ УВЕДОМЛЯЕМ?

Контролировать нужно далеко не всех бывших служащих. Чтобы человека зачислили в эту особую категорию, должны совпасть два фактора1:

1. Отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления вашей организацией входили в должностные (служебные) обязанности принимаемого бывшего государственного или муниципального служащего.

2. Должность государственной или муниципальной службы включена в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Впрочем, на практике наличие первого фактора игнорируется. Например, Минтруд России в своих разъяснениях[3] упоминает о наличии обоих факторов, но считает, что включение должности в утвержденный список автоматически означает, что у лица были полномочия по осуществлению «отдельных функций управления организацией».

Соответственно, организации лучше руководствоваться четким критерием: есть должность в списке — сообщаем, нет — можно и промолчать.

Перечень должностей

Перечень должностей, на которые распространяются ограничения, утвержден Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”». Причем сделано это отсылкой к другому типу списков. Речь идет о должностях федеральной государственной службы, включенных в разделы I, II и III перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Данные перечни, в свою очередь, утверждены Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (в ред. от 25.01.2017). В частности, в них входят такие должности, как следователь Следственного комитета РФ, прокуроры субъектов Российской Федерации и иных специализированных прокуратур и др.

Впрочем, и здесь есть нюанс. Он виден уже из наименования раздела III перечня: «Другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками». Наименования должностей определены там очень условно. В этот раздел включаются все должности гражданской, военной и государственной службы, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает, например, функции представителя власти или осуществление контрольных и надзорных мероприятий. Туда же входят все должности, подразумевающие управление государственным имуществом или хранение и распределение материально-технических ресурсов.

Например, трудоустройство бывшего оперативного шофера 3 класса в звании прапорщика в УФСКН России по Владимирской области на должность монтажника кабельных и оптических сетей обернулось для организации длительными судебными тяжбами (Постановление Верховного Суда РФ от 13.12.2016 № 86-АД16-4).

Поэтому организации при приеме на работу бывшего служащего лучше немного перестараться, чем подпасть под санкции.

Должности, в отношении которых действуют правила

Не все госслужащие имеют доступ к государственной тайне. Следовательно, ограничения действуют в отношении не всех соискателей. Перечень госслужащих оговорен в Указе Президента от 18.05.2009 №557. Рассмотрим его:

  • Руководство, представляющее исполнительную власть.
  • Военное руководство.
  • Административно-хозяйственные работники.
  • Сотрудники, занятые на организационно-распорядительной, контрольной работе.
  • Распорядители бюджетных средств.
  • Распорядители имущества.
  • Лица, занятые выдачей лицензии.
  • Распределители технических объектов.

Все эти госслужащие должны соблюдать установленные ограничения.

Особое положение госслужащих

Как уже было сказано, особые права и обязанности для бывших сотрудников органов государственной власти и служащих муниципалитетов предусмотрены законодательством по двум основным причинам — это:

  1. Пресечение коррупционной деятельности и возможных злоупотреблений властью или связями в государственных структурах.
  2. Пресечение попыток разглашения государственных тайн или служебной информации с целью получения коммерческой или личной выгоды.

КОМУ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ НЕ НУЖНО?

Как неоднократно отмечалось судебными инстанциями[4], ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших госслужащих, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции[5] (далее — Конвенция).

Согласно подп. «e» п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать на разумный срок ограничения в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.

Анализ норм Конвенции и положений российского законодательства позволяет судебным органам делать вывод о том, что у работодателя (нанимателя) обязанность сообщать о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе. Для всех остальных организаций такое уведомление является обязательным.

Причем на практике к ответственности привлекаются не только коммерческие организации, но и государственные унитарные предприятия[6].

Порядок действий

При оформлении трудового договора обе стороны должны выполнить определенные действия.

Для работника

Работник обязан информировать работодателя о том, что ранее он занимал должность в государственных структурах и представить сведения о характере работы, поскольку в трудовой книжке обычно указан только стаж работы в том или ином госоргане.

Работник должен предоставить информацию непосредственно при подписании договора, чтобы работодатель смог выполнить свои обязанности в установленный законом срок.

