Ни один бизнес не обходится без административных штрафов. Получили по итогам проверки неблагоприятное решение? – Попытайтесь его обжаловать.
Во-первых, можно в принципе не согласиться с вменными вам нарушениями. Ведь зачастую надзорный орган трактует закон в пользу бюджета.
Во-вторых, не возбраняется сослаться на ваши заявления о смягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 4.1, ст. 4.2 КоАП РФ) или малозначительности правонарушения (п. 21 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»), не принятые во внимание контролерами. В первом случае размер штрафа может быть снижен до минимального размера, предусмотренного соответствующей статьей (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). Во втором случае штрафа не полагается вовсе – нарушителю будет вынесено устное замечание (ст. 2.9 КоАП РФ).
Наконец, если ваша компания является субъектом малого или среднего предпринимательства, то административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено на предупреждение (ч. 3 ст. 1.4, ч. 3 ст. 3.4, ст. 4.1.1 КоАП РФ).
Вопреки распространенному мнению, за оспариванием административного постановления можно обратиться не только в суд. Проверки на местах осуществляют территориальные органы соответствующих ведомств. Поэтому компания вправе направить жалобу в вышестоящий надзорный орган – в надежде, что он смягчит неблагоприятное решение. И кто, как не бухгалтер малого предприятия, позаботится о снижении штрафных санкций? Расскажем, как нужно действовать.
Кому адресовать жалобу
Сначала определимся, куда жаловаться. Варианты предусмотрены статьей 30.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее – Кодекс). В соответствии с пунктом 3 части 1 данной статьи постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ):
- в вышестоящий орган;
- вышестоящему должностному лицу;
- в районный суд по месту рассмотрения дела.
В суд мы всегда успеем. Для начала направим жалобу «вверх по должностной лестнице».
Скажем, в отношении вашей компании вынесено постановление по статье 5.27 (ч.ч. 1, 3, 4, 6) или 5.27.1 (ч.ч. 1–4) Кодекса. Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и рассмотрение дел о соответствующих административных правонарушениях осуществляет Роструд (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ). Перечень лиц, уполномоченных от имени Роструда рассматривать такие дела, представлен в части 2 статьи 23.12 Кодекса. Этот список определяет иерархию должностных лиц и подразделений Роструда, исходя из которой и выбирают вышестоящего адресата для жалобы.
Еще пример, на этот раз более конкретный. Предположим, на вашу компанию наложен штраф за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ). Постановление вынесено руководителем Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям. В соответствии с частью 2 статьи 23.15 Кодекса обжаловать такое постановление нужно непосредственно в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), находящуюся в городе Москве. Рассматривать жалобу будет руководитель профильного структурного подразделения Россельхознадзора – Управления земельного надзора – либо его заместитель. На решение заместителя можно пожаловаться его руководителю. В свою очередь решение руководителя вышеозначенного Управления обжалуется заместителю руководителя Россельхознадзора. Ну а выше – уже только суд по месту нахождения Россельхознадзора.
Итак, в судебном порядке можно обжаловать не только первоначальное постановление, но и решение по жалобе, вынесенное вышестоящим должностным лицом. Подробности – в статье 30.9 (ч.ч. 1, 3) Кодекса.
В жалобе необязательно указывать наименование структурного подразделения вышестоящего органа. Такой информацией заявитель жалобы обычно не располагает, да и не обязан располагать. Вышестоящий орган будет действовать в соответствии с внутренним регламентом и самостоятельно определит, кто будет осуществлять контроль за обжалуемым решением. Проще говоря, «распишет» вашу жалобу непосредственному исполнителю.
Принципиальный нюанс: если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ). Вывод: до вынесения решения по вашей жалобе вышестоящей инстанцией в суд обращаться не следует. В противном случае обжалование по подчиненности теряет всякий смысл.
Кто вправе обжаловать постановление об административном правонарушении?
В соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 КоАП РФ. То есть право обжалования постановления имеют следующие участники производства:
- лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 25.1 КоАП РФ);
- потерпевший (ст. 25.2 КоАП РФ);
- законные представители физического лица (ст. 25.3 КоАП РФ);
- законные представители юридического лица (ст. 25.4 КоАП РФ);
- защитник и представитель (ст. 25.5 КоАП РФ);
- Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (ст. 25.5.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1.1 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.
Постановление об административном правонарушении может быть обжаловано, в зависимости от того, кем вынесено постановление, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в районный суд или в вышестоящий суд (статья 30.1 КоАП РФ)
Результат обжалования
При рассмотрении жалобы проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления (п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ). И все же – на что конкретно может рассчитывать заявитель жалобы?
Возможен один из четырех вариантов решения (ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ):
- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
- об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
- об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 (ввиду малозначительности), 24.5 (при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу) Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
- об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Обратите внимание
Организация может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 Кодекса об административном судопроизводстве).
Справка по последнему варианту: процессуальные требования установлены главами 24–29 Кодекса.
Решение по жалобе оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения по жалобе в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу (ч.ч. 1, 2 ст. 30.8 КоАП РФ).
Куда подавать жалобу
Казалось бы, жалобу необходимо подать непосредственно тому лицу, которое уполномочено ее рассматривать (лично либо почтовым отправлением). Такой порядок допускает часть 3 статьи 30.2 Кодекса. Между тем данный способ не является основным.
В соответствии с частью 1 статьи 30.2 Кодекса жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу. А они обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Согласитесь, такой порядок обеспечивает знакомство «верховной» инстанции с делом. При этом в адресатной части жалобы указывают обе инстанции, например: «В Россельхознадзор через Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям».
Комментарий к ст. 30.2 КоАП
1. Данной статьей определены отдельные аспекты подачи и движения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случае вынесения постановления о назначении административного наказания.
Необходимо понимать, что жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать. В этом случае она немедленно направляется в принявший постановление по делу орган для выполнения требований ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ или районный судья обращается с запросом об истребовании материалов дела к субъекту, рассмотревшему дело по существу, который в свою очередь обязан направить все имеющиеся у него материалы районному судье.
Когда жалоба ошибочно адресована суду, органу, должностному лицу, которые не уполномочены рассматривать данную жалобу, она передается по назначению судье, органу, должностному лицу, правомочным ее рассматривать в соответствии с положениями части 1 статьи 30.1 КоАП РФ.
Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы (ч. 2 ст. 30.2 КоАП РФ).
Так, КоАП не требует от подателя жалобы прилагать к ней какие-либо документы, в том числе уведомление о вручении жалобы административному органу; к форме и содержанию жалобы не предъявляются какие-либо требования, следовательно, она может составляться в произвольной форме (ст. 30.2 КоАП); рассмотрение жалобы может производиться без вызова органа, должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление; срок рассмотрения жалобы (ст. 30.5 КоАП) исчисляется лишь с момента поступления жалобы со всеми материалами дела об административном правонарушении, представление которых возлагается на орган, вынесший обжалуемое постановление (ст. 30.2 КоАП), и т.п.
2. В случае если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток (ч. 4 ст. 30.2 КоАП РФ).
3. На основании Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 14.12.1995) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (Российская газета. 1993. 12 мая; 1995. 26 декабря) к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.
Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).
4. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях государственной пошлиной не облагаются (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).
5. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы (см. комментарий к статье 3.12 КоАП РФ).
Не пропустите срок обжалования
В общем случае жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). По истечении этого срока постановление считается вступившим в законную силу. В этом случае его возможно обжаловать только через суд (ч. 1 ст. 30.13 КоАП РФ).
Правда, срок обжалования, пропущенный по уважительной причине, можно восстановить. Для этого необходимо заявить ходатайство (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).
Самое главное – не ошибитесь с исчислением 10-суточного срока.
Исчисление сроков регламентирует статья 4.8 Кодекса. Из части 1 данной статьи следует, что срок, исчисленный сутками и днями, – не одно и то же. Если срок исчисляется днями и его окончание приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день (ч. 3 ст. 4.8 КоАП РФ). А вот для срока, исчисляемого сутками, такой «поблажки» (привычной для бухгалтера) не предусмотрено.
Течение 10-суточного срока начинается на следующий день со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ).
Предположим, постановление получено вами на почте 1 ноября 2017 года. Отсчет 10-суточного срока следует начать со 2 ноября. Значит, срок оканчивается 11 ноября. Несмотря на то, что это суббота, последний день срока переносу не подлежит.