Главная / Семейное право / Развод
Назад
Опубликовано: 23.10.2016
Время на чтение: 10 мин
0
2180
Свадебный сценарий примерно одинаковый у всех счастливых пар.
О бракоразводном процессе такого не скажешь.
Бывшие супруги даже сами себе не могут объяснить причину расставания, а ведь ее необходимо указать в заявлении на развод. И для суда не существует аргумента «прошла любовь». Как составить иск без эмоций по букве закона?
- Развод с точки зрения закона
- Причины развода в исковых заявлениях Личные мотивы
- Стоит ли оглашать факт измены
- Интимный вопрос
- Айсберг быта
- Материальные затруднения
Развод — определение понятия
Под разводом понимается официальное расторжение брачного союза между супругами. Причем развод может быть произведен только между живыми мужем и женой. В случае, если хотя бы одна из сторон признана умершей, будет идти речь о прекращении брака на основании кончины одного из пары.
Также для того, чтобы можно было говорить о разводе, необходимо, чтобы брак был заключен с соблюдением действующего законодательства. Если это правило будет нарушено, то процесс разрыва таких семейных уз будет именоваться «признанием брака недействительным».
Причины сексуального характера
Вынесение таких подробностей на обсуждение противоречит общепринятым нормам нравственности
Крайне редко, но иногда встречаются и подобного рода формулировки. Неудовлетворенность мужа/жены своим партнером становится все более распространенной причиной расторжения брака.
Однако специалисты рекомендуют воздерживаться от указания на такие причины. Юридической подоплеки у них нет, т.к. в положениях Семейного кодекса не идет речи о половой жизни партнеров, следовательно, суд не сможет описать мотивационную часть вынесенного вердикта. Помимо этого, вынесение таких подробностей на обсуждение противоречит общепринятым нормам нравственности.
Законы, регулирующие бракоразводный процесс
Ключевыми нормативно-правовыми актами, которые определяют основополагающие принципы бракоразводного процесса в России, являются (СК) и кодексы (ГК).
Так, в Семейном кодексе РФ, например, указывается, какие вопросы суд разрешает в бракоразводном процессе. Поскольку развод можно произвести в том числе через органы записи актов гражданского состояния, важно понимать, в каких именно случаях необходимо идти в суд, а в каких достаточно будет посетить ЗАГС.
Основным условиям для оформления развода в суде служит наличие общих несовершеннолетних детей, а также имущественные противоречия. В СК РФ указано, что разногласия по поводу раздела совместного имущества разрешаются только подачей искового заявления. Аналогично обстоят дела и с иными финансовыми спорами между супругами.
Также рассмотрение дела в суде производится, если муж или жена официально признаны недееспособными, либо кто-то из них приговорен к тюремному заключению на срок свыше трех лет.
Помимо СК и ГК РФ отдельные моменты процедуры развода прописаны в , в и кодексах РФ, различных подзаконных актах.
Детальнее о том, в каких случаях брак расторгается в суде, можно узнать у юриста. Специалист расскажет, как грамотно поступить именно в вашем конкретном случае. Предварительная консультация позволит избежать множества ошибок и максимально защитить свои права.
На что обратить внимание
При решении конфликтов между взрослыми, не стоит забывать о маленьких членах семьи. Нужно решить вопросы не только о том где они будут жить, но и об уплате алиментов со стороны второго родителя. Эта обязанность по содержанию детей до совершеннолетия прописана в статье 80 СК РФ.
Если подано исковое заявление на алименты, выплатыназначаются в доле от основного заработка плательщика или в твердой сумме. Второй вариант рассматривается, когда у мужчины нет постоянной работы или размер процентов нарушает его интересы.
Когда у супругов остался нерешенным вопрос о принадлежности совместно нажитого имущества, то суд решает и его. Раздел имущества может быть вынесен как на отдельное заседание, так и в рамках бракоразводного процесса.
Информация о том какие вещи, накопления и недвижимость относится к совместной собственности содержится в статье 34 СК РФ. Просто так отсудить квартиру у мужа при разводе не получится.
Какие права есть у супругов при разводе
Для начала давайте разберемся, кто такой истец и ответчик при разводе. Истцом называется лицо, которое подает в суд исковое заявление с требованием защитить его права, то есть в нашем случае это либо супруга, либо муж. Вторая сторона спора – то лицо, к которому в иске предъявляются требования – соответственно, выступает ответчиком в данном деле.
При этом каждая их сторон, вне зависимости от того, кто именно инициировал разбирательство в суде, имеет не только обязанности, но и права. Это могут быть личные имущественные или неимущественные права, а также родительские права на совместных детей.
Узнайте подробнее о правах супругов при разводе.
Ответы юриста на частые вопросы
Что истцу говорить в суде?
Истец должен аргументировать указанные причины, приводить другие доводы и предоставлять доказательства. Больше ничего от него не требуется. Если проводится закрытое заседание и рассматривается вопрос интимной жизни, рекомендуется выражать мысли максимально корректно. Оскорбления, унижения, крики и скандалы в суде не допускаются.
Можно ли указать вымышленную причину? Каковы последствия этого?
Нет, нельзя. Истец несет гражданскую ответственность за представленные в иске сведения. Если в результате попирается честь и достоинство ответчика, истца могут привлечь к уголовной ответственности за клевету. Все причины должны подтверждаться документально, с помощью видео- и аудиозаписей или свидетельских показаний. Без этого они судом в расчет не берутся.
ст. 128.1 УК РФ «Клевета»
Считается ли нарушение брачного договора веским основанием для развода?
Брачный договор регулирует вопросы имущественного характера, в то время как семья подразумевает межличностные отношения. Нарушение контракта может послужить причиной раздоров, но при разводе данный фактор не учитывается.
Развод и дети
Наличие у супругов несовершеннолетних детей значительно усложняет процесс развода, ведь в этом случае будет остро стоять вопрос о принципах совместной опеки над ребенком. У кого малыш будет жить, каким образом каждый из родителей будет участвовать в его воспитании, как будет распределяться между бывшими мужем и женой финансовая ответственность?
Наилучшим исходом в этой непростой ситуации станет развод через мировой суд — с детьми в этом случае останется тот, родитель который был определен по обоюдному согласию сторон.
Но такой шаг становится возможным только в том случае, если супругам удается договориться по всем ключевым вопросам, касающимся общих детей, а также имущественных и неимущественных интересов. В противном случае придется обращаться за помощью в обычный районный/городской суд, который изучит материалы и примет собственное решение относительно удовлетворения претензий участников спора.
Таким образом, если развод через суд без детей нужен далеко не всегда, то в случаях, когда супруги имеют общего ребенка, расстаться без привлечения судебной инстанции точно не удастся.
Также важно помнить, что ответ на вопрос, куда именно вам придется обращаться с заявлением, зависит еще и от размеров ваших финансовых претензий друг к другу. В связи с этим одни дела будут подсудны мировому суду, а другие — инстанциям более высокой юрисдикции.
Узнайте подробнее об особенностях развода при наличии несовершеннолетних детей.
Что нужно делать, если вы собрались разводиться
Далеко не в каждой ситуации юридическое прекращение супружеских отношений окажется простой и быстрой процедурой. Поэтому есть смысл заранее узнать о том, что развод собой представляет и какие этапы включает. Если вы не знаете, можно ли в вашем случае ограничиться посещением ЗАГСа, то следует либо проконсультироваться по данному вопросу в самом органе записи актов гражданского состояния, либо пообщаться с юристом.
Рассмотрим порядок действий при разводе через суд.
Заявление в суд
Первым шагом к инициированию бракоразводного процесса является составление и подача заявления в суд. Документ составляется в свободной форме, то есть истец может рассказать о сути требований своими словами, максимально стараясь придерживаться делового тона письма.
Документ состоит из трех частей. В первой гражданин должен предоставить базовую информацию о себе и второй половине — ФИО, даты рождения, время и место заключения брака. Обязательно нужно рассказать о наличии/отсутствии совместных детей, датах их рождения.
Во второй части нужно будет объяснить, что стало причиной развода. А также сообщить, имеются ли между сторонами споры относительно имущества, воспитания и содержания детей. Информация должна быть подано кратко, но при этом все ключевые моменты, которые способны убедить суд в вашей правоте, должны быть прописаны максимально детально. Опытный юрист подскажет, как оформить заявление грамотно.
Заключительная третья часть должна содержать перечень ваших требований к ответчику. В качестве доказательной базы важно приложить как можно более внушительный пакет документов.
Ознакомьтесь с образцом искового заявления о разводе:
В какой суд обратиться
Первое, с чем нужно будет разобраться, это с юрисдикцией суда. Согласно СК РФ, в мировой суд можно идти, если:
- Муж и жена солидарны в своем желании расстаться.
- Хочет развестись один из партнеров.
- У пары нет материальных претензий друг к другу, либо споры ведутся вокруг суммы, не превышающей 50 тыс. рублей.
- Нет споров относительно воспитания и материального обеспечения детей.
Что касается того, в какой мировой суд надо подавать заявление на развод, то по правилам истец должен обратиться в инстанцию, отвечающую месту жительства ответчика.
Если по объективным причинам истцу удобнее подать заявление в суд по месту своей регистрации, то закон против не будет. В числе уважительных обстоятельств — плохое состояние здоровья или наличие маленького ребенка.
Теперь давайте поговорим о том, в каком суде рассматриваются дела о разводе, когда обстоятельства дела не отвечают требованиям, позволяющим решить проблему через мирового судью. В таких случаях закон предписывает идти в районный или городской суд, так как они по своим полномочиям находятся на более высокой ступени и имеют возможность, в частности, рассматривать дела об имущественных спорах в отношении крупных сумм. То, в какой суд можно обращаться при разводе, также будет зависеть от места проживания ответчика.
Какие документы понадобятся
Пакет документов, которые нужно будет приложить к исковому заявлению, включает как стандартный перечень, так и те, которые могут понадобиться в какой-то конкретной ситуации. В первом списке числятся, например, копии паспортов сторон, документы на ребенка, свидетельство о браке. Во второй же могут входить, к примеру, доказательства, подтверждающие, что ответчик был осужден, и отбывает наказание.
Процедура развода
Первым этапом бракоразводного процесса через суд является оформление искового заявления. Это можно сделать самостоятельно либо при помощи квалифицированного специалиста. Если споры между супругами затрагивают «детский вопрос» и финансовые взаимоотношения, то без помощи вам явно не обойтись.
После этого необходимо будет передать иск в суд. Установленные законом правила подачи позволяют, в частности, отправить документы заказным письмом по почте либо передать их через своего официального представителя.
Далее судья рассмотрит заявление и вынесет по нему решение. Если результат истца не удовлетворит, то можно будет попробовать обжаловать вердикт в инстанции более высокой юрисдикции в апелляционном и кассационном порядках.
- Среди них — пренебрежение и плохое обращение
- Церковь хочет быть справедливой
- Почему Иисус молчал о праве пострадавшей стороны на развод?
- Разве Иисус не допустил только одного основания для развода?
- Апостол Павел учил о четырех основаниях для развода
- Определение библейских оснований для развода
- Как дать определение «супружеской любви»?
- Итак, что нам говорить жертвам плохого обращения?
- За фасадом
- Заключение: Бог знает наши тайные страдания
Глава 8. Четыре библейских основания для развода
Среди них — пренебрежение и плохое обращение
Мне как–то пришло по электронной почте письмо, содержащее такую историю:
Я был учителем взрослой Воскресной Школы при баптистской церкви, и наш пастор как–то пригласил меня на совет дьяконов, на котором должен был рассматриваться сложный случай. Одной молодой женщине постоянно угрожал ее муж–алкоголик. Однажды, когда она была в гостях у своей сестры, он пришел за ней с ружьем. Она выбежала в поле, где он догнал ее, повалил на землю, приставил ружье к ее голове и спустил курок — но ружье дало осечку. Он отсидел несколько месяцев в окружной тюрьме. Пастор объяснил мне, что наша церковь придерживается строгих и бескомпромиссных взглядов на развод, а именно: развод всегда является грехом, а следовательно нам предстоит посоветовать этой женщине примириться со своим мужем после его освобождения из тюрьмы. Когда я размышлял об этом, я не мог даже вообразить, что Бог способен требовать от этой женщины такого, и я так им и сказал. В результате было принято решение, что она имеет право жить отдельно от него, но не имеет права развестись с ним, и потому обязана жить в таком положении до его смерти. Я решил, что это все–таки лучше для нее, чем оставаться с мужем, но у меня не было полной уверенности в правильности даже такого решения.
Хотя случаи подобно этому являются крайностями, тем не менее любой христианский душепопечитель скажет вам, что плохое обращение в браке очень широко распространено и огромное количество людей живет в страхе под крышей собственного дома. Муж или жена, являющиеся жертвами физической грубости или эмоциональной пытки со стороны своего партнера, живут так, как будто они находятся в двухместной тюремной камере со своим самым отъявленным врагом. Как бы нам не хотелось верить иначе, это происходит и в христианских домах тоже, хотя было бы сложно привести точную статистику, поскольку людям часто слишком стыдно признаться в этом даже другу или родственнику.
Церковь хочет быть справедливой
Церковь не могла толком понять, что ей делать в таких ситуациях, уже в течение многих столетий. Ориген, величайший из отцов церкви, живший в начале 3 века н.э., прямо писал об этом в своих комментариях по поводу Матфея 17. Он задавался вопросом, почему Иисус не разрешил мужу развестись с женой, которая пыталась его отравить, или которая убила одного из его детей, ведь «переносить такой чудовищный грех кажущийся гораздо более тяжким, чем прелюбодеяние или блуд, было бы нелогично». Хотя он так и не смог понять, как такое может быть праведным или справедливым, Ориген сделал вывод о том, что нам следует все равно быть послушными учению Иисуса, поскольку поступать иначе будет «нечестиво».
В наше время большинство христианских учителей скажут нечто подобное: «Я знаю, это звучит жестоко, но если ваш верующий супруг(-а) не совершил(-а) прелюбодеяния, Новый Завет ясно говорит нам, что нужно продолжать оставаться вместе и довериться Богу, который связал вас узами брака». Эндрю Корнс, который написал замечательную книгу в поддержку такого традиционного церковного учения, делает одно исключение — он говорит, что если в результате плохого обращения, уже ваша жизнь начинает быть под угрозой, то вам в этом случае разрешено не жить вместе, хотя разводиться нельзя все равно. Другие расширяют это исключение до всех случаев плохого обращения. Мы можем благожелательно отнестись к такому способу решения проблемы — в конце концов, это действительно кажется более справедливым по отношению к жертве плохого обращения — разрешить отделиться, хотя и не позволить разводиться — но это решение не является библейским.
Супружеская пара не может отделяться друг от друга без развода, потому что апостол Павел конкретно сказал, что супружеские пары не должны разделяться (1 Кор.7:10–11). Так что если мы воспримем традиционное истолкование Нового Завета всерьез, то никто не имеет права отделяться от супруга, даже если он плохо обращается с ней/ним.
Мы уже убедились в том, что Бог дал ясные и справедливые законы в Ветхом Завете для того, чтобы ограничить разрушения, производимые грехом пренебрежения и плохого обращения: пострадавшая сторона была вправе решать, желает она прекращения брака или нет. Стал бы на самом деле Бог оставлять этот мудрый и практичный подход в новозаветное время, или он продолжает оставаться принципом, которым церковь может руководствоваться сегодня? В этой главе мы узнаем о том, что ни Иисус, ни апостол Павел не отрекаются от этих ветхозаветных принципов, и слова апостола Павла предполагают, что он считает их действенными и сегодня.
Почему Иисус молчал о праве пострадавшей стороны на развод?
Кажется удивительным, что Иисус проигнорировал такой важный этический принцип, установленный в Ветхом Завете, особенно дав такие серьезные предупреждения по поводу пренебрежения даже самой малой из заповедей. Тот случай, когда фарисеи спрашивают у Него про развод «по любой причине», был бы прекрасным поводом что–нибудь сказать, потому что как мы видели в главе 5, Иисус воспользовался этой возможностью, чтобы сказать им о многих разных аспектах учения о браке и разводе, даже тех, о которых они Его не спрашивали. Он воспользовался возможностью сказать им об идеале брака, который длится всю жизнь, о том, что развод никогда не является принудительным, и том, что брак не является принудительным, а также учил о моногамии и, конечно, о правильной интерпретации «любой причины половой распущенности» — что эта фраза означает ничего более, кроме «половой распущенности» (или «прелюбодеяния»), а не какой–то еще «любой причины». Так что, если Иисус верил в то, что пренебрежение и плохое обращение являются действительными основаниями для развода, почему он ничего об этом не сказал?
Наиболее вероятная причина того, что Он ничего не сказал об этом – или сказал что–то, но авторы евангелий несочли это достаточно важным, чтобы записать — состоит в том, что это было настолько общепринято, что это незачем было даже и обсуждать. Есть несколько других общепринятых истин, о которых Иисус нигде не упоминает, например, учение о единстве Бога (т.е. что существует только один Бог, прим. пер.). Все соглашались с учением о единстве Бога, так что у Иисуса не было необходимости учить об этом. Он также ничего не говорил об изнасиловании и непредумышленном убийстве, но это не значит, что жертвы этих преступлений Ему безразличны.
Темы, о которых Иисус говорил (брак не является обязательным, развод в случае прелюбодеяния не является обязательным, полигамия неприемлема, как и развод «по любой причине»), были теми моментами, где Его учение проходило вразрез с учением либо всех, либо некоторых иудеев 1 века н.э. Не было никаких споров по поводу действительности пренебрежения или плохого обращения в качестве оснований для развода ни в одном
древне–иудейском документе того времени, по той же причине, по которой не было споров о единстве Бога — это были принципы, с которыми все негласно соглашались. Молчание Иисуса по поводу таких оснований для развода, как пренебрежение или плохое обращение указывает не на то, что Иисус не признавал их действительности, а наоборот на то, что Он
признавал
их, как и все остальные иудеи того времени.
Разве Иисус не допустил только одного основания для развода?
Если Иисус признавал другие основания для развода, как тогда быть с Его утверждением о том, что существует только одна
действительная причина для развода, когда Он сказал (в Матф.19:9 и параллельных местах), что не может быть развода, «кроме вины прелюбодеяния»?
Хотя на первый взгляд это кажется противоречием, оно является таковым только в том случае, если Иисус имел в виду, что прелюбодеяние является единственным основанием для развода во всем Писании,
в то время как из евангелий следует, что прелюбодеяние является единственной причиной, о которой говорится
во Втор.24–1.
Как мы видели в главе 5, в евангелиях вся дискуссия записана таким образом, как если бы она относилась только к разводам из Втор.24:1.
Сначала фарисеи открывают дискуссию вопросом «позволительно ли разводиться с женой «по любой причине»? — что прямо указывало на двусмысленную фразу из Втор.24:1, «по любой причине половой распущенности». Также, вопрос фарисеев «позволительно ли разводиться с женой…
» указывал на то, что их интересовал именно развод, который мог инициировать только мужчина. Поскольку развод на основаниях, приведенных в Исходе 21, мог быть инициирован
и
мужчиной,
и
женщиной, вопрос показывает, что их интересовали основания развода, указанные конкретно во Втор.24:1, потому что такой развод мог быть инициирован только мужчиной.
Как мы узнали в 5 главе, Иисус сначала проигнорировал вопрос и стал говорить о браке — на тему, которую Он считал важнее, чем развод — но фарисеи снова попытались свести разговор к Втор.24:1, напомнив Иисусу о «разводном письме». Разводное письмо упоминается только в этом месте, и не встречается ни в Исходе 21, ни в каком другом месте во всем Законе Моисея. Все это указывает на то, что фарисеи хотели от Иисуса только одного — конкретного ответа о том, как следует правильно понимать фразу «по любой причине половой распущенности» во Втор.24:1.
Иисус дал им этот ответ, и они сразу его поняли, потому что он был таким же, как и у тех фарисеев, которые следовали учению Шаммая, и которые говорили, что развод на основании Втор.24:1 недействителен, «кроме вины прелюбодеяния», т.е. развод «по причине прелюбодеяния» действителен, а развод «по любой причине» — нет.
Когда последователи Шаммая говорили, что нет развода, «кроме вины прелюбодеяния», они не имели в виду, что они отвергают законность других библейских оснований для развода, потому что до нас дошли записи их споров с последователями Гиллеля об этих других основаниях — о пренебрежении в обеспечении едой и одеждой. Это споры не о том, позволителен
ли развод на основании пренебрежения супружескими обязанностями — это было общепринято — а о том, что именно считать пренебрежением. Они спорили о том, каково минимальное количество еды и одежды должно предоставляться, и какое количество «супружеской любви» было необходимо, чтобы избежать виновности в «пренебрежении» своим супругом.
Немного удивительно, что в Талмуде некоторые раввины спустя примерно столетие считали, что ранние последователи Шаммая действительно отрицали все основания для развода в Писании, кроме половой распущенности. Эти раввины жили примерно 200 лет после того, как дело Шаммая ушло в небытие, так что их ошибку можно понять. К тому времени уже все иудеи следовали учению Гиллеля и давно уже забыли, чему учили последователи Шаммая. Они цитировали их лозунг — «ничего, кроме вины прелюбодеяния» — считая, что он значит «это единственный вид развода во всем Писании
». Они забыли, что изначальный контекст лозунга Шаммаитов был спором вокруг видов развода, указанных
только во Втор.24:1.
Христианские толкователи сделали ту же самую ошибку при истолковании слов Иисуса. Как и жившие позднее раввины, они забыли (или не поняли), что контекст фразы «ничего, кроме вины прелюбодеяния» — это ответ на вопрос о смысле Второзакония 24:1. Иисус использовал ту же самую фразу, что и последователи Шаммая в том же самом контексте (спор вокруг Втор.24:1), с теми же людьми (фарисеи) и в то же самое время и в том же самом месте (Палестина 1 века н.э.). Так что мы вынуждены сделать вывод о том, что и Иисус, и последователи Шаммая имели в виду одно и то же, т.е. «во Втор.24:1
указано только одно веское основание для развода». Ни Он, ни последователи Шаммая не имели в виду, что «
во всем Писании
указано только одно веское основание для развода».
Мы сделали вывод, что слова Иисуса в Матфея 19:9 (и параллельные) исключают возможность только развода «по любой причине», но значит ли это, что Он принимает основания для развода, данные в Исходе 21:10–11? Опираясь на рассуждения этой главы, возможно, мы можем предположить, что Он принимал их, потому что если бы это было не так, Он бы конкретно сказал об этом. Этот закон, данный в Исходе, не настолько самоочевиден для нас, насколько он был для иудеев, живших в 1 веке н.э., поэтому и такой вывод кажется нам не настолько самоочевидным. К счастью, апостол Павел конкретно ссылается на него.
Апостол Павел учил о четырех основаниях для развода
В 1 Кор.7 Павел ссылается на три основания для развода из Исхода 21, когда он отвечает коринфянам на их вопрос об оставлении своих супругов (см. главу 6).
Исх.21:10:
«если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития».
Он напоминал тем, кто хотел прекратить физические отношения со своим мужем или женой, что они дали клятву разделять «супружеское сожитие» друг с другом (стихи 3–5), а ниже в этой же главе, когда он говорит о том, что лучше в условиях нынешнего голода отложить планы о свадьбе, он напоминал им, что супружество включает в себя обещание одевать и кормить своего партнера — он называет это «заботиться о мирском, как угодить» друг другу (стихи 32–34).
Читатели письма Павла, мгновенно узнали бы в этих словах ссылку на эти основания для развода, даже если они не были иудеями, потому что это стало основанием для развода и в греческом, и в римском праве. Этот закон распространился по всему известному тогда миру благодаря сначала Вавилонской, а затем Персидской империям, далее попал в греческую культуру и, наконец, в римское право. Эти три основания для развода записывались и в еврейских, и в греко–римских брачных договорах. Это значило, что если вы страдали от пренебрежения со стороны своего мужа или жены, вы могли подать в любой суд — римский, раввинский (на территории Израиля — прим. пер.), египетский, или, насколько нам известно, суд любой
другой цивилизованной страны 1 века н.э.
Поэтому, хотя Павел не говорит конкретно, что пренебрежение в этих трех областях может быть основанием для развода, тот факт, что он говорит о них, как о супружеских обязанностях, означает, что он принимал их и соглашался с ними. Текст Писания, из которого они произошли (Исход 21:10–11) говорит именно о свободе человека от такого брака, в котором им пренебрегают — т.е. то, что они являются супружескими обязанностями является вторичным смыслом текста, первичным же является именно то, что это — основание для развода. Если бы Павел не принимал их в качестве основания для развода, он бы не использовал эти стихи в своем учении о супружеских обязанностях.
Вместе с этими тремя основаниями для развода, Павел, похоже, также принимал развод в случае прелюбодеяния. Хотя он конкретно не говорит об этом, большинство исследователей считает, что он разрешал его, поскольку Иисус разрешал его. Другая причина полагать, что он позволял его, состоит в том, что как и вышеуказанные три основания, прелюбодеяние также было общепринятым основанием для развода. Поэтому, как и в случае со всеми остальными библейскими причинами для развода, Павел должен был бы конкретно сказать о том, что он не согласен с ними, если он не хотел, чтобы верующие считали их чем–то само собой разумеющимся.
Павел практически ничего не говорит о самом разводе, и возможно он намеренно избегает этой темы, чтобы его учение вселяло надежду. Делая акцент на супружеских обязанностях, он надеялся на то, что необходимость развода на основании их нарушения никогда не возникнет. Безусловно, такая необходимость и не должна
возникать, если верующие будут следовать его учению. Он ясно подчеркивал, что христиане не должны быть источником разрушения семьи? И поэтому он делал акцент на четырех библейских
супружеских обязанностях,
а не на четырех библейских основаниях для развода, надеясь на то, что необходимости развода не возникнет. Безусловно, ее и
не должно
возникать, если верующие будут следовать его учению.
Однако, Павел не ожидал того, что неверующие будут послушны этому учению и, как мы видели в главе 6, он сказал верующим, что если их покинули их неверующие супруги, они «не связаны» (1 Кор.7:15). Как мы увидим в следующей главе, эта фраза указывает на развод, т.е. Павел говорит верующим, что они могут рассматривать оставление как действительный развод. Он не говорит почему, но это было очевидно для любого читателя, живущего в 1 веке н.э., и это очевидно теперь нам, поскольку мы понимаем принципы Исхода 21:10 — если человек был брошен, у него есть право развестись на основании пренебрежения.
Суммируя вышесказанное, апостол Павел принимал все четыре ветхозаветных основания для развода. Он принимал «неверность» в качестве основания, потому что это позволил Иисус (Втор.24:1) и он принимал также «пренебрежение в предоставлении еды, одежды и супружеского сожития» из Исхода 21:10–11.
Определение библейских оснований для развода
Как же нам дать определение и применять эти четыре основания для развода сейчас, в 21 веке?
Что такое «неверность», конечно же, всем понятно, хотя иногда слишком легко осудить прелюбодеяние и не обратить внимание на то, что пренебрежение с другой стороны могло вызвать отчуждение, и затем привести к прелюбодеянию. Хотя пренебрежение со стороны одного супруга не оправдывает прелюбодеяния другого, важно осознать, что вина обычно лежит не только на одной стороне.
«Обеспечение едой и одеждой» подытожено Павлом в словах «заботиться» и «угождать» друг другу (1 Кор.7:32,34). Как мы видели в главе 6, Павел не устанавливает четкие правила для определения нужного количества заботы (как делали раввины), но говорит, что наша цель — в угождении друг другу, что означает, что ему были важнее мотивы, т.е. желание заботиться, а не законнические детали.
Определить «предоставление супружеского сожития» — сложнее, чем для других супружеских обязанностей, особенно, если кто–то использует это в качестве основания для развода. Раввины приложили немало усилий, чтобы определить сколько раз муж должен заниматься любовью со своей женой, устанавливая различные допустимые перерывы для различных профессий. Большинство мужчин должны были исполнять свою обязанность два раза в неделю, хотя для «водителей» ослов позволялось делать это только раз в неделю (потому что они часто вынуждены были уезжать из дома на несколько дней для доставки грузов), а безработные должны были исполнять свою обязанность каждую
ночь.
Для женщин не устанавливалось подобных правил, возможно, потому что раввины считали их ненасытными существами, которые постоянно донимали своих мужей.
Раввины неохотно позволяли развод на основании отказа от исполнения обязанности «супружеской любви» и в таких случаях пытались разрешить конфликт, поговорив с «обидчиком», или применяя постепенно увеличивающиеся штрафы. Поэтому, если женщина постоянно отказывала своему мужу, суд раввинов постановлял каждую неделю уменьшать ее ктубу
(супружеское наследство), а если отказывал муж, то суд постановлял увеличивать ее
ктубу
понемногу каждую неделю.
Мы можем найти принципы, которые стоят за подобными требованиями, потому что муж который, никогда не позволяет жене покупать косметику, лекарства или какие–то предметы развлечения, такие как книги или диски, строго говоря, не пренебрег предоставлением еды и одежды. Аналогично, мужчина, занимающийся любовью с женой один раз в неделю, но никогда не проявляющий к ней никакого внимания или привязанности, исполняет свою обязанность «супружеского сожития», но было бы чересчур законническим сказать, что он удовлетворяет ее нужды. Принцип, стоящий за «едой и одеждой» можно назвать «материальным обеспечением», а принцип, стоящий за «супружеской любовью» можно назвать «физической привязанностью». Когда пренебрежение начинает приносить вред, это уже называется плохим обращением — пренебрежение материальным обеспечением может стать физическим вредом, а пренебрежение физической привязанностью может стать эмоциональным вредом.
Как дать определение «супружеской любви»?
Апостол Павел не определяет частоты занятий супружеской любовью и не предлагает штрафы за отказ в ней, как это делали раввины, но он говорит обоим партнерам, что они должны рассматривать супружескую любовь, как если бы это был долг супругов друг перед другом (1 Кор.7:3–5). Павел ни в коем случае не говорит, что кто–то имеет право требовать
супружеской любви, но говорит, что супруги
должны
друг другу такую поддержку, потому что любовь — это то, что мы даем, а не то, что мы берем.
Термин «супружеское сожитие» не должен определяться настолько узко, как «половой акт», потому что это может быть непрактично и неуместно в случае болезни или вероятного вреда. Физическая привязанность может быть явлена многими разными способами, и часто теплые объятия будут оценены гораздо выше, чем половое сношение.
Наиболее сложный вопрос состоит в том, насколько далеко следует расширить принцип «физической привязанности». Слово «сожитие» на иврите в Исх.21:10 (оната
) очень сложно перевести, потому что оно встречается очень редко, но наиболее точный перевод был бы «супружеская любовь», и именно так его истолковывали и раввины. Мы можем принять их истолкование как указание на его значение, частично из–за того, что у них был доступ к древним традициям понимания этого слова, но главным образом из–за того, что ни Иисус, ни Павел не сочли нужным исправлять что–то в их понимании по этому вопросу. Раввины расширили это понятие «любви» таким образом, что оно включало в себя уважение, потому что они позволяли женщине развестись с мужем, который требовал от нее совершить унизительные вещи, или если он не позволял ей посещать своих родственников. Петр, возможно, имел в виду именно это понимание уважения или почтения, когда сказал: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь» (1 Пет.3:7).
А как насчет пар, которые «разлюбили» друг друга — могут ли они развестись на основании недостатка «любви»? Было бы довольно сложно сказать, каким образом наше современное понимание «влюбленности» ложится на тексты Библии, хотя, возможно, кто–то и может сделать вывод, что именно об этом идет речь, когда мы говорим о «физической привязанности». Однако, когда мы вспоминаем, что Иисус подчеркивал, что развод может произойти только в случае «жестокосердного» нарушения супружеских клятв, из этого следует, что Он был бы против развода на основании только того, что кто–то «разлюбил» кого–то, и при этом нет никаких нарушений супружеских клятв или вреда, причиняемого кому–то из супругов.
Поэтому, хотя обязанность обеспечения «супружеской любви» в Исходе 21:10 может рассматриваться как принцип «физической привязанности» или, возможно, даже «уважения», его нельзя распространять так далеко, чтобы ослаблять понимание брака, как союза на всю жизнь. Брак основан на обещаниях, а не только на чувствах. Когда пыл страсти остывает, это вовсе не признак того, что брак подходит к концу, это признак того, что брак нуждается в заботе. Никто не продает свой дом только потому, что система отопления нуждается в ремонте!
Итак, что нам говорить жертвам плохого обращения?
Теперь, когда мы понимаем, что основания для развода в Библии включают в себя принципы материального обеспечения и физической привязанности, что нам сказать женщине, которая замужем за человеком, обращающимся с ней жестоко? Во–первых, мы можем сказать ей, что Божий закон принимает его грех во внимание. Божий идеал в браке, чтобы муж и жена были верны друг другу и, как мы узнали из Ветхого Завета, заботились друг о друге, предоставляя еду, одежду и супружескую любовь. Если эти клятвы нарушены, возникают основания для развода.
Поскольку нет никакого вопроса в том, что плохо обращающийся с женой муж «пренебрегает» обязанностью обеспечивать ее, ей следует понимать, что у нее есть
право развестись с ним, поскольку Павел признавал разводы в случае, когда неверующие пренебрегали своими супругами. Это также применимо и к христианам, которые нарушают свои супружеские клятвы — только то, что Павел надеялся, что христиане не будут вести себя подобным образом, еще не значит, что они на это неспособны; Павел просто ожидал от них лучшего.
Мы не должны забывать, тем не менее, что Иисус подчеркивал прощение, как мы видели в главе 5, поэтому мы не должны советовать женщине разводиться с мужем в первый же раз, когда он нарушил свои клятвы. Однако, если он продолжает грешить жестокосердно (т.е. упрямо и без покаяния), Иисус сказал, что она может развестись с ним. На практике нам нужно полагаться на то, что сам человек должен решить, когда он не может больше терпеть, потому что мы не можем знать всего, что происходит внутри брака. Мы не можем знать, сколько душевной боли испытывает человек и даже физическая жестокость часто остается невидимой или невысказанной.
За фасадом
Мы никогда не узнаем того, сколько наших друзей возвращаются домой в отчаянные, а порой и опасные обстоятельства. Фасад «счастливого» брака часто поддерживается всей семьей, потому что они стыдятся признаться, что что–то не так. Очень уважаемый и успешный человек может возвращаться домой, чтобы ругать или бить жену и детей, а скромная тихая женщина может регулярно встречаться с любовником или атаковать своего мужа жестокой враждебностью по любому поводу. Но это стереотипы, и никто, смотрящий снаружи, никогда не сможет догадаться, что там происходит за закрытыми дверями.
Один мужчина рассказал мне, довольно застенчиво, о своей прошлой жене, которая снаружи была уважаемой и сдержанной женщиной, но дома все было так, как она захочет благодаря ее ужасному характеру. Если ей казалось, что муж недостаточно быстро исполняет ее требования, она начинала кричать и бить всем, что попадалось под руку. Его воспитали в понимании, что на женщин нельзя поднимать руку, поэтому он только пытался защищаться, в то время как она лупила его до тех пор, пока не стихал ее гнев, либо она уставала. Три раза она ломала ему руку, которой он пытался прикрыться. Однажды ей даже удалось сломать ему ногу — хотя я не понимаю как — а он даже в больнице не сказал, что произошло на самом деле.
Он не разводился с женой, потому что считал, что христианин не должен разводиться на основании плохого обращения. Однажды, когда он в очередной раз попал в больницу, его друг из другой церкви сказал ему, что однажды она скорей всего убьет его, и Бог никак не мог иметь в виду, что такова Его воля. Тот послушался совета друга, уехал от нее, а затем и развелся с ней. Когда он сделал это, его церковь отвергла его, потому что они ничего не знали о ее жестокости, и стали считать ее несчастной жертвой совершенно безосновательного развода. У истории есть счастливый конец — он нашел другую жену и сейчас наслаждаются чудесной совместной жизнью. Вне сомнений, Бог благословил его новый брак, и он с женой теперь активные члены другой церкви.
Есть и другой пример лживого фасада из реальной жизни. Пастор одной большой церкви часто жестоко обращался со своей женой. Она получала достаточно сильные раны, чтобы попадать в больницу более одного раза. Его служение было благословлено многими новообращенными и большой общиной, но его «счастливая» супружеская жизнь была обманом. Немного людей знают о том, через что пришлось пройти его жене, но Бог знает.
