Социальное сиротство: понятие, причины и последствия


Сиротство: сущность понятия, причины, виды

ВВЕДЕНИЕ

В сиротстве жить — слезы лить. (Русская пословица)

Детство – период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Духовные качества личности не формируются спонтанно, они воспитываются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других.

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остались без попечения родителей. Ребенок, потерявший родителей — это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать — одна из сильнейших потребностей ребенка.

Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечеств, и является неотъемлемым элементом цивилизации.

Сиротство – это социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей. Длительное время сиротами считались дети, потерявшие родителей вследствие их смерти. «Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель».

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Социальное сиротство — обусловлено недостаточными усилиями общества по преодолению и профилактике негативных явлений в социуме, в оказании своевременной помощи для полноценного развития, образования и воспитания личности ребенка.

Обострение этой проблемы в наши дни является следствием затянувшихся социально-экономических преобразований в стране, приведших к ослаблению общечеловеческих, морально-этических ценностей, изменению нравственных устоев семьи, увеличению числа семей, находящихся в трудном положении по социальным и психологическим критериям. Рост числа детей, живущих без родительского попечения, на фоне снижения общей численности детского населения в последние годы ставит социальное сиротство в ряд важных национальных проблем.

Объектом настоящей курсовой работы являются дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предмет курсовой работы – социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Цель данной курсовой работы — определение проблем сиротства в современной России и пути их решения.

Задачи курсовой работы:

1) дать определение понятия сиротства и выявить его сущность;

2) обозначить причины и возможные последствия актуализации проблемы сиротства в современной России;

3) определить значение сиротства в современной России;

4) определить приоритетные направления деятельности как государства в целом, так и учреждений, взаимодействующих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, по решению проблем сиротства.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.

Теоретической и методологической базой послужили основные теоретические положения в области социальной политики, социальной защиты, социального обеспечения, отмеченные в трудах ведущих ученых.

Источниками для подготовки курсовой работы являются федеральное и региональное законодательство, международные документы, отчетные материалы Росстата, федеральных и региональных министерств и ведомств, материалы текущего учета, разрабатываемые территориальным органом Федеральной службы государственной статистики, литературные источники, результаты авторских экспертных опросов.

Глава 1 ПОНЯТИЕ СИРОТСТВА И ЕГО ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

  1. Сиротство: сущность понятия, причины, виды

Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. [7 c.192] Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство – явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими. [7 c. 299]

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. С возникновением классового общества появляется и так называемое «социальное сиротство», когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания[8 c. 51].

Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении, и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством.

Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей» опека и попечительство — норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово «сирота», мы будем иметь в виду ребёнка, оставшегося без попечительства родителей, и социальную сироту.

Дети считаются сиротами в связи с уклонением родителей от их воспитания или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Основную по численности категорию детей-сирот составляют дети, родители которых в результате общественного поведения лишены родительских прав.

Социальные сироты – это дети, имеющие родителей, которые лишены родительских прав, страдают тяжёлыми хроническими заболеваниями, в том числе психическими, алкоголизмом, наркоманией и другие. Выделяется большая группа детей-сирот, от которых по различным причинам отказались родители (наиболее часто отказываются одинокие матери, родившие детей вне брака, а также родители, у которых дети родились с нарушениями в психофизическом развитии).

Ученые выделяют и так называемую категорию «скрытых сирот», к которым относят детей, чье положение скрыто от государства, и они долгое время не получают помощи. Некоторые дети сами покидают свои неблагополучные семьи по причине плохого и даже жестокого обращения с ними.

Таким образом, социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В дальнейшем в работе мы будем опираться на это понятие. В этом случае заботу о детях берет на себя государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство рассматривается как социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее.

В настоящее время, в российском общественном сознании такое явление как социальное сиротство связывается с целым комплексом причин: политических, социальных, медицинских, психологических и других причин. Причинами социального сиротства являются природные катаклизмы и социальные потрясения — войны, межнациональные конфликты и другие явления, порождающие проблемы беженцев, вынужденных переселенцев. [9 c. 259] К числу непосредственных причин социального сиротства относятся следующие:

– добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью;

– принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее. Лишение родителей родительских прав – это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

К условиям, провоцирующим социальное сиротство, можно отнести следующие [32 c.3]:

  1. Социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, не возможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи;
  2. кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах);
  3. педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку;
  4. снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги;
  5. неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей;
  6. исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства;
  7. развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности;
  8. рост влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие – разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи;
  9. недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав.

Из вышеперечисленных условий, порождающих социальное сиротство, одним из основополагающих является кризис современной семьи. Кризис современной семьи негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение.

Проблема отказа матери от своего новорожденного ребенка – распространенное социальное явление. Роль социальных факторов в формировании искажений материнского поведения столь велика и очевидна, что многие исследователи непосредственно сводят именно к ним всю спорную проблему причинности социального сиротства.

Вывод: Во-первых, социальный сирота, это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

Во-вторых, основными причинами сиротства детей в нашей стране являются отказ от ребенка в родильном доме, смерть или неизлечимая болезнь родителей ребенка, а также лишение родительских прав родителей ребенка в связи со злостным невыполнением ими своих обязанностей, то есть социальная дезорганизация семьи, финансово-экономические трудности, асоциальное поведение родителей (пьянство, наркомания, преступное поведение).

В-третьих, в России продолжается рост социального сиротства, специализированные учреждения заполнены детьми, оставшимися без попечения родителей. В связи с этим остро стоит вопрос о профилактике социального сиротства и развития данной технологии в разных ведомствах и на разных уровнях.

1.2 Проблемы сиротства в современной России

Проблема сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Распространение такого явления, как социальное сиротство в нашей стране, обусловлено социальными условиями и процессами в обществе, характеризующими развитие России в XX в. и связанными с тремя войнами (Первая мировая война, Гражданская война и Великая Отечественная война), террором 20–30-х гг. XX в., а также последствиями перестройки конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века.

Невероятно, но факт, что в современной, мирной России, России ХХI века численность детей-сирот значительно больше, чем в послевоенные годы. По сути, Россия переживает сейчас 3-ю волну сиротства, что бесспорно явилось следствием социально-экономических потрясений 90-х годов прошлого века.

В каждой стране создается, развивается и укрепляется система социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития ребенка. К ним можно отнести следующие возможные варианты:

Проблемы социального сиротства в России

Социальное сиротство — острейшая педагогическая и психологическая проблема в Российской Федерации.

С каждым годом интерес к указанному негативному явлению повышается большими темпами. В первую очередь это можно объяснить немалым количеством детей, которые остались без попечения со стороны родителей, а также экономической и политической нестабильностью в стране.

В качестве факторов, влияющих на наличие в России проблемы социального сиротства, можно назвать следующие:

  • плохой уровень жизни большей части семей в России, низкий порог общественной нравственности;
  • кризисное положение института семьи в целом, неправильное восприятие того, какой должна быть семья;
  • социальные отклонения у родителей, безразличие к ребенку, отказ от его воспитания;
  • рост количества детей, рожденных не в браке, что способствует их росту не в полной семье;
  • ведение родителями асоциального образа жизни, влекущего дефицит внимания, любви и воспитания в отношении детей.

Социальные сироты

Социальные сироты

Социальный сирота – это ребёнок, у которого есть родитель или родители, отказавшиеся от него, или лишённые родительских прав. Это ребёнок, о котором не заботятся ни родители, ни родственники.

Социальные сироты теряют своих родителей в результате различных социальных, экономических, моральных и психологических причин и становятся сиротами с биологическими родителями, которые ещё живы.

Сегодня социальные сироты составляют 80% детей-сирот. Только оставшийся процент – это дети-сироты, у которых нет живых родителей.

К числу социальных сирот ЮНИСЕФ относит следующие группы:

  • дети, которые потеряли связь со своими семьями и живут в убежищах;
  • дети, поддерживающие связь со своими семьями и живущие на улице днём и ночью из-за бедности, эксплуатации и жестокого обращения в семье;
  • дети, выросшие в семьях, бросившие их по многим причинам и живущие на улице.

Резкое увеличение числа социальных сирот наблюдается во многих странах. Без защиты социальные сироты подвергаются насилию, сексуальной эксплуатации и ВИЧ-инфицированию.

Количество сирот в мире намного выше в слаборазвитых странах и странах, находящихся в состоянии войны, чем в развитых странах.

Родители оставляют своих детей в детском доме из-за нужды или безнадёжности.

Психосоциальные последствия сиротства

Психосоциальные последствия сиротства

Психосоциальные последствия, которые испытывает ребёнок в результате взросления без одного из родителей, оцениваются по-разному и также сильно зависят от других факторов. Конкретный эффект безотцовщины или материнства зависит от общей психологической устойчивости ребёнка и более широкого окружения фиксированных опорных лиц.

Личность воспитывающего родителя также играет центральную роль. Безотцовщина или материнство рассматривается как проблема развития половой идентичности.

Сироты в учреждениях (подкидыши, детские дома, дома престарелых) страдают от последствий госпитализма и психологической депривации.

В исследовании 2011 года во Франции изучалось школьное, социальное, профессиональное и эмоциональное положение 500 000 детей-сирот в возрасте до 21 года. Исследование показало, сколько детей-сирот действительно страдают от травм и социально-психологических расстройств:

  • спустя годы только 50% из них могли без проблем говорить о том, что произошло;
  • 18% не смогли подобрать слов;
  • 76% заявили, что потеря одного или обоих родителей привела к нарушению семейных отношений;
  • 63% заявили, что это имело негативные последствия для их эмоциональной жизни;
  • 52% отметили трудности в образовании и карьере.

Сироты реже идут на контакт со своими приёмными собратьями, отстраняются или переключаются в режим психологической защиты.

Если один из родителей умирает, риск самоубийства ребёнка значительно увеличивается. Это подтверждается исследованием датского исследователя Мэй-Бритт Гулдин. Всего были включены данные 7,3 миллиона человек из Дании, Швеции и Финляндии. Учитывались дети и молодые люди, потерявшие родителей до достижения 18-летнего возраста. Контрольная группа использовалась для сравнения с детьми, родители которых ещё не умерли.

Исследователи обнаружили, что потеря родителя в детстве увеличивает риск совершения самоубийства ребёнком. Этот эффект длился до 25 лет после смерти родителя.

Другое наблюдение заключалось в том, что мальчики в два раза чаще совершали самоубийства, чем девочки. Чаще всего страдали мальчики, матери которых покончили жизнь самоубийством, и первенцы, у которых один из родителей умер в возрасте до шести лет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: