Главная / Трудовое право / Отпуск
Назад
Опубликовано: 09.06.2016
Время на чтение: 7 мин
0
2014
Педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций предоставляется не обычный основной оплачиваемый отпуск в 28 дней, а удлинённый.
Согласно 334 статье Трудового Кодекса его продолжительность определяется Правительством РФ, которое в 2015 году подписало Постановление № 466, устанавливающее количество предоставляемых оплачиваемых дней отдыха этой категории работников в соответствии с номенклатурой занимаемых должностей.
Удлинённые отпуска, как и раньше, составляют 42 и 56 дней.
- Категории, которые имеют право на данный вид отпуска
- Условия предоставления
- Документальное оформление
- Выплаты
Право на отпуск есть у всех
Все работники, трудящиеся по трудовым договорам, имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Право на отпуск имеют не только работники основного состава, но и сотрудники:
- совместители;
- «срочники»;
- сезонные работники;
- дистанционные работники и надомники (ч. 2 ст. 287, 291, 295, ч.4 ст. 310, ч. 2 ст. 312.4 ТК РФ).
В большинстве случаев работникам положено 28 календарных дней отпуска, однако некоторым сотрудникам по действующему законодательству полагаются более продолжительные отпуска. Ежегодный оплачиваемый основной отпуск продолжительностью более 28 календарных дней называется удлиненным отпуском (ч. 2 ст. 115 ТК РФ).
Категории, которые имеют право на данный вид отпуска
Право на удлинённые отпуска сохраняются лишь у тех сотрудников, которые работают в организациях, связанных с реализацией образовательных программ на основе лицензии, и чья деятельность напрямую связана с педагогической. Это:
- педагоги;
- руководители образовательных учреждений и их структурных подразделений;
- заместители руководителей.
Отпуск называется удлинённым, так как, по сравнению с другими категориями граждан, предоставляется в удвоенном виде — 56 дней и 42 дня.
Обусловлено это тем, что педагоги испытывают в течение года усиленную психологическую и эмоциональную нагрузку.
На 42 дня оплачиваемого отдыха могут рассчитывать сотрудники организаций (кабинетов):
- дошкольного образования;
- дополнительного образования;
- занимающихся учебно-методической работой.
56 дней предоставляются работникам:
- начального, среднего и высшего образования;
- организаций на базе школ комбинатов и мастерских;
- ведущих курсы повышения квалификации;
- отделов, оказывающих психологическую помощь, работающих при образовательных учреждениях;
- медучреждений, ведущих педагогическую деятельность.
Право на удлиненный отпуск
Теперь давайте разбираться, кому положен удлиненный ежегодный основной оплачиваемый отпуск. Право на такой отпуск устанавливается Трудовым кодексом, Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Например, удлиненный основной отпуск положен:
- несовершеннолетним работникам – 31 календарный день (ст. 267 ТК РФ);
- инвалидам – 30 календарных дней (ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ);
- пенсионерам, проживающим в домах престарелых – 30 календарных дней (ст. 5, 13 Федерального закона от 02.08.1995 №122-ФЗ);
- педагогам, перечисленным в приложении к постановлению Правительства РФ от 14.05.2015 №466 – 42 (56) дня;
- медработникам, поименованным в приложении к постановлению Минтруда России от 08.08.1996 №50 – 36 рабочих дней;
- государственным и муниципальным служащим – 30 календарных дней (ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, п.3 ст. 21 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ);
- кандидатам и докторам наук, работающим в финансируемых государством научных учреждениях – 36 и 48 дней соответственно (постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 949);
- наркополицейским, прокурорским работникам, сотрудникам Следственного комитета, таможенникам, судьям – 30 календарных дней (п. 108 Положения, утв. Указом Президента РФ от 05.06.2003 № 613, ст. 41.4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1, ст. 25 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ, ст. 36 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ, п. 2 ст. 19 Федерального закона от 26.06.1992 № 3132-1, п. 5 Указа Президента РФ от 14.09.1995 № 941);
- спасателям – от 30 до 40 суток (п. 5 ст. 28 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ;
- сотрудникам, работающим с химическим оружием – 49 (56) календарных дней (ст. 5 Федерального закона от 07.11.2000 №136-ФЗ).
Читать также
19.07.2016
Профессии для тех, кто мечтает о рекордно длинном отпуске
1. Горняки, металлурги, нефтяники. До 36 дней дополнительного оплачиваемого отпуска, помимо 28 дней обязательного.
Средняя зарплата: инженер по буровым растворам — от 70 тыс. руб.
— Предоставление гарантий в некоторых отраслях показывает важность самой отрасли для населения и государства. Вероятно, цель законодателя — привлечь молодых специалистов, заинтересовать в работе в указанной сфере,— здесь и далее объясняет Татьяна Ширнина, старший юрист департамента трудового права Института профессионального кадровика.
2. Ветеринар, зоолог и другие сотрудники в противочумных учреждениях (институты, лаборатории и т.д.). До 36 дней дополнительного оплачиваемого отпуска, помимо 28 дней обязательного.
Средняя зарплата: ветеринарный врач — от 45 тыс. руб.
— Это работники, непосредственно соприкасающиеся с подозрительным или заведомо заразным материалом и в заразных комнатах (боксах) по особо опасным инфекциям. Поэтому они в качестве гарантии за работу в таких условиях получают дополнительный отпуск, — говорит Ширнина.
3. Медицинские работники, участвующие в оказании психиатрической помощи, — до 35 дней дополнительно, в оказании противотуберкулёзной помощи — до 21 дня, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных — до 14 дней.
Средняя зарплата: врач-психиатр — от 55 тыс. руб.
— Такие гарантии связаны с вредностью, а в некоторых случаях — опасностью и напряжённостью труда медицинских работников, спецификой их работы. Дифференциация в количестве дней зависит от занимаемой ими должности.
4. Персонал (врачи, медсёстры, культорганизаторы и даже баянисты), работающий в учреждениях для психически больных, школах-интернатах, домах ребёнка для умственно отсталых детей, в лечебно-трудовых профилакториях для принудительного лечения страдающих алкоголизмом и наркоманией. До 30 дней дополнительного отпуска.
Средняя зарплата: медицинская сестра — от 35 тыс. руб.
— Работники в лечебно-трудовых профилакториях получают право на дополнительный отпуск и сокращённый день, но предоставление такого отпуска должно быть только по результатам специальной оценки условий труда, которая докажет, что работа проходит действительно во вредных или опасных условиях.
5. Воспитатели в детских садах. Удлинённый отпуск в 42 дня (вместо 28).
Средняя зарплата: воспитатель — от 30 тыс. руб.
— Предоставление удлинённого отпуска воспитателям связано с необходимостью восстановления сил — прежде всего из-за психологической нагрузки на работе. Но удлинённый отпуск не является дополнительным, это тот же ежегодный основной оплачиваемый отпуск, просто с увеличенной продолжительностью в связи с особыми условиями труда.
6. Учителя. Удлинённый отпуск в 56 дней (вместо 28).
Средняя зарплата: учитель (преподаватель в средней школе) — от 40 тыс. руб.
— Что касается учителей, то здесь регламентация та же, что и у воспитателей. Увеличенная продолжительность отпуска связана с необходимостью в более длительном восстановлении работоспособности, а также для компенсации дополнительной нагрузки во время работы.
7. Научные работники вузов, занимающие штатные должности и имеющие учёную степень доктора наук. Отпуск до 48 дней (вместо 28).
Средняя зарплата: преподаватель в вузе — от 30 тыс. руб.
— Целью предоставления более продолжительного отпуска является также и желание вызвать заинтересованность россиян в получении учёной степени и трудоустройстве в организации, финансирующейся из федерального бюджета.
8. Спасатели, работники аварийно-спасательных служб. 15 суток дополнительного отпуска.
Средняя зарплата: инженер-наладчик в аварийную службу — от 35 тыс. руб.
— Наименование должностей работников уже говорит о выполнении ими работы в условиях, значительно отклоняющихся от нормальных. Законодатель, давая гарантии предоставления дополнительного отпуска, подчеркнул социальную значимость профессии. Обратите внимание на способ определения продолжительности дополнительного отпуска — речь идёт не о днях, о сутках (ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»).
9. Судьи. Отпуск — с учётом стажа работы. От 5 до 10 лет стажа — 5 дополнительных рабочих дней, при стаже от 10 до 15 лет — 10 рабочих дней, а если стаж — свыше 15 лет, продолжительность отпуска составит уже 15 рабочих дней.
Средняя зарплата: третейский судья — от 40 тыс. руб.
— Отпуск у судей удлиняется для обеспечения подлинной их независимости, а когда речь идёт о предоставлении отпуска за стаж работы в области юриспруденции, это показатель значимости данной области знаний для государства. Напомню, что Российская Федерация — это правовое государство, и кому, как не судьям, это право применять? Обратите внимание, что указанной категории работников отпуск предоставляется не в календарных, а в рабочих днях. Стоит отметить, что Указ президента РФ от 14.09.1995 N 941 «О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного суда» относит отпуск к материальной гарантии и говорит о недопустимости её снижения.
10. Сотрудники полиции. Отпуск — за выслугу лет. Дополнительные 5 дней — при сроке службы от 10 до 15 лет, 10 дней — при сроке службы от 15 до 20 лет, 15 дней — при сроке службы более 20 лет. Также дополнительный отпуск продолжительностью от 10 дней за выполнение служебных обязанностей во вредных или опасных условиях и от 3 до 10 дней за ненормированный день.
Средняя зарплата: полицейский — от 40 тыс. руб.
— Связано такое количество отпусков с самим характером трудовой деятельности: в работе этих сотрудников всегда присутствуют риск и опасность при исполнении трудовых обязанностей.
Зарплатные данные предоставлены порталом по поиску работы headhunter.ru.
Льготный отпуск: что это, суть понятия
В Трудовом Законодательстве подробно описывают право каждого гражданина ежегодно получать определённое время отдыха. Но есть категории, которым полагаются дополнительные дни перерыва. Это и есть так называемый льготный перерыв от работы. Здесь опираются на статью 116 ТК РФ.
Работник может рассчитывать на такую льготу, если относится к определённой категории граждан, перечень которых установлен на законодательном уровне.
Каким категориям граждан полагается добавка?
Вот пример сотрудников, которым можно рассчитывать на увеличение отдыха:
- С особыми видами трудовой деятельности. Пример – медицинские лаборатории, работающие с зараженными биологическими материалами.
- Лица, работающие на предприятиях с производственным циклом, представляющим опасность для здоровья.
- Наличие ненормированного рабочего дня, из-за которого присутствие на месте может потребоваться в равной степени днём и ночью, в праздники.
- Те, кто трудятся в климатически тяжёлых условиях, в том числе – на Крайнем Севере.
На региональном уровне, либо у конкретного предприятия могут существовать документы, где описаны дополнительные условия, связанные с этим направлением.
122 статья ТК РФ говорит о том, что льготные категории граждан получают основные и дополнительные отпуска вне зависимости от того, какой стаж набран на конкретном предприятии. Правило распространяется и на следующих лиц:
- усыновители детей в возрасте до трех месяцев;
- работники, которые сами младше 18-ти лет;
- сотрудники, которые подали заявление по дополнительному отпуску после того, как вышли из декрета;
- решившие получить еще один отпуск до начала декрета.
Трудовые права педагога-психолога
Стр 1 из 15Следующая ⇒
Дополнительная оплачиваемая работа
В должностные обязанности педагога-психолога не входит ведение преподавательской работы по предметам, предусмотренным учебным планом ОУ в т. ч. по дисциплинам психолого-педагогического профиля, а также по коррекции недостатков в физическом или умственном развитии обучающихся и воспитанников.
Вместе с тем это не означает, что указанная работа не может осуществляться педагогами-психологами за дополнительную оплату, которая в одном и том же дошкольном образовательном учреждении (далее — ДОУ), в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении не является совместительством (подп. «е» п. 2 постановления Минтруда России от 30.06.2003 №41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»
).
Такая педагогическая работа допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.
Однако если работа в должности педагога-психолога выполняется помимо основной работы (например, старшим воспитателем ДОУ), то такая работа является совместительством, может выполняться только за пределами основного рабочего времени и на основании другого трудового договора.
Продолжительность отпуска.
Продолжительность ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогов-психологов в зависимости от типа или вида ОУ может составлять 42 или 56 календарных дней (постановление Правительства РФ от 01.10.2002 № 724
).
Отпуск педагогов-психологов продолжительностью 56 календарных дней предусматривается:
· в общеобразовательных учреждениях, общеобразовательных школах-интернатах, ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т. ч. в которых имеются группы для детей дошкольного возраста;
· специальных (коррекционных) ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
· ДОУ для воспитанников с отклонениями в развитии;
· оздоровительных ОУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
· ДОУ для детей, нуждающихся в длительном лечении;
· специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа;
· ОУдля детей дошкольного и младшего школьного возраста;
· ОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
· межшкольных учебных комбинатах; учебно-производственных мастерских;
· учреждениях начального и среднего профессионального образования;
· учреждениях высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
· психологических службах системы образования;
· учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.
В ДОУ (в т. ч. дошкольных учреждениях, имеющих отдельные группы воспитанников с нарушением речи или другие ограниченные возможности здоровья), в учреждениях дополнительного образования детей, в учебных, учебно-методических, методических кабинетах (центрах), отпуск педагогов-психологов предоставляется продолжительностью 42 календарных дня.
Досрочная трудовая пенсия
В настоящее время органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью руководствуются порядком и условиями, определенными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 («О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»»
).
Несмотря на то что должность «педагог-психолог» включена в Список, утвержденный указанным постановлением, периоды работы в этой должности в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, включаются только в случаях, когда педагоги-психологи работают в учреждениях, предусмотренных п. 11 Правил, утвержденных этим же постановлением.
Установлено, что работа в должности «педагог-психолог» засчитывается в стаж работы в ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) ОУ для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, ОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и в учреждениях социального обслуживания (пп 1.3, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка
).
Время работы в других учреждениях для детей, например, в общеобразовательных учреждениях, дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей и некоторых других, не поименованных в п. 11 Правил, в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в периоды работы в должности «педагог-психолог» не включается. Такое ограничение можно рассматривать как нарушение принципа справедливости и равенства в пенсионных правах, что может быть оспорено в суде.
Нормативы для введения должности «педагог-психолог» Письмом Гособразования СССР от 27.04.1989 № 16, в соответствии с которым предлагалось вводить в штат ОУ должности психологов, какого-либо централизованного норматива не предлагалось. Вместе с тем в некоторых учреждениях, для которых типовые штаты либо нормативы численности персонала принимались после 1989 г., норматив для введения должности «педагог-психолог» уже предусматривался. Так, в нормативах по определению численности персонала, занятого обслуживанием ДОУ (ясли, ясли-сады, детские сады) (утвержденных постановлением Минтруда России от 21.04.1993 № 88), должность «педагог-психолог» предусматривается на каждые 3 группы по 0,25 ед. должности. Примерными штатными нормативами (утвержденными приказом Гособразования СССР от 15.05.1991 № 227) для школ-детских садов предусмотрено, что должность психолога в штатах учреждения, состоящего из l-XI(XII) классов и дошкольных групп, устанавливается при наличии специалиста, имеющего специальное психологическое образование. Типовыми штатами или штатными нормативами, принятыми в некоторых субъектах РФ, предусматривается различный норматив должности «педагог-психолог». Например, одна должность «педагог-психолог» в ДОУ предусматривается на 4 группы. Вместе с тем каким бы ни был установленный штатный норматив по должности «педагог-психолог», это не означает, что ОУ не могут его изменять, поскольку утверждение структуры и штатного расписания отнесено к компетенции самого учреждения, в связи с чем оно вправе действовать по данному вопросу самостоятельно в пределах имеющегося фонда оплаты труда (ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). |
Сведения о состоянии здоровья воспитанников детского сада, а также их персональные данные запрещено разглашать и несанкционированно, предавать другим лицам. За нарушение данного требования законодательства педагог-психолог может быть привлечен к юридической ответственности.
А.И. Вавилов, ст. науч. сотрудник Центра правовых прикладных разработок Института развития образования — Высшей школы экономики
Требования к работав конфиденциальной информацией
Правила работы с информацией конфиденциального характера определяются федеральными законами и детализируются в локальных нормативных актах работодателя. Дошкольные образовательные учреждения (далее — ДОУ) должны иметь такие локальные акты, а принятые на работу педагоги-психологи — быть ознакомлены с ними под роспись.
ОБРАБОТКА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ — ДЕЙСТВИЯ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ СБОР, СИСТЕМАТИЗАЦИЮ, НАКОПЛЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ, УТОЧНЕНИЕ (ОБНОВЛЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ), ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ (В Т. Ч. ПЕРЕДАЧУ), ОБЕЗЛИЧИВАНИЕ, БЛОКИРОВАНИЕ, УНИЧТОЖЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ. | Общие правила работы с конфиденциальной информацией содержит Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон № 149-ФЗ). Этим законом устанавливается недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. «Запрещается требовать от гражданина (физического лица) |
предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами» (п. 8 ст. 9 Закона № 149-ФЗ). Правила сбора, хранения и уничтожения персональных данных устанавливает Закон № 152-ФЗ и обозначает эти действия термином «обработка персональных данных».
Значимым для работы педагога-психолога являются требования Закона № 152-ФЗ об обезличивании персональных данных, под которым понимаются «действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных». Условие об обезличивании является обязательным при использования персональных данных для статистических и научных целей без согласия их обладателей (п. 2. ст. 6 Закона № 152-ФЗ), поскольку при обезличивании данные утрачивают свою конфиденциальность (ст. 7Закона № 152-ФЗ), а их обработка более не требует получения согласия от обладателей.
Также не менее значимы правила о соответствии объема и характера персональных данных целям их обработки и полномочиям оператора, о недопустимости обработки персональных данных, «избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе». Персональные данные должны храниться не «дольше, чем этого требуют цели их обработки», и подлежат уничтожению по достижении этих целей или в случае утраты необходимости в их достижении (ст. 5 и 6 Закона № 152-ФЗ
).
Закон № 152-ФЗ устанавливает общее правило — получение согласия на обработку персональных данных от их обладателей (субъектов), а в случае если обладателями таких данных являются недееспособные лица (например, несовершеннолетние воспитанники ДОУ) — получение согласия в письменной форме от их законных представителей (родителей, опекунов и других лиц, их заменяющих).
Однако если обработка персональных данных осуществляется с целью исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных, то согласия не требуется. Таким договором может признаваться образовательный договор, т. е. договорные отношения с родителями, возникающие в связи с приемом воспитанника в ДОУ.
В особую категорию выделяются данные, касающиеся «расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни» (ст. 10 Закона № 152-ФЗ
). Обработка таких данных допускается в случае, если от их обладателя (его законного представителя) получено разрешение по установленной форме (
п. 4 ст. 9Закона № 152-ФЗ
).
Согласия не требуется, если персональные данные «относятся к состоянию здоровья субъекта персональных данных и их обработка необходима для защиты его жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц, и получение согласия субъекта персональных данных невозможно». Под иными жизненно важными интересами может пониматься и право на образование.
HE ТРЕБУЕТСЯ СОГЛАСИЯ ОТ СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ {ЕГО ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ДАННЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОБЩЕДОСТУПНЫМИ, Т. Е. РАЗМЕЩЕНЫ В СПРАВОЧНИКАХ, АДРЕСНЫХ КНИГАХ И Т. П. | По нашему мнению, очевидное и существенное нарушение такого права позволяет обработку указанной категории данных без письменного согласия родителей (законных представителей) воспитанника. В соответствии с законодательством о здравоохранении, допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласиягражданина (его законного |
представителя) при оказании помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей, а также при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий, в т. ч. со стороны родителей (ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).
Дисциплинарная ответственность
В отличие от административной и уголовной ответственности, установленной за нарушения норм федеральных законов, к дисциплинарной ответственности педагог-психолог может быть привлечен руководителем ДОУ за нарушение правил работы с информацией, предусмотренных также локальными нормативными актами учреждения. Дисциплинарная ответственность регламентируется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ).
ДИСЦИПЛИНАРНОЕ НАРУШЕНИЕ (ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОСТУПОК) — НЕИСПОЛНЕНИЕ ИЛИ НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ РАБОТНИКОМ ПО ЕГО ВИНЕ ВОЗЛОЖЕННЫХ НА НЕГО ТРУДОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ. РАЗГЛАШЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ВОСПИТАННИКОВ ОТНОСИТСЯ К РАЗГЛАШЕНИЮ ОХРАНЯЕМОЙ ЗАКОНОМ ТАЙНЫ | В случае выявления такого нарушения при работе с информацией о воспитанниках руководитель ДОУ вправе применить к педагогу-психологу одно из следующих дисциплинарных взысканий: замечание, выговор или увольнение по п. 6 «в» ст. 81 за разглашение «охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника». Разумеется, что разглашение персональных данных воспитанников относится к разглашению охраняемой законом тайны. |
Дисциплинарное взыскание должно быть объявлено приказом руководителя ДОУ или распоряжением его заместителя, если заместитель наделен правом привлечения подчиненных ему работников к дисциплинарной ответственности. Приказ о взыскании должен быть доведен до сведения педагога-психолога под роспись в течение 3 рабочих дней со дня подписания, т. е. издания приказа.
До издания приказа руководитель ДОУ обязан запросить у педагога-психолога объяснение в письменной форме. В случае непредоставления письменного объяснения по истечении двух рабочих дней руководитель составляет акт об этом и вправе считать причины нарушения неуважительными. В случае же указания педагогом-психологом в объяснении уважительных причин нарушения, руководитель обязан провести проверку и (или) дать оценку указанным причинам.
ЕСЛИ О НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ РАБОТЫ С КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ РУКОВОДИТЕЛЮ УЧРЕЖДЕНИЯ СТАЛО ИЗВЕСТНО ЧЕРЕЗ 6 МЕС. ПОСЛЕ НАРУШЕНИЯ, ТО ОН УЖЕ НЕ ВПРАВЕ ПРИМЕНЯТЬ ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗЫСКАНИЕ ЗА ИСТЕЧЕНИЕМ СРОКА ДАВНОСТИ. | Установлены максимальные сроки, в течение которых руководитель учреждения имеет право применить дисциплинарное взыскание. Срок применения взыскания составляет не более одного месяц со дня обнаружения нарушения (ст. 193 ТК РФ). Днем обнаружения считается день, когда о нарушении стало известно непосредственному руководителю данного работника или руководителю учреждения. |
Другие работники (кроме непосредственного руководителя), ставшие очевидцами нарушения, не обязаны сообщать руководителю ДОУ о нарушении, поэтому их свидетельство не признается днем обнаружения. Законов запрещено применять дисциплинарное взыскание по истечении 6 мес. со дня совершения нарушения.
Расположение кабинета
Для кабинета педагога-психолога следует отвести помещение площадью не менее 25-30 м2, чтобы одновременно в нем могли находиться 10-12 человек и работа проходила в комфортных условиях.
КАБИНЕТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОЛЖЕН БЫТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНО ИЗОЛИРОВАН. ПОМИМО ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ВАЖНА ТАКЖЕ ЗВУКОВАЯ ИЗОЛЯЦИЯ. | Кабинет желательно расположить в доступном месте. Целесообразно определить под него помещение на первом этаже здания, что позволит посетителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюсти конфиденциальность встречи. |
Кабинет педагога-психолога должен быть территориально изолирован. Нельзя размещать его в проходном или смежном помещении (например, объединять с методическим кабинетом, физкультурным или музыкальным залом и пр.). По возможности лучше оборудовать его вдали от медицинского и административного кабинетов.
Помимо территориальной важна также звуковая изоляция. Для ее обеспечения в кабинете можно установить двойную дверь. Во время занятий на двери рекомендуется вывешивать предупреждение (табличку) о соблюдении тишины.
В кабинете необходимо поддерживать оптимальный температурный режим (от 20. до 22 °С). Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. Желательно иметь установки для увлажнения и ионизации, а также для кондиционирования воздуха.
Примерный перечень мебели для оборудования кабинета педагога-психолога
Наименование мебели | Количество, шт. | Примечание |
Рабочий стол педагога-психолога Компьютерный стол Стул | Для рабочей (личной) зоны педагога-психолога и зоны первичного приема | |
Кресло Маленький круглый столик | Для зоны консультативной работы или релаксации. Столик можно заменить тумбочкой | |
Шкаф | Для хранения документации, методических материалов, пособий | |
Стол-парта Стул | Для деятельности индивидуально или малой подгруппой в диагностической зоне и зоне коррекционно-развивающей работы | |
Ковер | Если позволяет пространство. Для организации игровой зоны для одного-двух детей или использования в коррекционно-развивающей работе | |
Дополнительные средства дизайна (панно, живые цветы и пр.) | По необходимости | – |
Оптимальный вариант — объединить при оборудовании кабинета педагога-психолога два помещения (например, небольшое помещение и стандартный класс или групповую). Такая модель кабинета особенно функциональна, если в образовательном учреждении работает не один психолог, а несколько специалистов. В этом случае они могут вести прием одновременно не мешая друг другу. Зональное разделение при этом может быть следующим:
· в малом кабинете — рабочая (личная) зона педагога-психолога; зона консультирования; зона индивидуальной диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной работы;
· в большом кабинете — зона групповой диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной работы; зона группового (например, семейного) консультирования. Здесь же проводят тренинговые или факультативные занятия.
Светоцветовое оформление кабинета
При организации кабинета педагога-психолога необходимо уделить серьезное внимание его светоцветовому оформлению.
В кабинете рекомендуется использовать комбинированное освещение. До и после проведения восстанавливающих релаксационных или развивающих занятий необходимо применять обычное верхнее освещение; во время специальных занятий — включать боковые настенные бра со слабым зеленым светом. Все светильники лучше направлять на потолок, чтобы обеспечить мягкий рассеянный свет.
Среда, в которую попадает клиент, должна настраивать его на диалог и доверительное общение. Следует знать, что на психическое состояние человека оказывает влияние цвет. Поэтому при оформлении кабинета важно учитывать требования цветопсихологии.
Все цвета можно разделить на две группы: теплые (оттенки красного и желтого) и холодные (голубовато-фиолетовые тона). Наиболее благоприятное влияние на зрение и центральную нервную систему (далее — ЦНС) человека оказывают зеленый и голубой цвета. Светлые тона положительно влияют на психофизиологическое состояние, вызывают хорошее настроение. Темные тона и насыщенные оттенки цвета, напротив, угнетают, способствуют развитию подавленного состояния. Красный и желтый цвета возбуждают и активизируют ЦНС.
Мебель синего цвета кажется холодной. Подсознательно возникает ощущение, что на синем стуле не так тепло сидеть, как на стуле красном или коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, кажется теплее, чем в помещении сине-зеленого цвета, хотя фактически температура в них одинакова.
Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека | |
1. Стимулирующие (теплые) цвета: · красный — побуждает к действию, волевой, жизнеутверждающий; · оранжевый — располагает к задушевной беседе, теплый, уютный; · желтый — способствует лучшему установлению контакта. 2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета: · фиолетовый — стимулирует состояние погружения в себя; · синий — отстраняет, создает дистанцию. 3. Успокаивающие и уравновешивающие цвета: · зеленый — освежает; · оливковый — успокаивает, смягчает; · желто-зеленый — раскрепощает. | 4. Приглушающие и подавляющие раздражение цвета: · охра — смягчает рост раздражения; · коричневый, землистый — стабилизирует; · темно-коричневый — смягчает возбудимость; · белый, серый — гасят раздражение; · темно-серые, черно-синие, зелено-синие -изолируют и подавляют раздражение. 5. Пастельные цвета: · розовый — вызывает нежность; · лиловый — усиливает замкнутость и изолированность; · пастельно-зеленый — смягчает; · серовато-голубоватый — вызывает сдержанность. |
В помещении, особенно с плохим освещением, потолки и стены, окрашенные в белый цвет, кажутся серыми. Это утомляет и неблагоприятно воздействует на психологическое состояние человека. Белый цвет хорошо воспринимается только в тех случаях, когда выступает фоном для других цветов.
При оформлении кабинета необходимо также обратить внимание на цвет входной двери. Дверь является важной частью помещения и почти всегда вызывает у посетителей определенные психологические ассоциации. В зависимости от цвета, в который она окрашена, дверь как бы приглашает войти в кабинет или, наоборот, не располагает к этому. Например, дверь, окрашенная в мрачный серый цвет, вызывает отрицательные эмоции и нежелание ее открывать.
Исследования Института цветопсихологии в Цюрихе (Швейцария) показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста. В раннем возрасте они предпочитают красный или пурпурный, а девочкам, главным образом, нравится розовый цвет. В возрасте 9-11 лет интерес к красному постепенно заменяется интересом к оранжевому, затем к желтому, желто-зеленому и, наконец, зеленому цвету. После
12 лет любимый цвет большинства — синий. Статистические исследования подтвердили, что синий цвет является наиболее предпочтительным и для взрослых людей. Такая смена пристрастий совпадает с процессами общего развития человека, с постепенно возникающей склонностью к более глубоким цветам. Исследования также показали наличие связи между предпочитаемым цветом и психологическими характеристиками человека.
В зависимости от расположения цвета в комнате он может по-разному воздействовать на человека. Поэтому при оформлении функциональных зон кабинета педагога-психолога необходимо учитывать следующие рекомендации.
Зоны ожидания приема и консультативной работы
желательно оформить так, чтобы цветовое решение пространства обеспечивало относительный покой, настроенность на диалог, свободное общение. Поэтому не следует использовать насыщенные оттенки красно-оранжевого цвета, а также создавать резкие цветовые контрасты.
Зону игровой терапии
рекомендуется оформлять с применением ярких насыщенных тонов, иногда резко контрастирующих.
Зону релаксации и снятия психоэмоционального напряжения
не следует перенасыщать мелкими деталями, они будут раздражать и оказывать стимулирующее, а не расслабляющее действие. Стены, пол, мебель, портьеры должны быть спокойных, нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения. Предпочтительными являются голубые и зеленые цвета.
Фитодизайн кабинета
В кабинете педагога-психолога обязательно должны быть растения, способствующие созданию оптимальных условий для занятий и отдыха. Кроме того, цветы, цветочные стеллажи и стенки могут играть роль функциональных перегородок, разделяющих различные зоны кабинета (например, отделять зону первичного приема от игровой зоны).
В кабинете рекомендуется размещать живые цветы, зеленые травяные газоны, фитокомпозиции, которые оказывают благоприятное психологическое влияние на посетителей.
Органичным дополнением к фитодизайну является использование во время занятий записей звуков природы: шума леса, морского прибоя, пения птиц.
Этический кодекс
Общие положения
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее — психолог).
Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.
Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.
Для решения возникающих этических проблем создается комиссия по Этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.
Принцип конфиденциальности
1.1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.
1.2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характе
ре информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
1.3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным [В случаях если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие]
1.4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.
1.5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.
1.6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).
1.7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.
Принцип компетентности
2.1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.
2.2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.
Принцип ответственности
3.1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.
3.2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.
3.3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.
3.4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.
3.5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.
3.6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.
3.7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т. п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.
Скринингсвое обследование
Цель проведения скринингового обследования — выявление детей группы риска (например, недостаточно готовых к обучению в школе). Оно проводится массово, с большими группами воспитанников определенной категории. В процессе обследования используются высокостандартизованные методики, позволяющие быстро получить общую оценку тех или иных психологических особенностей воспитанников.
Результаты обследования не могут считаться окончательными. Низкий результат служит основой не для окончательных выводов, а лишь для проведения более углубленной (обычно индивидуальной) психологической диагностики. Напротив, высокий результат, полученный в скрининговом обследовании, — достаточное основание для заключения о соответствии развития ребенка возрастной норме.
Определение подходящего ребенку типа образовательного учреждения
В ряде случаев целью психологического обследования является определение типа учреждения (детского сада, школы), наиболее соответствующего психологическим особенностям ребенка. Важнейшим направлением обследования при этом становится выявление уровня обучаемости ребенка, определение специфических трудностей в обучении (дисграфии, дислексии, дискалькулии и т. п.). Опираясь на полученные данные о нарушенных и сохранных психических функциях ребенка, педагог-психолог помогает выбрать тип детского сада или школы, где возможна максимальная компенсация дефекта. В психологическом заключении указывают также выявленные противопоказания.
Предварительная беседа с родителями ребенка
Обычно индивидуальному психологическому обследованию ребенка предшествует беседа с его родителями или воспитателем. Ее можно проводить либо непосредственно перед обследованием, либо заранее. В любом случае беседа не должна проходить при ребенке. Назначая встречу, следует попросить взрослых принести побольше рисунков, которые сделаны ребенком по собственному желанию.
Если беседа проводится непосредственно перед обследованием, то ребенку можно дать осмотреться в экспериментальной комнате, поиграть, порисовать, почитать. Особо активного ребенка иногда рискованно оставлять одного: он может что-нибудь сломать или повредить. На этот случай желательно наличие ассистента, который займет ребенка, пока педагог-психолог беседует с его мамой или воспитателем. Если присутствуют оба родителя, то можно одного из них пригласить для беседы в отдельную комнату, а второго попросить последить за ребенком. Уже во время предварительной беседы начинают вести записи, которые будут продолжаться в течение всего обследования. В начале следует указать фамилию и имя ребенка, дату его рождения, дату обращения, состав семьи, отметить имеющиеся проблемы. В дальнейшем каждый следующий лист, относящийся к данному обследованию, желательно подписывать, указывая фамилию и имя ребенка и дату проведения обследования (поскольку в будущем возможны повторные обращения с тем же ребенком).
Психотерапевтическая составляющая обследования Любое психологическое обследование должно иметь психотерапевтическую составляющую. Так, улучшение в состоянии ребенка следует использовать для выработки у него дальнейшей оптимистической установки. В ходе обследования важно показать ребенку и родителям его способности, потенциальные возможности. Родителям для более адекватной оценки иногда необходимо наглядно показать также проблемы и трудности их детей. |
Не стоит сразу задавать много формальных вопросов. Лучше сначала просто выслушать клиента. Полезно записывать детали, выясняющиеся по ходу рассказа. Иногда имеет смысл дословно приводить использованные родителем или воспитателем слова и выражения: «Во время занятий витает в облаках…», «Всегда добьется своего…», «Сколько ни делаешь замечаний, ничего не помогает…» — подобные высказывания содержат очень полезную информацию, которая потеряется, если перевести их на более строгий язык.
Трудности, возникающие в общении с педагогами и родителями, как правило, противоположны. Педагоги обычно слишком кратко выражают свои замечания («Не хочет заниматься» — и все). Родители, напротив, часто бывают чересчур многословны. В первом случае надо попросить рассказать подробнее, задавая наводящие вопросы (какой именно материал наиболее сложен для ребенка; что дается ему лучше и т. п.). Во втором случае можно мягко указать на то, что пока вас интересует лишь общая картина, а более подробный разговор предстоит позже — когда вы уже составите собственное представление о ребенке. Вместе с тем сообщаемая информация, даже при ее обилии, часто бывает очень неконкретной. Тогда полезно попросить рассказывающего привести примеры. Допустим, если мама говорит, что ребенок постоянно устраивает скандалы по ничтожному поводу, то полезно спросить ее, по какому поводу был устроен последний скандал из тех, которые она запомнила.
Основные задачи предварительной беседы: · получение общего представления о том, ка к родител ь (воспитатель) воспринимает ребенка и сложившуюся ситуацию, что именно его беспокоит; · знакомство с типичными поведенческими проявлениями ребенка и выяснение того, как обычно реагируют на них окружающие его люди (взрослые и дети); · сбор анамнестических данных, сведений о семейной ситуации и ситуации в детском саду. |
Сбор анамнестических данных лучше отложить на конец беседы. Некоторые важные данные клиент, скорее всего, изложит сам в ходе свободного рассказа о проблемах, с которыми он обратился к психологу. Для дополнения анамнеза придется после окончания рассказа задать дополнительные вопросы.
1Следующая ⇒
О продолжительности
Трудовой кодекс в статье 120 подтверждает, что отпуск не включает праздничные и выходные дни. Это общее правило, действующее для всех.
Что касается самих льготных отпусков, то их продолжительность во многом связана с основанием предоставления. В случае с ненормированным рабочим днем опираются на правила внутреннего распорядка, действующие для той или иной организации. Но статья 119 ТК РФ устанавливает минимальную продолжительность льготного отдыха — три дня.
При установке ненормированных рабочих дней не важно, привлекали ли гражданина реально к сверхурочной работе за пределами текущего графика.
7 дней отдыха минимум положено тем, кто трудится при опасных и вредных условиях труда. Коллективные соглашения и межотраслевые документы устанавливают конкретное время перерыва для каждого отдельно взятого гражданина.
24 календарных дня – льгота для тех, чья работа связана с Крайним Севером и другими сложными климатическими условиями. 16 дней вводят для тех, кто находится в районах, приравненных к Крайнему Северу.
Правительственное решение становится основанием для предоставления отпуска в связи с выполнением особой работы. Вопросы по длительности тоже решает правительство. Например, врачам полагаются три дня при условии, что они непрерывно работали в общей практике на протяжении трёх и более лет.
Инвалиды по закону не могут рассчитывать на подобные льготы. Но зато у них увеличено время стандартного оплаченного отпуска, до 30 дней вместо обычных 28. Такое правило действует на всех сотрудников с инвалидностью, конкретная группа не имеет значения. Главное – чтобы была справка из медицинского учреждения о наличии соответствующего права.
Инвалид имеет право составить письменное заявление с просьбой предоставить отпуск на 60 дней, только за счёт гражданина.
Мнение эксперта
Михайлов Владислав Иванович
Юрист с 6-летним стажем. Специализируется в области семейного права. Знает о законе все.
У работающих пенсионеров тоже отсутствуют какие-либо права в этом направлении. Исключение делают для ситуаций, когда другие правила установлены коллективными договорами.
Но они тоже могут направить заявления для получения отдыха за свой счёт, чья продолжительность составит до 14 дней. Необходимо предоставить письменное заявление для подтверждения права.
На весь период санаторно-курортного лечения дают дополнительный отдых тем, кто получил травму или заболел из-за работы.
Льготный отдых на 14 дней полагается многим сотрудникам медицинской сферы.
На 35 дней отпуска в году могут претендовать ветераны боевых действий. При наличии такого удостоверения граждане могут рассчитывать и на 15-дневный отдых.
При этом в любом из указанных случаев допустимо выдавать такие дни авансом, любому из сотрудников. Исключение делают только для работы с вредными условиями.