Что проверяет инспекция по труду и какие штрафы грозят работодателю


Проверка организаций, эксплуатирующих транспорт

Сузив задачу, обратимся к положениям, которые касаются юрлиц, ИП, государственных (бюджетных), автономных и прочих компаний, использующих транспортные средства. Трудоинспекция проверит:

  • Штат сотрудников, отвечающих за техническое состояние ТС, за безопасность дорожного движения. Их квалификацию, в соответствии с требованиями законодательства (документы об аттестации, прохождение обучения, распоряжения руководства о назначении, об их обязательствах, инструкции, условия труда и отдыха, технику безопасности на рабочем месте, журналы проведения инструктажей и т. п.).
  • Организацию предрейсовых, послерейсовых медосмотров. Соответствует ли процедура медицинских осмотров требованиям законодательства (лицензирование медицинской деятельности, соответствие медработника требуемой квалификации, оборудование медкабинета, ведение журналов предрейсовых (послерейсовых) в соответствии с нормативами, установленными Минздравом РФ).

Путевые листы.

Соответствуют ли требованиям Приказа №152, все ли необходимые реквизиты имеет документ. Сверяют данные в табеле учета рабочего времени с фактическим (по записям в п/л). Оплачивается ли переработка, соответствует ли она требованиям законодательства РФ, входит ли время, затраченное на прохождение тех- медосмотра, в рабочее и т. п. Это далеко не полный список сферы проверки трудовой инспекции в отношении транспортных и нетранспортных организаций. Чтобы ориентироваться в том, что может заинтересовать проверяющих, надо изучить: Приложение к постановлению Минтруда №28 (12.05.03 г.); Приказ Минтранса №15 (20.08.04 г.); ФЗ №196; ФЗ №323; Приказ МЗ №835н; и связанные с ними нормативные документы.

Основания для проверки

Инспекция наделена полномочиями относительно проведения проверочных мероприятий. Это касается таких ситуаций:

  • если гражданин написал заявление о том, что руководство компании нарушило положения трудового законодательства;
  • когда написана жалоба о том, что нарушены права трудящихся, к примеру, имеет место задержка или невыплата заработка, проведены неверные начисления зарплаты, не выплачиваются пособий или не оплачивается работа сверхурочного типа.

Также нарушения могут быть связаны с тем, что руководство фирмы отказывается составлять соглашение, неправильное оформление трудового договора, что выражено в нарушении правомочий работника. В данном акте фактические условия трудовой деятельности могут не соответствовать положениям ТК РФ.

Широкий круг интересов Трудоинспекции

В сферу интересов трудовой инспекции входят нормативы не только, касающиеся труда, но и других надзорных органов. Нарушая требования Гостранснадзора, обязательно попутно не исполняются требования закона о труде. Безопасность людей, работающих с транспортом – источником повышенной опасности, входит в сферу интересов инспекторов по труду.

Межотраслевые правила охватывают обширную область интересов инспекции. Предусмотреть все невозможно, найти нарушение будет не трудно. Успокаивает одно: чаще всего наказание, если дело дойдет до разбирательства в суде, будет одно на все выявленные просчеты, но максимальное. Хотя не исключается штраф по совокупности нарушений (читайте ниже).

Еще материалы по теме

Дистанционный труд: действия по оформлению трудовых отношений и электронный документооборот

07.12.18

Зачем трудовая инспекция проверяет путевые листы?

Законом РФ предусмотрены нормы рабочего времени и отдыха сотрудников. Инспекторы уделяют этому вопросу особое внимание, так как, здесь всегда можно найти нарушения. Работа водителей не укладывается в нормы обычных служащих: от сих, до сих. График поездок необходимо организовать в соответствии с Приказом Министерства транспорта №15 (об особенностях режима работы водителей). Путевые листы проверяют на соответствие времени, засчитанное как рабочее, по табелю учета. Несовпадения с указанным временем, включая техническую подготовку ТС и период, затраченный на прохождение предрейсового медосмотра, считаются грубым нарушением.

Положение регламентирует правила учета и график работы водителя, с которым он должен ознакомиться. Режим работы по нормативам, разработанный в соответствии с Положением, должен выполняться как руководителями, так и подчиненными.

Инспекция сверяет рабочее время водителей по факту

В нормативе перечислены все периоды времени, которые должны учитываться, как рабочее, и соответственно, оплачиваться работодателем. О многочасовой переработке инспектора узнают до того, как приступят к проверке, опросив сначала водителей о графике поездок (не представляясь ревизорами).

Подобных периодов в Положении перечислено несколько и все они должны учитываться как рабочее время. Бухгалтеру надо проверить, совпадают ли данные путевого листа с табелем учета. Трудовая инспекция эти сведения не пропустит.

Срок проведения проверки

В законодательстве описывается срок, в течение которого сотрудники инспекции проводят проверочные мероприятия. Он равняется 20 дням. Стоит учесть, что из указанного правила есть некоторые исключения. Отнесены они к компаниям с небольшой численностью штата. В этом случае период проведения проверки составляет 50 часов. Если речь идет о микропредприятии, то срок равен 15 часам.

Важно учесть, что производства внеплановой выездной проверки указанные исключения не касаются. Для ее производства, вне зависимости от компании, применяется общий срок, не превышающий 20 дней. Учитываются только рабочие дни.

Если у организации есть филиалы, то период производства проверки определяется для каждого подразделения отдельно. Однако, общая продолжительность проверки не может быть более 60 дней. При возникновении необходимости можно продлить указанный промежуток времени, но не более 20 дней. Для предприятий с небольшой численностью – не более 15 часов.

Период проведения внеплановой и документарной проверки не может продляться.

Отметка механика в путевом листе

На основании того же Положения проверяется отметка контроля технического состояния транспортного средства перед выездом из гаража (стоянки). Согласно Приказу №152 в путевом листе должна стоять подпись механика, штампик об исправности автомобиля, дата и время выезда на линию. Это обязательный реквизит документа, подтверждающий контроль за АТС, выезжающим на дорогу исправным.

Кроме отметки в п/л, подписи контролера и водителя должны стоять в журнале учета ТС, выезжающих в рейс. С водителем проводится инструктаж по БДД, лицом ответственным за это. Инспекция проверит квалификацию должностных лиц (документы о повышении квалификации), приказы (договора) и распоряжения руководства о назначении, обязанностях работников, которые несут ответственность за безопасность как на рабочем месте (гараж), так и на пути следования транспорта.

Штраф 115 тысяч за отсутствие предрейсового осмотра

В Саратове областным судом рассматривалось дело №21-62/2017. ООО привлекли к административной ответственности за отсутствие медосмотров сотрудников, в т. ч. и предрейсовых. В компании считали, не являясь транспортной организацией, они не обязаны выполнять требования по прохождению предрейсовых медосмотров. При том что использовали автомобили, находящиеся на балансе организации, в служебных и личных целях. Общество пыталось доказать, что они не должны нести административную ответственность по ст. 5.27.1 ч.3 КоАП, так как, Трудовая инспекция (подавшая на них в суд) не имеет права вменять нарушение об отсутствии предрейсовых осмотров. По мнению компании в компетенцию инспекторов (ГИТ) не входит этот вид нарушения, так как, не касается прав по труду. Судья не согласился с доводами Общества, и поддержал сторону Трудоинспекции.

Нарушения предъявленные ТИ:

1. Общество допустило сотрудника к исполнению обязанностей, не проведя инструктаж, обучение, аттестацию знаний согласно нормам по охране труда.

2. Медицинские осмотры (при приеме на работу, периодические, обязательные, предрейсовые) не проводились.

3. Отсутствовали документы об освидетельствовании сотрудников психиатром. Работники, выполняя обязанности водителей, не осматривались на наличие противопоказаний к управлению автотранспортом. Совершали не только личные, но и служебные поездки.

Судья выразил согласие со ст. 22 Трудового кодекса. Руководитель любого учреждения обязан соблюдать нормы и правовые акты, права и пункты трудового соглашения, привлекая сотрудников к исполнению служебных дел. В связи с этим назначено наказание в виде штрафа:

  • должностных лиц – от 15 до 25 тыс. р.;
  • ИП без образования юрлица – от 15 до 25 тыс. р.;
  • юрлиц – от 110 до 130 тыс. р. Обязанности работодателя, по этому делу, занимают много места. Приведем только статьи, которые нарушены в организации:
  • Статья 76; 212; 213; 225 ТК.
  • Статья 419 ТК (предусматривает в т. ч. уголовную ответственность).
  • Приказ МЗ №835н.
  • ФЗ №196; №323 и др.

Постановление, вынесенное инспектором по труду, полностью поддержано в судебном разбирательстве. Штраф на сумму 115 тыс. р. ООО придется выплатить.

Новости 2021 года в Трудовой политике

Плановые проверки, проводимые Трудовой инспекцией, с марта 2017 года претерпели изменения. Для некоторых организаций их возможность практически сведена к нулю, для других – периодичность аудита может участиться. Все будет зависеть от оценки риска деятельности организации. На сайтах прокуратуры и ТИ, в свободном доступе, находятся списки тех компаний, которые имеют наивысший и средний балл риска.

С перечнем может ознакомиться любой, и понять стоит ли в 2018 году беспокоиться о грядущей проверке Трудоинспекции. Как показывает судебная, практика чаще всего, привлекают к ответственности те организации, которые считают, что для них правила еще не написаны. Смотрите Саратовское дело. В связи с этим позаботьтесь:

1. Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей и работников, которые в этой роли исполняют служебные обязанности.

2. Чтобы в компании, эксплуатирующей ТС, имелся сотрудник, отвечающий за БДД и техническое состояние автомобиля (им может быть сам водитель). 3. О рисках: насколько путевые листы необходимы для ведения учета ГСМ. Удовлетворят ли они (или их отсутствие) налоговую инспекцию.

Рекомендуем обратить внимание (если нашли себя в списке на проверку) на Приказ МЗ №835н; МТ №141;ФЗ №152; №259; №402; №196; Постановление Правительства №291. Это касается всех компаний, которые имеют на балансе автомобили, а не только тех кто оказывает услуги по перевозке.

Плановые и внеплановые проверки: в чем разница?

Плановая проверка осуществляется на основании плана. Она носит регулярный характер и выполняется вне зависимости от того, имеются ли жалобы на компанию. Это комплексная процедура, в ходе которой проверяются все аспекты деятельности фирмы.

Проведение внеплановой проверки обычно имеет определенные основания: жалобы трудящихся, подозрение на противозаконные действия. Процедура выполняется вне зависимости от того, когда проводилось предыдущее плановое мероприятие.

Основания для плановой и внеплановой проверки

Основания для проведения проверки изложены в статье 360 ТК РФ. Внеплановое мероприятие осуществляется при следующих обстоятельствах:

  • Истек срок исполнения предписания об устранении правонарушения, выданного ранее.
  • В трудовую инспекцию поступили жалобы на работодателя от сотрудников.
  • Есть сведения о том, что работодатель нарушает нормы ТК РФ.
  • В трудовую инспекцию поступил запрос от трудящегося на предмет проверки условий труда в компании.
  • Выдан соответствующий приказ руководителя инспекции, изданный на основании запросов прокурора, поручения Правительства.

Плановая проверка осуществляется раз в 3 года. Основание ее проведения – истечение 36 месяцев с даты:

  • осуществления последнего планового мероприятия;
  • регистрации ИП или ЮЛ;
  • подачи ИП или ЮЛ уведомления о начале работы.

ВНИМАНИЕ! График плановых проверок заранее размещается на сайте генпрокуратуры.

Обязательно ли проходить медосмотр?

С организациями, имеющими большой парк ТС, все ясно и понятно. ФЗ №196 (ст. 20; п. 1) не оставляет сомнений – проходить медосмотр, перед выездом на линию, обязан каждый водитель. Вопрос возникает только у руководителей компаний, которые не оказывают транспортные услуги, а используют автомобили для служебных и личных целей. Трудовая инспекция и судьи относятся к этому по-разному.

Ситуация №1.

Сотрудник числится водителем. Как показывает судебная практика, предрейсовый медосмотр он должен проходить обязательно. ТИ и судьи в этом решении единодушны.

Ситуация №2.

Сотрудник не является водителем, но на служебном автомобиле совершает поездки в интересах работодателя. Некоторые суды, как и работодатель считают, что предоставление транспорта – это льгота, а не обязанность сотрудника.

Ситуация №3.

Сотрудник выполняет служебные поездки, исполняя свои обязанности. Он не числится водителем, но для работы ему предоставлено ТС. В этом случае руководство несет ответственность за БДД, и обязано организовать прохождение медосмотра перед сменой. Суды и ТИ смотрят на эту ситуацию однозначно.

Примечание:

Способы начисления суммы штрафа по регионам разнятся. Встречаются дела, где административное наказание налагается в зависимости от штата водителей. Например, их в компании 10 человек. За каждого, не прошедшего предрейсовый медосмотр, налагается минимальный штраф – 110 тыс. р. В сумме выйдет 1 млн. 100 тыс. р. В других судах налагается штраф только за отсутствие медосмотров (независимо от количества водителей) – от 110 до 130 тыс. на юридическое лицо.

Проверка выплаты зарплаты

Сотрудники трудовой инспекции проверяют моменты, связанные с начислением и выплатой оплаты труда. Законодательство говорит о том, что выплаты должны производиться не менее пары раз за месяц. В документации, которая применяется внутри компании, указывается информация относительно того, в какое время и где выдаются средства. Кроме того, важным моментом выступает то, чтобы величина заработка составляла не менее предельного значения по региону.

В ситуации, когда руководство компании выплачивает сотрудникам премии или делает надбавки, то требуется провести документальное оформление таких начислений. Гражданам, которые уволены из штата, должны быть выплачены конкретные суммы. Они определены законом.

Также проверке подлежат сведения, связанные с охраной трудовой деятельности. На руководство компании ложится обязанность относительно того, чтобы создать безопасные условия для исполнения лицом трудовых функций. Подтвердить данный факт можно при использовании инструкций или бумаг, указывающих на проведение соответствующих мероприятий. Указанная разновидность бумаг должна быть в компании, вне зависимости от того, сколько людей работает в ней и сколько людей трудоустроено.

Как избежать прохождения медосмотра?

Возможность избежать медосмотра есть – это Ситуация №2. В некоторых случаях, действительно, автомобиль предоставляется сотруднику, ни как средство исполнения обязанностей, а в качестве льготы (бонуса), чтобы не тратить время на общественный транспорт. Для этого необходимо обзавестись документами, по которым следует, что:

  • В обязанности работника не входит перевозка, доставка грузов, оказание услуг и пр.
  • Использование ТС не является обязанностью для данного лица.
  • Рабочее место сотрудника, по трудовому договору, не автомобиль.
  • В договоре об использовании ТС указывается, что оно предоставляется сотруднику для служебных и личных поездок, как льгота.

Если сможете представить доказательства, что дело обстоит именно так, списание ГСМ ведется на основании актов или иных первичных документов, то возможность (хотя и не 100%) пользоваться автомобилем без медосмотра существует. О чем свидетельствует судебная практика (особенно в центральных регионах РФ). О чем свидетельствует судебная практика (особенно в центральных регионах РФ). Если случится ДТП, готовьтесь к жесткой проверке надзорных органов. Так же стоит знать о проверке налоговых органов проведения предрейсовых осмотров.

Условия прекращения проверки ГИТ

Работодатель может по своей инициативе прекратить проверку. Для этого нужно направить в ГИТ заявление (п. 27 Регламента). Например, проверку следует прекратить, если в ходе её проведения и организации инспектором были допущены грубые нарушения.

К таким нарушениям можно отнести несоблюдение сроков уведомления. Если ГИТ сообщила о проверке менее, чем за три дня (п. 53 Регламента), то её результаты не будут действительны (ст. 20 Закона № 294-ФЗ). Если проверка с нарушением уже происходит, её следует прекратить.

Ещё одним весомым поводом для прекращения может быть анонимность обращения, которое послужило поводом для прихода комиссии. Если информация в обращении заведомо ложная, проверку также следует прекратить (п. 27 и 104 Регламента, ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Чем подтверждается пройденный медосмотр?

Кроме штампа медика в путевом листе, инспекторы могут запросить журнал предрейсовых осмотров который заполняется в кабинете предрейсовых осмотров , договор, лицензию на оказание услуг, акты выполненных и оплаченных работ. Тогда реальность прохождения водителями (сотрудниками) медицинского освидетельствования будет подтверждена.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]