Правовое регулирование вопроса
Нормы законодательного регулирования в части задержек автотранспорта установлены в нескольких законодательных актах. В частности, статья 794 ГК РФ устанавливает право перевозчика привлечь грузоотправителя к ответственности.
Причинами взысканий могут стать задержки грузов, неиспользование поданного транспорта по иным причинам. Нормативы и порядок взыскания определяются в индивидуальном порядке, в соответствии с уставами и кодексами компаний, и по соглашению сторон, в соответствии с договорами и контрактами.
Помимо ГК РФ, вопрос урегулирован и в Федеральном законе № 259-ФЗ от 08.11.2007. П. 4 ст. 35 закона устанавливает юридическую ответственность как грузоотправителя, так и грузополучателя.
Понятие и нормы простоя
Простой транспортного средства можно охарактеризовать следующими признаками:
- Задержка транспорта может быть только в период загрузки или разгрузки товаров, продукции и иных категорий грузов. Ответственность определяется условиями договора между сторонами. На общих основаниях за погрузку отвечает грузоотправитель, а за разгрузку — грузополучатель. Но если за погрузку и разгрузку отвечает перевозчик, то претензии должны быть выставлены в его адрес.
- Простой транспорта по факту — это задержка, то есть неисполнение или просрочка исполнения исполнителем сроков поставки и иных договоренностей, закрепленных контрактом или соглашением. Следует понимать, что время необходимой стоянки, заправки, технического обслуживания не может быть включено в период задержки; нормативный простой транспортного средства под погрузкой также не учитывается.
- За фактическое время задержки предусмотрены штрафные санкции. Размер штрафа определяется договором и исчисляется за каждый час задержки. Если в договоре между сторонами отсутствуют условия об оплате простоя, то исчисление производится по нормативам, закрепленным в законе № 259-ФЗ.
Регламентированные нормы неустоек закреплены в п. 4 ст. 35 закона № 259-ФЗ. За простой при городском и пригородном сообщении штраф взимается в размере 5% от провозной платы. При междугородном сообщении — 1% от среднесуточной провозной платы, если иное не предусмотрено условиями контракта.
Если срок поставки в договоре не обозначен, то задержку рассчитывают по ст. 63 Правил перевозки грузов. В соответствии с ними, каждые 300 километров приравниваются к одним суткам простоя.
Понятие простоя
Что такое простой?
Простой – это временное прекращение производства, вызванное техническими, технологическими, экономическими и организационными факторами.
Простой в период с 2014 года нередок для производственных предприятий, это обусловлено общим падением спроса на продукцию и введением санкций. Установленные законодателем способы регулирования простоя могут помочь добросовестному собственнику предприятия, и сберечь ценные кадры, и обеспечить непрерывность производственных процессов.
Если установлена вина работодателя, работник получит не менее двух третей заработной платы, простой, возникший без вины обеих сторон, или в результате действий работника, оплачивается по другим правилам.
Порядок действий при возникновении простоя
Простой, в обязательном порядке оформляется приказом.
Чтобы ситуация с оплатой не была вынесена на рассмотрение трудовой инспекции или суда, начало простоя необходимо оформить документально. О возникновении факта приостановки работы, имеющий непосредственное отношение к ней, сотрудник обязан немедленно информировать.
В организации должна действовать инструкция о порядке оповещения о нештатной ситуации, в ней указывается лицо, которое следует оповестить первым, чаще всего это непосредственный руководитель. Лучше этот информирующий документ составить в письменной форме и получить отметку о принятии, с указанием даты и времени подачи заявления и расшифровкой фамилии и должности сотрудника, принявшего его. Это позволит в дальнейшем при возникновении спорных ситуаций четко определить время начала простоя и снять риск материальной ответственности с заявителя за ущерб, причиненный предприятию.
В случае, если несвоевременное уведомление о нештатной ситуации перерастает в серьезный производственный кризис, его следствием будет требование о полной или частичной компенсации ущерба.
Факт остановки выполнения работы оформляется приказом. В нем указываются причины простоя и порядок его оплаты. После этого вносятся изменения в табель учета рабочего времени, на основании которого происходит начисление зарплаты.
Если руководитель предприятия сразу после остановки конвейера или прекращения подачи электроэнергии такой приказ не издал, юристы советуют написать в его адрес письменное заявление о нахождении в простое. В нем должно быть указано точное время остановки производства или иной деятельности и предполагаемая причина. Если на предприятии действует профсоюзная ячейка, ее представителей необходимо привлечь для того, чтобы составить акт о факте простоя и о его причинах.
Порядок действий работника при простое
Во время простоя работник обязан быть на рабочем месте.
Весь период отсутствия возможности приступить к выполнению своих обязанностей работник должен находиться на предприятии.
Простой – это не отпуск, этот период оплачивается и предприятие вправе требовать не оставлять рабочее место до возобновления деятельности. Кроме того, он может закончиться неожиданно, и работник может быть допущен к работе. Если он самовольно покинет производственное помещение в период действия приказа, к нему могут быть применены меры дисциплинарной ответственности.
Основания для взыскания штрафов
Прежде чем говорить о сумме штрафа, необходимо обозначить ответственных лиц. Это намного проще, если условия закреплены в договоре. Но не всегда стороны оговаривают нормативы ответственности за задержку транспортных средств.
Что с кого удерживать: кому, какие штрафы положены?
Основание | Сторона, ответственная за нарушение | Ссылка на НПА |
Груз не предъявлен для перевозки | Ответственность налагается на грузоотправителя | П. 4, 5 ст. 10 и п. 1 ст. 35 закона № 259-ФЗ |
Отсутствие отметок, указаний и мер предосторожности к перевозке груза в транспортной накладной | Штрафные санкции предусмотрены для грузоотправителя | П. 3 ст. 35 закона № 259-ФЗ |
Простой автомобиля под погрузкой, выгрузкой | За загрузку товаров, продукции, грузов отвечает грузоотправитель | П. 4 и 5 ст. 35 закона № 259-ФЗ |
За разгрузку несет ответственность грузополучатель |
Нельзя взыскать неустойку, если задержка спровоцирована из-за обстоятельств, не зависящих от сторон. Например, возникли обстоятельства непреодолимой силы: были введены ограничения или запрет движения транспортных средств.
Оплата простоя по независящим причинам
К причинам простоя, произошедшего по не зависящим от сторон трудовых отношений обстоятельствам, можно отнести:
- технологический простой, вызванный резким снижением объемов угля, поставляемого для обогащения на фабрике (определение Ростовского облсуда от 07.11.2011 по делу № 33-14950);
- простой, вызванный отзывом лицензии у банка или другой кредитной организации (ст. 349.4 ТК РФ, определение Белгородского облсуда от 27.06.2017 по делу № 33-2860/2017);
- временную приостановку работы метеорологической станции, которая была местом работы сотрудника (определение Красноярского краевого суда от 30.07.2014 по делу № 33-6970/2014);
- выработку запасов месторождения (определение суда ЯНАО от 04.07.2016 по делу № 33-1633/2016);
- односторонний отказ монопольного оператора аэропорта в использовании инфраструктуры аэропорта, системы диспетчерской и телефонной связи, необходимых для ведения сертифицированной деятельности (определение Санкт-Петербургского горсуда от 17.12.2015 по делу № 33-21835/2015).
Обратите внимание! Оплата вынужденного простоя, вызванного не зависящими от сторон причинами, производится в размере 2/3 от оклада (тарифной ставки) сотрудника, которые рассчитываются пропорционально времени простоя. В отличие от оплаты простоя, вызванного виновными действиями или бездействием работодателя, за основу берется голый оклад без учета премий и доплат.
Оформление простоя производится путем составления приказа, аналогичного тому, который был рассмотрен ранее.
Пример расчета штрафа
ООО «Перевозка» обязуется поставить товары из пункта А в пункт Б за 4 календарных дня в адрес ООО «Весна». Поставка отнесена к категории междугороднего сообщения. Стоимость доставки — 100 000 рублей. Задержка составила 60 часов.
Порядок, как рассчитывается неустойка за простой автотранспорта, можно сформулировать в виде трех шагов:
- Высчитываем сумму среднесуточной провозной платы. Для этого общую стоимость доставки делим на срок поставки: 100 000 руб. / 4 дня = 25 000 рублей в сутки.
- Исчисляем размер неустойки. Для этого сумму среднесуточной провозной стоимости умножаем на норму простоя и количество часов задержки. Норму простоя определяем в зависимости от категории транспортного сообщения (городской и пригородный — 5%, междугородний — 1%).
Неустойка за простой транспорта по вине заказчика: 25 000 × 1% × 60 часов = 15 000 рублей. ВАЖНО! Как быть с НДС? Начислите налог на добавленную стоимость на сумму неустойки. Представители Минфина однозначно заявили, что НДС должен быть начислен с суммы штрафов, так как эта оплата связана с предоставлением облагаемых услуг. Позиция чиновников закреплена в Письме Минфина России от 01.04.2014 № 03-08-05/14440.
Отметим, что суды занимают иную позицию и считают, что НДС с неустойки начислять не нужно (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 01.12.2014 № Ф06-17838/2013, ФАС Московского округа от 25.04.2012 № А40-71490/11-107-305). Но ФНС не принимает доводы к учету, и придется оспаривать свою позицию через суд.
Итак, третьим пунктом алгоритма будет начисление НДС:
15 000 × 20% = 3000 рублей.
Вывод:
ООО «Весна» вправе истребовать неустойку в ООО «Перевозка» в сумме 18 000 рублей за 60 часов задержки.
Аванс работникам при простое
Ответ однозначный — да. Правила выплаты заработной платы для работников никто не отменял: ведь человек не виноват в том, что организация объявила простой, пусть и не по своей вине.
Зарплата должна выплачиваться не реже, чем каждые полмесяца (ст. 136 ТК РФ). При этом расчет за месяц должен быть не позднее 15 календарных дней со дня его окончания. Конкретную дату работодатель определяет сам и закрепляет ее в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором.
Документальное оформление простоя
Фактическая задержка транспорта при перевозках отражается в транспортных накладных, путевых листах и иной сопроводительной документации. Следовательно, дополнительной документации не требуется. Период задержки будет отражен в первичке. И этой информации достаточно для расчета и выставления штрафа.
По условиям договора между сторонами перевозки может быть оформлен специальный акт о простое. Унифицированной формы документа не предусмотрено. Но компании могут определить форму в качестве приложения к договору. В таком случае следует оформлять только утвержденный бланк. В остальных случаях допускается оформить акт в произвольной форме.
Специальных требований к формуляру нет. В акте раскройте следующую информацию:
- Сведения о перевозчике, грузоотправителе и грузополучателе. А также обозначьте реквизиты иных участников сделки, в соответствии с условиями договора (при наличии).
- Ф.И.О. и должность лица, составившего акт.
- Реквизиты договора, на основании которого осуществлялась поставка.
- Пункт отправления и пункт назначения.
- Наименование товара, продукции, груза, отправленного по договору. Обозначьте объем, вес, иные характеристики.
- Стоимость услуг доставки для расчета суммы неустойки.
- Сведения о транспортном средстве, которое было подано для загрузки, выгрузки.
- Пункт, в котором произошла задержка транспортного средства.
- Причины простоя.
- Конкретное время задержки.
Акт должен быть подписан обеими сторонами. То есть документ подписывает представитель грузоотправителя и грузополучателя.
Образец акта
Обязанности работодателя при простое по его вине
В случае, когда наступили обстоятельства, при которых простой признается произошедшим по вине работодателя, последний должен издать приказ, отражающий:
- время, когда простой начался;
- характер причины объявления простоя и описание конкретных обстоятельств;
- вину работодателя;
- должности, Ф. И. О. сотрудников, чья работа приостановлена;
- необходимость присутствия таких лиц на своих рабочих местах;
- размер, в котором будет произведена оплата труда при простое по вине работодателя.
Если Ф. И. О. работника не прописаны в приказе и он продолжает осуществлять свою трудовую функцию, заработная плата выплачивается в полном размере, включая все надбавки и доплаты (определение Белгородского облсуда от 20.06.2017 по делу № 33-2732/2017). Информацию о приостановке целого производства необходимо в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения довести до службы занятости (п. 2 ст. 25 закона «О занятости населения…» от 19.04.1991 № 1032-1, п. 6 письма Минтруда от 19.03.2012 № 395-6-1).
Обратите внимание! Кроме оплаты времени простоя по вине работодателя, последний должен принять меры к скорейшему устранению причин простоя. Для этого ему в случаях, указанных в ст. 72.2 ТК РФ, дается право перевести сотрудников без их согласия сроком до 1 месяца на работы по предотвращению последствий катастрофы, аварии и т. д.
После окончания действия факторов, послуживших причиной объявления простоя, издается приказ о прекращении простоя.
Как выставить счет
С основанием и расчетом неустойки разобрались. Теперь определим, как выставить счет за простой автотранспорта. Используйте унифицированные формы счета либо иные формуляры, утвержденные в учетной политике компании. Обязательно отразите в документе:
- Платежные реквизиты компании получателя. Проверьте, чтобы в документе не было ошибок. Иначе деньги не поступят на расчетный счет.
- Сведения о поставщике и покупателе. Распишите реквизиты сторон, в соответствии с договором поставки, доставки.
- Основание — пропишите реквизиты договора. Также укажите акт о простое.
- Наименование взимаемого платежа. Например, простой автомобиля по вине заказчика.
- Впишите сумму штрафа, в соответствии с расчетом. Выделите НДС.
Счет должен подписать руководитель и главбух. Подробная инструкция — в отдельной статье: «Как без ошибок составить счет на оплату».
Образец счета
Оплата простоя по вине работодателя
В 2021 году изменений в этой сфере нет. Устанавливая ответственность за возникновение простоя, законодатель строго разграничивает и величину оплаты сотрудникам за период бездействия. По ст. 157 ТК РФ посчитать простой по вине работодателя можно, применив формулу:
- РП =2/3 СЗ х КДП, где СЗ – средний заработок,
- КДП – количество дней простоя.
При расчете необходимо принять во внимание, что в вычислениях участвуют именно 2/3 среднего заработка, а не должностного оклада или тарифной ставки. Разберем наглядно, как оплачивается простой по вине работодателя.
Бухгалтерский учет
Отразите в бухгалтерском учете следующие проводки по начислению неустойки за простой транспорта:
Операция | Дебет | Кредит |
Признана претензия на неустойку за задержку транспортного средства от контрагента | 91-2 «Прочие расходы» | 76-2 «Расчеты по претензиям» |
Отражена оплата неустойки | 50 — наличными деньгами 51 — безналичным перечислением |
Простой транспортных средств
При исполнении договора перевозки возможен сверхнормативный простой транспортных средств под погрузкой или разгрузкой, а также простой на границе.
Причины таких простоев различны.
В том случае, если простой происходит по причине, зависящей от заказчика транспорта, перевозчику необходимо надлежащим образом фиксировать данные факты, в противном случае возникают сложности с доказыванием самого факта простоя.
Нормы времени простоя при погрузке и загрузке грузов при автомобильных перевозках грузов утверждены Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970 (далее — Правила № 970).
Накладные и путевые листы — обязательные документы при осуществлении автомобильной перевозки
Как известно, для перевозок грузов или пассажиров автомобильным транспортом в качестве обязательных документов используют путевой лист и товарно-транспортные накладные, в т.ч. международного образца, которые необходимы для отражения работы, выполняемой перевозчиком.
Правилами заполнения данных документов предусмотрено, что сведения о простое автотранспорта у заказчика должны быть занесены в определенные графы, и на их основании рассчитывается сверхнормативный простой.
Так, в графе 22 международной товарно-транспортной накладной «CMR» (далее — CMR-накладная) указывается дата и фактическое время прибытия автомобиля под погрузку и его убытие. Данная информация заверяется отправителем груза подписью (с расшифровкой) и штампом.
В графе 24 CMR-накладной получатель указывает дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах.
Аналогичная информация времени простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой указывается в графе 17 первичного учетного документа формы ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» (далее — накладная ТТН-1).
Cправочно
Инструкция о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR» утверждена постановлением Минтранса РБ от 20.02.2012 № 11. Форма CMR-накладной — приложение к данной Инструкции.
Форма накладной ТТН-1 и Инструкция по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» утверждены постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192.
Сверхнормативные простои автомобиля подлежат оплате заказчиком
За простои грузового транспортного средства на погрузке или разгрузке сверх установленных в соответствующем договоре норм времени, а также за простои в месте стоянки или пути следования, возникшие по вине грузоотправителя (грузополучателя), он должен выплатить автомобильному перевозчику неустойку исходя из повременного тарифа, если иное не предусмотрено в соответствующем договоре (п.374 Правил № 970).
Основанием для предъявления автомобильным перевозчиком претензии к заказчику автомобильной перевозки за простой грузового транспортного средства:
• на погрузке (разгрузке) служат отметки в товарно-транспортной накладной и путевом листе (если типовая форма путевого листа содержит соответствующие реквизиты) о времени прибытия и убытия грузового транспортного средства (п.108 Правил № 970);
• в месте стоянки служит письменный отказ этого заказчика от выполнения договора об автомобильной перевозке груза (п.109 Правил № 970).
Ошибки, допускаемые при оформлении простоев
Казалось бы, все довольно просто: нужно зафиксировать сверхнормативный простой, сделав соответствующие отметки о нем в товарно-сопроводительных и транспортных документах, и потребовать его оплаты.
Однако практика показывает, что иногда таких доказательств просто не хватает. И происходит это потому, что фактически стороны используют различные документы, подтверждающие простой на загрузке или выгрузке: карта простоя, лист простоя, лист прибытия и убытия и при этом небрежно относятся к их оформлению.
Установленной для общего пользования формы документа, подтверждающего простой, не существует, равно как и его названия.
Если все-таки для учета простоев используется какой-то из перечисленных документов, то бланк такого документа, оформляемый на каждый автомобиль, водитель перевозчика должен иметь при себе. Но не всегда этот документ — вариант, по которому практически гарантировано отсутствие спора.
Как следует из вышесказанного, карту простоя в месте погрузки или выгрузки может заменить отметка о прибытии-убытии, сделанная, например, в CMR-накладной.
Стороны сами усугубляют ситуацию, подписывая договора с довольно путаными положениями об оформлении и оплате сверхнормативных простоев.
Приведем примеры таких формулировок в договорах перевозки.
Пример 1
Простой транспортного средства свыше указанного времени оплачивается Заказчиком при условии письменного информирования Заказчика до истечения вышеуказанного времени. При этом необходимо представить оригиналы документов, подтверждающих факт простоя: накладную CMR с соответствующей отметкой и карту простоя, подписанную грузоотправителем (грузополучателем), с проставлением печати, подписи директора.
Пример 2
Перевозчик обязан своевременно в письменном виде проинформировать Заказчика о возможности простоя и впоследствии представить Заказчику подписанные оригиналы документов (карт простоя), подтверждающих факт задержки транспортного средства в пути, простоев у отправителя (получателя) груза, на таможнях стран транзита для успешного разрешения проблем, в случае их возникновения по вышеуказанным причинам.
Проанализируем приведенные тексты.
В чем ошибка перевозчика?
Как известно, заказчиком перевозки не всегда выступает непосредственно грузоотправитель или грузополучатель. Поэтому соглашение с заказчиком о том, что карты простоя должны быть пописаны последним с проставлением его печати, на практике оказывается невыполнимым условием, что влечет отказ во взыскании и оплате простоев по формальному основанию.
Как делать правильно?
В договорах логичнее согласовать с Заказчиком условие о том, что карта простоя будет составлена в месте погрузки или выгрузки и подписана в месте погрузки (выгрузки) представителем лица, осуществляющим эти работы.
Не торопитесь также делать обязательным к исполнению условие о наличии расшифровки подписи или указание, что карта простоя должна быть подписана только руководителем соответствующего юридического лица, так как на практике исполнить это также может быть весьма затруднительно.
Если стороны четко определили, что карта простоя должна быть подписана директором грузоотправителя, то при подписании карты иным лицом грузоотправителя у перевозчика есть формальное основание, по которому суд откажет ему в требовании оплатить простой.
Обратите внимание!
Если требование об оформлении карт простоя в местах погрузки или выгрузки можно хоть как-то согласовать, то вопрос об оформлении простоев в зонах таможенного контроля при досмотре транспортных средств остается неурегулированным: не всегда сотрудники таможенных органов делают отметку в картах простоя, оформляемых перевозчиками.
Самой простой рекомендацией при простоях на таможне будет немедленное письменное уведомление о таких случаях заказчика перевозки.
При этом сообщение о задержке при досмотре водитель делает в офис перевозчика, а из офиса отправляется письменное сообщение заказчику перевозки.
Точно также нужно поступить в том случае, когда грузоотправитель или грузополучатель отказывается оформить карты простоя (проставить соответствующие штампы и подписи). В таком случае рекомендуем для подтверждения своего требования об оплате простоев сделать отметки в товарно-сопроводительных документах (CMR-накладной, ТТН-1).
Форма акта простоя должна быть согласована сторонами договора
Включая в договоры условие об оформлении карт (листов) простоя, стороны часто забывают согласовать образец такого документа и определить его статус по отношению к договору. Или, оформляя простои, забывают, что не полностью выполнили договорные условия и не сделали отметки о простоях в накладных либо не проставили печати (штампы) на картах простоя.
Практика хозяйственных судов Республики Беларусь показывает, что при установлении факта простоя оцениваются все представленные документы в совокупности: заявки, накладные, CMR-накладные, карты простоя (если они имеются) и т.д.
При рассмотрении в арбитражных судах споров о взыскании штрафов за простой с российских заказчиков часто возникает вопрос: что такое карта простоя, кем утвержден ее образец и почему именно этим документом, а не отметками в накладных должен подтверждаться факт сверхнормативного простоя?
Поэтому при заключении договора не стоит забывать, что карта (лист) простоя это не утвержденный на законодательном уровне документ, на основании которого должна быть произведена выплата по договору, поэтому ее (его) форму необходимо согласовать с заказчиком перевозки. Например, указав, что форма документа является приложением к договору, а следовательно, именно в данном виде обязательна к применению.
Документы, подтверждающие простои, могут выглядеть по-разному, однако от их подробного и правильного заполнения зависит факт получения перевозчиком штрафных санкций за простой.
Не забывайте и об иных формальных действиях, согласованных в договоре, которые могут стать основанием для отказа в требовании об оплате простоев, например об обязанности своевременно и письменно информировать заказчика о возникновении простоя.
Форма такого письменного сообщения должна быть согласована сторонами в договоре, поскольку любой простой влияет на осуществление перевозки.
Например, при автомобильной перевозке груза в международном сообщении, следуя нормам Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956, перевозчик обязан запрашивать инструкции у уполномоченного лица, если выполнить перевозку на условиях CMR не представляется возможным (ст.14, 15 КДПГ).
Особенности оплаты при простоях
Под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Так сказано в ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ. Простой может коснуться одного, нескольких либо всех сотрудников структурного подразделения или организации в целом. В данной статье разъясним, как правильно оплачивать время простоя, а также укажем, как простой влияет на выплату пособий по временной нетрудоспособности.
Если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, время его простоя оплачивается работодателем в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Оно оплачивается на основании данных табеля учета использования рабочего времени, в котором указываются часы и дни простоя. Простой, который произошел в течение одной смены, оформляется листком учета простоев, в котором отражаются его причины, продолжительность, тарифная ставка работника, размер оплаты и сумма. Напомним, что согласно ст. 157 ТК РФ время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника, а время простоя по причинам, не зависящим от работника и работодателя, — в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
Обратите внимание! В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой (ч. 3 ст. 76 ТК РФ).
Время простоя по вине работника не оплачивается.
Учитывая указанное, а также положения ч. 2 ст. 287 ТК РФ, отметим, что нормы ст. 157 ТК РФ применяются и к совместителям. Аналогичное мнение приведено в Письме Роструда от 19.03.2012 N 395-6-1.
Кроме того, законодательством установлены низшие пределы оплаты времени простоя. Если трудовым, коллективным договором или соглашением предусмотрен иной порядок оплаты, то применяются правила соответственно трудового, коллективного договора, соглашения, если они не ухудшают положение работника по сравнению с действующим трудовым законодательством РФ.
Также государством гарантирована оплата работнику времени простоя в определенном размере и организация не вправе не оплачивать время простоя либо уменьшать размер его оплаты, за исключением одного случая — наличия вины работника организации.
Отметим: Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 N 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» предусмотрено, что при кратковременном снижении объемов производства разрешается предоставлять работникам отпуск без сохранения заработной платы. Данное положение адресовано работодателю. Но это вовсе не означает, что работник, которому такой отпуск предложен, обязан его использовать.
Средний заработок при оплате времени простоя по вине работодателя определяется по общим правилам, установленным ст. 139 ТК РФ, а также Порядком исчисления средней заработной платы .
В расчет включаются все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, которые начислены работнику за 12 месяцев, предшествующих тому, в котором произошел простой.
Пример 1
В организации по вине работодателя у сотрудника простой составил три рабочих дня с 18.11.2013 по 20.11.2013. Зарплата за отработанные 12 месяцев (с 01.11.2012 по 31.10.2013) — 300 000 руб. Расчетный период, продолжительность которого 247 рабочих дней, сотрудник отработал полностью.
Оплата времени простоя должна быть рассчитана следующим образом:
1) определяем среднедневной заработок работника (п. 9 Порядка исчисления средней заработной платы), он равен 1 214,57 руб. (300 000 руб. / 247 дн.);
2) 2/3 среднедневного заработка составляет 809,71 руб. (1 214,57 руб. х 2/3);
3) оплата времени простоя будет равна 2 429,13 руб. (809,71 руб. х 3 дн.).
Пример 2
В организации утром 18.11.2013 вышел из строя станок. По этой причине оператор станка не работал 18.11.2013 и 19.11.2013. О поломке незамедлительно был уведомлен начальник смены. Срок эксплуатации станка, установленный заводом-производителем, истек 1,5 месяца назад, а требуемое техническое обслуживание в последние полгода не проводилось из-за увольнения специалиста.
Должностной оклад оператора станка — 15 000 руб. Кроме того, за расчетный период с 01.11.2012 по 31.10.2013 ему было начислено:
— за сверхурочную работу — 5 000 руб.;
— за выслугу лет — 12 000 руб.;
— премия по итогам 2012 г. — 7 000 руб.
Расчетный период отработан полностью (247 раб. дн.).
Напомним, что в силу п. 2 Порядка исчисления средней заработной платы при расчете учитываются все виды выплат, предусмотренных системой оплаты труда в организации, независимо от источников этих выплат.
Средний дневной заработок работника равен 825,91 руб. ((15 000 руб. х 12 мес. + 5 000 руб. + 12 000 руб. + 7 000 руб.) / 247 раб. дн.).
Соответственно, за период простоя по вине работодателя работнику будет начислено 1 101,21 руб. (825,91 руб. x 2 дн. x 2/3). Зарплата, причитающаяся работнику за ноябрь 2013 года, составит 14 601,21 руб. (15 000 руб. х 18 раб. дн. / 20 раб. дн. + 1 101,21 руб.).
Порядок расчета заработной платы при простое по причинам, не зависящим от работника и работодателя, зависит от формы оплаты труда, установленной в организации, — повременной или сдельной.
При повременной оплате труда зарплата работников может исчисляться исходя из:
— часовой ставки;
— дневной ставки;
— месячного оклада.
Если работнику установлена часовая ставка, то оплата труда при простое рассчитывается путем умножения часовой ставки на 2/3 и на количество дней простоя.
Если работнику установлена дневная ставка, то оплата труда при простое рассчитывается, соответственно, путем умножения дневной ставки на 2/3 и на количество дней простоя.
Если работнику установлен месячный оклад, то оплата труда при простое рассчитывается следующим образом: оклад / общее количество рабочих дней х 2/3 х количество дней простоя.
Отметим: если длительность простоя менее одного рабочего дня, величина среднего дневного заработка делится на количество рабочих часов в смене и умножается на время простоя (в часах).
Пример 3
В организации по причине перебоев в электроэнергии простой работника составил 2 рабочих дня (18 и 19 ноября). Оклад работника — 15 000 руб.
В ноябре 2013 года норма рабочего времени по производственному календарю — 20 раб. дн.
Оплата труда работника за время простоя составит 1 000 руб. (15 000 руб. / 20 дн. х 2/3 х 2 дн.).
Зарплата за время простоя работников, труд которых оплачивается сдельно, рассчитывается исходя из 2/3 их часовой (дневной) ставки в том же порядке, что и для работников, труд которых оплачивается повременно.
При расчете заработной платы за время простоя по причинам, не зависящим от работника и работодателя, не учитываются различные надбавки и доплаты к тарифным ставкам и должностным окладам (например, за выслугу лет, работу в ночное время), премии, вознаграждения и иные выплаты, принимаемые во внимание при определении среднего заработка. То есть сумма начислений в этом случае будет меньше суммы, выплаченной за время простоя, возникшего по вине работодателя.
Кроме того, если простой затянулся, пересчитывать сумму среднего заработка каждый месяц не нужно. Выплачивать сотрудникам деньги следует в сроки, установленные в организации для выдачи заработной платы.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в редакции от 23.07.2013) расчет среднего дневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления заработка работника за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, на 730. То есть наличие в расчетном периоде выходных, нерабочих праздничных дней и времени простоя в данном случае не имеет значения.
Вопросы оплаты временной нетрудоспособности и отпусков по беременности и родам во время простоя регулируются Положением N 375 . В соответствии с его п. 15 во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком согласно п. 23 Положения N 375.
Также напомним, что в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС. Данное мнение изложено в п. 1 Письма ФСС РФ от 11.03.2011 N 14-03-18/05-2129. Соответственно, оплата, производимая за время простоя, включается в расчет среднего заработка для начисления пособий.
В статье 9 Федерального закона N 255-ФЗ определены периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается. В силу п. 5 ч. 1 данной статьи пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период простоя, за исключением случая временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя (ч. 7 ст. 7 названного федерального закона). Это связано с тем, что время простоя, наступившего по вине работодателя или по не зависящим от работодателя и работника причинам, подлежит оплате работодателем, то есть у работника сохраняется доход. Соответственно, страховой риск, с реализацией которого Федеральный закон N 255-ФЗ связывает возникновение обязанности по назначению и выплате пособия по временной нетрудоспособности, не реализуется.
В случае же возникновения простоя по вине работника и наступления у него временной нетрудоспособности в период простоя заработок утрачивается не в результате страхового случая — временной нетрудоспособности, а по причине виновных действий самого работника. Целевое назначение страхового обеспечения здесь необходимо рассматривать в системной связи со ст. 157 ТК РФ. На это указано в Определении КС РФ от 17.01.2012 N 8-О-О.
Если временная нетрудоспособность наступила до периода простоя и продолжается в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата в соответствии со ст. 157 ТК РФ, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам.
Если нетрудоспособность сотрудника продолжается и после простоя, пособие за период болезни после окончания периода простоя назначается в общеустановленном порядке. Об этом говорится и в Письме ФСС РФ от 22.03.2010 N 02-03-13/08-2497.
На основании указанного можно сделать следующий вывод: будет работник находиться в период простоя на больничном или нет, значения не имеет. Он получит одинаковые суммы. Однако такое равенство соблюдается, лишь если сумма пособия за дни простоя, исчисленная в общем порядке, превышает или равна сумме, причитающейся сотруднику в порядке ст. 157 ТК РФ. Если же размер пособия, исчисленный за дни простоя, ниже, то именно меньшая сумма должна быть выплачена работнику в качестве оплаты больничного листа.
Какие документы нужно оформлять при простое автотранспорта?
Цитата (Устав автомобильного транспорта):4. За задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку, соответственно грузоотправитель, грузополучатель уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа в договоре перевозки груза не установлен, в размере: 1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении; 2) одного процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки. 5. При задержке (простое) специализированных транспортных средств размер штрафа, указанного в части 4 настоящей статьи, увеличивается в два раза, если иное не установлено договором перевозки груза. Перечень специализированных транспортных средств определяется правилами перевозок грузов. 6. Штраф за задержку (простой) транспортных средств взыскивается независимо от штрафа за непредъявление для перевозок грузов, предусмотренных договорами перевозок грузов. Основанием для начисления штрафа за задержку (простой) транспортных средств служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств.