Социальная геронтология_Милькаманович В.К. / +Тема 12 Соц. попеч

Любой человек должен иметь семью. Людей, которые всегда поддержат, вне зависимости от ситуации. Людей, которые не осудят за твои ошибки. Тех, кто всегда протянет руку в самых сложных ситуациях.

Зачастую не все происходит так, как задумано. Возникают противоестественные ситуации, по итогу которых дети остаются лицом к лицу с трудностями.

В подобных нестандартных ситуациях дети попадают под бдительное внимание учреждений, которые контролируют различные области общества, и переводятся в благоприятные условия. Иногда над такими несовершеннолетними устанавливают социальную опеку.

Органы опеки и попечительства – что это?

Органы опеки и попечительства (ООП) – это орган исполнительной власти, на который возложены функции защиты прав и интересов тех граждан, которые в силу своего возраста или установленной недееспособности не могут самостоятельно это сделать. ООП действует на территории всей Российской Федерации и подчиняется нормам законов, разработанных для регуляции данной сферы правоотношений.

В зависимости от величины населенного пункта в нем может находиться отдел ООП или отсутствовать. В небольших поселениях и городах функции опекунской службы на себя могут брать местные органы самоуправления.

Органы опеки находятся в постоянном контакте с иными государственными структурами. В своей деятельности они тесно взаимодействуют с организациями следующего типа:

  • Социальные.
  • Образовательные.
  • Медицинские.
  • Жилищные и иные.

Эти структуры выполняют некоторую часть функций ООП.

СОЦИАЛЬНОЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО НАД ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

Попечительство над пожилыми людьми — одно из основных направлений в социальной работе в целом. Попечительство понимается как правовая форма защиты личных и имущественных прав и интересов граждан. В общем случае попечительство устанавливается: 1) над несовершеннолетними в возрасте от 15 до 18 лет, оставшимися без родительского попечительства; 2) над совершеннолетними, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности; 3) над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами.

Формы попечительства весьма разнообразны. Главной же формой социального попечительства над пожилыми людьми, неспособными в полной мере (или вообще) осуществлять свои права и выполнять свои обязанности по состоянию здоровья, является функционирование системыдомов-интернатов.

На начало 1975 г. в РСФСР функционировало 878 домов для престарелых и инвалидов, в которых проживало более 200 тыс. человек. На начало 1991 г. в России было 877 домов-интернатов и в них проживало 261 тыс.человек. В настоящее время насчитывается 959 таких учреждений.

Число домов-интернатов хотя и медленно, но растет. Однако социальными работниками отмечено, что потребность в домах-интернатах общего пользования снизилась (в 1982 г. она составляла 54 места на 10 тыс. лиц пенсионного возраста, в 1990 г.— 30 мест). Это объясняется главным образом тем, что расширяется практика оказания помощи на дому нетрудоспособным гражданам. В настоящее время в дома-интернаты поступают в основном люди, полностью утратившие способность передвигаться и требующие за собой по-стоянного ухода.

По данным социологических исследований, наиболее распространенные причины, по которым пожилые люди оказываются в та-

ких учреждениях, это одиночество (48,8%), неудовлетворительное состояние здоровья (30%), конфликтная ситуация в семье и инициатива родственников (19%).

В домах-интернатах общего типа (т.е. для престарелых и инвалидов) проводится большая работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к новым для них условиям. Особенно она важна в первые дни пребывания в доме-интернате. Эта работа включает в себя информацию о вновь прибывших, о доме-интернате, об оказываемых услугах, расположении медицинских и других кабинетов и т.д. Изучаются особенности вновь прибывших, их привычки, интересы, установки. Такая работа, как показывает практика, необходима для того, чтобы избежать конфликтных ситуаций, в частности, при расселении людей на постоянное жительство. Изучаются также потребности пожилых людей в трудовой занятости, их предпочтения в содержательном досуге и т.д.

В домах-интернатах для престарелых и инвалидов предусмотрено медицинское обслуживание, осуществляется целый комплекс мероприятий реабилитационного характера, в частности, трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга. Трудовая занятость реализуется в лечебно-трудовых мастерских или подсобных хозяйствах.

Функционирование домов-интернатов как главной формы социального попечительства над пожилыми людьми связано с целым рядом проблем. Одна из них — это степень удовлетворения потребностей в домах-интернатах: наличие мест в таких домах, количество проживающих и, конечно же, качество обслуживания в них, создание соответствующих условий для их жителей.

Среди лиц, проживающих в домах-интернатах, можно выделить три группы: 1) желающие-одиночки; 2) желающие, проживающие с семьями; 3) нежелающие, но вынужденные обращаться в дома-интернаты по разным причинам (материальные, климат в семье и т.д.). Это очень непростой вопрос.

Конечно же (как об этом свидетельствует и зарубежный и отечественный опыт), пожилые люди хотят жить в своем доме, в привычной обстановке. Расширяющаяся помощь на дому позволяет пожилым людям жить дольше в собственном доме, отодвигает сроки их переселения в дома для престарелых. И это выгодно и одной (престарелым) и другой (службам социального обеспечения) стороне.

— Надомные услуги, гарантированные государством, в последние годы и в нашей стране становятся все более разнообразными. Это организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения; помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших;

организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и т.д.); помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения,

Еще в 80-е годы в некоторых домах-интернатах РСФСР были созданы специальные отделения, в которых престарелые, нуждающиеся в постоянном уходе, проживали во время длительных командировок или болезни членов их семей от двух до шести месяцев. Такая форма работы ныне осуществляется в отделениях временного проживания Центров социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Интересен опыт оказания помощи пожилым инвалидам, имеющийся в некоторых регионах России. Их поселяют в жилые дома, в которых учтены все бытовые потребности таких людей.К примеру, все необходимые предприятия, учреждения, кабинеты (магазин, столовая, прачечная, медицинский кабинет и др.) располагаются на первом этаже. Жителей этих домов обслуживают социальные работники. В 1993 г. в России было 106 специальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. В них проживало около 8 тыс. человек. Этот опыт заслуживает внимания в качестве альтернативы домам-интернатам.

Функции органов опеки и попечительства

Орган опеки наделен уникальными полномочиями, выполнять которые другие структуры не вправе. Ни одна из организаций не может изъять несовершеннолетнего при обнаружении достаточных оснований для этого, такое действие будет расценено как превышение полномочий.

Но деятельность ООП не сводится к применению наказания, она подразумевает, прежде всего, выявление ситуаций, в которых права людей с ограниченными возможностями нарушаются. Кроме этого, работники службы должны прилагать максимум усилий для стабилизации ситуации и ее постепенного улучшения, если такая возможность существует.

Функции органов опеки сводятся к следующим базовым направлениям:

  • Обнаружение нарушения прав несовершеннолетних в части лишения их защиты со стороны родителей.
  • Учет детей, оставшихся без попечения родителей и актуализации сведения в базах данных.
  • Определение несовершеннолетних в специальные учреждения или поиск для них опекунов, попечителей¸ усыновителей.
  • Разрешение семейных споров и конфликтов.

На этом список полномочий ООП не заканчивается, в него входят и иные действия, направленные на защиту интересов и прав детей и недееспособных взрослых.

Полномочия

Государственные полномочия опекунских органов состоят в работе, которая взаимосвязана с оказанием подопечным или попечителям помощи в обретении соц. услуг гражданами пожилого возраста и детьми, мед. помощи.

ВАЖНО! Среди направлений деятельности имеется подготовленность и подбор физ. лиц, выражающих собственное желание становиться попечителями или взять в семейство сирот и лиц из их окружения, которые остаются без попечительства родителей.

В полномочия опекунского органа причисляется взаимодействие с иными органами исполнительной власти регионов России: местным самоуправлением, больницами, образовательными организациями. Также представленное подразделение работает с другими учреждениями, работа которых связывается с детьми-сиротами и малышами, остающиеся без попечения родственников в рамках закона России.

В полномочия опекунских органов включается:

  1. Защита интересов по закону и прав лиц, которые хотят установить над ними попечительство или опекунство.
  2. Защита интересов людей, находящихся под опекой или попечительством.
  3. Надзор за работой попечителей и опекунов, организаций, в которых располагаются частично или полностью недееспособные лица.

Также представители опекунских советов будут контролировать сохранение собственности и управление собственностью тех лиц, которые располагаются под попечительством, патронажем, опекой или помещаются под надзор в больницы района, образовательные организации, включая другие учреждения, которые предназначены для малышей-сирот, а также детей, остающихся без попечительства родственников.

Обязанности

Главными обязанностями опекунских органов по отношению к детям считаются:

  • Осуществление действий работников ООП только в соответствии с законодательством.
  • Выявление прав малышей, которые не достигли возраста 18 лет, как основных сфер работы.
  • Отслеживание уровня жизни людей младше 18 лет у их официальных попечителей.
  • Предоставление жилища сиротам, оказание помощи психолога и больницы, предоставление услуг по реабилитации.
  • Учет мнения малыша, когда ему больше 14 лет.

В ситуации перемены подопечным постоянного места проживания, организация по опеке должна:

  1. Передать полномочия по попечению опекунскому органу по соответствующему субъекту.
  2. Отправлять в попечительскую организацию региона определенное ходатайство на протяжении 3 суток с момента переезда несовершеннолетнего лица.
  3. Передать лично дело официанта определенной организации.

В обязанности опекунских органов также включается контроль полной сохранности собственности подопечных до достижения такими возраста 18 лет.

Обязанности

Статья на тему: «Опека и попечительство»

Статья на тему: «Опека и попечительство»

Оглавление

Введение

1 Опека и попечительство как правовой институт

1.1 Понятие, принципы и задачи опеки и попечительства

1.2 Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства

2 Особенности установления опеки и попечительства

2.1 Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними

2.2 Установление опеки и попечительства над совершеннолетними недееспособными гражданами

2.3 Установление попечительства над совершеннолетними гражданами

3 Патронаж

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в России проблема опеки и попечительства является актуальной . Перед нами стоят задачи обустройства детей, их жизнеобеспечения и защиты их интересов. В настоящее время усиливается роль органов опеки и попечительства в процессе своевременного выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и защите их прав. Это связано с тем, что сложные социально-экономические условия, отсутствие мероприятий, популяризирующих роль семьи и семейного воспитания в обществе, приводят к постоянному росту численности всех категорий граждан, нуждающихся в опеке и попечительства. Среди них особое место занимают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию или оставшиеся без родительского попечения. В России дети являются одной из самых незащищенных социальных групп. Оказавшись на улице, ребенок во многих случаях становится общественно-опасным. Бывает, в поддержке государства и социальных органов нуждаются дети из семей, которые кажутся вполне благополучными. К сожалению, финансовое положение некоторых семей таково, что очень часто оба родителя заняты зарабатыванием денег с утра до вечера, чтобы обеспечить хорошее будущее своим детям. Поэтому в течение продолжительного времени дети предоставлены сами себе.

Министерство образования Российской Федерации рекомендует более активно, проводить работу по выявлению и устройству этой категории детей, обратить внимание на координацию основных направлений деятельности органов опеки и попечительства и оказание им необходимой методической помощи.

Институт опеки и попечительства регулируется нормами как гражданского, так и семейного права, что лишний раз доказывает близость данных отраслей права. Однако, если Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) определяет общие положения, касающиеся опеки и попечительства, то Семейный кодекс РФ (СК РФ) уделяет внимание в первую очередь опеке над несовершеннолетними.

1 ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

1.1 Понятие, принципы и задачи опеки и попечительства

«В настоящее время опека и попечительство представляют собой комплексный институт гражданского и семейного права, включающий нормы и публичных отраслей (административного права), обеспечивающий все виды охраны прав и законных интересов нуждающихся в этом граждан с целью защиты их личных и имущественных прав».

Граждане Российской Федерации вступают в различные правоотношения: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные и т. д.

Право участия физических лиц в подобных правоотношениях обусловлено наличием у них гражданской правоспособности и дееспособности – правосубъектности.

Если правоспособность граждан — способность иметь и нести гражданские права и обязанности, возникает в момент рождения и прекращается его биологической смертью, признается в равной мере за всеми гражданами. (Ст. 17 ГК РФ)

То дееспособность граждан — способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать гражданские обязанности и исполнять их, принадлежит не всем гражданам и не является для всех одинаковой, возникает в полном объеме лишь по достижению лицом определенного возраста. (Ст. 21ГК РФ)

Существует 4 категории дееспособности граждан:

полная дееспособность (наступает с 18 лет, в исключительных случаях с 16 лет);

частичная дееспособность несовершеннолетних (14-18 лет);

частичная дееспособность малолетних детей (6-14 лет);

ограниченная дееспособность, в случае злоупотребления лицом спиртных напитков или наркотических средств, в результате чего лицо ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

Также законодательством предусматриваются случаи лишения дееспособности, если вследствие психического расстройства лицо не может понимать значение своих действий или руководить ими. Такое лицо признается судом недееспособным.

Обладание лицом частичной, ограниченной дееспособности или отсутствие таковой предусматривает несостоятельность лица полностью самостоятельно осуществлять свои права и обязанности. В таких случаях государство, посредством органа опеки и попечительства, устанавливает опеку или попечительство с целью восполнить недостающую дееспособность таких лиц для обеспечения защиты их интересов.

«Под опекой и попечительством равным образом можно понимать как комплекс непосредственных действий по осуществлению социальной заботы, так и правовую связь, правоотношение с участием опекуна (попечителя) и подопечного.

Разумеется, опека и попечительство представляют собой также и правовой институт – совокупность норма, регулирующих осуществление данного вида социальной заботы о недееспособных и не полностью дееспособных лицах»2.

«Правоотношения опеки и попечительства начинаются с момента, когда произведено установление опеки и попечительства и заканчивается её прекращением».

Порядок осуществления опеки регулируется ст. 32 ГК РФ, по которой опека устанавливается над двумя категориями граждан:

над малолетними (несовершеннолетними до 14 лет);

гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

С помощью опеки, не обладающие дееспособностью лица выступают как полноценные субъекты различного рода правоотношений. Юридически значимые действия за них, в их интересах, осуществляет опекун, выполняя отсутствующую дееспособность своего подопечного.

Порядок осуществления попечительства санкционируется ст. 33 ГК РФ, она осуществляется в отношении:

несовершеннолетних (14-18 лет);

граждан, ограниченных судом в недееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;

дееспособных граждан, если они по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности (лица преклонного возраста, инвалиды).

В отличие от опеки, попечительство оказывает лишь фактическое или правовое содействие не обладающим дееспособностью лицам, ограждает от злоупотребления третьих лиц.

Решение о назначении опеки и попечительства принимается органом опеки и попечительства, которые относятся к органам местного самоуправления, по инициативе главы местной администрации, которое является обязательным для исполнения всеми юридическими, физическими лицами и общественными организациями.

«Для установления опеки (попечительства) органы опеки и попечительства должны располагать информацией о необходимости их участия в оказании помощи недееспособному, ограниченно дееспособному лицу», которая поступает от суда, органов социальной защиты, ЗАГС, правозащитных органов, заявления соседей, родственников и т. д. После проверки и подтверждения данной информации, органы опеки и попечительства должны принять необходимые меры защиты: устройство недееспособного, ограниченно дееспособного лица на опеку или попечительство.

В дальнейшем, после назначения опекуна или попечителя, органы опеки и попечительства играют немаловажную роль в отношениях граждан, ставших опекунами или попечителями и находящихся под опекой и попечительством. Они осуществляют постоянный надзор (контроль) за деятельностью опекунов (попечителей), как лиц, уполномоченных государством заботиться о нуждающихся в их помощи.

«Задачи рассматриваемого института обусловлены назначением опеки (попечительства) как индивидуальной формы устройства граждан. К задачам института опеки и попечительства относятся следующие задачи»:

защита прав и интересов граждан – основная задача;

«обеспечение установления опеки и попечительства в отношении нуждающихся лиц – организационный характер и ее выполнение состоит в выявлении нуждающихся в опеке и попечительстве лиц и поиске граждан желающих принять над ними опеку и попечительство»;

«обеспечение достойного уровня жизни граждан, находящихся под опекой и попечительством, посредством мер, направленных на удовлетворение бытовых потребностей подопечного лица (жилье, пища, одежда) как основа его нормальной жизни»;

обеспечение государственной поддержкой граждан, исполняющих обязанности опекунов и попечителей;

обеспечение исполнительными органами опеки и попечительства возможности их максимального функционирования. Её исполнение состоит в финансировании, кадровой технической обеспеченности деятельности опеки и попечительства.

Важными являются основополагающие принципы организации его работы:

принцип добровольности, то есть «свободное принятие опеки (попечительства) и свободный отказ от исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей»;

подконтрольность деятельности опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства посредством их надзорной (контрольной) функции;

обеспечение максимальной защиты прав и интересов подопечных;

государственная поддержка лиц, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных и стимулирование такой деятельности, к которой могут причисляться наделение таких лиц социальными льготами.

Основания для прекращения опеки и попечительства указываются в ст. 40 ГК РФ:

признания судом полностью недееспособного совершеннолетнего гражданина дееспособным в результате его выздоровления, так как он может сам себя защищать, разумно руководить своими действиями и поступками, связанными с защитой как личных, так и имущественных прав, по заявлению опекуна. Если такового не будет, опека может быть прекращена по инициативе органов опеки и попечительства;

признание судом отмены ограничения дееспособности лица, злоупотреблявшего спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечительство может быть прекращено по просьбе органов опеки и попечительства;

достижения подопечным 14 лет — прекращение опеки и наступления попечительства;

достижение 18 лет, изменение семейно-правового статуса после вступления в брак, эмансипация или приобретение дееспособности. В таких случаях постановление о прекращении попечительства не выносится;

нарушение условий назначения опекуна, попечителя, предусмотренных п. 2 ст. 35 ГК.

смерти подопечного или его опекуна (попечителя).

1.2 Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства

Правовой статус опекунов и попечителей и порядок их назначения определяется Федеральным Законом « Об опеке и попечительстве», Гражданским Кодексом Российской Федерации, Семейным Кодексом Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и её субъектов.

«В соответствии со ст. 32 и 33 ГК РФ опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки, а попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. К тому же, попечитель в отличие от опеки – это некий контролер деятельности подопечного, а опекун полностью замещает своей деятельностью действия подопечного, связанные с созданием и осуществлением им своих прав и обязанностей». Попечитель не является представителем подопечного.

«Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных, они выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. Они действуют под контролем органов опеки и попечительства, которыми согласно п.1 ст. 34 ГК РФ являются органы местного самоуправления». Данные органы осуществляют выбор опекуна или попечителя для подопечного по определенным требованиям, которые закрепляются в ст.35 ГК РФ:

опекуном (попечителем) может быть только совершеннолетнее, полностью дееспособное лицо;

не может быть опекуном (попечителем) лицо, ранее дискредитировавшее себя как воспитатель: лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах; бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекуна (попечителя) и лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять свои обязанности.

Опека (попечительство) устанавливается либо по месту жительства лица, подлежащего опеке и попечительству, либо по месту жительства опекуна (попечителя) и осуществляется на безвозмездных началах.

Опека (попечительство) устанавливается на основе волеизъявления опекуна (попечителя), его личного заявления, так как «успешная охрана прав, интересов подопечного во многом зависит от желания опекуна (попечителя) заботиться о нем, готовности сделать все необходимое, чтобы облегчить его судьбу». Опекун и попечитель не могут быть назначены помимо их воли.

«Но это не означает автоматического назначения такого гражданина, поскольку при несоответствии его личных характеристик требованиям закона органа опеки и попечительства обоснованно отказывает установлении опеки (попечительства)».

Опекун (попечитель) выражает свое желание в исполнении опекунских (попечительских) обязанностях в заявлении, адресованном в органы опеки и попечительства, с просьбой о назначении его опекуном (попечителем). В течении одного месяца после решения суда о признании лица недееспособным или об ограничении его дееспособности орган опеки и попечительства должен назначить опекуна (попечителя) и если лицо, выразившее желание стать опекуном (попечителем) соответствует по характеристике требованиям, то оно назначается опекуном (попечителем). Назначение опекуна (попечителя) может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами.

В случае, если в течении месячного срока опекун (попечитель) не назначен, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) временно возлагается на орган опеки и попечителя, либо на соответствующее учреждение системы органов образования, здравоохранения, социальной защиты на полное государственное попечение навсегда или на какой-то срок.

В обязанности опекуна (попечителя) входит:

забота о содержании подопечного, обеспечение его потребностей (предоставление питания, одежду, уход, лечение);

защита прав и интересов подопечных (жилищные, наследственные);

в случае опеки над несовершеннолетними, то обязанности опекунов полностью совпадают с родительскими.

Однако достаточно большой объем полномочий опекунов (попечителей) может вызвать злоупотребление ими своих прав, поэтому в п. 3 ст. 37 ГК РФ закрепляется то, чего опекуны (попечители) делать не вправе:

совершать сделки со своими подопечными, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование;

представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел.

Надзор (контроль) над опекунами (попечителями) подразумевает под собой отчетность опекуна (попечителя). Он ежегодно, не позднее 1 февраля текущего года представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов). Данный отчет должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного.

Так же опекуны (попечители) несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в порядке, установленном гражданским законодательством: отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного (возмещают убытки подопечному),несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 39 ГК РФ освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей возможно в следующих случаях:

возвращение несовершеннолетнего родителям или его усыновление, так как утрата родительского попечения не всегда носит постоянный характер.

При усыновлении подопечного опекуном (попечителем) не требует согласия родителя. На усыновление подопечного другими лицами, как правило, требуется согласие его опекуна (попечителя);

наступление срока прекращения временной опеки, постановление об освобождении опекуна (попечителя) при этом не обязательно;

при наличии уважительных причин: болезнь, отсутствие взаимопонимания с подопечным, тогда подопечный может быть помещен в одно из государственных учреждений (воспитательное, лечебное, социальной защиты и др.). Если подобного рода устройство носит временный характер, опекун или попечитель не освобождается от своих обязанностей;

по просьбе самого опекуна (попечителя), но только при наличии уважительной причины, к примеру нежелание второго супруга терпеть возникающие в семье трудности, потеря работы опекуном (попечителем) и другие серьезные экономические трудности у самого опекуна (попечителя) и членов его семьи, неумение справиться с проблемами подопечного, наличие более подходящего претендента на роль опекуна (попечителя).

Беспричинно отказаться от выполнения своих обязанностей опекун (попечитель) не может.

Следует различать понятие «освобождения» и «отстранения» опекуна (попечителя) от своих обязанностей. В первом случае полностью прекращаются правоотношения, связывающие опекуна (попечителя) и его подопечного на основании его желании. Отстранение же не зависит от волеизъявления опекуна (попечителя), его намерений и планов. Так от своих обязанностей опекун (попечитель) может быть отстранен, если

использует опеку или попечительство в корыстных целях или оставляет подопечного без надзора и необходимой помощи. В таких случаях орган опеки и попечительства вправе направить все имеющиеся у него материалы в прокуратуру, опекун (попечитель) может быть привлечен к административной, а если это связано с жестоким обращением с ребенком – к уголовной ответственности.

В случае прекращения опеки или попечительства, лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет о своих действиях. Договор об осуществлении опеки или попечительства прекращается.

2 ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

2.1Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними

Основанием установления опеки или попечительства над несовершеннолетними является факт утраты ими по тем или иным обстоятельствам родительского попечения (смерть родителей, лишение, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей и др).

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет ( п. 1 ст. 32 ГК РФ), опекун полностью заменяет своих подопечных в имущественных отношениях, является его представителем в силу закона.

Попечительство устанавливается над детьми в возрасте 14 -18 лет, попечитель помогает осуществлять принадлежащие частично дееспособному лицу права и обязанности путем дачи согласия на совершение такими лицами сделок и других юридически значимых действий.

Однако, в случае, если в установленный законом месячный срок, органы опеки и попечительства не находят лицо, изъявившее желание стать опекуном (попечителем), несовершеннолетние помещаются в воспитательные, лечебные учреждения и учреждения социальной защиты населения на полное государственное обеспечение.

Лицо, до 18 лет признается законодательством, в силу своего возраста, частично дееспособным и имеет право осуществлять определенный вид сделок:

1) несовершеннолетние в возрасте от 6 до 14 лет, (до 6 лет граждане признаются недееспособными), в соответствии с п. 2 ст. 28 ГК РФ вправе самостоятельно совершать мелко-бытовые сделки и сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующее нотариального удостоверения либо государственной регистрации, сделки по распоряжению средствами, предоставленными им родителем, законным представителем или с согласия последних третьим лицом для свободного распоряжения. Иные сделки за малолетних совершают от их имени представители — родители, усыновители или опекуны, которые также несут всю имущественную ответственность за совершенные несовершеннолетними сделки.

2) несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, которые в соответствии со ст. 26 ГК РФ вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять права автора произведения науки, литературы, искусства и иным результатом интеллектуальной деятельности, вносить и распоряжаться вкладами в кредитных учреждениях, а так же совершать все те сделки, что вправе самостоятельно совершать малолетние в возрасте от 6 до 14 лет. Иные сделки совершаются с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей. За все совершенные сделки лица в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность.

Опека и попечительство носят особенный характер и отличаются от других видов опеки и попечительства по своим функциям – защита личных и имущественных прав подопечных, а также исполнение прав и обязанностей родителей (воспитание, содержание и образование детей). Поэтому опекуны и попечители обязаны проживать с ребенком в одной семье.

Дети, находящиеся под опекой и попечительством сохраняют право на общение со своими родителями и родственниками, если это не противоречит интересам ребенка.

Прекращение опеки и попечительства происходит в следующих случаях:

1) при достижении ребенком определенного возраста:

при достижении 14 лет опека переходит в попечительство (п. 2 ст. 40 ГК РФ);

при достижении подопечным совершеннолетнего возраста;

объявление ребенка полностью дееспособным, в случае вступления в брак после 16 лет при наличии уважительной причины (п. 2 ст. 21 ГК РФ) или эмансипация (работа по трудовому договору, занятие предпринимательской деятельностью) (ст. 27 ГК РФ).

2) при освобождении от обязанностей опекуна или попечителя:

при возвращении несовершеннолетнего его родителям или его усыновление, так как утрата родительского попечения не всегда носит постоянный характер, но только в случае, если удовлетворение иска родителей.

При усыновлении подопечного опекуном (попечителем) не требует согласия родителя. На усыновление подопечного другими лицами, как правило, требуется согласие его опекуна (попечителя);

по просьбе самого опекуна (попечителя) при наличии уважительных причин (болезни, изменения имущественного положения и т.д.)

3) при освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей органом опеки и попечительства (ст. 39 ГК РФ), если он исполняет их ненадлежащим образом, использует опеку (попечительство) в корыстных целях, оставляет подопечного без надзора и необходимой помощи.

2.2 Установление опеки и попечительства над совершеннолетними недееспособными гражданами

Единственным основанием установления опеки над взрослым гражданином является признание его недееспособным вследствие психического расстройства, он не может понимать значение своих действий или руководить ими. (ст. 29 ГК РФ)

В таком случае гражданин не вправе совершать никаких сделок, включая мелкие бытовые. Все сделки от его имени совершает его опекун (ст. 29 ГК РФ). В противном случае такие сделки признаются незаконными.

Решение о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства выносится судом, ссылаясь на оценку судебно-психиатрической экспертизы, которая производится на основании Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

В соответствии с п. 3 ст. 5 данного закона ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения не допускается.

Гражданин вправе обжаловать поставленный ему диагноз в суде. В таком случае назначается повторная экспертиза.

Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации подробно урегулирована процедура признания гражданина недееспособным. Дело может быть начато по заявлению членов его семьи, общественных организаций, прокурора, органа опеки и попечительства, психиатрического лечебного учреждения в суде по месту жительства гражданина или по месту нахождения лечебного учреждения, где он пребывает. В заявлении должны быть приведены факты, позволяющие считать гражданина невменяемым.

Судья в порядке подготовки дела к судебному заседанию назначает судебно-психиатрическую экспертизу. По результатам экспертизы составляется заключение, которое приобщается к материалам дела. В судебном заседании участвуют: сам гражданин, если это возможно по состоянию его здоровья, члены его семьи, прокурор, представитель органа опеки и попечительства.

В случае признания гражданина недееспособным, суд обязан в течение трех дней со времени вступления решения суда в законную силу сообщить органу опеки и попечительства, находящемуся по месту жительства лица, признанного недееспособным, о необходимости назначения лицу опекуна.

Как и в случае с опекой (попечительством) над несовершеннолетними, решение о назначении гражданину опекуна принимается органом опеки и попечительства в течение месяца со дня получения необходимых сведений из суда.

В случае если суд установит, что члены семьи, подавшие заявление в суд, действовали недобросовестно, суд взыскивает с них все судебные расходы.

Опека над недееспособным гражданами прекращается, в случае, если суд, по заявлению опекуна, членов семьи гражданина, общественных организаций, прокурора или органа опеки и попечительства, психиатрического лечебного заведения на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы, выносит решение о признании выздоровевшего дееспособным.

2.3 Установление попечительства над совершеннолетними гражданами

Попечительство над совершеннолетними гражданами устанавливается по решению суда в случае злоупотребления гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами, в результате чего он ставит свою семью в тяжелое материальное положение. (ст. 30 ГК РФ).

Закон уточняет, что злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами, должно быть таким чрезмерным или систематическим, что входит в противоречие с интересами членов его семьи и влечет за собой непосильные расходы денежных средств на их приобретение. Ограничение дееспособности такого гражданина в первую очередь преследует цель защиты имущественных интересов семьи (супруга, совершеннолетних детей, родителей, других родственников). Признание гражданина хроническим алкоголиком или наркоманом не ставит возможность ограничения его дееспособности.

Порядок ограничения дееспособности определен в Гражданско-процессуальном Кодексом. Дело в судебном заседании рассматривается с обязательным участием гражданина, прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

В случае признания гражданина ограниченно дееспособным, «над ним устанавливается контроль со стороны специально назначенного лица — попечителя — за совершением сделок, включая получение зарплаты, иных доходов и распоряжение ими, однако, он вправе совершать одну категорию сделок, не спрашивая согласия, — мелкие бытовые сделки».

«Дееспособность такого гражданина не подвергается ограничению, и он самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред»

Отмена попечительства производится судом по заявлению самого гражданина, его попечителя, общественной организации, прокурора, если отпали основания для ограничения дееспособности либо семья лица, признанного ограниченно дееспособным, перестала существовать (развод, смерть, разделение семьи) и, следовательно, отпала обязанность этого лица предоставлять средства на ее содержание, либо вследствие заключения судебно-психиатрической экспертизы с обоснование выздоровления или значительного улучшения состояния подопечного.

3 ПАТРОНАЖ

«В Гражданском Кодексе Российской Федерации предусмотрен институт попечительства в форме патронажа (помощника). Этот институт применяется в отношении совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности», к примеру, тяжелая болезнь, физические недостатки, преклонный возраст.

Попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражданина может быть назначен органом опеки и попечительства только с согласия такого гражданина. Назначаемый попечитель (помощник) должен соответствовать всем качествам, установленным в Законодательстве Российской Федерации, и назначаться по месту жительства подопечного. «Наличие у гражданина, нуждающегося в помощи, детей или других родственников, обязанных по закону оказывать ему поддержку и материальную помощь, не является препятствием для установления патронажа».

«Гражданин, над которым установлен патронаж, может самостоятельно совершать любые сделки, поскольку он полностью дееспособен», попечитель выступает лишь в качестве их помощника, советчика, человека, оказывающего практическую помощь в быту. Распоряжение имуществом, принадлежащим совершеннолетнему дееспособному подопечному, осуществляется попечителем (помощником) на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным. Совершение бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного (покупка продуктов, одежды, лекарственных препаратов, предметов домашнего обихода и т.п.), осуществляется его попечителем (помощником) с согласия подопечного или по его фактическому поручению. На эти цели используются, как правило, текущие доходы подопечного (пенсии, пособия, алименты и дополнительные средства, выплачиваемые по суду их совершеннолетними детьми и др.).

Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданином прекращается:

по требованию гражданина, находящегося под патронажем;

при помещении подопечного в лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;

по просьбе попечителя (помощника) при наличии уважительных причин, делающих невозможным дальнейшее осуществление его обязанностей;

при отстранении попечителя (помощника) от его обязанностей при ненадлежащем их выполнении, в том числе использование патронажа в корыстных целях, оставление подопечного без надзора и необходимой помощи;

при смерти подопечного (без вынесения соответствующего решения).

Для прекращения патронажа необходимо решение соответствующего органа опеки и попечительства (принятие акта главой местной администрации).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно сказать, что институт опеки и попечительства – это достаточно сложный, многофункциональный и специфический гражданско-правовой институт.

Его назначение определяется в зависимости от того, какие именно интересы и потребности подопечных лиц, подлежат охране в первоочередном порядке. Так опека и попечительство может относиться к форме «устройства» физических лиц (трудовому и жилищному), как для совершеннолетних и несовершеннолетних лиц, а также к ««замещению» воли человека волей того или иного органа государственной, местной власти при решении жизненно-важного вопроса частной жизни».

Таким образом, опека и попечительство своими действиями удовлетворяет как интересы частного лица в самосохранении жизни, здоровья, права, так и интересы общественные, публичные в целом, в сохранении граждан, данного общества (устранение нищенства, детской безнадзорности, снижение уровня алкоголизма, наркомании, преступности в стране и др.)

Опека и попечительство-это достаточно весомый, важный и главное необходимый институт в рамках общегосударственного масштаба, так как именно от его функционирования, эффективности и развития зависит выживание не только определенных категорий лиц и граждан, но и всего общества, а также обеспечение нуждающихся лиц в правовой и социальной защите.

ЛИТЕРАТУРА

I. Нормативно-правовые акты:

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 29.06.2009)

2. Закон РФ от 02 июля 1992 N 3185-1 (ред. От 22.08.2004) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

3. Федеральный Закон от 24 апреля 2008 N-48 «Об опеке и попечительстве» (принят ГД ФС РФ 11.04.2008)

4. Федеральный Закон от 6 октября 2003 N 131-ФЗ (ред. От 07.05.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)

II. Специальная литература:

1. Гатин А.М. Гражданское право: Учеб. пособ. – М.: Дашков и Ко,2009 -384с.

2. Гражданское право: учебник для вузов в трех частях. Часть первая // под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: Эксмо, 2009. – 704 с.

3. Гражданское право: учебник. // под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2005, — 765с.

4. Гражданское право: Учебник / под ред. Е.А. Суханов . — В 2 т. Том 1. — М.: Издательство БЕК, 1998. — 816 с.

5. Гражданское право: учебник / С.С. Алексеев, Б.М. Гонгало, Д.В. Мурзин и др. / под общ. ред. С.С. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 528 с.

6. Рузакова О.А. Гражданское право: учебник. – М., Московская финансово-промышленная академия, 2004. – 422 с.

7. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / отв. ред. О. Н. Садиков. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 1061 с.

8. Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право. 2003. N 5. С. 53 — 59.

9. Опека и попечительство: теория и практика / Михеева Л.Ю.; Под ред.: Мананкова Р.П. — М.: Волтерс Клувер, 2004. — 368 c.

10. Ю. Михеева, И. М. Кузнецова //Проблемы гражданского, семейного и жилищного законодательства. -М.: Городец, 2005. -С. 106- 116

11. Чаусская О.А. Гражданское право. Учебник для ВУЗов. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 480 с.

12. Шерстнева, Н. С. Опека и попечительство как форма воспитания несовершеннолетних //Семейное и жилищное право. -2007. — № 2. — С. 27 – 29

Права несовершеннолетних детей

К основным правам детей в семействе стоит отнести:

  • Проживание в родной семье и благополучие, способствующее развитию личности ребенка.
  • Проживание с родителями в одном месте до 14-ти лет.
  • Получение собственного имени, которое предоставляют родители по обоюдному согласию, отчество и фамилию от папы или мамы.
  • Открытое выражение личной позиции по любой проблематике и вопросам, которые касаются его интересов и воспитания.
  • Поддержание взаимоотношений и связи с каждым близким родственником, как со стороны мамы, так и стороны отца.
  • Защита личных прав всеми законными методами.
  • Обладание личными доходами.

Защита прав несовершеннолетних детей

Законом определяется, что защиту прав несовершеннолетних производят его представители – родители, опекуны или попечители. В ситуации, когда в порядке суда родители ограничивались в правах, то интересы малыша станут защищать опекунские органы.

Когда родители или усыновители отсутствуют, то в качестве опекуна будет выступать администрация организации, когда человек будет помещаться.

Варианты защиты законных прав детей

Устанавливать защиту интересов малыша можно некоторым количеством методов, которые прописываются в законодательстве. Среди главных:

  1. Обращение в гос. органы. К примеру, полицию, опекунские органы. А также можно обратиться в комитет по правам несовершеннолетних, так как они работают по направлениям профилактики правовых нарушений, проведение психологической и социальной реабилитации.
  2. Разбирательство в суде. Восстановление нарушенных прав несовершеннолетних граждан способно осуществляться в рамках гражданской и административной процедуры. Происходят ситуации и уголовного порядка. Иск предоставляет опекун малыша от собственного имени.

Когда опекунские учреждения устанавливают, что имеется противоречие в интересах малыша и родителей, то они не могут представлять несовершеннолетнего.

Варианты защиты законных

Защита прав детей в сфере образования

Право на бесплатное общее образование закрепляется законодательно, при этом нарушения в этой области имеют довольно распространенную характеристику. Даже когда несовершеннолетний будет принимать различные меры для лучшего обучения, должностные лица учреждения сферы образования способны потребовать платежи финансовых взносов. Они в основном предназначены для:

  • Приобретение учебников.
  • Ремонт
  • Покупка воды.
  • Закупки школьной формы и иные траты, которые не имеют отношения к процедуре обучения.

ВНИМАНИЕ! Требование платежей от должностных лиц учреждений, преподавателей, родительского комитета считается незаконным. Когда во время неуплаты ребенку ставят препятствия в процедуре получения знаний, нужно обращаться в прокуратуру.

Когда несовершеннолетнему нужно продолжать обучение в этом учреждении, законным представителям нужно проявлять тактичность. Предпринимать дальнейший шаг требуется лишь в той ситуации, когда прошлый не дал благоприятного итога. Совместное обращение в каждое ведомство способно становиться причиной негативного взаимоотношения к малышу со стороны преподавателей.

Защита прав несовершеннолетнего нарушаемых в семье

Зачастую малыша нужно охранять именно от тех граждан, которые должны обеспечить его защиту. Проблема раннего определения жестокого обращения в семействе остро стоит перед специализированными органами.

Законные представители чаще всего подвергают опасность жизнь и здоровье граждан, не достигших возраста 18 лет, а также их собственности. Особенностью данных правонарушений считается сложность в определении. Конфликтные ситуации, которые происходят в семье, закрываются от посторонних глаз. Это формирует дополнительную опасность для малыша.

Защита прав несовершеннолетнего

Заявление в органы соцзащиты

В системе соцзащиты района и жителей страны России имеются специализированные органы, которые отвечают за охрану прав несовершеннолетних. Это соц. опека и попечительство.

Законы России по опеке передаются для выполнения муниципальным органам. Следовательно, любой административный район обладает собственным отделом.

Осуществление полномочий производится по заявлению. Когда законному представителю нужен документ для защиты имущества несовершеннолетнего, требуется обращаться в отдел по месту регистрирования ребенка или месту нахождения собственности. Когда детские права нарушены, родителями или опекунами, то заявить об этом в опекунский орган способен любой человек.

Восстановление нарушенных прав

Восстановление нарушаемых прав лиц, не достигших возраста 18 лет, осуществляется в порядке суда и предполагает всестороннее разбирательство при участии, как государственных органов, так и представителей по закону.

Обязательно станет заслушиваться мнение отдела по защите прав детей. При условии наличия настоящего правового нарушения судебный орган и социальная опека всегда встает на сторону малышей.

Социальная геронтология_Милькаманович В.К. / +Тема 12 Соц. попеч

Тема 12. Социальное попечительство над людьми старческого возраста

Одним из важных направлений в социальной работе с пожилыми людьми является опека и попечительство

. Опека и попечительство — социально-правовая форма защиты личных и имущественных прав и интересов граждан.

Опека устанавливается над:

  1. малолетними детьми, не достигшими 14 лет;
  2. гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия).

Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах бытовые сделки (для других сделок требуется разрешение органов опеки и попечительства). Опекуном может быть только гражданин, достигший 18 лет и добровольно взявший на себя функции опеки. При ненадлежащем выполнении обязанностей он может быть отстранен от опеки, а в ряде случаев (использование опеки в корыстных целях и др.) – привлечен к уголовной ответственности. По достижении подопечным 14 лет опека прекращается, а опекун становится попечителем.

Попечительство устанавливается над:

  1. несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, не имеющими родителей (усыновителей) или по иным причинам лишенных родительского попечения;
  2. гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотиками;
  3. дееспособными совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не могут сами защищать свои интересы и права.

Попечитель обязан защищать права и интересы подопечного, проживать (в большинстве случаев) вместе с ним и выполнять лежащие на родителях обязанности по воспитанию, обеспечивать подопечному необходимые бытовые условия, уход за ним и его лечение, охранять его от злоупотребления со стороны третьих лиц. Попечитель над дееспособным лицом может быть назначен только с согласия подопечного. Осуществление функций по попечительству возлагается на органы образования, здравоохранения и социальной защиты.

В соответствии с Положением об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь (№ 308 от 23 марта 2005 г.) органами опеки и попечительства над людьми пожилого возраста являются местные исполнительные и распорядительные органы.

Осуществление функций по опеке и попечительству возлагается:

1. в отношении лиц, признанных недееспособными, — на управления (отделы) здравоохранения;

2. в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, — на управления (отделы) по труду и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов.

Задачи органов опеки и попечительства:

  • выявление и учет лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве;
  • защита личных и имущественных прав и законных интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия), ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами, и совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в установлении над ними патронажа; установление опеки над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия);
  • установление попечительства над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотически­ми средствами либо психотропными веществами;
  • установление патронажа над совершеннолетними дееспособными .лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, по их просьбе.

Местные исполнительные и распорядительные органы
как органы опеки и попечительства:
1. обеспечивают до разрешения вопроса об установлении опеки, попечительства временное устройство нуждающихся в опеке, попечительстве лиц и сохранность их имущества;

2. назначают опекунов, попечителей, попечителей-помощников (лиц, осуществляющих патронаж над совершеннолетними дееспособными лицами), освобождают и отстраняют их от возложенных обязанностей;

3. дают опекуну предварительное разрешение совершать сделки, попечителю давать согласие на совершение от имени подопечного сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его в аренду (в наем), безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от при­надлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного;

4. решают вопрос о выплате следуемой подопечному заработной платы, пенсии и других выплат непосредственно попечителю или по согласованию с ним супругу или другому совершеннолетнему члену семьи для расходования на нужды лица, ограниченного в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами;

5. дают в отдельных случаях разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, если раздельное проживание не отразится неблагоприятно на охране прав и законных интересов подопечного;

6. возбуждают в суде дела о признании гражданина ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами, о признании недееспособным вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия), а также о признании брака недействительным как заключенного с лицом, признанным недееспособным вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия);

7. принимают участие при рассмотрении в суде дел о признании брака недействительным как заключенного с лицом, признанным недееспособным вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия);

8. устанавливают опеку над имуществом умерших и безвестно отсутствующих лиц;

9. при использовании опекуном опеки в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи передают прокурору необходимые материалы для решения вопроса о привлечении виновного лица к ответственности в установленном зако­ном порядке;

Управления (отделы) здравоохранения местных исполнительных и распорядительных органов

как органы, осуществляющие функции по опеке и попечительству:

1. выявляют недееспособных совершенно­летних лиц, которые вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) нуждаются в установлении опеки, а также лиц, признанных ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами, нуждающихся в установлении попечительства;

2. подготавливают необходимые материалы для возбуждения в суде дел о признании граждан недееспособными или ограниченно дееспособными и принимают участие в рассмотрении таких дел;

3. принимают в случае необходимости меры к устройству лиц, страдающих психическими расстройствами (душевной болезнью или слабоумием), ограниченно дееспособных вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами, в соответствующие лечебные учреждения;

4. представляют в органы опеки и попечительства документы, необходимые для назначения опекуна или попечителя над лицами, признанными судом недееспособными или ограниченно дееспособными, со своим заключением;

5. проверяют выполнение опекунами и попечителями возложенных на них обязанностей;

6. возбуждают в необходимых случаях перед органами опеки и попечительства ходатайства об освобождении или отстранении опекунов или попечителей от выполнения их обязанностей;

7. в случаях признания судом недееспособных и ограниченно дееспособных дееспособными возбуждают ходатайства об отмене установленной над этими лицами опеки или попечительства;

8. ведут учет и личные дела лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия), а также лиц, признанных судом ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами.

Управления (отделы) социальной защиты
местных исполнительных и распорядительных органов
как органы, осуществляющие функции по опеке и попечительству:

1. устанавливают патронаж по просьбе совершеннолетнего дееспособного лица, которое по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;

2. представляют в органы опеки и попечительства по просьбе совершеннолетнего дееспособного лица, нуждающегося по состоянию здоровья в установлении патронажа, материалы, необходимые для назначения попечителя-помощника, со своим заключением;

3. оказывают до установления патронажа помощь лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности;

4. принимают меры по просьбе одиноких совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, к устройству их в учреждения социального обслуживания;

5. проверяют выполнение попечителями-помощниками возложенных на них обязанностей;

6. возбуждают в необходимых случаях перед органами опеки и попечительства ходатайства об освобождении или отстранении попечителей-помощников от выполнения возложенных на них обязанностей;

7. ведут учет и личные дела совершеннолетних дееспособных лиц, над которыми по состоянию их здоровья установлен патронаж;

8. прекращают патронаж по требованию лица, находящегося под патронажем;

Органы опеки и попечительства и органы, осуществляющие функции по опеке и попечительству, для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право:

1. требовать от физических и юридических лиц представления необходимых документов и справок;

2. производить обследование и опрос лиц в целях получения необходимых сведений для решения вопросов опеки и попечительства;

3. вызывать для беседы и объяснений опекунов, попечителей, попечителей-помощников и других граждан по вопросам, связанным с защитой прав опекаемых и подопечных;

4. выдавать заинтересованным физическим и юридическим лицам в пределах своей компетенции справки и заключения, касающиеся вопросов опеки и попечительства.

Наиболее распространенной формой социального попечительства над пожилыми людьми, неспособными в полной мере (или вообще) осуществлять свои права и выполнять свои обязанности по состоянию здоровья, является функционирование системы домов-интернатов.

В дом
интернат для престарелых и инвалидов общего типа
старые люди поступают в результате различных причин, основной из которых является беспомощность или страх перед надвигающейся физической беспомощностью. В то же время эти старые люди несут и различные моральные, социальные и семейные потери, которые, в конечном счете, являются поводом для добровольного или принудительного отказа от привычного образа жизни.

Показаниями

для помещения граждан в дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа являются нуждаемость граждан по состоянию здоровья в бытовом обслуживании, уходе и медицинской помощи при отсутствии у них медицинских противопоказаний и показаний к стационарному лечению в организациях здравоохранения.

В соответствии с Положением о доме-интернате для престарелых и инвалидов общего типа Министерства социальной защиты Республики Беларусь этот интернат является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного и временного проживания на полном государственном обеспечении либо за плату одиноких престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.

Дом-интернат создается, реорганизуется и ликвидируется решением местных исполнительных и распорядительных органов, постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Дом-интернат именуется по названию местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого он расположен, с добавлением в необходимых случаях соответствующего порядкового номера.

Дом-интернат может состоять на бюджете области, города, района, имеет годовую смету расходов, пользуется правами юридического лица, имеет печать и штамп со своим наименованием, а также штатное расписание, утверждаемое в установленном порядке.

Кроме бюджетных средств дом-интернат может в установленном порядке иметь специальные средства от подсобного сельского хозяйства, лечебно-производственных мастерских, отчислений от предприятий, кооперативов и других производственных структур, функционирующих на базе учреждения, которые расходуются на улучшение культурно-бытового обслуживания граждан, проживающих в доме-интернате.

Дом-интернат может иметь средства от благотворительных организаций, предприятий, учреждений, отдельных граждан.

Основными задачами дома-интерната являются:

  • осуществление социальной защиты престарелых и инвалидов путем предоставления материально-бытового обеспечения, создания для них благоприятных условий проживания, приближенных к домашним, в обстановке уважительного отношения к проживающим;
  • организация ухода за проживающими лицами, оказание им медицинской помощи и проведение культурно-массовой работы;
  • осуществление мероприятий, направленных на социально-трудовую реабилитацию инвалидов.

В соответствии с основными задачами дом-интернат:

— принимает на проживание престарелых граждан и инвалидов и активно содействует их адаптации в новой обстановке и коллективе;

предоставляет им согласно утвержденным нормам благоустроенное жилье с мебелью и инвентарем, постельные принадлежности, одежду, обувь;

организует рациональное, диетическое, в том числе индивидуальное питание с учетом возраста и состояния здоровья проживающих;

  • осуществляет уход за престарелыми и инвалидами, создает благоприятный микроклимат и показанные режимы обслуживания;
  • проводит диспансеризацию и лечение престарелых и инвалидов, организует консультативную медицинскую помощь специалистов, а также госпитализацию нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения;

— проводит санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия; обеспечивает нуждающихся инвалидов и престарелых слуховыми аппаратами,

очками, зубными протезами, протезно-ортопедическими изделиями, немоторными средствами передвижения, а также специальными средствами, включая противопролежневые.

Условия приема, содержания и выписки из дома-интерната

В дом-интернат для престарелых и инвалидов на полное государственное обеспечение принимаются одинокие граждане (в том числе лица, признанные в установленном порядке беженцами), достигшие: женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет и инвалиды I и II групп старше 18 лет, а в дом-интернат для инвалидов только инвалиды I и П групп в возрасте от 18 до 40 лет, не имеющие трудоспособных родственников, обязанных по закону их содержать, либо чьи родственники проживают за пределами Республики Беларусь. Престарелые и инвалиды, имеющие в Республике Беларусь трудоспособных родственников, обязанных их содержать, но по каким-либо причинам не могущие проживать в семье, могут быть приняты в дом-интернат в порядке исключения по ходатайству местных исполнительных и распорядительных органов и решению отделов, управлений социальной защиты областей и г. Минска на основании договора между гражданином либо его родственниками на полное платное содержание, или неполное государственное обеспечение Плата за проживание устанавливается Министерством социальной защиты республики по согласованию с Министерством финансов. Плата за содержание вносится в дом-интернат. Районный или городской отдел социальной защиты, на территории которого находится дом-интернат, организует выявление граждан, нуждающихся в помещении в дом-интернат, и оформление документов для направления их в эти учреждения, а также обеспечивает бытовое и трудовое устройство граждан при выбытии их в дома-интернаты и осуществляет в пределах своей компетенции контроль и практическую помощь в деятельности домов-интернатов. Прием в дом-интернат производится по путевке областных отделов, управлений. Минского городского управления социальной защиты, выдаваемой в соответствии с Инструкцией «О медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в домаинтернаты» и на основании заявления о приеме в дом-интернат, медицинской карты, оформляемых районным (городским) отделом социальной защиты и лечебно-профилактическим учреждением, справки МРЭК (для мужчин не моложе 60 и женщин — 55 лет).

Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы, а в случае их смерти — жены, не вступившие в новый брак и достигшие пенсионного возраста, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и жертвы политических репрессий 20-80-х годов и члены их семей, принимаются в дом-интернат в первоочередном порядке.

При наличии свободных мест в доме-интернате престарелые и инвалиды могут приниматься на временное проживание сроком от 2 до 6 месяцев на общих основаниях. В доме-интернате могут открываться отделения дневного, недельного содержания престарелых и инвалидов, платные отделения. Порядок приема на временное содержание устанавливается Министерством социальной защиты Республики Беларусь.

Психоневрологические дома-интернаты для престарелых и инвалидов

Показания — нуждаемость граждан, страдающих хроническими психическими расстройствами с социальной дезадаптацией, в бытовом уходе, наблюдении и медицинской помощи.

Психоневрологический интернат создается, реорганизуется и ликвидируется решением местных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с Министерством социальной защиты Республики Беларусь. Психоневрологический интернат осуществляет свою деятельность под руководством вышестоящей организации по подчиненности и исполнительного комитета органов государственной власти.

Районные и городские отделы социальной защиты организуют выявление граждан, нуждающихся в помещении в психоневрологический интернат, и оформление документов для направления их в это учреждение, а также обеспечивают бытовое и трудовое устройство граждан, которым МРЭК устанавливает III группу инвалидности, осуществляют в пределах своей компетенции контроль и практическую помощь в деятельности психоневрологического интерната.

Психоневрологический интернат состоит на бюджете области, города, района и имеет годовую смету расходов, штатное расписание, пользуется правами юридического лица, имеет печать и штамп со своим наименованием.

Основными задачами психоневрологического интерната являются:

  • материально-бытовое обеспечение престарелых и инвалидов, создание для них условий жизни, приближенных к домашним, благоприятного микроклимата;

реализация ухода (надзора) за проживающими, оказание им квалифицированной медицинской помощи и проведение культурно-массовой работы;

осуществление мероприятий, направленных на социально-трудовую реабилитацию инвалидов.

В соответствии с основными задачами психоневрологический интернат осуществляет:

  • прием психически больных престарелых и инвалидов и активное содействие их социально-культурной адаптации;
  • бытовое обслуживание инвалидов, предоставление им в соответствии с утвержденными нормами благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви;
  • организацию рационального, диетического, в том числе индивидуального питания с учетом возраста, состояния здоровья;
  • уход (надзор) за психическими больными в соответствии с режимом содержания;

— диспансеризацию и лечение проживающих, организацию консультативной и медицинской помощи специалистов, госпитализацию нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения.

В психоневрологический интернат принимаются лица (женщины с SS лет, мужчины — с 60 лет и инвалиды I и II групп старше 16 лет), страдающие хроническими заболеваниями, нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи в соответствии с инструкцией «О медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дом-интернат», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь, независимо от наличия родственников, обязанных по закону их содержать. Инвалиды Великой Отечественной войны и из числа воинов-интернациона- листов, участники Великой Отечественной войны, жертвы политических репрессий 20-80-х годов, родители и дети семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, а также умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и члены их семей принимаются в интернат в первоочередном порядке.

Прием в психоневрологический интернат на временное проживание сроком от 2 до 6 месяцев производится на общих основаниях при наличии свободных мест, а на пятидневное в неделю проживание — в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь при согласовании с Министерством финансов Республики Беларусь.

Прием в психоневрологический интернат производится по путевкам областных отделов и управлений социальной защиты и управления социальной защиты г. Минска, выдаваемых на основании заявления самого гражданина либо его родственников или решения органа опеки и попечительства.

  • К заявлению в обязательном порядке прилагаются: решение суда о признании гражданина недееспособным вследствие психического заболевания;
  • решение органа опеки и попечительства об освобождении ранее назначенного опекуна от исполнения опекунских обязанностей;
  • медицинская карта с заключением врачебной комиссии и врача-психиатра лечебно-профилактического учреждения;
  • личное дело, оформленное районным (городским) отделом социальной защиты;
  • справка МРЭК (для мужчин до 60 лет и женщин до SS лет).

Заключение врачебной комиссии должно содержать сведения о наличии психического расстройства, являющегося противопоказанием для помещения в дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа.

Администрация учреждения обязана не реже одного раза в год проводить комиссионное освидетельствование лиц, проживающих в них, с целью решения вопроса о дальнейшем содержании в этом учреждении, а также о возможности пересмотра решения об их недееспособности.

На каждого поступающего в психоневрологический интернат престарелого или инвалида заводится личное дело, в котором хранятся путевка, пенсионное удостоверение, заявление, справка МРЭК (для инвалидов), медицинская карта и история болезни, к которой приобщаются амбулаторная карта, поступившая из медицинского учреждения, и все медицинские документы со времени нахождения престарелого или инвалида в интернате. Паспорт принятого престарелого с отметкой о прописке в интернате и трудовая книжка хранятся в канцелярии интерната в специальном несгораемом шкафу.

Денежные суммы, драгоценности или ценные бумаги лиц, принятых в психоневрологический интернат, не помещенные в банк, по их желанию принимаются на хранение в установленном порядке администрацией до востребования их владельцем или лицом, у которого имеется свидетельство о праве на наследство, выданное в установленном законом порядке.

245

Обязанности органа в отношении имущества подопечных

Продажа жилья, одним из собственников которой считается малыш, может производиться лишь при наличии согласия организации в виде письма по защите юридических полномочий лиц, которые не достигли возраста 18 лет.

СПРАВКА! Уполномоченные работники должны требовать от законных попечителей малыша документальные доказательства того, что взамен реализуемого жилища покупается равноценное. Иначе работники органа попечительства должны отказывать опекуну в ходатайстве.

Рассматриваемой организацией Федерального масштаба обязан производиться контроль за наследством лица и за тем, как до достижения малышом возраста восемнадцати лет, этой собственностью распоряжается его законный опекун. Во время выявления определенных нарушений или несанкционированного растрачивания собственности малыша, опекунские органы должны вмешаться.

Ответственность за нарушение прав несовершеннолетних

Когда осуществляется нарушение прав ребенка, во время поступления сигнала в специализированный орган, виновное лицо способно наказываться. При этом жалобу может подать:

  1. Сам ребенок.
  2. Мама или папа.
  3. Иной родственник.
  4. Сосед.
  5. Преподаватель.
  6. Любое иное лицо.

В основном подобные заявки довольно редко поступают в опекунские органы. Из-за этого, достаточно часто нарушители остаются без наказания.

Когда сведения о нарушении прав выходят за пределы дома или образовательной организации, виновные граждане привлекаются к административной или уголовной ответственности. Родители во время значимых нарушений способны сначала ограничиваться, а после лишаться собственных прав. В этой ситуации дети передаются под опеку государственных органов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: