Может ли специалист по охране труда работать по совместительству в нескольких организациях


Точно можно этим воспользоваться?

Не_нашли_что_искали

Численность работников организации, которая не является государственным или муниципальным учреждением и не применяет тарифную систему оплаты труда, превышает 50 человек. В организации создана служба охраны труда, имеются должности специалиста по охране труда, замещаемые определенными работниками.

Консультация предоставлена 19.11.2014 г.

1. Можно ли замещать должность специалиста по охране труда в порядке совмещения должностей работнику, который пройдет соответствующее обучение?

2. Каким образом это документально оформить?

3. Вправе ли работодатель установить к специалисту по охране труда квалификационные требования, отличные от указанных в ЕКТС?

4. Будет ли работник, замещающий должность специалиста по охране труда в порядке совмещения должностей, нести ответственность за несоблюдение требований охраны труда работниками, а также, если произойдет авария или несчастный случай?

Если работников больше 50 — возникают споры

Вместе с тем по вопросу о возможности совмещения должности специалиста по охране труда в организации, численность работников которой превышает 50 человек, существуют две противоположные позиции.

Так, согласно ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Следовательно, если численность работников организации превышает 50 человек, работодатель обязан создать службу по охране труда или ввести штатную единицу специалиста по охране труда.

В силу части четвертой ст. 217 ТК РФ структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Одним из таких документов являются Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 N 14 (далее — Рекомендации). Сразу оговоримся, что пункты Рекомендаций, о которых пойдет речь, основаны на ранее действующей редакции ст. 217 ТК РФ и в связи с ее изменением пока не подкорректированы, однако из них можно усмотреть общий подход к рассматриваемой ситуации.

Как сказано в п. 15 Рекомендаций, служба охраны труда создается или вводится должность специалиста по охране труда, если численность работников превышает 100 человек. Исходя из п. 16 Рекомендаций, если численность работников — 100 и менее, руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда. Из этих норм видно, что возможность работать специалистом по охране труда в порядке совмещения находится в прямой зависимости от количества работников организации, в отношении которых специалист выполняет свои функции. Таким образом, с учетом действующей в настоящее время редакции ст. 217 ТК РФ можно сделать вывод, что работа специалиста по охране труда на условиях совмещения возможна, только если количество работников организации составляет 50 человек и менее (смотрите, например, решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 23.07.2013 по делу N 12-200/13).

Вместе с тем в настоящее время трудовое законодательство и другие акты, содержащие нормы трудового права, не устанавливают ограничений на совмещение и другие виды дополнительной работы для каких-либо должностей и профессий. Постановление Совмина СССР от 04.12.1981 N 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)», которое содержало такие ограничения, постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 216 признано не действующим на территории Российской Федерации. Это означает, что дополнительная работа в основное рабочее время может быть поручена работнику любой должности или профессии, будь то руководитель организации, его заместитель, главный бухгалтер, руководитель структурного подразделения, другой служащий или рабочий.

Действительно, ст. 217 ТК РФ установлено обязательное требование о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда в организации, численность работников которой превышает 50 человек. Однако прямого запрета на замещение таких должностей в порядке совмещения либо совместительства, как указано выше, не установлено. При этом ст. 217 ТК РФ, Рекомендации, Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденные постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10, которые регламентируют оптимальное количество работников службы охраны труда, устанавливают требование об обязательном введении должности специалиста по охране труда, но не устанавливают способ замещения такой должности (основная, совмещение, совместительство).

Так, Минздравсоцразвития указал, что под службой охраны труда понимают и специальное подразделение, и отдельного штатного специалиста по охране труда, и совокупность всех специальных подразделений и отдельных работников, занятых (в том числе по совместительству и по совмещению) вопросами организации охраны труда у работодателя (в крупных организациях) (смотрите п. 4.2 Информации Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.01.2012 «Учебно-методические рекомендации по организации кадровыми подразделениями федеральных государственных органов обучения федеральных государственных гражданских служащих в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда)»).

Немногочисленная судебная практика косвенно подтверждает возможность совмещения должности специалиста по охране труда в организации с численностью работников более 50 (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 01.09.2010 по делу N 33-6722/2010, решение Зареченского городского суда Пензенской области в решении от 08.02.2013 по делу N 12-20/2013).

Поэтому, полагаем, замещение имеющейся должности специалиста по охране труда в порядке совмещения должностей или совместительства возможно.

Отметим, что указанная позиция является нашим экспертным мнением. Во избежание претензий со стороны контролирующих органов рекомендуем Вам обратится за официальными разъяснениями в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) по почте (109012, Москва, Биржевая пл., д. 1) или посредством заполнения специальной формы обращения на официальном сайте ведомства (https://www.rostrud.ru/reception/55.shtml).

Чему обучать совместителей по охране труда?

Обучение по охране труда – обязанность всех трудящихся без исключения. Об этом говорится в ст.225 ТК РФ.

При этом не играет роли тот факт, что работник уже был обучен по основному месту своей трудовой деятельности. Даже если должности будут совпадать.

Совместитель признается вновь принятым сотрудником. С ним в общем порядке подписывается трудовой договор и издается соответствующий приказ о приеме на работу.

Именно поэтому он проходит обучение, как любой другой сотрудник. По итогам проверки знаний ему предоставляется удостоверение.

В законе не утверждены специфические правила для обучения совместителей. Даже если оно является внутренним, работодатель обязан выдать второе удостоверение. Обычный инструктаж в таком случае не подойдет.

Такой вывод можно сделать на основании толкования статей ТК РФ (60.1, 282).

Чему обучать совместителей?

До начала самостоятельной деятельности им проводится инструктаж по охране труда (первичный и вводный). После этого осуществляется устная проверка знаний, при удовлетворительных ответах соответствующая запись вносится в журнал инструктажей.

Также совместителям проводятся повторные инструктажи – 1 раз в полгода. При определённых обстоятельствах работодатель обязывает их проходить внеплановые и целевые инструктажи.

В течение 1 месяца со дня издания приказа о приеме на работу совместителям проводится обучение по охране труда и оказанию первой помощи (ст. 225 ТК РФ).

Если сотрудник будет задействован на вредных и (или) опасных условиях труда, то помимо этого он проходит стажировку на рабочем месте и сдает соответствующий экзамен.

В каких случаях требуется общественный контроль по охране труда? Соглашение по охране труда — это обязательный документ? Узнайте тут.

Внутренних (у одного работодателя)

Итак, мы уже определили, что даже внутренние совместители проходят повторное обучение по охране труда.

Это объясняется тем, что с работником заключается новое трудовое соглашение. На него выпускается приказ о приёме на работу. Такой сотрудник получает статус вновь принятого.

Именно с этим связана необходимость повторного обучения.

С таким работником проводятся все требуемые процедуры по новой должности:

  • инструктажи – в полном объеме;
  • обучение;
  • проверка знаний и выдача удостоверения.

Очень важно соблюсти данные требования законодателя, так как, в противном случае работодатель будет отвечать за нарушение норм права.

Внешних

Внешнее совместительство имеет следующие характеристики:

  • по совместительству работник трудится у иного работодателя, нежели по основному месту работы;
  • работа по совместительству осуществляется за пределами нормы рабочего времени по основному месту труда;
  • с работником заключены два трудовых соглашения.

Итак, работник по совместительству считается вновь принятым. С ним в общем порядке проводятся инструктажи, а также он проходит обучение по охране труда в полном объеме, аттестацию и пр.

Даже если работник уже выполнял все эти мероприятия по основному месту работы, это не означает аннулирования данных требований по совместительству. То есть когда сотрудник трудится на той же должности, что и по первому трудовому договору, он все равно проходит обучение.

Отсутствие у него удостоверения, а также соответствующих записей в журнале инструктажей, приведет к ответственности работодателя за несоблюдение требований ТК РФ.

Документальное оформление совмещения

Для правильного документального оформления совмещения необходимо оформить два кадровых документа:

— соглашение сторон трудового договора о совмещении;

— приказ (распоряжение) работодателя о совмещении.

Приказ (распоряжение) работодателя о совмещении оформляет решение работодателя о поручении работнику дополнительной работы. Он издается с письменного согласия работника (о чем обязательно должна быть сделана отметка в данном кадровом документе). В приказе (распоряжении) о совмещении определяются:

— вид совмещения (совмещение должностей; исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором);

— срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу;

— содержание дополнительной работы;

— объем дополнительной работы.

Кроме того, в данном приказе обязательно следует отразить, что размер доплаты за совмещение устанавливается соглашением сторон трудового договора.

В соглашении о совмещении сторонами трудового договора решается вопрос о размере доплаты за выполнение работником порученной ему работодателем дополнительной работы по другой должности.

Соглашение сторон трудового договора о совмещении действует либо до окончания срока, на который совмещение было установлено, либо до его отмены работодателем или до отказа работника от выполнения дополнительной работы по другой должности (часть четвертая ст. 60.2 ТК РФ).

Наименование должности работника

По смыслу ст. 15 и части второй ст. 57 ТК РФ наименование должности работника является обязательным условием трудового договора, а также одной из характеристик его трудовой функции.

При этом, если при оплате труда работников применяется тарифная система оплаты труда, а также если в соответствии с ТК РФ (иными федеральными законами) с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо установлены ограничения, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (часть вторая ст. 57, ст. 143 ТК РФ).

Кроме того, в соответствии с частью пятой ст. 144 ТК РФ положения единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих обязаны учитывать государственные и муниципальные учреждения.

Поскольку при выполнении работ по должности специалиста по охране труда законодательством не предусмотрено предоставление каких-либо компенсаций, льгот и не установлено ограничений, в рассматриваемой ситуации работодатель не является государственным или муниципальным учреждением и не применяет тарифную систему оплаты труда, он имеет право самостоятельно определить квалификационные требования к этой должности (в том числе и руководствуясь требованиями к должности «специалист по охране труда», содержащимися в соответствующем разделе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 N 559н).

Таким образом, работодатель, не являясь государственным или муниципальным учреждением и не применяющий тарифную систему оплаты труда, вправе определять самостоятельно требования к уровню образования и стажу работы, необходимые для занятия должности специалиста по охране труда, зафиксировав их в локальном акте.

Что положено делать при совмещении обязанностей (профессий)?

Внутреннее совмещение должностей, в отличие от совместительства, не предусматривает подписание трудового договора.

Для оформления нового положения используется дополнительное соглашение. В нем указывается информация о тех обязанностях, которые будет впоследствии выполнять работник. Приказ о принятии сотрудника работодатель не издает, также он не подписывает с ним новый трудовой договор.

Из этого можно сделать вывод о том, что обучение по охране труда повторно проходить такому работнику не надо. Если он уже имеет удостоверение и в журнал о регистрации инструктажей внесены записи о прохождении им таковых, то нет необходимости в дополнительных мероприятиях.

Зачем нужен трехступенчатый контроль по охране труда? Каковы нормативы охраны труда при работе за компьютером? Читайте тут.

Что такое внешний аудит по охране труда? Узнайте здесь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: