Статья 335. Длительный отпуск педагогических работников


Кто может претендовать

С 2021 года утверждены новые правила предоставления такого отпуска.

Согласно правилам претендовать на отпуск сроком до одного года могут педагогические работники, замещающие должности, поименованные в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации.

Обозначим категории работников дошкольных учреждений и школ, которые имеют право на длительный отпуск:

  • воспитатель, старший воспитатель;
  • инструктор-методист, инструктор по труду, инструктор по физической культуре;
  • концертмейстер;
  • логопед;
  • мастер производственного обучения;
  • методист;
  • музыкальный руководитель;
  • педагог дополнительного образования;
  • педагог-библиотекарь, педагог-организатор, педагог-психолог;
  • преподаватель;
  • социальный педагог;
  • старший вожатый;
  • тренер-преподаватель;
  • тьютор;
  • учитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед.

Другой комментарий к статье 335 ТК РФ

1. Положения комментируемой статьи предусматривают специальную гарантию лицам, осуществляющим педагогическую деятельность на протяжении длительного времени. Данная гарантия распространяется на определение специального времени отдыха, достаточно длительного по своей продолжительности. Возникновение права на такой длительный отпуск определяется рядом условий к стажу педагогической деятельности: — непрерывность, т.е. отсутствие в трудовом стаже работника перерывов, превышающих установленные законом пределы, в течение которых непрерывный стаж сохраняется. Исключение из общего правила составляют случаи увольнения работника по сокращению численности или штата работника, предоставляющие ему специальные гарантии исчисления непрерывного стажа; — длительность — осуществление педагогической деятельности непрерывно на протяжении более 10 лет подряд. Десятилетний стаж педагогической деятельности предоставляет право на получение работником данного вида отпуска. При этом возникновение права на отпуск не связано с работой исключительно в одной образовательной организации, а лишь указывает на непрерывность педагогической деятельности, в том числе осуществляемой в разных организациях.

Предусмотренная комментируемой статьей гарантия, с одной стороны, обеспечивает право работника на получение гарантированного ему законом вида времени отдыха. С другой стороны, предоставление работнику права на получение отпуска предопределяет обязанность работодателя предоставить по требованию работнику данный вид отпуска. Таким образом, инициатива предоставления данной гарантии принадлежит работнику, а работодателю вменяется в обязанности ее реализация.

2. Порядок предоставления отпуска, предусмотренного комментируемой статьей, регламентирован приказом Минобразования РФ от 7 декабря 2000 года N 3570 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года».

По общему правилу, на данный вид отпуска распространяются общие положения ТК РФ, применяемые в отношении иных видов отпусков, в частности отпусков без сохранения заработной платы, например, за работником, находящимся в длительном отпуске, сохраняется не только место работы, но и общий объем педагогической нагрузки, что является особенностью данной категории.

Порядок и условия предоставления

Как правило, работник подает на имя руководителя письменное заявление с просьбой предоставить длительный отпуск.

Руководитель проверяет наличие у работника стажа, требуемого для реализации данного права, и оценивает возможность предоставления отпуска в указанный работником срок. Если необходимый стаж имеется и нет препятствий для оформления отпуска, руководитель издает приказ о предоставлении отпуска и заносит сведения о нем в личную карточку работника в общем порядке.

Во многих образовательных организациях не допускается, чтобы одновременно длительный отпуск был предоставлен сразу двум или большему количеству работников.

Внимание! Необходимый для отпуска стаж может быть набран в разных образовательных организациях, включая частные, но только при наличии у последних государственной аккредитации.

С 2021 года уточнены и новые правила исчисления стажа непрерывной педагогической работы для такого отпуска:

  • фактически проработанное время замещения должностей педагогических работников по трудовому договору;

Внимание! Такие периоды фактически проработанного времени суммируются только в том случае, когда продолжительность перерыва между увольнением и поступлением на работу составляет не более 3 месяцев.

  • время, когда педагог фактически не осуществлял трудовую деятельность, но за ним сохранялось место работы (должность) (вынужденный прогул, перевод на другую работу и последующее восстановление на прежней работе);
  • время замещения должностей педагогических работников по трудовому договору в период прохождения производственной практики, если перерыв между окончанием образовательного учреждения и поступлением на педагогическую работу не превысил 1 месяца.

Внимание! Стаж, необходимый для длительного отпуска педагога, не считается прерванным, если сотрудник перешел из одной организации в другую и не работал меньше 1 месяца.

Таким образом, если ранее в необходимый для длительного отпуска стаж не учитывались перерывы между работой, то теперь ситуация изменилась.

Как правило, чтобы уйти на заслуженный отдых педагогическому работнику необходимо выполнить целый ряд требований:

  • выполнить учебную нагрузку, предусмотренную планом работу в начале года ( учитель — 36 часов в неделю, логопед — 20 часов в неделю);
  • педагог преимущественно должен быть оформлен в качестве основного работника в данной организации;
  • заранее предупредить руководителя, чтобы он мог скорректировать учебный план и распределить нагрузку среди педагогических работников.

Законодательно определено, что продолжительность длительного отпуска, очередность его предоставления, разделение его на части, продление на основании листка нетрудоспособности, присоединение длительного отпуска к ежегодному основному оплачиваемому отпуску и остальные вопросы определяются коллективным договором, а не уставом образовательного учреждения, как это происходило ранее.

В коллективном договоре образовательной организации должны быть рассмотрены следующие положения:

  • длительность отпуска (не более года), периодичность отпуска отображается в графике;
  • очередность его предоставления (но не реже чем раз в 10 лет);
  • возможность продления в случае болезни;
  • присоединение отпуска к ежегодному основному;
  • возможность оформления такого отпуска совместителю;
  • оплата, в тех случаях, когда законом она не является обязательной.

Внимание! Если отпуск предоставляется в соответствии с определенным графиком, то перенести такой отпуск можно только с согласия обеих сторон. Для этого необходимо написать еще одно заявление с просьбой об отмене уже назначенного отпуска и перенесения его на другой срок. При этом руководитель вправе не согласиться.

Какие периоды могут быть включены в непрерывный стаж

Для предоставления длительного отпуска должен быть подтвержден стаж работы на одной из вышеуказанных должностей не менее 10 лет.

В этот стаж включаются периоды:

Это важно знать: Положен ли отпуск внешнему совместителю

1. Фактически проработанное время. В случае увольнения и последующего устройства на педагогическую должность срок между увольнением и официальным трудоустройством не должен превышать 3 месяцев.

2. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

3. Время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялись место работы и должность (в том числе время вынужденного прогула при незаконном увольнении).

4. Производственная практика включается, если срок между ее окончанием и днем поступления на педагогическую работу не превысил 1 месяца.

Гарантии педагогам

На период нахождения в длительном отпуске за педагогом сохраняется:

  • место работы(должность);
  • учебная нагрузка.

В данный период не допускается перевод сотрудника на другую работу и увольнение по инициативе организации (исключение — полная ликвидация образовательного учреждения).

Важно отметить, что длительный отпуск педагогического работника не влияет на отпускной период основного отпуска.

Внимание! Если в период длительного отпуска будет проведено увольнение, то это будет серьезной ошибкой руководителя. Работник сможет свободно обратиться в Трудовую инспекцию или прокуратуру.

Примечания к закону

Установленная продолжительность отпуска, основного, удлинённого, оплачиваемого и полагающегося только педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений, не зависит от ведомственной подчинённости и правовой организационной формы учреждения. Однако чтобы определить количество дней, которое содержит очередной отпуск учителям, нужно постоянно руководствоваться примечаниями и приложениями к новому закону.

Например, в примечаниях указано, что 56 дней полагаются для отпуска преподавателям школ искусств, куда входят музыкальные, художественные и другие, относящиеся к дополнительному образованию детей. Это указано в пункте 2 примечаний к закону. Другой пример: продолжительность отпуска учителя, работающего в учреждении, которое не является образовательным, согласно постановлению № 1052 1994 года, — 42 дня по календарю. Так отдыхают воспитатели, социальные педагоги и многие другие работники организаций, предприятий и учреждений.

Отзыв педагога из отпуска

В связи с трудовой необходимостью учителя можно отозвать из отпуска. Однако, такой отзыв допускается только с согласия педагога (ст.125 ТК РФ).

В данном случае педагогу необходимо написать заявление о том, что он не возражает быть отозванным из отпуска. Неиспользованная часть отпуска при отзыве не сгорает. Руководитель должен согласовать с педагогом время, когда им будет использован остаток отпуска. Это отражается в приказе об отзыве, с которым под роспись знакомят сотрудника.

Виды педработников и отличия по отпускам

Минимальная продолжительность ежегодных основных отпусков, установленных педагогам, определена Постановлением российского Правительства от 14.05.2015года №466. Данным документом регламентированы вопросы длительности отпусков и их зависимость от типа образовательного учреждения, а именно:

  • для педагогических сотрудников дошкольных образовательных организаций (включая руководителей) – 42 дня;
  • для педагогов дошкольных учреждений (включая руководителей), работающих с детьми, которые обладают ограниченными возможностями либо нуждаются в продолжительном лечении – 56 дней;
  • для педагогов и руководителей организаций дополнительного образования – 42 дня;
  • для преподавателей и руководителей учреждений дополнительного образования со специализацией в области искусств – 56 дней;
  • для педагогов дополнительного образования, работающих с людьми, которые обладают ограниченными возможностями – 56 дней;
  • для педагогов ряда учреждений (общеобразовательных, профессиональных образовательных, высшего образования, а также дополнительного профобразования) – 56 дней;
  • для воспитателей и музруководителей, работающих в группах для дошкольников с ограниченными возможностями – 56 дней;
  • для музруководителей и воспитателей – 42 дня;
  • для педагогов, работающих в организациях, производящих лечение, оказывающих психологическую, социальную и медицинскую помощь, а также для детей-сирот и детей без попечения родителей – 56 дней;
  • для педагогов учреждений, обладающих правом реализации проектов по выявлению лиц с выдающимися способностями – 42 дня.

Конкретные должности педагогов, ссылка на которые дана в Постановлении №466 от 14.05.2015года, приведены в Постановлении Правительства России от 08.08.2013года №678.

Реализация

Отметим, что длительный отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время. Однако такой отпуск не должен отрицательно сказаться на деятельности образовательной организации.

Чаще всего педагогические работники предпочитают использовать отпуска исключительно во время каникул. Поскольку образовательные учреждения зачастую испытывает нехватку кадров, то во время учебного процесса руководство неохотно отпускает сотрудников в отпуска.

Тем не менее на практике педагогическим работникам предоставляется такой вид отпуска, но оплачивают его — единицы.

А уходил ли кто-то из вас в длительный отпуск? С какими трудностями вы столкнулись?

Длительный отпуск педагогических работников

Длительный отпуск педагогических работников до 1 года и порядок его предоставления на практике.

Длительный отпуск педагогических работников сроком до одного года предусмотрен федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». А какой существует порядок предоставления длительного отпуска педагогическим работникам?

Мнение эксперта

Поляков Пётр Борисович

Адвокат с 6-летним стажем. Специализация — гражданское право. Опыт более 3 лет в составлении договоров.

Педагогические работник имеют право не только на удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск. Один раз в десять лет непрерывной работы у педагогических работников возникает право на длительный отпуск, продолжительностью до одного года.

Расчет и оплата отпускных дней

Для расчета отпускных сумм, предназначенных к выплате педагогам, должна быть определена величина среднедневного заработка за предшествующие 12 месяцев, которая умножается на число дней отпуска. В среднем заработке должны быть учтены следующие начисления:

  • по окладам;
  • за часы преподавательской деятельности (помимо установленной учебной нагрузки);
  • за классное руководство;
  • в качестве районного коэффициента;
  • в качестве установленных надбавок (за профессионализм, ученое звание, выслугу, совмещение, знание иностранных языков и т.д.);
  • в качестве премиальных;
  • за проверки письменных работ;
  • за заведование учебным кабинетом.

Дополнительные выплаты

В качестве дополнительных стимулирующих выплат, предназначенных педагогам, как правило, рассматривается вознаграждение за успехи в педагогической деятельности. Список подобных достижений оговаривается законодательством, трудовыми контрактами и коллективными договорами.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России №818 от 29.12.2007 года установлен перечень стимулирующих надбавок, которые используются в бюджетных учреждениях. Он включает выплаты:

  • за качество работы;
  • за интенсивность;
  • за выслугу лет;
  • за высокие результаты;
  • за итоги работы.

В соответствии с требованиями Минздравсоцразвития РФ объем финансовых ресурсов, направляемых на материальное стимулирование педагогов, должен составлять не меньше 30% от ФОТ организации.

Выплаты, имеющие стимулирующую природу, устанавливаются педагогам на основании критериев, которые позволяют оценить качество, интенсивность, показатели выслуги, результативность и общие итоги трудовой деятельности. Данные критерии вырабатываются в коллективных договорах, локальных актах на основе рекомендаций федеральных органов власти.

Отдельные аспекты системы стимулирования должны быть конкретизированы в трудовых контрактах педагогических работников. В случае введения систем оплаты труда или положений о премировании для сотрудников образовательных учреждений, информация о величине и критериях применения стимулирующих выплат должна быть обновлена в индивидуальных трудовых договорах педагогов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: