Кто является субъектом административного правонарушения?


В целях установления состава административного правонарушения проводится производство по делам об административных правонарушениях.

Основными задачами

производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Участниками

производства по делам об административных правонарушениях являются: лицо, в отношении которого ведется производство, также участниками могут быть потерпевший, законные представители физического лица, законные представители юридического лица, защитник и представитель, свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик, прокурор.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника и т.д.

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления могут быть применены меры обеспечения производства

по делам об административных правонарушениях. К подобным мерам относятся: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящегося при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод.

Все производство по делам об административных правонарушениях может быть разделено на несколько стадий

. Первой стадией является
возбуждение дела
. Основным процессуальным документом на этой стадии считается
протокол
об административном правонарушении. Он составляется по определенной форме, включает в себя соответствующие реквизиты (ст. 28.2 КоАП РФ). В Кодексе дается перечень должностных лиц, которые имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, например должностные лица органов внутренних дел. В определенных случаях, когда сумма штрафа мала – не более одного МРОТ, а при нарушении таможенных правил – 10 МРОТ, протокол может не составляться, а штраф взимается на месте.

Следующей стадией является рассмотрение дела

. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями, а также достаточно большим числом органов исполнительной власти в пределах их компетенции. По общему правилу дела рассматриваются по месту совершения административного правонарушения, хотя имеются и исключения (ст. 29.5 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении. По определенным категориям дел существуют сокращенные сроки рассмотрения. Порядок рассмотрения дела определен статьей 29.7 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление

о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Одна из стадий производства по делам об административных правонарушениях – стадия пересмотра постановлений и решений

по делам об административных правонарушениях. Вынесенное постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано.
Жалоба подается в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления
. Подача жалобы приостанавливает исполнение принятого решения. Государственной пошлиной жалоба не облагается. Так, постановление, которое вынес судья, обжалуется в вышестоящий суд; вынесенное коллегиальным органом исполнительной власти – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; вынесенное должностным лицом органа исполнительной власти – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления. По некоторым делам этот срок сокращен (например, жалоба на постановление об административном аресте, имея в виду конституционную защиту ценности свободы человека как таковой, рассматривается в течение суток). Следует отметить, что решение, принятое по жалобе, также может быть обжаловано. Важно подчеркнуть, что постановления по делам об административных правонарушениях и решения по жалобам на них могут быть опротестованы прокурором.

Последней стадией производства по делам об административных правонарушениях является стадия исполнения постановлений по этим делам

. Законодатель устанавливает различные порядки исполнения в зависимости от вида наказания. Так, например, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего лица административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей. В случае неуплаты штрафа гражданин может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25, что влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток. В ряде случаев законодатель предусматривает возможность отсрочки и рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания.

Права лица, привлекаемого к административной ответственности

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Лицо, привлекаемое к любому виду юридической ответственности, вправе знать, в чем оно обвиняется, а также оспаривать обвинение, заявлять ходатайства, обжаловать действия государственных и муниципальных органов, должностных лиц.

Привлекаемому к административной ответственности лицу предоставляется право ознакомления со всеми процессуальными документами. Данное право, разумеется, включает возможность участника производства знать, в совершении какого административного правонарушения он обвиняется.

Из этого следует, что привлекаемое к административной ответственности лицо вправе знать не только содержание статьи Особенной части КоАП, указанной в протоколе о правонарушении, но и положения другого нормативного акта, когда диспозиция нормы является бланкетной. По нашему мнению, порядок ознакомления данного лица с делом должен быть законодательно определен.

В случаях применения к лицу административного задержания или привода оно должно иметь право информировать об этом не только родственников, но и других лиц. Кроме того, лицу, привлекаемому к административной ответственности, целесообразно предоставить право фиксировать время его задержания и освобождения в протоколе об административном задержании.

Возможность лица, привлекаемого к административной ответственности, лично давать письменные или устные объяснения, с одной стороны, является важной процессуальной гарантией, позволяющей обеспечить справедливое наложение административного взыскания, а с другой — обеспечивает достижение объективной истины, поскольку доводы, содержащиеся в объяснении, служат источником информации для компетентного органа (должностного лица).

Привлекаемое к административной ответственности лицо имеет право на доказывание обстоятельств, благоприятствующих защите. Участие данного субъекта производства в процессе доказывания выражается в представлении им доказательств и ходатайств.

Общие правила назначения наказания за совершение административного правонарушения.

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3.1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи Особенной части настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи Особенной части настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста, административное наказание назначается в виде административного штрафа в наибольшем размере, предусмотренном для граждан частью 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса.

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Реализация права на ознакомление с материалами дела

Лицо до составления протокола об АП и привлечения его к административной ответственности вправе знакомиться и делать копии со всех материалов административного дела, являющимися доказательствами.

К таким документам могут относиться:

  • · объяснения свидетелей, потерпевших;
  • · заключения экспертов;
  • · документы государственных органов и юридических лиц, поступившие по запросам лица, в производстве которого находилось дело об АП
  • · иные процессуальные документы (определение о возбуждении дела, протокол осмотра (досмотра) и др.)

Время ознакомления законом не установлено. Должностным лицом, в чьем производстве находится дело, обязан предоставить материалы для ознакомления на время, достаточное для ознакомления.

Объяснение лица, привлекаемого к ответственности

Получение объяснений у лица, привлекаемого к ответственности, является обязательным условием при производстве по делу об АП.

Порядок проведения опроса лица, привлекаемого к административной ответственности установлен ст. 26.3 КоАП РФ.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные в устной или письменной форме.

Объяснения могут отражаться:

  • в протоколе об административном правонарушении,
  • в протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
  • в протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении,
  • в отдельном документе.

Как правило, объяснение содержит сведения об обстоятельствах совершенного правонарушения и отражают степень вины лица.

При получении объяснений лицо имеет право на помощь защитника. Важное право при получении объяснений установлено ст. 51 Конституции РФ.

Конституционное право лица, установленное статье 51 Конституции РФ. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]