Только Господь на самом деле знает сердце и, как сказал Иисус, зло исходит изнутри и любит мрак. Мы не можем предоставить право решать, когда брак закончен, а когда нет, пастору или церковному руководству — это могут определить только сами пострадавшие люди, в молитве перед Господом. Только они и Господь знают, какова их жизнь на самом деле. Только они знают, раскаиваются ли их супруги, и только им жить с последствиями своего решения.
Заключение: Бог знает наши тайные страдания
Наш Господь знает проблемы с которыми мы встречаемся в наших домах, то, что мы никогда не позволяем увидеть другим, потому что это стыдно. Людям часто кажется, что это они каким–то образом заставляют своего партнера быть жестоким или прелюбодействовать, и иногда это может частично быть правдой, но это не оправдывает его. Часто мы можем что–то сделать, чтобы исцелить ситуацию, но иногда ничего сделать нельзя, и наш Господь знает об этом тоже.
Бог дал нам в Ветхом Завете очень реалистичный закон, и Он не выбросил его, когда Иисуса пришел изменить нас. Не все мы уже изменились в Его образ, и наш мир по–прежнему остается полным греха, пока Его Царство не наполнит землю и перед Иисусом не преклонится всякое колено. До тех пор, нам по–прежнему нужно некоторые данные Богом законы Ветхого Завета: законы об убийстве, о причинении вреда, о пренебрежении и плохом обращении в браке. Не всегда детали этих законов должны переноситься буквально в наше общество, но Иисус подчеркивал принципы и обобщал их (что мы детально рассмотрели в главе 4).
«Бог — не тот правитель, который сидит на Своем высоком троне в изоляции, в неведении о страданиях Его людей. Ему больно вместе с нами, даже когда мы вынуждены разводиться, ведь и Ему пришлось пройти через это. Бог любит тебя, и знает твои страдания. Он хочет помочь тебе, и поэтому дал нам практические законы, чтобы помочь тебе разобраться с твоей болью». — Вот
что мы говорим человеку, страдающему от пренебрежения или плохого обращения в браке.
Оглавление
Когда суд может отказать в разводе
Государство старается способствовать сохранению целостности семей, однако при этом соблюдает права и свободы граждан. В итоге можно говорить лишь о двух ситуациях, когда суд может отказать в удовлетворении иска о расторжении брака.
В первом случае веской причиной станет нарушенный порядок бракоразводного процесса через суд. Так, например, при разводе по причине признания второй половины недееспособной нужно сначала дождаться вступления в силу соответствующего постановления суда, а уже после отправляться в ЗАГС или суд с намерением расстаться.
Вторая причина, по которой истец может получить отказ, прописана в ст. 17 СК РФ. Согласно ей муж не имеет права требовать расторжения брака с супругой, если та беременна. В той же статье отмечается, что требование к мужчине оставаться в юридическом плане частью семьи сохраняется вплоть до достижения ребенком годовалого возраста. Только после этого пара сможет рассчитывать на решение мирового судьи о расторжении брака или на аналогичное постановление суда общей юрисдикции.
Финансовые и другие материальные причины
Финансовые и другие материальные причины
Нередко причиной развода становится отсутствие желания со стороны второго супруга участвовать в пополнении семейного бюджета. Если это временные сложности, им, обычно, не уделяется столь категоричного внимания. Суд примет финансовые причины в качестве достаточных для расторжения брака, только если сторона дела намеренно уклоняется от трудовой деятельности либо же не может заниматься ей по причине алкоголизма, наркомании либо иных подобных причин.
Работать над обтекаемостью и «мягкостью» формулировок в данном случае не нужно. Можно рассказать о своих намерениях так: «Считаю невозможной дальнейшую брачную жизнь, т.к. супруг своими действиями ставит семью в сложное финансовое положение. Он намеренно уклоняется от оплачиваемой трудовой деятельности, не предпринимая никаких усилий для пополнения семейного бюджета. В результате обеспечить полноценное содержание нашим детям не представляется возможным, т.к. сугубо моих доходов для этого недостаточно».
Подача заявления в одностороннем порядке
Чтобы семейная пара могла официально расторгнуть брак, достаточно волеизъявления хотя бы одной из сторон. Поэтому в тех случаях, когда один из супругов выступает против расставания либо же у него нет желания или возможности выражать свое мнение, оформить и подать необходимые документы может вторая сторона.
Что касается того, как подать заявление на развод в суд без жены или без мужа, то здесь все достаточно просто. Для данных споров предусмотрена специальная форма заявления №9, которая, в отличие от формы №8, составляется не от пары, а от одного лица. Подача заявления и механизм его рассмотрения в суде идентичен уже описанным выше процедурам.
Ниже приводим бланки формы №8 и формы №9.
Узнайте подробнее как подать на развод в одностороннем порядке.
Оплата государственной пошлины
Как и большинство юридических процедур регистрация и расторжение брака требуют перечисления оплаты в бюджет государства. Таким образом вы сможете возместить услуги по оформлению новой документации и внесению корректировок в старую. Оплата взноса необходима вне зависимости от того, через какую инстанцию вы будете осуществлять бракоразводный процесс. Учтите, что без квитанции, подтверждающей факт перевода денег, ваше заявление не примут и не рассмотрят.
Узнайте о размере госпошлины при разводе.
Причины развода в исковом заявлении о расторжении брака: примеры
Рассмотрим, какие причины
и формулировки указывают пары при прекращении официальных отношений:
- Жена проявляет повышенный интерес к особям противоположного пола. После работы она возвращается подозрительно поздно и часто была замечена в компании малознакомых мужчин. Подобное поведение считаю несовместимым с брачным союзом.
- Муж длительное время уклоняется от поиска работы, не содержит семью и не занимается воспитанием детей. Ввиду этого появились серьезные финансовые проблемы.
- Требую развода с супругом ввиду систематического физического насилие надо мной и ребенком. В качестве доказательств факта избиения прилагаю свидетельские показания и справку с описью полученных травм.
Разделение имущества при разводе
Любые имущественные споры вокруг совместно нажитых в супружестве материальных благ подлежат разрешению в суде. Мировом или общей юрисдикции — будет зависеть от суммы, вокруг которой ведется спор, и возможности сторон достичь консенсуса.
При решении данной проблемы будут учитываться следующие моменты:
- Наличие в семье несовершеннолетних детей.
- Степень участия сторон в увеличении благосостояния семьи.
- Наличие благ, полученных каждой из сторон по безвозмездным сделкам (например, по договору дарения, по завещанию).
Узнайте более подробно о разделе имущества при разводе.
Сколько времени нужно для развода
Сказать точно, через какое именно время после подачи заявления вы сможете считать себя официально свободным от супружеских уз, невозможно. В нормативно-правовых актах указывается лишь ориентировочный диапазон в 1-3 месяца, но реальный результат будет зависеть от масштабов разногласий в паре и готовности сторон договариваться.
Узнайте подробнее сколько может длиться развод.
Если разводиться приходится с иностранцем
Процедура аннулирования брака с гражданином другой страны практически ничем не отличается от бракоразводного процесса с россиянином. Единственное, что может вызвать сложность — это определение места подачи заявления и уведомление ответчика о том, что второй супруг хочет официально прекратить отношения.
Так, нередко супруги-россияне спрашивают у юристов, где расторгается брак с супругом-иностранцем, проживающим за пределами России. Если регистрация семейного союза была произведена в РФ, то и развод должен быть произведен на территории страны. Соответственно, заявление может быть подано, например, по месту последнего известного жительства иностранного гражданина в России. Также можно попросить содействия дипломатического представительства РФ в том государстве, где проживает вторая сторона.
Статистика в РФ
Показатели, свидетельствующие о количестве распавшихся семей относительно количества заключенных браков, неутешительны. Процент разводов колеблется каждый год, но значительного их сокращения добиться не удается.
Фото: статистика причин разводов в РФ
Для примера приведены данные за период с 2010 по 2015 гг.:
Год | Количество заключенных браков | Количество разводов | Процент разводов |
2010 | 1215066 | 639321 | 52.6% |
2011 | 1316011 | 669376 | 50.8% |
2012 | 1213598 | 644101 | 53% |
2013 | 1225501 | 667971 | 54.5% |
2014 | 1225985 | 693730 | 56.6% |
2015 | 1215000 | 735000 | 60.5% |
В таблице наглядно показана динамика разводов за последние годы, согласно которой (несмотря на некоторое улучшение ситуации в 2011 г.) общая тенденция все же такова что больше половины заключенных в России браков распадаются.
Развод с осужденным супругом
Как мы уже говорили, в СК РФ прописано, что в случае осуждения одного из супругов на срок от трех лет второй имеет право подать на развод и в полной мере рассчитывать на то, что суд удовлетворит его иск. Общие требования к процессу аннулирования брака будут такими же, как и в отношении разводов по другим основаниям. Однако есть и одно исключение — в таких ситуациях истец может рассчитывать на то, что процедура развода через суд будет произведена в упрощенном режиме.
Для этого истцу достаточно будет предоставить копию своего паспорта, копию обвинительного приговора и само исковое заявление. Как правило, такие дела не требуют детального юридического изучения, а потому решение по делу (как правило, в пользу истца) принимается в срок до одного месяца. После этого гражданин, подавший иск, сразу же получает на руки свидетельство о разводе.
В некоторых случаях осужденный супруг может задаться вопросом, как затянуть бракоразводный процесс в суде. С этой целью он может подать встречный иск, изложив в нем свои претензии ко второй половине.
Образец ходатайства о рассмотрение дела в закрытом судебном заседании
Ходатайство о проведении закрытого судебного заседания |
Развод это всегда сложно и больно. Оградите себя от негативных эмоций и переживаний. Поручите ведение дела юристу.
Образец и правила оформления иска вы найдете в статье ”Исковое заявление на развод через суд с детьми и без детей”
Момент прекращения брачных отношений
Брак считается полностью расторгнутым либо после внесения соответствующей записи в органе регистрации актов гражданского состояния, либо в случае с судебным разбирательством — после вступления в силу соответствующего постановления и последующего внесения данной информации в документах ЗАГСа.
Иногда у людей возникает вопрос, где взять постановление суда. Сделать это можно в той инстанции, где рассматривалось дело. Там же выдадут и выписку из судебного решения, которую затем можно будет самостоятельно отнести в ЗАГС.
Примечательно, что официально вступить в новые семейные отношения до того, как будут оформлены и получены документы, свидетельствующие об аннулировании прежнего брака, ни одна из сторон не может.
Узнайте более подробно с какого момента брак считается расторгнутым.
Аннулирование брака через ЗАГС
Ключевые этапы бракоразводного процесса в данной инстанции схожи с процедурой разрыва отношений через суд. Аналогичным образом придется написать заявление, подготовить пакет документов, подать его и дождаться ответа. Правда, в этом случае сторонам удастся избежать и длительного ожидания (решение будет принято уже через месяц), и трудоемкого, сложного во всех отношениях разбирательства по вопросам конфликта.
Узнайте подробнее когда возможен и как происходит развод через ЗАГС.
Выводы
Если в семейной паре не возникает серьезных конфликтов на почве финансовых или иных разногласий, то тихо и мирно расстаться можно просто подав заявление в ЗАГС.
Но развестись без привлечения помощи судей удается достаточно редко, так как многих супругов к моменту расставания связывают тесные правовые отношения, грамотно разорвать которые можно только при условии юридического анализа дела.
Так, вопросы, решаемые судом при вынесении решения о расторжении брака, включают разделение общих материальных благ, определение дальнейших принципов воспитания и содержания совместных несовершеннолетних детей (в частности, начисление алиментов), некоторые другие аспекты.
В зависимости от сложности дела и готовности сторон идти на компромиссы сроки рассмотрения дела могут варьироваться от одного до трех месяцев.
То, где именно и как проходит разбирательство, зависит от обстоятельств дела. В одних случаях достаточно будет мирового суда, в других потребуется уже инстанция общей юрисдикции, а если вторая половина имеет другое гражданство и не живет в РФ, то может понадобиться помощь дипломатического представительства.
Для того чтобы избежать возможных ошибок перед тем как писать заявление на развод лучше сначала проконсультироваться с юристом, который даст советы применительно к вашей жизненной ситуации. Специалист подскажет, как готовить документы, куда их подавать и где получить решение суда о расторжении брака, когда все закончится.