Информировать можно как в устном, так и письменном виде. Если в трудовой по каким-либо причинам запись о работе отсутствует, то информацию лучше предоставлять в письменном виде.

КОГДА, КАК И КОГО УВЕДОМЛЯЕМ?

Работодатель обязан направить уведомление в течение 10 дней с момента заключения трудового или гражданско-правового договора[7].

Уведомление направляется по последнему месту службы в порядке, определенном Правилами сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации[8].

Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или иным лицом, подписавшим договор с работником. При наличии в организации печатей подпись работодателя подлежит заверению печатью организации или печатью кадровой службы (примеры 1, 2).

Что делать, если бывшее место службы нового работника реорганизовано или ликвидировано? Такое часто случается с государственными и муниципальными службами.

Законодатель не предложил решения для этого случая. Минтруд России, стремясь заполнить пробел, издал соответствующие разъяснения (письмо от 01.07.2016 № 18-2/В-421). По мнению ведомства, в период работы ликвидационной комиссии уведомление адресуется ей и направляется в упраздняемый государственный орган. Если ликвидация завершена, то уведомление направляется в орган-правопреемник.

А если функции распределены между разными органами? Минтруд России считает, что уведомление надо направлять в тот государственный орган, которому были переданы функции, на реализацию которых было направлено исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей. К сожалению, это далеко не всегда можно определить с легкостью. В этом случае рекомендуем направить несколько уведомлений, опять же исходя из того, что лучше немного перестараться, чем платить потом административный штраф.

Уведомление при трудоустройстве по совместительству

Обязанность уведомить о трудоустройстве бывшего госслужащего распространяется как на основное место работы, так и на работу по совместительству. В соответствии со ст. 60.1 ТК РФ совместительство представляет собой трудоустройство в свободное от выполнения основной работы время у того же (внутреннее) или у другого работодателя (внешнее совместительство).

Совместительство представляет собой самостоятельное место трудоустройства. Работая на нем, сотрудник может столкнуться с конфликтом интересов так же, как и в случае с основным местом работы. Поэтому для трудоустройства по совместительству нет каких-либо исключений из общих правил, и уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего направлять нужно.

Единственным исключением является внутреннее совместительство. Так как оно представляет собой трудоустройство у того же работодателя, направлять повторное уведомление о нем не нужно. Соответствующие разъяснения дал Верховный суд РФ в Постановлении Пленума от 28 ноября 2021 года № 46 (пункт 6).

Аналогичным образом решается вопрос об уведомлении при переводе сотрудника с одной должности на другую в той же организации. Поскольку смены работодателя не происходит, повторное уведомление направлять не надо.

Уведомление о работе бывшего государственного или муниципального служащего по совместительству оформляется по общим правилам без каких-либо особенностей. Однако в нем рекомендуется указать, что трудоустройство осуществлялось по совместительству.

Содержание уведомления

Единой формы для извещения нет, но есть общие требования к его содержанию.

В извещении в обязательном порядке должны присутствовать:

• фамилия, имя, отчество;

• число, месяц, год и место рождения;

• должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением (проставляется по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

• наименование организации — полное и сокращенное (при наличии). Рекомендуем указывать и такие основные реквизиты как ОГРН и ИНН организации.

При заключении трудового договора дополнительно указывается:

• дата и номер приказа (распоряжения) о приеме на работу;

• дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а если заключается срочный трудовой договор — срок его действия);

• наименование должности, а также структурное подразделение организации (при наличии);

• должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

При заключении гражданско-правового договора указываются:

• дата и номер гражданско-правового договора;

• срок гражданско-правового договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг));

• предмет гражданско-правового договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата);

• стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору.

Информация, предоставляемая бывшему работодателю сотрудника

В течение 10 дней после заключения договора с сотрудником необходимо направить письмо с информацией о трудоустройстве. Перечень сведений, обязательных к представлению, содержится в Постановлении Правительства РФ от 21.01. 2015 № 29.

СведенияПодробная информация
Личные данные работникаУказывают фамилию, имя, отчество, дату и место рождения
Должность, замещаемая бывшим служащим по месту трудоустройстваИспользуется информация, имеющаяся в трудовой книжке
Сведения об организации или ИПУказывают полное и сокращенное название, закрепленные в учредительных документах предприятия
Информация о трудовом договоре с работникомОтражают полные сведения о дате, номере, виде, периоде действия
Сведения о приказеУказывают дату, номер и основание приказа о приеме сотрудника
Данные о предоставленной должностиПредставляется информация о должности и вмененных лицу обязанностях

При заключении договора ГПХ предусмотрено представление сведений:

  • Дата, номер договора.
  • Период исполнения работ.
  • Предмет договора.
  • Стоимость по договору.

Работодатель, заключивший договор ГПХ, может не знать о наличии в трудовом стаже должности госслужащего. При заключении ГПХ трудовая книжка не предоставляется. Работник должен проявить инициативу по информированию работодателя. В случае отсутствия сведений работодатель освобождается от ответственности.

ЧТО ГРОЗИТ И КТО ОТВЕЧАЕТ?

Работодатель рискует

Ответственность за не уведомление о трудоустройстве бывшего чиновника достаточно жесткая.

В соответствии со ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ, влечет наложение административного штрафа:

• на граждан в размере от 2000 до 4000 руб.;

• на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 руб.;

• на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.

Вы уверены, что новый работник не был госслужащим?

Для того чтобы работодатель считался уведомленным о предыдущей службе работника, последнему достаточно представить свою трудовую книжку[9].

То есть работодатель может избежать административной ответственности, если докажет, что работник скрыл от него информацию о своей бывшей службе. Сделать это можно только в том случае, если трудовая книжка не была представлена работником либо в ней отсутствуют соответствующие записи.

Вместе с тем, любой работник кадровой службы отлично знает, что записи в трудовой книжке могут вообще не содержать никакой информации о должностях, в которых работал бывший служащий. В этом случае у работодателя также есть вероятность избежать ответственности.

Если в трудовой книжке есть специфические записи или ее нет вообще, можно предложить работнику составить расписку в свободной форме о том, что он в течение последних двух лет не состоял в должностях, подразумевающих особый коррупционный контроль (пример 3).

О каких госслужащих можно не сообщать

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017г. №46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, в частности, что антикоррупционное законодательство, а именно требования ст. 12 Закона № 273-ФЗ новый работодатель бывшего госслужащего обязан выполнять независимо от суммы месячного вознаграждения, назначенного этому госслужащему.

Если должность бывшего государственного служащего на момент заключения с ним трудового договора отсутствует в перечне, утвержденном указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, то сообщение можно не отправлять.

При переводе работника на другую должность или приеме его в порядке внутреннего совместительства в рамках одной и той же компании направлять сообщение по месту прежней госслужбы работника также не требуется.

При заключении договора ГПХ с бывшим госслужащим, сообщение по месту его прежней службы направляется только в случае, когда стоимость работ (услуг) превышает 100 000 рублей.

Ответственность бывшего госслужащего

Сам бывший госслужащий обязан как получить у государства разрешение на трудоустройство1, так и сообщить новому работодателю о своем предыдущем месте службы[10]. Однако к такому работнику законодатель на удивление лоялен.

Несоблюдение обязательства об уведомлении работодателя (нанимателя) после увольнения с государственной или муниципальной службы влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)[11].

Трудовой договор в этом случае прекращается по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с нарушением установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы[12]. Поскольку правила нарушены по вине работника, работодатель не обязан предлагать ему другую работу и выплачивать выходное пособие.

Вообще не установлена ответственность для служащего за нарушение требований о получении согласия в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Проблемы у него могут возникнуть только при попытке снова устроиться на госслужбу, если будет выявлен факт нарушения[13].

Работник не сообщил о своем опыте государственной службы

Соискатель может оказаться забывчивым или намеренно не сообщить об имеющихся в его послужном списке государственных должностях. Работодателю стоит быть внимательнее к записям в трудовых книжках потенциальных работников.

Порядок приема на госслужбу, ее прохождения, а так же увольнения госслужащих регулирует закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Соответственно, если в качестве основания для внесения записи в гр. 4 трудовой книжки есть ссылка на этот закон, то это должно привлечь внимание кадровика. Проверить записи нужно за последние два года.

Кроме того, забывчивость бывшего госслужащего оставит его без работы. Поскольку нарушение требований ст. 12 Закона № 273-ФЗ лицом, замещавшим государственные должности, приводят к расторжению трудового договора с ним (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение в этом случае производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие ему не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

Что дальше

После представления уведомления специально созданная в госоргане кадровая комиссия по противодействию коррупции рассмотрит, может ли госслужащий быть трудоустроен на новом месте без риска коррупции. О результатах проверки сведений комиссия при необходимости сообщает в правоохранительные органы.

Мы надеемся, что эта статья была вам полезна. Приведенные выше материалы носят ознакомительный характер и не заменяют юридическую консультацию. Посоветуйтесь с юристом при возникновении вопросов.

МОИ ПРАВА: КАК ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА

Прием на работу бывшего государственного и муниципального служащего по трудовому договору имеет свои особенности:
Трудовое законодательство об особенностях приема на работу бывшего государственного и муниципального служащего

Нормы трудового права:

  • Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 28.12.2017);
  • Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (ред. от 28.09.2017);
  • Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;
  • Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации» (ред. от 09.08.2016);
  • Статья 84 «Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора» Трудового кодекса РФ (ред. от 05.02.2018).

Прием на работу бывшего государственного и муниципального служащего (госслужащего) по трудовому договору

Прием на работу бывшего государственного и муниципального служащего по трудовому договору имеет свои особенности. При устройстве на новую работу такой работник ОБЯЗАН сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Это правило касается не всех государственных и муниципальных служащих, а только тех, кто отвечает двум условиям:

  • с момента увольнения со службы прошло менее 2-х лет;
  • должность служащего включена в специальные перечни.

часть 2 статьи 12 «Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора» Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Так, для федеральных государственных служащих:

  • указанный перечень должностей утвержден Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557.

Для государственных служащих субъектов РФ и муниципальных служащих:

  • соответствующие перечни разрабатывают и утверждают органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления.

Такой порядок следует из положений и пунктов 1, 4 Указа Президента РФ от 21 июля 2010 г. № 925.

С соответствующими перечнями должностей государственной или муниципальной службы можно ознакомиться:

  • на официальных сайтах органов федеральной или региональной государственной власти, а также органов местного самоуправления, в которых работник ранее проходил службу;
  • информацию о включении той или иной должности в перечни работодатель может также получить по запросу в федеральных или региональных органах власти или местного самоуправления, в которых новый работник ранее проходил службу.

Это важно, потому что о заключении трудового договора с таким работником работодатель должен сообщить по последнему месту службы:

  • направлять уведомление работодатель должен, даже если после увольнения с госслужбы работник успел поработать в нескольких компаниях.

Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 28 ноября 2021 г. № 46.

Другие правила действуют, если работодатель заключает с таким сотрудником гражданско-правовой договор.

Работодатель должен направить уведомление, если одновременно выполняются три условия:

  • с момента увольнения работника со службы прошло менее 2-х лет;
  • должность бывшего служащего включена в специальные перечни;
  • стоимость услуг по заключенному гражданско-правового договора составляет более 100 000 руб. в месяц.

часть 4 статьи 12 «Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора» Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Устройство на новую работу бывшего государственного и муниципального служащего в государственные и муниципальные учреждения

Если бывший служащий устроился на работу или заключил договор оказания услуг с государственным либо муниципальным учреждением:

  • то сообщать о заключении с ним трудового договора, либо договора оказания услуг с данным учреждением не нужно,
  • поскольку трудоустройство бывшего служащего в такие учреждения не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью.

Порядок направления работодателем сообщения о заключении трудового или гражданско-правового договора с бывшим государственным и муниципальным служащим

Направить сообщение о заключении трудового или гражданско-правового договора с бывшим служащим:

  • работодатель должен в течение 10 календарных дней;
  • срок отсчитывается со дня, который следует за днем заключения трудового договора;
  • если последний день срока выпадает на выходной или праздник, то направить уведомление можно в следующий рабочий день;
  • сообщение составляется в произвольной форме с учетом требований из Правил, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 29.

В соответствии с этими Правилами сообщение должно быть:

  • оформлено на бланке организации;
  • подписано руководителем либо другим уполномоченным сотрудником с правом подписи трудовых договоров со стороны работодателя;
  • заверено печатью организации или кадровой службы, если в организации применяют печати.

В самом сообщении необходимо указать:

  • фамилию, имя, отчество сотрудника, в том числе прежние данные, если они менялись;
  • число, месяц, год и место рождения сотрудника;
  • должность, которую сотрудник замещал непосредственно перед увольнением с государственной и муниципальной службы, согласно сведениям из трудовой книжки;
  • полное и сокращенное наименование организации-работодателя.

В зависимости от вида договора, который заключен с бывшим служащим (трудовой договор или гражданско-правовой договор), в сообщении необходимо указать еще ряд данных.

При заключении трудового договора необходимо отразить:

  • дату и номер приказа о приеме на работу;
  • дату заключения трудового договора и срок, на который он заключен, дату начала работы, а также срок действия договора;
  • наименование должности работника в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение при наличии;
  • должностные обязанности и основные направления поручаемой работы.

При заключении гражданско-правового договора необходимо указать:

  • дату и номер договора;
  • срок договора, сроки начала и окончания выполнения работ или оказания услуг;
  • предмет договора с кратким описанием работы или услуги, а также ее результата;
  • стоимость работ или услуг по договору.

пункты 3–7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 29.

Сообщать о приеме бывших муниципальных и государственных служащих нужно, даже если новая деятельность сотрудника не связана с должностными обязанностями, которые он выполнял по месту службы. То есть характер предстоящей работы никакого значения не имеет, важен сам факт заключения трудового или гражданско-правового договора с бывшим служащим.

Основание увольнения со службы также никак не влияет на обязательность уведомления, если соблюдены все остальные условия.

Если ведомство, в котором работал бывший служащий, ликвидировано:

  • то уведомление необходимо направить правопреемнику.

Ответственность работодателя за не уведомление о приеме на работу бывшего государственного и муниципального служащего или о заключении с ним гражданско-правового договора

За не уведомление о приеме на работу бывшего государственного и муниципального служащего или о заключении с ним гражданско-правового договора предусмотрена административная ответственность/

часть 5 статьи 12 «Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора» Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; статья 19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего» Кодекса РФ об административных правонарушениях (с изм. и доп. от 14.05.2018)

Привлекают к ответственности за не уведомление о приеме на работу бывшего государственного служащего:

  • как правило, руководителя организации как должностное лицо;
  • привлечь к ответственности другого сотрудника, например специалиста кадровой службы, могут, только если обязанность по соблюдению законодательства о противодействии коррупции прямо предусмотрена в его трудовом договоре или должностной инструкции.

Ответственность по статье 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях может наступить:

  • и в случае уведомления о приеме на работу бывшего служащего с опозданием;
  • однако суды могут назначить организации штраф в сумме меньше минимального размера, если 10-дневный срок нарушен всего на 1–2 дня;
  • при этом должностным лицам назначить штраф меньше минимального размера не могут.

ч. 2.2 статьи 4.1 «Общие правила назначения административного наказания» Кодекса РФ об административных правонарушениях

Общий срок давности для привлечения к ответственности за нарушения в части уведомления о приеме на работу бывших госслужащих:

  • составляет 6 лет.

ч. 1 статьи 4.5 «Давность привлечения к административной ответственности» Кодекса РФ об административных правонарушениях

Если при приеме на работу работодатель не знал о том, что новый сотрудник – бывший госслужащий и не отправил уведомление в срок:

  • то организацию могут освободить от административной ответственности;
  • такая ситуация возможна, если бывший госслужащий не предоставил трудовую книжку при приеме на работу и не сообщил о своем статусе;
  • в таком случае вина работодателя в том, что он не направил уведомление по последнему месту работы бывшего госслужащего, отсутствует.

В какой форме бывший государственный и муниципальный служащий обязан сообщить новому работодателю или заказчику в рамках гражданско-правового договора о своем последнем месте службы

Такое уведомление возможно в любой форме – как устной, так и письменной. На законодательном уровне не прописан конкретный порядок, по которому бывший государственный или муниципальный служащий должен сообщить новому работодателю или заказчику о своей предыдущей деятельности.

ч. 2–4 статьи 12 «Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора» Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Вместе с тем, уведомление работодателя в интересах самого работника:

  • если при заключении трудового или гражданско-правового договора с организацией бывший служащий не сообщит сведения о последнем месте своей службы, то договор с ним подлежит прекращению;

ч. 3 статьи 12 «Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора» Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

  • при этом расторгнуть трудовой договор можно будет на основании пункта 11 части 1 статьи 77 «Общие основания прекращения трудового договора» Трудового кодекса в связи с нарушением установленных законодательством правил его заключения.

статья 84 «Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора» Трудового кодекса

Нужно ли уведомлять о приеме на работу бывшего государственного и муниципального служащего, если его уволили по сокращению или соглашению сторон

Если с момента увольнения прошло менее 2-х лет и должность служащего включена в специальные перечни, то уведомлять о приеме на работу бывшего государственного и муниципального служащего, даже если его уволили по сокращению или соглашению сторон, НУЖНО.

При приеме на работу бывшего государственного и муниципального служащего работодатель должен:

  • сообщать об этом по последнему месту его работы в том случае, если выполняются необходимые условия для такого уведомления;
  • такие правила, как уже говорилось, установлены в части 4 статьи 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ;
  • при этом, на каком основании был уволен со службы государственный и муниципальный служащий (по сокращению, по соглашению, по собственному желанию и т. п.), значения не имеет (статья 64.1 Трудового кодекса, ч. 2 статьи 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ).

Таким образом, о приеме на работу бывшего государственного и муниципального служащего работодатель должен сообщать по последнему месту его работы, если выполняются необходимые условия для такого уведомления. При этом не важно, по какому основанию он был уволен со службы.

Кого уведомлять о заключении трудового или гражданско-правового договора с бывшим государственным и муниципальным служащим, если государственный орган, в котором он работал, ликвидирован

При заключении трудового или гражданско-правового договора с бывшим государственным и муниципальным служащим работодатель в ряде случаев обязан сообщать об этом по последнему месту службы (ч. 4 статьи 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ).

Если последнее место службы находится в стадии ликвидации и ликвидационная комиссия еще работает:

  • то уведомление о заключении договора с бывшим служащим можно направить в упраздняемый госорган по месту нахождения комиссии.

Если ликвидационная комиссия завершила работу:

  • то уведомление можно направить в госорган, который стал правопреемником упраздненного.

Возможна ситуация, когда функции ликвидированного госоргана распределены между несколькими правопреемниками:

  • тогда уведомление необходимо направить в то ведомство, куда передали функции по должности, которую замещал бывший служащий.

Письмо Минтруда России от 01.07.2016 № 18-2/В-421 «О заключении с бывшим госслужащим трудового или гражданско-правового договора, если государственный орган, в котором он замещал должность, упразднен»

Нужно ли уведомлять представителя нанимателя о приеме на работу госслужащего, если он будет работать по совместительству. Основное место работы – госслужба

Уведомлять представителя нанимателя о приеме на работу госслужащего, если он будет работать по совместительству, а основное место работы – госслужба, НЕ НУЖНО:

  • госслужащий вправе выполнять другую оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов;
  • при этом работа по совместительству не требует получения согласия представителя нанимателя по основному месту службы;
  • кроме того, работодатель не вправе отказать госслужащему в работе по совместительству.

Однако госслужащий должен уведомить представителя нанимателя по основному месту службы о своем намерении работать по совместительству.

пункт 2 статьи 14 «Основные права гражданского служащего» Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017)

Единая форма уведомления о намерении госслужащего работать по совместительству не утверждена, однако некоторые государственные органы утвердили свою форму уведомления.

При приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего работодатель должен сообщать об этом по последнему месту его работы в том случае, если:

  • выполняются необходимые условия для такого уведомления (часть 4 статьи 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ);
  • однако это правило действует только в том случае, если служащий уже уволен со службы.

Таким образом, сообщать работодателю по основному месту службы о приеме госслужащего по совместительству не нужно.

Нужно ли уведомлять о приеме на работу бывшего госслужащего, если он будет работать по совместительству, а основное место работы – не госслужба

Уведомлять о приеме на работу бывшего госслужащего, если он будет работать по совместительству, а основное место работы – не госслужба, НУЖНО, если:

  • с момента увольнения прошло менее 2-х лет и
  • должность служащего включена в специальные перечни.

При приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего работодатель должен сообщать об этом по последнему месту его работы в том случае, если:

  • выполняются необходимые условия для такого уведомления (часть 4 статьи 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ);
  • при этом то, что бывшего госслужащего принимают по совместительству, значения не имеет;
  • сообщать по последнему месту службы бывшего госслужащего нужно как в случае приема по основному месту работы, так и по совместительству.

Таким образом, о приеме на работу по совместительству бывшего государственного или муниципального служащего нужно сообщать по последнему месту его службы, если выполняются необходимые условия для такого уведомления.

Прием бывшего государственного или муниципального служащего по согласованию со специальной комиссией

В некоторых случаях бывший государственный или муниципальный служащий может работать в новой организации на основании трудового или гражданско-правового договора только при наличии согласия специальной комиссии.

Это правило действует, если:

  • отдельные функции по государственному управлению новой организацией раньше входили в служебные обязанности бывшего служащего;
  • с момента увольнения со службы прошло менее двух лет;
  • должность бывшего служащего включена в специальные перечни;
  • стоимость услуг по договору составляет более 100 000 руб. – если речь идет о заключении гражданско-правового договора.

часть 1 статьи 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ

Комиссия рассматривает обращение бывшего служащего о даче указанного согласия:

  • в течение 7 календарных дней со дня его поступления;
  • о принятом решении комиссия уведомляет бывшего служащего и иных заинтересованных лиц в письменной форме в виде копии или выписки из протокола – в течение одного рабочего дня и в устной форме – в течение 3-х рабочих дней.

часть 1.1 статьи 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ

В настоящее время порядок формирования и деятельности специальной комиссии:

  • установлен для служащих федерального уровня в Положении, которое утверждено Указом Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821;
  • правила функционирования соответствующих комиссий для региональных госслужащих и служащих органов местного самоуправления утверждают нормативными актами регионального и местного уровня (п. 8 Указа Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821).

За заключение трудового или гражданско-правового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим без согласования специальной комиссии работодателя могут привлечь к административной ответственности.

Статья 19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего» Кодекса РФ об административных правонарушениях

При этом в законодательстве не установлена обязанность бывшего служащего предъявлять при трудоустройстве решение комиссии, а комиссия в общем случае не обязана направлять свое решение, помимо сотрудника, еще и его потенциальному работодателю.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

ПРИЕМ НА РАБОТУ. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

Порядок направления уведомления предшествующему нанимателю

Форма уведомления не установлена законодательством. Вероятно, предусмотрена возможность представления уведомления в устной форме, но доказать, что работодатель выполнил обязательства, будет сложно. Оптимальным вариантом направления сведений служит письменная форма. Для направления уведомления потребуется:

  1. Использовать фирменный бланк предприятия с необходимыми реквизитами.
  2. Подтвердить сведения подписью и печатью предприятия.
  3. Направить в адрес организации государственной или муниципальной структуры письмо с представителем либо почтой с обеспечением гарантированной доставки.
  4. Соблюсти десятидневный срок направления уведомления.

Работодатель должен иметь доказательства получения уведомления адресатом. При доставке представителем необходимо получить отметку о получении. Почтовое отправление потребуется сопроводить уведомлением о вручении.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: